Просвирнов Александр Юрьевич: другие произведения.

Календарные анахронизмы: долой юлианский!

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


Читай и публикуй на Author.Today
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мини-исследование календарной проблемы с экскурсом в историю. Юлианский календарь must die!


Введение

Статья опубликована в журнале 'Наука и техника' (Харьков), N 7 за 2007 г.
Несколько лет назад та часть человечества, которая пользуется летоисчислением от рождества Христова, можно сказать, дважды встречала новое (третье) тысячелетие - ошибочно в 2000 году и правильно в 2001 году. Вероятно, свою роль в этом массовом заблуждении сыграла позиция разного рода дельцов, которые дважды состригли купоны на юбилее, но не меньшее значение имело нежелание обывателя в массе своей хоть чуть-чуть напрячь мозги и решить эту элементарнейшую математическую "задачу". И если многие люди не могут самостоятельно разобраться даже в таком вопросе, не более сложном, чем дважды два, позволяя вешать себе лапшу на уши, то что уж говорить о другой календарной проблеме! Речь идет о том, какой календарь является более точным - григорианский (новый стиль) или юлианский (старый стиль). За последний яростно цепляется Русская православная церковь (кроме нее на новый стиль не перешли только Сербская и Иерусалимская церкви), а россияне благополучно встречают благодаря этому так называемый старый новый год, причем многие искренне верят, что юлианский календарь действительно точнее. Да что говорить о простых смертных, если даже законодатели не понимают сути различий между календарями! Свидетельством тому - Закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы (победных) днях России". Там ко всем датам по старому стилю дается поправка в 13 дней, верная лишь для ХХ-ХХI веков. Господа депутаты, видимо, даже не вспомнили (хотя бы по дню рождения Ленина - 10 (22) апреля), что для ХIХ века эта поправка уже 12 дней, для других иная. Более того, государство, живущее по григорианскому календарю, сделало реверанс православной церкви и узаконило (парадокс!) празднование Рождества по-юлиански 7 января.
Попробуем вместе разобраться в этой проблеме. Заранее приношу извинения, что буду время от времени прибегать к расчетам и цифрам, но без них не обойтись.

Время с астрономической точки зрения

С незапамятных времен человечество измеряло время с использованием астрономических явлений, обусловленных движением небесных светил, в первую очередь Земли и Луны. Единицей измерения больших интервалов времени стал год (период обращения Земли вокруг Солнца), поскольку с этой единицей связан цикл изменений в природе; временных промежутков поменьше - цикл смены лунных фаз (синодический месяц), который постепенно трансформировался в используемый ныне календарный месяц.
Вращение Земли вокруг оси относительно звёзд определяет звёздное время, но собственные движения звёзд изучены недостаточно, поэтому звёздное время измеряют относительно весеннего равноденствия точки, движение которой среди звёзд хорошо известно. Это время необходимо при астрономических наблюдениях, в геодезических измерениях, навигации и так далее. В практической жизни оно неудобно, так как не согласуется со сменой дня и ночи. Поэтому на практике употребляется солнечное время. Запомним это!
Год, напомню, это промежуток времени, близкий по продолжительности к периоду обращения Земли вокруг Солнца. Довольно с высокой точностью его удалось измерить, несмотря на несовершенство тогдашних средств измерений, в Древнем Китае и Древнем Египте. А древнегреческий учёный Гиппарх во II в. до н.э. определил, что год равен "365 1/4 дня без 1/300 дня", что отличается от полученных в наше время результатов только на 6 с половиной минут. Движение Земли вокруг Солнца весьма сложная штука, поэтому в разных областях науки и практики существуют несколько отличающихся друг от друга понятий года. Для целей данной статьи достаточно двух - сидерического и тропического.
Звёздный (сидерический) год - это промежуток времени, в течение которого Солнце совершает свой видимый годичный путь по небесной сфере относительно звёзд. Он равен 365,256360 суток.
Тропический год (365,242196 суток) - промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия (точка пересечения эклиптики, проекции земной орбиты и небесного экватора (проекции земного экватора на небесную сферу)); что соответствует периоду, в течение которого на Земле происходит смена времён года. Именно по этим соображениям (а также из-за большей практичности использования солнечного времени по сравнению со звездным, о чем говорилось выше) календари основываются на тропическом годе.

Рождение юлианского календаря

Древнеримский юлианский календарь во многом основывался на египетском солнечном календаре, который возник за 4 тысячи лет до нашей эры. Египетские жрецы установили, что ежегодные разливы Нила наступали сразу после летнего солнцестояния (сейчас это 21-22 июня) вместе с появлением в лучах утренней зари "звезды Нила" (гелиакический восход Сириуса впервые после 70-суточного периода невидимости).
Продолжительность наступавшего после разлива хозяйственного года (период между двумя летними солнцестояниями) первоначально была установлена в 360, а затем в 365 суток. Дополнительные пять дней солнечного года не прибавлялись ни к одному из двенадцати 30-дневных месяцев и праздновались в конце цикла как дни рождения детей от союза бога земли Геба и богини неба Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды. Календарный год получился чуть короче периода между двумя восходами "звезды Нила" ("года Сириуса", равного 365,25 суток, что лишь немного отличается от тропического года). В результате каждые четыре года летний восход звезды запаздывал на один день календаря. Поправку египтяне не сделали, поскольку их устраивало, что праздники с жертвоприношением богам случались не в одни и те же дни, а постепенно перемещались и таким образом "освящали" все месяцы.
Римляне до середины VIII века до н. э. использовали календарь, в котором год состоял из 10 месяцев (304 дня). Остававшийся промежуток времени на месяцы не разделялся. Люди ждали прихода весны, чтобы опять начать счёт по месяцам. Впоследствии календарь реформировался при легендарных личностях - основателе Рима Ромуле и диктаторе Нуме Помпилии ( около 673 до н. э.). Был введён лунный год в 354 дня (затем - в 355 дней), появились и два новых месяца (январь и февраль). Для согласования счёта времени по Луне с Солнцем через год вставлялся дополнительный месяц - мерцедоний (от латинского "marcere" ("увядать"): месяц как бы увядал в конце одного двулетия; по другой версии - от "marces" ("плата"): в мерцедонии заканчивались денежные расчёты по прошедшему году). Средняя продолжительность календарного года составляла 366,25 суток (на сутки больше истинной). Приходилось иногда увеличивать или уменьшать количество дней в мерцедонии. Это право, согласно закону Мания Ацилия Глабриона, с 191 года до н. э. было предоставлено римским понтификам во главе с верховным жрецом. Это породило множество злоупотреблений. Понтифики удлиняли сроки пребывания на общественных должностях для своих друзей или за взятку укорачивали эти сроки для их противников. В сочетании с неточностью определения продолжительности циклов Солнца и Луны и некратностью их целым числам к периоду правления Цезаря календарь существенно деформировался и не совпадал ни с движением Солнца, ни с фазами Луны. К примеру, следуя календарю, праздник жатвы отмечали зимой (в связи с этим Вольтер однажды сказал: "Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось"). К этому времени календарь создавал столько путаницы, что превратился в большую проблему, которую и решил Гай Юлий Цезарь, познакомившийся в Египте с тамошним солнечным календарем.
Цезарь поручил создание нового календаря группе астрономов из Александрийской обсерватории во главе с известным учёным Созигеном. Среднюю продолжительность солнечного года приняли равной 365,25 суток. Правда, лет за 75 до реформы греческий астроном Гиппарх, как уже упоминалось, установил, что год на самом деле чуть меньше. Скорее всего, Созиген знал об этом, но из практических соображений пренебрег казавшейся ему незначительной величиной. Однако запомним и ее, ибо в этой малости скрывается разница между юлианским и григорианским календарями!
Разумеется, календарный год должен содержать целое число дней, поэтому после реформы предписывалось считать в трёх из каждых четырёх лет по 365, а в последнем - 366 дней. Дополнительный день вводился между 24 и 25 февраля и назывался "bis sextum Kal. Mart" ("дважды шестой до мартовских календ"), поскольку считали дни в месяце в обратном порядке (не "24 февраля", а "шестой день до мартовских календ"). Год с дополнительным днем получил название "annus bissextilis" (биссекстилис). Византийские греки произносили "б" как "в", от них слово пришло на Русь, где превратилось в "високосный".
Счёт дней по новому календарю был начат с 1 января 45 года до н. э., поскольку в этот день с 153 года до н.э. вступали в должность вновь избранные римские консулы. Теперь волею Цезаря 1 января стало началом года. Правда, по упоминавшемся выше причинам календарь уже ушёл вперёд от смены времён года на 90 дней, и 1 января календарного года должно было бы выпасть на 3 октября. Из-за этого в предреформенный год вставили три дополнительных месяца: мерцедоний (23 дня) и два безымянных (33 и 34 дня) между ноябрём и декабрём. В итоге "год великой путаницы" (annus confusiosus), как его позже назвали, состоял из 445 дней.
За правильностью счисления времени вновь поручили следить членам высшей жреческой коллегии, которые не то из-за небрежности, не то из-за невежества первое время объявляли високосным не каждый четвёртый, а каждый третий год. В итоге с 44 по 9 год до н. э. было введено двенадцать високосных лет вместо девяти. Правильное применение юлианского календаря началось при Августе: чтобы устранить накопившуюся погрешность в три дня, добавочные дни в феврале 5 и 1 гг. до н. э. и 4 г. н. э. не вставлялись.

Адаптация юлианского календаря к христианству

Итак, юлианский календарь вступил в силу, позже (в 325 г.) на Никейском соборе был принят и христианской церковью, однако до использующейся в настоящее время точки отсчета от так называемого Рождества Христова было еще очень далеко. Не забудем и об этом, ибо не так давно по телевидению выступал некий священнослужитель, который на полном серьезе рассуждал, что юлианский календарь дан богом, а григорианский - человеком. Кстати, этот человек - папа Римский Григорий ХIII (о его реформе речь пойдет ниже), который в глазах православной церкви почему-то "проигрывает" по сравнению с язычником Цезарем, так что и в церковных делах налицо пресловутая политика двойных стандартов.
Римляне в разные эпохи пользовались разными эрами. В республике, а потом в империи счет лет шел по консулам, в то время как в средние века (до конца XVII века) часто использовалась датировка от основания Рима. Использовались эры и Августа, и Диоклетиана. В первые века христианства возникло более 200 различных вариантов эры "от сотворения мира" или "от Адама", из которых наибольшее распространение имели три: александрийская, антиохийская и византийская (отсчет от 5508 г. до н.э.). Последняя использовалась и на Руси от принятия христианства до реформы Петра I.
А в эру Диоклетиана впервые было предложено начать отсчет от рождества Христова (связано это было с подготовкой пасхальных таблиц (пасхалии) на перспективу). Инициатива исходила от некого Дионисия Малого, римского монаха, папского архивариуса, скифа по происхождению. Однако задача Дионисия существенно осложнялась тем, что в Евангелиях и других источниках раннехристианского периода нет точных указаний о дне рождения Иисуса Христа, так что расчеты ученого были довольно эмпирическими, к тому же точно неизвестно, какими соображениями он руководствовался.
Одна из версий такова. Дионисий начинал счёт дней в году с 25 марта, когда праздновалось Благовещение Пресвятой Богородицы (фрагмент из Евангелия от Луки: "И... вошед к... Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова, ... сказал ей Ангел: ... радуйся, Благодатная! Господь с тобою ... И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус"). Рождество ("Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода" (от Матфея); "И родила (Мария) Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (от Луки)) таким образом состоялось через девять месяцев, то есть 25 декабря. Следует отметить, что в первые века нашей эры в январе каждого года христиане отмечали праздник только "явления и крещения Христа", а в 354 г. впервые упоминается о праздновании рождества Христова в один из дней солнцестояния - 25 декабря, когда происходит "поворот" Солнца "с зимы на лето". Некоторые ученые полагают, что праздник ввели для нейтрализации отмечавшегося в то же самое время языческого праздника "рождения непобедимого бога-Солнца". Так или иначе, но за дату Рождества было принято 25 декабря как момент поворота Солнца на лето, что утверждено церковью и привязано к астрономическому явлению.
В результате сложных расчетов (все-таки оказавшихся ошибочными, из-за того что ученый не располагал всеми данными, ставшими доступными позже, в частности, это дата смерти царя Ирода) Дионисий пришел к выводу, что начало предложенной им эры "от Рождества Христова" (1 января 1-го года) пришлось за 283 года до начала эры Диоклетиана на 1 января 753-го года от основания Рима, 43-го года от воцарения Августа, 4-го года 194-й олимпиады (в этот день вступили в должности консулы Гай Цезарь и Эмилий Павл). С 1 марта 1-го года начинался 5509-й год от сотворения мира византийской эры, с 21 апреля - 754-й год от основания Рима, с новолуния 10 июня - 1-й год 195-й олимпиады, с 1 августа - 44-й год от воцарения Августа.
Эра "от Рождества Христова", введённая Дионисием Малым в 525 году, в начале VII века была апробирована папой Бонифацием IV. В Х веке она упоминается в документах папы Иоанна XIII (965 - 972 гг.), а со времени Евгения IV, с 1431 года, применяется в документах Ватикана регулярно (одновременно в обязательном порядке должен был указываться и год от сотворения мира).
В России, как уже упоминалось, летоисчисление от Рождества Христова было введено в конце 1699 года указом Петра I (год, начинавшийся после 31 декабря 7208 года от сотворения мира, стал считаться 1700 годом от Рождества Христова), так что сейчас, в декабре 2004 г., на дворе 7513 год от сотворения мира византийской эры, или, если угодно, 2758 год эры от основания Рима, 2048 год эры от воцарения Августа, 1721 год эры Диоклетиана.

От юлианского к григорианскому

Еще раз напомню, что календарной проблемы не существовало бы, если бы Земля, совершив полный оборот вокруг Солнца, одновременно целое число раз повернулась вокруг своей оси. Фактически же наша планета за это время делает 365 полных оборотов и еще примерно четверть. Именно это учитывается юлианским календарем, который складывает эти четвертинки в дополнительные сутки (29 февраля) в високосном году. Однако следующая проблема состоит в приблизительности этой самой "четвертинки" оборота (выше уже упоминались соответствующие расчеты Гиппарха), из-за которой в юлианском календаре за 128 лет появляется погрешность в целые сутки. В результате в XVI веке было замечено, что весеннее равноденствие вместо 21 марта наступало уже 11-го. Впрочем, ошибка отмечалась и раньше, несколько пап собирались ей заняться, приглашали к решению проблемы Коперника, но тот отказался, ибо не располагал всеми необходимыми научными данными. И вот наконец для устранения замеченного календарного дефекта папа Григорий XIII собрал комиссию из знаменитых астрономов, математиков и священнослужителей.
Реформа календаря была проведена на основе трудов университетского преподавателя Луиджи Лилио (Джилио; в латинском варианте Лилиус), который скончался в 1576 году, когда состоялась презентация главного труда всей его жизни ("Новый план возвращения календаря"). План был представлен братом Луиджи Антонио Лилио самому Григорию ХIII. Работа Лилиуса заслужила высокую оценку за точность и простоту и была взята за основу для создания будущего календаря.
В результате Григорий XIII своей буллой "Inter gravissimas" ("Среди наиважнейших") 24 февраля 1582 г. перевел отсчет на 10 дней вперед и устранил на будущее 3 високосных года каждые 4 века. В булле, в частности, говорилось: "Было заботою нашею не только восстановить равноденствие на издревле предназначенном ему месте, от которого со времени Никейского Собора оно отступило на десять дней приблизительно, и XIV Луне вернуть её место, от которого она на четыре и пять дней отходит, но и установить также способ и правила, которыми будет достигнуто, чтобы и в будущем равноденствие и XIV Луна со своих мест никогда не сдвигались... А посему с целью вернуть весеннее равноденствие на его прежнее место, каковое отцы Никейского Собора установили на 12-й день перед апрельским календами (то есть 21 марта), мы предписываем и повелеваем касательно месяца октября текущего 1582 года, чтобы десять дней, от третьего дня перед нонами (то есть 5 октября) до кануна ид (то есть 14 октября) включительно, были изъяты". Не были високосными 1700, 1800, 1900 гг., поэтому в России пришлось в 1918 г. передвигать отсчет уже на 13 дней). Григорианский календарь благодаря этому является очень точным, и ошибка в 1 сутки накапливается в нем только за 3323 года.
Для иллюстрации этого приведу соответствующие простенькие математические выкладки, доступные любому школьнику. Расчеты астрономов (более точные, чем у Гиппарха) показывают (это данные энциклопедических изданий), что "юлианский" год (365,25 суток) длиннее тропического на 11 минут 14 секунд (674 с). За 100 лет накапливается ощутимая разница (674 с х 100 = 67400 с = 18 ч 43 м 20 с), а лишние сутки набегают примерно за 128 лет (3600 с х 24 = 86400 с; 86400 с : 674 с). Итак, мы рассчитали, что в юлианском календаре за 100 лет накапливается разница в 18 ч 43 м 20 с. Это лишнее время учитывается в григорианском календаре тем, что последний год каждого века (если только этот номер не делится на 400) не является високосным. После реформы это 1700, 1800, 1900 годы. В юлианском календаре эти годы високосные, поэтому в России разница с Европой увеличилась до 13 дней (а для лиц, родившихся в ХIХ в., не забудьте, мы прибавляем к дате рождения 12 дней). Но получается, что каждое столетие григорианский календарь отстает от реального (тропического) года на 24 ч - 18 ч 43 м 20 с = 5 ч 16 мин 40 с. За 4 столетия отставание возрастает до 5 ч 16 мин 40 с х 4 = 21 ч 6 мин 40 с. Поэтому годы, номер которых делится на 400, - високосные. Это 2000 г. Теперь мы получим реальную разницу между "григорианским" годом и тропическим. Мы добавили 24 часа, хотя фактически отстали на 21 ч 6 мин 40 с. Таким образом, за 400 лет мы ушли вперед на 24 - 21 ч 6 мин 40 с = 2 ч 53 мин 20 с = 10400 с. Вот она, неточность григорианского календаря. Но накоплена эта "дельта" за 400 лет. Получается, что на один год приходится лишних 10400:400 = 26 с. Именно эта цифра приводится во всех энциклопедических изданиях. Итак, лишние сутки в григорианском календаре набегут за 86400:26 примерно = 3323 года. Напомню, что в юлианском календаре разница в сутки набегает за 128 лет. Разделив среднегодовую прибавку юлианского календаря (674 с) на аналогичную погрешность григорианского (26 с), мы увидим, что второй точнее первого примерно в 26 раз.
Кстати, уже при утверждении григорианского календаря можно было почти полностью ликвидировать даже эту погрешность (например, 4000 и 8000 годы считать не високосными, а простыми), но для практических нужд необходимости в этом не было и пока нет.

Возражения против григорианского календаря

Попытки ввести григорианский календарь в России до революции не увенчались успехом. В XIX веке новый стиль наряду со старым применялся в международных отношениях, в деловой и научной переписке. В 1830 году Петербургская академия наук предложила ввести в России новый стиль, однако министр народного просвещения князь К.А.Ливен в докладе Николаю I написал, что реформа календаря - дело "несвоевременное, недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов... вследствие невежества народных масс выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики". Соответствующей была и резолюция царя: "Замечания князя Ливена совершенно справедливы". Не был решен вопрос и в 1899 г., и только после революции Россия наконец-то перешла на григорианский календарь. В декрете "О введении в Российской республике западноевропейского календаря", принятом на заседании СНК 24 января (6 февраля) 1918 года и подписанном В. И. Лениным, говорилось: "В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь".
Как уже упоминалось, до настоящего времени юлианским календарем пользуются только три православные церкви: Русская, Сербская и Иерусалимская. Тому существует ряд причин, в частности, привязка Рождества непосредственно к зимнему солнцестоянию, православной церковью, похоже, не принимается во внимание. Видный русский историк Древней Церкви и авторитетный специалист в области церковной хронологии, профессор Санкт-Петербургской духовной академии В.В.Болотов (1854 -1900 гг.) на заседании Комиссии Русского астрономического общества по реформе календаря как представитель Святейшего Синода Русской Православной Церкви заявил: "Год рождения Христа лучше исключить из списка тех эпох, на которых Комиссия может остановить свой выбор. Научно год рождения Христа (даже только год, а не месяц и число!) установить невозможно". Он же тогда заявил: "Думаю, что культурная миссия России состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить для западных народов возвращение к неиспорченному старому стилю".
А сразу после календарной реформы (1583 г.) появилось соборное постановление в Константинополе при патриархе Иеремии II: "Так как опять церковь старого Рима, как бы радуясь тщеславию своих астрономов, неосмотрительно изменила прекрасные постановления о священной Пасхе, совершаемые христианами всей земли и празднуемой, как определено, - сего ради становится причиной соблазнов... Сего ради мы должны были сказать, что о сем постановлено святыми отцами... Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских Соборов о святой Пасхе и месяцеслове... законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову... - да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных. Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание".
Остается только подивиться "христианскому смирению", заложенному в постановление: призыв при необходимости пролить кровь из-за несогласия со способом определения пасхи! И по данному вопросу эти направления христианства имеют немало астрономических разногласий, вдаваться в которые здесь нет смысла, ибо есть реальное обращение небесных тел, а есть порождения человеческой фантазии. Второе должно подстраиваться под первое, а не наоборот.
Но есть еще и сила традиций, о которой, к примеру, говорил в интервью "Известиям" Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: "Астрономической даты Рождения Христа не существует - ни в Евангелии , ни в ранней христианской литературе мы не находим никаких указаний на то, в какой день родился Спаситель. Празднуется не день, а - событие... А вот в какой день празднуем мы - 25 декабря или 7 января для дела человеческого спасения не так важно. Русская Церковь не переходит на григорианский календарь, потому что это часть нашей традиции: люди привыкли и никакими декретами, постановлениями традицию народа сломать невозможно. Если какие-нибудь наши далекие потомки примут решение что-то изменить, это будет их дело".
Куда больший интерес, чем теоретизирование богословов, жонглирующих мифами и доказывающими друг другу, чем одна легенда лучше другой, представляет гораздо более квалифицированное мнение противника григорианского календаря Андрея Андреева, кандидата исторических наук, кандидата физико-математических наук, доцента Исторического факультета МГУ (статья "Ошибка папы Григория XIII").
Вот суть его возражений, цитирую: "Папа счел, что Солнце раньше "отставало", и поэтому решил "подтянуть" равноденствие к 21 марта (о том, зачем он это сделал - чуть ниже). Но как же быть с другими циклами: ведь Луна, остальные планеты, наконец, звезды не перешли по приказу папы в своих орбитах на 10 дней вперед! Относительное их движение "перетянулось" в другую сторону, т.е. привело к ошибке с опережением. Тем самым:
а) нарушилось согласование лунного и солнечного цикла, которое было в юлианском календаре, что привело к большой ошибке григорианского календаря по сравнению с лунным, причем эта ошибка носит неустранимый характер, так как только увеличивается с каждым новым "выкидыванием" дня;
б) значительно запутались астрономические вычисления положения планет на небе. Вся их периодичность расстроилась, т.к. в самом 1582 году оказалось на 10 дней меньше нужного.
в) с позиций небесной механики не очевидны сами преимущества нового календаря и его точность - ведь астрономический звездный год лучше приближается юлианским календарем!"
С пунктом "в" не поспоришь: действительно, юлианский календарь более точен по отношению к сидерическому году (хотя лишь чуть лучше, чем он же по отношению к году тропическому), чем григорианский. Вот эти погрешности:
1) 365,256360 суток (звездный год) - 365,25 (юлианский год) = 0,006360 суток; ошибка в 1 сутки накапливается за (1: 0,006360) = 157 лет (по отношению к тропическому году, напомню, та же ошибка набегает за 128 лет - невелика разница!);
2) 365,256360 суток (звездный год) - 365,2425 (григорианский год) = 0,01386; ошибка в 1 сутки накапливается за (1:0,01386) = 72 года, то есть погрешность в 2,18 раза больше, чем при старом стиле.
Однако, как видим, разница в погрешности двух календарей по отношению к сидерическому году не так уж велика (несопоставима с аналогичными показателями по тропическому году). К тому же, как мы помним, солнечное время гораздо удобнее в практическом применении, чем звездное.
Довольно легко снимается возражение по пункту "б". Дело в том, что астрономы отсчитывают для своих нужд и звездное, и солнечное время. Это высококвалифицированные специалисты, которые не запутаются в числах, тем более переход на новый стиль произошел четыре с половиной века назад - срок более чем достаточный для приведения расчетов в норму. А риторический вопрос: "...как же быть с другими циклами: ведь Луна, остальные планеты, наконец, звезды не перешли по приказу папы в своих орбитах на 10 дней вперед!" смутно напоминает опасения некоторых членов комиссии при Григории XIII о том, "будут ли птицы (после календарной реформы - А.П.) знать, когда им лететь на юг, чтобы пережить зиму".
Согласование лунного и солнечного цикла имеет значение только для лунно-солнечных календарей, в то время как григорианский календарь чисто солнечный. Впрочем, это важная вещь для христиан при расчете времени пасхи, однако по большому счету разногласия католиков и провославных по данному вопросу (да простят меня верующие за такой вывод) сродни спорам жителей Лилипутии и острова Блефуску по поводу того, с какой стороны правильнее разбивать яйцо. На ум приходит и другой литературный пример: повесть известного американского фантаста Пола Андерсона "Крестоносцы неба". Там священник Парвус объявил рыцарям и воинам, в силу обстоятельств оказавшихся на другой планете, что все они великие грешники и погибли: "У нас не было возможности отмечать время в путешествии... Как соблюдать Великий пост в Пасху, когда две луны этого мира сбивают все наши расчеты..."

Выводы

Итак, мы видим, что по отношению к тропическому году григорианский календарь точнее юлианского в 26 раз. Юлианский же ближе к году сидерическому, однако звездный год - штука академическая, для ученых, в то время как тропический год, связанный со сменой сезонов и жестко привязанный к явно видимым астрономическим явлением, куда удобнее для практических целей.
Всякое движение относительно и зависит от выбора точки отсчета. Человечество в массе своей остановило выбор на центральном светиле, а не далеких звездах, и это более чем логично.
Привязка мифа (рождения Христа) к астрономическому явлению (зимнему солнцестоянию) признается одними мифотворцами и отрицается другими. Эти и прочие религиозные разногласия, которые не устраняются в течение веков (вероятнее всего, в силу причин политических) не позволяют достичь полного согласия и в календарном вопросе.
Пока это было внутренним делом отделенной от государства церкви, серьезного практического значения не имело. Но как только государство узаконило православное Рождество, а теперь подтягивает к нему еще несколько праздничных дней (соответствующие поправки к Трудовому кодексу, вероятно, появятся до конца 2004 г.), возникла проблема. Мы не живем в изоляции от остального мира, который бурно отмечает рождественские праздники в конце декабря. В это время резко падает активность на внешнем рынке. Если же теперь добавится целая декада новогодних и рождественских гуляний у нас, более двух недель окажутся потерянными для организаций, занимающихся внешней торговлей. Непозволительная роскошь! Праздновать лучше синхронно с остальным миром. Хотя, конечно, праздник - это состояние души, искусственно его не вызвать. Если на Западе весь пыл уходит на рождество, а на Новый год скучают (в каком-то американском фильме герой так рассуждал), то у нас именно на Новый год приходится размах веселья. Ничего, переучимся. Была бы только воля!

Источники информации:

а) Большой энциклопедический словарь под ред. А.М. Прохорова, М., Советская энциклопедия, 1991 г., том 1;
б) Большая советская энциклопедия (электронная версия);
в) статьи в интернете: 1. И.А.Климишин. Заметки о нашем календаре. 2. История возникновения Календарного вопроса - "Храните старый стиль" - Изд-во Почаевской Лавры, 2002 г. 3. Интернет-газета НАВИГАТОР - А.Андреев. Ошибка папы Григория XIII.

Приложение: происхождение названий месяцев

Все ныне использующиеся у нас названия месяцев имеют латинское происхождение (странно, почему церковь против этого не возражала: видимо, для нее это не столь принципиальный вопрос, как с календарем). Часть их - "номерная". У римлян год начинался 1 марта, но и после календарной реформы названия месяцев не изменились: квинтилис (пятый), секстилис (шестой), сентябрь (седьмой), октябрь (восьмой), ноябрь (девятый), декабрь (десятый).
Первоначально в четных месяцах было по 30 дней (только в феврале 29), в нечетных по 31. После смерти Юлия Цезаря в его честь квинтилис (в 44 г. до н.э.) переименовали в июль. В 8 г. до н.э. в ознаменование заслуг Октавиана Августа секстилис был переименован в август, к тому же месяц получил дополнительный 31-й день (чтобы даже в этом соблюсти равенство с великим предшественником) за счет февраля. Тогда же за компанию один день сентября перенесли на октябрь, ноября - на декабрь, чтобы три месяца подряд не имели 31 дня.
Почти все остальные месяцы названы в честь богов:
-январь - в честь Януса (римский бог входов и выходов, дверей и всякого начала);
-февраль - имеются две версии:
а) в честь Феба [phoibos - указывает на чистоту, блеск, прорицание] (это эпитет Аполлона, греческого бога света, прорицания, поэзии, медицины, культ которого из греческих колоний в Италии проник в Рим);
б) в честь этрусского бога подземного царства Фебрууса (февраль был последним месяцем года, в его второй половине проводился соответствующий обряд очищения - Februa);
-март - в честь римского бога война Марса;
-май - в честь древнеиталийской богини плодородия Майи;
-июнь - в честь римской богини брака, материнства, женщин и женской производительной силы Юноны, супруги Юпитера.
А вот относительно происхождения названия апреля (лат. aprilis) существует несколько версий, а полной определенности нет (по крайней мере, энциклопедические издания (БЭС, БСЭ) и вовсе ни одной не приводят):
а) от латинского apricus (согреваемый солнцем) или apertio (раскрытие); в основе данных версий лежит мысль, что в апреле больше солнца, земля раскрывает свои недра, начинается бурный рост растений;
б) от греческой богини любви Афродиты, точнее от aphrilis, ее искаженного имени;
в) от позже забытого бога или героя с именем Aper, или Aprus; основанием этой версии служит то, что до нас дошло этрусское название месяца - Apru.
Есть достаточно правдоподобная теория, что собственные имена первоначально получили те месяцы, в ходе которых продолжительность дня увеличивалась, остальные просто нумеровались (июль и август, напомню, появились позже). Кстати, некоторые из них позже тоже меняли названия (временно, затем все возвращалось "на круги своя"). В правление Тиберия (14 - 37 г. н. э.) сенат принял решение о переименовании сентября в тибериус, позже, при Антонине Пие (138-161 гг.), - в антонинус, при Аврелии Коммоде (180-192 гг.) - в коммодус (немного жаль, что не сохранилось название, вот уж поупражнялись бы острословы в шуточках на эту тему!). Октябрь при Домициане (81-96 гг.) назывался домицианус.

 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  Л.Сокол "Заставь меня влюбиться" (Молодежная проза) | | О.Валентеева "Вместо тебя" (Юмористическое фэнтези) | | Р.Вешневецкая "Хозяйка поместья Триани" (Любовное фэнтези) | | Е.Горская "По праву сильнейшего" (Любовная фантастика) | | И.Арьяр "Тирра. Невеста на удачу, или Попаданка против! " (Любовное фэнтези) | | М.Весенняя "Желание альфы" (Городское фэнтези) | | Кьяза "Офисные записки" (Современный любовный роман) | | Л.Тимофеева "Заклятье для неверной жены" (Юмористическое фэнтези) | | М.Боталова "Академия Равновесия. Сплетая свет и тьму" (Любовное фэнтези) | | И.Арьяр "Тирра-2. Поцелуй на счастье, или Попаданка за!" (Попаданцы в другие миры) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
М.Эльденберт "Заклятые супруги.Золотая мгла" Г.Гончарова "Тайяна.Раскрыть крылья" И.Арьяр "Лорды гор.Белое пламя" В.Шихарева "Чертополох.Излом" М.Лазарева "Фрейлина королевской безопасности" С.Бакшеев "Похищение со многими неизвестными" Л.Каури "Золушка вне закона" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на охоте" Б.Вонсович "Эрна Штерн и два ее брака" А.Лис "Маг и его кошка"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"