Правдин Александр Геннадьевич : другие произведения.

Экспериментальные самолёты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В 30-е годы в Советском Союзе были разработаны уникальные самолёты, которые не пошли в серию. У разных самолётов были разные на это причины. Некоторые не вписывались в доктрину молниеносной войны. Для других время не настало. Любой из их мог прославить себя, если бы попал в серийное производство. Но вместо славы, у каждого из них был свой путь к забвению.

  Экспериментальные самолёты.
  
  Ниже приведёны отрывки из текста моей книги "Финский гамбит или роль советско-финской войны в мировой революции". Книга издана в Абакане в 2008 году в книжном издательстве "Бригантина". Объем книги 260 страниц. Книга продаётся в краеведческом музее г. Абакан ул. Пушкина 96. Авторские права на книгу защищены. Использование текста в коммерческих целях без согласия автора карается законом. Использование текста допустимо с использованием ссылки на источник.
  
  Советские конструкторы неустанно трудились над изобретением новых стратегических самолетов и создавали такие образцы, какие даже сложно представить без богатого воображения. Константин Алексеевич Калинин создал 7-ми моторный "К-7", который по проекту мог брать 19 тонн бомб, а в десантном варианте - 100 десантников. Для собственной защиты "К-7" имел 4 пушки и 8 12,7 мм пулеметов.
   Туполев на смену своим старым самолетам создал 8-ми моторный самолет "АНТ-20", он же "Максим Горький". Высота самолета - 10,6 метров, длина - 32,5 метров. Размах крыльев- 63 метра. Масса - 50 тонн. Самолет был испытан 24 апреля 1934 года. Официально самолет строили как передвижной агитационный пункт и под это дело собирали деньги у комсомольцев. Эти "спонсоры" даже не знали, что у этого самолета есть другое название - "ТБ-4".
   Сергей Козлов предлагал еще более огромный самолет - 12-ти моторный "Гигант". Он был способен поднимать в небо несколько десятков тонн бомб. Его можно было использовать в качестве транспортного самолёта, способного выбрасывать в тыл врага целые подразделения с техникой.
   Огромные размеры этих самолетов не превращали их в легкие мишени. Стратегические самолеты на бреющем полете не действуют. Они бомбят объекты противника с больших высот, где их не каждая зенитка сможет достать. А для самозащиты от истребителей врага советские стратегические бомбардировщики вооружались скорострельными пушками и крупнокалиберными пулеметами.
   Американские стратегические бомбардировщики "В-17", прозванные "Летающими крепостями", вооружались лишь одними пулеметами калибром 12,7 мм. Тем не менее, "За каждый уничтоженный бомбардировщик "В-17" немцы платили тремя истребителями". (Майк Спик "Асы Люфтваффе", стр. 26, изд. "Русич" 1999 г.). Представьте, какие потери пришлось бы нести немцам, если бы они столкнулись с советскими стратегическими бомбардировщиками новых конструкций. Но им на счастье, советское командование в конце 30-х годов отказалось от стратегических бомбардировщиков.
   В помощь стратегической авиации Павел Сухой предлагал одномоторный сверхдальний бомбардировщик "ДБ-1" с невероятно большим размахом крыльев. Этот самолет под другим названием долетел до Америки через Северный полюс.
   Виктор Болховитин предложил тяжелый бомбардировщик "ДБ-А". Этот самолет был сделан на базе "ТБ-3". Его уникальность в том, что производство "ДБ-А" можно было начать на тех же заводах, где выпускали "ТБ-3", без всякой перестройки производственного цикла, без замены оборудования, без переучивания инженеров и рабочих. Это уникальный пример того, как с минимальными затратами на базе старого самолета можно начать производство нового.
   В 1934 году поднялся в воздух "АНТ-22" ("МК-1", "Морской крейсер"). Это была летающая лодка с двумя корпусами и шестью двигателями. Длина каждой лодки - 24 метра. Размах крыльев - 51 метр. Полетная масса - 30 тонн. Экипаж - 8 человек. Только для защиты задней полусферы он имел 4 огневые точки. Грузоподъемность - до 13 тонн. "АНТ-22" поднимал 10 тонн на высоту 2200 метров. (Григорьев А.Б. "Альбатросы". Стр. 91. )
   Этот самолет можно было использовать как стратегический бомбардировщик - гидросамолет. Перед сухопутными собратьями он имел одно неоспоримое преимущество: ему не нужна была взлетная полоса с твердым покрытием. Но и этот самолет в серию не пошел.
   Еще один тяжелый бомбардировщик, "АНТ-44", был создан перед войной, но и от него отказались. Другое его название - "МТБ-2" ("Морской тяжелый бомбардировщик"). Третье его название - "Чайка". Это летающая лодка при полетной массе 18500 кг и 1000 кг бомб; развивала скорость 355 км/ч на высоте 3750 м, дальность полета составляла 2500 км. Практический потолок - 6000 м. "Чайка" имела также колесное шасси. При полетной массе 21500 кг, "МТБ-2" имел дальность полета 4550 км. и мог брать до 2500 кг бомб. 7 октября 1940 года на нем был установлен рекорд мира с грузом на дистанции в 1000 км: он развил скорость в 241 км/ч". (Там же, стр. 232).
   "В январе 1940 года работы по "МТБ-2" были прекращены, поскольку машину этого типа сочли бесперспективной. Действительно, на Балтике и Черном море сухопутные машины могли "перекрывать театры военных действий". Но опыт Великой Отечественной войны показал, что машины типа "МТБ-2" могли бы принести ощутимую пользу флоту..." (Там же, стр. 232).
   Не к Отечественной войне у нас готовились, поэтому тяжелые бомбардировщики в серию не шли. Но опытный образец принес много пользы в нежданной войне.
   "На "Чайке" Иван Сухомлин встретил начало Великой Отечественной войны. По инициативе Сухомлина "АНТ-44" стал летающей лодкой - с самолета сняли сухопутное шасси. Это увеличило грузоподъемность: теперь на самолет можно было брать 4 тонны бомб, а при полетах на небольшие расстояния - 7". (Там же, стр. 232).
   После нападения Гитлера отношение к "Чайке" резко изменилось, но что толку. "Заводы, которые могли выпускать гидросамолеты, оказались на территории, оккупированной противником...". (Там же, стр. 239).
   "На "Чайке" совершали полеты стратегического назначения на неприятельские объекты, в состоянии вывести из строя нефтяные месторождения Румынии.основном на Плоешти". (Там же, стр. 233). Естественно, что один стратегический самолет был не в состоянии вывести из строя нефтяные месторождения Румынии.
  
  В СССР ударные "самолеты чистого неба" создавались таким образом, чтобы их стоимость при производстве была минимальной. Су-2 строили против стран Европы, а против "третьих стран" создали штурмовик "Пегас". "В 1943 году конструктор Дмитрий Томашевич выдал давно начатый, но из-за германского нападения и эвакуации, поздно завершенный штурмовик "Пегас": два двигателя, по 140л.с. каждый. Скорость у земли - 172км/ч. на высоте - и того меньше. Летчик один. Самолет не имел ни стрелка, ни оборонительного вооружения. Самолет строился из неавиационных материалов: фанера строительная, сосновые брусья, кровельное железо, танковая броневая сталь. Контуры самолета образовывали только прямые линии. Простота и дешевизна - в самом последнем пределе. Самолет могла строить любая мебельная фабрика. Причем массой. Потоком. При этом "Пегас" нес две 23-мм автоматические пушки, крупнокалиберный пулемет и 500-кг бомбу. Летчик был прикрыт броней, защищавшей его от пуль крупнокалиберных пулеметов и даже от 20-мм снарядов. Броней были прикрыты бензобаки и другие, жизненно важные узлы. Бензобаки, в случае необходимости, сбрасывались. Огневая мощь и надежная защита от огня с земли, делали этот, поистине самый дешевый и простой из всех самолетов, грозным противником". (Виктор Суворов "День "М" стр. 181-182). Время "Пегаса" не наступило и он просто не смог себя проявить.
  
  Когда советская сторона перестала играть в поддавки, советская авиация даже начала принимать участие в корректировке артиллерийского огня. Для этого, использовались все имеющиеся у нее средства.
  "Для корректировки действий собственной авиации по оборонительным сооружениям противника, советской стороной было применено и такое необычное боевое средство, как автожир. В составе 1-го отдельного корректировочного авиаотряда, вооруженного самолетами ССС, входила опытная группа, которая имела на вооружении один-единственный автожир - А-7 бис (другой аппарат - А-7 был оставлен в Ленинграде на ремонт). Этот винтокрылый летательный аппарат использовался, по сути дела, как обычный самолет-разведчик. В основном он занимался корректировкой огня тяжелой артиллерии советских войск. Ввиду общей слабости финской авиации и полного превосходства советских ВВС, автожир ни разу не подвергался атакам финских истребителей. Более того, он не имел ни одного серьезного боевого повреждения на протяжении всей войны. За время боевых действий автожир А-7 бис произвел 20 боевых вылетов с общим налетом в 11ч. 14мин". (П.В. Петров "Советско-финляндская война". Том I стр. 482).
  Почему хваленые финские истребители не сбили такое неуклюжее летательное средство, как автожир? Да просто потому, что автожир действовал на передовой, где есть куча свидетелей. А финские истребители умели сбивать русские бомбардировщики только в тех местах, где их "былинным подвигам" не было свидетелей. Вдобавок, на фронте действовал лишь один-единственный автожир, и если бы финны соврали, что они его сбили, их ложь бы легко раскрылась. А вот с советскими бомбардировщиками было проще, их было много, за всеми не уследишь и естественно, постороннему наблюдателю будет тяжело разобраться, сколько в действительности было сбито советских самолетов, поэтому здесь финны врали напропалую, не боясь, что их ложь проявится.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"