Проzоров Виталий : другие произведения.

Зеркало для "Последнего героя"?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сначала была статья "Зазеркальный остров или негритята в яме" для литературного конкурса на неофицальном сайте "Последнего героя". Потом из захлестнувшего берегА моих мыслей бурного воображения, как Афродита из пены, родилось нечто, чей жанр мне трудно описать... Оно называлось "Последний герой как шахматная партия Зазеркалья"... Не без некоторого лукавства я предоставляю на суд читателей только половину этого "нечто"... Насколько это может быть кому-то интересно сейчас, я не знаю. Может быть никому. Все "Герои" от первого до последнего разъехались по домам, впечатления поблекли... Но сколько Алис теперь хотят попасть туда, в Зазеркалье...


   Виталий ПроЗоров
   ЗЕРКАЛО ДЛЯ ПОСЛЕДНЕГО ГЕРОЯ? (Трилогия)
  
   Тогда в наказание Алиса поднесла ее к ЗЕРКАЛУ над камином - пусть видит, какой у нее хмурый вид.
   - Если ты сию же минуту не исправишься, я тебя посажу туда, в Зазеркальный дом. Ну, что ты на это скажешь?
   - Знаешь, Китти, если ты помолчишь хоть минутку, - продолжала Алиса, - и послушаешь меня, я тебе расскажу все, что знаю про Зазеркальный дом. Во-первых, там есть вот эта комната, которая начинается прямо ЗА СТЕКЛОМ...
   - Ну, как, Китти, хочешь жить в Зазеркальном доме?
  
  
   I. ЗАЗЕРКАЛЬНЫЙ ОСТРОВ ИЛИ НЕГРИТЯТА В ЯМЕ.
   "ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ": РАЗМЫШЛЕНИЯ И АССОЦИАЦИИ.
  
   ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОСТРОВ СОКРОВИЩ.
  
   По одной, вполне правдоподобной, версии происхождения знаменитой песни "Пятнадцать человек на сундук мертвеца", пират Эдвард Тич, более известный как Черная Борода, высадил на необитаемый остров пятнадцать взбунтовавшихся против него матросов для того, чтобы они умерли мучительной смертью от жары, голода и жажды. Снабдив их только бутылкой рома, который разжигает жажду, он решил, что очень скоро они утратят человеческий облик и начнут в буквальном смысле кушать друг друга. Каково же было его удивление, когда через месяц, проплывая мимо этого острова, он обнаружил, что все пятнадцать человек живы и здоровы. Все это время они жили вполне дружно, научились собирать дождевую воду, питались плодами, ящерицами и змеями... "Сундук мертвеца" - именно так по той же версии назывался сам необитаемый остров. Может быть, это именно тот остров, где Флинт зарыл свои сокровища.
   Шестнадцать смельчаков, высадившихся на островах Бокас дель Торо - это пятнадцать человек плюс еще один, который должен оказаться последним героем, и которому достанется сундук, полный денег, уже вырытый и открытый (нам показывают этот сундук каждый раз перед советом). Что ж, выходит, спустя несколько веков дьявольская задумка Черной Бороды все- таки была воплощена. Наши герои, и последние, и предпоследние, отличаются от тех пиратов, джентльменов удачи тем, что вынуждены как раз таки "кушать" друг друга, как герои русской народной сказки...
  
   ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЗВЕРИ В ЯМЕ.
  
   Да, есть такая замечательная русская народная сказка - "Звери в яме". Никогда не слышали? Да, она не так известна как "Колобок" или "Репка", и вполне возможно, что вы ее не читали, поэтому напомню: после переполоха в зверином царстве, произошедшего по причинам, не стоящим упоминания, несколько зверей угодило в глубокую яму. Они вынуждены были сосуществовать вместе в ограниченном пространстве, время от времени ими овладевало чувство голода, поэтому, по первоначальной инициативе Лисы, они голосовали против одного из своих соплеменников, чтобы съесть его и оставшиеся могли просуществовать еще какое-то время в надежде на освобождение. Первыми съели петушка и курочку, затем зайца и т.д. Причем ели соплеменников совсем не просто так, а аргументировано, доводы были примерно такие: "Медведь-медвежухно - имечко хорошее, лиса-олисава - имечко хорошее, заяц-зайчухно - имечко плохое!". А это уже PR. А еще отчего то вспоминаются странный алфавитный порядок Инны Гомес и еще один персонаж из "Слабого звена", голосовавший против женщин по принципу: ее зовут также как мою бывшую жену.
   Вполне возможно, что Чарли Парсонз, автор Survivor-а ("Последнего героя"), как и автор игры Weakest Ling ("Слабое звено"), не читали эту сказку, но согласитесь, что общая идея (и гениальная идея!) всех существующих и будущих игр, основанных на планомерном съедании соплеменников, коренится именно в ней, в этой древней, страшной и мудрой сказке: "Звери в яме"...
   Вы спрашиваете, чем кончилась эта сказка? Напоминаю: на последнем голосовании съели Волка: против него были двое - Лиса и Медведь. Мотивы Медведя тут вполне понятны - оставить себе напоследок менее сильного соперника. Казалось бы, Лиса обречена - одна в яме, с Медведем. Медведь - это очень сильный "игрок", у него больше шансов съесть Лису, чем у Лисы съесть Медведя, и скоро он вновь проголодается. Но нет, после виртуозно проведенной Лисой психологической игры, или как сказал бы Остап Бендер: "Гениальная комбинация! Античное приключение!", Медведь добровольно делает себе харакири и Лиса остается в яме одна. В безопасности, да и медвежатина вещь вполне съедобная, и хватит ее надолго. А тут еще на счастье Лисы мимо летела птичка, которая по доброте душевной согласилась спасти Лису, в поте лица таская в яму ветки. Ничего не сказано о благодарности Лисы маленькой птахе. Главное то, что Лиса выбралась на свободу, став последним героем, а если и не героем, то уж поистине "последним из оставшихся в живых".
   Многократно озвученная мысль: побеждает не сильнейший, а хитрейший. А если нам кажется, что уж в этот-то раз все-таки выиграл сильнейший, то это значит, что мы его просто недооценили.
  
   ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: 10 НЕГРИТЯТ.
  
   Когда смотришь такие игры как "Слабое звено" и "Последний герой", невольно вспоминается:
  
   Пять негритят судейство учинили, Засудили одного, осталось их четыре.
   Четыре негритенка пошли купаться в море, Один попался на приманку, их осталось трое.
  
   Если кто и не читал повесть Агаты Кристи, то замечательный фильм "Десять негритят" видели практически все.
  
   "Снова и снова он перебрал в уме все, что писалось в газетах о Негритянском острове... Поистине, Негритянский остров не сходил с газетных полос".
  
   И снова остров. Только вместо фарфоровых негритят на подносе горящие факелы на берегу. Погасший факел - еще один убранный негритенок. Новое объединенное племя Акул, как вы помните, тоже начиналось с десяти человек.
  
   "- Вы правы, -- сказал он. -- Я нисколько не сомневаюсь, что нас пригласил на остров человек безумный. И, скорее всего, опасный маньяк".
  
   Ну это вы отстали от жизни, мистер Уоргрейв. Ах да, вы же имели ввиду себя. Будь у вас больше фантазии, Ваша честь, и чувства юмора, вы бы не стали тупой машиной собственного понятия о справедливости, а стали бы гениальным режиссером невиданного ранее театра. Правда телевидения в ваше время еще не было...
  
   "- Правда ваша, -- согласился Блор. -- Но уж зверинца тут, во всяком случае, нет. Так что не знаю, как он исхитрится, чтоб не отступить от считалки.
   - А вы еще не поняли? -- выпалила Вера. -- В нас уже не осталось ничего человеческого -- хоть сейчас отправляй в зверинец. Так что вот вам и зверинец".
  
   Зверинец из сказки "Звери в яме", не иначе. Даже зверь, упавший на голову Уильяму Блору, совпадает - Медведь.
  
   "Филипп Ломбард захохотал.
   -- Опасен? А нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк!"
  
   "Их взгляды снова скрестились.
   "А ведь я его только сейчас разглядела, -- подумала Вера. -- На волка -- вот на кого он похож... У него Совершенно волчий оскал..."
  
   Хотя на самом деле не факт, что чем ближе к концу, тем игра больше похожа на зверинец. Победить можно и вполне достойно. Даже в "Слабом звене" такие финалы были.
  
   - Ну как, теперь довольны? -- спросил он.
   - Вполне, -- сказала Вера.
  
   Не знаю, как у вас, а у меня это самый любимый эпизод в фильме. Каждый раз я смотрю его с "мурашками", иногда мне даже кажется, что это я стою с пистолетом в руках и это я говорю "Вполне", примеряя на себя короткий и сладостный момент триумфа.
  
   "Вы явно отстаете, мои маленькие друзья", -- сказала она со смехом и вышвырнула двух негритят в окно. Осколки разлетелись по каменной площадке. Зажав третьего негритенка в руке, она сказала: -- Пойдем со мной! Мы победили, малыш! Победили!"
  
   Разумеется, никак нельзя сравнивать триумф победителя игры с финалом Веры Клейсорн с петлей на шее. Да и не надо. Тем более не факт, что она топила того мальчишку. Но зато судьбу этой самой Веры (если победитель - женщина), либо Филипа Ломбарда (если победитель мужчина, а такое тоже возможно) должны будут решить выбывшие ранее игроки - своего рода оживший судья Уоргрейв, тот самый негритенок, которого "засудили", только коллективный, жюри присяжных.
  
   "- А у вас нет ощущения, что на острове есть кто-то, кроме нас, - она обернулась к Филиппу, - кто-то, Кто следит за нами и выжидает?...
   - Нет, я не верю в сверхъестественное".
  
   Напрасно не верите, мистер Ломбард, следит, наблюдает. Мы наблюдаем. И каждый раз с замиранием сердца ждем: кто будет следующим?
  
   ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ЗАЗЕРКАЛЬЕ.
  
   - Здесь играют в шахматы! Весь этот мир - шахматы (если только, конечно, это можно назвать миром)! Это одна большая-пребольшая партия. Ой, как интересно! И как бы мне хотелось, чтобы меня приняли в эту ИГРУ! Я ДАЖЕ СОГЛАСНА БЫТЬ ПЕШКОЙ, ТОЛЬКО БЫ МЕНЯ ВЗЯЛИ... Хотя, конечно, больше всего мне бы хотелось быть Королевой!
  
   Жизнь людей "За стеклом" и в "Последнем герое" не смотря ни на что, ни на какие интриги, слезы, разочарования, борьбу за выживание, кажется нам волшебной сказкой. Мы болеем за кого-то, кому-то симпатизируем, кому-то нет, кого-то даже ненавидим, ясно одно - мы им ЗАВИДУЕМ. Мы видим себя там, примеряем к себе различные ситуации из их жизни. Нас разделяет стекло - экран телевизора, за этим стеклом, как за зеркалом - мир с иными законами, в котором возможно все.
   Не буду загружать вас именами знаменитых психиатров, вобщем есть 16 разных психотипов людей. Ни для кого не секрет, что 16 участников игры "Последний герой" выбирали именно по этой методике. Но 16 это еще и количество пешек в шахматах. Пешка в отличии от всех остальных фигур может стать тем кем захочет, кроме короля, если дойдет до восьмой линии, как Алиса. В Средние века и в эпоху Возрождения шахматные партии разыгрывались живыми людьми на лугах или больших площадках.
   В Зазеркалье, как известно, партия проходила по Зазеркальным же правилам. Здесь простительны любые ляпы: нечередование ходов белых и черных, рокировки королев, необращение внимания на шах и т.д. Исследователи Кэрролла находили множество несуразностей в шахматной партии, описанной в Зазеркалье: дважды Белая Королева пропускала возможность сделать мат, почему-то бежала от Черного Коня, хотя могла бы съесть его и т.д. В Зазеркалье возможны даже поддавки. Помните как Лагартосы специально проиграли один конкурс, чтобы избавиться от Морозова?
   А восемь игроков "Слабого звена" это восемь белых пешек-Алис, каждая из которых хочет стать Королевой. А напротив них стоит Черная королева и, как в главе про зазеркальный экзамен, язвит: "Арифметику совсем не знает! ... Обмахните ее, а то у нее от умственного напряжения жар! ... Конечно не может, да у нее и мыслей то нет". Команда жертвует одной пешкой за другой, и совсем не обязательно, что белой и пушистой Королевой становится королевская пешка. На королевскую пешку обычно возлагается честь первого хода Е2-Е4 и до конца игры она редко доживает.
  
   И напоследок пожалуй еще три мысли: 1) мы ничем не лучше их, 2) если человек, нам несимпатичен, это не значит, что он хуже, хитрее, подлее другого - более симпатичного, вполне может быть и наоборот. И совершенно неважно, что он говорит, голосуя против кого-то или уходя: гадости, обвинения или комплименты, признания в любви, или что-то вроде "хороший парень, но ничего не поделаешь". Это говорит лишь об умении или неумении скрывать свои потаенные мысли... 3) Наверное, выбывшим первыми легче. Хотя порядок выбывания ни о чем не говорит. И то что первыми выбывают лучшие неправда - им просто не повезло. Или повезло не расколоться, не запятнаться. И то что первыми уходят худшие или глупейшие тоже неправда - по той же причине. Мы просто знаем о них меньше.
  
   "- Мне больше нравится Морж, - сказала Алиса. - Ему по крайней мере было хоть капельку жалко бедных устриц.
   - Но съел он больше, чем Плотник, - возразил Траляля. - Просто он прикрывался платком, так что Плотник не мог сосчитать, сколько устриц он съел. Не мог!
   - Какой жадный! - вскричала Алиса. - Тогда мне больше нравится Плотник! Он съел меньше, чем Морж!
   - Просто ему не досталось больше, - сказал Траляля.
   Алиса растерялась...."
  
   Январь 2002 г.
  
  
   II. "ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ" КАК ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ ЗАЗЕРКАЛЬЯ.
  
   Свободная фантазия по мотивам произведений Льюиса Кэрролла и игры "Последний герой".
  
  -- Здесь играют в шахматы! Весь этот мир - шахматы (если только, конечно, это можно назвать миром)! Это одна большая-пребольшая партия. Ой, как интересно! И как бы мне хотелось, чтобы меня приняли в эту ИГРУ! Я ДАЖЕ СОГЛАСНА БЫТЬ ПЕШКОЙ, ТОЛЬКО БЫ МЕНЯ ВЗЯЛИ... Хотя, конечно, больше всего мне бы хотелось быть Королевой!
  
   Льюис Кэрролл "Алиса в Зазеркалье".
  
   "Я проиграл эту шахматную партию, это шахматная партия для меня была".
  
   Из "последних слов" Сергея Терещенко.
  
   ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. АЛИСА?
  
   Будем считать, что победитель - это Алиса, ставшая Королевой. Мы пока не знаем, кто это, поэтому наше с вами путешествие в Зазеркалье будет больше похоже на черновик, набросок, эскиз, чаще размышления, чем законченные выводы...
   Итак, Алиса попадает в Зазеркалье, то есть за стекло наших с вами телевизоров. Ведь я уже писал, что их маленький замкнутый мир более всего похож на Зазеркалье. Самое интересное, что сначала Алис было шестнадцать... Нет, точнее так: Алиса - на самом деле всегда одна, но каждая из 16 фигур думают что Алиса- это он (она) и есть, а все остальные ему только снятся, то есть являются лишь случайными персонажами в ее Алисином сне-игре. Каждый съеденный таким образом ПРОБУЖДАЕТСЯ, не закончив шахматной партии, обнаруживая ужасную истину - он НЕ АЛИСА, он - КТО-ТО ДРУГОЙ...
  
  
   ЧАСТЬ ВТОРАЯ. БЕЛЫЙ КОРОЛЬ ИЛИ ЧЕРНАЯ КОРОЛЕВА?
  
   Безусловно, роль Черной королевы в таких шоу - это не роль игрока. Черная королева - это типичный ведущий. Она любезно объясняет Алисам правила игры, дает ценные указания, напутствует в дорогу и даже желает удачи, мол когда дойдешь до восьмой линии, станешь королевой, мы встретимся и пожмем друг другу руки. И ни слова не говорит о том, что на восьмой линии Алису еще ждет жестокий экзамен на эту самую Королеву.
   Ярким воплощением Черной королевы является Маша Киселева, ведущая "Слабого звена". Но СЕРГЕЙ БОДРОВ на роль Черной Королевы никак не тянет. Его отстраненный стиль скорее всего соответствует БЕЛОМУ КОРОЛЮ, который на вопрос Алисы, получит ли победитель корону, усмехается "Ну нет, с чего это ты взяла?"...
  
   ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. КРОШКА ЛИЛИ, МАРГАРИТКИ И ТИГРОВАЯ ЛИЛИЯ.
  
   "Первой быть страшно и стыдно"? Нет, не согласен с ЛЕНОЙ КРАВЧЕНКО. Первым выбывшим быть обидно, но уж никак не стыдно, тем более не страшно. Тот, кто выбыл первым, не имеет на совести ничьей съеденной жизни. Он, конечно, тоже голосовал против кого-то, но что с того, ведь его самого съели первым. По большому счету выбыть в самом начале - все равно, что вообще не играть, то есть оказаться в роли КРОШКИ ЛИЛИ, которую совсем исключили из партии, потому что "слишком мала для игры". Если вы помните, Лагартосы исключили Лену потому, что она слишком эмоциональна, неуравновешенна и вообще "остров не для нее". Можно вспомнить еще и Маргаритку.
  
   Маргаритки из всех цветов самые несносные. Стоит одной из них распуститься, как все тут же распускаются за ней следом! Такой подымают крик! Послушать их, так прямо завянешь.
  
   Другими словами первыми выбывают те, кто слишком привлекает к себе внимание, раздражает своей эмоциональностью или активностью. Про таких обычно говорят "его слишком много". Хотя, что можно сказать о человеке по двум дням знакомства? Все равно что лезть с ножом на Бараний Бок или Пудинг, только что с ним познакомившись...
  
   - Я вам отрежу по кусочку? - спросила она Королев и взяла в руки нож и вилку.
   - Как можно? - запротестовала Черная Королева. - Вас только что познакомили, а вы уже на него с ножом! Унесите Бок!
   И слуги тотчас же его унесли, а взамен принесли сливовый пудинг.
   - Я не хочу знакомиться с пудингом, - быстро сказала Алиса, - а то так мы вообще не пообедаем. Отрезать вам по кусочку?
  
   Горазда сложнее ситуация с ОЛЬГОЙ КОРЧЕВСКОЙ. Ну нельзя ее назвать ни Крошкой Лили, ни Маргариткой и все тут. Характер не тот. Да и ситуация ее была уж больно неоднозначной: эта странная ничья... Случайность? Думаете, Наташа Тэн - типичная крошка Лили? Не тут то было! Казалось бы, их позиции с Леной Кравченко очень похожи, но впоследствии выяснится что разница между двумя этими персонажами огромна... Да вы и сами все видели...
   Вобщем "Маргаритки" у Тортугасов были, а вот с Крошками Лили у них была напряженка, возможно поэтому ничья возникла вполне закономерно. "Случай" посчитал Наташу более интересным игроком для подобного шоу, чем Ольга... Ну что ж, роль Ольги оказалась яркой, но очень короткой, а по характеру Ольга скорее всего - Тигровая Лилия...
  
   "- Говорить-то мы умеем, - ответила Лилия. - Было бы с кем!"
  
   Видимо этот стиль поведения и был Олиной ошибкой, она сразу позиционировала себя от племени, снисходительно глядя на их мышиную возню. Поэтому и не продвинулась дальше второй линии.
  
  
   ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. A AGED AGED MAN...
  
   Я рассказать тебе бы мог,
   Как повстречался мне
   Какой-то древний старичок,
   Сидящий на стене...
  
   Вам может показаться, что я вот так просто, незатейливо спекулирую на факте немолодого возраста БОРИСА ИВАНОВА, как будто и прицепится-то больше не к чему. Однако, вспоминая, песню Белого Рыцаря....
  
   "Спросил я: "Старый, старый дед,
   Чем ты живешь? На что?"
   Но проскочил его ответ,
   Как пыль сквозь решето.
   - Ловлю я бабочек больших
   На берегу реки,
   Потом я делаю из них
   Блины и пирожки
   И продаю их морякам -
   Три штуки на пятак.
   И, в общем, с горем пополам.
   Справляюсь кое-как".
  
   я думаю вот о чем... Казалось бы: Борис - такой правильный, опытный, "тертый калач", прошедший леса и горы, переплывавший бурные сибирские реки, к тому же единственный, кто взял с собой по-настоящему нужную вещь - соль, на которой племя до последнего дня варило свою рисово- кокосовую кашу... Вроде бы не интриган, не истерик, не скандалист, а вылетел одним из первых.
   Вспомним сколько их, неопытных, несильных, не делающих абсолютно ничего полезного для племени (потому что не умеют или не хотят), продержались горазда дольше, некоторые аж до самого конца. В чем здесь логика? Кто-то скажет: "Ну как же! Все понятно! Борьба за лидерство: Игорь против Бориса, Борис против Игоря". Более молодой самец выжил старого, как лев из прайда.
   Впоследствии сформируется четкая тенденция - племена начнут неуклонно молодеть, избавляясь от негибких, закостенелых в своих убеждениях, неприкольных взрослых дяденек и тетенек, которые и сами рано или поздно, просыпаясь утром и озираясь вокруг, начинали чувствовать себя лишними...Очень скоро "самой старшей из присутствующих здесь дам" окажется 31-летняя Инна Гомес, в качестве матриарха молодежной тусовки обоих полов.
   Мотив избавления от конкурентов действительно один из самых главных, особенно среди более "взрослых особей" (к молодым отношение попервоначалу снисходительное), но с такой откровенностью он проявился всего лишь раз. Хотя разговоры об этом постоянно шли или просто витали в воздухе. В основном все было завуалировано: интриги, заговоры, расчеты, всевозможные двойные игры. Инна против Морозова, или Морозов против Инны, доедание старых Тортугасов Надежды и Игоря, которые в свою очередь не успели доесть Одинцова, затем всеобщее желание съесть Ивана. А вот борьба двух потенциальных лидеров, или как выразился кто-то из племени, кажется Иван, борьба "двух старых динозавров", в чистом незамаскированном виде - это было всего лишь раз, когда Борис проиграл Игорю.
  
   И этот милый старичок
   Сказал с улыбкой мне:
   - Ловлю я воду на крючок
   И жгу ее в огне,
   И добываю из воды
   Сыр под названьем бри.
   Но получаю за труды
   Всего монетки три.
  
   Судьба Бориса действительно очень похожа на судьбу "старичка, сидящего на стене", из песни "Белого Рыцаря"...
  
   - В пруду ловлю я окуньков
   В глухой полночный час
   И пуговки для сюртуков
   Я мастерю из глаз.
   Но платят мне не серебром,
   Хоть мой товар хорош.
   За девять штук, и то с трудом,
   Дают мне медный грош.
  
   Со всеми своими умениями, со всем своим опытом и полезностью он оказался никому не нужен и даже медного гроша не получил в благодарность... Все ли так просто?
  
   Отвлечемся немного от дарвинизма, "тайн дикой природы" и представим себе, что время (как и положено в Зазеркалье) течет в обратную сторону, из будущего в прошлое, и вам во что бы то ни стало нужно дожить до своего заветного прошлого: "вспомнить все".
   Яркий пример зазеркальной логики и этики, которую Борис не уяснил и не принял, да и вряд ли смог бы в силу многих причин: "Вы не умеете жить в обратную сторону! Вы забыли о том, что выживает не племя, выжить должен только один".
   Вот если бы наше герои строили коммуну на острове, рай на земле, "город солнца", чтобы потом плодиться на нем и размножаться, тогда бы им и пригодился Борис. А для чего нужен Борис племени, которое вымрет через 30 дней, поэтому вместо пирожков из бабочек и сыра бри с удовольствием ест себе подобных как в фильме "Деликатесы".
   Жить в зазеркальных условиях, жить в сторону регрессии - все это очень сильно меняет психологию и манеру поведения. Кто-то легко адаптируется, а кто-то упрямствует, пытаясь по старинке держаться своей, незазеркальной логики и этики... и проигрывает!
   А зазеркальное прошлое бывает разное, почти у каждого оно не безоблачное, а у кого-то просто темное. С кем вам комфортнее было бы соседствовать в вашем зазеркальном прошлом? Правильно - с тем, кто родней, с тем кто "повязан одной цепью". И здесь огромную роль играет фактор "свой- чужой"... а вовсе не "достоин- недостоин".
   Зачем вам пускать в свое зазеркальное прошлое того, кто может оценить его нелучшим образом, попрекнуть словом, взглядом, хуже того - личным примером. Мы подсознательно избегаем или избавляемся от того с кем нам психологически дискомфортно, в присутствии кого у нас просыпается масса комплексов, того, кто давит на нас авторитетом, того, кто нам как бельмо в глазу. Мы предпочтем ему другого, кто нас не напрягает, с кем можно хоть немного побыть самим собой, хоть немного расслабиться и даже почувствовать себя "не хуже всех присутствующих", а может быть и лучше. При этом, конечно, все равно приходится быть начеку, но это уже совершенно другой вопрос...
   И вот чтобы обезопасить свое зазеркальное прошлое (для зрителей это будущее), тех кто слишком принципиален или слишком беспринципен, слишком честен или слишком хитёр, слишком открыт или слишком закрыт, "себе на уме", вобщем слишком непохож на тебя самого, а значит непросчитываем и потенциально опасен, лучше оставить в настоящем, а дальше уже идти в компании "своих", разбившись на коалиции и пары.
   В таких условиях не опытность и не полезность является основой выживания, и уж конечно не принципиальность и не упрямство.
  
   Путей немало в мире есть,
   Чтоб как-нибудь прожить,
   И мне позвольте в вашу честь
   Стаканчик пропустить.
  
   Что ж, пропускаем стаканчик в честь безвременно ушедшего из игры БОРИСА ИВАНОВА.
   Если верить переводу Демуровой, настольной книге моего детства, Старичок в зазеркальных шахматах был далеко не пешкой, а соответствовал Белому Слону.
   Слону да еще и белому, конечно, нечего делать в львином прайде или в волчьей стае, вдруг потопчет всех своим авторитетом. Вот и пожертвовали слоном в самом начале игры. Видимо побоялись, что сделает слишком большой разбег по диагонали. Слоны ведь очень быстро бегают, если захотят. И остались от него у всех одни лишь добрые воспоминания...и воздушные замки из слоновьей кости.
  
   С тех пор, когда я тосковал,
   Когда мне тяжко было,
   Когда я пальцем попадал
   Нечаянно в чернила,
   Когда не с той ноги башмак
   Пытался натянуть,
   Когда отчаянье и мрак
   Мне наполняли грудь,
   Я плакал громко на весь дом
   И вспоминался мне
   Старик, с которым был знакам
   Я некогда в краю родном,
   Что был таким говоруном,
   Таким УМЕЛЬЦЕМ а притом
   Незаурядным ЗНАТОКОМ -
   Он говорил о том о сем,
   И взор его пылал огнем,
   А кудри мягким серебром
   Сияли над плешивым лбом...
  
   - А музыка вовсе не его изобретения, - подумала Алиса. - Я эту музыку знаю. Это песня "Я все вам отдал, все, что мог..."
  
   Борис действительно отдал все, что мог, а больше от него не требовалось. Спасибо ему за соль.
  
   ЧАСТЬ ПЯТАЯ. AHOY! AHOY! CHECK!
  
   Не далее как вчера у нее вышел долгий спор с сестрой; Алиса ей сказала: "Давай играть, как будто мы - короли и королевы", - а сестра, которая во всем любит точность, заявила, что это невозможно, потому что их только двое. В конце концов Алисе пришлось уступить. "Ну хорошо, - сказала она, - ты будешь одним королем-и-королевой, а я всеми остальными королями и королевами сразу!"
  
   Вот и каждый из наших героев как хороший актер небольшого бродячего театра играет в нашей Зазеркальной пьесе не одну роль, а несколько. Бывает и наоборот - одну роль играют несколько игроков.
  
   - Ты моя пленница! - крикнул Рыцарь и свалился с коня.
  
   Например, АЛЕКСАНДР МОРОЗОВ, негибкий прагматик, в своем неудавшемся заговоре сыграл роль ЧЕРНОГО РЫЦАРЯ, попытавшись съесть Алису-Инну: "Шах тебе! Шах!", доблестно отбитую у него Сергеями Одинцовым и Сакиным, на пару сыгравшими в этой сцене роль Белого Рыцаря.
  
   - Это я взял ее в плен! - сказал, наконец, Черный Рыцарь.
   - Да, но потом явился я и спас ее! - ответил Белый Рыцарь.
  
   О том, кто же на самом деле является Белым Рыцарем, мы поговорим позднее, когда выяснится кто настоящая Алиса...
  
   Что касается Черного Рыцаря Александра Морозова, то его "триумф и торжественное падение в одном действии" было, пожалуй, главным ключевым моментом всей пьесы, дав мощный толчок всем последующим событиям, как снежный ком лавине. Ни один из предыдущих и ни один из следующих эпизодов не имел такого судьбоносного значения как этот.
  
   А теперь забудем про Черного Рыцаря и вспомним как Белая Королева, объясняя что в Зазеркалье время течет в обратную сторону, говорит о несчастном втором англосаксонском гонце БОЛВАНС ЧИКЕ, который сидит в тюрьме за преступление, которое еще не успел совершить.
  
   - А если он не совершит преступления? - спросила Алиса.
   - Тем лучше, - сказала Королева и обвязала пластырь на пальце ленточкой. - Не правда ли?
   Возражать было нечего.
  
   Так иногда случалось и с нашими героями. Человек мог не совершать или не успеть совершить какой-либо предосудительный поступок, а его уже наказали.
   "Чтобы поймать - отпусти" Џ Сергей Одинцов.
  
   Итак, наш преуспевающий бизнесмен Александр Морозов из грозного Черного Рыцаря вдруг превращается с бедного Болванс Чика и отправляется как в тюрьму как на скамейку штрафников, в коробку для съеденных фигур, ждать суда "до будущей среды". Потому что воплотить свой "гениальный" заговор против Инны ему все равно бы не удалось. Потому что...
   Потому что, скорее всего это был заговор против самого Морозова, умело замаскированный под заговор против Инны. От Морозова ничего не требовалось кроме как заглотить эту наживку вместе с крючком, да еще и с полной убежденностью что это он "на коне" и это он великий стратег, тактик и автор гениального плана. Дальше вы знаете: было заранее проигранное соревнование (эстафета), те самые "поддавки", подставной фигурой в которых и стал Морозов.
  
   Ах, Китти, какой это был хороший ход! И я бы, конечно, выиграла, если б не этот противный конь! Как это он подобрался к моим фигурам!
  
   На этом игра нашего отважного и беспощадного Черного Рыцаря закончилась. Надо уметь ездить на зазеркальных лошадях, иначе непременно упадешь головой вниз...
  
   - Блестящая победа, правда? - спросил, подъезжая к Алисе, Белый Рыцарь и перевел дыхание.
   - Не знаю, - отвечала с сомнением Алиса. - Мне что-то не хочется, чтобы меня брали в плен. Я хочу быть Королевой.
  
   ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. КАК БЫ ЧЕРЕПАХИ...
  
   Долго размышляя над тем, какая фигура в нашей зазеркальной шахматной партии более всего подходит СЕРГЕЮ ТЕРЕЩЕНКО, цитата из "последних слов" которого вынесена мною в эпиграф, я спрашивал себя: а какую роль он сыграл во всей истории игры? - Практически никакую не сыграл. Повлиял ли его уход на дальнейший ход игры? - Нисколько.
   Не помню, чтобы Сергей проявил какую-либо инициативу или делал что-то полезное для племени. На мой взгляд, он был чрезвычайно пассивен, не принимал особого участия ни в работе, ни в охоте, ни в интригах. Но... Все-таки одна маленькая роль ему досталась - его уход надолго задержал в игре Наташу Тэн, поскольку не без помощи этой незаурядной во всех отношениях девушки он оказался вполне ясно обозначенной и легкой мишенью, а главное - совершенно безболезненной для остальных жертвой.
   Более всего этот самый внушительный по размерам представитель Черепах похож на персонаж другой сказки Кэрролла, "Страны Чудес" - на Черепаху Как Бы (в разных переводах она именуется как Морской Деликатес, Квази- Черепаха, Фальшивая Черепаха и т.д.), меланхолично взирающую на морскую кадриль с омарами.
  
   - Однажды,- произнес, наконец, Черепаха Квази с глубоким вздохом, - я был настоящей Черепахой...
  
   Если все же подбирать персонаж Зазеркалья... Если не ошибаюсь, наш мощный тяжелоатлет Сергей по гороскопу Лев. Так что ему вполне подходит роль уставшего от борьбы Льва.
  
   - Я бы легко одержал победу, - сказал Лев.
   - Сомневаюсь, - заметил Единорог.
  
   Под Единорогом, разумеется, имеется ввиду никто иной, как ИГОРЬ ПЕРФИЛЬЕВ, методично избавившийся от двух серьезных соперников мужского пола - Бориса и Сергея. Причем подобная тенденция прослеживалась только в племени "Квази-черепах". "Ящерка Билль" Александр Морозов вылетел из племени все-таки по несколько иной мотивации - он не рассчитал размеров "руки", которая выпихнула его из окошка...
  
   Единороги - сказочные существа, но, думаю, если бы они все-таки существовали, у них, как у оленей или львов, вообще любых стадных животных, два взрослых самца не могли бы ужиться в одном племени. Тоже самое произошло бы и в только что объединенном племени, наберись для этого достаточное количество голосов - на первую жертву намечался новый соперник Сергей Одинцов.
  
   - Сегодня я взял верх, - бросил он небрежно, едва взглянув на Короля.
   - Слегка, - нервно отвечал Король. - Только зачем вы проткнули его насквозь?
  -- Больно ему не было, - сказал Единорог спокойно.
  
   Лев и Единорог - это не только символ союза Англии и Шотландии, это очень древний алхимический символ, огонь и вода, солнце и луна, сера и ртуть. А еще Лев и Единорог - практически как "медведь и бык", один играет на понижение, другой на повышение. Один пытается заломить, другой поддеть на рог. В нашем случае это можно трансформировать в желание Игоря постоянно что-то делать, быть полезным для племени и за счет этого удерживать формальное лидерство, и стремление Сергея этому, если не противодействовать, то не признавать этого лидерства, принижать его значение для себя, оставаясь при этом относительно безынициативным. Один деятелен, другой созерцателен. Один творец, другой - критик... Причем позиция Сергея как раз очень характерна для Львов... Вы же помните, что в львиных прайдах охотятся не львы, а львицы.
  
   Думаю, Сергей Терещенко и Игорь вполне заслуживают одну главу на двоих. Потому что, как это ни странно, судьбы этих двух абсолютно непохожих друг на друга людей, почти что антагонистов, на удивление схожи.
  
   - Вряд ли они будут сегодня еще драться, - сказал Король
  
   Оба практически самоустранились от дальнейшей борьбы после потери соратника-женщины, оба прожили оставшиеся два-три дня в полной уверенности, что их выгонят за порог по заученной песенке. Причем Игорь пал последней жертвой политики, которую вел сам - избавление от взрослых самцов.
  
   - Очень хорошо, - отвечал он, давясь. - Каждый из них вот уже около восьмидесяти семи раз был сбит с ног!
   - Значит, скоро им подадут черный хлеб и пирог? - спросила, осмелев, Алиса.
   - Да, уже все готово, - отвечал Болванс Чик. - Я даже отрезал себе кусочек.
  
   Только вот с Сергеем племя почему-то расставалось без всякого сожаления, а Игоря объединенное племя Акул как ни странно провожало морем слез. Сергей напоследок полил соплеменников грязью, а Игорь собирал автографы и раздавал сувениры и добрые слова напутствия. Вобще впечатление таково, что Игорь уходил более достойно, как и подобает мифическому благородному Единорогу. И так, кто-то получил заслуженный кусок черного хлеба, кто-то пирог, но за порог прогнали обоих...
  
   ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. OYSTER-SHELLS или КОМУ СУДЬБА НЕ БЫТЬ АКУЛОЙ...
  
   В позапрошлой главе мы говорили о том, что Александр Морозов сыграл роль Болванс Чика. Но все же наиболее точно эта роль подходит несчастной ИРИНЕ ФУРМАН, которую априори зачислили во вражеский стан Нади Семеновой, и в принципе наказали за то, что она еще не совершила, отправив в условную тюрьму питаться устричными ракушками разочарования и обиды.
   Все наши герои уходили по-разному. Кто-то с легким сердцем, словно освободившись от тяжелого груза... А вот Ирина, как мне показалось, уходила достойно, но тяжело, с чувством обиды, разочарования в людях, ощущением свершившейся несправедливости, она явно "недоиграла"...
   На самом деле в уходе Ирины был особый глубинный смысл, именно потому, что это было несправедливо. Ничто так не сплочает людей как совместно сделанная подлость. Когда прогнали надоевшего всем Морозова, все кроме Целованського, вздохнули с облегчением, не сразу осознав, что уже образовалась новая грозная сила - мощная непробиваемая коалиция двух Сергеев и Инны. Но она пока лишь образовалась - на волне борьбы против общего врага. А вот когда выкинули Ирину, она цементировалась. Сработал принцип "Теперь мы все повязаны". Если бы в тот день вместо Ирины "ушли" Целованського или Снежану, этот тройственный союз не был бы таким непробиваемым почти до самого финала.
   Эту вещь, к сожалению, не уяснил Иван, который не нажил себе заклятых врагов... но не нажил себе и заклятых друзей.
   Помните ночь в шалаше и заговорческий шепот Одинцова "Ирку нужно выкинуть"? Вообще на протяжении всей игры вплоть до предпоследней серии, было видно, как двое из троих в этой коалиции буквально упиваются властью. "Давайте решать, кто будет следующим. Вам нравится как Наташка Тэн готовит?"...
   "Власть украшает женщину, но уродует мужчину". К сожалению, исключений из этого правила практически нет.
  
   Кстати об устричных ракушках... Тут-то мы и подошли к такой забавной парочке, как МОРЖ и ПЛОТНИК.
  
   ПЛОТНИК - это без всяких сомнений Саша ЦЕЛОВАНСЬКИЙ. Хоть он и не плотник, а слесарь. Роль Плотника - провокатор выяснения отношений, его цель - выманивание "юных устриц" из раковин, заставить их максимально раскрыться, раскрыть свои карты, обнажить перед всеми какие-то свои недостатки, потаенные мысли, чувства. Помните: "Вы даже устрицу выведете из терпения!" Повод находился самый разный, от "серокардинальности" Инны до рисовой каши на кокосовом молоке...
  
   Интересно, дадут тебе там молока? Впрочем, не знаю, можно ли пить зазеркальное молоко? Не повредит ли оно тебе...
  
   Видимо именно это имел ввиду Сергей Сакин, "удивительно легко поддавшийся на провокацию". Он понял, что его просто-напросто открыли как устрицу, хоть и не съели. Именно такой несчастной устрицей и оказалась в свое время ИРИНА ФУРМАН. Вступившись за Сашу, она раскрыла свою раковину и стала уязвимой.
  
   Может показаться, что СЕРГЕЙ ТЕРЕЩЕНКО - игровой двойник Ирины, то есть такая же раскрывшаяся устрица... Ситуации действительно на первый взгляд очень похожи. Напарником Плотника, если вы помните, был Морж, на роль которого напрашивается Наташа Тэн из племени Тортугас. Есть замечательная сцена, как два "вечных изгоя" Саша и Наташа играют в шахматы или шашки пусть не из раковин съеденных устриц, а из орехов, но все-таки...
  
   А Морж и Плотник шли и шли
   Час или два подряд,
   Потом уселись на скале
   Среди крутых громад,
   И Устрицы - все до одной -
   Пред ними стали в ряд.
  
   Впрочем, о Наташе, кто она на самом деле - Морж ли или совершенно другой персонаж, мы поговорим позднее...
  
   А пока вернемся к Ирине... Как я уже говорил, один игрок может играть сразу несколько ролей. И участь "устриц" постигла по сути всех съеденных игроков без исключения, даже самого "Плотника" Целованського. От начала высадки...
  
   А юных Устриц удержать
   Какой бы смертный мог?
   Они в нарядных башмачках
   Выходят на песок.
  
   и до самого конца...
  
   Но те молчали, так как их
   Всех съели до одной.
  
   Ведь недаром во время пира Белая Королева задает Алисе загадку, ответа которой нет в тексте, но ответ этот - "устрица"...
  
   Ирина в самом начале продекларировала, что никому не доверяет в этой "команде из волков". Она явно старалась дотянуть до роли жесткого игрока, поскольку, как ей казалось, таковы правила этой жесткой игры. Но по сути это была лишь самозащита. И с новой необычной для себя ролью Ирина не справилась. Как человек искусства, оторванный от реалий жестокой жизни, она, наверное и понятия не имела какие они должны быть - НАСТОЯЩИЕ ХИЩНИКИ... И в какой-то момент она забыла, что среди них, настоящих хищников, она и находится. Как ЛАНЬ из Леса, Где забываются имена.
  
   Наконец, они вышли на другую поляну; Лань взвилась в воздух и сбросила с себя руку Алисы.
   - Я Лань! - закричала она радостно. - А ты - человечий детеныш!
   Тут в ее прекрасных карих глазах мелькнула тревога, и она умчалась прочь.
  
   Как мне кажется, человек она открытый, ранимый и даже немного наивный, совсем не хищник. Хищник может позволить себе расслабиться, полежать на травке, травоядный - никогда. И внешне и внутренне Ирина является некой противоположностью будущих "акул" Снежаны и Инны. Очень символично, что она "чуть ли не вегетарианка". Потому ей и не судьба быть Акулой. Или судьба не быть ею...
  
   Февраль 2002 г.
  
   ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ?...
   11
  
  
   15
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"