Прибылов Александр Геннадьевич : другие произведения.

Немного о социальных моделях в фэнтези

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  По итогам беседы с коллегой "Крысоловом" решил поделиться наболевшим. А к наболевшему как всегда относится качество современной фэнтезийной, а в широком смысле и всей фантастической литературы (ну читатель я! не только писатель!). Критериев качества множество, качество проседает по всем. Но, коль тема разговора касалась общественных моделей, то пишу о них.
  
  Думаю, большинство внимательных читателей уже заметили, что линейка власти в рассматриваемой литературе обязательно включает в себя усредненные европейские феодальные титулы. Это справедливо и для "исторической" и ЛРПГ фэнтези. С одной стороны оно понятно - жанр дошел до нас именно из западноевропейской, и даже уже - из англосаксонской литературы, с ее характерным пиететом к родовой аристократии (ага, наша дамская литература просто пронизана образами БЛАГОРОДНЫХ главных мужских персонажей). С другой - обидно, очень обидно! Ведь кроме англосаксонской литературы нам известны и образчики авторской фантастической сказки - те же Туве Янсен и Линдгрен! А ведь там совершенно другая общественная модель! Но не сложилось. Читатель (и писатель) в массе захотел стать "багрянородным" (титул византийский, означающий рождение в Багряных Покоях Палатинского Дворца, принадлежность к императорским потомкам).
  
  А ведь наш человек весьма не приспособлен к феодальному обществу. И в результате, пытаясь хоть как-то построить реалистичное повествование писатели скрещивают ужей и ежей, описывая средневековье собственного представления смешанное с реалиями Англии Викторианского времени. А ведь стоит почитать или посмотреть "Чужестранку" Дианы Гэблдон (РЕКОМЕНДУЮ, прекрасный образчик женского романа с попаданкой и ненавязчивой мистикой), чтобы понять, к чем приведет применение современных моделей поведения в ТОМ обществе. И дело не в бытовой неприспособленности, с ней-то проблем не возникнет, наш человек в среднем здоровее, способнее к обучению и банально не менее живуч, чем человек средневековья. Дело в обществе - оно невыносимо малоподвижно и территориально ограничено. В рамках феодального общества все его представители находятся в рамках своей социальной страты и своей территории. Жуть, которую описывают очень немногие хорошие авторы (да, есть такие!).
  
  Тем удивительнее, что у тех же англосаксонских авторов (тот же Тертдлав или МакКенна) не догадались заимствовать совершенно иные формы общества, где эксплуатируются уже иные модели. А ведь на них стоит обратить внимание! Люди не зря отошли от собственно британских канонов знатности, оно прекрасно осознали ограниченность чисто феодального мирка (обратите внимание на фактическое отсутствие всего остального мира для героев поттерианы).
  
  Но опять не срослось. Потянули из аниме, которое в описании "европеоидных" миров опять же скатывается к английской модели (рука-лицо). Видимо потому, что собственное общество очень недавно вышло из того самого феодализма. И вслед за ним на нас хлынул поток бояр-аниме, ага.
  
  А ведь и анимешные авторы творили (и творят!) околосредневековые миры с иными моделями общества, более актуальными и приспособленными для современного читателя!
  
  Что же это за миры? Что за образцы, которые хотелось бы рекомендовать авторам и читателям? И по каким причинам я хочу их рекомендовать?
  
  Дело в том, что для нас, современных, важны несколько условий: высокая вертикальная подвижность общества, высокая транспортная связность, сравнительно высокая глобализация.
  
  Эти условия можно найти в истории человечества в массе! Это, во-первых, Темные эпохи - времена военной демократии и перемешивания устоявшихся сообществ. Но комфорт в эти времена весьма относительный, и отнюдь не для многих, да.
  
  Но есть и во-вторых. Как ни странно это периоды существования крупных стабильных социальных общностей. Приведу список примеров (далеко не полный) с краткими характеристиками:
  
  - Средиземноморье до нашествия Народов Моря, включавшее в себя конгломерат обществ от административного Египта Новой Династии до феодальной теократии Хеттского Царства, одновременно с кланово-олигархическими пунийскими сообществами...
  
  - Ближний Восток Ахеменидского периода - огромное пространство связанное множеством связей при потрясающем разнообразии общественных форм. При наличии политических и экономических институтов знакомых нам по Новому Времени (ага, полноценные банки, разведки и аналог политического сыска)...
  
  - Кельтская Европа... ооо, тут говорить можно МНОГО и долго. Стоит упомянуть только один факт, который умным скажет все: умудрялись собрать Общекельтское ополчение в рекордно короткие сроки...
  
  - Средиземноморье времени Классической Греции...
  
  - Эллинистический мир - эпоха одной из настоящих мировых войн, когда Рим на западе и наследники Македонского совершали всяческие деяния на пространстве от Гибралтара до предгорий Тибета и Индии (эхом отдавались и в предимперском Китае)...
  
  - Византийское Средиземноморье, под которым я понимаю время существования единого экономического пространства бывшей Римской Империи (смотрите Коваленко "Кембрийский период") и соседствующее ему Иранское Царство...
  
  - Современный им Китай...
  
  - Потрясающе богатый на связи период 6-10 веков, когда от Иберии до Кореи протянулись политические и экономические связи, а так же прошли пара-тройка мировых войн...
  
  - ... список можно продолжить, и думающий читатель сможет сделать это без труда, просто поискав аналогии в дальнейшей истории человечества.
  
  
   И для каждого их этих миров существует своя, отличная от европейской, модель общества! Общества интересного, подвижного, глобального! Любопытствуйте товарищи авторы!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"