Аннотация: По человеческому разумению имею дерзновение изложить сущностное содержание Новозаветной Троицы...
По человеческому разумению имею дерзновение изложить сущностное содержание Новозаветной Троицы...
Согласно учению Святых Отцов, человек есть совокупность трех составляющих - тела, души и духа. Но это определение относится к первозданному человеку до грехопадения, который находился в прямом общении с Богом, его душа была разумной и являлась обителью духа.
После грехопадения человек, удаленный от лица Божия, обретает разум лжеименный и утрачивает непосредственную связь с Творцом. Таким образом, в настоящее время, мы имеем дело с поврежденным человеком, который является совокупностью - тела, разума и души.
И для дальнейшего изложения нам необходимо получить ответ на следующий вопрос: Человек, в частности, и человечество - в целом, после удаления от лица Божия, предоставлены самим себе, или Он по этим трем составляющим (через тело, разум и душу) нами управляет?
Ответ на поставленный вопрос находим в Полном православном богословском энциклопедическом словаре: Промысл Божий - божественная деятельность в мировой жизни, сохраняющая мир и направляющая его к предназначенной ему цели бытия; непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Господь сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, вспомоществует всякому добру, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает и обращает к добрым последствиям.
И одним из эпизодов Священного Писания, свидетельствующим о таком вмешательстве в судьбы Мира, являются сцены вывода избранного народа из рабства, когда Бог предстает в лице Отца (Вседержителя), демонстрирующего силу Своей мышцы посредством десяти казней Египетских, а также в момент смертельной опасности разводит воды Чермного моря, и проводит посуху Свой народ.
Но даже такие чудеса воспринимаются подавляющим большинством народа Израиля, как природные явления. И он отвергает Божье водительство! Отливает золотого тельца и поклоняется ему. И вся дальнейшая история изобилует свидетельствами жестоковыйности избранного народа, побивающего камнями Пророков, призванных Богом его вразумить...
И тогда Бог, в лице Сына человеческого, приходит со спасительной миссией на Землю, дабы вразумить, прежде всего, избранный народ, а через него и всех человеков. Результат этой миссии известен - Спасителя распинают!
И третье, самое сильное по степени влияния, когда Бог в лице Святого Духа воздействует на души человеческие с целью обретения ими благодати - даров Духа Святого. В результате чего, человек рождается Свыше, начинает чувствовать Божественное присутствие в своей жизни и становится другим, обретая полноту бытия.
И в конце времён, когда падшее и раскаявшееся человечество, пройдя через все тернии, обратится к своему Творцу, произойдет второе пришествие Спасителя в лице нисходящего на Землю Святого Духа (Утешителя): "И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло".
И в заключении необходимо получить ответ еще на один очень важный вопрос: Отец (Вседержитель), Сын (Спаситель) и Святой Дух (Утешитель) - это одна Личность или три?
В случае ответа - три Личности, тут же возникает вопрос: Как может устоять Царство, разделившееся само в себе? И мы попадаем в ловушку, выбраться из которой, не впадая в многобожие, не представляется возможным!
Таким образом, чтобы остаться на позиции монотеизма, единственно верный ответ: Бог есть одна Личность, проявляющая себя в разных Лицах (Ипостасях) в результате воздействия на различные составляющие человеческой природы - тело, разум и душу.
* В качестве аналогии можно привести следующее: когда актер выступает в разных лицах, проживая сценические образы, говорят, что он лицедействует. Но при этом, вне всякого сомнения, остается единой и неделимой личностью.