Горьковский Павел : другие произведения.

Запрещенный Тесла

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.60*12  Ваша оценка:
  • Аннотация:

    Внимание! Книга является научно - полемической литературой, а не техническим пособием по сборке пресловутой "катушки Теслы". Если тебе, любезный читатель, придет в голову наивная фантазия самостоятельно воплотить идеи славянского гения в жизнь и в итоге тебя лично шарахнет плазмоидом - ни я как автор, ни издательство ответственности не несем. Соблюдайте технику безопасности при работе с высокими напряжениями! Популярнейший изобретатель своей эпохи, потеснивший на научном Олимпе самого Эйнштейна, Никола Тесла остается самым недооцененным и запрещенным ученым XX века. Кто и зачем подменяет его революционные открытия нагромождением мифов и псевдонаучных спекуляций? Почему большая часть творческого наследия Теслы хранится в секретных архивах спецслужб и используется исключительно военными ведомствами в проектах подобных GWEN? Кем он был на самом деле - первооткрывателем техногенного шантажа, тектонического и климатического оружия, или человеком, способным подарить людям неисчерпаемый источник бесплатной энергии? Читателей ждет так же увлекательный экскурс в историю создания электрического стула, прогулка по передающей башне Уорденклифф, простая и доступная схема катушки Теслы, познавательный обзор патентных уловок сербского ученого. В книжке присутствуют картинки, ее можно читать детям и цитировать любимым женщинам, даже если они блондинки!
    Купить на "ОЗОНе"


  1. Эволюция мифа: от эпохи технического прогресса к нео-готике.
  
  ...По тесным улочкам промышленного предместья шагал человек. Порывы ночного ветра бессильно разбивались о его высокую, прямую фигуру, а лунный свет подчеркивал гордую осанку и орлиный профиль. Путник с трудом разбирал дорогу в тусклом свете газовых фонарей, морщился, вдыхая предутренний воздух, прогорклый от фабричного дыма и угольной копоти, и все больше ускорял шаг. Посланцу из светлого будущего нужно было торопиться - слишком много работы ждало его в далеком от совершенства мире конца девятнадцатого века....
  
  Пожалуй, из всех возможных легенд, связанных со своим происхождением, Никола Тесла выбрал бы именно эту - быть посланником будущего, призванным ускорить прогресс человечества. Но к великому огорчению досужих журналистов, современники не могли высказать такой эффектной гипотезы, логично объясняющей многие странности и неоднозначности биографии ученого.
  Научно-фантастический термин "прогрессор", и сам жанр научной фантастики, в середине девятнадцатого века еще были неведомы человечеству. Эпохальный роман Герберта Уэллса "Машина времени" увидел свет только в 1895 году, когда Никола Тесла уже успел поработать на предприятиях Эдисона и Вестингауза, получить свои основные патенты и обзавелся собственной лабораторией. В конце девятнадцатого века - "века технического прогресса" - он успел снискать достаточно славы, чтобы его поклонники, как и его гонители, снова и снова задавались вопросом -
  Кто же такой Никола Тесла?
  Существует ли этот человек на самом деле или за непривычным американскому уху славянским именем скрывается сразу несколько лиц? Достаточно ли у этого заезжего господина знаний и навыков чтобы самостоятельно совершать открытия подобного масштаба или он всего лишь талантливый авантюрист и "мастер световых эффектов"?
  Итак, начиная с самого факта появления на свет, ученого окружали легенды. Но легенды, преследовавшие его при жизни, и мифы, плотной завесой окутавшие его имя сегодня, отличаются самым кардинальным образом и служат разным целям. Чтобы осознать это важнейшее различие, предпримем небольшой экскурс в недавнюю историю, и вспомним, как менялись некоторые доминанты общественного сознания за прошедшие полтора столетия.
  
  Никола Тесла родился 10 июня 1856 года, когда девятнадцатый век уверенно шагнул во вторую половину и по праву стал называться "веком технического прогресса". Наука вытеснила религию на задворки сознания человека нового времени, а "прогресс" превратился в главную идеологию.
  Достижения теоретической науки воплощались в практические изобретения быстрее, чем труды ученых мужей выходили из-под типографского станка, а новые технические достижения меняли жизнь каждого - от высокопоставленных политиков и урожденных аристократов до простых обывателей самым радикальным образом. Вчерашние наездники пересаживались из седла и коляски в поезда, а затем - на механические "самодвижущиеся коляски"; вчерашние портнихи откладывали иглу и осваивали швейные машины; доктора прославляли прививки и гигиенические процедуры, рассматривали человеческое тело как сложный и совершенный механизм; военные приценивались к новейшим взрывчатым веществам и воздухоплавательным шарам; цирюльники обесцвечивали волосы клиенток химическими порошками и завивали посредством электричества; домохозяйки привыкали зажигать примусы с вечной иглой и газовые плиты; детишки тянулись к механическим игрушкам, самой желанной из которых очень быстро стала "железная дорога". Даже сыщику теперь полагалось орудовать лупой и микроскопом не менее ловко, чем револьвером, и руководствоваться в умозаключениях безупречным, сугубо научным "дедуктивным методом". С наивной искренностью неофита человечество уверовало в безграничную силу прогресса: победа над болезнями, голодом, стихиями, нищетой и социальным неравенством подставлялась многим всего лишь вопросом времени и развития науки и техники.
  Героями нового времени становились путешественники и естествоиспытатели, покорившие пространство при помощи прогресса; военные и политики, несущие прогресс далеким от цивилизации обитателям Азии и Африки; археологи, раскрывшие тайны времени; барышни-суфражистки, отважно требующие равного избирательного права; промышленники - особенно если они были выходцами из социальных низов, сумевшими разбогатеть благодаря достижениям технического прогресса, как Генри Форд или Август Вильгельм Майбах. Но вершина в пантеоне славы девятнадцатого века безоговорочно принадлежала главным творцам прогресса - людям науки.
  УЧЕНЫЙ - аскет и интеллектуал, уединившийся в лаборатории среди чудесных механизмов, со всклокоченными волосами, в рубахе с исчерканными формулами манжетами и забрызганном химическими реагентами переднике. Экспериментатор рассеянный и далекий от бытовых мелочей, мало заботящийся о деньгах, и начисто позабывший о сне ради нового великого открытия - чуда, несущего благо всему человечеству - таким был истинный и главный герой эпохи прогресса.
  Вполне закономерно, что повзрослевший в это удивительные, полные оптимизма, годы, Никола совершил выбор, симптоматичный для своего времени. Выходец из династии православных священнослужителей, он предпочел церковной карьере путь изобретателя и первооткрывателя, путь ученого. Он с готовностью сложил к подножью пьедестала науки и личное счастье, и бытовой комфорт, и собственные финансовые средства. Многообещающий физик и талантливый инженер-электрик, юноша оказался фанатично трудолюбив, удачлив и достаточно практичен, чтобы добиться впечатляющего профессионального и финансового успеха, в меру эксцентричен и артистичен, чтобы привлечь к своим "проектам" внимание прессы и столпов финансового общества.
  Его изобретения изменили лицо прогресса и стали частью повседневного быта тысяч людей достаточно быстро, чтобы наделить ореолом "практической ценности" любую его новую идею. Так что еще до начала нового, двадцатого столетия, Тесла уже по праву занял место ключевой фигуры своего времени - технического гения.
  
  В ту безоблачную эпоху даже привычная мистика хирела и чахла в тени "его Величества Прогресса". Вездесущие естествоиспытатели пробирались на спиритические сеансы и пытались записать на фонограф потусторонние голоса, журналисты таились в темных нишах старинных замков в надежде произвести фотосъемку призраков, врачи с легкостью объясняли феномен "вампиризма" врожденными патологиями кровеносной системы и советовали хатха-йогу как "доступное домашнее средство в лечении геморроя", химики исследовали чародейские средства Вуду, и обнаруживали в них банальный змеиный яд. Механические устройства "производящие целительные магнетические волны" подавались как горячие пирожки, авторитетные физики искали научных объяснений феномену автоматического письма. Казалось, что последняя преграда между наукой и необъяснимым вот-вот рухнет, явив миру самые тайные пружины мироздания.
  Потому и мифы, которыми дарил своих современников век прогресса, были неизобретательны, однообразны и попросту скучны.
  На протяжении долгой жизни Николо Теслы приоритеты его научных интересов, взаимоотношения с родственниками, привычки, характер, почерк и даже внешность несколько раз менялись внезапно и необъяснимо. Но в эпоху прогресса даже самым яростным ненавистникам не приходило в голову объявить, что ученого подменили в детском или более зрелом возрасте "выходцем с планеты Венера", как предполагает Маргарет Сторм в мистической биографии Никола Теслы "Возвращение миротворца". Авторы сегодняшних популярных публикаций соревнуются в измышлении все более и более экзотичных версий происхождения ученого: "Он был искусственно созданной особью, наделенной особым, сверхчеловеческим интеллектом" или же "Место сербского юноши занял заблудившийся во времени прогрессор - человеком из будущего". В то же время у современников Николо Теслы не нашлось достаточно фантазии хотя бы объявить талантливого серба незаконнорожденным наследником королевской династии! - как, в частности, приписывалось светской молвой его близкому знакомому, поэту-декаденту Георгу Виреку, якобы являвшемуся внебрачным внуком Вильгельма П, отрекшегося от престола германского кайзера,.
  Напротив, современники - недоброжелатели и конкуренты - предпочитали с завидным упорством называть Никола Теслу "создателем иллюзий", "главным электрическим чародеем", "магом" и "кудесником". На то имелись веские причины, к которым стоит вернуться несколько позднее.
  Маг и чародей - суть, человек лишенный фундаментальных знаний. Самоучка, неспособный внятно - языком формул и патентов - объяснить сущность собственных изобретений, в силу чего его эксперименты не могут быть воспроизведены коллегами с тем же эффектом. Самозванец, не создавший научной школы и не имевший солидного академического образования, а потому не способный перенести собственны открытия в практическую плоскость и поставить на конвейер серийного производства. Иными словами, "мастер иллюзий" никто иной, как псевдо-ученый, шарлатан от науки. Не было мифа страшнее и губительнее для репутации ученого в век торжества прогресса!
  Подобные оценки стали ядовитым облаком скапливаться вокруг имени Никола Теслы еще в дни его расцвета, и могли бы начисто стереть память о выдающихся достижениях естествоиспытателя из научных анналов, если бы век прогресса в одночасье не повернулся к миру темной стороной.
  
  Разрушение мифа: "Катушка Теслы" для "чайников" (простым и понятным языком) - единственное изобретение технического гения удостоившееся носить его имя, до сих пор окружено наукообразными мифами. Но в действительности "Катушка Теслы" мало похожа на вечный двигатель, на устройство для приема космических лучей, аппарат антигравитации или аннигиляции и даже на оборудование из аттракциона иллюзионистов.
  
  "Катушка Теслы" всего лишь разновидность трансформатора, которому тоже требуется источник питания.
  
  
  
  Источник переменного напряжения подключают к первичной обмотке, обмотка создает магнитное поле. Вторичная обмотка вместе с собственной паразитной (Cs) емкостью образуют колебательный контур, в нем накапливается переданная ему энергия. Часть времени вся энергия в колебательном контуре храниться в форме напряжения. Таким образом, чем больше энергии поступает в контур, тем выше полученное напряжение. Основные характеристики "Катушки Теслы" - резонансная частота вторичного контура, коэффициент связи первичной и вторичной обмоток, добротностью вторичного контура.
  Коэффициент связи определяет, как быстро энергия из первичной обмотки передается во вторичную, а добротность - насколько долго колебательный контур может сохранять энергию. Эксперты, самостоятельно конструирующие "катушки Тесла", сравнивают принцип их работы с качелями: качели - это колебательный контур; человек, который приводит качели в движение толчком - первичная обмотка. Скорость качель - ток во вторичной обмотке, а высота подъема - напряжение. Человек толкает качели, таким образом передает в них энергию. После нескольких толчков качели взлетают на придельную высоту - они накопили много энергии. Нечто подобное происходит и с "Катушкой Теслы", только когда энергии становится слишком много, происходит пробой воздуха и возникают красочные эффекты - стримеры (газовые разряды) - разветвленные светящиеся пучки, искровые, коронные и дуговые разряды.
  Конструкция катушки проста и доступна для любого, кто прослушал курс физики средней школы:
  - в верхней части располагается похожее на бублик кольцо - тероид, именно оно накапливает энергию необходимую для образования стримера и формирует электростатическое поле, которое отталкивает стример от вторичной обмотки катушки.
  - далее - если перемещать внимание по рисунку сверху вниз - расположена главная часть катушки: вторичная обмотка: от 800-1200 витков проволоки плотно расположенных друг к другу. Эксперты рекомендуют соблюдать пропорцию в соотношении длинны обмотки катушки к диаметру намотки 4:1 - 5:1. В целях защиты катушки вторичную обмотку вскрывают несколькими тонкими слоями специальных лаков или эпоксидной смолой.
  - затем следует защитное кольцо - незамкнутый виток медного провода, его функция защищать первичную обмотку от прямого попадания стримера. Защитное кольцо требует заземления отдельным проводом.
  - первичная обмотка - изготавливается из провода большого сечения или тонкой трубки с низким сопротивлением - только так она сможет пропускать большой ток. Важно правильно установить первичную обмотку относительно вторичной обмотки, чтобы обеспечить нужный коэффициент связи. Первичные обмотки бывают цилиндрическими, плоскими или коническим.
  - заземление - банальная, но очень важная деталь "катушки Теслы". Без достаточно мощного заземления стримеры, вместо того, чтобы извергаться в воздух, будет бить прямиков в катушку вызывая ее замыкание.
  Сам ученый изготавливал катушки только одного типа - на разряднике, в современной классификации их обозначают SGTC (Spark Gap Tesla Coil). Материалы и методы их обработки существенно изменились за сто лет, и теперь изготавливают целый спектр различных катушек - с использованием ламп, полупроводников, катушки с несколькими резонансными контурами и т.д.. Типы катушек традиционно обозначают аббревиатурой, составленной из названия типа катушки определенного на английском языке.
  Тесла мечтал превратить свое детище в устройство способное генерировать и распространять электрическую энергию без проводов. В конце двадцатых годов прошлого века научные сотрудники в Институте Карнеги пытались использовать "катушки Теслы" для расщепления атома, но по иронии судьбы, "катушка Теслы" далеко не самое востребованное из его изобретений. Их использование крайне ограничено - "катушки Теслы" применяются в радио и телевизионном оборудовании, а так же как генератор эффектных газовых разрядов, или как лабораторное оборудование.
  Новое, двадцатое, столетье начиналось с войны страшной и разрушительной. Детища прогресса - отравляющие газы, субмарины и глубинные бомбы, аэростаты со смертоносным грузом на борту, бронепоезда и самоходные бронированные машины, оборудованные гаубицами и скорострельными пулеметами, день за днем уносили тысячи солдатских жизней, не приближая желанной победы. Именно первая мировая война, с мощнейшим арсеналом невиданного доселе оружия, пробила серьезную брешь в непогрешимом авторитете прогресса.
  Сам Николо Тесла - как истинный апостол технических решений - верил, что в будущем новых изматывающих и опустошительных войн можно избежать посредством невиданного по мощности оружия - оружия сдерживания - одинаково губительного для всех участников конфликта.
  
  "...Недалеко то время, когда все ужасающие военные потери будут прекращены, и тогда битвы, если и будут существовать, станут вестись с помощью силы воды и электрических волн. То, что человечество быстро двигается к претворению этого в жизнь, очевидно из многих показателей..."
  
  Но лучшие умы "прогрессивного человечества" были слишком напуганы, чтобы услышать аргументы ученого-провидца. Политическая доктрина "военных паритетов и взаимного сдерживания", оформится и восторжествует только в 60-70 годах двадцатого века, до которых миру предстояло прожить еще множество бесконечно долгих, кровавых десятилетий.
  
  Человечество отшатнулось от прогресса технического и обратило полные надежды взоры к прогрессу социальному - по миру прокатилась еще одна разрушительная волна - шквал социальных революций, лишь усугубивший разочарование в возможностях прогресса. Конкуренция политических систем, естественный итог революционного движения, лишь на некоторый срок отодвинула окончательный крах "прогресса", как главного стимула и цели развития человечества.
  Зато, рухнув, вместе с "берлинской стеной", идея прогресса окончательно похоронила под обломками еще один крайне привлекательный вектор движения человечества - идею достижимого социального равенства, и тогда профессор Фукуяма объявил "конец истории" высшей точкой человеческого прогресса.
  
  Изнанка прогресса обернулась волной эсхатологических ожиданий. Перспектива атомной войны, ядерной зимы, новых эпидемий, масштабной техногенной или экологическая катастрофа - наполнили мир предчувствием скорого Апокалипсиса и дискредитировал академическую науку. Классовая структура общества начала замещаться корпоративными иерархиями, а технологии - как производственные, так финансовые и политические - стали слишком сложны для понимании простыми потребителями. В обществе, уязвимом для информационных потоков, лишенном привычных консьюмеристских ориентиров и отвыкшем за эпоху торжества прогресса от религиозных ценностей, стали стремительно формироваться заместительные механизмы - новая магическая мифология и соответствующий ей культурологический пласт.
  Для описания современного общества - болезненно зависимого от сложных технологий и в то же время склонного искать магическое объяснение явлений и процессов - российский культуролог Дина Хапаева использует весьма уместный термин "готическое общество" .
  
  "Готическое общество" Культурологические истоки определения "готическое" применительно к современному обществу коренятся не в архитектурном стиле былых времен, а в эпохе романтизма, когда возник жанр "готического романа". Книги этого жанра - с непременным мрачным колоритом средневекового замка, сложными композиционными приемами, персонажами, наделенными магической силой - переполняли легендарные существа - эльфы, волшебники, гоблины и вампиры. Готический роман обычно завершался открытым финалом или полной победой демонических сил. Жанр возник на самом пике эпохи прогресса, во второй половине девятнадцатого века, как своеобразная форма протеста - так интеллектуалы выражали свое презрение к традиционным ценностям "эпохи Просвещения" и перспективам самого великого прогресса. Жанр, возникший как забава узкого круга литераторов, очень быстро обрел такую широкую популярность, перешел в разряд "бульварных". Еще через несколько десятилетий "готический роман" стал основой самых популярных направлений современной массовой культуры - комиксов, аниме, мистики, фентази, хоррора, даже треша и техно-панка, огромного числа сюжетно-ролевых и компьютерных игр. Апофеозом нового магического мировоззрения стал всемирный успех романов Джоан Роулинг о маленьком волшебнике - Гарри Потере, кино-саги "Властелин колец", а в России - кино-дилогии "Ночной дозор" и "Дневной дозор".
  
  Но магическое мировоззрение проникло далеко за рамки кино, литературы и молодежных субкультур. С восьмидесятых годов прошлого века в мире набирает силу движение "нью-эйдж" - совокупность разнородных псевдо-религиозных группы, экологических, духовных организаций, адептов оздоровительных или медитативных практик, основанных на смеси нескольких религий или психологических школ. Еще одна характерная черта "нью-эйдж" - вольная трактовка научных постулатов, например, психологическую методику достижения личных желаний посредством творческого воображения (или "творческой визуализации") объясняют, пользуясь постулатами квантовой физики, как в популярнейшей книге Ронды Берн "Тайна" или более ранних работах Хосе Сильвы, Роберта Стоуна и Джеймса Рэдфилда. Сторонники "нью-эйдж" активно пропагандируют альтернативные медицинские практики, отказ от многих достижений прогресса в пользу более экологичных технологий, добровольное ограничения потребления.
  Хотя на постсоветском пространстве термин "нью-эйдж" не получил широкого распространения, фактически число его сторонников - адептов "нетрадиционной медицины и биоэнергетики", оздоровительных практик Иванов, Малахова и Норбекова, последователей психологических школ Вадима Зеланда, Дмитрия Верищагина, Александра Свияша, и прочих подобных авторов, велико как никогда, а еженедельники с многозначительными названиями "Нострадамус", "Оракул", "Народные снадобья и заговоры" расходятся многотысячными тиражами, и даже религиозные православные обряды зачастую рассматриваются "новыми верующими" как разновидность некоей магической практики, что с тревогой отмечают церковные иерархи.
  Магическое мышление стало общемировой тенденцией и поразило мышление и общественную жизнь российских граждан ничуть не меньше, чем их европейских и американских современников.
  
  В рамках успеха новой мифологии, возникшей в "готической обществе" фигура Николо Теслы вновь оказалась актуальной именно благодаря закрепившейся за изобретателем славе "мага и чародея", то есть личности почти оккультной. Тесла стал прототипом множества безумных ученых и гениев-одиночек в романах и кинолентах, его имя использовала в качестве названия популярная музыкальная группа, а культовая рок-звезда Дэвид Боуи исполнил роль Теслы - ученого-инопланетянина - в фильме Николса Рэга "Человек, который упал на землю".
  Симптоматично, что маститый британский литератор Кристофер Прист в романе "Престиж" реализовал метафорическое определение "мастер иллюзий" и представил Теслу не столько как "покорителя переменно тока", а именно как создателя уникального оборудования для фокусника - не просто авантюриста, а настоящего декларированного иллюзиониста. В 2007 году роман "Престиж" был экранизирован, режиссером выступил Кристофер Нолан, фильм сразу же получил статус культового.
  Никола Тесла предстал перед новыми поколениями вовсе не как изобретатель, наделенный особым даром технической перспективы, чьи изобретения - от дистанционного управления до индивидуальных приборов мобильной связи - были успешно реализованы на новом витке технологического развития, а в первую очередь, как могущественный маг, ступающий по земле в ореоле сверкающих молний и искр, эдакий вытянувшийся и повзрослевший Гарри Поттер, сжимающий в руках вместо волшебной палочки беспроводную электролампу "холодного света".
  Оставим в стороне мифологический флер, насколько это возможно, и вернемся к фактам биографии, техническому и в особенности философскому наследию ученого.
  
  
  2. "Черная метка" научного сообщества
  Талантливый публицист, убедительный оратор и неутомимый рассказчик - Никола Тесла - тоставил в память потомкам автобиографию, больше похожую на роман, созданный по всем правилам жанра. Это интригующая, увлекательная, афористичная, местами сентиментальная книга....
  Самые трогательные сцены он посвятил детству - в них нашлось место и сказочной горной стране, населенной гордым народом с тысячелетней историей, и ласковым материнские рукам, и домашнему любимцу - коту Мачеку, и первым гениальным озарениям будущего покорителя переменного тока. О подобных выборочных воспоминаниях французы в шутку говорят - "у памяти хороший вкус".
  
  Пасторальные картины, созданные Теслой были весьма далеки от реальности городка Госпич и расположенной неподалеку от него деревушки Смиляны, где родился и провел детские годы будущий ученый. Госпич примостился на самой окраине Австро-Венгрии, государства по европейским меркам молодого, лишенного имперских амбиций, пестрого по этническому составу, и довольно провинциального даже в годы всеобщего индустриального подъема.
  Семейство Николо Тесла, старинное и уважаемое в Сербии и Хорватии, не относился к числу родовой аристократии, но состояло из людей образованных, по большей части священнослужителей православного вероисповедания, и, безусловно, принадлежал к зарождающейся национальной элите. Многие родственники Тесла занимали значительные посты в православной церковной иерархии. С изменением государственного статуса Сербии и Хорватии политическое влияние семьи росло. Племянник ученого, Савва Косанович, стал первым послом молодой Республики Югославии в США и долгие годы поддерживал родственные контакты с Николо Теслой. Политическая ситуация на Балканах в период между мировыми войнами менялась с калейдоскопической скоростью, естествоиспытателю доводилось встречаться с членами королевской семьи, и даже получить из рук короля Александра I престижный титул "великого офицера ордена св. Саввы". Позднее трон убитого в 1934 году короля Александра унаследовал князь-наместник Павел.
  Именитый ученый с полным правом скажет о себе в 1921 году: "Я принадлежу к очень выносливому и очень древнему роду..."
  В юные годы любознательного и мечтательного мальчугана подстерегали травмы, а лихорадки и тяжелые инфекции на долгие месяцы приковывали его к постели, подводили к самому порогу смерти, создавая благоприятную почву для современных инсинуаций о подмене четвертого ребенка Дуки и Милютина Тесла "выходцем из иных, звездных миров". Но помимо болезней тела, психика будущего ученого тоже подвергалась серьезным испытания, главным из которых стала трагически гибель старшего брата мальчика - Данэ. После похорон Никола стал отстраненным и необщительным, подверженным множеству необъяснимых, почти патологических страхов. Уже в зрелые годы он утверждал, что именно после смерти брата стал испытывать ведения, с трудом отличимые от реальности, а мозг его стал периодически озаряться вспышками света, сверкающими как снопы электрических искр. Тесла утверждал, что подобные состояния стимулировали его творческое воображение.
  Невозможно с точностью определить, испытывал ли Николо нечто подобное в действительности, или же рассказ о видениях был частью его личной легенды, примирявшей с потерями и лишениями, пережитыми в юные годы и наделявший болезненного мальчика из семейства скромного достатка особым ореолом в глазах сверстников. "Перемещенные состояния сознания" и "мистические озарения" много раз сослужили Тесле добрую службу, выступая в качестве психологического буфера между его сверхчувствительной психикой и агрессивной социальной средой, но в то же время стали питательной почвой для мифа о магической природе его технического гения.
  
  Именно во время болезни юному Тесла удалось получить согласие отца на занятия инженерным делом и вскоре подросток поступил в политехническую школу Граца. Школа имела достойную репутацию - здесь преподавали психолог Густав Теодор Фехнер, профессор геометрии Рогнер, и выдающийся физик и философ Эрнст Мах.
  
  Портрет: Эрнест Мах (1838 - 1916 гг.) профессор физики в Граце, позднее - ректор Карлова университета в Праге. Занимался изучением света и звука, как физических явлений, предложил принцип, согласно которому наличие у тела инертной массы является следствием его гравитационного взаимодействия со всем веществом Вселенной. Феномен получил название "принципа Маха". По философским убеждениям Мах был субъективным идеалистом, сторонником эмпириокритицизма, то есть учения о непосредственном опыте человека, как отправной точке познания, философ разделял эзотерические концепции о всеобщей связи вещей и событий. Именно Махом было ведено и обосновано понятие "мыслительного эксперимента", а его идеи оказали существенное влияние на технические и философские взгляды Теслы.
  
   Обучаясь политехнической школе начинающий инженер работал над изобретениями сколь привлекательными, столь же и фантастическими - летательные машины, устроенные по типу воздухоплавательных шаров, применявшихся в армии Наполеона, - он слышал о таких от деда; подводная трубка - отдаленный аналог пневмо-почты - способная передавать письма и посылки через моря и океаны; движущееся кольцо вокруг экватора, способное перевозить людей и грузы из одной части земного шара в другу. Уже тогда техническому творчеству юного Никола был присуща экстравагантность и размах - мысль о благе всего человечества не оставляла юношу, воспитанного в семье, где бережно блюли религиозные ценности. В те же годы Тесла начал работу над вечным двигателем.
  Техническая мечта многих поколений энтузиастов-дилетантов, талантливых самородков и непризнанных гениев, с легкостью воплощаемая на уровне "мыслительного эксперимента", и абсолютно невозможная с точки зрения науки и техники, "вечный двигатель" стал своего рода "черной меткой" официальной науки для своих создателей.
  И все же в случае Тесла, усилия, приложенные к работе над источником вечного движения не были затрачены "вхолостую". Именно работа над "вечным двигателем" привела молодого человека к судьбоносной мысли: механическое движение не может длиться вечно, не имея вечного же источника движения - энергии. Тесла перенес акцент всей своей будущей экспериментальной работы на поиск оптимального источника энергии - дешевого, доступного и неиссякаемого. На протяжении своей научной карьеры он будет обращаться к различным источникам и видам энергии - силе ветра, ритму приливов и отливов, энергии падающей воды, силе солнца, "космических лучей" и эфира, - но самым любимым источником энергии для Теслы навсегда останется электричество, ток в своей естественной переменной форме.
  Познакомившись с динамо постоянного тока Грамме амбициозный студент задался целью исключить из цепи коллектор, и таким образом, получить доступ к переменному току, сулящему существенный технологический прорыв - возможность передачи электроэнергии на большие расстояния с минимумом потерь. Но тогда эта идея юного Теслы казались его профессорам не более реалистичной, чем создание вечного двигателя. Проблема переменного тока полностью захватила сознание молодого ученого - найти оптимальное техническое решение никак не удавалось.
  
  Однообразный и размеренный учебный процесс быстро наскучил молодому человеку, он увлекся азартными играми - хороший аналитик он быстро постиг мастерства, и частенько возвращал выигрыш своим невольным жертвам. Но для профессионального игрока юноша был слишком азартен - удача отвернулась от него, проигранными оказались даже деньги, предназначенные на оплату учебы, под угрозой оказалось финансовое благосостояние семьи. Но Никола потом чудесным образом отыграл часть проигрышей, и по настоянию родителей вернулся домой, в Госпич, так и не окончив курса и не получив никаких дипломов. Здесь его ждали новые душевнее потрясения - влюбленность в девушку по имени Анна, затем смерть отца...
  Молодой Никола дал смертельно больному отцу обещание - завершить учебу и получить диплом инженера.
  
  3. Наследник доктора Фауста
   Тесла был верен слову - летом 1880 года он решает вернуться к учебе и поступает в Карлов университет города Праги, столицы Богемии, так же находившейся в составе Австро-Венгрии. "Альма-матер" юного студиозуса должен был стать один из старейших университетов Европы. Основанный в 1348 году, Карлов университет отличался респектабельностью и консервативностью, имел теологические факультеты для представителей разных концессий, а преподавание здесь по традиции велось на немецком языке вплоть до конца девятнадцатого века.
   В университете Тесла отдал дань не только эксперементальной физике, математике и прочим техническим дисциплинам, но и с увлечением изучал психологию и философию - его наставником был Карл Штумпф - один из учителей Зигмунда Фрейда, предтеча гештальтпсихологии, ярый сторонник концепций Аристотеля, Декарта и Юма. Подход к психологическим феноменам, который избрал Штумпф, как и многие гуманитарные концепции, возникшие на пике эпохи технического прогресса, отличался механистичностью. Если Декарт сводил феномен человека к "машине, неспособной на другие действия кроме механических", то Юм, развивая это положение, рассматривал разум, как простой набор причинно - следственных связей, основанных на первичных ощущениях, Штрумп разделял такую точку зрения.
  Начинающий естествоиспытатель, Тесла отдал должное такому подходу, утверждая, что все его изобретения почерпнуты из окружающего мира.
  Вопросы применения электрического тока не только в лечебных, но и в гигиенических целях, и ради достижения более высокого качества жизни Тесла подробно рассмотрел в статье 1900 года - "Возрастание человеческой энергии и ее связь с солнечной энергией".
  "...Азартные игры, напряженный бизнес и волнение, особенно на бирже, - это причины, вызывающие уменьшение массы людей....Каждому следует рассматривать свое тело как бесценный подарок, как изумительное произведение искусства неописуемой красоты и таинственности...Неопрятность и неаккуратность, которые порождают болезнь и смерть, являются не только привычками, которые уничтожают самого человека, но при этом они являются в высшей степени аморальными привычками. Поддерживая наши тела свободными от инфекции, в чистоте и здоровье, мы выражаем наше уважение (почтение) высокому принципу, которым они наделены..."
  Тесла считал электричество основой любой, в том числе и человеческой жизни, и руководствуясь этим принципом, разработал целую серию медицинских приборов для лечения воздействиями электрического тока. Необходимо оговориться, что разработки этого многогранного ученого в области медицины фактически заложили основу целого направления современной физиотерапии, биорезонанса и принципов электродиагностики, но по-прежнему остаются недооцененной частью его богатого научного наследия, как и естественнонаучные достижения Иоганна фон Гёте, широко известного как поэт. Гёте не только был ярким философом, но достиг значительных результатов в области анатомии, сравнительной морфологии растений и животных, физики и акустики и вполне естественно, что этот многогранный представитель германского просвещения стал для Теслы духовным гуру, воплощением идеального ученого. По свидетельствам современников даже на склоне дней, стареющий изобретатель мог с легкостью процитировать целую главу из "Фауста" Гёте.
  Он чеканил строку за строкой, и наверняка вспоминал, как юношей, полным надежд и планов, бродил по гулким улочкам пражского Града, похожим на гигантские иллюстрации к его любимой поэме.
  
  Готические соборы, забранные коваными решетками окна, серые, истоптанные камни мостовых Пражского Града хранили память не только о злодее Фаусте, силой поэтического гения Гёте, обращенного в фигуру трагическую.
  Казалось, век ренессанса алхимии, наградивший Прагу именем "золотая" продолжается, и будет царить здесь вечно. Когда-то за узкими городскими фасадами в бесчисленных лабораториях варили золото, вдыхали жизнь в гомункулусов, бились над загадкой философского камня, и вглядывались в небесный купол, ожидая астрологических знамений. Король призвал в свою резиденцию лучшие умы Европы - Бартоломеуса Спрангера, Джузеппе Арчимболдо, Ганса фон Ахена, Тихо Браге, Яна Кеплера, и легендарного Эдвард Келли... Во времена Рудольфа II, властвовавшего в Праге с 1582 по 1609 годы, - знание еще не раскололось на официально признанную, академическую науку и "оккультизм", астрономы отдавали должное астрологии, а алхимики делали химические открытия.
  В середине девятнадцатого века над городом все еще витала удивительная мистическая аура, он представлялся идеальным место встречи науки и тайного, оккультного знания. Искал ли юный Тесла, одержимый желанием разрешить загадку переменного тока, встречи с самим Повелителем Зла? Азартный игрок - какой заклад он мог предложить в партии с Князем Тьмы: знаний ли, богатства или славы хотел просить в обмен на собственную бессмертную душу? Впрочем, новый Мефистофель не спешил польститься на душу несостоявшегося священника.
  
   Юношеское изобретение Теслы - динамо-машина, поразительно похожа на розетку готического собора.
  
  В последней четверти девятнадцатого века Прага предлагала неокрепшим умам искушения иного толка. Утомленная веком прогресса европейская интеллигенция искала отдыха в объятьях спиритических кружков, тайных братств, псевдо-масонских лож, и оккультных обществ. Наиболее яркими были герметический орден "Золотая Зоря", учрежденный мастером Мазерсом и доктором Уэсткоттом, "Общество розенкрейцеров" Англии, Всемирное Теософское Общество Елены Блаватской, "Серебряная Звезда" и "Орден восточных тамплиеров" - детища Алистера Кроули, более позднее германское общество "Туле" и "международная ассоциация спиритизма", почетным президентом которой был сэр Артур Конан Дойль.
  
  Орден "Золотая зоря" был учрежден в 1887 году и получил статус герметического, поскольку его адепты посвящали себя изучению "герметизма" - оккультных работ Гермеса Трисмегиста, а так же оказавшихся в распоряжения создателей ордена документов (манускриптов), написанных особой тайнописью и приписываемые братству розенкрейцеров. Орден имел многослойную иерархическую структуру - подразделялся на внешний, внутренний и третий ордена, а так же десять степеней посвящения для адептов. Члены ордена имели латинские девизы, пользовались сложной системой символов и тайных знаков, позволявшей сохранить магическое знание в пределах ордена. "Золотая зоря" оказала значительнее влияние на эзотерическую и культурную жизнь Европы.
  
  Авторитетные биографы Никола Теслы избегают информации о контактах молодого ученого с оккультными группами или обществами. Он не числился в доступных для изучения списках завсегдатаев спиритических сеансов, клубов окультистов или масонских лож. Единственное официальное упоминание рыцарского ордена, связанное с его именем относится к 1892 году.
  В тот год успевший добиться значительных успехов Тесла выступал с лекциями перед британским научным сообществом в Лондоне. Впечатленный демонстрацией флуоресцентных ламп Амброуз Флеминг - будущий изобретатель "выпрямителя тока", то есть аппарата для преобразования переменного тока в постоянный - завершил неофициальную благодарственную речь символически посвящением сербского ученого в "рыцари пылающего меча".
  Для английского физика-аристократ это была всего лишь уместная шутка, но для современных комментаторов, акцентирующих магические способности Тесла, идея о причастности ученого к оккультным группам должна представляться чрезвычайно привлекательной. Не в помощи ли "тайного неназванного братства" кроется секрет "интуитивных озарений" ученого? Не данные ли братству обеты были причиной безбрачия и ограничений, которые он наложил на себя в личной жизни? Или же не лишенный авантюрной жилки Николо Тесла сознательно культивировал собственные фобии и странности, чтобы поддерживать образ эдакого "чудаковатого ученого", "человека не от мира сего", не способного в полной мере отвечать за свои поступки?
  
  В качестве аргумента, подтверждающего, что Тесла получил основные технические идеи из некоего внешнего источника, числят и терминологию, которой он пользовался. Дескать, его понятийный аппарат отличен от принятого научного стандарта (например, он широко использовал термины "стоячие волны", "космические лучи" и т.д.), другим доказательством считают недостаточно полное описание изобретений в зарегистрированных патентах. Фрагментарное представление информации объясняют тем, что и сам ученый не владел исчерпывающими данными - лишь частью, которую ему предали из некоего "внешнего источника".
  
  Действительно, знаменитый и наиболее популярный у адептов конспирологических доктрин о причастности тесла к Филадельфийскому эксперименту или взрыву в районе реки Тунгуски - патент US 1119732, представляющий высоковольтную антенну Теслы, по сути, является патентом на усовершенствования к уже существующей технической разработке, а не описание антенны, как таковой.
  Преамбула к описанию изобретения гласит:
  "...Ко всем, кого это может касаться: Буде понятно, что я, Никола Тесла, гражданин Соединенных Штатов, живя в городе Манхэттен, в штате Нью-Йорк, изобрёл определённо новое и полезное усовершенствование в Аппарате для Передачи Электрической Энергии, описание которого следует в сопровождении рисунка, который является частью описания...."
  
  
  В качестве подтверждения теории о "внешнем источнике информации" приводят так же отсутствие базовых описаний и технической документации на изобретения, которые ученый демонстрировал во время своих лекционных турне.
   Действительно, смоделировать его устройства на основе одних только патентов оказывается технически сложной задачей: так, в 2007 году журнал "Science" опубликовал данные о работе инженеров из массачусетского технологического института (MIT) по беспроводной передаче электроэнергии.
  Основу их опытов составляли разработки Николо Теслы за 1900 год, подтвержденные патентами на передачу энергии "через верхние слои атмосферы". Современные ученые сперва пытались в точности воспроизвести технологию, но не достигнув успеха, решились произвести доработку: проект включает "долгоживущий резонатор", передатчик, соединенный с источником электрической энергии, в радиусе приема которого помещается резонатор, настроенный на ту же частоту, что и передатчик. Экспериментальное устройство, построенное в MIT, представляет собой две катушки с медным проводом, диаметром примерно 60 см; подключенный к источнику питания передатчик и расположенный на расстоянии 2 метров от него ресивер с лампочкой. Передатчик излучает электромагнитную волну частотой 10MГерц, которую принимает ресивер. Если лампочка зажигалась - опыт по передаче электричества без проводов засчитывался как успешный. Но осветительный прибор сработал лишь в 40% проведенных опытов.
  Возможно, достижению полного успеха воспрепятствовало то, что современные последователи Тесла просто не располагают достаточными данными о работе своего предшественника?
  
   Гипотетически предположим, что прибыв в Прагу, молодой ученый действительно вступил в контакт с неким закрытым сообществом, назовем его условно "тайным братством" - получил посвящение, а затем и находившуюся в распоряжении братства значимую техническую информацию или даже полное описание эффективных технологий? Располагая такими знаниями, молодой человек оставляет учебу в университете, делает блестящую карьеру в электрической компании Эдисона, стремительно богатеет, начинает собственные исследования, и воплощает "тайное знание" в ряде изобретений. Но "братья по тайному обществу" шокированы обнародованием тайны - они полагают, что человечество еще не готово к технологиям нового уровня, таким как беспроводная передача электроэнергии или же оружие, основанное на естественных движениях земной коры. Влиятельные члены братства организовывают травлю зарвавшегося отступника, находят способы лишить его финансирования и пресечь слишком далеко зашедшие исследования. Ученый доживает дни в бедности и изоляции от большой науки, а его документальное наследие непостижимым образом исчезло в день смерти...
  
  Такая гипотеза останется куда ближе к научно-фантастическому роману в жанре техно-панк, чем к реальности. Стоит вспомнить, что в последней четверти девятнадцатого столетия научная терминология в области физики и электротехники находилась в стадии формирования - столкнувшись с принципиально новыми реалиями, ученые были вынуждены вводить собственные термины для их описания. Зачастую терминология разнилась в разных научных школах, процесс ее унификации и стандартизации завершился только в следующем, двадцатом столетии. Так, понятие "эфир", общеупотребительное во времена предшествующие квантовой физике, сейчас совершенно вышло из научного обихода, сохранив лишь метафорическое значение. Зато имена многих пионеров изучения электричества и волновых явлений оказались запечатлены в названиях единиц измерения: герц - единица измерения частоты периодических процессов; вольт - единица измерения электрического напряжения; рентген - экспозиционная доза радиоактивного облучения рентгеновским или гамма-излучением ; и наконец - тесла - единица измерения магнитной индукции.
  Особенности патентного права, вынуждавшие Теслу и его современников с осторожностью подходить к формулировкам в патентных заявках, и окружать завесой секретности новые изобретения в прочих публикациях, заслуживают отдельного и более подробного анализа, который будет произведен в соответствующем разделе.
  
  Но самое главное - идеология оккультных обществ конца девятнадцатого века. Именно она явилась бы непреодолимым препятствием на пути многообещающего студента Теслы в объединения мистического толка.
  Как и литературное направление романтизма, породившее жанр "готического романа", все эти "тайные общества" были своеобразной формой общественного протеста, реакцией на слишком быстро, порой агрессивно распространяющиеся идеи прогресса. В отличии от своих предшественников - крайне политизированных масонских лож и объединений эпохи Просвещения, члены которых находились в авангарде социальных реформ, оккультные объединения второй половины девятнадцатого века были больше похожи на закрытые светские клубы, отличались подчеркнутой аполитичностью и декларированным анти-прогрессистским характером.
  Их члены противопоставляли доминирующей в обществе идее торжества технического прогресса - мистические культы древности (Изиды, Тота, Гермеса, верования друидов и т.д.); идее прогресса социального - модель истории как статического явления; идеям гражданского равенства в правах - идеальное общество прошлого с жесткой иерархической сегрегацией, разделенное на высшие касты "посвященных" и низшие - "простецов". Кроме того, в отличии от своих последователей, подобных нацистскому "Ананербе" - где практиковались магические ритуалы для достижения прикладных - политических и даже военных целей - адепты "тайного знания" конца девятнадцатого века были подчеркнуто непрактичны, склонны к теоретизированию и рассматривали герметизм, алхимию, астрологию, магию исключительно как духовные практики, средства самопознания и самосовершенствования.
  Древнее знание, которое они бережно и скрупулезно восстанавливали, не могло иметь никакой практической применимости, зато особое внимание в своих практиках романтические мистики уделяли изучению, конструированию и соблюдению ритуалов - многочисленных, сложных и исполненных скрытого эротизма, изобиловавших взаимными братскими поцелуями, объятьями, рукопожатиями и прикосновениями.
  
  Наш соотечественник А.Ф. Писемский, в романе "Масоны", посвященном нравам и обычаям русских масонских лож неоднократно поминает предусмотренный ритуалом троекратный поцелуй в уста, сопровождавшийся братским объятьем, которым приветствовали друг друга масоны-мартинисты.
  А вот как наставляет братьев об одном из множества предписанных ритуальных рукопожатий основатель ордена "Золотой Зори" Мазерс:
  
  "...В тайном Рукопожатии четыре пальца твоей руки должны быть сцеплены с четырьмя пальцами руки другого Брата, а большие пальцы рук должны соприкасаться, образуя треугольник. Это символ десяти сефирот..."
  
  Известно, что Тесла, с подросткового возраста страдавший множеством фобий - в особенности страхом перед инфекционными заболеваниями и микробами, на борьбу с которыми он расходовал по три воротничка, несколько пар перчаток и до 18 полотенец в сутки. Как следствие этой фобии ученый панически боялся телесных контактов, избегал даже случайных прикосновений, и в особенности - поцелуев и рукопожатий. Сложно представить, чтобы человек, обремененный такой психологической проблемой, согласился подвергнуть себя противным гигиене ритуалам тайных обществ, ради участия в театрализованных действах, смысл которых сводился к чтению манускриптов и медитативным бдениям, изначально не предполагающим вообще никакой, даже самой малейшей практической пользы.
  "Все, что направлено против религиозных учений и закона гигиены, ведет к уменьшению энергии человечества..." - утверждал Тесла. Естествоиспытатель, инженер, человек практичный и деятельный, уже юношей Никола раз и навсегда выбрал для себя путь прогресса, даже оставшись при этом человеком верующим. Его "электрическая магия" предполагала научное объяснение и ощутимый практический результат.
   Поступив в университет, Тесла бесповоротно встал на сторону прогресса, но его путь к вершине научной славы не был ни легким, ни быстрым.
Оценка: 4.60*12  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"