Аннотация: Офис в России часто ужасен: блат, дурные начальники, подсиживание, прочие прелести. Но есть в нем и что-то хорошее...
Эта книга об офисах и офисной жизни. Очередная, но простая, интересная, почти энциклопедия, неформальная, очень откровенная и для всех.
В основном книга расскажет о тёмной стороне жизни офисов. Впрочем, об этом пишут все, кто посвящает офисам свои книги. О добрых и хороших офисах в России книг не бывает. Но вы увидите книгу скорее в форме небольшой энциклопедии из оригинальных, не лишенных юмора и иронии заметок, чередующихся с кусочками рассказов и афоризмами, шутками об офисах.
Тематика такая - и многое почти никто никогда не описывал: блат в офисе, офисная дедовщина, "Вы уволены"; офис, где никто не работает; офисные кланы, офисная травля, офисные "лошадки", имитация деятельности, классификация начальников, офисные стервы, офисные отверженные, офисный трёп, офисное хамство, офисы исчезают..., иерархия и статусы офиса, офисные клоуны, офисная злоба, мужчины и женщины в офисе, курение в офисе, стол сотрудника, офисное чаепитие и так далее. Это чередуется с различными рассказами, заметками, анекдотами, чаще веселыми и интересными фактами об офисах. Не скучно, хотя иногда, скорее часто, грустно.
Книга, конечно, в основном для офисных работников. Их в России десятки миллионов. Она явно будет интересна широкой аудитории: "Что у них там, бездельников, в офисах происходит?"
В целом книга скорее резкая, чем мягкая, скорее грустная, чем веселая, скорее беспощадная, чем замалчивающая.
1. ОФИСНЫЕ ОБЫЧАИ И НОРМЫ.
Классификация офисов.
По размеру: большие, среднего размера и маленькие.
По виду: государственные, муниципальные, торговых фирм, промышленные, фирм по оказанию услуг, прочие.
По психологической обстановке: спокойные, неспокойные, психопатические.
По половому составу: больше женские, больше мужские, чисто женские, смешанные.
По возрастному составу: больше молодежные, больше старшего возраста, смешанные (разные возрасты примерно поровну).
По атмосфере: доброжелательная, среднего уровня, мертвая, ужасная.
По количеству (доле) блатных: большая доля, средняя, мало блатных.
По характеристике начальников: очень хорошие, хорошие, плохие, очень плохие, смешанная ситуация (много разных начальников).
По сплоченности коллектива: сплоченный, дружный, недружный, разобщенный, постоянная грызня. Кстати, последнее - не редкость.
По обеспеченности для жизни: есть всё (вода, кондиционеры, обогреватели, холодильник, микроволновка, телевизор и прочее), есть что-то (обычно вода, кондиционер и обогреватель), нет ничего. Шутка: в офисе всегда есть хотя бы чайник, пусть старый алюминиевый.
По степени скуки: очень скучные (все молчат), скучные, среднего уровня, веселые, очень веселые (цирк). В цирк хоть раз за всю жизнь попадете.
По "говорливости": мало говорят, говорят средне, говорят много, "клетка с попугаями".
По организации труда: близко к идеальной, среднего уровня, плохая (бардак), очень плохая (полный бардак).
По эффективности работы: практически ненужные, малоэффективные, средняя эффективность, очень эффективные. Бывают и совсем ненужные. Например, офисы, созданные для трудоустройства детей больших начальников. Думаете, шутка?
По делению помещения: не разделенные (один огромный офис), отделен начальник, перегородки, шкафы как перегородки, отдельные помещения, отдельные маленькие кабинеты.
По делению коллектива на группы: очень заметное, среднего уровня, незаметное.
По степени "озелененности": есть цветы и другая зелень, мало цветов, нет цветов и зелени.
По обеспеченности оргтехникой: отличная, средняя (компьютеры, принтеры, сканеры, ксерокс), плохая (только компьютеры).
По виду из окна: помойка, стена цеха без окон, разрушенное здание, деревья, двор, улица, панорама города или парка, река или озеро, вид на город с высоты птичьего полета, синее море с белыми теплоходами, вся Москва (весь Петербург,...) с высоты полета ангела. Проработав в офисе 20-30 лет, окончательно поймете, что лучше работать с видом на помойку и сидеть на старой табуретке, но иметь хорошего начальника и добрых коллег, которые вас понимают и всегда готовы помочь.
* * *
Из резюме офисных работников, найденных в интернете.
Профессиональный опыт:
завод приходных и расходных накладных в базу данных;
проставка печатей на документы... .
Дополнительные навыки:
.. дырокол владею на уровне пользователя;
... уверенно владею мышкой...;
... латынью владею классно, разговорной практики к сожалению не было...;
... проходила много тренингов по продажам. Обладаю гипнозом. Обладаю даром убеждения. Владею йогой. Великолепная растяжка. Делаю вертикальный и поперечный шпагат... .
http://kmsk.com.ua/index.php/topic/24973
* * *
Начальники.
Начальник в офисе нередко - вовсе не начальник. Он - обязательная принадлежность офиса и не более. Хотя по-разному бывает: иногда случается, что он важнее всего.
Если начальник сидит в своем кабинете, его больше уважают. И это - одна из причин, почему начальники так любят иметь свой кабинет.
Начальник, который полностью живет жизнью офиса, вряд ли когда-то существовал. Для большинства из них должность начальника для того и нужна, чтобы хоть как-то пусть отчасти вырваться из тяжкой атмосферы офиса.
Начальник, который сидит вместе с подчиненными, куда лучше знает дела офиса и фирмы, чем тот, кто сидит в отдельном кабинете.
"Статусы" начальников в офисе по их присутствию:
- бывает в офисе регулярно (обычно приходит из своего кабинета) или постоянно сидит в общем офисе;
- приходит иногда;
- вообще почти не приходит.
Но вне зависимости от прочих обстоятельств настоящий начальник почти всегда - лишь первый.
На один офис достаточно одного начальника, если их больше - это комната совещаний или дискуссионный клуб.
Либеральный начальник нравится подчиненным, но не нравится его начальнику, авторитарный начальник - наоборот. Демократический начальник не нравится только самому себе.
Плохой начальник больше дезорганизует работу офиса, хороший - меньше.
Начальник редко портит жизнь офиса, скорее наоборот: он её пусть отчасти дисциплинирует и организует. Впрочем, порой это и не требуется.
Начальники в России - и далее, если не указано где, то речь идет о России - делятся на плохих и хороших, среднее состояние довольно редко. К сожалению, хороших очень мало.
Офис без начальника всегда хоть отчасти дезорганизован: вопрос только в степени этого.
Начальник практически никогда не бывает центром жизни офиса. Иначе это - не начальник. В России начальник должен хоть чуть стоять над коллективом, иначе его не уважают.
Мужчина - начальник над женщинами и женщина - начальник над мужчинами всегда более эффективны как начальники, чем если бы они работали с большинством подчиненных одного пола.
Есть офисы, где просто постоянно снуют начальники. В таких офисах тяжело подчиненным, но чаще все вполне эффективно работают.
Все начальники делятся на офисных - живущих жизнью офиса и "отстраненных" отдалившихся от офисной жизни. Для дела первые естественно лучше.
Начальник-дурак - очень частое явление, такое распространенное, что об этом даже не хочется говорить. Скорее пока это - пресловутый крест России. Впрочем, и испанцы примерно так же оценивают своих начальников: у них даже есть специальная пословица, дословно переводимая как "У каждого начальника дурная голова". Можно перевести и несколько иначе.
Офисы без начальников тоже жизнеспособны, но в этом случае начальник выделяется сам по себе.
* * *
Прочитал Карнеги, решил, что следующий день начну с улыбки.
Всю первую половину дня старательно всем улыбался, по возможности искренне. В обед ко мне подошёл начальник и сказал: Еще раз накуренный на работу припрешься - уволю!
http://anekdot.101z.pro/page/294
* * *
Праздники и корпоративы.
Офисов без корпоративов и праздников в России быть не может.
В офисе, где нечего делать, корпоративы можно проводить очень часто: хоть есть, чем заняться.
Для мужчин в офисе главное - работа, для женщин - праздники и корпоративы, разговоры и отдых.
Считается, что праздники и корпоративы сплачивают офис. Скорее они развращают его.
Даже в самое тяжелое время праздники и корпоративы остаются обязательным правилом.
Если при корпоративе в офисе запирают дверь - это хороший офис.
Офисные корпоративы чаще всего проводятся во время обеденного перерыва, точнее, они с него начинаются.
Начальник, который запрещает корпоративы в офисе, перестаёт нравиться коллективу, причем навсегда.
Офисные корпоративы исключают серьезные разговоры о работе, для этого они отчасти и проводятся.
Сотрудник, который не ходит на корпоративы и не сдает на них деньги, отчуждает себя от офиса чаще навсегда, впрочем, порой это ему безразлично.
Офисные корпоративы с одним шампанским свидетельствуют либо о большом количестве женщин, либо о небольших зарплатах.
Офис, где на корпоративы ходит все меньше людей, движется к своему концу.
* * *
Объявление на дверях отдела кадров Газпрома: "Приёма на работу нет. Работа передаётся по наследству."
http://tolyatti-news.net/other/2015/10/23/41215
* * *
Офисный дресс-код.
Чаще всего его нет официально, хотя он существует фактически.
Понятно, что в солидных организациях костюм для мужчин, а иногда и для женщин, почти обязателен. Но он встречается всё реже.
Организации, где всегда есть дресс-код, уже воспринимаются большинством как "совок" или как очень чопорные.
Само понятие "дресс-код" в последние десятилетия уходит из офисов в сферу обслуживания, где обозначает принадлежность к конкретной фирме ("Макдональдс" и другие), всё это скорее несколько понижает престиж и дресс-кода и самой фирмы.
В обычных офисах подойдут джинсы и простые рубашки, рядовые блузки и даже майки для женщин.
Работник, настойчиво следующий некому строгому дресс-коду, либо стремится сделать карьеру, либо это - начальник, либо уже чаще из-за возраста не может изменить себя. Остальные чаще равнодушны: для них подходит любая одежда.
Дресс-код пусть и неофициальный для мужчин всегда строже, чем для женщин.
Обычно большинство придерживается "половинчатого" дресс-кода: мужчины ограничиваются строгими брюками, женщины носят деловые юбки или блузки.
Галстук - в прошлом символ дресс-кода - в последнее время быстро выходит из моды. Его носит максимум 20-30 процентов мужчин и то в основном начальники и учителя.
Новые начальники и приверженцы дресс-кода предпочитают кофту "под горлышко" или просто расстегивают ворот. Женщины галстук вообще почти не носят.
Пиджак на мужчине и тем более женщине в большинстве офисов уже воспринимается архаично. Впрочем, никто открыто не возражает.
Дресс-код - это скорее девятнадцатый век и первая половина двадцатого. Офис всё же меняется, пусть больше внешне. Дресс-код почти везде - символ отсталости или чопорности, корпоративного чванства, возраста.
Постепенное исчезновение обычного "пиджачного" дресс-кода - видимо, объективная закономерность. Наверное, туда ему и дорога.
* * *
Распорядок дня в офисе.
9.00 Начало работы
9.30 Прибыть на работу
9.45 Перерыв на кофе
11.00 Проверить электронную почту
11.15 Подготовиться к обеду
12.00 Обед
14.45 Полазить в Интернете
15.00 Перерыв на чай
16.00 Подготовиться к уходу домой
16.30 Уйти домой
17.00 Окончание работы.
http://www.anekdoto.net/anekdoty/pro_ofis.html
* * *
Офисные ритуалы.
Офис - не церковь и не барак на зоне. Но здесь есть свои формально очень важные ритуалы.
Самая известная традиция - "простава". Если уходят в отпуск, закончили вуз, получили новое лучшее место и тому подобное: почти везде нужен "фуршетик" или хотя бы купить пару тортов и конфет. Делать-то в офисе чаще особенно нечего: вот и отмечают. Порой эти "отмечания" бывают еженедельно: обычно там, где много денег и почти полное безделье.
"Прописка" при получении первой зарплаты примерно то же, обычно торты или конфеты, "фуршетик". Это святое.
"Проводы" - та же простава при уходе с работы, в декрет, в другой отдел. При длительном сроке работы это чаще - солидный фуршет с большим количеством "горючего". Кстати, уходящему обычно дарят подарок: какую-нибудь ненужную ерунду вроде фигуры гнома для сада или дорогого фонарика, сувенирной железной лошадь пуд весом еще что-то еще совершенно дурацкое. Тоже часть ритуала: много лет потом смеются, вспоминая про подарок.
День рождения как праздник - не всеобщая традиция. Но в офисе это почти обязательно: те же фуршет или торты или хоть шампанского выпить, конфеты принести. Подарок обычно тоже дарится, на него собирают все. Кстати, вот уж это - хорошая традиция.
Можно и не устраивать всё это. Но тогда офис может жестоко обидеться на вас: нарушение ритуала. Попадёте в категорию "отщепенцев". Впрочем, это - личное дело каждого. Есть офисы, где хорошему человеку даже приятно быть отщепенцем. О них ниже.
И, наконец, такие традиции или ритуалы как "разносы", "выволочки", "на ковер" и тому подобное. О них тоже в других разделах книги. Впрочем, это - вряд ли ритуалы. Скорее это - психологические и моральные извращения. Без них у нас пока не могут.
* * *
Господу богу от Коклюшкина В.М.
Заявление.
Прошу вашего согласия на создание бессмертного произведения.
Приложение: мысли, 2 шт. .
19.03.05. Коклюшкин В.М.
РЕЗОЛЮЦИЯ: Отказать. Впредь своими жалкими мыслишками не беспокоить!
Коклюшкин В. "Мое пальто."
* * *
Офисный порядок.
В офисах не всегда порядок, точнее в России в нормальном понимании слова его чаще нет. Просто российский бардак - это норма. Ну, хоть маленький бардачок, крошечный, но он родной наш кровный есть всегда.
Уставы, положения о внутреннем распорядке, должностные инструкции - это всё для проверяющих, для солидности, для новичков. Чаще в офисе эти бумаги никто не знает и не смотрит. Порядок определяется начальником или фактическим руководителем. Кстати, все эти уставы и положения успели сто раз устареть.
Порядок может быть и аморальным: начальник орёт и ругается как и на кого хочет, блатные валяют дурака, неблатные пашут и не задерживаются на такой работе. Но и это своеобразный порядок. В России так едва ли не в каждом втором офисе.
Полный беспорядок в офисе тоже бывает и не так редко, но и это у нас называется порядком.
Официальный порядок может отличаться от неофициального как небо и земля. Но всё же такое бывает редко.
Офисный порядок может быть и образцовым, хотя в России такое встречается немыслимо редко.
Установить нормальный подлинный порядок в офисе здесь крайне трудно, впрочем, пытаться нужно всегда.
В офисе не любят порядок, как не любят его в России в целом. В чем, кстати, очень не хотят признаваться.
В России офисный беспорядок - норма, порядок - исключение.
* * *
Чти начальство и повинуйся ему, даже хромому начальству! Этого требует хороший сон. Разве моя вина, если власть любит ходить на хромых ногах?
Фридрих Ницше "Так говорил Заратустра."
2. РУТИНА ОФИСНОЙ ЖИЗНИ.
"Основные" и "балласт".
В любом офисе есть "основные" сотрудники и "балласт": те, кто тянет работу и те, кто, в общем, не нужен. Если иначе, это - не офис, а либо реальный, только гражданский, штаб либо "полный отстойник".