Горьковский Павел : другие произведения.

Сумерки вампиров. Мифы и правда о вампиризме

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 4.73*9  Ваша оценка:
  • Аннотация:

    Нынешнее повальное увлечение вампирской тематикой - всеми этими "Сумерками", "Новолуниями" и т.п. - давно переросло масштабы обычной литературной моды, превратившись в настоящий культ вампиров, болезненный, порочный и крайне опасный. Ведь это не просто молодежная субкультура - истоки кровавого вампирского культа теряются в безднах времен, возвращая нас в чудовищные эпохи человеческих жертвоприношений и ритуального людоедства - и еще глубже, в доисторический мир кровососущих паразитов и плотоядных растений. Что в этом культе вымысел, а что основано на доказанных фактах? Сколько случаев реального вампиризма зафиксировано учеными? Является ли зависимость от крови психическим расстройством или опасной эпидемией, жертвой которой может стать каждый? Кто такие вампиры на самом деле - персонажи легенд или чужая враждебная раса, для которой человечество - кормовой скот, низшее звено пищевой цепи? Кто и зачем учит наших детей любить и почитать кровососов? И какие еще тайны крови нам предстоит разгадать, чтобы победить в этой многовековой войне?

    Купить на "ОЗОНе"



   Содержание
  
   Вступление
  
      -- Первая кровь: архаическая магия и обряд посвящения
      -- Кровавая жатва - обряды человеческих жертвоприношений
      -- Мир природных вампиров: плотоядные деревья и кровососущие паразиты
      -- Нетопырь - черный принц ночи
      -- "Укус милосердия" - вампиры в разных культурах и странах
      -- Кровопускание - как панацея стала обедом для вампиров
      -- Вампиризм - патология крови или кровавя секта?
      -- Радикальное средство - первые опыты переливания крови
      -- Признать виновными? - кровавый след вампиров в истории
      -- Душеприказчики вампиров - ритуалы тайных обществ
      -- Кровавая поступь прогресса
      -- Три лица князя Дракулы: человек, вампир, персонаж
   13. Кровные братья: вампир и джентльмен.
   14. Окончательный диагноз: последние загадки крови
   15. Красные вампиры доктора Богданова
   16. Вторжение вампиров - первые кадры
   17. Линия обороны: охотники на вампиров
   18. Техника безопасности - как распознать вампира
   19. Интервенция - второе пришествие вампиров
   20. Осторожно - эпидемия!
  
  
  
  
   Вампиры - само это слово навивает мысль о зябком ночном мраке, полнолунии, склепах и кладбищенских оградах, необъяснимых тревогах, роковых страстях, и крови - алой, струящейся свежей крови...
   Остались в прошлом человеческие жертвоприношения и мучительные обряды посвящений, изменились религии, социальный строй и политические доктрины, медицина пришла на смену знахарству и колдовским обрядам, обычаи уступили место сводам законов, множество легенды было забыто, но истории о ВАМПИРАХ - существах, питающихся свежей человеческой кровью - уже несколько тысячелетий будоражат умы миллионов людей. Возможно, за образом "ожившего мертвеца" кроется нечто гораздо более значительное, чем обычная легенда?
   Стоит преодолеть инерцию сложившихся стереотипов и предпринять мысленное путешествие к истокам тайного братства вампиров, чтобы понять какие угрозы и преимущества таит эта древняя традиция для современного человека.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

...вопросы крови - самые

сложные вопросы в мире!

М. Булгаков

"Мастер и Маргарита"

  
  
  
   1. Первая кровь: архаическая магия и обряд посвящения
  
   Рассвет человеческой цивилизации был окрашен кровавым багрянцем. Матушка- природа испытывала наших предков на прочность со всей возможной строгостью: безжалостно жгла солнечными лучами, окутывала пронзительным холодом, обрушивала с небес грозы и ураганы, заманивала в душные тропические леса на поживу диким зверям.
   Этот мир был прост и страшен - немногочисленные племена людей могли надеться лишь на собственную смелость, ловкость, выносливость и интуицию. Самые терпеливые становились земледельцами, самые отважные - воинами, а самые мудрые искали дорогу к сокровенным тайнам природы и жизни, и порой получали необъяснимые мистические озарения. Эти немногие избранные становились шаманами и жрецами, хранителями древнейшей магии, природной гармонии и человеческой жизни. Прошли многие столетия, религия стала самостоятельным и значимым аспектом человеческой культуры, но многие примитивно - магические ритуалы сохранили свою власть над душами. Они усложнились, изменились до неузнаваемости, сакрализовались, попали под спуд многочисленных запретов, поверглись гонениям и стали необъяснимыми, пугающими и таинственными. Они оказались вытесненными в коллективное бессознательное, пережили множество трансформаций, чтобы снова вернулись к нам, уже в новом качестве - в форме суеверий, современного фольклора - "городских легенд".
  
   Городские легенды. Современная культурология еще не сформировала общепринятого определения этого термина, однако в общем случае под ним подразумевают устные прозаические рассказы, основным содержанием которых является описание возможных или реальных фактов, выходящих за рамки обычного. Если традиционные былины и сказания передавались от поколения к поколению в практически неизменном виде, то городские легенды весьма изменчивы - сохраняя мифологические архетипы, они с легкостью адаптируются к динамичным социальным условиям современной жизни. В свою очередь журналисты, литераторы и сценаристы зачастую черпают сюжеты, стилистику и яркие образы именно в "городских легендах".
  
   Одна из таких "городских легенд" обрела новую жизнь в современном обществе и даже стала основой самостоятельной субкультуры, которую можно условно обозначить как "культ вампиров". Чтобы выяснить причины такой трансформации необходимо прибегнуть к опыту антропологов и этнографов и вспомнить о далеком прошлом. Зачастую ученым удавалось отыскать истоки парадоксов современной цивилизации и человеческой психики в жизни архаичных племен, народов, еще не изведавших сложностей развитой культуры, и в силу географических или социальных особенностей своего проживания сохранивших жизненный уклад близкий к первобытной культуре.
  
   Естественный цикл человеческой жизни был для шаманов и жрецов времен архаики не столько загадкой, сколько обычным круговоротом, таким же неизбежным, как смена времен года, а жизнь в самом человеческом теле поддерживалась еще одним круговоротом - кругом обращения крови. С древнейших времен замечено, что от этой загадочной алой субстанции зависит сама жизнь человека - кровь сопровождала рождение человека, знаменовала начало детородного цикла и половой жизни у женщин, что приобретало особую значимость в эпоху матриархата. Но кровь не всегда была жизнетворной субстанцией, она могла и отнять жизнь - в лесах, на горных плато и даже на воде запах свежей крови манил плотоядных хищников, готовых разорвать человеческое тело в клочья как самую желанную добычу. Возможно, поэтому многие народности Африки по сею пору хранят обычай счищать почву или выпиливать кусок древесины, запятнанный человеческой кровью.
   Излившись из тела в слишком большом количестве из-за болезни или ранения, кровь неизбежно уносила и саму человеческую жизнь. Вполне естественно, что уже древнейшие шаманы и знахари имели опыт успешных исцелений благодаря остановке кровотечения. Человеческая кровь быстро превратилась в один из первых и важнейших магических атрибутов - многие примитивные народы именно кровь считали вместилищем души , кровь же оказывалась связующим звеном между членами одного рода, нитью между локальным социумом и внешним миром, и неотъемлемой частью обрядов посвящения - инициации.
  
   Инициация - "обряд посвящения" один из древнейших ритуалов. В архаичные времена опасности внешнего мира требовали от каждого индивида доказать свою пригодность к участию в жизни рода или племени, поэтому переход из одного социального статуса в другой, знаменовался необходимостью пройти ритуальные испытания, часто сопряженные с физической болью: нанесением невосполнимых увечий и истечением крови. Обряды посвящения моги заключаться в нанесении татуировок, ритуальных шрамов, проколах мочек уха, губы или ноздри, отсечением некоторых частей тела - обрезанием крайней плоти или отсечением пальцевой фаланги, кровопусканием или ритуальным "обменом" кровью между членами группы. Зачастую болезненность инициация смягчалась приемом психотропных препаратов или алкоголя. Обряд инициации можно условно разделить на три части: отделение посвящаемого от привычной социальной группы, изоляция и прохождение ритуальных испытаний, возвращение в социум в новом социальном качестве, с иным кругом личных прав и обязанностей. Например - после инициации молодой человек мог получить право вступать в брак, участвовать в охоте, или военных сражениях, проживать отдельно от матери, быть допущенным до ритуальных богослужений и т.д. Один из древнейших в истории человечества обрядов - инициация - сохранился до наших дней. Его отголоски можно обнаружить в религиозных таинствах, в обычаях приносить клятвы, брататься, в ритуалах приема в партии, клубы или другие закрытые сообщества.
  
   Один из широко известных инициатических обрядов, распространенных у многих народностей от скифов до африканских и южноамериканских племен, с детских лет хорошо знаком многим читателям. Все участники ритуала надрезают кожу на пальце или ладони, затем капли их крови смешиваются с жидкостью в общей ритуальной чаше, из которой каждый участник обряда делает глоток.
   В некоторых случаях участники обряда слизывают кровь непосредственно с ранки друг у друга, или скрепляют связь рукопожатием, так чтобы кровь из их надрезов смешалась между ладонями. В более позднее время участники подобных ритуалов именовали себя "названными братьями" или просто свято соблюдали по отношению друг к другу взаимные обязательства. В христианской традиции обряд братания лишился "кровавой" составляющей и превратился в духовно-символический акт - обмен личными святынями - нательными крестиками.
  
   Рациональный научных подход возводит описанный ритуал ко временам родоплеменного строя, и рассматривает непосредственный или символический обмен кровью как акт присоединения новых лиц к кровно-родственному союзу членов одного племени. Такая прямолинейная, приближенная к практическим нуждам трактовка свидетельствует не столько о примитивности самой архаической магии, сколько является следствием эволюционной теории развития культуры, популярной в конце девятнадцатого века, и грешившей излишней механистичностью и антропоцентризмом, присущими "веку торжества прогресса". Автоматический перенос принципов дарвиновской эволюции видов на культурологические процессы позволил свести их к максимально упрощенным моделям. Например, трансформацию верований описывали как трансформацию первобытного анимизма и магии в политеизм, затем - в монотеизм, и, наконец, в атеизм, знаменующий торжество науки.
  
  
   Однако, следует подчеркнуть что магия представляет собой весьма сложное и самостоятельное культурное явление, не исчезнувшее с развитием и трансформацией религиозных доктрин, и сохранившееся даже в сегодняшней техно-урбанистической культуре. Джеймс Фрэзер, автор классического труда по этнографии и религиоведению "Золотая ветвь", именовал магию "самостоятельной стадией умственного развития человечества", и подразделял всю совокупность магических приемов на две основные группы: магические приемы, основанные на законе подобия, которые можно назвать гомеопатическими или имитативными, и приемы, основанные на законе соприкосновения или заражения, именуемые контагиозной магией. Принципы магического мышления, Фрэзер определял следующим образом:
  
   "Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта."
  
   Уже во времена архаики магические ритуалы, в которых использовалась кровь, несли не только ритуальную, символическую, но и сложную сакральную нагрузку. Так, предмет, на который падала капля священной крови вождя, немедленно переходил в его собственность, а представитель племени, проливший человеческую кровь, во многих культурах, табуировался. Запрету - табу - могло подвергнуться и само место кровопролития. Благодаря записям Марко Поло сохранились свидетельства о том, что лиц, задержанных на улицах Ханбалыка (так именовали Пекин во времена хана Хубилая, основателя китайской династии Юань) и признанных виновными в преступлениях, жестоко били палками. Зачастую наказание приводило к смерти, но китайцы упорно использовали его, чтобы избежать кровопролития, поскольку верили, что проливать человеческую кровь на землю недопустимо.
   Суеверия подобного рода сохранились и в менее экзотичных географических широтах - например, среди жителей графства Суссекс бытует поверье о том, что земля, на которую пролилась человеческая кровь, становится проклятой и навечно останется бесплодной. Вполне естественно, что капли крови, выпачканная кровью ткань и прочие окровавленные предметы превращались в желанный трофей для полумифических злобных духов и вполне реальных колдунов. Магические обряды, произведенные с использованием человеческой крови, могли вызвать болезнь, помрачить разум, и даже лишить жертву колдовства жизни.
   Но кровавые ритуалы могли нести не только зло, но и благо - этнографические исследования богаты описаниями магических ритуалов, во время которых шаманы вызывали дождь или гарантировали высокий урожай, орошая почву собственной кровью.
  
   Джеймс Фрэзер описывает уникальный обряд, который практиковала народность фаны из африканского Гиббона. Шаманы этого племени связывают себя узами кровного братства с одним из почитаемых диких животных. Для этого они брали кровь из уха животного и из своей руки и прививает свою кровь животному, а кровь животного - себе. На роль лесного побратима выбиралось, как правило, дикое, опасное, но внушающее уважение своей силой и ловкостью существо - это мог быть леопард, черная змея, крокодил, гиппопотам, кабан или коршуну. Таким образом, между человеком и зверем устанавливается мистическая связь: животное готово выполнить любой приказ своего побратима, помочь одержать победу в битве или тайно расправиться с врагом, а сам шаман считается неуязвимым до тех пор, пока живо священное животное. Связь человека и дикой особи настолько глубока, что смерть одного влечет за собой смерть другого.
   Отголоски подобных древних магических ритуалов обрели новую жизнь в современном городском фольклоре, а затем и в литературных произведениях возникших на его основе. Так, герои вампирской саги Стефани Майер "Сумерки", "Новолуние", "Затмение", "Рассвет" - древний род вампиров к которому принадлежит возлюбленный главной героин и рассказчицы Беллы - Эдвард Кален, уже долгие годы питаются исключительно кровью животных, благодаря чему получил возможность бесконфликтно сосуществовать с человеческой расой. Сложно избежать искушения и объяснить успех романов Майер и созданных на их основе фильмов о вампирах - вегитарианцах, питающихся исключительно кровью животных, иначе чем актуализацией древнейших пластов коллективного бессознательного.
  
  
   Стоп-кадр: "Сумерки" - культ романтики. Вампирская сага Стефании Майер "Сумерки" вызвала неоднозначную реакцию литературных криков, но читательская аудитория сразу же приняла мир людей и вампиров, созданный писательницей. Роман переведен на 26 языков и разошелся рекордными тиражами, Интернет пестреет сайтами сообществ фанатов книги. В 2008 году романтическая, непривычно целомудренная история любви школьницы и обворожительного вампира, готового защитить любимую от куда как менее безобидных собратьев, была перенесена на экран. Основной костяк съемочной группы оказался женским - и это не удивительно, ведь основными зрительницами фильма должны были стать юные девушки. Сценаристу Мелиссе Розенберг и режиссеру Кэтрин Хардуик несмотря на скромный по голливудским меркам бюджет в 37 миллионов долларов, удалось совершить своеобразный прорыв и отойти от стереотипов среднестатистического "хоррор-фильма" для молодежной аудитории, напластовавшихся на образ вампира. В то же время создатели фильма избежали и другой крайности - снять банальную историю о школьной влюбленности, лишенную всякой мистики и ареола волшебства, - благодаря безошибочному выбору актеров. Кристин Стюарт - актриса, уже известная по нескольким успешным проектам, в частности по триллеру "Комната страха", - исполнила роль юной Беллы Свон, обладательницы крови с особым, чарующим вампиров запахом. А Роберт Паттинсон - один из самых ярких "выпускников" Хогвартса в кинематографической саге о Гарри Поттере - воплотил на экране образ ее возлюбленного - вампира-романтика Эдварда Калена. Немалый вклад в успех фильма внесла художник по костюмам Венди Чак: "Я подумала, что все это мы уже видели: готическая внешность, все черное и так далее. Давайте для разнообразия сделаем что-нибудь другое. И я вернулась к идее о том, что мир вампиров застыл во времени. Он у них ледяной; для них это -- застывший момент. Для меня это стало главным в подходе -- лед, отражение, прозрачность, и естественный выбор цвета -- синий, голубой. Отсюда началась наша палитра...Эдвард -- порождение эдвардианской эпохи, он носит ботинки на шнуровке, элегантные брюки; вся его одежда -- классического покроя и стиля. В Элис есть что-то от эльфа. Не могу не признаться, что мне сразу приходит в голову Алиса в стране чудес, когда я думаю об Элис. Одеть ее было гораздо проще, чем других, потому что надо видеть Эшли -- как отлично она смотрится в этой одежде. Стиль Беллы со временем эволюционирует: как только она сближается с Эдвардом, она начинает носить больше голубого". Так шаг за шагом мир, созданный Стефании Майер на страницах книги, приобретал цвета, краски, звук и объем, оживал на экране, и с полным правом стал органичной частью "культа вампиров".
  
  
   2. Кровавая жатва - обряды человеческих жертвоприношений
   Кровь - источник жизни и вместилище души, с древнейших времен использовалась не только в магических, но и в культовых целях, особая роль отводилась ей в обрядах жертвоприношений, роль жертвы в которых исполнял самом человек. Археологи и этнографы зафиксировали множество материальных свидетельств кровавых культов в культурах различных, изолированных друг от друга народов: от кочевых племен африканских пустынь до цивилизованного Вавилона до Мезоамерики, от образованного и многолюдного Рима до уединенных, малозаселенных горных плато Тибета. Без упоминания о кровавых жертвенных культах рассказ о значении крови в архаических обществах вышел бы неполным.
   По мнению этнографов, обычай приносить человеческие жертвы восходит к периоду формирования оседлых, сельскохозяйственных культур - так называемой "неолитической революции" - у большинства племен человеческая жертва считалась исключительным средством общения с божеством, к ней прибегали только во время сильных неурожаев, эпидемий или иных угрожающих событий. Следы древнейшего человеческого жертвоприношения были обнаружены группой археологов во главе с Жаком Ренолем в окрестностях столицы Судана, города Хартум и датируются 3700-3400 годом до нашей эры.

Некоторые религии требовали от своих адептов регулярно приносить обильные человеческие жертвы с целью поддерживать привычный, естественный ход вещей: восход солнца, смену сезонов. Наиболее ярко эта тенденция проявилась в поздних культах, в первую очередь у ацтеков. Их жестокосердые боги, подобно вампирам и вурдалакам, питались кровью - лишь свежая, дымящаяся человеческая кровь, пролитая жрецами с соблюдением множества ритуальных правил, могла гарантировать индейцам покой благополучие. Конкистадоров ужасал размах и бессмысленность кровавых гекатомб - в религиозные праздники каменные площадки пирамид орошались кровью нескольких тысяч человек!

   Живого человека укладывали на выпуклом камне, вскрывали грудную клетку обсидиановым ножом, и вырывали бьющееся сердце. Использование острого, но крайне хрупкого ножа требовало от жреца навыков, отточенных до автоматизма - от него требовалось снять тонкий слой кожи, отделить голову, кисти рук и ступни, вынуть из скелета берцовые кости, и отделить нижнюю челюсть от черепа. Мышечную ткань скармливали диким животным, а черепа выставляли напоказ на шестах цомпантли. В особых случаях части тел и внутренностей поедали в ритуальных целях.
   С приходом на континент испанцев и ростом их влияния католическая церковь запретила и жестоко пресекала подобную практику. Но добиться повсеместного исполнения предписания оказалось сверхсложной задачей - для самих индейцев участие в акте жертвоприношения было великой честью, обреченных пожертвовать свои трепещущие сердца к божественно славе, избавляли от мук, предварительно опоив галлюциногенными напитками. Местная знать, жрецы и высшие правители тоже изнуряли себя ритуальным кровопусканиям, которые далеко не всегда предполагали смертельный исход, но могли вызывать перемещенные состояния сознания, связанные с массированной кровопотерей. Известно несколько типов инструментов для извлечения крови: рыбьи кости, кремневые и обсидиановые ножи, проколки из нефрита, шипы и листья растений, срезы морских раковин. Специальный ритуал - например, долгое блуждание по сложному лабиринту - способствовал толкованию видений как странствий в мир духов или высших сущностей.
  
   Один из самых экзотичных ритуалов кровопускания получил распространение в классическом периоде майя - VI--IX веках. Изначально обряд практиковался преимущественно женщинами: правительницы майя протыкали язык толстым шипом и пропускали через отверстия специальный ворсистый шнур. Затем эстафету кровавого обряда приняли мужчины - представители одного рода собирались в храме и протыкали шипом половые органы, как указывают древние тексты "поперек и сбоку", затем сквозь кровоточащие отверстия протаскивали длинный шнур. Таким образом, все сородичи оказывались нанизанными на пропитанную общей кровью единую веревку - символ пуповины всеобщей матери, изначально связывавшей божественных предков и земных правителей. Изображения подобных ритуальных веревок появляются на ольмекских алтарях уже в I тыс. до н. э., а небесным воплощением материнской пуповины индейцы считали Млечный путь.
  
  
   Эхо кровавых традиций: Излюбленным героем индейцев, принявших католичество стал святой великомученик Себастьян. Его традиционно изображали привязанным к столбу, истыканным стрелами, с телом залитым потоками крови, стекавшими прямо на землю, точно так же, как происходило с добровольными жертвами во время одного из обрядов ритуального кровопускания. Католическим священнослужителям пришлось подвергать изображения святого жесткой цензуре, чтобы избегнуть появления в них языческой символики. Современная религия потомков коренного населения латиноамериканского континента, которых насчитывается около 6,1 миллиона человек, причудливый симбиоз христианства, традиционных индейских верований и заимствований из культурных традиций африканцев, переселенных сюда европейскими колонизаторами. Многие из них сохранили традиционные представления о мрачном загробном мире - аналоге христианского ада. Дорога души в загробный мир пролегает через три реки, наполненные скорпионами, кровью и гноем. Затем душе придется блуждать в темной и опасной пещере, коридоры которой изгибаются подобно телу гигантской змеи, и подвергаться жестоким пыткам, чтобы окончательно разлучиться с телом.
  
  
  
  
   За многие тысячи километров от Мезоамерики, на территории современной Индии, практиковали сходные ритуалы жертвоприношения с извлечением из тела бьющегося сердца и обязательным пролитием крови. Жертвы посвящали "черной богине" Кали - грозной, гневливой и разрушительной ипостаси супруги индуистского бога Шивы. Темноликая, облаченная в шкуру пантеры, украшенная ожерельем из человеческих черепов, могущественная богиня могла защитить от злобных демонов тех, кому покровительствовала, но за благосклонность богини требовалось заплатить кровавыми жертвами. На классических изображениях у грозной Кали несколько пар рук - в одной она сжимает отрубленную человеческую голову, а в других держит меч для защиты верноподданных и ритуальный нож - кхадгу - который использовали для расчленения жертв. Ее бесконечно длинные волосы готовы окутать мир черным занавесом смерти, длинный язык свисает из разверстого рта, и жертвенная кровь струится по нему непрерывным потоком, приближая конец кальпы - момент, когда черная богиня восторжествует, а день смешается с ночью, знаменуя конца времен.
   Эсхатологический культ богини Кали занимает почетное место в верованиях огромного числа тантристских и шиваистских сект, и был особенно широко распространен в Бенгалии. Английская транслитерация названия крупнейшего храма, воздвигнутого в честь кровавой богини - Калигхата - дало название столице Бенгалии - Калькутте, а сама британская администрация приложила немало усилий к искоренению кровавого культа, их усилиями была разоблачена секта "душителей", известных так же под именем "тхуги", объединявшая последователей культа Кали. Душители предпочитали превращать в свои жертвы одиноких путников, которых они убивали при помощи специального шнура или особым образом свернутого шелкового платка, и каждую новую смерть они посвящали вящей славе жестокой черной богини.
  
   Слуги кровавого культа богини Кали: Даже сегодня покой туристов и образованных индийцев будоражат шокирующие слухи о жертвах современных сектантов - последователей кровавого культа Кали. Якобы один раз в двенадцать лет они выкупают в нищей семье младенца, чтобы лишить несчастного малютку жизни на алтаре своей покровительницы, хотя никаких официальных подтверждений жутким разговорам нет - общество, тысячелетиями разделенное на касты, как никакое другое умеет хранить свои мрачные тайны. Современных последователей культа "черной богини" в Индии можно узнать по меткам желто-красной краской на лице и огромной металлической спице в щеке - при помощи этого атрибута верные адепты Кали регулярно приносят ей желанную жертву: свою собственную кровь.
  
   Культовые жертвоприношения были широко распространены не только в Индии, но и в Непале, Тибете, Монголии - на землях, где издревле исповедовали политеистическую религию бон. Боннские жрецы - "черные ламы" - пользовались славой могущественных магов, и согласно сохранившимся легендам, могли вырвать трепещущее сердце обреченного одним движением руки - без использования ножа. Жертвенную кровь собирали в особые чаши, изготовленные из человеческих черепов, а полые кости обрабатывали и превращали в ритуальные музыкальные инструменты.
   Даже миролюбивая буддистская религия, вытеснившая суровые обычаи "бон" в этих местах так и не смогла положить конец кровавым культам. Отголоски вакханалии человеческих жертвоприношений бытуют не только в эпосах, подобных этому:
  
   По десять тысяч душ мы будем убивать,
Мы будем жрать тела, мы будем кровь лизать
И породим детей жестоких, словно мы,
Они войдут в Тибет, и в царстве снежной тьмы
У этих бесов злых возникнут города,
И души всех людей пожрут они тогда
.
   Они часть повседневной религиозной практики. Сохранились записи русского А.В. Бурдукова, датированные 1912 годом, ученый описывает жертвоприношение, свидетелем которого ему довелось стать:
  
   "Указывая на блестящее парчовое полотнище, красиво переливающееся на солнце, приближенные Дамбижанцана рассказывали о только что прошедшем празднике освящения знамени, о том, как в жертву знамени был принесен пленный китаец, которому, однако, неопытный палач не сумел сразу отрубить головы, так что пришлось обратиться к более опытному".
  
   На архаическом, родоплеменном этапе развития культуры жертвенные убийства пленных во время войн или при исполнении ритуалов погребения павших были общепринятой практикой. Племена скифов, отдаленных предков славян, с которыми связывают происхождение легенд об упырях и вурдалаках - оживших мертвецах, питавшихся кровью - не были исключением из этого правила. Византийский историк Х века Лев Диакон засвидетельствовал один из множества обрядов скифской "воинской магии" сопровождавшихся человеческим жертвоприношением:
  
   "И вот, когда наступила ночь, и засиял полный круг луны, скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, утопив их в водах Истра".
    
   Широко практиковались человеческие жертвоприношения у древних кельтов; галлы так же имели обыкновение пить кровь врагов и обмазывать себя этой субстанцией. Описанные обряды оказались настолько живучи, что на многие столетия пережили породившие их религии и продолжили существовать уже после прихода христианства. Сам Джеймс Фрэзер, автор фундаментальных исследований по истории магии, культов и ритуалов, обычно подкреплявший научные выводы этнографическими материалами, полученными от миссионеров, наблюдавших и описывавшими жизнь примитивных народностей Азии Африки или Океании, когда речь зашла о крови, вынужден был отступить от правила и обратиться к личному опыту:
   "Самому мне довелось наблюдать, как современные ирландцы поступают таким же образом (как поступали их далекие предки - прим. автора) с кровью друзей. Присутствуя на казни знаменитого изменника Мурро О'Брайена в городе Лимерик, я видел, как старая женщина - его приемная мать - взяла отрубленную голову и выпила всю вытекавшую из нее кровь со словами, что земля недостойна ее впитать; она вымазала ею лицо и грудь, рвала на себе волосы и кричала истошным голосом." - следует подчеркнуть, что Фрэйзер ведет речь о событиях имевших место во второй половине девятнадцатого века, вошедшего в историю как век повсеместного торжества науки и прогресса, первая редакция книги была опубликована в1890 году.
  
   Обряды жертвоприношений и ритуальных кровопусканий были настолько широко распространены, а вера в их могущество так велика, что даже вытесненные из активного обихода в дальние тайники коллективного бессознательного, они остаются основой целых пластов человеческой цивилизации: суеверий, легенды, произведения искусства и субкультур, к числу которых, безусловно, относится и современный культ вампиров.
   Магическое наследие архаики важный, но отнюдь не единственный фактор, давший жизнь современному культу вампиров. Другой составляющей стала сама природа - мир естественных кровососущих паразитов - вампиров.
  
      -- Мир природных вампиров: плотоядные деревья и кровососущие паразиты
   С древнейших времен человеческая кровь стала желанным трофеем для жрецов, ублажавших своих алчных и злобных богов, бесчисленных чародеев и колдунов. Но все же они были далеко не единственными охотниками за алой жизнетворной субстанцией.
   Весь мир вокруг - растения, насекомые, животные и загадочные твари, которым нет имен, - словно ступили в тайный кровавый сговор и объявили кровавую охоту на человека. С тех пор человечество прошло долгий путь - познало разочарования в силе колдовства и успех научных достижений, заглянуло в тайны строения атомов, спустилось во впадины океанского дна, ступило на лунный грунт - но все так же мало знает о собственных опасных соседях по планете.
  
   Рассказы о растениях, пожирающих плоть, стали появляться в Европе с началом эпохи великих географических открытий, хотя они неизменно наталкивались на скепсис ученых, которые относили истории подобного рода к разряду дикарских сказок. Но в шестидесятых годах ХУШ века науке пришлось серьезно пересмотреть свое отношение к растительному миру - в Европу прибыли первые экземпляры дионеи (Dionaea muscipula), известной еще под названием "венерина мухоловка". Сегодня "венерина мухоловка" перестала быть образчиком экзотики, ее можно приобрести во многих цветочных магазинах.
   Это небольшое растение, со слаборазвитой корневой системой, в естественных условиях произрастает на бедных болотистых почвах, и восполняет недостаток питательных веществ, поглощая мелких насекомых, преимущественно мух. Мошки или мухи попадают на вогнутые, липкие листья-чашечки, окаймленные прочными ресничками, которые сразу же захлопываются, наподобие ладоней, в импровизированном зеленом "желудке" начинается процесс переваривания добычи. Пытаясь высвободится, обреченное насекомое стимулирует клетки растения и только ускоряет процесс выброса ферментов. Процесс переваривания занимает до десяти дней, неповрежденной остается только хитиновая оболочка.
  
  
  
   В 1818 году натуралист Жозеф Арнольд обнаружил в лесах Суматры еще одно хищное растение - раффлезию (Rafflesia), это растение лишено корней стеблей и листьев и неспособно самостоятельно осуществлять фотосинтез, зато цветок раффлезии простирается на целый метр, весит около 15 килограммов и источает сладковатый аромат падали. Все необходимые вещества раффлезия получает из растения-хозяина - ее семя выпускает маленький корешок, внедряется внутрь и пронизывает тело растения-донора тонкими нитями. Зловонный запах привлекает к цветку полчища насекомых - мух и жуков, которые гибнут, оказавшись в липком и вязком центре цветка.  Семена раффлезии разносят на подошвах слоны. Природа редко прощает вторжение в свои сокровенные тайны - первооткрыватель растения-паразита умер не в долге после совершенного открытия, его работу по завершению вида завершали коллеги.
   Но тропические леса таят в себе и много более пугающие открытия - долгие века Мадагаскар называли "землей дерева-людоеда". Растение, давшее местности зловещее название впервые описал немецкий естествоиспытатель Карл Лихе:  дерево с широким и толстым стволом в форме ананаса, высотой около двух с половиной метров, с заостренными листьями и длинными, гибкими лианами, способными захватывать добычу - мелких животных. Среди листьев находились два естественных образования, похожих на гигантские ладони или чаши.
   По свидетельству натуралиста, местные аборигены имели традицию устраивать у дерева самый необычный культ жертвоприношения, о котором ему когда-либо приходилось слышать. После ритуальных плясок члены племени принудили молодую женщину взобраться по стволу и выпить липкий сок из своеобразных, погожих на чаши листьев. Отведав вязкую жидкость, она впала в транс и утратила способность сопротивляться - гибкие лианы оплели ее плотным клубком. Обездвиженное тело оказалось зажато между гигантских тарелок, которые стали медленно, но неуклонно сжиматься, до тех пор, пока полностью не скрыли свою жертву. Когда крики и стоны агонизирующей жертвы смолкли, из гущи сомкнувшихся листьев брызнула струя жидкости, в которой были смешаны человеческая кровь, ядовитый сок дерева и фрагменты непереваренных человеческих тканей и костей. Так растение удовлетворяло свои биологические нужды, потребляя человеческую кровь и ткани.
   Особым запахом  привлекает к себе жертв - обезьян - еще одно плотоядное древо, обнаруженное и описанное в 1970 году бразильским естествоиспытателем Марианодо Сильвой на границе между Бразилией и Гайаной. Листья на верхушке дерева смыкались над неосторожными животными, заворачивая их в плотный кокон. Одурманенные специфическим ароматом обезьяны впадали в состояние подобное коме и погибали в полном молчании, а через три дня дерево-вампир снова расправляло листья, выбрасывая на землю лишь иссохшие кости. Но до сегодняшнего дня ученые так и не смогли получить образцов этих уникальных представителей тропических лесов.  Как нет пока в арсенале ботаников образцов черной лианы, способной высасывать кровь у собак и мелких животных, произрастающей в Никарагуа, которую описал натуралист Дж. Данстен, или же кактусов с огромными, острыми, как кинжалы колючками, ствол которых способен высасывать кровь из людей и животных, попавших на шипы.
   Итак, плотоядные растения и растения-вампиры обладают органами, выделяющими ядовитые вязкие и густые соки для привлечения новых жертв, они способны расщеплять органические ткани, двигаться и наделены рефлексами, которые побуждают их уничтожать все живое оказавшееся в зону досягаемости. Эти природные феномены служат своего рода переходной ступенью между животным и растительным царствами, ведь разнообразие естественных вампиров, созданных самой природой, не исчерпывается растениями, и далеко не все созиданья, живущие за счет чужой крови столь же экзотичны.
  
   Чтобы повстречать наиболее распространенных естественных вампиров, не придется пересекать океан и углубляться в малоисследованные заросли сельвы - достаточно распахнуть вечером форточку, или совершить вылазку к ближайшему болотцу. Комары, слепни, мошка, волосатики, клопы, блохи, уховертки, пиявки и еще множество обыденных представителей беспозвоночных поддерживают жизнь, питаясь чужой, в том числе человеческой кровью. При таком источнике питания неудивительно, что даже вокруг этих существ, добрых знакомых каждого среднестатистического европейца, возникло множество предрассудков и легенд. Обратимся к наиболее распространенным, чтобы отделить правду от вымысла и определить степень опасности.
   Миниатюрные вампиры - кровососущие комары (семейство Culicidae) распространены наиболее широко - личинки комаров размножаются с угрожающей скоростью, их численность может достигать 600-800 экземпляров на квадратный метр поверхности водоема, а за один перелет они способны покрыть до трех тысяч километров. Вопреки распространенному мнению, на кровавой диете находятся лишь четыре вида из тридцати двух семейств комаров. Кровью питаются исключительно самки - она необходима женским особям комаров в качестве белковой пищи для успешного созревания яиц. Распространенное мнение, о том, что лишенные возможности сосать кровь комары вымрут как вид, не соответствует действительности. Ученые установили, что белки для развития потомства могут поступать не только из пищи, но и непосредственно из мышц самок, главным образом грудных, приводящих в движение крылья. Такие особи теряют способность к полету, однако их потомство вполне жизнеспособно.
   Комары разыскивают добычу по запаху - человек, разогретого физической работой или больной в жару - особенно сильно привлекают комаров. У комара, прокусившего кожу, течет слюна - но не в предвкушении лакомства. Слюна содержит вещества, препятствующие свертыванию крови. Именно они вызывают хорошо известные всем нам зуд и покраснение кожи в районе ранки, и даже могут вызвать аллергию. Главная опасность, исходящая от комаров - инфекционные заболевания от малярии до туляремии и некоторых форм энцефалита, переносчиками которых они являются.
   В среде туристов, дачников и грибников можно услышать пугающие истории о "летающих клещах", обитающих в российских лесах и при первом удобном случае набрасываются на людей, высасывающих из человеческого тела всю кровь до последней капли. Под "летающими клещами" обычно подразумевают наружных паразитов млекопитающих и птиц - мух-кровососок (семейство Hippoboscidae).
   Но это не более чем досужие домыслы - несмотря на угрожающее название "кровососки" жалят чрезвычайно редко, а их укус приводит лишь к легкому местному раздражению кожи. Последствия встречи со значительными количествами мошки (семейство Simuliidae) могут быть куда опасней. Антикоагулянт, поступающий в ранку при укусе мошки чрезвычайно токсичен. При множественных укусах может развиться общее отравление, зафиксированы случаи гибели скота, вызванные массовым нападением этих кровососущих паразитов. Мошки являются переносчиками туляремии, сибирской язвы, заболеваний крупного рогатого скота и птиц.
   Самыми крупными представителями гнуса являются слепни (семейство Tabanidae), потому пищи ему требуется большее количество - за одно кровососание слепень поглощает столько же крови, сколько способны выпить 70 комаров или 4000 мокрецов. Принявшись сосать кровь, насекомое теряет всякую осторожность, слюна слепня содержит гемолизин - вещество, растворяющее эритроциты крови, - один из многих природных ядов. Не удивительно, что атака большого числа слепней может окончиться плачевно для жертвы. Зафиксированы случаи гибели лосей, лошадей, и даже людей которых "заели" слепни.
   "Городские легенды" туристов: Еще одно насекомое, за которым тянется шлейф зловещих мифов - уховертка (Dermaptera). Считается, что уховертка залезает в ухо спящим, протыкает барабанную перепонку и добирается до мозга, затем насекомое пожирает мозг, растет, становится все больше, пока не достигнет размеров гусиного яйца, вскоре жертва умирает в страшных мучениях. Приведенный выше ужасающий сценарий развития событий не более чем "городская легенда" - даже попав в ухо, уховертка не может причинить человеку серьезного вреда. Изредка она может проколоть до крови нежную кожу, а свое угрожающее оружие использует преимущественно для охоты на других насекомых. Но насекомые далеко не единственные соседи человека с задатками вампиров, пугающие истории сопровождают многих беспозвоночных представителей водного мира. Не менее пугающими народными поверьями окружен и круглый червь - волосатик (Gordius aquaticus). Считается, что проглоченные вместе с водой волосатики могут стать причиной серьезных заболеваний. Еще говорят, что волосатики способны проникать в тело человека сквозь кожу, жить и размножаться там, а затем прокалывать глубокие сквозные отверстия и выходить наружу, вызывая нестерпимые мучения. Подобные ничем не подтвержденные истории распространены настолько широко, что перепуганные люди бросаются прочь от водоемов, в которых замечены волосатики. Хотя волосатики и в самом деле паразитические черви, них жизненный цикл связан исключительно с насекомыми. В человеке и домашних животных волосатики некогда не паразитируют, поэтому ни бояться, ни тем более уничтожать их не следует.
   Настоящей королевой беспозвоночных вампиров, обитающих в водной среде, следует признать "медицинскую" пиявку (Haemopis sanguisuga L.). Рассказы о беспечных купальщиках, обескровленных этими представителями типа кольчатых червей, прочно заняли место в копилке современного городского фольклора. Действительно - пиявки имеют обыкновение нападать на человека и животных в воде и даже на берегу, они не имеют хоботка, зато располагают переднюю и заднюю присоски, а так же три мускульных валика завершающихся хитиноидными зубчиками в ротовой полости. Сильными челюстями она разрезает кожу и начинает высасывать кровь. Пиявка чрезвычайной прожорлива, поскольку откладывает часть пищи (высосанной крови) в объемистый зоб, и становится в 3-4 раза толще. Насытившись, пиявка отваливается сама, но несмотря на такой отменный аппетит, достоверно не зафиксировано случаев смерти или серьезных расстройств здоровья, возникших у человека в следствии укусов пиявок. Напротив - способность медицинской пиявки отвлекается кровь от внутренних органов, снижать артериальное давление и разрушать тромбы за счет природных антикоогулянтов с давних пор используется в медицине, а из слюнных желез пиявок добывается гирудин - ценное лечебное и профилактическое средство.
   4. Нетопырь - черный принц ночи.
   Беспозвоночные кровососущие паразиты широко распространены практически во всех регионах планеты, но классической "визитной карточкой" современного вампира стали не они - а куда более экзотичное существо - летучая мышь. Почему это в общем случае безобидное существо превратилось в эмблему рыцаря ночи и символ демонических сил? Это произошло не сразу. Летучие мыши (Microchiroptera) -- относятся к классу млекопитающих, подотряду рукокрылых, их виды обитающие в Европе и Азии, не представляют опасности для человека - хотя образ жизни летучих мышей мог казаться нашим предкам загадочным и даже зловещим.
   Анатомическое строение летучей мыши уникально - прочная кожистая прочная перепонка соединяет пальцы передних лапок, в процессе эволюции они достигли гигантской длины, и могут использоваться как крылья. Подобное приспособление для полетов было только у древних ящеров - птеродактилей.
   Благодаря крыльям летучая мышь единственное млекопитающие, способное к полету, она может развивать скорость до 36 километров в час. Но полет требует огромных энергетических затрат: в три - пять раз больше, чем при других способах передвижения. Поэтому летучая мышь нуждается в обильном питании - ее рацион составляют насекомые: ночные бабочки, комары, жуки и личинки.
   Благодаря еще одной уникальным способности - эхолокации - летучая мышь имеет значительное преимущество перед своими жертвами. Во время полета она транслирует серию ультразвуковых сигналов, которые преобразуются в "картинку", как на экране родара. Каждый вид летучих мышей работает на своей "волне", с легкостью перемещается даже в полной темноте, поэтому крылатые хищницы ведут ночной образ жизни, день же проводят в спячке - повисают на задних лапках, уцепившись за неровную древесину или выступ камня, заворачиваются в свои огромные крылья и засыпают.
   "Мобильные вампиры" Именно такой способ сна - свесившись вниз головой - новейший фольклор приписывает вампирам во время дневного отдыха, и этот широко популярны образ был использован оператором мобильной связи "Билайн" в телевизионном рекламном ролике и рекламных постерах. Однако, остроумный рекламный ход вызвала неоднозначную реакцию населения. Представители религиозных концессий Российской Федерации и Украины обращались в уполномоченные органы с требованиями запретить рекламный ролик как содержащий сатанинские образы, оскорбляющий чувства верующих и угрожающий психическом здоровью граждан. Хотя официального запрета ролика и изображений не последовало, но заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров отметил: "Трудно найти этическую грань, этот случай, возможно, самый неочевидный в сравнении с теми, с которыми мы сталкивались ранее. Мы будем рекомендовать каналам не транслировать эту рекламу" - вызвавшая столько споров рекламная компания была прекращена 16 января 2006 года.
   На зимний период летучие мыши сбиваются в стаи в стаи, затем укрываются в пещерах, дуплах деревьев, кладбищенских склепах и впадают в длительный анабиоз - температура их тела понижается иногда до 3-5 градусов и все жизненные процессы замирают. Летучие мыши очень чувствительны к изменениям температуры и влажности, а каждое их весеннее пробуждение сродни маленькому чуду: осенью в организме летучей мыши аккумулируется запас особого жира, сжигая который после пробуждения они могут быстро повысить температуру тела на несколько десятков градусов. Этот природный "внутренний обогреватель" летучая мышь может использовать всего один раз за сезон - случайное пробуждение зимой может стоить ей жизни.
  
   Очевидно, что классические вампиры многое позаимствовали из анатомического строения летучей мыши - способность к длительному анабиозу, похожему на смерть с последующим воскрешением, чрезвычайная чуткость к шумам и способность ориентироваться во мраке, ночной образ жизни, даже любимое положение для отдыха - свесившись вниз головой и завернувшись в плащ, словно в крылья. Колонии летучих мышей могли облюбовать для поселения кладбище, заброшенную часовню, шахтную штольню, пещеры, склепы, пустующие домах, а их засушенные или истолченные тушки, слюна и кровь были необходимой частью колдовских снадобий. Страхи и суеверия превратили летучую мышь в непременную участницу дьявольских шабашей.
   Поваренная книга истребителя вампиров: Непреложный закон жизни гласит, что охотник и жертва могут легко обменяться местами - отважная ночная хищница, летучая мышь и сама нередко оказывалась на обеденном столе в качестве "дежурного блюда". Приготовить рукокрылых проще простого, утверждают бывалые гурманы, это блюдо популярно у многих народов. Кулинарный изыск напоминает по вкусу молоденького цыпленка, очень благоприятно влияет на здоровье и пищеварение, поскольку содержит ничтожное количество жира. В Китае принято считать, что мясо летучих мышей улучшает зрение, в индии смесью жира и крови летучих мышей лечат ревматизм и артрит, а в Камбодже аналогичное снадобье применяют от кашля. Мелких представителей рукокрылых принято готовить целиком, обжаривая на открытом огне или на сковороде. Поедают их тоже целиком, наслаждаясь характерным хрустом мелких косточек. Но те, для кого вид изжаренного крылатого создания, может стать непреодолимой преградой к наслаждению его вкусом, могут срезать мясо и приготовить только его, как обычное жаркое. " Опалить тушки крыланов, чтобы удалить шерсть. При желании отсечь головы и крылья. Растолочь вместе соль, перец, чеснок и втереть в мясо, оставив его пропитываться этой смесью минимум на час. Жарить в гриле при средней температуре или на открытом огне, пока на тушках не образуется корочка." - вот и все - блюдо готово. Единственное о чем следует помнить любителям ьт кулинарной экзотики, что в процессе термической обработки от тушек летучих мышей исходит специфический запах, заглушить который помогут традиционные специи - перец-чили, лук или чеснок.
   Последнюю точку в тождестве нетопырей и вампиров поставило открытие подсемейства летучих мышей - гематофагов ( Desmodontinae), которые обитают исключительно в Латинской Америке - от Мексики до Аргентины. Подсемейство кровососущих мышей включает всего три вида - обыкновенный десмод (Desmodus rotundus), белокрылый вампир (Diaemus youngi) и мохноногий вампир (Diphylla ecaudata). Десмоды безошибочно отыскивают свою теплокровную добычу благодаря особым инфракрасным рецепторам, расположенным в области носа. Зубы, ротовая полость и пищеварительная система вампировых наилучшим образом адаптирован к их кровавой диете - клыкообразные резцы с острыми краями с легкостью рассекать кожу жертвы, пищевод очень короткий, а желудок снабжен особым кишкообразным выростом. Обнаружив теплокровное животное, вампир опускается на него, находит участок кожи, слабо покрытый шерстью или перьями: уши у млекопитающих, гребень у кур, холку у лошадей. Острые клыки прокусывают кожу, прикладывает нижнюю сторону языка. При этом боковые стороны языка заворачиваются вниз, создавая трубку, как к ранке, и специфическими движениями языка вперёд и назад создает вакуум в ротовой полости, заставляющий кровь течь вверх. За один прием пищи летучая мышь может проглотить от 20 до 60 миллилитров крови - объем эквивалентный одной - двум чайным ложкам не велик по человеческим меркам, но по сравнению с собственным весом летучей мыши это составляет 60% массы тела. Летучая мышь - вампир выходит на охоту только в полной темноте, и вынуждена ежедневно искать новую жертву - белок крови усваивается очень быстро - поголодав всего два дня, летучая мышь обречена умереть. Нестерпимый, изнуряющий, патологический голод, терзающий вампиров - еще одна черта, позаимствованная ими у своих естественных сородичей.
   Стоп-кадр. "Голод" - роман, фильм, сериал, веха. Голод, пожирающий вампиров, стал источником вдохновения для людей искусства. Сначала он побудил сотрудника рекламного агентства Уитли Страйбера создать роман, который мгновенно вознес автора к вершинам литературной славы. Вскоре роман был экранизирован. Постановку проекта, задуманного как малобюджетный артхауз, своего рода интеллектуальная провокация, доверили режиссеру-дебютанту Тони Скотту. Так, в 1983 году, миру явился "Голод". Картина сразу же приобрела статус культовой и до сих пор остается вехой в истории готической субкультуры. Катрин Дэнев, Дэвида Боуи, Сьюзан Сарандон блестяще воплотили на экране древнюю как мир историю, о людях, готовых обменять жизнь на всепожирающую страсть, получить столетия молодости в обмен на внезапное одряхление, и о вампире, обреченном платить за вечную жизнь вечным же голодом. Даже композиция группы Bauhaus "Bela Lugosi's Dead" написанная в 1979 году, прозвучав в фильме, приобрела новое звучание, и дала жизнь инфернальному слогану готов - ""Goth's Undead"" - "Готы бессмертны!". В 1997 году Тони и Ридли Скотт решились развить свой успех, начав беспрецидентный телевизионный проект с таким же названием. Сериал голод выходил в течении трех сезонов с 1997 по 2000 год, а каждая новая серия проекта отличалась от остальных - основой сценариев служили знаковые произведения мастеров мистики - от Эдгара Алана По до Брайана Ламли, а для постановки приглашали ведущих режиссеров - от самого Скотта до Рассела Малкехйя и Кристиан Дюгуэйя. Сериал "Голод" объединил лучших профессионалов современного кино, и стал явлением, гораздо большим, чем подборка стандартных историй о вампирах, растянутая на долгие часы эфирного времени. "Голод" завораживающее, философское повествование о любви и смерти, о предательстве и сексе, о сжигающих душу тайных страстях и запретных чувствах. Сага обо всех возможных проявлениях голода, который властвует над людьми.
   Опасности голода превратили вампировых летучих мышей в социальных существ -антикоагулянты и обезболивающие ферменты, содержащиеся в их слюне, позволяют целой группе поочередно напиться из ранки одной жертвы. Больше того - летучие мыши умеют спасать сородичей от голодной смерти, переливая проглоченную кровь из своего рта в рот другой мыши. Хотя летучие вампиры нападают фактически на всех теплокровных, включая человека, даже их множественные укусы не способны причинить серьезной кровопотери, основная опасность, которая исходит от десмодов - заражение бешенством и другими опасными инфекциями. Летучие мыши единственное теплокровное существо, обладающее врожденным иммунитетом к этой болезни.
   Человеческая вера в злую силу летучих мышей настолько всепобеждающа, что даже сегодня, в эпоху торжества медицинских знаний, коренные народности Латинской Америки склонны винить в смерти сородичей, инфицировавшихся смертельным заболеванием через укусы летучих мышей, колдовство. Древние суеверия оказываются препятствием к организации эффективных профилактических мероприятий, средства на организацию которых систематически выделяет ООН и ЮНИСЕФ. В 2004 году вспышка бешенства поразила северные районы Перу, заболевание, последовавшее за укусами летучих мышей, унесло жизни одиннадцати малышей из индейских племен. Напуганные жители перуанской провинции Кондорканки отказались от медицинского освидетельствования первых заболевших - их смерть истолковали как происки злых духов - индейцы покинули насиженные места и углубились в джунгли, хотя массовая вакцинация могла бы спасти их жизни. По статистическим данным, за 2004 год летучие мыши-вампиры только на территории Перу укусили 1101 человека, 34 из которых заразились бешенством и умерли. Возросшую агрессивность животных, обычно пугливых и очень осторожных, специалисты объясняют нарушением экологической системы сельвы, где вырубка лесов приняла катастрофические масштабы. В то же время эпидемиологи подчеркивают, что оснований для паники нет, и призывают местное население воздержаться от истребления редких видов кровососущих летучи мышей. Они нападают на человека лишь в редких случаях, не отыскав другой подходящей добычи, а своевременно сделанные прививки - надежный способ защититься от заболеваний, которые переносят рукокрылые вампиры.
   Сегодня, как и в древнейшие времена, человеку приходилось сосуществовать с огромным количеством кровососущих паразитов, контакты с которыми представляют опасность и даже могут окончиться трагически. Суеверия и легенды множились вокруг вампиров созданных самой природой, и в то же время божества политеистического пантеона и мифологические сущности наделялись чертами реальных представителей царства природы. Этот непрерывный взаимообмен оказывал влияние на формирование культурологического феномена "вампир".
  
   Дж. Фрейзер "Золотая ветвь", Политиздат, - М., 1984 г.
  
   Эдвард Тайлор "Первобытная культура", Политиздат, -М., 1989 г..
   Дж. Фрейзер "Золотая ветвь", Политиздат, - М., 1984 г.
   Дж. Фрейзер "Золотая ветвь", Политиздат, - М., 1984 г.
   По материалам официального сайта автора романа http://www.stepheniemeyer.com/, а так же русской версии официального релиза фильма "Сумерки", представленному на сайте http://www.twilightthemovie.ru
   Мезоамерика - термин используется при описании древних цивилизаций Доколумбовой Америки ()майя, инки, ацтеки), располагавшихся на территории современных Мексики, Гватемалы, Сальвадора, Гандураса и Никарагуа.
  
   По материалам журнала "Вокруг света", февраль 2009 г.
   "Кровавя жертва или воззвание к небесам?" Г. Ершова, кандидат ист.наук, журнал "Вокруг света", N3 (2786), Март 2006
   Мифологический словарь под ред. Мелитинского, М., "Советская энциклопедия", 1990 г.
   Эсхатологический - предполагающий скорый конец света.
  
   Лев Гумилев "Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению.", глава "Тибетский вариант". Цитируемый эпос повествует о происхождении населения Тибета, ведущего свой род от брака горной ведьмы "ракшас" и царя обезьян.
  
   Дамбижанцан, известный так же как Джа-Лама, в начале ХХ века возглавлял борьбу монголов против китайского владычества, именовал убийство врагов великим жертвоприношением буддийским богам.
  
   Лаврин А. П. "Хроники Харона" 1993 г.; Изд-во: М.: Московский рабочий
   Лаврин А. П. "Хроники Харона" 1993 г.; Изд-во: М.: Московский рабочий
   Дж. Фрейзер "Золотая ветвь", Политиздат, - М., 1984 г.
   Эпоха великих географических открытий - период с XV веке до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские пути, разыскивая товары, пользовавшиеся большим спросом в Европе.
  
   Терёхин Э. С. Жизнь растений. В 6-ти т. / под ред. А. Л. Тахтаджян -- М.: Просвещение, 1980.
   По материалам сайта http://www.paranormal-news.ru
   По материалам: Цуриков М.Н. "Беспозвоночные: следует ли их бояться?" Воронежский государственный университет, заповедник "Галичья гора", опубликовано на сайте http://humane.evol.nw.ru
  
   По материалам: Цуриков М.Н. "Беспозвоночные: следует ли их бояться?" Воронежский государственный университет, заповедник "Галичья гора", опубликовано на сайте http://humane.evol.nw.ru
  
   По материалам сайта http://www.gazeta.ru
   С.С. Мосияш. Летающие ?ночью. М.: Знание, 1985
   Джерри Хопкинс "Экстремальная кухня. Причудливые и удивительные блюда, которые едят люди", ФАИР-Пресс 2006г.
   "Bela Lugosi's Dead" - "Белла Лугоши мертв". Белла Лугоши - легендарный исполнитель роли графа Дракулы в кинокартинах двадцатых - тридцатых годов прошлого века.
   Истинные знатоки готической субкультуры настаивают на другой версии перевода слогана, обладающей ощутимой инфернальной подоплекой - "Неумершие (непогребенные) - это готы".
   В 2003 году на основе генетически модифицированной слюны летучей мыши Desmodus rotundusбыл создан фармацевтический препарат десмотеплаза. Препарат препятствует свертыванию крови и используется в целях профилактики и лечения инсультов, тромбофлебитов, других заболеваний крови.
   Статистические данные и факты приводятся по материалам информационного агентства Reuters.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
Оценка: 4.73*9  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"