6.3. Курс занятий по развитию синтаксического анализа-синтеза речи.
Цель этого курса занятий - создание у детей с ОНР фундамента синтаксического "сита" и, параллельно с этим, используя появляющиеся у детей возможности синтаксического анализа-синтеза, ознакомление их с правилами проверки окончаний слов. Последнее нужно для того, чтобы у детей возникла четкая, законченная система проверки безударных гласных в словах.
Как уже говорилось раньше, курс по развитию синтаксического анализа-синтеза речи начинается со второго года обучения(2 урока в неделю) параллельно с курсом морфемного анализа-синтеза речи. Курсу синтаксического анализа-синтеза речи также отдан весь третий год обучения(3 урока в неделю).
Урок Љ1.
Цель: дать понятие о предмете. Учить отыскивать и обозначать предмет на наглядном, словесно-наглядном и словесном уровнях.
I. Краткое сообщение ребятам о задачах курса занятий по развитию синтаксического анализа-синтеза.
II. Выполнение цели урока.
Логопед обращает внимание ребят на то, что в мире они не одни, что их окружает много всякого, и среди этого всякого люди в первую очередь выделяют предметы. Что такое предмет? Предметы - это все то, про что можно спросить "это что?" или "это кто?". Эти вопросы могут изменяться: кого? чего? кому? и т.д. Но если выделить предмет из окружающего, то к нему всегда можно поставить вопрос кто? или что? Затем логопед объясняет, когда ставится вопрос кто?, а когда вопрос что? Параллельно объяснению логопед на доске, а дети в тетрадях делают запись:
Предмет
(кто?что?)
Кто? Что?
человек тетрадь
олень дерево
Затем логопед предлагает ребятам назвать, ставя вопросы, предметы, находящиеся: а) в кабинете; б) в сказанном предложении, которое иллюстрируется сюжетной картинкой(например, "Девочка моет куклу в тазу"); в) в стихотворении, читаемом по предложениям логопедом.
Осень (М.Ю.Лермонтов)
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят.
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл
И поле сквозь туман лишь серебрит.
Найденные существительные записываются на доске и в тетрадях:
Кто? что?
человек тетрадь
олень дерево
Лермонтов осень
зверь листья
поле
бор
ели
зелень
месяц
поле
туман
Задание на дом Љ1.
Придумать и дописать к классной работе 10 названий предметов одушевленных(кто?) и 10 названий предметов неодушевленных(что?).
Примечание: если дети выделят наречие ночью в качестве существительного, препятствовать пока не стоит до знакомства со словосочетаниями Љ7.
Урок Љ2.
Цель: закрепить понятие о предмете. Дать понятие действия.
I. Проверка домашнего задания Љ1.
После повторения того, что такое предмет, и на какие 2 группы делятся предметы по одушевленности, логопед предлагает одной половине ребят поочередно прочитать подобранные ими дома названия одушевленных предметов, другой - неодушевленных. При чтении все слушают и при необходимости исправляют ошибки.
II. Знакомство с понятием действия.
Используя какой-нибудь предмет, например, ручку, логопед просит назвать этот предмет, а потом молча демонстрирует ребятам: 1) ручка лежит; 2) ручка катится; 3) ручка упала. После этого задается вопрос:
- Все ли было одинаково в трех увиденных случаях?
- Нет.
- Что было неодинаковым? Ведь предмет везде был один и тот же - ручка.
- ... Лежит...катится...упала.
- Правильно. Разными были действия, которые совершала ручка. Вот о действиях и будем говорить сегодня.
Дальше логопед объясняет, что все предметы либо совершают действия, либо находятся в каком-то состоянии. Чтобы узнать, какое действие совершает предмет или в каком состоянии он находится, задают вопрос что дела...? или что сдела...? Конец вопроса может быть разный: что делает, что делают, что делал, что сделал и т.д. Поэтому мы поставили вместо него многоточие. Свое объяснение логопед иллюстрирует, используя обстановку кабинета и ребят.
III. Тренировка в нахождении и назывании действий.
Не называя предмета и поставив вопрос что дела...? или что сдела...?, называют только действие: 1) по сюжетной картинке(например, девочка моет куклу и т.д.); 2) по широкосюжетной картине(например, зимние забавы и т.д.); 3) из текста стихотворения Лермонтова "Осень"(логопед говорит предложение их текста, дети называют глаголы, ставя к ним вопросы). Параллельно объяснению и работе со стихотворением ведется запись на доске и в тетрадях ребят. Ее вид к концу урока:
Действие
(что дела...? что сдела...?)
что сделали? пожелтели
что делают? кружатся
летят
хранят
что сделать? скрыться
что делает? спешит
серебрит
Задание на дом Љ2.
Придумать и записать по образцу классной работы 10 названий действий.
Урок Љ3.
Цель: тренировать в нахождении и различении предметов и действий.
I. Проверка домашнего задания Љ2.
1. Повторение понятий предмета и действия. Повторение сопровождается записью на доске с введением условных обозначений предмета и действия. В итоге получается запись:
Предмет Действие
(кто?что?) (что дела...?что сдела...?)
2. Проверка домашнего задания Љ2. Ребята по очереди читают по 2-3 слова из подобранных ими глаголов, обязательно доказывая правильность подбора вопросом.
II. Выполнение задачи урока.
Обращая внимание ребят на запись на доске, логопед говорит, что надо четко различать понятия предмета и действия. Затем даются задания - назвать сначала предметы, потом действия, доказывая правильность выбора вопросом:
А) по широкосюжетной картине
Б) из текста, читаемого по предложениям логопедом.
Утро(И.С.Никитин)
Звезды меркнут и гаснут.
В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде,
По кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш.
Тишь, безлюдье вокруг...
Потянул ветерок,
Воду морщит, рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко, далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов,
Весла к лодкам несут...
Параллельно этой работе учениками ведется запись в тетрадях. В итоге она выглядит так:
Предмет Действие
(кто?что?) (что дела...?что сдела...?)
(кто?)Никитин (что делают?)меркнут
(что?)утро гаснут
звезды (что делает?)расстилается
облака разливается
пар дремлет
луга (что сделал?)потянул
вода (что делает?)морщит
кудри рябит
лозняк (что сделали?)пронеслись
заря скрылися
свет (что делает?)звенит
камыш (что сделали?)пробудилися
тишь сняли
безлюдье (что делают?)несут
ветерок
вода
(кто?)утки
(что?)шум
колокольчик
(кто?)рыбаки
(что?)сети
шесты
весла
лодки
Задание на дом Љ3.
Из стихотворения А.А.Фета "Осень", кроме подчеркнутого предложения, выписать названия предметов и действий по образцу классной работы.
Осень.
Ласточки пропали.
А вчера с зарей
Все грачи летали,
И как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится.
На дворе темно.
Лист сухой валится.
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Урок Љ4
Цель: дать понятие словосочетания. Познакомить со словосочетаниями Љ1.
I. Проверка домашнего задания Љ3.
1. Повторение понятий предмета и действия. Каждый ученик дает по одному примеру, доказывая свой ответ вопросом. В итоге запись на доске:
Предмет Действие
(кто?что?) (что дела...?что сдела...?)
2. Проверка домашнего задания Љ3. Ученики читают выписанные ими названия предметов, затем действий. Логопед записывает на доске их ответы, продолжая имеющуюся запись:
(кто?)ласточки (что сделали?)пропали
(кто?)грачи (что делали?)летали
(кто?)грачи (что делали?)мелькали
(что?)лист (что делает?)валится
(что?)ветер (что делает?)злится
(что делает?)стучит
II. Знакомство со словосочетанием и общий смысл словосочетания Љ1
После проверки домашнего задания логопед обращает внимание ребят на запись на доске и говорит, что предметы и действия тесно связаны, что действие совершается каким-то предметом. Вот первое действие - пропали, то есть исчезли. Кто совершил его?
- Ласточки.
- Верно. Ласточки совершили это действие.
кто? ласточки что сделали? пропали
Эти 2 слова оказались связаны: первое назвало предмет, второе - действие, которое этот предмет совершил. Два слова(обычно 2 слова), связанные между собой по смыслу, называется словосочетанием.
Термин записывается над примером и разбирается его смысл. Таким же образом разбираются остальные имеющиеся словосочетания.
кто? грачи что делали? летали
кто? грачи что делали? мелькали
что? лист что делает? валится
что? ветер что делает? злится
что? ветер что делает? стучит
Логопед обращает внимание ребят на схожесть этих словосочетаний. Все первые слова в них обозначают предметы, а вторые - действия, которые совершают эти предметы. Поэтому для всех этих словосочетаний мы можем написать схему:
Словосочетания Љ1
Их смысл:
кто? что? что дела...?
предмет его действие
(что?) солнце (что делает?) светит.
(кто?) конь (что делает?) бежит.
Логопед записывает схему с примерами на доске, а ребята в тетрадях. Затем логопед говорит, что таких по смыслу словосочетаний очень много, но общий смысл у них один. Это доказывает и он, и ребята, устно придумывая словосочетания Љ1.
Задание на дом Љ4.
Придумать 10 словосочетаний Љ1 и записать их по образцу, данному в классе.
Примечание: при изучении русского языка словосочетания Љ1 не считают словосочетаниями, а считают предложениями. Более осторожно написано об этом в "Русский язык, часть 2. Учебник для педогагических училищ" А.М.Земского, С.Е.Крючкова, М.В.Светлаева:
"Сочетание сказуемого с подлежащим образует предложение и, поэтому, изучается в разделе "Предложения"".
Действительно, словосочетание Љ1, в отличие от других групп словосочетаний, дающих неполные предложения, дают полное нераспространенное предложение, но это не мешает им быть словосочетаниями.
Урок Љ5.
Цель: дать понятие о простом предложении и отношениях между простым предложением и словосочетанием.
I. Проверка домашнего задания Љ4.
Перед проверкой повторяют, что такое словосочетание, какой общий смысл имеют словосочетания, с которыми познакомились на прошлом уроке. Ребята дают по одному примеру словосочетания Љ1. Повторение иллюстрируется записью-схемой словосочетания Љ1 на доске. После поаторения каждый ученик читает по 2 примера словосочетания Љ1 из домашней работы.
II. Выполнение цели урока.
Для этого логопеду нужно иметь примерно такое пособие: