Пузанова Раиса Алексеевна : другие произведения.

Ученическое самоуправление

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В работе рассматривается внедрённая в Альметьевской школе-интернате система ученического самоуправления, которая просуществовала боле сорока лет и дала положительные результаты в воспитании подрастающего поколения.

  Посвящается в знак огромной благодарности
  всем моим бывшим коллегам и учащимся
  Альметьевской школы-интерната
  
  
  
   Мы живём в такой период времени, когда в стране был принят и реализуется Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003г. N 131-ФЗ [1], происходит переход к гражданскому обществу.
   Под самоуправлением понимают управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами через выборные органы либо непосредственно (с помощью собраний, референдумов и т. п.) [2].
   Согласно свободной энциклопедии Википедии, "ученическое самоуправление - форма участия обучающихся в соуправлении (самоуправлении) в общеобразовательном учреждении, предполагающее участие детей в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения. При развитых системах соучастия обучающихся в образовательном учреждении существуют различные органы самоуправления: общешкольный ученический совет, гимназический (школьный) парламент, ученический комитет (учком), старостат, школьная дума и др. Следует отличать формы ученического самоуправления от детских и молодёжных общественных объединений, создаваемых самими обучающимися или взрослыми с участием детей в общеобразовательных учреждений, объединившихся на основе общности интересов".
  Обратим внимание на то, что указанное определение ученического самоуправления было окончательно сформулировано в нашем столетии, а в середине прошлого века только закладывались основы данного понятия.
   Я глубоко убеждена, что вопрос самоуправления должен найти своё отражение не только в форме осуществления народом своей власти (муниципальной и государственной), но и в системе образования и воспитания в виде ученического или студенческого самоуправления. Где, как ни на школьной скамье, должен прививаться "вкус", интерес к самоуправлению.
   Да, организация ученического самоуправления - это не простой вопрос, а сложное трудоёмкое дело. Но "игра стоит свеч!".
  Безусловно, что ученическое самоуправление относится к одной из разновидности группового самоуправления.
   У меня есть полное основание утверждать, что организация ученического самоуправления необходима не только в школах-интернатах, детских домах, но и во всех массовых общеобразовательных учреждениях. Примером тому служит мой многолетний опыт работы в Альметьевской школе-интернате на протяжении 38 лет, из которых 18 лет проработала директором.
   Родоначальником ученического самоуправления в нашей школе-интернате был бывший директор Христофоров Михаил Прохорович (с 1956г. по 1966г.), под руководством которого я работала 5 лет завучем.
   В начале ученическое самоуправление состояло из 2-3 секторов, в состав которых избиралось по 3-4 воспитанника от каждого класса. Но позже жизнь подсказала, что этого недостаточно, стали создавать другие сектора. В результате их образовалось 7 и назвали мы их "штабами", т.к. они были постоянно действующими:
   1.Штаб учёбы, который возглавлял завуч школы.
   2.Штаб труда и бережливости - под руководством старшего воспитателя или завуча по воспитательной работе.
   3.Штаб культурно-массовой работы.
   4.Штаб спортивно-массовой работы.
   5.Штаб санитарии и гигиены.
   6.Политштаб (организовывала работу преподаватель истории).
   7.Штаб ЮДМ (юные друзья милиции).
   Каждый штаб консультировал, советовал, направлял учащихся, а подсказывал их круг обязанностей кто-то из преподавателей, которые утверждались на педсовете.
  Общее руководство штабами осуществлялось ученическим советом, который избирался школой, от каждого класса по одному-два представителя. Ученический совет еженедельно подводил итоги работы всех штабов и оглашали на школьных линейках.
   Штабы работали, собирались, обсуждали планы действий и подводили результаты работы один раз в неделю. Это была пятница, а в субботу на общей школьной линейке доводили до сведения всего ученического и педагогического коллективов итоги проделанной работы и планы на будущее.
  Каждый штаб собирался в постоянно закреплённом месте: ЮДМ - в кабинете директора; штаб учёбы - в кабинете завуча; штаб труда и бережливости - в кабинете завуча по воспитательной работе и т.д., имея при себе рабочие тетради, планы работы штаба. Каждый штаб имел свою униформу, чем они очень гордились.
   Так, штаб учёбы работал с классными журналами, подводили итоги учёбы за неделю, вызывал "нерадивых" воспитанников, проверял их рабочие тетради по русскому языку и математике, дневники, обсуждал отношение учащихся к занятиям, решал, кого наградить и чем по итогам четверти или учебного года (грамотами, ценными подарками: особо красивая школьная форма, настольные игры, путёвки, турпоходы, поездки по музеям и др.).
   Младшие же воспитанники учились у старших учащихся справедливости, принципиальности, труду и дружбе. На заседания штаба учёбы периодически приглашались и хорошо успевающие ученики, которые делились результатами успехов, как им удавалось достичь высоких показателей в учёбе.
  Этот штаб организовывал выставки лучших тетрадей, дневников учащихся, особенно перед приходом в гости шефов-буровиков, которые шефствуют на протяжении 50 лет. Штаб учёбы в план своей работы включает все текущие узловые вопросы: проведение "Дня открытых дверей", смотры-конкурсы по учебным предметам, предметные олимпиады, разнообразные виды работ со школьной библиотекой: читательские конференции, праздники букваря, сказок, Дни поэзии и другие виды работ с книгой. В этом случае на заседание штаба приглашается и школьный библиотекарь.
   Таким образом, через штаб учёбы задействована бывала вся учебная работа школы и не в отрыве учащихся от учителей, а в полном единстве и контакте.
   В данном случае я раскрыла только некоторые вопросы учебного процесса, а остальное всё зависело от творчества учителей-консультантов каждого штаба.
   В обязанности штаба "Труда и бережливости" (штаб труда) входит вся физическая трудовая деятельность и работа по бережному отношению к имуществу школы и учеников. Начиная с первых чисел сентября каждого учебного года воспитанниками принимается на сохранность все помещения: школьные кабинеты, спальные и игровые комнаты, общие места пользования в школьных зданиях и спальных корпусах. А в течение всего учебного года периодически проводится проверка сохранности всего оборудования и помещений.
  На видном месте закреплённых помещений вывешивается в рамочке "Памятка" принятых на сохранность оборудования и помещений. В ней указывается на какую оценку принято и на какую сдаётся в конце учебного года.
   Вот такая систематическая работа через штаб труда нам помогала сохранить все помещения, мебель, оборудование без ремонта на протяжении многих лет.
   Но круг обязанностей штаба "Труда и бережливости" на этом не заканчивается. Штаб также собирается каждую пятницу в своём определённом месте во главе с консультантом-старшеклассником, иногда приглашается заместитель директора по хозяйственной части в зависимости от вопросов, поставленных на данном заседании. В этот штаб также входят по 2-3 учеников от 1 до 9 классов, т.е. приобщаются воспитанники всей школы.
   Штаб труда был инициатором всех субботников, воскресников, работы в саду-огороде, который составлял более 2 га, а когда была свиноферма, то и в помощь свинарке по уходу за свиньями, молодняком (свиней было более 60 голов).
   Этот штаб проводит большую работу в распределении обязанностей по дежурству воспитанников по школе, спальным корпусам, местам общего пользования, кроме санузлов, т.е. все трудовые дела, в том числе на территории школьного двора, теплицы, сада-огорода, загородного пионерского лагеря "Звёздочка", которые готовят к открытию и закрытию сезона.
   Особенно остановлюсь на том, как мы многие годы проводили "Праздники труда" весной и осенью. Начиная с февраля замдиректора по хозяйственной части вместе с ребятами заготавливали весь необходимый инвентарь: метлы, лопаты, грабли, побелочный материал и др. Проводили "Праздники труда" где-то в 20-22 числах апреля, сначала определяли штабом весь объём работы, в том числе в саду-огороде, в загородном лагере "Звёздочка" и у шефов-буровиков. Тем самым старались привить ученикам хозяйственную смекалку и сноровку.
   В день "Праздника труда" в 9 часов утра выстраивался перед зданием школы весь наш коллектив: воспитанники, педагоги, обслуживающий персонал - все в рабочей форме и с инвентарём в руках. Этот праздник мы называли "Субботником трёх поколений". Директор определял весь объём работ данного субботника и делал всем успехов в труде. По всей территории двора звучала музыка, избирался пресс-центр, в обязанности которого входило фотографировать работающих, писать и посвящать им стихи, выпустить газету субботника с рисунками, фотографиями. Попробуй здесь работать как попало!
  В 12.00 по зову горна все вновь выстраивались на линейку, чтобы сообщить о результатах труда. Вот здесь-то и зачитывалась газета "Боевой листок субботника". А до этого доверенные члены штаба "Труда" проверяли результаты окончания субботника. Смех, шутки, юмористические и сатирические стихи вызывали радостное и праздничное настроение у всех.
   После такой линейки "трёх поколений", приведя себя в порядок, шли все обедать в школьную столовую, где медработники вместе со штабом "санитарии и гигиены", поварами составили праздничное обеденное меню с пирогами и пирожками, которые пеклись "с душой".
   В такие же праздники превращался и сбор яблок в школьном саду, где за каждым классом закреплялись по 5-7 рядов плодовых деревьев (яблонь и груш). На закрепленных участках дети проводили весеннюю околоствольную обработку, полив и сбор урожая. Результаты труда заносились в трудовые дневники школьников, за их отношение к труду ставились оценки. Из фруктов варили варенье, компоты, выращенные овощи складировали на зиму. Всей этой работой руководил штаб "Труда".
   Штаб "Труда и бережливости" также оказывал и посильную помощь шефствующим предприятиям в знак благодарности: убирали территорию предприятий и цехов.
  Нельзя не остановиться и на работе штаба "Санитарии и гигиены", т.к. дети поступали в школу-интернат не только педагогически запущенные, но и не приученные к самым элементарным нормам санитарии и гигиены, а часто и с запущенными хроническими заболеваниями.
   Работа по решению этих вопросов возлагалась на двух медсестёр и 0,5 ставки врача. Но эти 2,5 единицы медработников ничего не смогли бы сдвинуть с места, если бы не имели помощников в лице воспитанников.
  Начиная с 1 класса, в каждом классном коллективе избирались санитарные "тройки" самых аккуратных детей, они-то и входили в штаб "Санитарии и гигиены" школы-интерната, а консультантами были их старшие товарищи - медсёстры, которые также по пятницам собирали детей штаба в медпункте и проводили должную работу по профилактике инфекционных заболеваний, составляли перспективно на неделю меню для столовой с учётом желания учащихся, выпускали красочно оформленные стенгазеты, в которых указывали на лучших аккуратных, чистоплотных учеников, классные и спальные помещения. Девиз их: "не там чисто, где убирают, а там, где умеют соблюдать чистоту". Тем самым старались привить детям любовь к порядку, чистоте, аккуратности во всём.
  Проводили и праздники, посвящённые санитарии и гигиене, а классы и спальные комнаты учащихся, где был постоянно порядок и чистота по итогам недели награждается красивой куклой "Юлей-чистюлей", которая как вымпел была переходящей.
   Работа указанного штаба была плодотворной благодаря медсёстрам Варваре Кузьминичне (ветеран ВОВ) и Головачевой Александре Ивановне, которые вырастили много будущих врачей.
  Вся культурно-массовая работа в школе-интернате организовывалась через свой штаб "Культурно-массовой работы". Отличными консультантами этого штаба в разные годы были воспитательницы Кольцова Раиса Ильинична, Полозова Надежда Дементьевна, Матвейкина Лидия Васильевна, Карева Нина Ивановна, Князева Нина Ивановна, которые проработали в Альметьевской школе-интернате по 10-20 лет. Они имели прекрасные голоса, красиво танцевали не только современные танцы, но классические. Поэтому могли вдохновить детей своим примером, а потому многие годы наш общешкольный хор и ансамбль занимал призовые места на общегородских смотрах художественной самодеятельности.
   В обязанности штаба входила организация досуга учащихся, проведение праздников, новогодних ёлок, строевых маршей и общегородских демонстраций, а также школьных и городских спортивных мероприятий совместно со спортштабом.
  Жизнь в Альметьевской школе-интернате шла своим чередом: ежегодно отмечали годовщину (юбилеи) школы-интерната, дни рождения воспитанников, осенние, зимние и весенние праздники: осенью - "Праздник урожая", зимой - Новогодние карнавалы, весной - "Проводы зимы" с блинами, со сжиганием чучела зимы и т.д.
   Особенно интересно проводились культурно-массовая работа в бытность работы преподавателя-аккордеониста Самойлова Василия Ивановича, когда в самодеятельности участвовали не только дети, но и преподаватели, и обслуживающий персонал.
   Необычно интересно проводились большие перемены (30 минут): вся школа выстраивалась по классам в пары (мальчик с девочкой) и танцевали бальные танцы, а члены штаба контролировали проведение подобных репетиций проводимых концертов. В местах проведения танцев были установлены столы, за которыми дети после танцев могли поиграть в шашки, шахматы, теннис, настольные хоккей или футбол, почитать журналы и газеты. Помимо этого в распоряжении учеников был спортзал, в котором под руководством физрука воспитанники занимались спортом.
   Так проходили большие перемены и всем руководили штабы культурно-массовой и спортивной работы.
  Работа этого штаба не только организовывала жизнь воспитанников более интересной, художественно-насыщенной, но и помогала в перевоспитании "трудных" педагогически запущенных детей.
   Ежедневно жизнь нашей страны и за рубежом вносила множество разнообразных событий. А чтобы воспитанники были в курсе дела и шли в ногу с жизнью, в школе-интернате был организован штаб, который называли "Политштаб". Особенно интересно строилась работа этого штаба, когда консультантом была Клюкина Лидия Михайловна, преподаватель истории по образованию, ранее много лет работавшая директором одной из сельских школ. Она готовила старшеклассников, которые проводили беседы в среднем и младшем звене, т.е. приобщали всех воспитанников к вопросам окружающей жизни.
   По инициативе "Политштаба" проводились общешкольные митинги, линейки, посвященные политическим событиям. По их планам, я имею ввиду планам "Политштаба", проводились встречи с интересными людьми, участниками Великой Отечественной войны, Героями Труда: на встречу с детьми приезжал Герой ВОВ, лётчик-истребитель М.П.Девятаев (08.07.1917,пос.Торбеево,Пензенская губерния - 24.11.2002, Казань,Татарстан), Герой Социалистического Труда Татарстана Д.М.Нурутдинов и др.
   В настоящее время, к большому сожалению, в казанских школах этому вопросу уделяется очень мало внимания. Я неголословно заявляю, что учащиеся старших классов не знают о Героях нашего города, именами которых названы улицы города. А это - наша история, которую забывать нельзя, иначе из школ будут выходить "Иваны", непомнящие родства". А как это отразится на будущих поколениях? Будут ли они настоящими защитниками своей Родины? Смогут ли они грудью закрыть амбразуру пулемёта, тем самым спасти своих товарищей? Вот больной вопрос?!
   Штаб "Спортивно-массовой работы" (штаб спорта) организовывал жизнь воспитанников школы-интерната следующим образом. День начинался с физзарядки, учащиеся в зависимости от погоды делали зарядку под музыку или в спортзале или на спортплощадке. Зарядку проводили старшеклассники, подготовленные физруком, а младшие воспитанники делали зарядку по более упрощённой программе. Поэтому организатору спортивно-массовой работы, т.е. консультанту штаба, приходилось уделять много времени и внимания по разучиванию со старшеклассниками новых комплексов упражнений.
   В обязанности штаба входило и составление плана соревнований, товарищеских встреч, спортивных походов, военизированных игр, зарницы и пр. Планировали и подарки, которыми будут награждены команды-победительницы. Приглашали на такие товарищеские встречи (из других городов школ-интернатов) своих сверстников, шефов-буровиков и участников Великой Отечественной войны.
   Особенно интересно строилась работа этого штаба, когда консультантом был педагог от Бога Полозов Александр Павлович, который всю свою сознательную жизнь проработал в школе-интернате более 30 лет. Эрудированный, начитанный, знающий и умеющий играть в разные спортивные игры, Александр Павлович уверенно выполнял работу и с пластилином, и чеканил по металлу, и выжигал по дереву. Поэтому увлекал за собой детей, а особенно членов спортивно-массового штаба, с которыми увлеченно играл в любые игры.
   Но каждый раз, когда школа-интернат пополнялась "новичками", поступившими по линии комиссии по делам несовершеннолетних, то обстановка и общая дисциплина в школе резко ухудшалась. Это лихорадило весь педагогический и ученический коллективы.
   Пришлось создать ещё один штаб - "ЮДМ" (юные друзья милиции), консультантом которого стал сам директор. Оно и понятно, т.к. кто лучше знает вновь поступивших новичков? Их личные дела находились в сейфе у директора.
  В состав штаба "ЮДМ" в основном входили мальчики (3-5 человек) и в редкие годы дополнительно 1-2 девочек. Составлен был план работы штаба, ученики сами разработали и утвердили Устав ЮДМ (нормативный документ штаба), в котором были определены права и обязанности его членов, выдали удостоверения членам штаба с фотокарточками, сшили особую форму для повседневной носки, поддерживали тесную связь с закреплённым за школой участковым милиционером.
   Разработка Устава в школьные годы являлось первой правотворческой работой воспитанников, через которую они постигали азы законотворческой деятельности.
  Заседания штаба проводили также по пятницам, но в кабинете директора.
   В обязанности членов штаба входило повседневно следить за посещением учащимися школы, не допускались пропуски уроков без уважительных причин, без справки медработников и письменно объяснения, а также хождение по городу без разрешения.
   Особенно хочется остановиться на вопросе "Рейдов за бегунами". Утром в 6 часов подавался к школе автобус, старшим членам штаба "ЮДМ" делался подъём, одевались они в свою униформу и вместе с директором школы-интерната, а иногда и с представителем милиции, отправлялись проверять все близлежащие колодцы и подвалы домов. А кто их лучше знал, как ни сами члены штаба, бывшие "хозяева" этих "квартир", из которых "вылавливались" не только воспитанники школы-интерната, но и учащиеся других массовых школ, которых развозили по их школам. Члены штаба по данному рейду получали благодарности, поощрения и чувствовали они себя чуть не героями, о чём они сами рассказывали спустя годы при встрече выпускников.
   Одним из поощрений членам штаба "ЮДМ" был культпоход в городской кинотеатр или на концерт, а иногда за хороший "улов" поощрялись также сладкими пирогами, тортами.
  Был у нас и свой школьный кинотеатр, киномеханиками которого были воспитанники, прошедшие спецподготовку и получившие удостоверения общегородской фильмотеки. Кинофильмы брали на прокат из городских кинотеатров. Так часто члены "ЮДМ" награждались правом внепланового посещения школьного кинотеатра за активное участие в работе штаба.
   В результате: мы не отправляли своих воспитанников в колонии для несовершеннолетних правонарушителей, но иногда проводили профилактические "Суды товарищеской чести", где виновники "восседали" на особых скамьях перед всеми товарищами и объясняли совершённые проступки и причину их совершения. Это был для них своего рода "домашний суд", а в целом - это была "семейная терапия", т.к. на таких "судах" были и "обвинители", и "защитники". В роли защитников выступали педагоги и члены "ЮДМ", которые не только вытаскивали нарушителей из колодцев, но и умели защитить своих, когда было необходимо. Благодаря "Судам товарищеской чести" воспитанники познавали действующее законодательство.
  Именно работа над нормативными документами штаба и "Суды товарищеской чести" формировали правосознание у учеников школы-интерната.
   Вот так планово и кропотливо работала Альметьевская школа-интернат, строя всю учебно-воспитательную работу через ученическое самоуправление.
  Именно ученическое самоуправление готовит подрастающее поколение к самостоятельной жизни и по своей сути является основой местного самоуправления и государственного управления.
  
  
   Список литературы
  
  
  1.ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003г. N 131-ФЗ//Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
  2.Большая советская энциклопедия. Том 3. - М.: Издательство "Советская Энциклопедия", 1970. - 640 с.
  
  
  L Пузанова Раиса Алексеевна, Казань
  Заслуженный учитель Республики Татарстан,
  Отличник народного образования и просвещения СССР nbsp;
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"