6.2. Курс занятий по развитию морфемного анализа-синтеза речи.
Если следовать природе, то работу над развитием морфемного анализа речи следует начинать при наличии нормального фонематического анализа-синтеза речи и уже сформированного фундамента синтаксического анализа-синтеза речи. Если временные условия позволяют логопеду это, то так и следует поступать, то есть нормализовать фонематический анализ-синтез, создать фундамент синтаксического анализа-синтеза, а затем приступить к работе над морфемным анализом-синтезом речи.
Но у школьного логопеда нет таких временных условий. Уже в конце первого класса в школе начинается работа над орфографически грамотным письмом, а во втором и третьем классе закладываются основы такого письма, что требует развитого морфемного анализа-синтеза речи. Чтобы ребенок не выпал из процесса обучения в школе, логопеду нужно начинать работу над морфемным анализом сразу же после нормализации фонематического анализа речи, а работу по развитию синтаксического анализа речи вести параллельно. При этом необходимо показать ребенку органическую связь усваиваемых данных морфемного анализа с правописанием. Возможно ли это? Опыт работы показывает, что с детьми, поступающими в общеобразовательную школу и имеющими при этом нарушения всех трех видов речевого анализа, это возможно, так как к 6 - 7-летнему возрасту они уже имеют пусть дефектный, но определенный речевой багаж, которым и может воспользоваться логопед в своей работе.
Предлагаемый курс занятий по развитию морфемного анализа-синтеза речи преследует 2 цели:
1) Создание фундамента морфемного "сита";
2) Соединение усвоенных ребенком данных морфемного анализа-синтеза с орфографией. При этом в задачу логопеда не входит научить ребенка писать орфографически верно, грамотно(это делает учитель в школе), но логопед должен показать ребенку, почему так нужно писать.
Эти 2 задачи плюс задача коррекции познавательной деятельности детей, так как она часто далека от совершенства, и определяют содержание и характер построения курса занятий.
Создание системы морфемных ячеек приходится начинать с создания определенного количества корневых ячеек. Этого уже требует и школьная программа, и сама логика морфемного анализа слова: он(анализ) начинается с выделения в слове корня. Работа по созданию системы корневых ячеек проводится в течение 4-й четверти первого класса.
Урок Љ41(1 класс, 4-я четверть).
Цель: дать понятие о родственных словах.
I. Вступительная беседа.
Примерное содержание. Слова живут подобно людям: они рождаются(взять примеры недавно появившихся слов, например, космонавт), живут и умирают(взять слова-архаизмы, например, рожон). Слова, как и люди, живут семьями, и в каждой семье слов есть слово-родитель и слова-дети(производные слова). Все они - родственники. Их так и называют - родственные слова. И, как родные люди, родственники, похожи друг на друга лицом, характером, так и родственные слова имеют похожее, общее, в характере(в смысле) и в лице(в написании слова). Попробуем убедиться в этом.
Логопед вывешивает пустое наборное полотно, на верхней полосе его вставляет табличку "Родственные слова" и предлагает детям собрать семью слов. Слово-родитель - вода. Ниже заголовка вставляется табличка со словом "ВОДА" и к ней картинка, изображающая льющуюся воду. Ко всем последующим словам данной семьи тоже должны быть картинки.
Логопед предлагает детям подумать и назвать слова, которые родились от слова вода. Если дети затрудняются, логопед предлагает им картинку "водяные лилии" и спрашивает:
- Что здесь нарисовано?
- Цветы. Лилии.
- Да, это лилии. Но лилии бывают разные: одни растут на земле, а эти, как вы видите, в воде. Поэтому их называют водяные(к картинке приставляется табличка со словами "ВОДЯНАЯ(лилия)"). Как вы думаете, слово водяная родилось от слова вода?
- Да.
- Конечно, оно и по характеру(по смыслу) связано с водой: водяная - потому что растет в воде; и лицом(написанием) похожа на слово вода(совместно находят в словах общую часть). Значит, слова вода и водяная - родственные.
Аналогичным образом даются детям и разбираются совместно картинки и слова к ним: водолаз, наводнение, водоросли, подводная(лодка), водопад, воды, водичка. Пример разбора слова и картинки "водолаз": дается картинка "водолаз под водой", далее диалог:
- Кто здесь нарисован?
- Человек... Водолаз.
- Да, это водолаз(дается табличка "ВОДОЛАЗ"). Как вы думаете, почему его так назвали?
- ...Потому что он в воде.
- Конечно. Этот человек в специальном костюме работает, ходит, лазит под водой. Связано ли его название со словом вода?
- Да.
- А в написании? В лице этих слов есть что-нибудь одинаковое?
- Да, вод.
- Итак, слово водолаз связано по смыслу со словом вода?
- Да.
- Имеет с ним одинаковую часть?
- Да.
- Значит...?
- Слово водолаз родилось от слова вода.
Постепенно дети сами начинают предлагать примеры слов к данной семье. Среди них могут оказаться такие слова, как море, речка, океан, озеро(близкие по смыслу к слову вода), и слова, имеющие одинаковую звуковую часть: водит, водитель. Логопед должен записать эти слова на доске и подробно разобрать с детьми, почему они не родственные. В первом случае они не похожи лицом(не имеют общей части), а во втором - наоборот, похожи по звучанию, но отличаются по смыслу. Таким образом, к концу урока дети должны усвоить, что родственные слова - это только те слова, которые удовлетворяют двум условиям:
1. Связаны по смыслу со словом-родителем;
2. Имеют с ним одинаковую часть.(термин "общую часть" лучше ввести позднее, когда дети познакомятся с чередованием согласных, беглыми о и е в корнях).
Заканчивается урок тем, что дети записывают в тетради семью слов к слову вода. При этом полезно сделать так: страницу тетради разделить вертикальной чертой пополам, получив 2 "квартиры" для 2-х семей слов. В первую "квартиру" записать сначала(с большой буквы) слово-родитель вода, затем под ним в столбик с малой буквы - слова его семьи. Одинаковая часть родственных слов помечается дугой простым карандашом. В последующей работе над родственными словами запись каждой семьи слов оформлять именно таким образом, а если для записи семьи недостаточно полстраницы, то можно "селить" семью в "двухкомнатную квартиру".
Домашнее задание Љ41.
Собрать семью слов к слову играть. Одинаковую часть слов определить, но пока не помечать. При этом детям говорится, что при подборе семьи слов могут(и это приветствуется) помогать родители, но при одном условии: на занятии ребенок должен знать значение каждого слова в подобранной им семье и доказать, почему оно родственное.
Примечания:
1. Родственные слова к слову играть имеют особенность: в родственных словах, имеющих приставку, оканчивающуюся на твердый согласный звук, корень игр меняет букву и на ы(играть - разыграть). Так как пока детям известно, что корень - это одинаковая часть родственных слов, следует пометить корень в этой семье уже на занятии, предварительно объяснив неодинаковость корней в данной семье как следствие действия закона обозначения мягкости - твердости согласных, который дети уже знают. Почему все-таки предпочтительно взять эту семью, несмотря на особенность? Потому что собрать семью слов без помощи окружающих(а часть детей такой помощи не имеет) почти невозможно: у детей не сформированы корневые ячейки, эти ячейки еще надо создавать и этому детей надо учить. Поэтому пусть попытаются собрать семью из области наиболее близкой, понятной и наиболее оречевленной ими.
2. Наборное полотно с семьей слов к концу урока должно выглядеть примерно так:
Корень вод выделяют, вставляя в слова таблички со шрифтом другого цвета. Это полотно вывешивается как образец на всех уроках по формированию корневых ячеек слов. По нему повторяют, какие слова являются родственными.
Урок Љ42.
Цель: закрепить понятия "родственные слова". Начать обучать подбору родственных слов.
I. Проверка домашней работы Љ41.
После повторения того, какие слова являются родственными, вызванный ученик читает подобранные им родственные слова к слову "играть", объясняя, почему эти слова - родственные. Остальные дополняют его ответ. Корень игр(ыгр) помечается совместно после объяснения логопеда, почему в корне такие изменения.
II. Знакомство с "ящиками" слов, со словами первого "ящика" (существительными) и способами их словообразования.
Так как, по общему мнению детей, собирать семью слов трудно, логопед сообщает ребятам цель урока - учиться подбирать родственные слова, и кратко знакомит детей с возможностью объединения больших групп слов по какому-то общему признаку. Так, большая группа слов отвечает на вопросы кто? или что?(дети приводят примеры таких слов). Другая группа слов отвечает на вопросы что делает? что сделает? и подобные им (и это подтверждается примерами детей). Для удобства работы логопед предлагает "разложить" эти слова по "ящикам".
Логопед вывешивает таблицу "Как собрать семью слов"
и объясняет ее: "Вот перед вами 3 ящика для слов. В первый ящик мы положим все слова, которые отвечают на вопросы Кто? или Что?". Логопед и дети дают примеры таких слов. Таким же образом характеризуются и 2 других ящика. Логопед замечает, что есть еще и другие ящики для слов, но пока будем пользоваться этими тремя. Дальше логопед говорит, что сегодня будем учиться выбирать родственные слова только из первого ящика. Например, нужно подобрать родственные слова к слову письмо(выясняют, что оно находится в первом ящике). Логопед на доске, а дети в тетрадях, отводят "квартиру" для новой семьи и записывают в нее слово письмо. Дальше логопед показывает, как образуются слова первого ящика (существительные).
1. Называем данное слово - письмо.
2. Много ..... - письма
3. Ласково(если можно) - письмецо
4. Очень большое(если можно) - письмище
5. Другие родственные слова этого ящика - записка, письмоносец...
Назвав новое слово, доказывают, что оно родственное к слову письмо, и записывают слова в "квартиру" столбиком.
Затем логопед говорит, что родственные слова для этой семьи из второго ящика будем подбирать на следующем уроке, а сейчас отведем новую "квартиру" и попробуем собрать семью слов к слову боль. Работа проводится как описано выше. В заключение в обеих семьях выделяются одинаковые части родственных слов.
Примечание: начиная с этого урока логопед попутно с проверкой учениками семьи слов
записывает эту семью на доске для того, чтобы дети могли дополнить семью, проверить и исправить ошибки у себя.
Задание на дом Љ42.
Детям раздаются таблички "Как собрать семью слов", и дается задание подобрать родственные слова к слову дом из первого ящика.
Урок Љ43.
Цель: познакомить с приставочным способом образования родственных слов от глаголов(слов второго ящика).
I. Проверка домашнего задания Љ42.
Еще раз выяснив с детьми, какие слова являются родственными и как можно получить родственные слова к слов из 1-го ящика, логопед предлагает одному ученику читать подобранную им семью слов из 1-го ящика к слову дом и доказывать при этом, что каждое прочитанное им слово родственно слову дом. Остальные ребята оценивают, а потом, если необходимо, дополняют его ответ. По ходу проверки логопед записывает родственные слова на доске, а дети дописывают у себя те родственные слова, которых у них нет. После проверки выясняют, какая одинаковая часть у слов этой семьи, при необходимости дети проводят нужные исправления.
II. Выполнение задачи урока.
Логопед напоминает ребятам, что на этом уроке познакомит их с образованием родственных слов от слов из 2-го ящика. Вспоминают, какие слова лежат в этом ящике, приводят примеры. Затем логопед обращается к семье слов со словом письмо. Ребята говорят, что это слово лежит в 1-ом ящике, что к нему из 1-го ящика подобрали родственные слова и называют их. Логопед записывает эти слова на доске и предлагает ребятам подумать, есть ли во втором ящике хоть одно слово, родственное слову письмо. Выясняется, что таким словом является слово писать(записывают его в семью). "А вот теперь,- говорит логопед, -попробуем от этого слова получить родственные слова, приставляя к нему спереди вот эти маленькие кусочки(указывает на приставки). Например, на + писать = написать". Выясняют, есть ли такое слово, если есть, то родственно ли оно слову писать(есть ли общность смысла и одинаковая часть слова), затем записывают его в семью.
Так перебирают все приставки. В заключение логопед обращает внимание ребят на то, какую большую семью слов удалось собрать, используя 1-й и 2-й ящики слов, и добавляет, что из 3-его ящика обычно достаточно взять 1 или 2 слова. О словах 3-его ящика мы поговорим на следующем уроке. Напоследок логопед предлагает ребятам подумать, от какого слова родились все слова данной семьи. Ребята выясняют, что это слово - писать, выделяют его в семье, находят и помечают одинаковую часть родственных слов.
Задание на дом Љ43.
Дополнить, если это возможно, семью со словом боль и семью со словом дом словами из 2-го ящика. Для этого выясняют, есть ли хоть одно слово из данной семьи во 2-м ящике и, если есть, то какое оно и можно ли к нему пришивать приставки для образования новых родственных слов.
Урок Љ 44.
Цель: познакомить со словами 3-его ящика(прилагательными). Пополнить ими уже имеющиеся группы родственных слов.
I. Проверка домашней работы Љ 43.
Проводится так же, как на уроке Љ43. После проверки выясняют, какое слово-родоначальник в семье слова боль и выделяют его. Это слово - болеть.
II. Выполнение задачи урока.
Учащиеся с помощью логопеда выясняют, какие слова находятся в 3-ем ящике, и называют их. Затем к имеющимся уже в тетрадях семьям слов подбирают прилагательные, помечая их корень.
На этом занятии логопед знакомит детей с термином "корень слова".
Говоря, что одинаковая часть родственных слов называется корнем слова, логопед задает вопрос: "Почему ее так назвали? Ведь корень - это часть растения. Причем тут слова?". Логопед предлагает детям подумать, какое значение имеет для растения корень. Последовательно разбирают и выясняют, что без цветов, листьев, веток и даже ствола растение не погибает, может жить, а вот если у растения убрать корень, то оно погибнет. После этого логопед, используя таблицу "Родственные слова", закрывает корни в словах семьи к слову вода. Дети убеждаются, что слова превращаются в бессмыслицу, погибают. Поэтому одинаковую часть родственных слов назвали корень слова: как не могут жить без корня растения, так не могут жить без нее слова.
Задание на дом Љ44.
Используя полностью таблицу "Как собрать семью слов", собрать семью слов к слову читать и к слову гроза. Пометить корни.
Тут же на занятии в тетрадях отводятся 2 "квартиры", в которые записываются данные слова. Выясняют, в каком ящике находится каждое слово, и, следовательно, как получить родственные слова к данному слову. Вместе с логопедом ребята находят, если возможно, хотя бы по одному слову из двух других ящиков. При этом логопед предлагает подумать дома, какие еще родственные слова могут в них быть.
Урок Љ45.
Цель: познакомить с разницей в написании и произношении корней слов. Учить оценивать корень слова.
I. Проверка домашней работы.
1. Очень коротко повторяется теория родственных слов: какие слова называются родственными, как иначе назвать одинаковую их часть, как подобрать семью родственных слов к данному.
2. Проверка домашнего задания Љ44. Проводится так же, как на предыдущем уроке.
II. Выполнение задачи урока.
После проверки домашнего задания на доске оказывается примерно такая запись двух семей:
Читать(2 ящик) Гроза(1 ящик)
почитать грозы
зачитать грозища
прочитать грозить(2 ящик)
перечитать погрозить
недочитать грозный(вид)(3 ящик)
дочитать грозовая(туча)
ч[и]тение(1 ящик)
читатель
читатели
читательница
читальня
читка
читальный(зал)(3 ящик)
Логопед, указывая на корни сначала одной, потом другой семьи слов, задает вопрос:
- Почему люди называют корень одинаковой частью родственных слов?
- Потому что он пишется одинаково.
- Верно. А слышится он также точно одинаково? Так же ясно?
Предложив ребятам слушать, как слышат они именно корень, логопед медленно, орфоэпически верно, зачитывает слова семьи к слову читать. Ребята убеждаются, что во всех словах, кроме слова читка, в корнях неясно слышится и: то ли и, то ли е.
Точно таким же образом выясняют, что в семье к слову гроза во всех словах, кроме слов грозы, грозный, в корне неясно слышится о: то ли о, то ли а.
Логопед подытоживает: очень часто в корнях слов называются(а значит, и слышатся) неясно 1) буквы а и о; 2) буквы е и и, и даже я. В этих случаях будем говорить, что корень слышится неясно и помечать его одной дугой(в печатном тексте желтым цветом). Если же корень слышится ясно, то помечаем его двумя дугами(в печатном тексте красным цветом).
После этого ребята учатся оценивать и помечать корни в данных семьях.
Задание на дом Љ45.
1. В семьях из той тетради, которая находится на руках(для выполнения дом. заданий их 2) проговорить, оценить и пометить корни слов.
2. Собрать семью слов к слову зима, оценить и пометить корни слов.
Задание по подбору родственных слов давать так же, как на предыдущем уроке.
Урок Љ46.
Цель: учить подбирать родственные слова, находить, оценивать и помечать корень.
Проверка домашнего задания Љ45.
Перед проверкой домашнего задания ребята отвечают на следующие вопросы
логопеда:
1. Какие слова называются родственными?
2. Являются ли данные слова (выкупать, искупаться, купить, накупаться, перекупаться, мыться, купанье, купальня, покупка, купальщик, покупатель, купленный, выкупанный, вымытый) родственными слову купать? Да или нет, и почему. Логопед медленно называет слово, ребята поднимают руки, если оно родственно слову купать, и один из ребят доказывает это. Если слово неродственное, то руки не поднимаются, и неродственность слова доказывается кем-то.
3. Что такое корень слова?
4. Когда мы говорим "корень слова слышится неясно", "неясный корень"?
5. Когда мы говорим "корень слышится ясно", "ясный корень"?
6. Как мы пометим неясный корень? Ясный корень?
После этого проверяется домашнее задание.
1. По оценке корней в семьях слов. Один ученик зачитывает слова семьи слов, указывая и доказывая, как слышится корень в каждом слове, остальные соглашаются или нет.
2. Проверка подбора родственных слов к слову зима, выделения и оценки корней слов.
Задание на дом Љ46.
1. Проговорить слова, оценить и соответственно пометить их корни в семьях второй сменной тетради.
2. Собрать семью слов к слову море. Как давать это задание см. урок Љ44.
Урок Љ47.
Цель: тренировать в подборе семьи слов, выделении и оценке корня. Познакомить со случаем появления дополнительной согласной в корне слова.
I. Проверка домашнего задания Љ46.
Проводится так же, как на предыдущих уроках.
II. Выполнение задачи урока.
Коллективно подбирается семья слов к слову земля. Выяснив, что слово земля находится в 1-м ящике, подбирают примерно такие слова: земли, землица, землекоп, землянка, земляника,...Из 2-го ящика - заземлить, приземлиться,... Из 3-его ящика - земляной(пол), земной(шар).
При выделении корня выясняется, что во всех словах семьи одинаковая часть земл, а в слове земной - зем. Какой же корень? Логопед объясняет, что корень земл и зем. Отсутствие л в корне слова земной можно объяснить неудобством произношения слова земной с л. Из данного примера выводится заключение, что правильнее сказать: корень слова - это не одинаковая, а общая часть родственных слов. Затем проводится коллективная оценка корней слов данной семьи с пометкой их.
Задание на дом Љ47.
Собрать семью слов к слову мост, пометить и оценить корни слов.
Урок Љ48.
Цель: тренировать в подборе семьи слов, выделении и оценке корня. Познакомить с беглыми о и е в корнях слов.
I. Проверка домашнего задания Љ47.
Проводится аналогично проверке домашних заданий на предыдущих уроках.
II. Выполнение задач урока.
Коллективно, с использованием ящиков слов, собирается семья к слову стекло. При выделении корня обнаруживается, что в одних словах - это стекл(стекла, стеклить), а в других - стекол(стекольщик, стекольный). Логопед объясняет, что корень - и стекл, и стекол, так как в корнях бывают "бегающие"(беглые) буквы о и е. Они то прибегают в корень, то убегают из него. Для примера приводятся корни:
лоб л бы
о
мох м хи
о
пень п ни
е
После этого коллективно помечают и оценивают корни собранной семьи слов.
Задание на дом Љ48.
Собрать семью слов к слову делать.
Урок Љ49.
Цель: тренировать в подборе семьи слов, выделении и оценке корня слов. Познакомить с чередованием согласных в корнях слов.
I. Проверка домашнего задания Љ48.
Проводится так же, как на предыдущих уроках.
II. Выполнение задач урока.
С использованием ящика слов коллективно подбирается семья слов к слову бежать. При выделении корня слов обнаруживается, что в одних словах корень беж(бежать, выбежать, пробежка), а в других - бег(бег, бегун, беговая). Логопед объясняет, что корень - бег и беж, так как в корнях бывает чередование согласных. В данном случае чередуются г и ж, но бывают и другие чередования в других корнях. Например, чередуются т и ш(кот - кошка), т и ч(свет - свеча), д и ж(гладить - глажу) и т.д. Это надо иметь в виду при выделении корня.
Задание на дом Љ49.
Собрать семью слов к слову кормить.
Урок Љ50.
Цель: познакомить с проверкой неясных(безударных) гласных в корнях слов.
I. Проверка домашней работы Љ49. Проводится так же, как на предыдущих уроках.
II. Объяснение принципа проверки безударной гласной в корне.
(Слова с несколькими гласными в корне и проверку следует дать позже. Особые случаи написания гласных в корнях не разбираются.)
После проверки домашнего задания на доске остается запись слов семьи: кормить, покормить, скормить, покормит, перекормить, корм, корма, кормушка, кормилец, кормовая(свекла) и т.д.
Обратив внимание ребят на написанную семью слов, логопед еще раз спрашивает, как слышится в них корень. Получив ответ, что в одних словах ясно, а в других нет, логопед предлагает пометить подчеркиванием(или галочкой) неясно называемую букву. Затем он ставит перед ребятами задачу: "Мне надо написать слово к рмить. Гласный звук в корне слышится неясно. Как мне узнать, какую букву написать, а или о?". Если попытки ребят дать нужное объяснение не увенчались успехом, логопед предлагает им ответить на следующий вопрос: почему корень называется одинаковой частью родственных слов?
- Потому что во всех родственных словах он пишется одинаково.
Тогда логопед подводит ребят к мысли, что если взять из семьи слов слово корм или покормит, где гласная в корне слышится ясно, то они нам подскажут, что и в слове кормить следует писать о, так как корни у родственных слов пишутся одинаково. Ребята это объяснение будут формулировать так: "Кармить или кормить? Корень неясен, но есть родственное слово корм, где корень ясен. Значит, пишем кормить, потому что корни в родственных словах пишутся одинаково".
III. Тренировка в проверке безударной гласной в корне слова.
Логопед на доске, а ребята в тетрадях, записывают группу слов:
Для решения этой задачи ребята отвечают на следующие вопросы логопеда:
1. Родственные эти слова или нет?
2. Какой у них корень? Пометьте.
3. Где стоят пропущенные буквы?
4. Как слышатся корни в этих словах?
5. Как узнать, какую гласную, и или е, писать в корне?
Ребята с помощью логопеда формулируют ответ: корень слова неясен, слышится толи и, толи е. Нужно подобрать родственное слово с ясным корнем(с помощью логопеда находят слово письма). Пишем в корне букву и, потому что корни в родственных словах пишутся одинаково. Записывают проверочное слово и вписывают букву и в слова. В итоге запись:
писать, письмо, написать - письма
Аналогично работают над следующими группами слов:
1. М ряк, м рской, м ря -
2. Ст кло, ст клить, ст клянный -
3. Б леть, б льной, б льница -
Задание на дом Љ50.
Подобрать семью слов к слову белить.
Урок Љ51.
Цель: тренировать в подборе семьи слов, в нахождении и оценке корня и проверочных слов.
I. Проверка домашнего задания Љ50.
Проводится так же, как на предыдущих уроках.
После проверки логопед, выбрав из данной семьи слово с неясным корнем, спрашивает вызванного ученика:
1. Как слышится корень в этом слове? Докажи.
2. Почему ты написал в корне букву е?
Такие вопросы задаются нескольким ученикам.
II. Коллективный подбор семьи слов к слову светить. Этапы работы:
1. Собрать семью слов.
2. Найти корень.
3. Оценить его, пометив черточкой(или галочкой) неясную гласную в корнях.
4. Подчеркнуть красным проверочные слова.
5. Ответить на вопрос: почему так написан такой-то корень.
Задание на дом Љ51.
Подобрать семью слов к слову час.
Урок Љ52.
Цель: проверить возможности детей самостоятельно работать над семьей слов.
Задание:
1. Подобрать семью слов к слову сказать(1 вариант) или звонить(2 вариант).
2. Найти корень, оценить его, пометив неясную гласную в корне.