Занимается ли литература стереотипами? Работает ли она с некогда созданными оттисками человеческой натуры, подкрепляя их или разрушая, или литература сама поставляет людской общности точные предписания, определенные, последовательные действия, некие инструкции, ведущие к чаше, до краев наполненной ядом цивилизма(обыденности)?
Безусловно, литература занимается стереотипами, даже более: литература отчасти была создана для того, чтобы воспроизводить все новые отпечатки человеческих конструкций. Подчеркиваю, лишь односторонний оттиск индивидов присутствует на страницах печатных кладезей мудрости, живого на бумаге нет. Литературу невозможно противопоставить живым людям. Она "монофонна", другими словами, слишком обнобоко освещает события, героев, ибо зачастую писатель не владеет мастерством отстраненности: его работа источает стойкий запах авторского мироощущения, мирочувствия. На мой взгляд, трагедия литературы заключается именно в том, что, даже страстно желая, она слишком боязливо и робко совершает свой отход, свое отшатывание от набивших оскомину стереотипов, общепризнанных фабульных утлых строений, жанровых законов... Вне всякого сомнения, темы, кои освещают внемающие гласу Музы, переносимы в любое время - даже в век каменный. К примеру, технически несложные повести о взаимоотношениях разнополых человеческих особей, рассказы о судорожных наслаждениях, споры пророков, подверженных болезням, и больных, подверженных прозрениям, - все это настолько въелось в плоть художественной литературы, что мнимо свежие произведения читаются без капли слюны энтузиазма. Способ "творения" уже давно известен: изыскивается трафаретный герой, шаблонная ситуация, вырезанная по лекалу концовка с 2-3 мрачными, заигрывающими с вечностью фразами, несколько выхлопов элегических нот - все, готово. Подобное производство поставлено на поток. С конвейерной ленты ежедневно сходят глянцевые, лакированные бляди от литературы.
Каков подтекст литературы? О чем вся литература? - О поисках бессмертия. Каждый пишуший стремится попасть в сферу Вечности. Здесь вступает в действие знаменитый принцип, видвинутый Игнацием Лайолой: "Цель оправдывает средства". И господа писатели, не слишком обремененные нравственностью, всаживают свои имена, покрытые пухом плесени лизоблюдсвта и высучивания, в нежное, трепетное тельце Приснопамятства. К великой радости, все их старания тщетны. Никто не вспомнит лет через 15-20 Эдичку Лимонова, Венечку Эрофеева, Сашу Соколова, Владимира Сорокина, Евгения Будинаса, Ричарда Баха, Юлию Вознесенскую, Владимира Белборова и Олега Попова, "творящих" в соавторстве. (Комментарий: в перечень вошли лишь те прозаики гнилой современности, коих автор попреков имел несчастье читать.) Следует все же отдать должное названным господам, ибо они пытаются отойти от штапма(стандартных тем) в своих писаниях. Но штамп - вещь тонкая, ибо вредит не только своим наличием, но и отсутствием. Ведь недостаточно от шаблона избавиться, должно также придумать, как описать то, что этим присловутым штампом обозначалось. Вот тут-то и начинаются оргии благоразумия: очерки Лимонова о пингвинах и пряном запахе рыхлых, мясистых блудниц, излияния о "порочной системе индивидуальных графиков" Эрофеева, виртуозная дефлорация мозга читателя сальностями и нечистотами Сорокина...
В нынешних литературных выкидышах нет ни эстетического, ни идейного наполнения - они пустопорожни. Покрытые художественной блевотой уродливые дети писателей современной эпохи бесцеремонно изнасильничают славное имя Искусства. Недоразвитые творения, в лучшем случае, содержат в себе несколько протуберанцев качества, вроде изысканных словосочетаний, метких, остроумных замечаний и наблюдений, но этого отнюдь не достаточно для того, чтобы рукоположить их в рыцари от просвещения. Если же имеем произведение из разряда помоечных, - наспех сколоченных болванок, первых черновых вариантов, отправленных в печать, - то кроме сырых текстов, окрашенных примитивным, жаргонным лескиконом, уличным синтаксисом и убогой пунктуацией, ждать не приходится.
Итак, мы а posteriori определили, что теперешние писатели крамольничают против законов геометрии и морали. Чем же читателю раздувать огонь познания? Я предлагаю использовать мехи давно почивших мыслителей. Как говаривал Сократ, "клянусь собакой", тем, кто посеял свои дни в Смерть и благодаря сему стал бессмертным, есть что сказать.