Путник Михаил Валерьевич : другие произведения.

Семь сроков зрелости души

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 2.02*6  Ваша оценка:

  СЕМЬ СРОКОВ ЗРЕЛОСТИ ДУШИ.
  
   ПЕРВАЯ ТРИАДА
  
   В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...
   Переход отрочества души из состояния неясных чувствований и зыбких предположений в конкретику свершившегося факта происходит - как правило внезапно, без каких-либо видимых предпосылок - именно в такие мгновения.
   Хорошо знакомые Вечные Истины, не вызывавшие прежде особого интереса, случайно встретившись на пути потока сознания, вдруг - стремительным броском, как хищник из засады - полностью овладевают вниманием, вызывая ни с чем не сравнимое ощущение внезапного узнавания. Узнавания неких неведомых доселе черт, мгновенного - на уровне озарения - прикосновения к чему-то совершенно удивительному и неизмеримо более значимому чем все, что было важным до сих пор. Чувство - сравнимое лишь с трепетом полноценной половой самоидентификации. Такой же силы эмоции захлестывают душу, когда очередной раз, 1-го сентября, пытаешься найти глазами в толпе у школы знакомую девчонку из параллельного класса, и - вдруг - замечаешь не сорвиголову с торчащими в разные стороны косичками и содранными коленками, а - девушку, совершенно неведомое тебе существо. И готовые сорваться с губ слова "Привет, Танюха" замирают, вместе с охваченным непонятным холодом сердечком, придавленные непривычно взрослой мыслью: "Ба... И где же были мои глаза прошлым-то летом, когда мы в соседский сад за яблоками лазали?"
   Это - первая ступенька вычурной и витиеватой лестницы познания мира длинною в целую жизнь. Имя ей - Пробуждение. Пробуждение тела, разума, души. Период - весьма короткий по продолжительности, но хранимый в глубинах памяти как самая настоящая эпоха. Эпоха Великих Системообразующих Открытий.
   Впрочем, разум, не отягощенный опытом, довольно быстро привыкает к новизне ощущений, переводя саму проблематику вопроса в совершенно иную плоскость восприятия. Вечные Истины, так поразившие первоначально изумленное воображение, тускнеют и превращаются в пусть яркие, обладающие определенным изяществом штампы, но совершенно лишенные самого важного по мнению максимализма молодости качества - практической целесообразности. Все, что неспособно сделать стезю Будущего Победителя более прямой, удобной и - по возможности - скоростной транспортной артерией, делает груз Иллюзий и Амбиций слишком тяжелой ношей, а сам процесс движения - вообще небезопасным.
   Однако, вполне сформировавшийся к этому времени вкус к обобщениям все больше дает о себе знать. Хаотичность целевых установок и беспомощность системы принципов оценки собственной адекватности становится очень трудно скрывать от самого себя. То тут, то там - все чаще возникают торчащие самым наглым образом уши бесхребетности собственной Сознательной Духовности. И тогда - уцепившись за какую-нибудь более-менее значимую якорную точку сознания, душа делает шаг вперед и - поднимается на следующую ступеньку. Ступеньку осознанного формирования личности. Имя ей - Изъяны Конструкции.
   Душа успокаивается - пусть временно, но осознанно временно. Эта вторая ступенька, второй возраст взросления души - совершенно необходимая передышка. Если разум не получит опору успокоившегося духа, продолжение истории - весьма плачевно. Многие - и очень многие - так и не могут осилить эту ступеньку, срываясь в бездну одиночества, депрессии и разочарования в окружающем мире. Но - в то же самое время - это, если так можно выразиться, самая "густонаселенная" ступень. Эйфория обретения точки опоры может сыграть злую шутку с сознанием. И - играет, упиваясь нашей недалекостью, долговечностью и выделкой наших шор, которые мы сами же и навешиваем на себя. На этой ступени еще нет четкого понимания наличия Лестницы, и жизнь - такая понятная, такая изумительно целесообразная, завораживает своей логичностью и стройностью конструкции. В этом возрасте души все равно, кем быть. Самое главное - быть. Без этого - жизнь пуста и смертельно опасна. Поиск, локализация и - по возможности - устранение Изъянов Конструкции. Ну, уж если и не устранение, то - по крайней мере - полномасштабное осознание, обретение смысла. Нормальный, продуманный, осязаемый и надежный якорь.
   При этом объектом, так сказать, конструирования - может быть все, что угодно : собственное тело, собственный разум, группа, организация, процесс. Сам объект - совершенно не важен, тем более, что интуитивно - при всей нашей убежденности в своей правоте - мы чувствуем вторичность Объекта. Чувствуем, но не можем отказать себе в удовольствии упрощенного восприятия жизни. Ведь это же так здорово - иметь смысл жизни, четкие ответы на четкие вопросы. Тем более, что альтернатива - мягко скажем, просто кошмарна.
   Самое удивительное на второй ступеньке в том, что этот, с таким огромным трудом завоеванный в битвах с самим собой душевный комфорт, рано или поздно - начинает раздражать. Причем - жутко раздражать. Смысл жизни, так долго служивший надежным источником уверенности, спокойствия и комфорта - с маниакальной настойчивостью сам же и формирует сомнения в своей целесообразности. При всей видимости благополучия складывается впечатление, что тебя обманули. Обманчивая простота - это именно тот образ, который постепенно складывается в сознании, обретает плоть и кровь, и - в один прекрасный момент - лопается, как долго созревавший нарыв. Лопается - осознанием наличия Лестницы.
   Мы делаем шаг и поднимаемся еще на одну - совершенно неизвестную, третью ступеньку. В отличие от первых двух у нее есть удивительное новое качество : за ней, в непосредственной близости, угадываются - правда, пока еще весьма смутно, на уровне совершенно хаотических образных обрывков - последующие ступени. Сонм ступеней, бесконечность ступеней. Это - пугает. Пугает именно своей неопределенностью. Одно дело - реализовать цель, и совсем другое - убедиться в возможности наличия недостижимых целей, и вообще - понять ограниченность своего представления о конечности доступного пространства не только целевых установок, но и возможных путей.
   Именно это шокирующее обстоятельство и определяет имя ступеньки - Изъяны Программы. На арену выходит Его Величество Алгоритм, во всей своей красе, блеске и могуществе. Третья ступень и соответствующий ей третий возраст взросления души - это совершенно особый мир, окошко выхода в иные миры восприятия реальности:
   - трон Постоянства уверенно занимают Многообразие и Изменчивость;
   - приходит понимание ущербности зависимости от конечных целей, и вообще - понимание непривлекательности труда на ниве именно принципиально решаемых задач;
   - вместо системы Принципов на вооружение берется алгоритм Изменения Принципов.
   И еще одно обстоятельство, связанное именно с третьей ступенькой: позади - не просто набор ступеней, позади - целый лестничный пролет; впереди - не просто лестница, а сложным образом организованный процесс. И уже угадывается поворот, наметки спирали, взаимопроникающие переходы, площадки, тупики, закольцованные участки и - возможно - точки входа в Лифт, некое устройство, облегчающее подъем.
   Образ спирали - почти вне нашего желания - воскрешает в памяти, причем в совершенно ином свете, уже однажды осмысленные Вечные Истины. Появляется если не любовь к философии, то уж точно - своего рода склонность. Ибо эти самые Истины впервые обретают то, чего им так не хватало ранее - Практическую Целесообразность
  
   КРУШЕНИЕ НАДЕЖД
  
   Первые три ступеньки взросления души - Пробуждение, Изъяны конструкции и Изъяны Программы - это всего лишь первый лестничный пролет, начальный, относительно прямой участок пути до первого Поворота.
   Вопреки тому, что даже и этот участок осиливают далеко не все, при наличии Желания Идти преодолевается он если и не бодрым шагом, то - достаточно уверенно и без особых духовных метаний. Продолжительность Первой Триады у каждого, естественно, своя, но вычислить некую усредненную, опорную оценку - не составит особого труда: что-то между одной третью и половиной сознательной жизни. Для того, чтобы убедиться в приемлемой для практических целей точности полученной оценки, вполне достаточно на 10 - 15 примерах отследить зависимость тематики значимых глашатаев в данной предметной области от их возраста на момент соответствующей публикации, и - определить момент перелома.
   Ибо итоговый результат триады - именно перелом, очередное глобальное изменение мировосприятия. И дело даже не в том, что большинство Изъянов Программы оказываются, на поверку, вечноживущими или подобными птице Феникс. Это - шалость по сравнению с действительно кошмарным выводом: при ближайшем рассмотрении Программа оказывается всего лишь очередной Конструкцией. Пусть неимоверно сложной, запутанной и динамически обусловленной, но - всего лишь Конструкцией.
   Аванс просветления, выданный счастливому покорителю третьей ступеньки, оборачивается дымным пшиком короткого фейерверка, растаявшим без следа. Практическая Целесообразность Вечных Истин сходит на нет и превращается в томительное разочарование своей неспособностью грамотно их применить.
   Это - узловая, переломная точка Пути, здесь он разветвляется. Кто-то возвращается к началу третьей ступени и мучительно ищет выход из закольцованного участка Лестницы. Теперь уже этот участок не вызывает такого умиления, как раньше, ибо ныне он - не предположение всего лишь, а твой Крест, нести который как долго - одному Богу известно. Кто-то соскальзывает в уют и комфорт второй ступени, утешая себя сугубой практичностью своего разочарования: "Любая Программа - это всего лишь сложная Конструкция. Спираль эволюции Духа сделает еще один виток и - в очередной раз - вернется к началу Пути, обогатившись новыми знаниями и опытом. Это и есть - движение вперед".
   Тот же, кому суждено продолжить Путь, будет допущен к первым крупицам сокровенного знания: разочарование и утрата надежды - это два качественно разных состояния, ибо отсутствие надежды, само по себе, не отменяет желания идти. Весь фокус в том, что это знание - сокровенное знание - невозможно передать другому, используя всего лишь словесные Конструкции. Крупицы истины - это то Содержание, которое дается с единственной целью - вложить его в специальную Форму, особым образом именно для него, и только для него, подготовленную. И Форма эта - обусловленная критическим опытом восприятия действительности Осознанная Убежденность. Только единство Формы и Содержания приводят к желаемому эффекту.
   И вот тогда - душа делает еще один шаг вперед и поднимается еще на одну ступеньку. Имя ей - Крушение Надежд. Если говорить упрощенно, то четвертая ступенька - это еще один, абсолютно необходимый этап отдохновения Духа, но уже - на совершенно ином качественном уровне. Если же говорить образно, то это - Урок Смирения Посвященного, последний этап ученичества перед освоением доступного не каждому знания. И от того, насколько успешным будет сие ученичество, зависит - будет ли Путь.
   Основное содержание этого этапа взросления души - попытка усмирения гордыни. Кратко суть духовных метаний на этой ступеньке можно выразить следующим монологом, который - от человека к человеку - меняется весьма незначительно: "Господи, зачем я здесь? Для чего Ты дал мне разум, обучил премудростям Пути, и - оставил меня? Неужели моя стезя - чистилище земной Мерзости, принять которую я не могу, а изменить оную - у меня просто нет сил? Если Ты требуешь от меня жертвы, дай мне знак - какой именно жертвы. Я пойму, я очень хочу понять, только не остави мя, Господи...".
   На этой ступеньке душа не только занимается самобичеванием, но и осмысливает пройденный Путь, возвращаясь, раз за разом, к анализу аспектов своего собственного взросления: Изъяны Конструкции, Изъяны Программы - монолог, Изъяны Конструкции, Изъяны Программы - монолог... Когда приходит срок увидеть пятую ступень, сознание отворачивается от очевидности - настолько непривычным оказывается то Знание, которое - новым Содержанием укладывается в новую Форму.
   То, что мы считали Изъянами - ибо такова и была суть испытания - вовсе не Изъяны, а изначальные элементы устройства этого мира, его Суть. Но настоящим потрясением оказывается даже не это, а понимание того простого факта, что молчание Господа - не прихоть Высших Сил, а Закон Взросления Души: "Навязываться в собеседники к Богу - не просто нескромно. Сие - результат неверной самоидентификации в бесконечном пространстве Промысла Божьего".
   Не все принимают решение подняться на пятую ступеньку. Ибо ничего хорошего - в человеческом понимании - нас там не ждет. Именно поэтому четвертая ступень - это граница восприятия (в каноническом виде) устойчивых культов и мировых религий: узкоконфессиональный Господь слишком тяжел, чтобы шагнуть с Ним на вышестоящие ступени.
   Кроме того, перед порогом пятой ступени и разум и душа впервые обнаруживают возможность наличия нескольких правильных ответов на единственный - простой - вопрос. При этом больше всего повергает в смущение именно то обстоятельство, что правильных ответов может быть более двух, но все они, однако - каждый с каждым - диаметрально противоположны.
   Классическое мысленное упражнение четвертой ступени. Если от каждого народа, поклоняющегося определенному Лику Господа, взять по одному праведнику, авторитет которого у соплеменников непререкаем, кто из них окажется правым в споре о том, как именно следует поклоняться Господу : православный, католик, мусульманин, иудей, буддист, индуист или представитель восточных философских концепций? Весь фокус тут в том, что - в зависимости от выбора, который делает душа - любой ответ правильный:
   - прав - кто-то один (конкретно);
   - прав - каждый по-своему (и этого вполне достаточно);
   - правых нет вообще.
   Начиная с четвертой ступени Желание Продолжать Путь связывается с выбором ценностных ориентаций души. Конкретно для четвертой ступеньки выбор сей весьма прост и очевиден: в чем совершенствоваться - в вере или в знании?
   Подавляющее большинство делает выбор в пользу веры - в ее каноническом узкоконфессиональном виде, в пользу прекращения дальнейшего восхождения. Это и - не плохо, и - не хорошо, это - просто есть, таковы реалии Пути. Позиция эта, в общем и целом - понятна, поскольку исходит из соображений максимальной безопасности: лучше - смирение, антропоморфный взгляд на мир, и - пусть узкоконфессиональный, но - Господь, чем объятия Сатаны
  
   ПОСТИЖЕНИЕ ЗЛА
  
   Тот, кто все же решится шагнуть на пятую ступень, столкнется - буквально "нос к носу" с проблематикой сомнительных теософских концепций. Ибо имя этой ступени - Постижение зла.
   Почва пятой ступеньки - весьма зыбкая. Если на четвертой можно было остановиться и закончить Путь, а с третьей - вернуться на вторую, то с пятой - эти фокусы уже не пройдут. По завершении первой триады - первого лестничного пролета - заканчивается отрочество души, а на пятой - подходит к концу ее юность. Более - нет ученичества. Есть реальные Опасности и реальные Угрозы. Один неверный шаг - и болото пятой ступени разверзнется трясиной сатанизма или мирской ненависти ко всем и вся. Что чего хуже - вопрос склонностей и пристрастий, поскольку и первое и второе - равным образом делают повзрослевшую душу рабом Темной Стороны Духа. Рабом. А суть испытания на пятой ступени - "остаться свободной".
   Изложить проблематику духовных метаний пятой ступени, не будучи обвиненным в ереси дуализма - весьма тяжело, практически невозможно. Именно поэтому - дабы откреститься самым решительным образом от указанной ереси - необходимо уделить данному вопросу малую толику внимания.
   Дуализм - не просто двойственное восприятие Божественных Сил Творения, как Сил Добра и Сил Зла, а именно утверждение их равновеликости, равнозначности и равноправного их участия в самом Акте Творения. История дуализма - намного мощнее и старше истории всех современных религий, это - изначальные корни религии вообще. Отцы Церкви избрали самый простой - но и самый действенный- метод противостояния: любые публичные россказни о могуществе Сатаны и его приспешников - мгновенно приводят к самым решительным обвинениям в ереси дуализма. При этом лишь в наше просвещенное время обвинениями дело и ограничивается, в средние века, к примеру, вырезались под корень целые народы - включая детей, женщин и стариков. И понять Церковь можно. Оправдать и, тем более, согласиться с подобными методами - вряд ли, а вот понять - легко. Если есть желание оспорить допустимость подобной политики - бери на себя всю полноту ответственности за чистоту помыслов всего младого поколения. И не теоретически, а организационно - с гарантией охвата многомиллионной аудитории, с контролем обратной связи, с обеспечением оперативности воздействия и т.д. и т.п. Любой иной подход - и есть в чистом виде служение Лукавому. Но - при всем при том - сие вовсе не отменяет факта существования пятой ступени. Просто добираются до этого уровня далеко не все. И опасность глобальных последствий - минимальна.
   Суть сокровенного знания, которое - единством Формы и Содержания - закрепляется в сознании и в душе на этом этапе Пути, можно кратко выразить следующим образом.
   Господь-Создатель, Бог-Творец - един, неделим и всемогущ. Все, что происходит в этом мире, это - всего лишь проявление элементов Замысла Абсолюта, а вовсе не Изъяны Программы. Зло реальности - не вопреки Богу, это и есть - воля Господа. И Зло и Добро, и то, что мы в силах понять и объяснить, и то, что вызывает либо категорическое неприятие, либо непонимание, граничащее с отчаянием, либо желание уйти от Света в объятия Тьмы - все это проявление, в том или ином виде - Промысла Господня. Наш удел - все, что угодно, за исключением одного - за исключением осуждения и неприятия.
   На первый взгляд, обманчивая простота - и даже тривиальность - вывода если не разочаровывает, то оставляет устойчивое впечатление недосказанности. Если говорить о православной части человечества, то только ленивый хотя бы раз в жизни не цитировал нечто похожее, а именно - отрывок из молитвы оптинских старцев: "Господи, дай мне терпение перенести то, что я не в силах изменить и мужество бороться с тем, что я могу преодолеть. И дай мне мудрости, Господи - отличить первое от второго и важное от второстепенного...".
   В этом - отличие обычного знания от знания сокровенного. Не лишним будет повториться: "Крупицы истины - это то Содержание, которое дается с единственной целью - вложить его в специальную Форму, особым образом именно для него, и только для него, подготовленную. И Форма эта - обусловленная критическим опытом восприятия действительности Осознанная Убежденность. Только единство Формы и Содержания приводят к желаемому эффекту". Тот, кто долго и мучительно топтался на четвертой ступеньке, прежде чем решиться шагнуть на пятую, легко увидит несоответствие молитвы своему опыту восхождения, а именно - наличие слова "дай": "Навязываться в собеседники к Богу - не просто нескромно. Сие - результат неверной самоидентификации в бесконечном пространстве Промысла Божьего".
   Это и есть готовность к восхождению на шестую ступень - долгожданная, грамотная, выстраданная, осмысленная самоидентификация в бесконечном пространстве Промысла Божьего. Понимание того, что Вечные Истины - не имеют никакого отношения к урегулированию взаимоотношения человеков, что они - всего лишь Правила общения Личности и Бога: не как ведомого и Ведущего, а как безусловно микроскопически малозначимого элемента и Принципа, обусловившего само существование неисчислимого многообразия подобных элементов, целого веера Миров, Пространств и Вселенных. Принципа, имя которому - Любовь.
   И до тех пор, пока в душе останется место понятию Попущения человеческого, выходящего за рамки Воли Господа, попущения, за которое - нам держать ответ перед соплеменниками и единоверцами, и которое - в нашем понимании - реализует дарованную нам свободу воли, до тех пор - барьер шестой ступени так и останется барьером непреодолимым.
   Фатализм не имеет никакого отношения к тому чувству Личной Ответственности перед Богом, о котором идет речь. Совершенно неважно - в чем суть наших поступков, и какова - в нашем понимании - именно наша роль в реализации конкретного баланса Добра и Зла в данной точке пространства и в данный момент времени. Речь вовсе не об этом. Пятая ступень - площадка выхода на МногоМерную Лестницу, где антропоморфность восприятия действительности более не является главенствующим фактором созидания помыслов и деяний. Сознательное разрушение эгоцентризма не только по отношению к Личности, не только по отношению к человечеству, но и по отношению к религии, морали, принципам, идеям - процесс болезненный и долгий. Осознание ничтожности бытия - самый плохой вариант развития процесса, и не потому, что это плохо - само по себе. Это всего лишь - негативная установка. На Многомерной Лестнице взросления души, где наш путь - путь человечества - всего лишь микроскопический элемент Многовариантной Бесконечности Бытия.
   Отшельники, святые старцы, всевозможные Гуру, при совершеннейшей их личной аскетичности - прямом следствии осознания ими ничтожности бытия - несли, несут и будут нести Крест Личного Служения Господу. Во все времена. Без осуждения. Без ропота. Без надежды на мзду. А то, что молитвы старцев - содержат в себе слово "дай", так это мы слышим всего лишь первое слово из целой фразы: "Дай по Воле Твоей, Господи...".
   И если Он - не даст, значит так и должно быть
  
   ОСКОЛКИ БЕСКОНЕЧНОСТИ
  
   Тот, кто находит в себе силы вскарабкаться на шестую ступеньку, оказывается в положении путника, преодолевшего горный перевал. Оказывается, что дальше - никакой Лестницы нет. Более того, шестая ступенька выглядит как площадка на вершине некой пирамиды, со всех сторон к которой подбираются петляющим серпантином бесчисленные нити огромной многомерной лестницы Многовариантной Бесконечности Бытия. И все эти бесчисленные нити переплетаются одна с другой, отражаясь многократно друг в дружке, проникая одна в другую.
   А вокруг этой площадки - насколько хватает глаз - величественная картина грандиознейшего Замысла Господа, величие которого шокирует даже при тех ограниченных средствах восприятия окружающего мира, которые заложены в нас Творцом. Мы - Зеркало, неисчислимые легионы крохотных осколков одной, единой и всеохватывающей голографической, многомерной, многоуровневой картины Мироздания. Осколки, созданные "по образу и подобию Своему". Созданные для отражения в нас всего того многообразия, которое и реализует в полной мере Таинство Творения. Искра Божия одной, отдельно взятой души - узловая точка продолжающегося процесса Творения, именно продолжающегося, набирающего обороты, не останавливающегося ни на мгновение. В каждом из нас - частица Бога, и так же, как мельчайший осколок большой голографической картины несет в себе информацию о всем изображении в целом, так же и каждая душа - несет в себе некий слепок Божественной сущности.
   Если оставить в стороне высокий стиль возвышенных эпитетов и метафор, то - более прозаически - функции одной, отдельно взятой души, можно выразить сухим языком аналитических констатаций следующим образом:
   - создание "квантов" Творения - мельчайших частиц побудительных мотивов, помыслов и деяний, из которых родится не только новое знание, но и новые законы, управляющие самим процессом Творения;
   - накопление информации о процессе и ее систематизация, причем информации - любой, как "позитивной", так и "негативной" - с точки зрения ограниченной рамками Земной Купели человеческой логики;
   - формирование тестовых площадок анализа понятий "удовольствие", "удовлетворение", "смысл".
   С такой точки зрения - объяснимы и легко "читаемы" многие и многие "загадочные" или просто непонятные для нашего разума мифы, притчи, традиции, концепции и теории. "Плодитесь и размножайтесь...", "не сотвори себе кумира...", "возлюби ближнего своего..." - совершенно новое (по отношению к собственному, уже имеющемуся опыту Пути) прочтение изъезженных разумом вдоль о поперек и, казалось бы, уже хорошо знакомых Вечных Истин. Одно дело - "ты - раб Божий, поэтому и веди себя подобающим образом, иначе будешь наказан". И совсем иное дело, если отдельно взятая Личность - наделенный разумом и свободой воли элемент гигантской Разумной Системы. Системы, если и не замыкающейся непосредственно на Всевышнего, то - по крайней мере - созданной под Его непосредственным руководством. Степень ответственности - разная. Кардинально разная. Раб - вообще ни за что не отвечает, и говорить о некой личной ответственности раба - нонсенс. О наказании за провинность - естественно, об ответственности - бессмыслица. При всем при этом - ни о каком "возрождении гордыни на новом уровне" речь не идет". Всего лишь - о разнице двух взаимоисключающих понятий: "рабская покорность" и "осознанное безропотное повиновение".
   Проблематика шестой ступени - во многом сходна с крайними проявлениями убежденной религиозности, хорошо знакомыми практически каждому: ни честь, ни мораль, ни нравственность - не могут входить в рассмотрение причин, если затронуты существенные аспекты веры. Глобальное отличие - рамки применимости: до шестой ступени подобные конфликты не выходят за границы узкоконфессионального взгляда на мир. Чтобы утверждение сие не выглядело голословным, достаточно всего одной цитаты:
   "...Очевидно, что если не любишь родину, то предашь ее в трудный момент. Но, как ни странно, и патриотизм может стать идолом. Известный философ Константин Леонтьев, закончивший жизнь монахом Климентом в Оптиной пустыне, говорил: "Я отрекусь от Родины, если Родина отречется от Христа". Таким образом, Родина не может стать первичной ценностью, которая будет выше Бога... [] ...Мы странники на земле, взыщем небесного града, архитектор которого - Бог...".
   Интересно было бы послушать диалог на эту тему, к примеру, Президента и РФ и Патриарха Русской Православной Церкви с учетом того обстоятельства, что к 2050-ому году, при сохранении существующих тенденций в демографических процессах, славянский этнос и православное вероисповедание - уже не будут связаны с большинством населения страны...
   Добавить - осталось совсем немного. Шестая ступень, которую с полным правом можно именовать как "Осколки бесконечности", оказалась вершиной Пирамиды Многовариантной Бесконечности Бытия, последним этапом всего лишь одной реализации одного варианта Пути. Единой бесконечной Лестницы - нет, есть - череда рождений и смертей, череда последовательных восхождений.
   И ничего общего этот вывод с идеей реинкарнации не имеет, ибо конкретика в данном случае - всего лишь один из узкоконфессиональных взглядов на Мир. Все намного сложнее - с одной стороны, и намного проще - с другой стороны.
   Осталось решить - что же теперь со всем этим делать
  
   ВЫБОР ПУТИ
  
   С шестой ступеньки - с вершины пирамиды - идти более некуда, кроме как вниз. Но внизу - болото Постижения зла, в обратную сторону - принципиально непроходимое. Тем более, что шестая - последняя - ступень дает некое подобие иммунитета, уж если и не талант "ходить по болоту сатанизма аки по суху", то способность инстинктивно балансировать "на кочках здравого смысла". И способность эта не даст - даже при желании - утонуть в трясине. Вернуться в Объятия Сатаны полноценным рабом Темной Стороны Духа уже - не получится. Можно стать скептиком - но не циником, взрастить пессимизм - но не уныние, пестовать злость - но не злобу. Посему пути назад, как такового - нет, есть некое подобие "прыжка вбок", скольжение по горизонтальной плоскости над поверхностью болота.
   Есть еще гипотетическая возможность "воспарить над твердыней", раствориться в бездне сияющей красоты Небес. Но - как это ни прискорбно, сие - вне рамок наших устремлений. Для того, чтобы "воспарить", нужно иметь, как минимум, Индивидуальную Метку Всевышнего - дар Божий. Ежели он есть - "отрыв от поверхности" происходит легко и естественно, без сомнений и ожиданий. Ежели Господь не наделил способностью к подобной "творческой левитации", то титанические труд и упорство - так и останутся уделом Сизифовым. И в данной ситуации совершенно неважно, сопряжен ли факт "воспарения" с общественным признанием: сие - возможные реалии уже последующего Пути. Бытие - с его конкретикой реальных дел - никоим образом не связано с "ощущением полета".
   Ну и третья возможность - как и в любой иной ситуации - тоже есть: остаться на месте. Если назад - нельзя, "вбок" - не очень хочется, а вперед - не очень можется, то - самое время остановиться и обдумать ситуацию.
   В восточной философии есть множество вычурных, утонченно логически красивых определений, предназначенных для изысканных комментариев подобных метаморфоз рассудка. Надо отдать им должное - это действительно утонченно, это действительно изысканно, это - действительно - разумно: "Путь знания, путь действия и путь созерцания".
   И если не привлекает ни путь созерцания, который связан "с доскональным пониманием микрокосма и макрокосма, и являются высшим из путей, практикуемым очень немногими достаточно подготовленными для этого людьми", ни путь действия,
   "по которому следуют те, кто верит в бескорыстное исполнение своих обязанностей", те, кто "понимают, что все плоды собственных действий они должны отдавать Богу, живущему в сердце каждого человека", если нет осознания того, что только ради этого и стоит жить, то - можно выбрать опасный и коварный путь знания. Путь, "подобный лезвию бритвы".
   И если уж не удается "воспарить", то можно хотя бы подпрыгнуть, и - пусть лишь на краткий миг, но - вернуться к началу Пути и - пусть хотя бы всего лишь в своем воображении - замкнуть Круг: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...
Оценка: 2.02*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"