Для того, чтобы понять место женщины в обществе Срединной, надо хотя бы схематически представить устройство этого общества и те механизмы, которые регулируют, а значит формируют его жизнь и структуру.
Во-первых! Надо отметить, что общество Империи аграрное, а значит, в основе своей живет в традиционном времени и укладе. При всей социальной сложности государства, развитости культуры, экономики, транспорта и военного дела, все (ВСЕ!) институты общества вынуждены жить в традиционном распорядке, темпе и традиционных же формах внутренних отношений. Отступление от таковых ведет к отрыву любого института от общества и к потере обратной связи, отторжению и гибели или самого института, или всего общества (когда таковой разрыв имеет массовый характер).
Что же это за традиционные время и уклад? И как они отражаются на положении женщины?
1. Традиционное время это резкая сезонность с четкими, ритуально оформленными границами и признаками. Эта ритуальность в разбиении и различении сезонов переносится на все значимые отрезки времени. Как на большом протяжении (жизнь), так и в течении дня... Вспомним об этом чуть позже, в комплексе с другими факторами.
2. Уклад традиционного общества это семейно-клановые формы в любой структуре. Уклад этот основан на способе производства и распределения, а значит в нем играет значение как внутрисемейное, так и внутриклановое разделение труда. И если на базовом уровне роль женщины во внутрисемейном разделении труда оказывалась не менее значительной чем у мужчины, но менее публичной, то во внутриклановом производстве появлялись роли отнюдь не семеные. Т.е. нужные для популяции в целом, но не задействованные в самом процессе самовоспроизводства популяции. Более того, именно на внутриклановом этапе происходит выделение семей в которых сам труд на земле минимизируется, но тем значительней становится доля "внутреннего" условно непубличного действия.
Совмещение двух этих пунктов дает интересную картину. В нижних слоях общества различение женщины и мужчины зримо и вещно, т.к. реализуется в земледельческом труде. При этом таковая зримость и вещность не требует подтверждения ритуалом - она сама есть ритуал. Обыденный ритуал, подчиненный природным сезонам.
Но по мере роста публичной значимости социального слоя и отрыва от базового способа производства, различение гендерных ролей становится более ритуальным именно в знаках, в жестах. Т.е. ведет именно к подчеркиванию образа, роли. И тем значительнее, чем более стабильная роль отводится индивидууму.
Однако, таковая ситуация совершенно не противоречит и крайним формам женских ролей. Это роли "несемейного". Т.е. или роли "вдовушек", или роли "сестер". Даже роль "невесты" может оказываться вполне себе публичной, хотя и на коротком промежутке, когда невеста не включена в полноценную семью ни как дочь (неполовозрелый ребенок), ни как жена-мать. Примечательно, что роли "сестер-невест" и "вдовушек" со временем переходят друг в друга, если не получается образовать семью. И второе замечательное (в смысле, заметное) свойство этих маргинальных ролей - реализация внебрачных половых связей и мистика. "Сестры" излишне часто увлекаются плотскими играми, а "вдовушки" известны своим колдовством... Шутка.
Во-вторых!
Развитость и сложность общества Поднебесной складывается из сопряжения разнообразных этнических, профессиональных и имущественных страт. Общее "семейное" формирование этого общества подразумевает применение именно клановых (надсемейных, большесемейных) технологий для поддержания самовоспроизводства этого общества. И подразумевают эти технологии необходимость самовоспроизводства отдельных семей производящих товарные ценности и власть, но отсутствие таковой необходимости в большинстве случаев производства услуг.
Именно по этой причине управленцы, земледельцы (вообще) и воины являются идеологически полноценными группами. Именно поэтому значительная часть служащих наделяется землей для личного прокормления (и сразу получает законный статус земледельца). Именно поэтому купечество, ремесленники не имеющие собственной земли и люди "публичных" профессий воспринимаются в обществе как неполноценные - их дети не имеют права на чиновную государственную службу (т.е. они не могут быть допущены к управлению).
Эта, последняя, категория людей оказывается в роли деревенского колдуна - нужного общине, но чуждого ей, не имеющего семьи, но воспитывающего учеников...
Понятно, что таковое положение отнюдь не завидное. В него попадают или по нужде, или по свойству характера. Впрочем, есть и плата - высокий доход. И как последняя надежда для женщин - возможность войти в семью "правильного" человека в самом низком, но не рабском статусе.
В-третьих!
И наконец, с учетом первых двух пунктов хотелось бы рассмотреть один из важнейших моментов: имущественные обязанности и права женщин разных социальных групп и слоев. Начнем с основания - земли и земледельцев.
Крестьянский труд не просто трудоемок. И отнюдь не полностью универсален. Вспашка земли, т.н. земляные работы, т.е. работы по устройству и поддержанию в порядке систем орошения и дорог, а так же выполнение государственных повинностей связанных с этим, очень сильно повышает значимость мужского труда. Да, в крайних случаях женщины могли выполнять эти работы (вспомним женские упряжки при вспашке земли во время ВОВ или в том же Китае в эпохи смут), но именно мужчины в этом труде оказывались обычно эффективнее. А те немногие женщины, которые могли поспорить с мужчинами в этом нелегком труде, редко могли обзавестись семьей или потомством. Это стало причиной того, что в основе права владения лег примат мужского землевладения. Женщина за редчайшим исключением на большинстве территорий Империи землей не владеет. Но! Она может быть передатчиком права землевладения, а так же может находиться под опекой родственников или государства! В первом случае женщина (обычно это невеста, мать-вдова или осиротевшая дочь без поддержки клана) является условной хранительницей земли для передачи последней детям или будущему мужу. Это так же один из способов сохранения культа предков в семье - когда жених принимается "приживалом" в семью, не имеющую сыновей (или в дом осиротевшей дочери), что в большинстве случаев сопровождается и сменой фамилии.
Второй случай - опекунство родни, достаточно широко распространен и имеет разные формы.
Третий - покровительство государства - имеет в своей основе предыдущий случай. Здесь роль клана, осуществляющего попечительство, и отвечающего за землепользование, берет на себя государство, пропитанное семейными ценностями сверху донизу. И чаще всего именно форма условного землевладения применяется к родственницам Императора (дочери, сестры), а так же к немногим вдовам или дочерям особо выделенных государством людей.
Похожая ситуация складывается и в военном сословии - нести воинскую обязанность женщина, за редчайшим исключением, не может. Потому, наследование повинности и связанного с ним имущества идет по мужской линии. Надо заметить, однако, что даже и военное сословие в аграрном обществе имеет привязку к земле - воины, если это не пограничные наемники, получает в кормление участок земли для собственной обработки (собственноручно или работником). Так же организована жизнь и чиновного класса - они так же относятся к земледельцам...
Иначе обстоит дело у ремесленников и купечества, а так же людей "публичных" профессий, не связанных с реестровой службой.
Основное отличие их от большинства населения - оторванность от земли. В этом они уподобляются той части сельского населения, каковые волею ли судьбы, или складом характера оказываются вне общины земледельцев (под каковыми понимаются именно землевладельцы). Т.е. подобны безземельным батракам, бродягам или живущим рядом с общиной колдунам-ведьмам.
Важная оговорка - кроме земельного владения, человек (и женщина в том числе) вполне может владеть любым движимым имуществом, а так же... домом. Земля под застройку не является и не считается хозяйственной, и владение домом не означает землевладения именно в силу бесплодности этой земли. Потому жилье может демонстрировать имущественное состояние, но без ритуализированных признаков не показывает статуса владельца.
Именно в этом кроется причина повышенного статуса тех купцов, которые умудряются получить в пользование обрабатываемый земельный надел. Так, землевладелец с капиталом в 10 раз меньшим безземельного оппонента, является более уважаемым человеком. То же касается и ремесленников.
Интересно, что купцы, особенно связанные с широкой торговлей сельскохозяйственными продуктами, весьма чутки к знакам статуса, что отражается и на положении женщин в этих семьях - здесь женщины подчеркнуто зависимы и подчинены мужчинам. Что не мешает появлению женщин-купцов в других торговых сферах.
В целом, горожанки, если они не связаны статусным поведением, более самостоятельны в своей среде - они полноправные владелицы движимого имущества и жилья.
Вышенаписанного, думаю, достаточно для понимания общих механизмов определения места женщины в обществе. Перехожу к частностям.
Итак. Дворцовые женщины. Таковые делятся на три основные группы.
Гарем.
Группа весьма специфическая с широким спектром возможностей. В целом, соотносима с положением жены земледельца, но!.. резко ограниченной от внешнего мира и лишенной всех иных обязанностей кроме внутрисемейных. И, следовательно, положение и возможность здесь определяется способностью к исполнению женского супружеского долга. О нет! Не того, который сразу вызывает наша ассоциативная память. Супружеский долг в данном случае включает отнюдь не только, и не в основном, постельное ублажение мужа, но в первую очередь деторождение, воспитание потомства и создание домашнего уюта. А вот исполнить это БОЛЬШИНСТВО насельниц гарема не способны.
Так препятствием деторождения является часто негласная фармакологическая стерилизация большинства женщин низшего ранга. Что исключает и воспитание потомства.
А за создание домашнего уюта идет настоящая война, перевес в которой имеют те, кто получил соотвествующее образование (они же и ранги имеют более высокие).
Понятно, что огромная масса женщин в этих условиях тотального ограничения и бесцельности переживает сильнейший прессинг на писхику. В низовых уровнях гарема нередки самоубийства, агрессия, это рассадник заговоров и жесточайших преступлений.
Но именно в нижних слоях.
Группа гаремных женщин из ближайшего окружения Императора находится в совершенно ином положении - им доступна вся оговоренная деятельность во всей полноте, а так же присутствует необходимость строить отношения с нижестоящими. Здесь тоже школа жесточайшей борьбы, но психика в целом здоровее.
Кроме того, первые женщины Императора зачастую выполняют и публичную функцию сопровождения супруга в его дворцовой публичной деятельности: пирах, ритуалах.
Напоследок надо сказать, что имущественные отношения во Дворце полностью соответствуют базовым - женщины, даже гаремные, имеют движимое имущество, каковое не отчуждается у них по окончании супружества - вдовы Императора покидают Дворец и разъезжаются по родным местам с тем, что успевают накопить за время жизни во Дворце.
"Светские" дамы.
Сразу должен уточнить, что употребленный термин не имеет почти ничего общего с привычным нам (по европейскому обществу) смыслом этого слова. В Поднебесной дворцовый мир и мир публичных, государственных учреждений оказался крайне мало похож на европейский или даже поздний японский - развитый феодализм островной цивилизации породил и сходные с европейскими формы. Китай же феодализм пережил давно (5-4 века до н.э.) и выстроил свою, уникальную модель отношений внутри элиты.
Первое, и главное, отличие - в Поднебесной не сложилась практика призыва знатных (или, скорее, социально полноценных) женщин на службу во дворце. Таковая должна была отрицательно сказаться на семье призванных, а значит, в рамках парадигмы семейных ценностей, была недопустима.
Однако, в Империи была категория женщин не семейных и одновременно социально полноценных. К таковым временно относились молодые незамужние девушки опекаемые государством, в идеале предназначенные к замужеству. К той же категории относились и женщины потерявшие родню, и так же оказавшиеся под опекой государства - вдовы. Сюда относились и те, кто потерял жениха и принял на себя обет безбрачия.
Много это? По сравнению с европейскими дворами - нет. Но в абсолютном исчислении - десятки человек.
И этих десятков человек вполне хватало для формирования и укомплектования некоего подобия правительства императрицы (как единственной и главной жены!), в основном занятого обеспечением жизни женского двора, но иногда выполняющего и общегосударственные функции.
Кроме них существовали несколько служений одновременно женских и почетных. В основном - ритуального характера.
Во всех этих случаях (а так же в случаях не обремененных службой, но опекаемых государством) женщины эти получали от государства чиновные ранги (или ранги знатности). Впрочем, соответствующие же ранги знатности получали и все гаремные женщины.
К данной категории из героинь "Цветка" относятся:
Принцесса (Томоэ) - великая всеобщая повелительница (да гунчжу) - основной 1-й ранг.
Гэммэй, как дочь брата императора, т.е. вана крови (великого князя) - уездная повелительница (саньчжу) - сопровождающий 2-й ранг.
При этом надо отметить, что поведенческие ограничения данной группы были весьма и весьма относительными. Именно женщины этой категории становились героинями многочисленных сплетен и скандалов.
Да! В китайском табеле о рангах эти чины назывались "внешними минфу" (минфу - именитая дама). А главные императорские наложницы (фэй - почтенные подруги) как и все гаремные женщины имевшие ранг основной или сопровождающий 1-й входили в число "внутренних минфу".
Служанки.
Осталась третья, самая многочисленная и самая ущемленная категория дворцовых женщин - служки.
Вспомним из вышеизложенного о существовании в земледельческой общине группы "не земледельцев". Нахлебников, неполноценных, не имеющих семьи, но исполняющих необходимые функции. Именно таковым уподобляются все служки не имеющие рангов. Это могли быть свободные наемницы (редко!), условно зависимые и даже рабыни. Чаще всего этих девочек или девушек отдавали обедневшие семьи, отдавали на прокорм, на выживание из безысходности. И девочки почти всегда полностью лишались семьи. Как прошлой, так и будущей - таких редко (в процентном отношении) брали в жены именитые люди (хотя бы потому, что служанки, включая музыкантш и танцовщиц слишком доступны и многочисленны, а так же находятся вне поля зрения достойных людей), а брак с мужчиной того же социального положения браком не был даже по форме.
Однако, надо сказать, что сама эта группа не была однородной. Внутри нее существовало довольно активное движение (как вверх, так и вниз) обусловленное личным талантом, смекалкой, хитростью, умелой интригой. А личная свобода и достаток могли быть очень высокими. Даже большинство рабынь могло очень быстро обрести свободу и достаток, что обусловлено самой спецификой этого института. Единственно, очень маленькая группа государственных рабынь могла сменить свой статус только по личному повелению императора (сам статус присваивался в результате государственного преступления, совершенного чаще всего старшими родственниками).