Прибылов Александр Геннадьевич : другие произведения.

Критерии социальных связей

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Китайцы и японцы большие прагматики. Они все время считают и оценивают. Считают долги и оценивают платежеспособность...


   Мир Поднебесной это мир связей, отношений. Так сложилось, что философская мысль здесь любое явление видит именно как производную качества и количества СОбытия этого явления с другими. Даже предельный опыт личного самосознания (1) рассматривается через отношения, пусть и предельные. Естественно, что и место человека в обществе определяется качеством и количеством его связей. Понятия, описывающие человека, отражают именно вид или меру этой сообщительности - "жэнь" (2), "дэ" (3), долг.
   "Жэнь" - "милосердие". Способность бытийствовать, творить, присущая конкретному человеку. Природа этой способности не ясна. По представлениям одних это дар Неба, по представлениям других это результат личного труда, и, наконец, третьи утверждают, что это то что делает человека человеком и будучи даровано ему Небом может быть умножено в дальнейшем.
   "Дэ" - "добродетель", "достоинство", "мощь". Термин не сводимый полностью ни к одному из этих понятий. Означает скорее эффективность сообщительности с миром. По сути это КПД с которым "жень" человека реализуется в мире...
   Долг. Ничто в мире не происходит из ничего (возможно за исключением самого мира и милосердия) и не проходит бесследно. Мистическое представление о последовательно превращении бытия в рамках мира в быту вылилось в представлении о долге каждого перед прошлым и будущим. Исполнение долга воспринимается, как сохранение целостности реальности, а неисполнение как разрушение ее. Что, в свое время, и вызвало (наряду с другими причинами) жестокую реакцию на учение Будды. Отсюда же проистекает и осуждение не исполняющих своих долгов, выведение таких людей за рамки общества, несмотря на любые богатства и силу.
   Долг более всех в этой тройке поддается формализации, чем я и воспользуюсь...
  
   Разновидности долга определяются тем характером связи, которая сводит вместе представителей социума. И число таковых ограничено, товарно-денежными отношениями, семейными, властными и личными отношениями, что позволяет выделить четыре соответствующих категории долга. Важно при этом отметить, что в своих пределах эти группы граничат друг с другом, перетекают друг в друга. И наибольшую проблему для формализации представляет именно пограничная область. Она является местом субъективного творчества. С учетом этого, качество и количество отношений измеряется не столько относительно самой связи, сколько в контексте относящихся сторон. Так для разных сторон долговые отношения могут принадлежать к разным группам, что в свою очередь влияет на положение сторон на социальной лестнице.
  
   Товарно-денежные связи
   К этой группе относятся любые виды рационализированных, вещных отношений. Это сделки измеряемые деньгами, товаром, услугами (но не всякими). Долг здесь прозрачен и легко измеряем. Но и более всего удален от понятия "жень". Удобство оформления и отслеживания таких связей в некоторые периоды делало эти связи эталонными, что выражалось либо в введении имущественного ценза для разных социальных слоев, либо в непомерном росте власти денег (в те короткие периоды, когда большинство в обществе опускались до уровня восприятия жизни как вещности). Во всех случаях результатом было сильнейшее потрясение общества, зачастую гибель династии и социальные катастрофы. Однако, недооценка таких связей так же неотвратимо приводила к не менее гибельным последствиям.
   Т.о. данная группа связей имеет свое место в общественной теории и структуре социума. Место признанное, гарантированное и... самое низкое в иерархии общественных отношений.
   На данный момент в межгрупповых связях соотношение рассчитывается не по линейной схеме, когда абсолютные величины деловых связей соответствуют абсолютным величинам других, а с учетом, как материального состояния фигурантов отношений, так и их государственных, родственных и личных статусов.
   Властные (государственные)(4) связи
   Прежде чем описывать эту группу, необходимо раскрыть представления о власти и государстве, сложившемся в Поднебесной.
   Не имея возможности глубоко описывать метафизику государства ограничусь кратким описанием струтуры.
   Глава государства, "ди" не есть император в привычном смысле слова. Это не правитель или военачальник. Вернее, не только. "Ди" является фокусом отношений Неба и Земли. Он выполняет роль порядкоустроителя мира (власть есть упорядочение, струтктурирование). И в этом смысле самым важным для правителя является возможность упорядочивать мир через "дэ" - соотносительность всех элементов мировой структуры. Возможность эта дается (т.е. исчисляемо и может отчуждаться) Небом и, соответственно, называется Мандатом Неба. Естественно, что подтверждение такого Мандата дело хлопотное. Тут помогают статистика и представление о наследовании в поколениях. Т.е. правитель, при котором государство сильно, а народ сыт (или наоборот), считается угодным Небу. А его потомки наследуют это благорасположение. И хотя иные пользуются подтасовкой фактов, т.е. пропагандой и подложными родословными, все же и самые отъявленные негодяи, нет нет да и поглядывают на Небо - а вдруг Оно чего скажет (5)? При этом появление человека с большим "дэ" теоретически означает, что Мандат Неба переходит к нему...
   "Дэ" принципиально исчисляемо, а так же может отчуждаться. Последнее свойство позволяет правителю наделять "дэ" других людей - принимать их в круг своих помощников. В идеале, все люди мира (или области порядка) являются сотрудниками правителя (это звучит еще в легендах о первых правителях) и как таковые могут и должны получить от правителя-"ди" соответствующую им часть "дэ". Соответствующую настолько насколько они могут ее реализовать. Это проявляется в ранговой системе, где каждый ранг есть отражение факта делегирования "дэ" данному социальному слою. Однако это именно идеал, очень не полно отражающий реалии человеческих отношений. Воля Неба неизвестна большинству населения, но свидетельствуется финалом очередного сюжета истории - своеобразное перефразирование поговорки "все что ни делается - делается к лучшему". Осознать момент передачи Мандата кому-то другому, или делегирования этой же Воли в частном случае может только просветленный и праведный мудрец. Если этого не происходит, или к мнению мудреца не прислушиваются, то правитель утерявший Мандат Неба (или имеющий ограничения в нем) может вступить в конфронтацию с тем кто действует по Воле Неба.
   Попытки систематизировать этот процесс и создать стройный механизм реакции на него делались неоднократно. В результате при дворе Императора-"ди" появился штат мудрецов, гадателей и жрецов-медиумов, позволяющий "более-менее ясно" слышать веления Неба. А система делегирования "дэ" менялась от одной эпохи к другой, склоняясь от всеохватности участия "ди" в таком делегировании (общие законы) до ступенчатой последовательной передачи (феодальная система), и в настоящий момент (время действия романа) находится посередине между этими крайностями - местные чиновники оценивают способности подчиненных и посылают списки на одобрение правителю. Т.е. происходит встречное движение от нижнего, личного, уровня отношений к Небесному, и от Небесного к личному.
   Естественно, что такая же ранговая схема используется и для мира Мертвых, Мирохранителей и Небесного Мира. Но если Небесный мир и мир Мертвых не пересекаются с миром Живых (отношение с мистическими сущностями имеют скорее родственные связи), то Мирохранители в мире Живых имеют ту же ранговую градацию, что и люди.
   Т.о. данная категория долга оперирует понятием "дэ" и основывается на... субъективном мнении или отношении группы в рамках властных (упорядочивающих) отношений, к которым относится и профессиональное мастерство (как способность упорядочивать бытие).
  
   Родственные связи
   Одна из самых запутанных категорий долга. Основой ее является долг перед родителем (рождение) и воспитателем (взросление). Специфика этого долга в том, что он... принципиально не может быть выплачен. Невозможно родить собственных родителей (о путешествиях во времени здесь и не помышляют, да и для нас это неразрешимый парадокс), и невозможно научить жить своего учителя (хотя?).
   Проблема неоплатности этого долга решается довольно просто. Он передается по наследству. Т.е. долг перед родителями - родить и воспитать их внуков.
   Дело усложняется наличием нескольких детей, а так же множеством детей у этих детей... Дерево зависимостей разветвляется, растет, закольцовывается (а вот даже и так)... И вся эта система работает на создание и сохранение клановой структуры общества, успешно существующей параллельно государственной.
   При взаимодействии с другими категориями долга приходится учитывать весь груз семейных связей, который лежит на каждого человека...
   Личные связи
   Самая сложная, более того, невозможная для формализации категория долга. Отношения двоих: дружба, симпатия, любовь, - неизмеримы. Только в ряде случаев о них свидетельствуют явные для других отношения приятельства, влюбленности и т.д. И для социума, как организма эти отношения прозрачны только в результатах общественной деятельности. И оцениваются, естественно с позиции эффективности этой самой общественной деятельности... Однако третий человек, все же способен оценить отношения двоих. Не всегда, но может. А значит может и оценить их взаимные обязательства, что дает возможность в частных случаях соотносить этот долг с другими категориями. По сути это то что у нас принято называть порядочностью. И несоблюдение такого долга, ставшее известным третьим лицам может привести к "потере лица"(6).
   В заключение
   У нас это называют имиджем. И в общем-то верно называют. Различие лишь в значимости. Для жителя Поднебесной совокупность жень, дэ и долгов, образует Лицо, которое определяет его положение в обществе, состоятельность, социальную кредитоспособность. И даже его отношения с законом - здесь отсутствует понятие вины, а значит и понятие презумпции невиновности. Зато есть понятие долга и способности его возместить. А долг имеет свойство расти со временем...
  
  
  
  
  
   (1)Опыт выходящий за пределы относительного, явленного бытия, трансцендентный, не существующий для явленного мира, и потому определяемый термином Пустоты, однако не равнозначной обыденной пустоте. При этом надо отметить, что это Пустота, которая порождает все явленное бытие, его источник. И в этом смысле человек переживающий опыт запредельного приобщается к самому источнику бытия.
   (2)Жень. Я перевожу этот термин как "милосердие", способность претворять Пустоту в явленное бытие. Способность четко соотносимая с сердцем, как средоточием духа.
   (3)Дэ - "добродетель", "достоинство", "мощь". Термин не сводимый полностью ни к одному из этих понятий. Означает скорее эффективность сообщительности с миром. По сути это КПД с которым "жень" человека реализуется в мире... Такое понимание приводит еще к одному выводу: человек с большим "дэ" способен эффективно использовать стороннюю "жень".
   (4)Понятие государства здесь не совпадает с европейским пониманием этого термина. Причиной тому, служит аграрная основа жизни социума, а так же то, что государство здесь понимается не как только общественная конструкция, структурированная группа или "информ-объект", но как мистический организм, включающий в себя кроме человека и все составляющие ландшафта. Последнее положение полностью укладывается в парадигму современного научного направления - "регионалистики".
   (5)И говорит. Языком стихийных бедствий.
   (6)Надо сказать, что жители Поднебесной довольно неохотно принимают милости, очень хорошо представляя, что вместе с ними принимают на себя и долги, за которые придется расплачиваться... И только человек "с великим жэнь способен творить милость". Ибо понимает всю опасность такого творения долгов.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"