Проскуряков Дмитрий: другие произведения.

эссе "Шкатулка с секретом"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (рецензия на книгу Бориса Эренбурга "Цивилизация Хранителей: язык звериного стиля и значения фигур". Пермь, 2011. Издательство "Сенатор").

    []
  
   Это именно та книга, которой лично мне не хватало, чтобы по-настоящему заинтересоваться Пермским звериным стилем (он же просто ПЗС). Не хватало, чтобы по-настоящему вникнуть в проблему, оценить ее и, кажется, даже почувствовать, что тема, наконец, раскрыта.
    []
   По поводу ПЗС - пара типичных цитат.
   "Знаменитый Пермский звериный стиль (шаманские изображения, чудские образки, культовое литье) - один из самых таинственных памятников древнего искусства уральских народов. Изделия пермского звериного стиля выполнены в бронзе, в дереве, кости (резьба), в рисунках - гравировках на металлических и костяных предметах. Наука теряется в догадках, когда и кем были изготовлены эти удивительные предметы загадочной культуры".
  http://visitperm.ru/info/interesting/animal_style.php.
  
   "Несмотря на большую литературу по данной проблеме, сущность образов звериного стиля полностью не раскрыта, много в них еще остается загадочного и таинственного, покрытого завесой времени... Основной трудностью в изучении пермского звериного стиля является неразгаданная сущность сложного зооантропоморфного образа, составляющего основу этого стиля... сложные образы составляют сущность пермского звериного стиля и являются его загадкой".
  http://northural.ru/article/perm_animal_style/.
    []
   Кстати, посмотреть фрагменты ПЗС можно тут:
  http://photofile.ru/users/isz/2655332/
  http://senat-perm.livejournal.com/141382.html
   Действительно уникальные, странные, фантастические образы.
  
   Последнее время Пермский звериный стиль всплыл на поверхность в связи с отчаянными поисками нашим городом самоидентификации - плюс, конечно, чтобы москвичи отличали Пермь от Пензы. ПЗС всплыл на поверхность и даже приобрел статус местного "бренда", явив тем самым всю абсурдность и эклектичность современной эпохи развитого постмодернизма.
    []
  Почему абсурдность - потому что по сути своей Пермский звериный стиль не имеет вообще ничего общего ни с брендингом, ни с неймингом, ни с рынком, ни с коммерцией. Начать с того, что никто точно не знает, какому народу принадлежали эти амулеты. Начать с того, что нет вообще хоть сколько-нибудь единого мнения по поводу смысловой трактовки "чудских древностей Рифея". Много научных статей, много подробных описаний, сделанных историками, археологами, этнографами. А цельной картины все равно как таковой нет.
    []
   Книга "Цивилизация Хранителей" делает вполне удачную попытку восполнить сей досадный пробел. И постепенно отдельные разрозненные кусочки начинают складываться в мозаику. Как ни странно, в книге даже есть сюжет - и это увлекательный сюжет.
   Потому что перед нами не сухое академическое описание археологических находок, а попытка творческого, художественного осмысления элементов пермского звериного стиля. Попытка реконструировать мировоззрение древних пермяков, со всеми его мифологическими особенностями, иррациональными противоречиями и мистическими, почти сновидческими образами. Попытка понять загадочных людей, живших более 1000 (тысячи) лет назад, от которых не осталось ни одного письменного источника, а остались, по сути, только металлические бляхи. Мы даже не знаем, как эти люди называли сами себя; есть лишь имя "чудь", которое дали им пришедшие на их земли коми-пермяки. "Хранители" - наименование вполне условное, но интересное. Навевает даже что-то такое из Толкиена.
  
   Вообще, для решения поставленной задачи мало пересказать книжки с изложением мифов и легенд хантов, манси, эвенков - народов Сибири, которые являются прямыми потомками чуди. Подобная задача под силу не каждому. Для этого надо быть не только ученым или публицистом, но еще и духовидцем. В сущности, это - пазл, который каждый может собрать для себя сам. "Модель для сборки".
    []
   Ощущение, что Пермь - некая особенная, срединная земля, полная древних метафизических тайн, преследует нас уже давно. Мы твердо знаем, что Уральский хребет - опорный край державы, служащий границей между Европой и Азией. Пермь - единственное российское географическое название в палеонтологии. Достоверно известно, что 250 миллионов лет назад здесь плескалось Пермское море - что изрядно поражает воображение. И мы даже знаем в лицо ящеров, которые тут жили в то время. Художники Николай Зарубин, Владимир Семочкин, Вячеслав Смирнов рисуют картины, полные архетипических образов, укорененных глубоко в язычестве. Писатель Алексей Иванов пишет мистический роман "Чердынь - княгиня гор" ("Сердце пармы"), в котором, как живые, предстают перед нами вогульские племена, шаманы, хумляльты, ламии и вообще "дремучая" дохристианская Русь. Кроме того, Иванов постулирует существование загадочной "уральской матрицы", которая непонятным образом оказывает влияние не только на местных жителей, но и на пришлых; которая исподволь формирует здешнее бытие, сознание и подсознание. Литературовед Владимир Абашев констатирует, что Урал - это без малого "центр мира", а также пограничная зона между миром живых и миром мертвых, место почти экзистенциальное, порождающее культурные коды и глубинные смыслы. Астролог Павел Глоба уверяет (по крайней мере, считает более чем вероятным), что именно здесь, на слиянии рек Кама и Чусовая родился несколько тысяч лет назад пророк Заратуштра, основатель зороастризма - первой в мире монотеистической религии - и первых божьих заповедей. Список удивительных особенностей Пермского края каждый, при желании, продолжит сам.
    []
   Поэтому книга Бориса Эренбурга не одинока в пермском контексте. Она продолжает давно наметившуются линию - нащупать корни, осознать свою самость, найти свое "я" в пределах прикамского региона. Доказать, что жизнь здесь не началась в 1723 году, с приходом Василия Татищева, "птенца гнезда Петрова", и строительством первого медеплавильного завода. Что она существовала задолго до.
   И что растворившаяся тысячу лет назад в пермских лесах чудь ничуть не менее интересна для изучения, чем, скажем, индейцы майя, прекратившие свое существование, кстати, примерно в то же самое время, только на другом континенте. Просто от чуди, от Хранителей осталось гораздо меньше материальных свидетельств - и об их жизни, их мировоззрении можно только строить догадки.
   Что с успехом и проделано в книге "Цивилизация Хранителей". Читая ее, мы "с чувством глубокого удовлетворения" понимаем, что искусство и мифология наших далеких предков прекрасно вписываются и в общемировой контекст. Местные боги и духи, космогонические и героические сюжеты уникальны в деталях - но легко узнаваемы в общем и целом, в сравнении с мифами других народов мира. Даже душ у наших Хранителей было целых пять - почти как у древних египтян.
    []
   Впрочем, теперь - о бочке дёгтя в ложке мёда. О текущем моменте.
   Ключевая, в этом смысле, фраза книги такова. "Современная Пермь похожа на ребенка, которому в наследство досталась шкатулка с ценными бумагами, представляющими огромное состояние. Но ребенок ничего не подозревает об этом и только время от времени любуется шкатулкой".
   Что мы, собственно, и делаем. Любуемся - хотя толком не понимаем, чем именно.
    []
   Хуже другое - доподлинно мы этого не узнаем уже никогда. Мы можем только интерпретировать. "Мы" - то есть, мы, пермяки, как определеная культурно-историческая и географическая общность. "Мы" - то есть, те, кого кого содержание этой книги напрямую касается. И дело не только в том, что достоверной информации нет и взять ее неоткуда. Дело в нашей заинтересованности.
   Культурные коды, исторические факты и гипотезы, параллели с мифами других народов, архетипы древнего коллективного бессознательного, отсылки к Юнгу, Проппу, Элиаде, Фрейзеру... Кому это может быть нужно сейчас, кроме академических ученых, ярых энтузиастов и исчезающе малого процента маргиналов от культуры, все еще находящих в себе силы интересоваться чем-то, помимо поиска источников дохода и - затем - поиска наиболее подходящего способа потратить заработанное.
   Главная функция книги уже давно - развлечение, "чтобы не грузило", зачем такие сложности... Этим ли можно развлечь себя вечером трудового дня или во время отпуска, лёжа на пляжу...
    []
   Автор прав, говоря, что "считать амулеты-обереги только бляхами и украшениями костюма столь же нелепо, как считать иконы украшением интерьера, а крест - вешалкой".
   Но факт в том, что для нас, людей, без малого, XXI века это и есть только "бляхи да украшения" - и ничего более. В крайнем случае, занятный этнографический материал. Потому что больше нет того мира, в котором был рожден Пермский звериный стиль, нет больше тех мифов, и эти мифы больше не управляют жизнью людей, и не являются "жизненно ощущаемой и творимой вещественной реальностью" (по определению А.Ф.Лосева). А являются, напротив, "выдумкой, фикцией, фантастическим вымыслом". Не можем же мы, скажем, всерьез отнестись к идее о реальном существовании человеколосей. Да и молиться Верховной Богине-Матери никто не будет.
    []
   Потому что наш жизненный уклад - кардинально иной, максимально далекий от природы, мы не занимаемся охотой и земледелием, выделка шкур и гончарное дело для нас - пустой звук и чистая абстракция, и нам больше не нужны ни кузнецы, ни шаманы - потому что их место благополучно заняли заводское производство и масс-медиа.
   Нам уже никогда не возродить, не воспроизвести эту среду, не вжиться в нее, чтобы понять, что должны были чувствовать древние Хранители. И поэтому их культовые амулеты будут для нас именно "бляхами да украшениями" - и ничего более.
  
   Поэтому, к сожалению, предвижу, что книга "Цивилизация Хранителей" так и останется несостоявшимся культурным событием года 2011, года грозного и во многих смыслах предапокалиптического. Не до этого сейчас простому среднестатистическому россиянину. Не до этого. Что, увы, вполне понятно.
   Вывод простой: хватайте книгу, пока она не убежала и не затерялась в глобальном информационном потоке. И не говорите потом, что вас не предупреждали.
    []
  P.S. Фрагменты книги и где её можно приобрести:
  http://senat-perm.livejournal.com/336726.html
  http://senat-perm.livejournal.com/297394.html
  http://senat-perm.livejournal.com/239348.html
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"