Просвирнов Александр Юрьевич: другие произведения.

Будем снисходительны

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Peклaмa:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О мужчинах и женщинах

  В антропологии применяется интересный метод получения некого родового портрета, когда негативы со снимками кровных родственников поочередно проецируются на один лист фотобумаги, в результате получается размытое изображение реально не существующего человека, обладающего, однако, общими для данного клана внешними чертами.
  Приблизительно тот же эффект достигается при чтении многих заметок в "Гранях" о месте и роли мужчины в современной России. Если абстрагироваться от деталей (как у антропологов при получении родового портрета), то "физиономия" современного среднестатистического мужика вырисовывается достаточно непривлекательная: это инфантильное, слабовольное существо, большей частью никчемное, для домашних дел и воспитания детей пригодное слабо, зарабатывает мало (или вовсе ничего), пьяница и дебошир. Редкие панегирики отдельных представительниц прекрасного пола в адрес своих мужей выглядят исключением. Гораздо более характерным на первый взгляд кажется уродливо-гротескный собирательный мужской портрет, легкомысленно созданный на основании анализа анекдотов (заметка "МК" "Семья? Еще тот анекдот!", приведенная 17 июня в Љ 105-106 "Граней").
  Красной нитью через большинство дамских рассуждений проходит мысль: раньше мужчина был добытчиком и работником, теперь все больше становится трутнем. Тезис довольно спорный, поскольку с развитием общества, научно-техническим прогрессом одни функции естественным образом отмирают, другие нарождаются, и ничего сверхординарного в таком положении дел нет. Взять простенький пример. Несколько лет назад один из читателей "Комсомольской правды" возмущался на страницах газеты: "Редкий мужчина умеет теперь править опасную бритву". Очень легко вообразить аналогичное брюзжание на протяжении веков: "Редкий мужчина теперь правильно набьет порох в ружье", "Редкий мужчина теперь умело пользуется луком и стрелами", "Редкий мужчина теперь разведет огонь с помощью палочек", "Редкий мужчина теперь перегрызет зубами горло оленю" и т.д.
  Мир меняется, у людей появляются другие задачи. Когда-то программа построения коммунизма предрекала нам постепенное слияние умственного и физического труда. Хоть страна в целом и отказалась от перехода к этому утопическому обществу, но процесс слияния все-таки идет, хотя временами история делает скачки назад вроде скатывания большинства россиян к уродливой разновидности натурального хозяйства, когда для выживания практически все горожане давно уже освоили сельскохозяйственные специальности.
  Однако, несмотря на странные зигзаги исторической диалектической спирали, физический труд постепенно сдает свои позиции, что и дает основания прекрасной половине человечества полагать, что мужик нынче "не тот": когда он колол дрова, пахал и таскал воду, не особо бросалось в глаза, что он в массе своей не любит, скажем, готовить или мыть посуду. Зато теперь стал нарицательным образ мужчины, вернувшегося с работы и немедленно растянувшегося на диване с газетой или перед телеэкраном, в то время как бедная женщина отрабатывает еще одну смену на домашнем хозяйстве. Действительно, многие исследователи отмечают, что большинство мужчин испытывает физиологическую неприязнь к монотонной рутинной работе (есть и подходящий литературный пример: персонаж романа Ж.Верна "Таинственный остров" Пенкроф, не боявшийся самой тяжелой работы, отказался распарывать воздушный шар на отдельные лоскуты и нитки - это его крайне раздражало).
  А вот результат умственного труда, все более характерного для горожанина, далеко не всегда очевиден. Многие считают, что в этой сфере женщины выглядят даже предпочтительнее, но вопрос этот достаточно спорный. Легко заметить, что среди, скажем, великих писателей, композиторов-классиков процент женщин весьма незначителен, и дело здесь не только в социальных проблемах (не так давно и далеко не везде женщины уравнялись в правах с мужчинами): можно припомнить и относительно скромные успехи даже таких выдающихся шахматисток как Гаприндашвили, Чибурданидзе, Полгар в мужских турнирах. Как бы ни настаивали активистки феминистских движений на отсутствии различий между полами, они объективно существуют, и средний мужчина сильнее, активнее и, как правило, умнее средней женщины (разумеется, существуют миллионы исключений, подтверждающих правило для миллиардов). Позволю себе еще одну примитивную аналогию: можно допустить, что на птичьем дворе или на ферме курицы или коровы получат право голосовать, занимать руководящие должности и т.д., но вот петухами или быками от этого они все равно никогда не станут и не приобретут их активности и агрессивности. Другое дело, что у людей подобные различия не столь ярко выражены, как у ряда представителей животного мира, в то же время биологическое начало, очевидно, играет заметно большую роль, чем это обычно принято думать.
  Но, разумеется, во все времена существовали и будут существовать многочисленные представители сильного пола, действительно позорящие свой род. Вот только не следует думать, что раньше таких было мало, а теперь большинство (на основании данного умозаключения и делаются все приведенные выше обобщения, когда некий находящийся под боком негативный пример без всяких на то достаточных оснований типизируется), как это, например, провозглашается в известной песне на стихи В.Солоухина: "Мужскими считались вещами кольчуга, седло и копье... Мужским достоянием были мужские отвага и честь", а дальше: "Мужчины теперь, говорят, в присутствии сильных немеют, в присутствии женщин сидят. О рыцарстве нет и помина...".
  Идеализировать прошлое - занятие бесперспективное и некорректное. Увы, идеал если и существует, то крайне редко (как в прошлом, так и в настоящем), на практике все мы имеем дело с реальными людьми, обладающими индивидуальной комбинацией разнообразных достоинств и недостатков. Тристан в исполнении Армена Джигарханяна в фильме "Собака на сене", подобно Г.Остеру с его "вредными советами", рекомендует: "В достоинствах ищите недостатки", а вот, напротив, Аркадий Райкин в фильме "Люди и манекены" исполняет песенку, в которой мужчины и женщины поочередно обвиняют друг друга во всех грехах, но в итоге приходят к взаимопониманию. Призыв, думается, весьма мудрый. Психологи также дают неплохой практический совет. Возьмите двойной лист и на одной его стороне напишите все недостатки, а на другой все достоинства своего суженого (суженой). Первую половину оторвите и уничтожьте, а вторую заучите наизусть: все мы разные, и совместная жизнь невозможна без компромиссов и снисходительного отношения к недостаткам другого.
   г. Новочебоксарск, 7 декабря 1999 г.
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  Р.Навьер "Эм + Эш. Книга 2" (Современный любовный роман) | | Д.Сугралинов "Level Up 2. Герой" (ЛитРПГ) | | Д.Вознесенская "Игры Стихий" (Попаданцы в другие миры) | | М.Боталова "Академия Невест" (Любовное фэнтези) | | М.Веселая "Я родилась пятидесятилетней... " (Юмористическое фэнтези) | | Л.Миленина "Полюби меня " (Любовные романы) | | П.Коршунов "Жестокая игра (книга 3) Смерть" (ЛитРПГ) | | Э.Тарс "Б.О.Г. 4. Истинный мир" (ЛитРПГ) | | У.Гринь "Чумовая попаданка в невесту" (Юмористическое фэнтези) | | М.Боталова "Академия Невест 2" (Любовное фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Атрион. Влюблен и опасен" Е.Шепельский "Пропаданец" Е.Сафонова "Риджийский гамбит. Интегрировать свет" В.Карелова "Академия Истины" С.Бакшеев "Композитор" А.Медведева "Как не везет попаданкам!" Н.Сапункова "Невеста без места" И.Котова "Королевская кровь. Медвежье солнце"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"