Просвирнов Александр Юрьевич : другие произведения.

Рецензия на роман Ю.Голубевой "Цена величия"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Читая то или иное виртуальное произведение, я всегда представляю, как бы оно выглядело в печатном виде. Получилась бы настоящая, профессионально сделанная книга или жуткая любительская поделка? Относительно "Цены величия" Юлии Голубевой сомневаться не приходится: это великолепный роман, практически готовый для печати (есть там, правда, отдельные технические огрехи, вполне извинительные при таком объеме произведения, на которые я уже указывал автору в комментариях). В.Солоухин в "Камешках на ладони" очень интересно написал, что такое, с его точки зрения, роман: "Часто мы называем романами произведения, не имеющие права претендовать на этот самый сложный литературный жанр. Конечно, можно назвать дворцом и здание театра, и аэровокзал, и здание универмага. Но все же это будет театр или универмаг, а не дворец. Роман - сложное архитектурное сооружение. Это не башня, не собор, но именно - дворец, включающий в себя и башню, и дворцовую церковь, и домашний театр, и множество интерьеров, и галереи, и анфилады, и зимний сад, и чертоги, и подвалы (обязательно подвалы), и потайные подземные ходы в отдаленный угол запущенного сада, или к реке, или в ближайший овраг. Чехов назвал "Фому Гордеева", кажется, не то оглоблей, не то шашлыком в том смысле, что все действие в этом произведении нанизано на одну линию".
   "Цена величия" в целом соответствует определению В.Солоухина. Это исторический и любовный роман одновременно. Впрочем, основная сюжетная линия здесь одна - жизнеописание невесты и супруги Гая Цезаря Калигулы Юнии Клавдиллы. В то же время параллельно развиваются несколько вспомогательных линий, дополняющих основную (например, судьбы сестер Калигулы, частное расследование Ирода Агриппы, детальное описание механизма правления Тиберия и т.д.). Время от времени всплывают страшные тайны прошлого Юнии и Гая ("подвалы" и "потайные ходы", по определению В.Солоухина, - например, изощренное убийство Германика; признание Пираллиды, что она была среди жрецов Гекаты и знает, что Юния подожгла Авентин)), так или иначе влияющие на происходящие события. В романе великое множество любовных и политических (часто и любовно-политических) интриг и комбинаций, поражающих своим разнообразием (это большой плюс богатой фантазии автора!). Наконец, блестяще изображены сам Древний Рим, его общество. Возьмем для примера одно из описаний: "Даже в эти ранние часы жизнь на Субуре бьет ключом. Простой люд торопится на Туррис Мамилию к общественному фонтану, набрать воды и послушать последние сплетни. Рабы уже толкутся в ожидании своей очереди и тихо судачат о господах. Здесь, на главной площади самого злачного района Рима, так же многолюдно, как и на форуме. Дешевые проститутки предлагают себя, призывно задирая подолы пестрых пеплумов у дверей инсул, торговцы пронзительно нахваливают нехитрый товар, пахнет свежим хлебом, доносятся звуки утренних скандалов из окон съемных комнат. Зеваки останавливаются послушать, рискуя получить на голову содержимое ночных горшков. Зловонная жижа течет вдоль домов по неглубоким канавкам. Уже появились чистильщики улиц, но им мешают, и утренние вигилы кричат в толпу, призывая к порядку". Подобные картинки, подкрепленные множеством деталей, помогают живо вообразить центр античного мира, создается эффект присутствия, словно совершаешь путешествие на машине времени - так достоверно все описано. Чувствуется, автор глубоко исследовал описываемую эпоху, чувствует там себя как рыба в воде. В романе множество терминов времен Древнего Рима, и я уже никогда не забуду, что, скажем, лупанар - это публичный дом.
   Впрочем, создается ощущение, что весь Рим представлял собой огромный лупанар. Мужья на "законных" основаниях уходят от жен к гетерам, их дражайшие половины тоже не отстают в прелюбодеянии - что в знатных семействах, что при императорском дворе. Скандал Клинтон - Левински в Риме не потянул бы и на уровень детского сада. Впрочем, такая свобода нравов, хоть и внесла впоследствии в свою лепту в гибель империи (матроны, стремившиеся к наслаждениям, избегали детей, что усложнило демографическую ситуацию, и жадные до жизни варвары в конце концов разрушили одряхлевшую империю), не так разрушительна, как общественная мораль в целом. Если общество, непрестанно требующее "хлеба и зрелищ", наслаждается истреблением себе подобных (гладиаторскими боями), то оно вполне терпимо к убийству в корыстных целях. Конечно, можно за это преследовать в судебном порядке, но не зря мудрецы сравнивали закон с сетью или паутиной, которые губительны для мелочевки, но крупная добыча ускользает, прорывая ловушки. Когда власти выгодно - преступник наказан (потребуется, вину высосут из пальца, чтобы конфискованным имуществом пополнить государственную казну), нет - и префект претория готов закрыть глаза на поджог, погубивший сотни или тысячи жизней, лишь бы обладать прекрасной Юнией. Не случайно в этом обществе нередко процветают глубоко порочные личности, и именно они постоянно оказываются на вершине власти.
   В романе мы встречаемся с многочисленными персонажами, и вряд ли найдется хоть один, отвечающий современным представлениям о положительном герое. Не так просто сразу запомнить сонм античных имен, но все персонажи имеют индивидуальные характеристики (разной степени детализации), и я не перепутаю ни трех сестер Калигулы (порочную интриганку Друзиллу, противоречивую Агриппиниллу и наивную простодушную Ливиллу), ни содержательницу лупанара Лару Варус с гетерой Пираллидой, ни забавного и злобного Агенобарба с хитрым Иродом Агриппой и т.д. Главную же роль в романе, как мне представляется, играют не только два центральных персонажа (Калигула и Юния), но и префект претория Макрон и император Тиберий. Об этих четырех фигурах стоит поговорить подробнее.
   Главная героиня романа - Юния Клавдилла. Это поистине роковая женщина: умная, красивая, кружащая головы мужчинам. Трудно устоять перед ее очарованием, и слишком поздно многие понимают, что это испорченная натура, скопище пороков, хладнокровная убийца, двуликое создание. Правда, на мой взгляд, слишком часто автор напоминает о черной душе Юнии, ибо это ясно сразу, и все действия главной героини только подтверждают данный тезис. Трудное детство девочки (ранняя смерть матери, женитьба отца на бывшей рабыне Кальпурнии, превратившейся в ненавистную мачеху) не лучшим образом сказалось на ее характере. Она ненавидит всех и вся, и потому легко находит общий язык с не менее порочным мальчишкой Калигулой. Дети клянутся друг другу в вечной любви, их связывает страшное преступление - отравление отца Гая Германика, которым через много лет пыталась шантажировать Юнию Кальпурния, подписав и себе смертный приговор. Лишь чудом уцелел узнавший эту тайну через рабыню Гемму Ирод Агриппа, которого по непонятной причине оставили в живых и отправили царствовать в Иудею, откупившись от него таким образом.
   Как ни странно, много лет спустя Юния и Гай действительно встретились, чтобы стать женихом и невестой, а затем мужем и женой. И Калигула, и отец Клавдиллы Силан своим возвышением обязаны Юнии. Вернувшись в Рим безвестной провинциалкой, она быстро завоевала всеобщие любовь и доверие. Сам император Тиберий пленен ею. Старик осыпал богатством Силана, сделал того сенатором, получив преданнейшего слугу, верного ему и после смерти. Опальный Калигула, верный кандидат к отправке на тот свет, благодаря хитроумной интриге Юнии стал наследником престола. Настроенных враждебно золовок Юния постепенно превратила в союзниц, хотя Друзилла все же стала в итоге ее заклятым врагом. Клятву верности Калигуле Юния нарушила уже на другой день после свадьбы, поддавшись чарам Фабия Персика. Впрочем, ставший слишком требовательным любовник затем был обречен на смерть, пав жертвой в тонкой игре Юнии. А вот могущественный Макрон вкусил ее прелестей первоначально по политическим причинам (это потом она неожиданно полюбила и его и не успела воплотить задуманное - Макрон не разделил уготованную ему судьбу Фабия Персика): Клавдилле и Калигуле требовался сильный союзник против Тиберия. Расчет оказался правильным: император раскусил Юнию, правда, с опозданием. Воспользовавшись болезнью престарелого Тиберия, Макрон и Юния отправили ненавистного диктатора в царство теней. Юния стала императрицей. По пути к этой цели она много лгала и убивала, и все ради Калигулы. Жертвы Юния считала неизбежными - якобы их требовала богиня подземного царства Геката. Для этого Юния, Калигула и их сообщники подожгли густо заселенный Авентин. Впрочем, благодаря пророчеству Мартины, Юния знала, что за свое величие заплатит большую цену:
   "Ты должна знать, что эта любовь станет причиной твоей гибели. Твой возлюбленный переживет тебя, но недолго. У тебя есть возможность избежать этого, вернувшись в Александрию и забыв Гая.
   -- Ни за что я не брошу его. Я клянусь, что всю жизнь буду верна только ему и не оставлю своего нареченного, даже если все боги ополчатся против нашей любви. С ним смерть не страшна!
   -- Не торопись произносить вслух опрометчивые клятвы. Они могут быть услышаны. В Риме вас ожидает непомерное величие, но цена его окажется чересчур высока. И эту цену придется заплатить тебе одной".
   Несколько месяцев Юния наслаждалась величием подле трона супруга, а затем умерла при родах, оставшись и на смертном одре верной себе. Вот ее последнее напутствие мужу: "Рим должен забыть о милосердии и доброте императора Германика. Яви ему истинное лицо Калигулы, кого я любила. Утопи империю в крови безумств! Утопи в потоке невиданной похоти! Оскорби небесных богов! Оскверни их храмы!"
   Если подходить к Юнии Клавдилле с современными мерками, то это величайшая преступница. Но роман написан так, что Юнии почему-то невольно сочувствуешь даже в ее черных замыслах. С точки зрения морали того времени, когда жизнь человека стоила дешево, преступления Юнии - вполне допустимые уловки в ее сложной борьбе за власть. Не убьешь ты - убьют тебя. Да тут еще суеверия - Геката хочет жертв! В общем, фигура очень противоречивая, не хочется воспринимать ее только в черных тонах.
   Гай Цезарь Калигула, хоть и пробыл императором всего 4 года, оставил заметный след в истории в первую очередь как редкий самодур. Вот, к примеру, фрагмент главы "Коварство" "Голубой книги" М.Зощенко: "На одном пиршестве римский император Калигула, взглянув на возлежавших близ него двух сенаторов, разразился громким хохотом. Сенаторы учтиво спросили, почему он смеется.
   -Потому, - ответил Калигула, - что одного моего кивка достаточно, чтобы вас обоих удавили. Вот почему я рассмеялся...
   Калигула же был, по словам римского историка Светония, выдающимся преступником и злодеем. И ничего нет удивительного, что он так подумал, а потом рассмеялся. Воображаем себе самочувствие этих двух сенаторов. Один, наверное, сильно поперхнулся, а другой, вероятно, засмеялся дребезжащим смехом и сказал:
   -Всегда вы, ваше величество, что-нибудь забавное придумаете. Очень имеете острый ум".
   А вот что написано в Большом энциклопедическом словаре: "Калигула (Caligula) (12-41) - римский император с 37, из династии Юлиев-Клавдиев. Стремление К. к неограниченной власти и требование почестей к себе как богу вызвали недовольство сената и преторианцев; убит преторианцами". Есть еще знаменитый фильм Тинто Брасса "Калигула" о распутнике-императоре.
   В "Цене величия" мы видим хоть и соответствующего в основном традиционным представлениям, но все же другого Калигулу. Такой взгляд напомнил мне фильм "Мой друг Василий Сталин", в котором сын коммунистического диктатора, в годы перестройки превращенный прессой в пьяницу и самодура, предстает довольно симпатичной трагической личностью. Калигула Ю.Голубевой и в 25 лет тот же легкомысленный испорченный мальчишка, которого мы встречаем в начале романа. Лишь Юнию, похоже, он воспринимает всерьез, только ей доверяет: "Принесенная в храме чужеземной богини клятва верности заставила взглянуть на окружающую жизнь по-взрослому, детские забавы кончились. Пора было убирать с дороги людей, которые не хотели, чтобы они были вместе. Жизнь близких потеряла значимость перед вечной любовью". С детства Калигуле внушили (легионеры, считавшие, что он приносит удачу, и пророчица Мартина), что он бог, так что на его пути к трону моральных преград не существует. И судьба не могла послать ему лучшей сообщницы, чем Юния. В конце концов Калигула стал императором, однако лишь титаническими усилиями Юнии удавалось заставить его заниматься государственными делами. Куда интереснее Калигуле были разнообразные развлечения и скачки. Не случайно не раз на страницах романа упоминается, что он готов ввести любимого коня в сенат. Кстати, из истории мы знаем, что Калигула в итоге так и сделал: Инцинат стал сенатором. Между прочим, спустя почти 2 тысячи лет мы видим ту же картину, только в гораздо более смягченной форме: нынешние шелкоперы-лизоблюды дружно умиляются, увидев любимую собаку главы нашего государства, "невзначай заскочившую" на официальную встречу президентов России и Белоруссии.
   Судя по роману, Калигула дал выход своим дурным наклонностям после смерти Юнии (примерно как Иван Грозный после смерти Анастасии в 1560 г.), но это остается "за кадром". В общем, образ получился интересный, но производящий менее сильное впечатление, чем Юния (впрочем, это мое субъективное мнение).
   На протяжении почти всего романа над его главными героями витает угроза со стороны коварного Тиберия: "После раскрытия заговора префекта претория Элия Сеяна, погубившего старших сыновей Германика, его вдову Агриппину и сына самого Тиберия, народ точно обезумел в своей любви к Калигуле. В праздничные дни за его здравие приносились жертвы, потому что подозрения, что Сеян, осуждая перед сенатом Нерона и Друза, действовал по тайному велению Тиберия, переросли во всеобщую уверенность, и дальнейшая судьба Сапожка вызывала опасение, несмотря на то, что на форуме прилюдно было объявлено, что старый император усыновляет Гая Цезаря и нарекает своим наследником. Он, невзирая на молодость, был назначен вначале квестором, затем провозглашен понтификом".
   Вот что узнаем мы о престарелом императоре из большого энциклопедического словаря: "Тиберий (Tiberius) (42 до н.э. - 37 н.э.) - римский император с 14, из династии Юлиев-Клавдиев. Пасынок Августа. Опираясь на преторианцев, проводил автократическую политику. Добился улучшения финансового положения империи". В романе мы видим старого извращенца, окруженного мальчиками-спинтриями, который живет вдали от Рима и плетет свои сети: "Имя его стало ненавистно не только простому народу, но и знати, трепещущей в ожидании новых доносов и казней. Цезарь натягивал узды правления железной рукой даже на Капри, ничто не могло укрыться от его недремлющего ока, и, подобно Аргусу, он держал в напряжении сенат и всю огромную Римскую империю". И еще одна очень тонкая характеристика: "Клавдилла почтительно приблизилась к возлежавшему императору и поцеловала его сморщенную когтистую лапу". Характерная деталь: лапу, а не руку. Это страшный и опасный зверь на троне, облеченный огромной властью. Его устранение вызывает вздох облегчения всего Рима и читателя. Но персонаж, безусловно, очень интересный.
   У Т.Манна ("Иосиф и его братья") Иосиф Прекрасный, служа у начальника телохранителей фараона Потифара, понимает, что его господин - просто царедворец, не обладающий реальной властью. Не таков Невий Серторий Макрон, занимающий аналогичную должность: он префект претория, возглавляет преторианцев (императорскую гвардию), но это не просто царедворец. Пробившийся "из грязи в князи" сын раба - сильный человек, чем-то напоминающий булгаковского Марка Крысобоя. Он с полным основанием говорит Юнии: "Я - власть, я - сила! За мной стоят легионы империи, стоит мне пожелать, и они провозгласят императором меня, а не выскочку Гая". Юния тоже понимает это, объясняя ситуацию Калигуле: "Макрон обладает властью, которую дал ему Тиберий из-за заслуг в раскрытии заговора Сеяна, и он прочно сидит на своем посту. К тому же пользуется популярностью в армии". Но и этот сильный мужчина оказался безоружен перед чарами прекрасной Юнии, влюбившись в нее, "как простой мальчуган". Вот уж и впрямь седина в бороду, бес в ребро! Макрон закрывает глаза на преступления Юнии и становится игрушкой в ее руках, хотя, как ему кажется, иногда ненавидит забавляющуюся с ним повелительницу своего сердца. Но стоит ветреной красавице сменить гнев на милость - и Макрон вновь у ее ног. Без него Юния и Калигула не смогли бы устранить Тиберия и погибли бы сами. Так что обладание прекрасной Юнией - вполне разумная плата Макрону за соучастие в заговоре. Впрочем, много знающий сообщник все равно обречен, и только смерть Юнии спасает его от расправы. На мой взгляд, Макрон в романе показан интереснее, чем даже Калигула. Сильная трагическая личность, обладающая целым букетом достоинств и пороков.
   В общем, роман "Цена величия" заслуживает того, чтобы его читали и перечитывали. Разумеется, работа не свободна от отдельных недостатков. О технических огрехах выше уже упоминалось, но они легко устранимы. Пожалуй, слишком много внимания уделено альковным делам, да и не каждый читатель мужского пола выдержит нередко встречающиеся подробные описания нарядов и драгоценностей, не свернув себе челюсть зевком от скуки. Наверное, можно без ущерба для восприятия произведения сократить описания однотипных пьяных похождений Калигулы, Макрона и их компании. Но это субъективное впечатление. В конце концов, такие вещи, безусловно, оживляют сухое историческое повествование, и это немаловажно: интерес к собственно исторической художественной литературе, увы, невелик (возможно, в этом причина того, что "Цена величия" до сих пор не привлекла внимания ориентирующихся главным образом на непритязательные массовые вкусы издателей, хотя заслуживает этого куда больше, чем пустое развлекательное чтиво, заполонившее книжные прилавки). Похоже, в российском обществе берет верх американский подход: "История началась с провозглашения Соединенных Штатов. Что было до этого - доисторические времена. Пусть их изучают специалисты". Для многих молодых россиян, кажется, эти самые "доисторические времена" начинаются гораздо позже - что было до горбачевской перестройки, тем паче не у нас, большинство из них не интересует.
   Не случайно говорил Гегель о том, что главный урок истории состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков. А надо бы. И человеку мыслящему это можно сделать, прочитав блестящий роман Ю.Голубевой "Цена величия".
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"