Пытьева Елена Юрьевна : другие произведения.

В плену у музыки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  В плену у МУЗЫ....КИ. 24 октября.Дом-музей Скрябина.
  
  Посвящается моему любимому Учителю грамматике английского языка ,потрясающему музыканту Ксении Сергеевне Кемовой.
  
  
  Доехала до Арбата как-то легко и быстро..Позд-вагон-змейка эскалатора-ступеньки-переходы- и я вырываюсь навстречу октябрьскому Арбату...
  Огромный глазастый многоликий город встречает меня в своем вечернем великолепии. Он ЖИВОЙ...
  Я иду по Старому Арбату.
   Мужичок с гармошечкой Русскую песню тревожит..Хорошо на душе стало..Приветливо..
  Иду наобум.. Москву знаю плохо..Работа -дети -учеба-дом-дача..Да и столько лет скитаний по Алтаям да по Сибирям..Стоп..
  Перекресток..Гудящий, полный снующих туда-сюда людей и машин..Машины лупоглазые, есть прищуренные, есть с большими удивленными глазами..
  У меня бывают мгновения, когда я как -будто отключаюсь от окружающей меня бурлящей жизни и остаюсь одна..Вот так. Одна ...на этом перекрестке..
  Кто-то показал мне рукой на маленький указатель-вертолетик, но там того, что мне надо -нет..
  Чувствую, что где-то недалеко. Много Музыкального- Гнесинка, дом Гоголя, магазин музыкальных инструментов, уже пустеющий вернисаж..А я спешу домой к Скрябину.
   Читаю молитву- Богородица доведет..
  Полная женщина, задумчиво идущая мне навстречу, оказалась той-самой долгожданной прохожей, которая знала -куда..
  Шла я действительно в правильном направлении. Теперь осталось завернуть за театр Вахтангова..Но переулок в обе стороны..Женщина мне сказала, что она ходила только на правую сторону, а что там на левой -не знает.
  Но я читаю молитву..Большой Николопесковский..
  Свет фонарей останавливается на номерах домов..
  Вот он. За прозрачной дверью струится мягкий свет.
  И вот какое Чудо..
  Я распахнула входную дверь, и на меня хлынули звуки Рахманиновской Сирени..
  Я замерла..Потому что точно знала, что Ксения Сергеевна будет играть сегодня другого Рахманинова..ну почему- Сирень????
  Я тихонечко спустилась в гардероб, боясь спугнуть летящие ко мне звуки..Боясь растерять то тепло, наполняющее меня ,то растущее внутреннее ликование, готовое вырваться и, подхватив меня, унести в ту необыкновенную весеннюю влюбленность ,томящую меня многие годы...
  Звуки погасли...И растворились в тишине музея..
  Потом неожиданно появилась наша Скарлетт с пылающими глазами -Ольга Кемова, протянула мне билет, и я осталась в себе, в предвкушении великого музыкального таинства..
  Два рояля- КРАСНЫЙ и ЧЕРНЫЙ.
  Со стены на меня задумчиво смотрел Скрябин. Несколько раз за вечер ловила на себе его пристальный взгляд. Я ведь не первый раз -его гостья..
  Но в то, что со мной происходило..в этот вечер..трудно поверить.
  Начало. Концерт 1 часть.
  Варвара Севортян . Красное платье скользнуло к Черному роялю.
   При первых же аккордах, меня одержимо понесло куда-то очень далеко..Я летела то очень быстро и ровно, то кубарем, то -вообще ,не ощущая никакого движения, пока не оказалась в каком-то немецком весеннем городе. Утро..Опрятная небольшая кухонька..Девушка Грэтхен, вернувшаяся с корзинками с рынка. Раскладывает на столе продукты..Сочные ягоды ,сыр..На ней какое-то платье,. Да...то, что девушки в Баварии надевают на Октоберфест. В комнате еще кто-то. Наверное ее отец -промелькнуло у меня в голове. Ей надо открыть окно -подумалось мне. Я угадала- она открывает окно..
  И в распахнутое окно врывается Весна..,вместе с Солнцем и свежим прохладным Утром..
  И Чья-то невидимая рука протягивает в окно Грэтхен вуаль, сотканную из воздуха и радужных звуков...Вуаль едва заметна -настолько тонка ее ткань..Но она искрится ,переливаясь всеми цветами радуги..
  Грэтхен бережно берет ее , и нотки, прилипшие к ее пальчикам, отрываются , взлетают, падают, увлекая за собой других, и снова располагаются на вуали, как на нотном стане. Комната наполняется звуками ,новыми, радужными, танцующими и искрящимися в воздухе прохладного весеннего утра...
  А потом, окутанная звуками и вуалью, я вижу Грэтхен, парящую над ровной голубой гладью спокойного озера.
  Она опускается на зеркальную поверхность голубой глади и делает несколько робких шагов. Замирает, к чему-то прислушиваясь.
  Но тут раздаются раскаты грома..Прямо у нее над головой..Но Грэтхен не страшно..Она с восторгом смотрит на бушующую стихию, охваченная каким-то необычайно новым, неведомым ей прежде чувством единства: и с этим небом, и с голубой гладью спокойного озера, и со стихшими раскатами грома..
  Только Солнце ласково обнимает ее, и в его лучах искрится тонкая небесная вуаль с волшебными звуками..
  Все стихает..Звуки музыки ложатся на стены и замирают...
  ...Раскаты аккордов, словно грома. заставляют меня вздрогнуть и открыть глаза..Бешено несущийся поток ярких мажорных звуков проносится мимо меня, он неудержим. Эта лавина звуков настолько мощная в своей кричаще- мажорной силе..Зачем она выпустила их??
  Они неуправляемы!!!!???-проносится у меня..
  И тут я вижу..,как красное тонкое платье за черным роялем изогнулось в каком-то немыслимо -судорожном движении, пытаясь остановить поток хлынувшей с рояля лавины несущихся неуправляемых звуков..Но платье так и осталось в этой позе..А Руки, оторвавшись от тела..ДВЕ ОГРОМНЫЕ РУКИ, начали играть отдельно от тела, все громче и громче...
  Красное платье. Черный роЯль. И руки, И пальцы, в бешеном ритме бегающие по клавиатуре,играющие сами по себе.
  Стихло....Я осторожно открываю программку и читаю.
  Рахманинов. Сирень. Варвара Севортян.
  Но она не играла Сирени..Я не могла ее не услышать..Это невероятно..Не узнать ее я не могла..Я тысячу раз ее слашала в исполнении Ксении Кемовой..Я не могла не услышать так горячо мною любимого Сергея Рахманинова!!!Что происходит????
   .
  Ксения Кемова.
  Она торопливо подошла к роялю. Такая детская и легкая. ...Опустилась на стул подле...И словно к какому-то волшебству, осторожно прикоснулась к клавишам ...
  Раздались первые звуки прелюдии и фуги Шостаковича..
  Меня охватило какое-то странное ощущение..чего-то ускользающего, постоянно отодвигающегося от меня..Какая-то острая пронзительная мысль, как мне казалось , готовая вот-вот открыться..
  Я ухватилась за нее. но Мысль быстро превратилась в Форму ..и ушла..,так и не ответив на мой вопрос..Кто ТЫ?..
  
  Бетховен. Соната ми-бемоль мажор.
  ПРЕСТО.
  
  Поразившее ,но не оглушившее меня Престо Бетховена.. Такого Бетховена я еще не слышала..Это был бешеный поток ликующих звуков ,но Он был удивительно гармоничен ..и...управляем!!!!.Стремительный, озорной, неповторимый и яркий в своем рисунке и ритме, готовый в любую минуту рвануться и улететь во след создавшей его ослепительной Музе, заражая вдохновением своего Творца..Великого Бетховена.
  
  Перерыв.
  Оглянувшись, я увидела сияющие глаза моей Елены Кемовой..Как хорошо ,что она здесь)
  -Лена)))Моя дорогая и горячо любимая))Как я рада, что ты здесь)))
  Я пробираюсь на задние ряды, чтобы сесть с ней рядом..
  -Лена! Но я не слышала Сирени..Ксения Сергеевна мне еще до концерта сказала, что она будет играть Рахманинова ,но не Сирень..
  И тут, перед началом концерта , мельком взглянув на программу, я увидела :Сирень. Рахманинов.
  -Ну, думаю, все-таки решила ее сыграть.., как-то и не посмотрев на фамилию исполнителя.
  Этот образ- волнующей Сирени - у меня неразрывно связан с Ксенией Кемовой, в чьем исполнении я впервые услышала так поразившую меня музыку.
  Лена посмотрела мне в глаза и сказала:
  -Значит так играли..
  
  Часть вторая концерта.
  Ксения Кемова играла второй.
  Сначала Шопен. Этюд Љ 24.До минор.Фантазия фа минор.
  
  Я была охвачена этой музыкой. Я не знаю как это можно сыграть, я не знаю чем это можно исполнить..Так можно играть ТОЛЬКО СЕРДЦЕМ..
  Только сердце ,распахнутое к тебе, может вызвать такой отклик в твоем, что не музыка, а СЕРДЦЕ мое вырывалось из меня..Бешено рвалось мое сердце, стремясь соединиться с этой невероятной силы и красоты музыкой..Передо мной пронеслась вся моя жизнь..Шопен говорил со мною обо мне..
  Я увидела свою маму..такую.. необыкновенно- красивую, невероятно женственную. Очень ласковую, очень музыкальную, такую непохожую ни на кого..Живущую совершенно всем непонятной жизнью..Мою маму, так любившую играть Шопена..Я плакала ...Я плакала навзрыд..И мои слезы растворялись в потрясающей силе и красоты звуках.
  .Да, это величайший , это гениальный язык, на котором говорит СЕРДЦЕ..Язык Музыки..И нет НИЧЕГО прекраснее ее.
  
   На смену Фантазии Шопена пришла Фантазия Рахманинова.
  Музыкальный момент Љ6 до мажор.
  
  Я впервые услышала Рахманинова. когда мне было 14 лет. Я была в Харькове. Моя любимая тетя Нина готовилась к поступлению в московскую консерваторию. Она заиграла. Я неожиданно услышала музыку, которая настолько сильно меня поразила, что я прибежала из соседней комнаты и просто вскрикнула:
  -Нина, что это?
  -Это Рахманинов.2-й концерт для фортепиано с оркестром.
  Поэтому, музыка Рахманинова давно живет в моей жизни и в моем сердце.
  Зазвучал Рахманинов Ксении Кемовой.
  Меня всегда поражает ее трепетное и очень ответственное отношение к той музыке ,которую она исполняет,как к великому таинству, которую ей доверено передать людям.
  Я думаю именно поэтому такова сила искренности ЕЕ музыки,
  Я думаю именно поэтому они льются от сердца к сердцу, разрушая все преграды и условности, так сковавшие нас, что порой невозможно достучаться и докричаться до сердца, замурованное в панцирь недоверия, подозрительности, тщеславия и полуправды..
  И вновь я в ПЛЕНУ у невероятной Мечты Рахманинова, не знающей ни границ, ни меры..И нет у этой великой музыки ни расстояний, ни пределов, ни страха, как у Мечты влюбленного..
  Как у самой ЛЮБВИ, которая превыше разума и человеческого гения..Потому что ЛЮБОВЬ говорит на языке сердца.
   25.10.2015.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"