Пронин Евгений Николаевич: другие произведения.

Перспективы использования проиродного газа на транспорте

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:

  Перспективы использования
  компримированного и сжиженного природного газа
  в качестве моторного топлива транспорте России
  (тезисы)
  Е.Н. Пронин
  Почти 150 лет тому назад, в 1860 г. Этьен Ленуар сконструировал первый практически пригодный двигатель внутреннего сгорания, который работал на светильном газе. Через 16 лет конструктор Отто создал свой 4-хтакный двигатель. Еще через 9 лет Генри Форд создал бензиновую модель двигателя Ленуара и установил ее на свою первую самодвижущуюся коляску. Более-менее активное применение природного газа в качестве моторного топлива началось в середине 20-х годов XX века.
  Природный газ по своим экологическим и экономическим характеристикам является наиболее эффективным углеводородным топливом, которое имеется в коммерческой реализации. В 2000 - 2003 г.г. мировой парк автомобилей, работающих на природном газе, ежегодно увеличивался на 1 миллион единиц.
  Серийное производство метановых автомобилей освоили практически все ведущие автомобильные компании мира. Среди них Аудио, БМВ, Вольво, Дженерал Моторс, Камминс, МАН, Мерседес, Рено, Ситроен, Тойота, Фиат, Фольксваген, Форд, Хонда.
  К настоящему времени в 60 странах мира на этом виде топлива работают более 3,5 миллионов автомобилей. Уже построено более 6,5 тыс. автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС); еще более 1,5 тыс АГНКС находятся в стадии проектирования и строительства. Все более популярными становятся установки индивидуального пользования (АГНКУ), которые с успехом применяются для заправки автомобилей газом в коттеджах, подземных гаражах и т.д. Всего в мире продано более 8 тыс. таких заправочных установок.
  Мировыми лидерами являются Аргентина (1 млн. газобаллонных автомобилей - ГБА), Бразилия (540 тыс. ГБА), Пакистан (410 тыс. ГБА) и Италия (400 тыс. ГБА). География распространения машин на природном газе такова: Латинская Америка - 1,5 млн.; 600 тыс. в Азии; 150 тыс. в Северной Америке и 2 тыс. в Австралии и Океании. По численности метановых автомобилей - 36 тыс. - Россия сегодня занимает 11 место в мире.
  Как известно, автомобильный транспортный сектор Европы практически на 98% зависит от продуктов нефтепереработки. При этом до 80 % всей импортируемой нефти поступает из политически нестабильного региона - Ближнего Востока.
  По соображениям экологической и энергетической безопасности Евросоюз в 2000 г. внес предложение о диверсификации топливного баланса и внедрении альтернативных видов моторного топлива. В качестве таких альтернатив бензину и дизельному топливу названы природный газ (10% от всего парка), биогаз (8%) и водород (5%). Примечательно, что в основе каждой из альтернатив лежит метан.
  По типам используемого топлива структура парка европейских машин к 2020 г. должна выглядеть следующим образом:
  природный газ: 23,5 млн. шт.
  биогаз: 18,8 млн. шт.
  водород: 11,8 млн. шт.
  прочие: 181,0 млн. шт.
  По типам транспортных средств, работающих на природном газе, парк европейских машин к 2020 г. должен иметь следующую структуру:
  междугородные автобусы: 69 900
  городские автобусы: 22 800
  грузовые автомобили: 149 800
  такси: 451 600
  микроавтобусы и пикапы: 7 600 000
  легковые автомобили: 15 200 000
  всего: 23 494 100
  Как уже указывалось, российский парк автомобилей на природном газе насчитывает примерно 40 тыс. единиц. Количество построенных АГНКС равно 207. В системе ОАО "Газпром" сегодня работают 182 станции. Они расположены от западных границ Российской Федерации до рубежа Новокузнецк - Кемерово - Томск.
  Российские АГНКС расположены в большинстве республиканских, краевых и областных центров и вдоль автомагистралей федерального значения. При проектировании сети АГНКС предполагалось, что они должны находиться на удалении около 200 км, т.е. на расстоянии среднего пробега на одну заправку газом. К сожалению, строительство сети, начавшееся еще в советский период, не завершено. Еще есть много мест, где необходимо построить станции.
  По расчетам специалистов компании "Рургаз АГ", Германия, АГНКС должны строиться со следующей плотностью: 5 км в городах, 15 км в пригородной зоне, 25 км в сельской местности.
  В Российской Федерации пока отсутствует государственная система стимулирования использования экологически более безопасных видов моторного топлива. Единственным стимулом можно считать ценовое ограничение, установленное в 1993 г. По постановлению Правительства России, цена 1 куб. м. газа для автомобильного транспорта не может превышать 50% цены 1 л. бензина А-76 (А-80).
  Начиная с 1998 г. реализация природного газа автомобильному транспорту выросла в два раза и составила в 2002 г. 115 млн. куб. метров. В 2003 году через АГНКС было продано около 140 млн. куб. м.
  Уникальным опытом России является то, что именно в нашей стране получен практический опыт перевода на природный газ самой разнообразной транспортной техники. Легковые, грузовые и специальные автомобили; сельскохозяйственная техника; водный, воздушный и железнодорожный транспорт.
  До 1991 года серийно газобаллонные автомобили выпускали заводы ГАЗ, ЗИЛ и КАМАЗ. Потом это производство было свернуто. Сейчас появились признаки того, что наши автомобильные заводы начинают вновь задумываться о производстве машин, работающих на альтернативных видах моторного топлива. Такие работы ведутся в Набережных Челнах, Тольятти и Ульяновске.
   Опыт практической эксплуатации показывает, что наибольший экономический и экологический эффект имеет применение чисто газовых двигателей и хранение природного топлива в сжиженном состоянии.
  Разработана достаточно широкая гамма АГНКС и передвижных автогазозаправщиков (ПАГЗ). Комбинированное использование стационарных и мобильных средств заправки природным газом обеспечивает большую гибкость организации бизнеса.
  Если раньше в России строились в основном станции большой производительности (на 250 и 500 заправок в сутки), то теперь более целесообразным представляется уплотнение сети АГНКС за счет станций малой (до 100 заправок) и средней (100 - 150 заправок) производительности.
  Проведенные расчеты показывают достаточно высокую эффективность газозаправочного бизнеса. Согласно выполненным недавно расчетам, инвестиции в строительство АГНКС и параллельный перевод автотранспорта окупаются за 4 - 5 лет.
  Российские предприятия освоили выпуск автомобильных баллонов высокого давления (для компримированного природного газа - КПГ) всех 4 типов:
  - бесшовные стальные (из углеродистой и легированной стали),
  - металлопластиковые с армирующей намоткой по цилиндрической части,
  - металлопластиковые с армирующей намоткой по всей поверхности на основе алюминиевого лейнера,
  - композиционные из полимерного лейнера и силовой оболочки из композиционного материала.
  Относительно новым энергоносителем на российском топливном рынке стал сжиженный природный газ (СПГ). В течение нескольких лет научные организации и инжиниринговые компании ОАО "Газпром" осуществляли НИОКР, увенчавшиеся созданием полного комплекса технологического оборудования для получения, хранения, транспортировки и регазификации СПГ. Практический опыт коммерческой реализации СПГ получен в Ленинградской и Свердловской областях.
  Сжиженный природный газ открывает совершенно новые возможности для газоснабжения коммунально-бытовых и промышленных потребителей, удаленных от магистральных и распределительных газопроводов.
  Малотоннажное производство СПГ может быть организовано на АГНКС и ГРС. Используя потенциал перепада давления, дросселирующие установки позволяют получать до 1 тонны СПГ в час. При этом установки производительностью до 500 кг в час вообще не требуют электроэнергии.
  ОАО "Газпром" поддержал инициативу Неправительственного экологического фонда им. Вернадского и принял активное участие в разработке международного проекта "Голубой коридор". Проект предусматривает использование природного газа в качестве моторного топлива при выполнении международных пассажирских и грузовых автомобильных перевозок.
  Для подготовки предварительного доклада была создана международная рабочая группа. По предложениям группы были одобрены три коридора:
  Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва (протяженность 1050 км);
  Москва - Минск - Варшава - Берлин (протяженность 1800 км);
  Берлин - Прага - Рим (протяженность 1800 км).
  Для расчета экологического и экономического эффектов были приняты следующие исходные условия:
  В коридоре Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва в качестве основного топлива используется сжиженный природный газ (СПГ). В остальных коридорах - компримированный природный газ (КПГ) причем по двум вариантам: газодизельном (20% запальная доза + 80% газ) и чисто газовом (100% газ).
  Оцениваемый в модели парк (модельный парк) насчитывает 10,5 тыс. машин: 2,5 тыс. автобусов и 8 тыс. грузовиков. По типу используемого топлива модельный парк имеет следующую структуру: 1600 газодизельных, 6400 чисто газовых и 2500 автомобилей, работающих на СПГ.
  Применение природного газа в качестве моторного топлива при выполнении международных автомобильных перевозок может дать значительный экологический эффект по сокращению вредных выбросов почти на 400 тыс. т (приведенных к СО). Экологический эффект по маршрутам (тыс. т, приведенных к СО):
  Хельсинки - Москва (СПГ): 88,3
  Москва - Берлин (КПГ): 151,4
  Берлин - Рим (КПГ): 155,4
  Всего: 395,1
  Сокращение эксплуатационных затрат по топливной составляющей за счет разницы цен на природный газ и дизельное топливо позволяет суммарно получить дополнительную прибыль в размере 37 млн. Евро на модельный парк. Данные по каждому коридору приведены в таблице.
  Сокращение эксплуатационных затрат (Евро на 1 оборотный рейс) по маршрутам и видам топлива
  Хельсинки - Москва (СПГ): 82,7
  Москва - Берлин (КПГ) двухтопливные: 231,2
  Москва - Берлин (КПГ) чисто газовые: 273,2
  Берлин - Рим (КПГ) двухтопливные: 194,5
  Берлин - Рим: (КПГ) чисто газовые 248,1
  Сокращение эксплуатационных затрат (Евро в год на модельный парк) по маршрутам и видам топлива
  Хельсинки - Москва (СПГ): 4,96
  Москва - Берлин (КПГ): 16,95
  в т.ч.
  двухтопливные: 2,96
  чисто газовые: 13,99
  Берлин - Рим (КПГ): 15,19
  в т.ч.
  двухтопливные: 2,49
  чисто газовые: 12,70
  Всего: 37,10
  Для обеспечения газовым топливом 10,5 тыс. автомобилей на международных маршрутах ежегодно дополнительно потребуется примерно 220 млн. кубических метров природного газа на сумму более 62 млн. Евро.
  Хельсинки - Москва (СПГ): 47,2 млн. куб. м в год (5,27 млн. Евро в год)
  Москва - Берлин (КПГ):84,6 (16,46)
  Берлин - Рим (КПГ): 86,8 (40,48)
  Всего: 218,6 (62,21)
  Сеть АГНКС на территориях стран-участниц требует определенного уплотнения. На первом этапе хотя бы до 1 АГНКС на 200 км автомагистрали. Всего требуется построить 52 АГНКС суммарной производительностью 122 млн. кубических метров природного газа в год на сумму 16 млн. Евро.
  Существенным элементом российского газомоторного рынка является Некоммерческое партнерство "Национальная газомоторная ассоциация" (НГА). Членами НГА являются предприятия нефтегазового комплекса, автомобильные заводы, автотранспортные предприятия, научные и инжиниринговые организации.
  Главная задача НГА - содействие развитию газомоторного рынка России путем проведения информационной работы среди администраций субъектов Федерации, муниципальных образований и автотранспортного сектора.
  НГА издает ежеквартальный Информационный бюллетень, ежегодные Каталоги газоиспользующего и газозаправочного оборудования. Ассоциация поддерживает информационный сайт в Интернете по адресу www.ngvrus.ru
Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) А.Кутищев "Мультикласс "Союз оступившихся""(ЛитРПГ) А.Верт "Нет сигнала"(Научная фантастика) А.Тополян "Механист 2. Темный континент"(Боевик) М.Юрий "Небесный Трон 3"(Уся (Wuxia)) Т.Сергей "Эра подземелий 3"(ЛитРПГ) Е.Кариди "Сопровождающий"(Антиутопия) Н.Пятая "Безмятежный лотос 3"(Боевое фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"