Посвящается бесконечно любимому мною педагогу, доценту кафедры "Лексикологии английского языка" МГЛУ Наталье Евгеньевне Бибиковой...
Экзамен.
Первая встреча..
Наталья Евгеньевна принимала у меня экзамен..
Сомерсет Моэм..
-О каких произведениях С.Моэма вы хотели бы говорить?...
-Мне нравится "Lotus Eater", "Red"."Jane"....
-Какие разноплановые произведения..
Разговор пошел о "Jane"..
-Так что же ,все- таки , сказала Джейн....Почему она ушла от него?..
-"They have no conversation...."
Наталья Евгеньевна хотела услышать у меня именно эту фразу...
И .улыбнувшись,
" под занавес",добавила:
-У Вас интеллигентный английский...
-И артикли....Надо решать проблему с артиклями!
-А КАК?
-ЧИТАТЬ...Больше читать..
Кстати, Вы знаете, что у С.Моэма английский -не родной язык?
-КАК!!!????...А ...кккакой родной?
-Французский..
Я была потрясена.
-Наталья Евгеньевна, вы знаете на кого Вы похожи?
На его "Jane"!!!...
-Прочитайте "Louise"....
Естественно разговор шел на английском языке..Но ее ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ...ее внутренняя ГЛУБИНА ПОНИМАНИЯ меня поразила..
Еще одна встреча на пути к МГЛУ....
Наталья Евгеньевна спешила на занятия. Я "ковыляла" вслед за ней..
-Наталья Евгеньевна..Мы Вас боготворим..
-Вы же знаете, Лена, "не создай себе кумира"..Боготворить можно только Бога..
-Да. я знаю..Но Вы необыкновенный педагог..Потрясающий..
-Но вы же у меня НЕ учились!!.
-Да, но "кое-что" из Ваших уроков мне удалось прослушать..
******
Мы занимаемся по многим предметам совместно с 49 группой..
Если бы вы только слышали, как они говорят о своем Учителе...
Их обучение в МГЛУ делится на 2 периода:
1)То, что было "до" Н. Е. Бибиковой;
1)То, что было "после".
Так вот ,в эпоху "до"-это была довольна слабая группа.
Сильной она стала "после".
Если учесть, что ,"ПО- Бибиковой" заниматься языком нужно 25 часов в сутки..
Я слушала, как она проводит урок..
Вся Бибикова настроена на полную ОТДАЧУ всего, что знает и умеет сама.
Шедро отдавая и передавая свое "бибиковское" Мастерство, она их "кохала",насаждая и грамматику, если чувствовала "пробел" в знаниях.
И Лексику , особенно "активную" лексику урока... ЕЕ студенты осваивали эту лексику "актива" и в придуманных ими рассказах, и в "домашних" заготовках, и в дополнительных текстах и рассказах ..
Наталья Евгеньевна учила ЯЗЫКУ, во всей его многоликости и разнообразии.
Эти "такие необходимые" фразовые глаголы, и "идиомы"- все то, что делает язык неповторимым и ярким,
все то, без чего язык не существует,
все то, без чего невозможно понимание языка..
Помню слова моего замечательного педагога Дины Рифатовны Ахмеджановой:
-Ну- Бибекова! Это же АС!!
И даже сейчас, на последнем курсе, вся ее преданная и горячо любящая ее группа часто говорит:
-(Саня Кунькова)-А как нам говорила Наталья Евгеньевна? Длинное слово- должно быть два ударения))
Ссылка на Бибикову у них постоянно на устах..
И когда я встречаю в универе эту замечательную, маленькую, такую трогательную Женщину с глазами "цвета неба", очень внимательными и проницательными, мне думается:
-Откуда в такой маленькой, ОЧЕНЬ скромной женщине..
ТАКОЕ ВЕЛИЧИЕ ДУХА?
Так что я не ошибаюсь, называя такой метод преподавания- преподавание СЕРДЦЕМ...
Именно обучение СЕРДЦЕМ отличает всех представителей великой "старой" школы нашего ВУЗА, продолжателей великих традиций наших Мастеров СЛОВА и Гениальных ПЕДАГОГОВ..
И ОН ЕДИНСТВЕННО РАБОТАЮЩИЙ...
Что мне хочется сказать этому необыкновенно талантливому педагогу, у которого мы имели честь обучаться...
Мне когда-то моя учительница по русскому языку и литературе, которая вложила в меня столько музыки и поэзии, написала стихотворение. Звали ее Нинель Александровна Фролова. Ее нет в живых уже..Этот стих ее я пронесла через всю жизнь..Он всегда отогревал меня..