Прилих Ник
"Homo Economicus: Перезагрузка..." Триада Гражданин-Общество-Государство - Субъекты Холодной Войны (Вместо введения)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Анализируется структура проблем нашего общества. Показывается необходимость кардинального (но ЭВОЛЮЦИОННОГО!!!) реформирования системы. Предложены структуры/механизмы здорового общества - общества здравого смысла (ОЗС) и намечены пути реализации предлагаемых реформ.

  Триада гражданин-общество-государство - субъекты холодной волны
  ТРИАДА ГРАЖДАНИН-ОБЩЕСТВО-ГОСУДАРСТВО - СУБЪЕКТЫ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
  (вместо введения)
  
  Содержание
  
  Введение
  1. Государство. Определение.
  1.1. Государство - феномен социума homo sapiens
  1.2. Государство - сущностная конфликтность
  2. Современное общество и процессы в нем
  2.1. Общество. Констатации
  2.2. Общество: боль, беды, проблемы
  2.3. Общество. Каким ему быть?
  3. Мера/возможность кооперации в триаде
  3.1. Коммуникации гражданин-гражданин
  3.2. Коммуникации гражданин-общество
  3.3. Государство: аспект кооперации в триаде
  4. Разумные потребности гражданина
  5. Разумные потребности общества
  6. Здоровые потребности ОЗС
  7. Разумная и эффективная альтернатива государственного устройства
  8. Необходимость и возможность кардинальных перемен
  
   Введение
  Введение
  
  Мы живём в эпоху, где привычные опоры - ментальные, моральные, ценностные - рушатся быстрее, чем успевают сформироваться новые. Триада "гражданин - общество - государство", веками служившая естественным каркасом социальной организации Homo Sapiens, сегодня подвергается тотальной проверке на прочность. Её институты демонстрируют системную неадекватность, а их эффективность и сама уместность ставятся под сомнение.
  Элементы триады, некогда мыслившиеся частями единого целого, превратились в антагонистов. Их взаимодействие всё чаще становится не синергией, а конфронтацией. Это - не метафора упадка, а точный диагноз. "Холодная война" внутри триады - не стихийное бедствие, а результат глубинной дисфункции, заложенной в самой природе современного государства.
  И возникла она не вчера. Эта война - вечный спутник нашей цивилизации с момента оформления государственности в её нынешнем понимании. Однако сегодня, в условиях обострения глобальных и внутренних кризисов, их конфронтация перестала быть "естественной издержкой" общественной жизни. Она превратилась в деструктивную силу, методично разрушающую и социум, и его составные части - граждан, общественные связи, сам институт государства.
  В данной главе мы не только проиллюстрируем этот тезис, но и покажем: радикальная трансформация общества не просто желательна - она единственно возможная альтернатива краха. Существующая система исчерпала ресурс адаптации. Её ущербность некупируема в рамках сложившейся парадигмы. Любые попытки "починить" её лишь усугубляют кризис.
  Мы предлагаем перейти от диагноза к проектированию. От констатации "холодной войны" - к архитектуре мира. От Homo Economicus, этого исчерпавшего себя прогноза, - к Homo Dialogicus, для которого диалог, разум и солидарность станут новым языком взаимодействия.
  Порядок изложения будет соответствовать структуре самой проблемы: мы последовательно разберём компоненты триады, проанализируем конфликтность их парных взаимодействий и, отталкиваясь от здоровых потребностей гражданина и общества, сформулируем критерии для построения аналогов государственных структур в проектируемом Обществе Здравого Смысла (ОЗС).
  Это - введение не только в книгу, но и в новую логику социального бытия. Мы начинаем.
  
   1. Государство - феномен homo sapiens
  
  1. Государство. Определения
  
  Общество - это сложный организм, устойчивое во времени объединение людей, связанных общностью территории, языка, культуры и способа хозяйствования. Оно достаточно автономно и многочисленно, чтобы воспроизводить себя как целое. Элементы общества - это граждане, добровольно причисляющие себя к данной общности.
  
  Государство - это ментально обусловленный, исторически сформировавшийся и организационно оформленный ответ общества на вызовы бытия. Это запрос на то, чтобы малая часть общества - "верхи" - осуществляла властные полномочия в интересах всего общества и большинства его членов - "низов". Или, если короче: государство есть инструмент реализации власти, действующий через систему органов (парламент, армия, суд), процессов (выборы, программы) и идеологем (демократия, национальная идея).
  
  1.1. Государство - феномен социума homo sapiens
  
  От этого инструмента общество вправе ожидать разумного управления. Его ключевые функции - охрана внутреннего порядка, создание условий для эффективного хозяйства, праведный суд и защита от внешних угроз. Плата за эту услугу - лояльность граждан, выражающаяся в признании решений власти, несении повинностей и уплате налогов.
  На первый взгляд, все современные государства, несмотря на различия в строе - демократии, автократии, монархии - в основе своей тождественны. Их видимые отличия порождены, в основном, национальным контекстом: географией, исторической глубиной, доступом к ресурсам, культурным и религиозным наследием. Это позволяет нам сделать важное наблюдение: существующая структура государства - не универсальный закон, а специфический продукт цивилизации Homo Sapiens, сформировавшийся в уникальных условиях планеты Земля. Иные формы социальной организации, как доказывают примеры муравьёв, пчёл или гипотетических сообществ осьминогов, могли бы быть радикально иными. Это наблюдение позволяет нам в дальнейшем рассуждать о "чистой" модели государства, абстрагируясь от национальной специфики.
  И вот, рассматривая эту "чистую" модель в действии даже в самых успешных обществах - Норвегии, Японии, Китае, США - мы без сверхусилий обнаруживаем множество очевидных, странным образом не устраняемых недостатков. В Китае - тотальная зарегулированность жизни и сверхконкуренция; в США - чудовищное социальное неравенство, низкий средний уровень образования и гигантские траты на поддержание сотен военных баз по всему миру; в Японии - демографический коллапс и архаичные социальные практики; в Норвегии - ограниченность перспектив в рамках малой экономики и суровый климат.
  Но сверх этих частных проблем, все современные общества поражены едиными, системными недугами: несправедливостью, фиктивным равенством перед законом, чудовищным разрывом в распределении благ. Бич наших дней - инфляция, безработица, депопуляция, неконтролируемая миграция, распад социальных связей, утрата смыслов, деградация морали и нравственности, кризис семьи.
  И это - не новость. Общества, их институты и активные граждане давно диагностировали эти болезни. Однако нетривиальна не сама констатация недугов, а наше к ним отношение. Исторически сложилось, что на эти проблемы принято смотреть как на досадные, но локальные сбои в целом исправном механизме. А потому и "лечение" сводится к такой же локальной штопке - латанию дыр ad hoc, без попытки найти корень зла.
  Почему же эта система "точечного ремонта" работала прежде и даёт сбой сейчас? Ответ лежит на поверхности.
  Во-первых, за последние десятилетия глобальные проблемы достигли критической массы: экологический коллапс, перенаселение, миграционные кризисы, война как инструмент политики, тотальное обнищание одних на фоне неправедного обогащения других. Масштаб угроз изменился на порядок.
  Во-вторых, человечество вступило в цифровую эру. Информационная прозрачность сделала невозможным прежнее сокрытие или приукрашивание действительности. Язвы общества обнажены как никогда.
  
  Но в чём же суть коренной проблемы? Она - в антагонистическом противоречии, заложенном в самой сердцевине общественного договора.
  Общество не может не делегировать властные полномочия государству - в этом заключается его смысл. Но, делегируя их, общество практически автоматически лишается возможности контролировать:
  • формулировку собственных проблем (это делает за него власть);
  • выбор тактики их решения;
  • оценку результата принятых мер;
  • и, главное, - эффективного влияния на саму власть, как в контексте конкретных решений, так и в вопросах её стратегической состоятельности.
  
  Общество, делегируя полномочия, интуитивно осознаёт, но не учитывает ключевой фактор: у власти есть свои, корпоративные интересы, далеко не всегда совпадающие с общественными. Принадлежность к властной касте наделяет её членов явными (деньги, статус, привилегии) и неявными (неприкосновенность, возможность кумовства) бонусами, сопротивляться соблазну которых под силу лишь единицам. В результате главной целью властного меньшинства становится консервация статус-кво. Цена вопроса его не волнует.
  Более того, общество разобщено и поглощено "выживанием", которое в условиях относительного потребительского комфорта превращается в добровольный отказ от суверенитета мысли, в бегство в инфантилизм. И государство не просто угнетает общество несправедливым распределением благ, но и растлевает его души, услужливо предоставляя этот "опиум для народа", становясь менеджером по удовлетворению низменных потребностей.
  Власть, будучи в численном меньшинстве, отмобилизована и целеустремленна. Общество - аморфно и разобщено. В этом неравном противостоянии власть почти всегда гарантирует себе "демократические" 50% + 1 голос.
  Иными словами, "ползуче" - через законы, подзаконные акты, пропаганду, кадровые назначения - государство узурпирует права граждан, далеко выходя за рамки изначально делегированных. Итог закономерен. И что парадоксальнее всего - даже при всей очевидности провалов, коррупции и прямого обмана, над властью продолжает реять флёр сакральности: "государь хорош, бояре плохи".
  Почему? Ответ лежит не в Кремле, а в нас самих. Таково общество. Таково подавляющее большинство его граждан. Лень, невежество, неумение и нежелание мыслить, неспособность к самоорганизации... За место на парковке или в очереди из трёх человек мы готовы бороться насмерть, но за будущее цивилизации - нет.
  ________________________________________
  
   1. Государство конфликтность внутри
  1.2. Государство - сущностная конфликтность
  
  Прежде чем говорить о болезни, следует определить здоровье. Здоровое государство - это тонкий, но прочный контракт между народом и властью, где последняя выполняет роль эффективного менеджера, арбитра и защитника общих интересов. Его механизмы отлажены, решения прозрачны, а элиты обновляются за счёт притока лучших умов и сильных характеров. Российская государственная модель конца XX - начала XXI века представляет собой разительный контраст с этим идеалом, демонстрируя не отдельные сбои, а тотальную, некупируемую ущербность, ставшую её системообразующей чертой.
  Эта ущербность проистекает из фундаментального внутреннего конфликта, который государственная машина так и не смогла разрешить за постсоветские десятилетия. С формальной точки зрения, она приняла все атрибуты современной демократии: Конституцию, разделение властей, многопартийность, регулярные выборы. Однако на практике эти институты были не наполнены живым содержанием, а превращены в декорации, призванные легитимировать совершенно иную, архаичную сущность - власть-собственность, замкнутую на узкой группе лиц. Этот разрыв между формой и содержанием, между декларацией и реальностью, и является тем раскалённым нервом, от которого исходит всё системное напряжение.
  
  Аргумент первый: Имитация как принцип существования.
  Рассмотрим ключевые демократические институты под увеличительным стеклом.
  • "Пропрезидентская" партия "Единая Россия". Феномен этой партии - краеугольный камень всей системы. Она была создана не как носитель некой идеологии или программы, а как чистейший инструмент удержания власти, административный каркас, скрепляющий вертикаль. Партия не живёт своей жизнью; она - производная от авторитета президента и тотального административного ресурса. Самоустранение президента от формального членства в ней - не что иное, как тонкое лицемерие, позволяющее сохранять видимость его надпартийного статуса "арбитра нации", в то время как весь партийно-государственный аппарат работает на его интересы. Результат "побед" на выборах - это не мандат доверия общества, а математически выверенный отрыв не от политических оппонентов, а от здравого смысла, превращающий электоральный процесс в дорогостоящий ритуал по самоутверждению системы.
  • Парламентские партии-сателлиты. Если "Единая Россия" - это несущая стена системы, то так называемые "системные" партии (КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия", "Новые люди") - это декоративные колонны, призванные создать иллюзию политической конкуренции. Их существование - издевательство над самой сутью парламентаризма. Они не предлагают реальной альтернативы, не формируют ответственное правительство, не выполняют контрольные функции. Их роль - симулировать дискуссию, впитывать в себя протестные настроения и, что естественно для системы - "сидеть" на бюджете, получая государственное финансирование и тем самым будучи встроенными в систему кормовых отношений. Это не оппозиция, а часть властного антуража, чьё благополучие напрямую зависит от сохранения статус-кво.
  
  Аргумент второй: Вертикаль как синоним стагнации.
  Провозглашённая в 2000-х годах "вертикаль власти", призванная покончить с хаосом 90-х, решила одну проблему ценой создания другой, более масштабной. Она подавила не только сепаратизм, но и всякую региональную инициативу, самостоятельность, ответственность. Управленческий класс стал формироваться не по принципу компетентности и результативности, а по критерию личной лояльности. Это привело к классическому явлению негативного отбора: наверх поднимаются не самые умные и профессиональные, а самые услужливые и безынициативные. Их главная задача - не решать проблемы граждан, а отчитываться перед вышестоящим начальством и имитировать бурную деятельность. Государственная машина, лишённая обратной связи и внутренней конкуренции идей, утратила способность к своевременной адаптации и стратегическому планированию. Она реагирует на кризисы, а не предотвращает их, она латает дыры, вместо того чтобы строить новые здания.
  
  Аргумент третий: Правосудие как служба обеспечения лояльности.
  Судебная система, призванная быть беспристрастным арбитром и последней надеждой гражданина, в российской реальности де-факто превращена в филиал исполнительной власти. Принцип независимости судей остаётся пустым звуком в условиях, где карьера судьи зависит от его "правильных" решений по политически мотивированным и коррупционным делам. Право становится не инструментом установления справедливости, а дубиной в руках сильного против слабого, государства - против инакомыслящего, крупного бизнеса - против мелкого. Это уничтожает саму основу общественного договора - веру в закон. В обществе, где закон не защищает, а карает по усмотрению, невозможны ни доверие, ни долгосрочные инвестиции - ни человеческие, ни финансовые.
  ________________________________________
  Итог: Российское государство в его нынешнем виде - это не механизм для решения общественных проблем, а самовоспроизводящаяся система, чья главная и, по сути, единственная функция - сохранение самой себя. Его ущербность не является случайным набором "болячек", которые можно вылечить отдельными реформами. Она тотальна и неизлечима в рамках сложившейся парадигмы, ибо любые попытки терапии будут саботироваться самой системой, воспринимающей их как вирус. Эта система не эволюционирует, а лишь накапливает внутренние противоречия, делая неизбежным не постепенное улучшение, а кардинальную замену самой операционной модели. Именно это и доказывает исчерпывающую необходимость не реформ, но фундаментального переустройства, архитектура которого и будет представлена в последующих главах.
  
  Общество. Констатации
  2. Общество
  2.1. Общество. Констатации.
  
  Мы завершили разговор о государстве. Но что представляет собой вторая сторона триады - общество? Увы, картина здесь столь же далека от идиллии.
  Объективный анализ его устройства приводит к ряду нетривиальных заключений, лежащих на поверхности, но обладающих чудовищной разрушительной силой в своих следствиях.
  
  1. Декларация равенства - основа неравенства.
  Главная ложь, воспринятая на уровне цивилизационной аксиомы, - это миф о равенстве граждан. Люди не равны от природы - ни по способностям, ни по компетенциям, ни по вкладу. Игнорирование этого факта во имя абстрактных догм - не благословенное достижение, а роковая ошибка, лишающая общество инструмента феноменальной эффективности. Ибо "пироги должен печь пирожник, а сапоги тачать сапожник". Навязанный догмат равенства парадоксальным образом легитимизирует самое вопиющее неравенство в распределении благ, где, по перефразированной оруэловской формуле, все равны, но некоторые - "равнее".
  
  3. Стратификация общества как инструмент его разобщения.
  Общество естественно дробится на страты - по возрасту, доходу, социальной роли. Государство, видя в них удобные объекты для упрощённого управления, лишь консервирует и углубляет эти расколы, наделяя их разным объёмом прав, льгот и жизненных перспектив. Страты, не будучи оформлены как реальные субъекты с собственными "голосами", превращаются в разобщённые группы, лишённые механизмов для формулирования и защиты своих интересов.
  
  4. "Слепота" общества в отношении "медленных" катастроф.
  Общество не видит себя в зеркале глубинных, "медленных" процессов, которые и определяют его судьбу. Его внимание захвачено "острыми", но частными раздражителями - инспирированными медиа-провокациями или сиюминутными ошибками власти. Реакция на фундаментальные "медленные" процессы все равно запаздывает, приходя тогда, когда разрушительную тенденцию уже не остановить.
  
  5. Иллюзия обратной связи.
  Крайне низка эффективность влияния общества на процессы в нём. Государство, поглощённое текучкой и следующим электоральным циклом, неспособно решать стратегические задачи. А само общество, в силу поражающей воображение разобщённости и интеллектуальной лености, предпочитает плыть по течению проблем, не решаясь на обременительные усилия по изменению реальности.
  
  6. Отсутствие иммунитета.
  У общества нет механизмов самозащиты от деструктивных тенденций - будь то коррупция, правовой нигилизм, деградация морали или незаконная миграция. Его реакции всегда запаздывающие, половинчатые и неэффективные. Вместо системы профилактики, практически исключающей правонарушения, мы выстраиваем гигантскую, дорогостоящую и порочную систему "ликвидации последствий": Уголовный кодекс, сыщики, СИЗО, суды, ФСИН. Эта система порождает героизацию криминала, растлевает молодёжь, пожирает бюджетные миллиарды - и при этом хронически не справляется. И круг замыкается.
  ________________________________________
  Общество: боль, беды, проблемы
  2.2. Общество: боль, беды, проблемы
   "ОБЩЕСТВО: БОЛЬ, БЕДЫ, ПРОБЛЕМЫ"
  
  Скорбный перечень бедствий общества можно свести к единому диагнозу - системный коллапс социального иммунитета.
  
  Социально-психологический статус:
  • Аполитичность и атомизация. Граждане не верят в перемены и не умеют отстаивать интересы. Принцип "моя хата с краю" и "своя рубашка ближе к телу" стал массовой поведенческой нормой и между людьми, и меж стратами. Люди, десятилетиями живущие на одной лестничной клетке, остаются незнакомцами.
  • Деградация человеческого капитала. Чудовищно низкий образовательный и культурный уровень - прямое следствие экспериментов с системой просвещения и уничтожения отечественной науки. Результат - "утечка мозгов", исчисляемая сотнями тысяч "светлых голов" и десятками миллиардов долларов ежегодно.
  
  Социально-экономический статус:
  • Уродующая бедность и вопиющее неравенство. 2% населения присвоили 70% национального достояния. Это - не дисбаланс, это приговор старой системе.
  • Правовой и бюрократический террор. Правовая система не работает, её место заняли бюрократия, воровство, взяточничество и тотальная безответственность.
  • Социальные язвы. Инфляция, непосильная ипотека, деградация института семьи, нищенствующие врачи и учителя на фоне благоденствующей чиновничьей касты.
  
  Итоговая формула: Наше общество - это гремучая смесь из советского патернализма (преимущественно декларативного), разнузданного и бессмысленного потребительства "в кредит", сдобренного завистью, эгоизмом и тотальным невежеством. И над всем этим - тень близкой и почти неотвратимой деградации.
  ________________________________________
  
  Общество. Каким ему быть
  2.3. Общество. Каким ему быть?
  "ОБЩЕСТВО. КАКИМ ЕМУ БЫТЬ"
  
  Если общество - условие выживания граждан, то наше нынешнее состояние - это медленный путь к коллективному суициду. Аморфность, разобщённость, суррогатные формы самоорганизации в виде "гражданского общества", сведённого к роли просителя перед государством, - всё это симптомы смертельной болезни.
  Подлинно здоровое общество требует самоорганизации иного, высшего порядка. Его цель - не выпрашивание у государства подачек в виде иллюзорных и анахронизстичных, навязанных обществу досужим разумом представлений о "правах и свободах", а строительство жизнеспособного организма, способного:
  
  Формировать актуальные смыслы:
  • Вернуть примат коллективизма над разрушительным индивидуализмом.
  • Восстановить ценность доброго имени, самоуважения, семьи и товарищества.
  • Взрастить чувство здоровой гордости - за себя, за близких, за страну.
  • Возвести компетентность и настоящий, а не "квасной" патриотизм, в ранг главных добродетелей.
  Строить эффективные социальные институты:
  • Создать механизмы для формирования общественной "осознанности" и стратегических целей.
  • Выращивать собственных лидеров - социологов, экономистов, учёных, деятелей искусств - а не импортировать готовые шаблоны.
  • Создать систему сбережения и приумножения человеческого капитала.
  • Внедрить эффективные механизмы поощрения лояльности и купирования деструктивных действий, превращая их для самого индивида в бессмысленные.
  • Обеспечить не просто конкурентоспособность, а безусловное мировое лидерство в гуманитарной и технологической сферах как гарантию исторической перспективы.
  
  Это - не утопия. Это долгая, системная и кропотливая работа по созданию общества, в котором "пироги печёт пирожник", а меритократия и здравый смысл заменяют собой бюрократию и абсурд. Иного пути к исцелению нет. Именно об этом пути - и о конкретной архитектуре такого общества - пойдёт речь в этой книге.
  ________________________________________
  
  !!! Мера/возможность кооперации в триаде
  МЕРА/ВОЗМОЖНОСТЬ КООПЕРАЦИИ В ТРИАДЕ
  
  Чрезвычайно интересной представляется попытка оценить меру гармоничности/конфликтности взаимоотношений как между компонентами субъектов триады (между гражданами, стратами общества, обществом в целом, государством - всех компонентов со всеми) и между собственно субъектами триады гражданин-общество-государство в ныне существующей социально-экономико-государственной структуре общества.
  Для этого сначала сформулируем для каждого из этих субъектов их потребности в идеале как условие их существования/развития вследствие прогресса общества (экономического, социального, морального, культурного, научного, технологического) и эффективного взаимовыгодного взаимодействия в триаде.
  Сравнение полученных таким образом представлений с нашими реалиями будет чудовищно наглядной иллюстрацией существующего абсурда и, как следствие - оправданная настоятельная необходимость предлагаемой автором конструктивной альтернативы и цели (и пути) ее реализации.
  
  !!! Коммуникации гражданин - гражданин
  Коммуникации гражданин - гражданин
  
  • Крайне низка общая культура граждан вообще ("все знаю, все умею, мое/меня не трожь, закон не нарушаю, никто мне не указ") и пребывания в социуме, в частности.
  • Полностью утрачен базовый уровень культуры, который должен бы формироваться в семье, смысл которого - подготовка маленького гражданина к выходу в открытый "социокосмос"; в каждой семье - "самотек", определяемый мерой испорченности (именно так - испорченности...) старших, к сожалению, и мерой пристрастия членов семьи (и взрослых, и юных) к грязи социальных сетей.
  • Высокий уровень требований к другим и крайне заниженный к себе.
  • Утрачены смысл и безусловная ценность семьи, а, значит, и культура общения, и неприемлемость (умение избегать/купировать) конфликтов с катастрофическими последствиями внутри семьи
  • Конкурентная среда на работе на фоне отсутствия жестко востребованных и социумом, и существующей (точнее - отсутствующей) "корпоративной" "этикой" (корпоративные "корпоративы" - это как раз - наоборот, антипод этики), приводит к конфликтности, текучке, моральному истощению, низкой производительности труда, общей неудовлетворенности.
  • Нередки случаи оставления одним человеком (одними людьми) другого в беде из-за отсутствия нетерпимости к несправедливости не на уровне деклараций (этого - в избытке, достаточно посмотреть комментарии в соцсетях), а на уровне активных действий по пресечению несправедливости "тобой и сейчас"; не люди плохи, а система отношений в обществе (многие десятилетия), ее правовая система не стимулирует и поощряет справедливость мерами воспитания и профилактики, а наоборот, "заточена" на скорое и бездумное купирование сиюминутных последствий, не заботясь о последствиях для общества в стратегической перспективе. К тому же совсем не редкость случаи, когда явное добро преследуется по закону в ущерб логике здравого смысла, воспитания, справедливости.
  • Крайне редка (и, увы, тем приятнее это наблюдать) ситуация, когда один человек, явно и добровольно с самыми наилучшими намерениями ущемляет свои права ради права другого.
  • Удивительна способность (и готовность) подавляющего большинства сограждан "на людях" и в соцсетях громогласно и категорично доносить свое мнение до окружающих независимо от меры компетентности "в теме", запроса окружения на их мнение и умения "связать пару слов" без мата и смайлика. При ближайшем рассмотрении, зачастую, мнением является первая хлесткая фраза из ТВ, соцсети или соседа по лестничной клетке.
  • Большинство граждан агрессивно и готово сплотиться против пытающегося сохранить индивидуальность при том, что "индивидуальность" большинством граждан общества не то, что неправильно понимается - не понимаемая никак вообще, будучи при этом предметом культа этой (огромной!) части общества и источник дохода на этом же другой, куда менее многочисленной.
  • А чего стоит "телка" - эпитет (не просто прижившийся, а укоренившийся и в языке, и в менталитете) молодого человека по отношению к представительнице женского пола - подруге, сексуальному партнеру, матери его детей... И ни общество, ни даже девушки не видят в этом ничего зазорно-предосудительного?!
  • А мат как универсальный инструмент факторизации терминологии "великого и могучего" до набора Эллочки-людоедки независимо от пола, возраста, места общения, компании, социально-культурного статуса...
  • Чудовищно низок уровень общего (среднешкольного) образования сограждан. И страшно даже не это, а то, что это воспринимается и самими "носителями", и социумом если и не желаемой нормой, но уж "просто" нормой абсолютно точно! Не всем же быть Лобачевскими! Кто-то должен и лес валить! Это - да. Но столь ли единодушной будет оценка следующей очевидной констатация: ценность для общества (и вознаграждение от общества гражданам столь разной квалификации) этих граждан несоизмерима. А, следовательно, кажется естественным и утверждение: мнение человека тем ценнее и окружающим, и обществу, чем выше его квалификация (если, конечно, речь не идет о технике лесоповала). И, кроме того, они еще и родители - образцы для подражания для своих детей, лоцманы-штурманы в их будущее...
  • Крайне низка доля людей самореализующихся профессионально, в призвании... Большинство даже не знает о том, какого оно, его призвание. Как следствие - неприятный, обременительный труд в найме. Отдушина - соцсети, рюмка... А это огромных размеров теряемый обществом потенциал своего развития.
  • К сожалению, в альтернативе "мое" или "наше", оказывается более предпочтительным выбор "мое"
  • Формальная корректность в общении (дежурное "Хорошего дня!" - раздражающая (и как видно из интернет не меня одного - опять же калька с английского "Have a nice day!") подменила искреннюю доброжелательность.
  • Нередки вопиющая невежливость не очень умного человека, облеченного минимальными полномочиями - будь то вахтер, или регистратор в поликлинике - компенсаторный механизм унизительного положения человека в обществе, отсутствие оснований для самоуважения.
  • Слепое безоглядное трудно сочетающееся со стремлением к индивидуальности следование моде - мощнейшему унифицирующему (сглаживающему индивидуальности) механизму. Модненькие не всегда уместное "крайний" (вместо последний), или "атмосферный" (кто-то, вероятно из лиц с экрана, не располагающий достаточным словарным запасом в великом и могучем, не нашедший в нужный момент подходящего и адекватного ситуации эпитета-синонима, занялся словообразованием) тотчас подхвачено и возведено не только в ранг нормы, но и даже культа... Нет слов (в русском), чтобы определить сей абсурд. Вот здесь - точно, без ненормативной русской лексики никак (по тонкому замечанию Ф.Г. Раневской - "... знай хоть 15 языков, но русский знать все равно необходимо..."). А чего стоит употребление наречия "вкусно" за всеми мыслимыми пределами уместности его применения...
  
  Понятно, что приведенный перечень "не тянет" на социологическое исследование уровня "откровение", но, безусловно, не только достаточно полно иллюстрирует точку зрения автора на тему "наш гражданин в нашем обществе сегодня", но и несет здоровый заряд безусловных реалий, потребных для последующих конструктивных умозаключений.
  
  Но при всей широте и изысканности набора негативных проявлений личности граждан (нас с вами) в нашем обществе - мы (и только мы! - соотечественники, соседи, коллеги, земляки) единственная сила и суверен сначала, а потом и выгодоприобретатель назревших (давно перезревших!) неизбежных длительных оздоровительных перемен в нашем обществе (от "общества" бессмысленности и сверхпотребления к ОЗС) как результата наших усилий над собой.
  
  
  !!! Коммуникации гражданин - общество
  Коммуникации гражданин - общество
  
  Сначала - очевидные констатации.
  1. Смысл существования и функционирования общества (социума) и индивидуумов в нем состоит в том, что, используя разумное разделение труда индивидуумов, общество, как добровольное объединение индивидуумов, более эффективно, чем индивидуум индивидуально, достигает простых целей - выживания и развития.
  2. Условием бесконфликтного сосуществования социума, как совокупности индивидуумов, и индивидуума, считающего для себя пребывание в социуме более комфортным, чем вне социума - является (точнее - должно быть) взаимовыгодное сотрудничество.
  3. Существование социума предполагает наличие правил "общежития" в нем индивидуумов, которые, не отменяя условий существования индивидуума и его семьи как биологических организмов, накладывает на них естественные для существования в социуме "социальные" ограничения.
  4. Важным и непременным фактором эффективного сотрудничества индивидуума и социума является факт обладания субъектом, желающим быть членом социума, востребованными социумом компетенциями - знаниями и/или навыками, применение которых субъектом в интересах общества делает общество более эффективным, устойчивым, самодостаточным. Не маловажно также "теоретическое" желание и практическая готовность индивидуума эффективно применять свои навыки на пользу себе и во благо общества.
  5. Социум, ограничивая индивидуума в правах и получая от индивидуума выполнение им своих обязательств перед социумом (делится с обществом компетенциями, платит налоги и повинности, соблюдает писаные и неписаные правила общежития), обеспечивает ему (дает право гражданину рассчитывать на обеспечение себя обществом необходимым), наравне с прочими субъектами общества питание, одежду, жилье, защиту от внешних относительно социума угроз, от стихийных и техногенных катастроф (МЧС), а также должен защищать права индивидуума в социуме через институты власти (законодательной, исполнительной, судебной) и механизмы принуждения - полиция, тюрьма.
  6. И пр.
  
  Потребности и возможности и общества, и гражданина-индивидуума-субъекта, казалось бы, должны органично согласовываться друг с другом. И это именно так и должно быть в здоровом обществе, в ОЗС, ибо фундамент, принципы формирования ОЗС - открытость и взаимовыгодная кооперация всех со всеми.
  Но в современных реалиях все не совсем так в силу того, что и общество, и граждане в нем, лишенные разумных целей и смыслов (осуществлена их подмена на убогое выживание-хлеба-зрелищ-моя хата с краю), тяжело морально-психологически социально-экономически больны.
  А посему:
  • Общество утратило (точнее - не имело возможности/опыта им обладать) собственную субъектность - права, цели, умение их формулировать и достигать, опираясь на свой огромный потенциал.
  • Общество развращено патернализмом властно-государственной машины (по существу - декларативным и немощным).
  • Сказать, что общество аморфно и немощно - сильно приукрасить: вместо объединения граждан-индивидуумов общество ныне - только соответствующий этому объединению термин социологии и политологии. Ближайшая реальная возможность множеству наших сограждан-субъектов (которые должны бы быть компонентами общества) превратиться действительно в общество в худшем его проявлении - это бунт как следствие невозможности государством (в силу некупируемости дефицита бюджета) обеспечить народонаселению скрепы в виде хлеба и зрелищ. И тогда среди, казалось бы, окончательно разделенных/разрозненных субъектов (целями-проблемами, смыслами-бессмыслицей, квадратными метрами, социальными сетями) возникнет удивительной прочности "бессмысленное и беспощадное" единство в желании скорых перемен к лучшему, достигаемых очень простыми и быстрыми решениями (заменить одного на другого, "посадить", вздернуть и т.п.)...
  
  И гражданин, в существенном - продукт такого общества. И, следовательно:
  • Общество для гражданина - не друг, да и не враг, а так, заноза в не очень существенном для "существования" субъекта месте - иногда зудит, иногда болит, но чаще - можно игнорировать...
  • Правила общежития выполняются по случаю - когда не обременительны или когда субъект "на виду".
  • "Ломаться" на работе - себе дороже. "Социалку" все равно дадут...
  • Уклониться от воинской повинности и /или налогов - скорее гражданская доблесть, снисходительно одобряемая окружением, чем неприемлемый для личности проступок.
  • Отсутствие целей и смыслов дополняем загулами. Иногда - громкими. А покой соседей - их проблемы...
  • Семья? Зачем? Если прелести супружества - по сходной цене или даже благотворительность, а проблемы нынешнего семьянина (деньги, жилье, лекарства, репетиторы) - удел лоха.
  • И т.д.
  
  Автор надеется, что представленные наблюдения достаточно ярко иллюстрируют взаимоотношения наших граждан с нашим "обществом".
  
  
  !!! Государство: аспект кооперации в триаде
  Государство: аспект кооперации в триаде
  
  Цель и смысл обсуждаемой в данной книге конструктивной гипотезы - пересмотр функций государства в обществе изначально хотя бы с учетом новых возможностей - цифровых платформ и искусственного интеллекта, а потом уже и по принципам функционирования механизмов/структур ОЗС.
  В качестве затравки - несколько примеров явного абсурда ныне существующего властно-государственного механизма:
  • Избыточные структуры и процессы (например, системы налоги-трансферы), многоступенчатая система судопроизводства (длительная, неэффективная, дорогая, далекая от истинного правосудия)
  • Избыточный патернализм государства вместо справедливого распределением материальных благ (зарплат) и ресурсов (природная рента, например)
  • Исключить анахронизмы власти: там, где должность госслужащего (в нынешних терминах) целесообразна и его деятельность может быть эффективной для общества, логика начальник-подчиненный (обусловленная "полномочиями" госслужащего) должна быть заменена логикой общество-эффективный помощник.
  
  
  Государство - в идеале
  Его, государства "потребности" (не властного, провластного и привластного меньшинства, не бюрократии - их быть просто не должно!) - следствие возлагаемых на него обществом функций. А его основные функции таковы:
  1. Выживание общества -
  • а) сохранение популяции (а лучше её рост - необходим культ здоровой многодетной семьи)
  • б) безопасность и членов, и страт, и общества в целом от всяческих угроз (внутренние и внешние - правонарушения, войны с соседями; техногенные, космические и природные катастрофы, эпидемии, ментальные вторжение
  2. Развитие общества - повышение качества человеческого капитала, наука, технологии, образование, медицина, быт, и т.д., и т.д.. Даже не конкурентоспособность, а тотальное лидерство общества в мире как гарантия благоприятной для него исторической перспективы в отсутствие глобальных катастроф, разумеется, ставящих точку на цивилизации.
  
  Государство - реалии
  По п. 1. Демографическая катастрофа, несмотря на лозунги, "вливания", национальные проекты и пр. и пр. Налицо - депопуляция, вынужденная миграция (угроза замены этноса пришлыми - см. Франция, Англия, Германия). Деградировал институт семьи - поздние браки (хорошо, если ребенок возможен, а больше одного - подвижничество), разводятся едва ли не больше пар, чем заключают браки; дефекты воспитания детей в неполных семьях, мошенничества с выплатами, чайлд-фри и т.д.., и т.д. И главное: при всех тщаниях и власти, и привластных структур, "заточенных" на решение проблемы - по итогу профанация, усугубляющая положение вещей... И полнейшая безысходность... Всякие "новые люди" во власти - её дремучие апологеты, обладающие потрясающей способностью к мимикрии, способствующей выживанию при любых провалах и в результате действий, и как итог бездействия. Как результат - плачевное качество человеческого капитала - уже третье поколение граждан страны
  По п. 2. Подняли "разваленную" армию. А кто, интересно, ее развалил? Не сторонники ли дружбы наотмашь с нынешними непартнерами? Тридцать лет с хвостиком - активное следование в фарватере "успешного" Запада - сленг, тряпки, авто, телепрограммы, стиль поведения, развал промышленного, научного, технологического капитала мирового лидера - СССР... Упущены технологические рывки (микроэлектроника, большие данные, ИИ)... Десятилетия назад упущены возможности мирного урегулирования украинской проблемы - в итоге 4 года страна несет страшные издержки - экономические, политические, ментальные... И ни конца, ни края... И даже нет внятных деклараций - а где их взять при интеллектуальной немощи государства?! Отстали в технологиях, следуя "в русле" - развалили образование, от безусловного лидерства СССР в космосе остались легкие воспоминания (впереди США, Китай, Евросоюз, Япония). Это о развитии.
  И дальше - не лучше. Огромный и постоянно растущий дефицит бюджета (это не только об инфляции, а о новых статьях расхода, в частности - в связи с СВО) и желание сохранить хорошую мину при из рук вон плохой игре - декларация о выполнении всех социальных обязательств (наращивание объемов жилищного строительства, а ветераны Великой Отечественной войны до сих пор не могут получить полагающееся им жилье)... Нефть-газ-лес-металл - за рубеж за бесценок ("друзья" нашей власти блюдут национальные интересы)... Десятки миллиардов в год выводятся за рубеж, сотни тысяч молодых образованных людей, патриотов, не видят возможности реализовать свой потенциал и исполнять гражданский долг - пригождаться там, где родился... Триллионы - на поддержание бюрократического аппарата (чиновники, национальная гвардия, депутаты, ФСИН и пр.).
  Бездействием и идейной немощью власти утрачен суверенитет общества, усилиями (точнее беспомощным копированием) технологический (комментарии излишни - на слуху ежедневные заклинания в СМИ ), ментальный (интересы молодежи, ее ценностные и морально-нравственные ориентиры, образование, музыка, стиль в одежде, питание), финансовый (биржи, центробанк), организационный (разделение властей, подчиненность национальных институтов международным - Мировой банк, ВОЗ) и пр...
  Государство некомпетентно, убого, нереформируемо, слепой поводырь, ведущее общество, само не зная куда...
  И похоже, что инерция относительных стабильности и благополучия, опиравшаяся на достижения СССР и "тучные" нулевые, особенно в связи с жесткой конфронтацией с Западом на фоне СВО, заканчивается. Власть/государство, чувствуя утрату опоры (экономической - инфляция, падение производства, уменьшение покупательской способности населения, кредита доверия и пр.) начинает "закручивать" гайки - ужесточение налоговой политики (поиск возможностей пополнения бюджета), под благовидным предлогом информационной безопасности усиливает контроль за информационными потоками (ограничения интернет), навязывание патриотической повестки в СМИ, в структурах исполнительной власти вплоть до ее отторжения даже лояльными власти слоями общества (брак Шамана и Мизулиной, "приносятся в жертву" Фемиде особо одиозные "свои" фигуры (правда, далеко не "первого ряда"), сохраняя иных своих, на которых клейма некуда ставить) - это попытки отвлечь внимание общества от "накатывающих" проблем, заручится дополнительными рычагами воздействия/противодействия даже намекам на инакомыслие.
  Тема неисчерпаема.
  
  Важно:
  • Государство не заинтересовано в образованных инициативных патриотичных гражданах (нужны патриотично настроенное большинство (обеспеченное хлебом и зрелищами), патриоты "по необходимости" - соискатели господдержки, патриоты - приспособленцы, бездумные потребители материальных благ и государственной пропаганды) - полное отсутствие социальных лифтов, конкуренции мнений, людей и решений во власти.
  • Государство не заинтересовано в Гражданском обществе - обществе высоких целей и смыслов, способном их формулировать, отстаивать и достигать даже вопреки частным интересам (провластного меньшинства, в частности).
  • Властно-государственный механизм заинтересован любой ценой (за счет ресурсов общества - материальных, духовных - патриотизм, религия, история, культура, наука) поддерживать существующий собственный статус-кво - неприемлемый для общества высочайший уровень жизни, кастово-сословный феодализм эпохи ИИ.
  
  Резюме - выход из тупика
  Итак, диагноз поставлен беспристрастно и окончательно. Существующая конфигурация триады "гражданин-общество-государство" - это порочный круг, система с обратной связью, воспроизводящая конфликт, а не развитие. "Холодная война" между её субъектами не является следствием чьей-то злой воли; это - имманентное, системное свойство конструкции, исчерпавшей свой исторический ресурс.
  Косметический ремонт здесь бессилен. Единственный разумный ответ - кардинальное реформирование всей триады, переход к новой общественной операционной системе.
  Условия перехода:
  1. Сроки: "Вчера". Начало реформ не терпит отлагательств. Инерция распада набирает силу, и каждая потерянная минута увеличивает цену будущего преобразования.
  2. Метод: Эволюционная терапия. Процесс должен быть сугубо эволюционным, но не стихийным. Это - управляемая терапия больного организма, где каждый шаг просчитан на опережение кризисов и минимизацию социальных издержек. Революционный слом неприемлем, ибо он уничтожает и больные, и здоровые ткани общества.
  3. Фундамент: Публичный катарсис. Невозможно строить новое здание на заражённом фундаменте лжи и неправедно присвоенных привилегий. Необходимо определение "начального условия" реформ через процедуру публичного морального и юридического очищения - "покаяния всех перед всеми". Без честного признания системных пороков прошлого и настоящего, честная кооперация в будущем останется невозможной иллюзией. Нарушение этого принципа должно влечь за собой неотвратимое уголовное преследование.
  
  Ориентир: Общество Здравого Смысла.
  Путеводной звездой реформы служат не абстрактные догмы, а разумные потребности гражданина и общества - в безопасности, развитии, справедливости и смысле. Именно эти потребности являются целью и смыслом проекта "ОЗС". Его основным механизмам и структурам - новым, жизнеспособным институтам, призванным заменить отжившие свой век, - и посвящена следующая часть нашей работы.
  ________________________________________
  
  !!! Разумные потребности гражданина
  Разумные потребности гражданина
  
  Кажется, с разумными потребностями гражданина - все просто:
  1. Удовлетворение естественных (базовых и со все возрастающим качеством) потребностей - пища, одежда, жилье, безопасность, интеллектуальное и художественное развитие, досуг)
  2. Удовлетворение интеллектуальных (образование, работа по призванию, возможность достичь общественного, высоко поощряемого обществом признания), духовных и культурных потребностей.
  
  Теперь о потребностях чуть подробнее, прагматичнее и, к сожалению, гораздо печальнее.
  
  Разумные (а, значит, правильные и красивые) цели/возможности гражданина
  
  • Быть здоровым
  - значит здоровые ответственные родители без вредных привычек, здоровые питание и благоприятная экология, дородовое сопровождение, родовспоможение, медицинское наблюдение сначала ребенка, а потом подростка, здоровый образ жизни, отсутствие вредных привычек.
   Провалено. здоровье и ответственность и родителей, и здоровье подростков. О многодетной семье, репродуктивном здоровье, поздних браках, деградации института семьи, течении чайлд-фри демографической катастрофе государство "заговорило" только последние несколько лет, когда проблема стала символом слишком серьезных просчетов власти, а немеряные вливания в попытки ее решения имели эффект тушения пожара бензином. Большинство семей ограничены в средствах, это значит вырастить двух или даже одного ребенка для семьи (когда и оба родителя работают) большая экономическая проблема - продукты не очень качественные. А энергетики? А вейпы? А фастфуд? Алкоголь и табачные - существенные статьи доходов бюджета... Где государство, пекущееся о здоровье своего подопечного - общества и подрастающего поколения?! Ещё. Повальное увлечение (и всяческое стимулирование на всех площадках общества - от семьи и СМИ до президента) занятий единоборствами не только молодых людей, но и девушек. Во-первых, зачастую зрелище страшное и отвратительное (некоторые стоп-кадры - девушки - да и юноши тоже - с остервенением изо всех сил колотят соперника всеми частями тела по всем частям тела - в живот, по голове, в грудь), во-вторых, едва ли потерянное время на единоборства стоит потерь на понимание гораздо более важного и интересного (знания, культура, искусство); в-третьих, едва ли годы ударов по голове останутся без последствий для "спортсмена" - см. лица "героев" спорта-единоборцев, их интеллект и их способности быть полезными обществу по завершении так называемой спортивной карьеры, и их дальнейшая жизнь... В депутаты? Единоборства, как показывает даже СВО - не та панацея. И на улице - никакая ни гарантия ни против толпы, ни против ножа или кирпича сзади по голове. Единоборства - удел специалистов специфических профессий. И только их...
  
  • Иметь "правильные" морально-нравственные ориентиры - провалено. Государство многие десятилетия (с развала СССР) самоустранилось от решения проблем воспитания достойного гражданина-патриота - были более важные задачи - "зарабатывание" на осколках СССР и познание прелестей открывшегося западного мира - тряпки, электроника, авто, "путешествия". "Воспитателем" подрастающего поколения осталась только семья, старающаяся выжить и изо всех сил "радоваться" прелестям общества потребления. А тут еще подоспела сеть интернет и "гаджетами" (как суррогат реальной жизни) вместе с похабщиной, матом, порнухой, безвкусицей, извращениями на любой вкус и кошелек, образцами "красивой" жизни, "новыми героями" пятилеток (сроки заключения) и криминальных новостей - основной компонент сетки вещаний и каналов ТВ, и соцсетей... Государство, и в каком месте здесь патриотизм или воспитание культа здоровой многодетной семьи?! И что ты можешь противопоставить такому оппоненту как "открытое информационное" общество? Лозунги, которым не следуют их декларирующие? Или деньги (материнский капитал например) - не заработанные, а аванс за неизвестно какой результат... Абсурд.
  
  • Получить достойное образование или желаемую профессию - профориентирован, мотивирован, имеет надлежащее базовое образование способности и возможности учится. Академическая стипендия в вузе РФ в 2025 г. - 2 224 рубля! И ни в чем себе не отказывай! Так в РФ высшее образование бесплатно или стоит родителям молодого человек-студента 30-50 тыс. руб./мес.? Или молодой человек должен 6-8 часов в день работать? А когда учиться? А когда восполнять силы для учебы? Когда
  
  • Иметь интересную работу. Врача, педагога, космонавта? На 50-70 тыс./мес.? А блогеры имеют сотни тысяч и миллионы!
  
  • Возможность достичь высот и получить признание (в искусстве, науке, ремесле) - а на какие средства существовать годы подвижничества?
  
  • Иметь достойную оплату труда (сырьевой сектор (вахты... а семья как же?), депутат, чиновник, судья). Опять в этом скорбном перечне нет профессий, определяющих конкурентоспособность общества и его будущее, увы
  
  • Иметь комфортное жилье (не ипотека, ипотека - десятилетия экономического воздержания/рабства и двойная цена жилья минимум, и еще не факт, что застройщик не подведет). При этом не выполняется десятилетиями программа расселения ветхого жилья, не все ветераны Великой Отечественной войны до сих пор имеют вожделенное жилье как знак признательности общества за их подвиг (на словах и государство, и мы, общество - одно, на деле - другое). А еще у нас бездомные дети-сироты... Так что если жилье не наследуешь - тебе крупно не повезло... И будь ты хоть семи пядей во лбу и потенциальный локомотив общества. Сначала - постарайся просто выжить, возможно - на протяжении десятилетий. Свершения - потом... Если достанет сил. И желания.
  
  И так по каждому из каждого из следующих пунктов красивой мечты достойного гражданина нашей великой, но переживающей нелучшие времена, Родины (домашнее задание на логику и элементарную информированность - убедись в этом сам, уважаемый читатель):
  
  • Быть уверенным в завтрашнем дне
  • Гордиться большой Родиной и быть готовым ее защищать от всех невзгод
  • Иметь возможность вполне реализоваться (профессионально, жилищно, культуры, досуга) на малой родине
  • Иметь большую семью и иметь возможность ее достойного содержания
  • Уверенность в возможности лучшего будущего для детей
  • Иметь друзей - психологическая опора в беде и разделенная (а, следовательно - приумноженная) радость
  • Иметь интересные увлечения
  • Иметь мощную систему социальной поддержки (ясли, садик, пенсионное обеспечение, паллиативная помощь и т.д.)
  • Лучшая медицина
  • Лучшая система образования (не лучшая, от школы, репетиторы)
  • Дружелюбие сограждан
  • Безопасность личная и имущества
  • Уверенность в справедливости и общества, и суда в нем
  
  Автор, размышляя над последним перечнем, был поражен: ни одна из разумных, нормальных, естественных потребностей личности-гражданина нашего общества не может быть воплощена им в нашем обществе в исчерпывающей полноте без "надрыва" психологического, морального, материального, ущемления себя, без вступления (осознанного!) в конфликт с согражданами, стратами, обществом целиком (пренебрегая законами общежития в большом или малом, уклоняясь от налогов, руша жизнь попытками легкого дохода или погоней за длинным "вахтовым" рублем, вынужденно пренебрегая возможностями истинного интеллектуально-культурного развития себя, созданием здоровой многодетной семьи - своего теплого очага...).
  Нет, не все так уж и плохо у нас даже в сравнении с лучшими мировыми образцами... Но СОВСЕМ (СОВСЕМ!) не так хорошо, как бы могло (и, непременно - должно!) быть...
  
  Реалии же нашего общества - следствие политики внешней и внутренней наших власти/государства на протяжении десятилетий.
  В почете не учитель, не врач, не ученый, не мастер своего дела, а депутат, чиновник, менеджер госпредприятия, банкир/страховщик, крупный собственник (зачастую - вор-взяточник, бандит из 90-ых, чиновник или депутат).
  "Рулят" не профессионалы-патриоты, а ущербные "смотрящие в рот" продукты "отрицательного отбора" на протяжении многих десятилетий
  Многие десятилетия ориентации государства на развитие сырьевого сектора экономики (а точнее - жесточайшую эксплуатацию недр, разграбление ресурсов общества горсткой дельцов не самых высоких моральных правил), в этих отраслях с продуктом, зачастую, нулевого передела - неоправданно высокие зарплаты в отраслях, вывод капиталов из экономики - дефицит бюджета, чудовищное по несправедливости распределение доходов - влачащие жалкое существование-выживание пенсионеры.
  Этот фрагмент скорбного перечня бед нашего общества, повторенный в данной работе не один десяток раз - иллюстрация тотальной злокачественной опухоли общества - кажущейся (кажущейся!) непреодолимым препятствием истинного благополучия граждан, общества - ментального, морально-психологического, экономического...
  Но, вопреки кажущейся безысходности, именно гражданин (пока, увы, не хозяин своей судьбы, а, к сожалению, выбивающийся из последних сил борец за свое мало-мальское благополучие/выживание) тот самый и суверен, и выгодоприобретатель от формирования общества здравого смысла. Именно осознание им того, как он хотел бы жить сам, какой бы он хотел видеть жизнь своих потомков у себя на родине - и есть цели здорового общества. А если вижу цель - то не вижу преград!
  
  !!! Разумные потребности общества
  Разумные потребности общества
  
  Суверенитет - как право общества принимать решения (см. "Модель общества. Эскизы фрагментов...") в собственных интересах и возможность осуществлять их на практике.
  Непременный атрибут общественное согласие и внутренняя безопасность
  Общество должно быть (желательно) "достаточно большим" по количеству граждан. Только многочисленные общества могут противостоять разного рода невзгодам, эффективно и разносторонне развиваться, обладая широким спектром возможностей его субъектов (граждан - творцов-интеллектуалов, профессиональных сообществ, стимулирующей конкуренции, естественной потребности в и возможности широком публичном признании/одобрении) и тем самым формируя для себя благоприятную историческую перспективу.
  Общество должно обладать суверенной (без посягательств со стороны соседей или, при наличии возможности, безусловной защиты от оных) территорией "достаточной" для комфортного обеспечения граждан всеми необходимыми (для не бедственного существования и возможности эффективного развития общества) ресурсами.
  Чем более автономно общество (чем выше способность противостоять внешней агрессии и чем выше не только способность обеспечить себя всем необходимым, но и способность обеспечить технологическое развитие - с целью не уступить в конкуренции оппонентам), тем стабильнее общество, тем выше качество прогнозов относительно его перспектив, и, вероятно, тем эффективнее в нем прогресс и технологий, и общественных институтов, и удовлетворенности граждан.
  Общество должно обладать эффективными в высшей степени патриотичными меритократическими структурами, которые и сами были бы достойными (подражания и желания граждан в них оказаться) стратами, формирующими здоровые тенденции, и, кроме того, обеспечивали бы формирования в обществе лидерского корпуса - в общественной жизни, технологиях, искусствах, науке.
  В частности, крайне важна роль эффективных меритократических институтов общества - формирование интеллектуально-духовной аристократии общества, а в ней - истинных лидеров общества - настоящих патриотов, мыслителей, стратегов - способных формировать видение как оптимистичных исторических перспектив общества в конкурентном мире, так и путей к достижению высоких целей.
  В обществе должны быть условия для эффективного развития (роста эффективности, расширения возможностей, модернизации с учетом вновь возникающих потребностей общества и новых технологий) механизмов развития институтов общества (оборона; правопорядок; эпидемии и стихийные бедствия; эффективная, мобильная, экологичная (безотходная и энергосберегающая) экономика; наука, медицина; здравоохранение, образование, социальная поддержка нуждающихся - по возрасту, по состоянию здоровья).
  Общество заинтересовано в наращивании своего основного потенциала - человеческого ресурса (здорового морально и физически, образованного, мотивированного на достижение личного жизненного успеха в деятельности на пользу общества, патриотичного).
  Мощная экономика общества не только эффективно обеспечит потребности общества, но и создает условия безусловного мирового лидерства в ключевых направлениях развития и общества, и хозяйства. И мировое лидерство следует понимать не в эмоционально-спортивном смысле (хотя это тоже немаловажно), а в смысле возможности выстоять в конкурентном противостоянии в недружественном окружении, в морально-психологическом благополучии общества, в уверенности общества в себе, в своем благополучии, в способности эффективно отвечать на вызовы.
  Еще раз: общество должно быть максимально автономно - только опора на свои силы гарантирует защиту от удара в спину. Этот тезис не антитеза сотрудничеству с дружественными сообществами, а естественное ограничение безопасности (как опасность превышения допустимой скорости).
  Общество должно обладать высокой мобилизационной способностью (персонал, техника/оборудование, краткое время, все ресурсы в необходимом количестве, эффективное управление).
  И т.д.
  
  !!! Разумная и эффективная альтернатива государственному механизму
  Альтернативный взгляд на устройство общества
  (Этот кусок - мотивирующие цели реформирования - заключение введения) - ЗАВЕРШЕНО!!!!
  
  Результат предшествующего рассмотрения - и бед, и надежд/пожеланий в компонентах триады, и их не всегда дружественного взаимодействия...
  
  Рассмотрим то, в какой степени возможно вполне благополучное функционирование общественных механизмов без привычных (кажущимися само собой разумеющимися для общества и обреченно-привычных для граждан) регуляторных функций в нем традиционного государства.
  Важно: единственная (хотя и огромная и многогранная) цель данного конструкта - все более полное удовлетворение разумных потребностей гражданина, которая может реализоваться только в обществе, организованном на основе разума и кооперации - в ОЗС.
  
  Из выше сказанного следует, что ОЗС формируется на отличном от нынешнего общественного договора, на ином хозяйственном укладе, на частности, открытости, кооперации. Примеры конкретных механизмов, представлений, идеологем, структуры, которые могут и должны быть целью и смыслом ОЗС:
  • Естественные (разумные, физиологически обусловленные) потребности (пища, одежда, жилье, медицинское обслуживание, общее образование, лекарства) удовлетворяются для всех в равной мере ("экономика под заказ")
  • Потребности разумные, но сверх естественных (летом покататься на горных лыжах, или покорить Монблан) - определяются возможностями гражданина - в меру его полезности обществу
  • Избыточное потребление (коллекции часов и авто, яхты-дворцы чудовищных размеров) жестко пресекаются посредством социального рейтинга
  • Сословности реально декларируемые или возникающие по факту, следующие из уровня доходов (госслужащий, олигархат, депутат и пр.) абсолютно неприемлемы. Возможны и даже желательны сословия по уровню компетенции, по мере лояльности и полезности обществу, а не по уровню доходов, по праву наследования, по близости к власти или к газовой трубе.
  • Деньги в ныне существующем виде должны быть исключены из жизни общества как причина неравенства, перманентной инфляции, инструмента социального паразитизма и почвы для преступности всех мастей. Только полезность и инвестиции в общество
  • Управление здоровым обществом - это определение целей и формирование тенденций - удел не дискредитировавших себя "демократических" механизмов/структур (ныне существующих власти/государства), а меритократическая самоорганизация общества.
  • Должен быть сформирован культ здоровой многодетной семьи - источника бесценного и высококачественного ресурса общества - человеческого капитала
  • Должен быть механизм бережного взращивания обществом истинных его лидеров - меритократов.
  • Абсолютное исключение бюрократии
  • Абсолютно новая школа
  • Новая правовая система
  • Новый суд - скорый, праведный, необременительный обществу механизм
  • Новая армия - универсальная структура безопасности, предмет гордости, заботы общества и его моральный авторитет
  • Обеспечение лучших в мире возможностей самореализации в выбранной области общественно-полезной деятельности
  • Вместо государственного насилия над личностью, субъектом предпринимательства, дорогого и чрезвычайно неэффективного контроля - доверительное сотрудничество и предупреждение вредных обществу проявлений
  • И многое другое...
  !!! 8. Необходимость и возможность кардинальных перемен
  8. Необходимость и возможность кардинальных перемен
  
  Переход от ныне существующей триады к обществу здравого смысла - задача беспрецедентной в истории сложности, особенно если учесть "начальные условия" этой задачи - терапевтическими средствами реанимировать скорее мертвую, чем неизлечимо больную триаду в общество здравого смысла - социум высоких разумных целей, открытости, кооперации, меритократии и, как следствие - практически неограниченных возможностей.
  Но, как показывает анализ последующих главах книги, решение этой задачи скорее естественно и само собой разумеющееся, чем невозможно.
  Главное при этом: обществу нужно беспрецедентное интеллектуальное усилие -
  А) осознание им глубины и остроты стоящих перед ним, обществом, проблем, грозящих близким и неминуемым крахом и
  Б) готовность к длительной работе над собой не непосильной, но доставляющей непривычный дискомфорт вопреки привычной бездумной логике теплого, привычного, и кажущегося уютным скотского хлева.
   И первый шаг на этом пути непростого, но необходимого и неизбежного выздоровления - данный текст.
  
  Счастливого пути и интеллектуальных потрясений/открытий, Уважаемый Читатель!

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"