Прохожий Ходок Самиздата: другие произведения.

Добро и зло Альбуса Дамблдора

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассуждение о том, почему не получится однозначно выбрать между ДамбиГадом и ДамбиГудом.

Добро и зло Альбуса Дамблдора

  
   Спор о достоинствах и недостатках главной светлой теневой фигуры канона Поттерианы длится уже не первый год. Как и другие персонажи септалогии, образ директора школы чародейства и волшебства (именно так его видит главный герой канона) - отрывочен. Гарри Поттеру и читателям стоит только догадываться, что скрывается в лакунах, оставленных Роулинг, при описании мира, влиятельных групп, законов и характеров персонажей.
   Холивары, идущие на форумах и в комментариях, похожи на спор слепых мудрецов из старой притчи: они ощупывают слона и каждый повторяет те достоинства, которые обнаружил.
   В притче спор разбудил раджу, который сообщил слепцам, что слон большое животное и им нужно сложить вместе все части, чтобы узнать, каков он на самом деле.
   Пока же не появился такой раджа, обратим внимание на те части слона-Дамблдора, которые нащупали читатели и спорщики.
  

Гуд или Гад?

   Для Гарри Поттера и читателей Альбус Дамблдор предстает олицетворением добра. Его положительно воспринимают те персонажи, от имени которых идет повествование. В своих интервью Роулинг назвала этого героя воплощением добра. Альбус - единственный директор школы, похороненный на ее территории. Соратники и коллеги, которые должны были обижаться на его "ошибки" - прощали Альбуса, а Гарри, повзрослев, даже назвал своего сына его именем.
   Как у каждого великого человека и англичанина, у Дамблдора могут и должны быть чудачества: интересный шрам в форме Лондонского метрополитена, яркие мантии, любовь к странным сладостям, проповедь о силе любви. Среди хобби, указанных на вкладыше к шоколадной лягушке, значится камерная музыка и игра в кегли. В сюжете они больше нигде не встречаются, но намекают, что Альбус много времени проводит сред маглов.
   По мере чтения книг главный герой и читатели узнают о другой стороне характера Альбуса. Он готов на непростые неэтичные решения, признает ошибки, его видимое всеведение не реализуется к добру и благу тех, кто находится в сложных жизненных условиях. Помощь, оказанная Дамблдором, половинчатая, похожа на "медвежью услугу".
   Если бы Альбус нашел утопающего, то не бросил бы ему средства спасения, и не вытянул бы его на берег. Скорее всего, подержал бы за руку, чтобы тот чуть передохнул и посоветовал быстро учиться плавать. Альбус в это время будет вещать о силе любви, наблюдать за барахтаньем с удовлетворением в глазах, а потом предложит отчаявшемуся недоутопленнику дополнительную помощь за высокую оплату. Настолько высокую, что утопающий попробует еще какое-то время выплывать сам. Но Альбус не спешит, будет ждать, смотреть и "торговаться".
   Такая мягкая, ненавязчивая опека и помощь, с одной стороны, перспективна в будущем. Развивает самостоятельность и открывает второе и третье дыхание тех, кому достаточно отстраненного участия "тренера". С другой стороны, здесь и сейчас она неуместна: от того, кто помогает попавшему в беду, ждут быстрых и решительных действий для преодоления кризиса, а не воспитательных мер, которые скажутся через годы.
   Почему же Альбус действует именно так? Это следствие детской травмы, когда погибли его родители и сестра? Или удара "судьбы", когда пришлось пойти против Гриндевальда? Он настолько дорожит свободой других людей и боится принимать непоправимые решения или собирает из соседей по жизни коллекцию марионеток для очередных постановок? Его первая встреча с Томом Ридлом оказалась столь жесткой из-за личных переживаний Альбуса, увидевшего в действиях Тома второго Геллерта, или это все череда нелепых случайностей, передавшая моральную травму уже Тому?
   В чем сходятся все персонажи канона и многие читатели - объяснить мотивы действий Альбуса невозможно однозначно. В каноне его враги приписывали ему маразм и сумасшествие, так как действия Альбуса были не просто безобидными странностями, а, по меньшей мере, попустительством и халатностью. Возможно, явными преступлениями.
   Для доброго и светлого, Альбус недостаточно усерден и последователен. Для злого и темного, он слишком нерешителен, перекладывая действия и ответственность на других. Он балансирует на грани со своими куклами, даруя им почти полную свободу, но в рамках своего сценария.
  
   Конспирологи предполагают, что Сириус Блек в Азкабане нужен Дамблдору, чтобы тот не мешал воспитывать Гарри в строгости и порядке. Что Гарри у маглов нужен Дамблдору, чтобы иметь доступ к сейфам Поттеров и Блеков. Что целью Альбуса со времен детства является поиск Даров Смерти или аналогичных легендарных артефактов. Что бездействие, когда Том Ридл набирал силу (оба раза) осознанное: Альбусу нужна война с уничтожением родов магов, которым он мстит за преждевременную смерь своих родителей и сестры.
   Эти предположения разбиваются прямыми цитатами из канона и общими соображениями. Для Альбуса все перечисленные цели слишком мелкие и решаемые более изящно, не настолько грубо и нарочито. В рамках канона его планы лучше всего описываются фразой "бесцельные коверканья судеб своих кукол". Ни хорошие, ни плохие - хаотичные. Он - заигравшийся в перст судьбы человек, не устроивший даже свою жизнь. В отличие от Монте-Кристо, который таким образом мстил своим врагам, Дамблдор так и не показал истинной цели вмешательства в жизнь других людей.
   Брат Альбуса является владельцем притона в Хогсмите. Описание "Кабаньей головы" похлеще "Дырявого котла", от которого будут шарахаться все нормальные люди. И, пожалуй, Аберфорт - единственный, кто прямо осуждает Альбуса за его манипуляции судьбами подчиненных и попадающий в сферу интересов людей. Интриги сплелись так, что даже после смерти Альбуса его марионетки продолжают выполнять его волю.
   На удивление, почти все аферы и психологические лабиринты, через которые Альбус проводит интересующих его персонажей, оказываются успешными. Облегчение, когда "пешки" находят выход, ассоциируется у них и читателей с "хеппи эндом". "Куклы" признают важную помощь, которую оказал им Альбус, но в своей слепоте не понимают, что он не только помог, но и создал лабиринт, через который им пришлось пробиваться потом и кровью.
  
   Никто из героев, прошедших тренинг у Альбуса, не стал полноценным счастливым человеком. Можно решить, что Альбус готовил людей для войны, а не для мирного времени. Или что ему были нужны сектанты-фанатики, теряющиеся, когда сверхцели больше нет. Они ждут указаний, и не представляют смысл жизни без служения. Неважно чему: общему благу; обету защищать, который дан много лет назад; кому-то или чему-то, на кого указал Альбус как на нуждающегося в поддержке. Для всех найдется своя цель, стремление к которой придает смысл жизни и позволяет гордиться, ведь все это "для общего блага" и "во имя света".
   Альбус и сам неустроен в быту и семье. Вокруг него сплочены такие же социальные калеки, положившие личное счастье на алтарь каких-то идей. Люди-орудия более эффективны, чем обычные люди, но намного несчастливее последних.
  

Штампы и совы на глобусах.

   Приверженцы Дамбигада или Дамбигуда, между которыми проходят споры, часто оперируют аргументами, которые не выдерживают критику в других частях канона.
   Сам канон непоследователен, что усложняет анализ событий. Все предыдущие части нужно изучать, как будто нет последующих.
   Легилименция появляется на пятом курсе, так что одержимость Квирелла и подмену Грюма Альбус не мог ощутить в силу отсутствия в мире Поттерианы чтения мыслей.
   Цербер - страж мира мертвых. Он не должен пропустить дух ТЛ в Квирелле, но не пропустит и Гарри, если у того в шраме крестраж. Приходится делать вывод, что крестражи появились у Роулинг позже. Шрам Гарри на втором курсе еще не крестраж (так как яд василиска его не повредил).
   Характеры персонажей, особенно в последних томах, не соответствуют им же в начальных. Кто-то стремительно умнеет, кто-то необъяснимо глупеет. Меняются жизненные позиции и приоритеты. Позже каждые несколько глав прописываются старые и новые характеры одних и тех же людей, что создает не ощущение душевных метаний (как могло задумываться), а недостоверность причин их поступков.
   Некоторые вещи канона списывают на ошибки Роулинг, или ее попытки запутать читателей, которые захотят разобраться в подоплеке событий. Возможно, причина в дополнительных книгах, написанных под давлением читателей и издателя. Книги появились, но без согласования частей.
  
   Косвенные оценки деятельности Дамблдора опираются на додумывание читателей.
  1. Степень опасности в магической школе и обязанности ее директора списываются с русских общеобразовательных школ, а не английских школ-интернатов.
  2. Учеников Альбус не оставил, зато оставил много последователей его инструкций.
  3. На примере Гермионы, стершей родителям память и отправившей их в Австралию, мы видим, что перенимают от Альбуса его подчиненные. Когда-то аналогично поступили Сириус, Молли, Том Ридл - не ставя родителей ни во что и действуя по своим резонам.
  4. Ни одного персонажа канона нельзя назвать нормальным. Это сборище фриков и рай для психиатра с психоаналитиком. Если сама Роулинг видит мир таким, то к анализу ее книг нельзя подходит с точки зрения "нормы".
  

Продолжим...

(добавка 27.08)
   Дамблдор в первой книге явный добрый маг. В финале он просит у Гарри прощения за тяжелое детство у Дурслей. Канон не подтверждает, что Гарри избивали. Наказания за магические выбросы в закрытом чулане - попытка хоть как-то снизить их количество магловскими способами. И обезопасить Дадли. Что такое маг среди маглов - можете почитать у Стивена Кинга, где он рисует человека с необычными способностями, которые не получается в детстве контролировать. Что именно пережили Дурсли, мы не знаем. Если кому-то кажется это мелочью, представьте у себя дома такого ребенка.
   Почему Дамблдор не подобрал для Гарри няньку из магов, не поселил его в пансион в другой стране, не скрыл магический дом с ребенком, домовиками и проверенными членами Ордена Феникса (хотя бы Фигг, Дожем и Динглом, которые знали о месте дислокации Гарри) - мы не знаем. Верил ли Альбус в защиту крови, о которой рассказал Петунье и Гарри - тоже не знаем. Если бы история о мальчике который выжил закончилась на первом томе, подавляющее большинство читателей поддержало бы решения Дамблдора, так как они привели к победе над духом ТЛ и все закончилось почти хеппи эндом (не считая мелочей и запланированных автором жертв).
  
   Если бы история уместилась в двухтомник, появились вопросы о непонятной выжидательной позиции Альбуса. Он не спешит делиться информацией о Тайной комнате, медлит с закупкой зелья из мандрагор, предпочитая держать пострадавших в лечебном крыле до весны, не ищет активно способ, которым открыли тайную комнату и не ставит защиту. Его ответ на вопрос МакГонагал
  - Альбус, но кто же?..
  - Вопрос не в том, кто, - не отрывая глаз от Колина, отвечал Дамблдор, - а в том, как...
показывает, что место комнаты известно. Возможно, известен и способ открыть один из проходов.
Что интересно, Гарри перед этим допрашивает Добби о том, кто открыл ТК.
  - Добби, кто всё-таки открыл Комнату? - Гарри держал руку эльфа, чтобы тот снова не начал себя казнить. - Скажите мне, кто?
  - Добби не может, сэр. Добби не может, не должен! - завопил эльф. - Поезжайте домой, поезжайте, сэр.
И этот диалог очень интересный. Добби явно знает, но не хочет называть имя Джинни Уизли. А другие домовики знают о Джинни? А о входе в ТК? Их может распросить любой обитатель школы? Вопросы, вопросы... Но и вторая книга заканчивается хорошо для всех пострадавших, кроме Локонса и василиска.
  
   Читая третью книгу, мы узнаем о поколении родителей нынешних героев. Об их ошибках, школьных приключениях, приобретениях и потерях. Альбус выступает уже не таким непогрешимым, и даже разница в 12 лет показывает, что к моменту времени канона он стал лучше. Лучше, но до идеального доброго мага ему еще далеко. Воспринимая ситуацию с точки зрения Гарри, читатель перестает воспринимать Дамблдора идеализированно, как ребенок, начинает видеть полутона и сомневаться в методах Альбуса. О мотивах речи пока не идет, но история Сириуса Блека, отсидевшего за убийство маглов (канон) и Петигрю, показывает нам несправедливость магического правосудия. Слова Рона Уизли об откупившемся Малфое уже не кажутся поклепом. С другой стороны, почти не известно о поцелуе дементоров как наказании для УпСов. Они получили пожизненное заключение в Азкабане.
   А теперь задумайтесь: если бы вы оказались в мире ГП, описанном в первых трех томах, считали бы вы Альбуса - гадом? Может быть, гудом? Или обычным человеком, которому опыт позволяет делать меньше ошибок, чем в прошлом, но не избавляет от новых ошибок? Вы бы пошли к нему за помощью или пытались бы решить проблемы попаданца / вселенца как можно дальше держась от его внимания? Имея выбор, пошли бы учиться в Хогвартс или искали бы другую школу магии? Опираясь только на знания первых трех томов истории?
  
   Чем дальше идем по томам, тем явственнее воспринимается Альбус, как Дамбигад. Четвертый том, наверное, рубеж, во время которого отношение к Альбусу как к доброму магу постепенно вытесняется на нейтрального, а позже на злого, точнее расчетливого. Он снова медлит, выжидает, затягивает и ТЛ возрождается. Попытки объявить об этом публично выглядят как-то странно. Это и прочие противостояния с Министерством магии Альбус проигрывает. Почему же он идет на рожон, а не использует методы манипуляций, в которых его обвиняют приверженцы ДамбиГада? Почему он все чаще становится похожим на ДамбиТупа?
   Возможно, причина в подтасовке автором действий героя для запланированного финала и методы героя получились глупее, чем он описан ранее. Возможно, сам Альбус теряет хватку или занят чем-то, так что канонные действия делает ради галочки, лишь бы освободить время для других целей. Он уже не участливый наставник, а отстраненный взрослый, которому не до детских трагедий. В следующей книге Гарри смотрит воспоминания в думосбросе. Если Альбус их собирает именно сейчас, во время турнира, становится простительным то, что он прозевал Крауча под обороткой. Если он на международном уровне пытается сгладить события после квиддичного матча, чтобы Тремудрый турнир состоялся, у него явный цейтнот. Мог ли он пользоваться хроноворотом, чтобы успеть везде или доверил присматривать за школой коллективу педагогов? Подозревал ли он Грюма до разоблачения? Мог ли отменить контракт кубка огня для Гарри? До скандального финала была ли у него возможность договориться с Фаджем и снять обвинения с Блека? Канон оставляет нас в неведении, которое побуждает назвать Альбуса уже не олицетворением доброты, а магом с подмоченной репутацией.
  
  PS Возможно, будет продолжение. Многое зависит от комментариев читателей.
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Ардова "Невеста снежного демона. Зимний бал в академии"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) М.Атаманов "Котёнок и его человек"(ЛитРПГ) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) С.Елена "Избранница Хозяина холмов"(Любовное фэнтези) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) К.Корр "Секретарь дьявола"(Любовное фэнтези) А.Тополян "Механист. Часть первая: Разлом"(Боевик) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Емельянов "Тайный паладин"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"