В настоящее время модно отделять понятия "сатанизм" и "дьяволопоклонничество" одно от другого, и ставить их по разные стороны баррикад. Противопоставлять их. Вырисовывается следующая новомодная тенденция: люди, называющие себя "сатанистами" смотрят презрительно и свысока на дьяволопоклонников, и утверждают, что те не являются Сатанистами, в то время как сами считают свой современный "сатанизм" истиной в последней инстанции.
Предлагаю разобраться, уважаемые читатели, кто такие современные "сатанисты" и кто такие "дьяволопоклонники". Есть ли между ними различия, и, если есть, то какие.
И так:
Для начала предлагаю разобраться с терминами. Я склонен разделять Сатанизм на классический Сатанизм и современный, новомодный "сатанизм". К классическому Сатанизму мы вернёмся позднее, под современным "сатанизмом" в этой статье я буду рассматривать учения американца Антона Шандора ЛаВея и его российского последователя и продолжателя его идей - Варракса. Почему я термины "сатанизм" и "сатанисты" в приложении к учению ЛаВея и Варракса беру в кавычки - будет ясно к концу статьи.
Посмотрим теперь, что такое "сатанизм" в трактовке ЛаВея. Свои взгляды на Сатанизм он изложил в своей книге "Сатанинская Библия" (1966 г).
ЛаВей пишет: "Все религии духовного характера придуманы человеком. Ничем иным, как своим плотским мозгом, он сотворил целую систему богов".
Далее у ЛаВея мы читаем: "Не является ли более осмысленным поклонение тому Богу, которого он сам создал в соответствии с собственными эмоциональными потребностями - тому, кто наилучшим образом представляет его целиком и полностью плотское существо, имеющее навязчивую идею первым делом изобрести себе Бога? Если человек настаивает на обособлении своей скрытой сущности в виде "Бога", тогда зачем бояться своего истинного "я"; боясь "Бога" - зачем обращаться к самому себе, обращаясь к "Богу" - зачем обособляться от "Бога" ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОТПРАВЛЯТЬ РИТУАЛЫ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ В СВОЕ ИМЯ"? Здесь мы видим ярко выраженную прогрессирующую форму эгоцентризма. Гипертрофированный эгоизм, доходящей в наивысшей своей точке до того, что человек сам начинает отождествлять себя с богом. Что же это ещё, как не мания величия в своей клинической форме?
Кем является для ЛаВея бог: "Для Сатаниста же, "Бог", каким бы именем он ни был назван, или даже не назван вообще, - видится неким уравновешивающим природу фактором...". То есть, ЛаВей отрицает бога, как личность, заменяя его на некий "уравновешивающий природу фактор".
Давайте теперь посмотрим, кем или чем для ЛаВея является Сатана: "Сатанисты, согласно учению ЛаВея, исходят из того, что сам человек, а также силы действия и противодействия Вселенной ответственны за все происходящее в природе, и не заблуждается насчет того, что кому-то есть до этого дело". "Большинство Сатанистов, говорит ЛаВей, не принимают Сатану как антропоморфное существо. Он просто олицетворяет собой силы природы".
Это получается что - то из ряда вон выходящее: Лавеевские "сатанисты" рассматривают Сатану как символ, олицетворяющий плотские, земные и мирские аспекты жизни. Сатана не существо, а сила природы.
Интересная ситуация получается: не веря в существование Сатаны, как Личности, последователи ЛаВея, тем не менее, называют себя "сатанистами". Интересный такой "сатанизм" получается....
Скажите, уважаемые читатели, вы можете себе представить христианство без Христа? Христианство - без бога?
В своё время были уже предприняты такие попытки. Вспомним так называемый "Пантеизм". Пантеизм: (pantheoism, греч. pan - все + thaos - бог) - отождествление бога с природой. В пантеистических концепциях нередко скрывались натуралистические тенденции, растворявшие бога в природе и подводившие к материализму, представляя собой учения, оппозиционные по отношению к господствовавшему теистическому религиозному мировоззрению.
В средние века, в отличие от иудаизма, христианства и ислама, с определяющим для них теистическим пониманием бога как личности, абсолютно возвышающейся над природой и человеком, пантеизм развивал учение о безличном мировом духе, скрытом в самой природе. Натуралистические тенденции пантеизма со всё большей силой начали проявляться в эпоху Возрождения. Одним из первых подошёл к проблеме пантеизма Николай Кузанский.
Не напоминает ли вам, уважаемые читатели, концепция пантеизма - концепцию "сатанизма" ЛаВея? Нет? А вы попробуйте в пантеизме заменить слово "бог" на "Сатану"!!! Разумеется, в приложении к учению ЛаВея сам термин "пантеизм" следует отредактировать. Заменить "теизм" на "сатанизм". Получим - ПАНСАТАНИЗМ. Лавеевский Дьявол разлит в природе. Он - олицетворение сил природы. Следовательно, Антон Шандор ЛаВей был не Сатанистом, а первым пансатанистом.
Теперь, как обещал, вернусь к классическим Сатанистам. Кто они такие? И почему именно "классические"?
Классчические Сатанисты - это те люди, которых последователи Антона Шандора ЛаВея презрительно именуют "дьяволопоклонниками". Это люди, которые верят в Сатану, как Личность, и не затуманивают Понятие о Сатане, всякими там архетипами, эгрегорами и инвольтациями. О последних трёх терминах следует сказать подробнее. Сии термины в приложении к Сатанизму стал активно употреблять главный отечественный продолжатель дела ЛаВея - господин Варракс.
Для начала о значении слов. Эти слова изобрёл не Варракс.
АРХЕТИП (от греч. arche - начало и typos - образ),..1) в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. В "аналитической психологии" К. Г. Юнга изначальные, врожденные психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание т. н. коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в т. ч. художественной...2) Наиболее древний, неизвестный нам текст, к которому восходят остальные тексты письменного памятника...3) Гипотетически реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для ее позднейших продолжений, напр. индоевропейское *m+ater - для общеславянских m+ati (русское "мать"), латинское m+ater и т. д.
ЭГРЕГОР (от лат. ex- и grex - буквально "из стада") - в новых религиозных движениях: душа вещи, ментальный конденсат, порождаемый мыслями и эмоциями людей и обретающий самостоятельное бытие. Эгрегор - это аура идолов и талисманов, возникшая в результате культовой практики. Эгрегорами обладают реликвии, памятные вещи, которые помогают людям или наоборот, несут проклятие. Сила и долговечность эгрегора зависит от согласованности и численности группы.
Некоторые источники возводят это слово к греческому egeiro (сторожить, присматривать) и приписывают его изобретение гностикам. Этимологический анализ показывает несостоятельность этого взгляда. Слово egregor происходит от латинского grex (стадо, толпа, в широком смысле - совокупность) при помощи приставки ex-, имеющей смысл выделения, отдаления. Таким образом, первоначальный смысл этого термина не слишком отличается от его современного понимания.
Понятие эгрегора является одним из популярных понятий теософии, в своих трудах его охотно использовали Папюс, Блаватская, Елена Рерих, а также известный отечественный визионер Даниил Андреев. Западная социально-философская мысль, в том числе академическая социология и психология, не используют этого термина по причине невысокого интереса к обозначаемому им явлению.
ИНВОЛЬТАЦИЯ (энвольтация) - термин, возникший в оккультных кругах в средние века.
Часто под инвольтацией понимается способ заклинания, заговора, колдовства, порчи на болезнь или смерть с помощью фотографии, предметов, принадлежащих человеку или его изображения - куклы. По убеждению некоторых оккультистов, с этим методом чёрной магии, применяемым колдунами и магами с древности до наших дней, трудно бороться.
В наше время распространено выражение "инвольтация к эгрегору", в котором термин "инвольтация" означает "присоединение".
Варракс ввёл термин "эгрегор Сатаны", следовательно, в устах Варракса термин "инвольтация к эгрегору", можно перевести, как присоединение к эгрегору Сатаны. К архетипу Сатаны.
Самое примечательное тут то, что Варракс сам не может доказать существование своих "сатанинских" эгрегоров и архетипов: "Строго доказать наличие архетипов и эгрегоров на данный момент невозможно" - пишет Варракс.
По большому счёту все эти архетипы и эгрегоры в интерпретации Варракса - не что иное, как тоже самое лавеевское "олицетворение сил природы", только выраженное в других терминах. Следовательно, учение Варракса, так же, как и учение ЛаВея (одно вытекает из другого), можно так же смело отнести к пансатанизму.
Настоящий же (классический) Сатанизм зародился очень давно. Задолго до учения ЛаВея (60-е годы XX в.) и учения Варракса (последнее десятилетие XX в - начало XXI в.). Сатанизм, согласно мировоззрению Истинных Сатанистов, черпает свои истоки со времён изгнания Сатаны богом из рая. В любом случае, если даже кто - то из вас, дорогие читатели, не верит в легенду об изгнании Сатаны, то он уж точно обязан признать, что впервые имя "Сатана" встречается в тексте христианской библии, в Ветхом завете, в книгах, относящихся примерно к VI в. до н.э.
Традиционно Сатана выступал противником бога, был существом, имеющим свою Личность и Волю. Соответственно, только вера в такого Сатану - является Истинным Сатанизмом. Помните, выше я приводил пример с христианином, не верящим в Христа? Такого человека можно назвать атеистом, можно - пантеистом (если для него бог - разлит в природе), но никак не христианином. То же самое и с Сатанизмом.
Теперь же следует сказать пару слов о дьяволопоклонничестве. Сатана имеет много имён: Сатана, Люцифер... так же Сатану иногда называют Дьяволом. Соответственно, дьяволопоклонник - это всего - навсего человек, верящий в существование Дьявола (Сатаны, Сатанаила). Следовательно, дьявопоклонником можно назвать каждого Истинного Сатаниста.
Напротив же, человек, не верящий в существование Дьявола (Сатаны), или воспринимающий Сатану за олицетворение сил природы, за эгрегор или архетип - уж точно не является Сатанистом в первоначальном, истинном смысле этого слова. Такой человек либо атеист, либо пансатанист, но никак не Сатанист.