Прилуцкий Евгений Александрович : другие произведения.

О снах и загробном мире

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  О снах и загробном мире. Религиозная гипотеза
  
   Е.А.Прилуцкий
   кандидат исторических наук
  
  
   Большинство православных форумчан - люди молодые или люди среднего возраста. Автор темы человек пожилой. Но мы объединены тем, что всех нас ждет самый важный экзамен - уход из жизни. " Ну, вот, - скажет жизнерадостный юный читатель, - опять о грустном , о смерти. Нет, чтобы поговорить о чем-нибудь веселеньком." О веселеньком, конечно, поговорить всегда приятнее. Но в жизни, понимаешь с годами, больше серьезного и невеселого. Нам всем, и молодым, и старым, предстоит когда-нибудь умереть, и православным верующим сам Бог велел чаще вспоминать о конце земного пути, и о том, как мы предстанем перед Богом. Думаю, что еще раз поразмышлять на эту тему будет полезно и верующим, и атеистам... Уверен, что большинство любознательных форумчан читали прекрасную книгу Серафима Роуза "Душа после смерти", в которой в ответ на утверждение священника Греческой Православной архиепископии о том, что "Православие не имеет "какого-либо конкретного представления о том, что представляет собой будущее"." отец Серафим написал:
  "На самом же деле православное христианство имеет вполне ясное учение и взгляд на загробную жизнь, начиная с самого момента смерти. Это учение содержится в Священном Писании (толкуемом во всем контексте христианского учения), в писаниях святых Отцов и особенно в том, что касается конкретных опытов души после смерти (в многочисленных житиях святых и антологиях, посвященных личному опыту такого рода)." Однако часто жизнь задает такие вопросы, на которые трудно ответить даже вооружившись достаточно совершенным православным религиозным учением.
   Прошло несколько лет, как я увидел во сне свою умершую бабушку. Она умерла более двадцати лет назад. Первые годы после смерти она часто приходила ко мне во сне, но всегда в странных обстоятельствах. Те, кто потерял родных и близких, вспомнят свои сны. Итак, я сплю и вижу сон: я стою то ли в коридоре, то ли в пещере. Вокруг все какое-то серое. Откуда-то слева выходят люди, молчаливые и безразличные, они проходят мимо меня словно тени куда-то вправо в конец коридора. Я понял, что это души умерших. А там, в конце коридора, насколько я сейчас помню, виднелся светлый выход из пещеры. Но утверждать это со стопроцентной уверенностью не могу. Жаль, что я не зафиксировал сон сразу на бумаге, ведь детали постепенно стираются из памяти. Но главное я помню. Слева вышла пожилая женщина и пошла со всеми по пещере. Она уже прошла мимо меня, как я, вдруг, узнал в ней свою бабушку. Я очень по ней соскучился, мое сердце разрывалось от любви и желания ее обнять и поцеловать. Чуть не рыдая, я окликнул ее. Она остановилась и повернулась ко мне. Я подошел к ней и увидел, что она не очень довольна тем, что я ее остановил. Она смотрела на меня спокойно и даже равнодушно. Между нами состоялся очень короткий разговор, всего несколько фраз. Каких, я уже не помню. Внешность ее была совершенно непохожа на ту, которую она имела на земле... Могу предположить, что с течением лет внешний вид умерших родственников, приходящих к нам во сне, теряется и меняется на другой, нам не знакомый, но мы всегда знаем, кто перед нами... Потом я проснулся с чувством интуитивного предвидения дальнейших событий сна, на несколько мгновений вперед: бабушка, если я не ошибаюсь, продолжила свое движение вправо по коридору. Когда схлынула волна эмоций и чувств, вызванных сном, заработал ум. Я сказал себе: " Да, это была бабушка." А затем спросил себя: "Но где же она находилась и где находился я?" Это, конечно, не рай. И на ад, вроде, не похоже, - все люди были спокойны и свободны. Хотя, отсутствие радости тоже можно расценить как ад... Католик, скорее всего, сказал бы, что она была в первом круге ада (вспомним "Божественную комедию" Данте), у православных другие представления об устройстве загробного мира. Бабушка не была христианкой, ни католичкой, ни православной, и, очевидно, не проходила мытарств. Но, тогда, где же она, все таки, находилась?... Человек, не верящий в сны, скажет мне: " Да, брось ты. Все это чепуха. Это только сон." И, действительно, святые отцы советовали христианам не поддаваться вере в сны. Но, те, кто видел такие сны, согласятся со мной, что после пробуждения человека не покидает абсолютная уверенность в том, что все им виденное - реальность, и даже эмоции и чувства в таком сне - самые натуральные. С научной точки зрения мы не можем и не должны доверяться подобным ощущениям. Но большинство образованных людей сегодня понимают, что научный метод - не единственное и не универсальное средство познания, а сама наука в целом - не обладает монополией на истину. Но что же, тогда, может выступить критерием проверки на истинность в подобных снах? Такого критерия, к сожалению, нет. Виденное нами в снах может быть предметом веры или неверия в соответствии с нашими религиозными или другими убеждениями. А может быть поступить по примеру многих верующих и просто сказать: " Нам не дано этого знать"?... Апостол Павел рассказал, что был восхищен в Духе до третьего Неба. У нас Небо ассоциируется с Царством Небесным или раем. Значит, согласно Павлу, рай имеет как минимум три уровня. Логично предположить, что, если рай разделен на несколько уровней, то и ад может иметь какие-то уровни. Но, тогда, мы возвращаемся к Данте и католицизму с его чистилищем... Попробуем, все же, выстроить модель (частичную) устройства загробного мира, основываясь на допущении, что виденное мной во сне - потусторонняя реальность. Большинство людей на земле - не злые, только изредка, и не добрые, они не совершают ужасных преступлений, иногда делают добрые дела, они - не святые. На рай они не тянут, но и в ад они, скорее всего, не будут брошены. Так куда же им деваться после смерти? В католицизме, если я правильно понимаю, для них приготовлено чистилище. Однако, ни в Священном Писании, ни в Священном Предании (трудах святых отцов) ничего не сказано о чистилище. Поэтому православие и не признает его наличие в загробном мире. Но, если, нет чистилища, то, может быть, существует нечто вроде преддверия ада, куда и попадает большинство людей? Там нет мучений, характерных для самого ада, но нет и радости. И, главное, в отличие от ада, у его обитателей есть возможность, преодолев ряд испытаний и смыв свои мелкие грехи, выйти из этого преддверия и даже подняться до первого Неба. Вероятность такого устройства загробного мира есть... Прошу понять меня правильно, - я не выступаю против православного учения, я лишь ставлю вопрос и ищу на него ответ... На многих православных форумах далеко не всегда встретишь нужное понимание. У меня на этот счет есть печальный опыт. Если человек предлагает нетрадиционный вопрос, относящийся к вере, или пытается посмотреть по новому на какую-то проблему, скорые на расправу добрейшие братья и сестры могут быстро обвинить его чуть ли не в вероотступничестве и предательстве, часто даже не потрудившись вникнуть в суть вопроса... В этой связи хочу напомнить о героях остроумнейшего мультфильма, поставленного на основе английской сказки о братце-Кролике и братце-Лисе. Тем, кто его не видел, вкратце расскажу суть содержания: братец-Кролик и братец-Лис постоянно враждовали, делая друг другу всевозможные пакости. И вот - у братца-Кролика наступает день рождения. Он позвал всех своих знакомых-зверьков, братца-Лиса, конечно, не пригласил. Когда гости уселись за столом, братец-Кролик встал и заявил: "Джентльмены, братец-Лис не джентльмен." И все с ним согласились. Он стал ссылаться на то, что в чужой кастрюле своего супа не сваришь и т.д., и т.п. И все с ним опять согласились. Но тут на празднество заявился сам братец-Лис. Начался переполох. Оказалось, что он пришел с самыми благими намерениями. Братец-Кролик и братец-Лис как будто даже помирились. Пустились танцевать. Братец-Лис вел себя мирно и благопристойно. А вот братец-Кролик во время танца стал лягать братца-Лиса, делая вид, что это не он пинает братца-Лиса, а кто-то другой... Естественно, они опять поссорились... Я рассказал об этом мультфильме не только для того, чтобы немного поднять настроение читателей, но и для того, чтобы подчеркнуть, что на многих православных форумах можно легко оказаться в положении братца-Лиса... Но, вернемся к нашей теме. Я поставил ее, исходя из того, что она актуальна всегда и для каждого.
  
   Январь 2011 г.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"