Прилуцкий Евгений Александрович :
другие произведения.
Жертвоприношение, гл. 5-7
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Прилуцкий Евгений Александрович
(
evgenij.prilutzkij@yandex.ru
)
Размещен: 10/12/2011, изменен: 10/12/2011. 53k.
Статистика.
Глава
:
Проза
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Глава V
9
В котле под названием "абсорбция" варились живые люди. Человеческие судь-
бы безжалостно ломались. У теряющих почти все репатриантов быстро росли обида и оз-
лобленность. Равнодушие и враждебность общества довершали создание граждан второго
сорта.
Каково быть "русским" в Израиле видно хотя бы из эпизода, рассказанного
Марку одним охранником. В банке, где он работал, служащая, молодая "марокканка" (так
русские олимы называют выходцев из Марокко) подъехала к банку и потребовала, чтобы
охранник открыл дверь ее машины (подобное, как известно, делают при встрече важных
персон). Когда тот отказался, она ему крикнула: "Лех ле Русия!" (Уезжай в Россию!). Марк
был возмущен услышанным.
- Почему ты не сказал ей в ответ: "Лехи ле Марокко!"?
По примитивным представлениям некоторой части израильского населе-
ния, "русские" имеют меньше прав на проживание в стране.
А вот случай, произошедший с самим Марком. Выйдя из автобуса, Марк шел
к каньону. Впереди пролегало шумное шоссе. У тротуара стояла машина. Марк решил обой-
ти ее сзади. Вдруг машина начала двигаться на Марка. Он инстинктивно уперся в нее ру-
кой и крикнул водителю: "Эй!" Но машина продолжала ехать. Марк отскочил на тротуар.
В машине он увидел смуглого израильтянина, который смотрел на Марка и злорадно улы-
бался.
Обращались к нему во всех суперах сухо и фамильярно: "Эй, шомер!". Имя его
их не интересовало. Марк старался держаться достойно и не позволял собой понукать.
Иногда приходилось быть резким, чтобы остановить какого-нибудь распоясавшегося ха-
ма. Не раз та или иная грубая израильтянка, выходя из магазина с пакетами продуктов,
приказывала ему как прислуге:
- Донеси мне до машины.
Чаще всего Марк оставлял подобные выходки без ответа.
Откуда такая неприязнь, ненависть к "русским" репатриантам? За этими
чувствами угадывается желание, в том числе неосознанное, уничтожить нас если не
физически, то хотя бы морально, сделав рабами.
Многое объяснил один разговор с пожилым израильтянином. Речь зашла о
его жизни и трудностях, с которыми ему приходилось сталкиваться. В какой-то момент
израильтянин не выдержал и сказал:
- Извини меня, но ваши русские - идиоты.
- Почему?
- Приехали в эрец (земля Израиля - Е.П.) и сразу просят зарплату, такую же,
как у тех, кто давно здесь живет.
- Но большинство русских олимов - люди с образованием и неплохие спе-
циалисты. У многих было хорошее материальное положение в бывшем СССР.
По выражению его лица Марк понял, что для него это не аргумент.
Первые поколения современных израильтян боролись за выживание - глав-
ным было не умереть в пустыне от голода и нехватки воды, выстоять в войнах с араба-
ми. Не щадя себя, они строили новую жизнь, свою страну. Они были идеалистами. Те,
кто приехал сюда после второй мировой войны еще детьми и подростками, не имели
возможности полноценно учиться, получить хорошую профессию. И теперь они чувст-
вуют себя обделенными. Не все, конечно. Но таких немало. А тут эти русские с высшим
образованием и претензиями на высокий статус в обществе. Однако вряд ли негативное
отношение к выходцам из СССР всегда осознанно и социально мотивировано.
Ну, а что же официальные власти? После нескольких лет жизни в качестве
нового "русского" репатрианта у Марка сложилось впечатление, что русские олимы в си-
стеме ценностей израильской элиты - дешевая рабочая сила и солдаты для армии. Тако-
го, конечно, никто не скажет, но установившаяся реальность вынуждает сделать именно
этот вывод. А ведь сколько светлых голов приехало в Израиль. На "исторической роди-
не" евреев образовалось государство, которое не ценит интеллектуальный потенциал
своего народа.
Справедливости ради надо отметить, что в Израиле Марк вместе с другими
олимами получил немало: современное медицинское обслуживание и нормальное пита-
ние, доступными стали бытовая техника, или хотя бы тот же интернет. Приобщившись к
Всемирной сети, Марк получил возможность самостоятельно заниматься научными ис-
следованиями, в свободное от работы время, конечно. Но все это не могло компенсиро-
вать колоссальных моральных потерь, душевных и физических страданий, которые неиз-
бежно сопровождают в Израиле жизнь большинства людей, прибывших из стран СНГ.
И здесь нельзя не сказать и об имеющей место в стране национальной (об-
щинной) и религиозной дискриминации: нееврея никогда не возьмут в военно-воздуш-
ные силы или на винный завод. А этнического русского и на выборную должность не
допустят. Хотя, наверное, бывают и исключения.
Иллюзии Марка по поводу его настоящего и будущего развеивались быст-
ро. Он был шокирован, когда узнал, что неевреев в Израиле хоронят отдельно. Похоро-
ны еврея в основном оплачивает государство, и кладут "счастливчика" на еврейском го-
сударственном кладбище. Ведь это страна евреев! Семья нееврея оплачивает его погре-
бение сама, и место такого покойника - где-нибудь в кибуце. Даже погибшего за Изра-
иль солдата, русского по национальности, закопают вне территории, на которой разме-
щены могилы евреев.
Израиль как жестокий отчим тиранит любого, но особенно тех, кто не име-
ет денег, родственных связей, профильной национальности и религиозности.
Наверное, это и не удивительно. Сама идея алии, не говоря уже о ее прак-
тике, противоречива и авантюристична. Зазывать в страну сотни тысяч людей, в том
числе неевреев по национальности (я имею ввиду членов семей приехавших евреев), во-
спитанных, понятно, на разных культурных традициях, не подготовив для них при этом
ни экономических, ни социальных, ни идеологических условий - преступление.
Даже депутатам кнессета до сих пор неясно: Израиль должен быть еврейс-
ким государством или государством евреев? От ответа на данный вопрос зависит очень
важное обстоятельство - возобладает ли в Израиле тенденция к националистическому и
консервативному религиозному диктату или тенденция к демократичности.
Отнюдь не новость, что Израиль находится сегодня в глубоком нравствен-
ном, социальном и политическом кризисе. Будущее его туманно. Как цивилизованное и
суверенное государство Израиль еще не сформировался. И народ страны не представляет
собой единого целого.
Мысли Марка прервались. По улице мчалась машина с громыхавшей из нее
на всю округу музыкой, точнее глухими ритмичными ударами, от которых дрожали стек-
ла в квартире.
В соседнем районе несколько здоровых местных мужиков жестоко избили
"русского" охранника, молодого парня. Он повздорил с женой одного из них из-за тележ-
ки для продуктов, которую она хотела увезти домой. Парень попал в больницу, и потом
тихо, незаметно был уволен. Вызванная полиция, выполнив формальные протокольные
обязанности, уехала. Этим и кончилось.
Другой охранник, честно, на износ проработав в хевре не один год, скоропос-
тижно умер от инсульта. Руководство хевры сделало вид, что это ее никак не касается. На
похоронах присутствовал только его напарник, с которым он работал. Последний приют
умерший нашел в кибуце, где хоронят неевреев.
10
Марк очень тяжело переносил израильскую жару. Ночью он задыхался. Все
лето - обжигающее солнце и пот. Мечта о прохладе и свежем воздухе становилась навяз-
чивой идеей. Жизнь требовала максимального напряжения во всем, даже в том, что свя-
зано с погодой.
Марк помогал жене убирать школу. Он подметал коридор и собирал бумагу
в туалетах, а жена мыла везде полы. Коридор блестел от чистоты. Ученики, заходившие
в школу, шли в грязной обуви по середине коридора. Марк просил их передвигаться бли-
же к стенам, они с трудом понимали, что он от них хочет и чем он так недоволен.
Завершив занятия, учителя и ученики оставляли классы грязными, на полу
валялась небрежно брошенная бумага. Подобного неуважения к труду других Марк еще
не видел.
Мальчишки устраивали в туалете соревнование - писали, кто выше, на сте-
ну. Поэтому жене после каждой перемены приходилось убирать в туалете. Директор ни-
каких мер не принимал. Похоже, он вообще не хотел портить отношения с родителями.
Но если бы дело касалось только учеников.
Жена Марка обязана была следить за чистотой в учительской, а это было
нелегко. Чашки с недопитым кофе и затушенными в них окурками бросались учительни-
цами как попало в раковину, и вырастали горой, часть грязной посуды оставлялась на
столах. Педагогические "барыни" были уверенны, что уборщица за ними все уберет и
помоет. Между тем одеты были "барыни" ужасно - безвкусно и неряшливо. Лишь от-
дельные учителя выделялись некоторой культурой. Очевидно, что учителя тоже вино-
ваты в том, что их не уважают ученики.
Замечание учителя какому-нибудь безобразно ведущему себя школьнику
может обернуться истерикой последнего и жалобой родителям. Те обычно поднимают
крик и устраивают скандал учителю, жалуются на него директору. Особенно сложно в
подобной ситуации, как рассказывали Марку, приходится "русским" учителям. Совсем
не исключением в практике израильской школы становится пощечина, полученная
учителем от взбесившегося подростка, или пущенный в затылок камень и даже бросив-
шийся на него с ножом родитель.
Директор, интеллигентного вида высокий строгий мужчина, был из Поль-
ши. Он имел вторую ученую степень. "А ведь у меня третья степень", - думал Марк, от-
дирая от пола жвачку. Марк направлялся в туалет, чтобы освободить мусорные корзины
от использованной бумаги и женских прокладок.
- Посмотри, это кабинет физики, - сказала Марку жена. Марк зашел в класс
и с интересом стал осматриваться. Кое-где на стенах были прикреплены нарисованные
и вырезанные из бумаги цветы. Доска, столы, стулья. Марк не мог поверить своим гла-
зам - в этом классе преподавали физику. Он вспомнил аналогичный кабинет в советс-
кой школе: на стенах обязательно висели портреты известных физиков, таблицы, фор-
мулы, перед доской - лабораторный стол для проведения опытов.
Проработав с женой около года, Марк чувствовал главное - в школе отсут-
ствует атмосфера, дух знаний.
Дочь училась в неплохом учебном заведении, которое называют тихоном.
Марку, историку по образованию, стало интересно - что же они проходят по его пред-
мету. Он попросил у дочери учебник истории. Тоненькую книжку, написанную на ив-
рите, скорее следовало бы назвать очерками. Ее содержание почему-то в основном ка-
салось истории древней Персии. Позже Марк спросил, дают ли им какой-либо матери-
ал по истории России, Советского Союза. Дочь ответила, что им рассказывали о ста-
линских репрессиях и лагерях.
- И все? - удивленно спросил Марк.
Дочь неопределенно пожала плечами.
Прямо под окном квартиры Марка находился израильский детский сад. И
почти все свободное от сна время в садике страшно шумели. Чем слышнее плакал один
или несколько малышей, тем громче звучала музыка и сильнее кричала воспитательни-
ца. Она бойко хлопала в ладоши, пытаясь таким образом отвлечь ребенка. "Они же де-
лают из детей неврастеников", - говорил Марк жене.
Чуть повзрослев, дети приобщаются к современным формам проведения
досуга.
Войдя в дискотечный клуб, вы попадаете в странное помещение. Вы ока-
зываетесь не то в тоннеле, не то в пещере черного цвета. Округлый свод облеплен звез-
дами из бумаги, что хоть немного скрашивает мрачность первого впечатления. Повер-
нув налево, вы спускаетесь по бетонной лестнице. Застоявшийся сыроватый воздух за-
трудняет дыхание. Зал внизу освещен тускло, и весь его вид свидетельствует о том, что
здесь был обычный подвал.
Возбужденные подростки забегают в клуб, звуковая аппаратура включает-
ся на полную мощность. Гамбургеры, кола, громкая ритмичная музыка и ослепляющий
свет - постоянный набор клубных услуг для детей. В конце мероприятия в середину за-
ла с потолка падает пена и дети, особенно мальчишки, начинают в ней возиться, мазать
ею друг друга. Все в пене, мокрые, они выскакивают с дикими криками на улицу. Празд-
ник удался на славу!
С раннего детства они приучаются к несдержанности, повышенному то-
ну разговора, грубости чувств.
Марк шел домой от автобусной остановки. Перейдя неширокую улицу, он
вынужден был наблюдать следующую картину. По дороге с трудом двигались машины.
Путь им преграждала группа возбужденных детей. В свете фар мелькали головы, ноги,
руки. Водители сигналили, дети, не обращая на них никакого внимания, кричали, бега-
ли, толкались, едва-едва не попадая под колеса машин. Осиный рой перелетал с одной
стороны дороги на другую, не желая успокоиться и остановиться. Неадекватное состоя-
ние детей просто пугало. Это был настоящий психоз толпы, детской толпы, не взрос-
лой, вот что ужасно. К сожалению, данный случай - не единичный. И то, что общество
не реагирует на подобные явления необходимым образом, весьма тревожно.
Воспитание человека начинается в семье и школе. Именно там закладыва-
ются основы личности. Каковы родители и учителя - таковы, в известной мере, и дети.
За примером того, какими они будут завтра, когда вырастут, далеко ходить
не надо.
На проезжей части улицы перед домом образовалась небольшая пробка, во-
дители, проявляя обычное нетерпение, сигналили, громко кричали и ругались, увеличи-
вая и без того порядочный "балаган" (это одно из самых расхожих слов в Израиле).
Глава VI
11
Дожди в Израиле всегда желанны. Они приносят свежесть и успокоение.
Однако не надолго. Даже осенью жестокое солнце быстро восстанавливает свою власть.
Днем, естественно. Теперь же темнота укутала дорогу и будку, возле которой сидел Марк.
Мелкие капли дождя монотонно ударялись об асфальт. Под светом фар и уличных фона-
рей они рассыпались на тысячи маленьких искорок. Колеса проезжавших машин мирно
шелестели.
Часов около девяти вечера, водитель заехавшей машины приветствовал его
словами: "Бокер тов!" (Доброе утро!). "Тяжеловатый народ израильтяне" - подумал Марк.
В первую очередь он имел ввиду евреев - выходцев из стран Среднего Востока и Афри-
ки.
Ему импонировали их открытость, незлопамятность и простота в общении,
которые выгодно отличаются от замкнутости и холодного темперамента жителей Запад-
ной Европы. Израильтяне, как правило, отзывчивы на участие и внимание к ним. Про-
являя определенное простодушие, они не скупятся на благодарности.
Но простота обнаруживает свою обратную сторону, доходящую до хамства,
когда она переходит разумные границы. Израильтянин-начальник часто кричит, грубит,
но через час-два или на следующий день он уже все забывает и подходит с вопросом "Ма
нишма?" (Что слышно?) как ни в чем ни бывало. Любой прохожий запросто вторгается в
ваше "личное пространство", приставая к вам с откровениями о себе или может пройти
рядом с вами в совершенно свободном месте почти задевая вас физически. Занимаясь ка-
кими-то делами, тот или иной израильтянин даже может, нагнувшись, прилюдно оголить
наполовину свой зад, ничуть не задумываясь о впечатлении, которое он производит на
окружающих. Впрочем, последние относятся к данным феноменам бескультурья совер-
шенно спокойно.
Израильтянин - эгоист и невежа. Он запросто останавливает машину на про-
езжей части дороги, заставляя находящихся сзади ждать и сигналить, или стоит, подобно
столбу, на тротуаре, мешая передвигаться другим. Старик ли не может пройти, мать с ре-
бенком, не имеет значения, - плевать на всех! Для него в этот момент никто и ничто не
существует. В равной мере это относится и к женщинам-израильтянкам.
Коренные жители чувствуют себя в любом месте как у себя дома, на кухне.
Они могут зайти в магазин, полный народу, в домашних трусах или в купальном костюме.
Разговаривая по пелефону (мобильному телефону), они нередко кричат на всю улицу или
автобус, совершенно не думая о том, что это может мешать другим.
Потрясающее впечатление оставляют скандалы на улицах. Приходиться пора-
жаться насколько израильтяне бывают безумны в своем упрямстве и внезапных вспышках
злобы. Обладая очень сильными голосами, не только женщины, но и мужики в схватках
с противником берут глоткой.
Местные жители не менее славны своим умением сорить, бросать бумагу и
прочий мусор везде, где только можно. Причем никогда не уберут и за своим ребенком. А
зачем? - ведь есть уборщики и дворники.
Марк давно заметил, что израильтяне всегда проверяют свой хишбон. Но де-
лают это они по особенному, как будто читают художественную литературу. Остановив-
шись в любом месте, они зачарованно смотрят на цифры, и быстро оторвать их от люби-
мого занятия невозможно. Он (или она) тщательно проверяет, правильно ли с него взяли
деньги в кассе, все ли в хишбоне соответствует установленным ценам, и не переплатил
ли он. Действия вполне обоснованные, если учесть, что бывают ошибки и, наверное, на-
меренный обман. Но с какой страстью это делается. Складывается впечатление, что если
бы ему сказали, что осталась последняя минута его жизни, он все равно потратил бы ее
на борьбу за то, чтобы вернуть неверно взятые с него один-два шекеля.
Но стоит ли того наше драгоценное время, нервы и силы? Лучше бы они тра-
тились на достижение чего-то более доброго и высокого.
Когда деньги дороже всего на свете, дороже чести, дороже совести мир начи-
нает искажаться, приобретает уродливый вид.