Двое в запыленной, и потрепанной одежде брели по райским кущам, время от времени останавливаясь, и ахая от изумления. Наконец они вышли на цветущую поляну, где все счастливы, и пребывают в непрерывном умилении, и восторге нескончаемую череду лет. Большие и маленькие, красивые и уродливые, агнцы и волки - все с застывшим выражением неземной радости на лицах прогуливаются по благоуханным аллеям. Эта непрекращающаяся радость, и непреходящее счастье застыли одурением в глазах людей и зверей. Бесконечное безделье, вечная сытость и праздность, и всё поглотившая благость подавили в них все разумное, и сделали их похожими друг на друга истуканами, но со странным дополнительным выражением кичливости и помпезности в манерах. Среди этого сонма отупевших от нескончаемого блаженства существ появилась странная пара простых землян, в которых нетрудно было угадать намаявшихся и отощавших пройдох. Они с интересом, и затаенной алчностью взирали на изобилие фруктов, и на райскую благодать. Их руки сами тянулись к плодам, но тут они узрели Его. Он величественно восседал на троне в окружении ангелов, и архангелов, и обратил свой взор на пришельцев. Быстро угадав, что это простые людишки, случайно занесенные в рай, он первый снисходительно обратился к ним:
- Ну что, грешники, явились? Будете просить прощения?
Мужик, как подкошенный, упал на колени, ткнулся лбом в землю, и заныл гнусаво:
- Прости меня грешного, Господи-и-и! Я припадаю к твоим стопам! Я столько страдал, я стремился только к тебе. Прости, господи, все мои прегрешения! Прими меня, какой я есть, о, Боже мой!
Лысый и благообразный привычно проникся своей значимостью, удовлетворенно закивал головой, и потер ладони.
Но тут, оттолкнув мужа, вперед выступила женщина, и, подбоченясь, выдала совсем другой мотив, от которого старичок сразу заерзал:
- Ну, уж нет, Господи. Натерпелись мы по твоей милости, настрадались по твоему божьему промыслу, да еще и извиняться должны? Кто тут верховодит? Кто тут самый главный? Кто отвечает за все? Под чьей крышей весь этот беспредел на земле продолжается вот уж тыщи лет? Повсюду изверги рода человеческого становятся у кормила власти, по их произволу гибнут невинные, и ты не причем? Нашел козла отпущения - человека! А ты здесь куда смотришь? Ведь сказано, что волос с головы не упадет без божьего промысла. Так по чьему же это промыслу весь мир во грехе погряз, народы стонут от несчастий, реки крови проливаются, люди страдают веками? Кто ваще здесь коноводит?
Чело Господа омрачалось с каждым словом отчаянной землянки, наливалось гневом, как небо грозовыми тучами. Но он держал себя в руках, и, стремясь не терять величие, пытался сохранить назидательный вид, и кое-как успел все же вставить свои слова в непрерывный поток красноречия женщины:
- Молчи женщина! Ты - грешный сосуд. Ты сама всему виной.
Но грешный сосуд бойко возражал:
- Ты хочешь сказать, Господи, что это женщина сотворила всю мерзость на земле: войны, революции, катаклизмы, эпидемии. Покажи мне эту всесильную женщину, и я буду молиться на нее, а не на тебя, о Боже! У нее, а не у тебя буду просить милости, если она так могущественна.
Преодолевая раздражение и досаду, небожитель вновь, акцентируя интонацию превосходства, старался возможно ровнее, не теряя величественности, поучать:
- Твой язык, женщина, причина всех твоих бед. Накликала ты их своими речами.
Неугомонная землянка, едко пародируя величественность интонации высокого собеседника, подхватила:
- А не твои ли уши - причина всех бед? Ведь к твоим ушам, господи, миллионы людей молитвы читают уже веками. И ничего накликать не могут! Во дворцах, и в нищих хибарах, в церквях с золотыми куполами, и в глухих скитах, и просто под открытым небом. Везде молятся, славословия тебе поют. Да толку-то что? Стало ли меньше зла на земле? Разве добродетельные меньше страдают, а аспиды рода человеческого наказаны? Горстка людей бесится от роскоши, а миллионы гибнут от голода, и нищеты. К чему же тогда все эти библии, молитвы, эти армии попов - бездельников? Или может у тебя того - со слухом плохо?
- Уходи прочь отсюда, нечестивая - старичок, не в силах более сдерживать свое раздражение, вознамерился просто изгнать неугомонную женщину. Но та еще более ядовито продолжила:
- Да ты ли здесь распоряжаешься, господи? За все дела на земле отвечает человек, с дьяволом наполовину, а от тебя лишь - звон. Так и здесь - твоя ли власть? Вон, глянь, сколько вокруг тебя кукловодов! Не они ли тут главные?
Ангелы и архангелы, плутовато ухмылявшиеся во время всей перепалки, при этих словах спохватились, и, напустив на себя вид страдающей, оскорбленной добродетели, с гневом воззрились на дерзкую женщину. Они косились на всевышнего, и ждали. В их ожидании была уверенность, почти требование, чтобы господь разразился громом, и молниями. Но господь уловил и иронию женщины, и осознал откровенное давление на него собственного окружения, и вновь сдержал себя.
- Да ты уж и кары божьей не боишься? - грозно спросил господь.
- Господи, да после той кары, которую я вынесла на земле, чем ты меня еще проймешь?
Не найдя слов возражать языкастой смертной, всевышний обратился к архангелам:
- А кто это у нас дежурит на вратах? Почему в рай проходит, кто попадя? - и грозно уставился на своих слуг. Гавриил тут же затараторил в ответ:
- Да, Боже ж ты мой, да прости ж ты меня, нерадивого, но ведь эти люди попали сюда не через ворота. Они неведомым способом пробрались в райский сад. Это опять Диавол козни строит, о Господи. Его происки.
Дьявол не замедлил свесить с дерева свою хитрую голову, и зашептал брюзгливо:
- Когда все хорошо, так меня и не вспомнят. А если какие проблемы, или грязь разгребать, так подавай сюда змея, как сантехника. У нас тут что, ЖКХ, что - ли? И я, как слесарь Сидоров за все в ответе? Почему без меня никакие проблемы не решаются? Не пора ли нам пересмотреть права и обязанности, и заключить новый договор, господи? Установить границы ответственности.
Благообразный взял себя в руки, успокоился.
- Как вы сюда проникли, негодники? - всевышний строго обратился к скитальцам. Тут мужчина после долгого молчания подал голос:
- Да-а, тут сосед у нас машину придумал, а мы и согласились ее испытать.
Один из архангелов заныл торжествующе - злорадно и гнусаво:
- Говорил я тебе, господи, чертово это племя! Они с тех пор, как от Прометея огонь получили, огнем этим адовым стали свои механизмы наполнять. Вот и доигрались. А все он - нечистый.
- Ну, вот, опять - я. Огоньком поделился ваш коллега - Прометей, а ответ держать хозяину преисподней? Кривая получается логика. Но я все равно вступлюсь за этих несчастных. Ведь без механизмов-то как, Господи? Ни землю не вспахать, ни людей не прокормить, ни дома не построить! А их сейчас на земле, сколько миллиардов, помнишь ли? А как дом без огня обогреть? Ведь это только здесь, в раю все само цветет, и пышет, и климат благодатный. Под каждым кустом и стол и дом. На земле таких райских мест - раз, два и обчелся! Так что без техники никуда. Да, и придумать-то механизмы они смогли лишь благодаря твоей искре, господи!
Всевышний озадачился резонными аргументами, принял комплимент своей искре, и, решив свести все на шутку, с улыбкой сказал:
- Ну, а все же остроумно. Суметь такое сотворить! Механизм по перетаскиванию тел!
Но один из архангелов, тощий, и занудливый, поторопился тут же испортить настроение:
- А чему радоваться-то, Господи! Да они и не такое сотворят со своими механизмами! Да с телами. Вот приглянется им это райское местечко, они и оттяпают его у нас.
- Как это, как это? - Господь, нахмурив брови, гневно воззрился сперва на архангела, а затем на убогих скитальцев.
- Да запросто, Боже мой! Сперва объявят это место прибежищем террористов, потом отбомбят, а потом оккупируют. Да не эти несчастные, конечно, а те, о ком она упоминала - тираны - архангел смотрел на всевышнего уже снисходительно, как на несмышленого дитятю.
- Вы хотите сказать, что они могут прийти сюда без моего ведома, и стать здесь хозяевами? - всевышний вновь наливался гневом. Тут насмелился говорить мужчина:
- Господи, да это только в раю ничего не меняется! А на земле за эти годы столько наворочали! Один Гитлер вон! Вторую мировую бойню развязал, сколько людей уничтожил! А бомбу атомную? Сколько людей ею погубили?! Не слышал - ли ты про Хиросиму, и Нагасаки? Не доносили тебе твои слуги?
- Говорили, что туда "Малютку" какую-то подбросили. А что же это с "Малюткой" было?
- Да две эти малютки стерли с лица земли два города с сотнями тысяч жителей.
Да и после того, столько уже понаделали, господи! Если все рассказать тебе, то сон пропадет - и архангел осекся.
- Так дщерь эта несчастная не зря меня укорами донимает? А вы меня в заблуждение вводите? - всевышний сверкнул глазами на архангелов, и по-новому уже воззрился на незваных гостей - Чего же вы хотите, дети мои?
- Да, нам бы теперь домой возвратиться. А то прилететь-то прилетели через машину. Да машина - то осталась на Земле. А как теперь возвращаться? - опять начал робко мужчина. В ответ ему были понимающие кивки. Но напряженное ожидание у всех было обращено к женщине. И она тут же оправдала его, поразмыслив про себя: "До дома-то они нас все равно отправят. Мы для них здесь, как кость в горле", вслух же сказала:
- Не дай боже, снова попасть сюда после смерти: нам, нашим детям, внукам, и правнукам! - у благообразного и его окружения вытянулись лица, и сами собой разинулись рты. Первая очнулась от изумления, и лукаво заухмылялась змеиная голова:
- Уж, не ко мне ли ты просишься после смерти, женщина? Тебе по душе преисподняя? Ты хочешь у меня в аду кое - кого встретить, и лично поджарить?
- Да, пожалуй, я бы несколько человек лично на сковородку положила, но, уверена, что ты сам с этим справишься без моей помощи, и поэтому откажусь от столь заманчивого предложения - после этих слов женщины в воздухе опять повис вопрос.
- Тебе не нраву это райское место? - наперебой загалдели архангелы. Всеобщее смятенное ожидание было опять обращено на странную женщину. И она не замедлила удовлетворить его:
- Наша жизнь, господи, это не булка с изюмом, но и в вашей патоке утонуть не в радость.
Проглотив очередной неприятный сюрприз от дерзкой женщины, благообразный моргал глазами, обуреваемый досадой, с трудом сдерживаясь от гнева.
- Дитя мое, да неужели тебе здесь не нравится? Это ж рай, Эдем. Сюда все стремятся, хотя бы после смерти попасть. Питание, как ты заметила, здесь у нас отменное: самые лучшие фрукты, овощи в любое время года. Погода чудная, по заказу. Мяса нет - уж извини, убийства мы здесь не допустим. Но у нас есть самодеятельность - он махнул рукой, и архангелы быстро согнали кучку людей на трибуну, а те, сделав благочинные лица, запели псалмы. Но женщина без всяких признаков восторга смотрела на этих зомбированных артистов.
- Так чего ж тебе еще надо, привередница? - один из архангелов выразил всеобщее негодование в этом вопросе.
- Да, хотела бы я, господи, чтобы ты помог нам самим сделать рай на земле для моей семьи, моих внуков и правнуков.
- Но чтоб с гарантиями - как можно весомей вставил мужичонка - ведь от бога же! - но на него посмотрели строго и зашикали.
- Вона как. Ну, хорошо, твоей семье я обеспечу благоденствие, а другие - то люди, как же?
- Так обо всех народах есть, кому позаботиться, господи. Не так ли? Президенты, парламенты (ведь всякая власть от бога!), да и здесь, на небесах вон сколько ответственных лиц - разнообразные ответственные лица: ленивые, откормленные, и плутоватые, при этом засмущались, а женщина, почувствовав всеобщее неловкое молчание, добавила:
- Ты спросил: чего я хочу, я ответила.
Господь слез со своего возвышения, походил в задумчивости взад, вперед перед своим растревоженным окружением. Давно его уже не видели озадаченным. Скоро на его лице появилось решительное выражение, и он сказал:
- Хорошо. Я отправляю вас на землю с архангелом Гавриилом. Он исполнит мою волю.
Архангел примкнул к стоявшим скитальцам. Господь воздел руки кверху, произнес заклинания, стукнул посохом. Разразился гром, засверкали молнии, все исчезло.
Перемены. (Сибирская глубинка, старый домишко, лютый мороз).
- И какой же тут рай может быть? За 3 месяца один урожай едва вызревает. А потом что: опять зима?! - Архангел знакомился с бытом россиян, и все больше поражался:
- Да как же тут жить-то? Тут героически выживать! Да, пора полюса земные менять. Те, кто в благодати жил, пусть подружатся с морозами. А вы - страдальцы, жить будете, как у Христа за пазухой.
- Ну, наконец - то, слава тебе, господи! Сколько мук вынесли! - ахнула женщина.
- А как же с катаклизмами? Ведь вместе с жарким климатом к нам могут прийти стихийные бедствия: наводнения, засухи, ураганы? - дотошливый мужик старался не прогадать, и предусмотреть все опасности. Он испытующе смотрел на архангела. Тот поспешил его успокоить:
- Без непогоды не обойтись, но, чтобы постоянные: торнадо, наводнения, как в Америке - этого не будет. Ведь на американцах - то проклятие лежит. Индейцев они истребляли на корню, изгнали их со своих земель. Негров рабами сделали. Сколько душ загубили, и хотят счастье на чужом горе построить. Ну, да бог не Тимошка, он видит немножко. Но не владеет информацией, иногда - добавил архангел критическим тоном начальника, и с этими словами занялся своим делом: начал сдвигать земную ось, и менять магнитные полюса земли.
И задули неистовые ветры, начались извержения вулканов, землетрясения, небо почернело от дыма. Непогода и катаклизмы бушевали на земле целый месяц. Земля содрогалась, солнца не было видно, только зарево от молний освещало мрачные пейзажи. Люди и звери, овцы и волки, все попрятались кто куда, и сидели, и дрожали, прижавшись друг к другу. Думали, что пришел конец света. Ждали в страхе неминуемой кары, и мучительной смерти. И только глубоко верующие люди ликовали, и звали к себе господа - они давно предвидели это событие, и готовились к нему. Они пели, молились, и готовы были принять смерть. Правда, с непременным условием, чтобы обрести новую жизнь на небесах. Конец света представлялся им удачным моментом для совершения сделки с богом: по обмену своей неудавшейся жизни на земле на счастливую жизнь в раю. Или, наоборот, приобретению вдобавок к удачной жизни на земле еще и райской жизни после смерти.
Это были люди самых разных религий, и сект, признающие, как правило, только свою веру, и презирающие, или, по меньшей мере, осуждающие любую другую. За совершенно странные и непонятные мелочи. Мусульмане, например, враждовали между собой из-за того, кому должна принадлежать власть: по наследству (у Мохаммеда были только дочери!), или выборно. И, хотя власть уже давно менялась по своим законам, но шииты, и сунниты продолжают упорно убивать друг друга. Вражду других религиозных течений вызвал способ осенения крестом - одни делали это двумя, а другие - тремя пальцами. Православные, и католики спорили по разным причинам, одна из которых была такая: каким образом родила 2 тысячелетия назад одна представительница женского пола: оставаясь девственницей (неужели это было первое клонирование?), или естественным образом, обретя женственность. Большинство же враждовало из-за самого объекта поклонения: у одних он был Иисусом, у других - Мохаммедом, у третьих - Буддой. Ни один из этих пророков никогда бы не одобрил не только убийства, но даже и просто физического наказания из-за разного понимания идеи бога. Но ретивые последователи - священники, представляющиеся слугами этих учителей, а на самом деле управляющие народами; веками ведут многочисленные войны, и убивают миллионы людей, во имя этих учителей. Например, цивилизованные, просвещенные в религиозном отношении европейцы (по сравнению с идолопоклонниками - индейцами), истребили миллионы этих индейцев, отобрали у них их землю, а оставшихся отправили жить в резервации. И потомки этих бывших европейцев - американцы, истово молятся, считают себя добропорядочными верующими, и умиляются до слез, глядя на дряхлого старца - католического папу. При этом они периодически бомбят то одну страну, то другую, убивая тысячи мирных жителей, если там отказываются признавать доллары, или продают нефть слишком дорого. Поклонники Аллаха, которых чаще других бомбят американцы, ожидают только своего часа, чтобы отомстить всем остальным неверным, и в первую очередь добропорядочным американским католикам. Такое вот непримиримое враждебное противостояние продолжалось на земле в тот час, когда, по велению господа, архангел принялся наводить новый порядок на земле.
Катаклизмы, охватившие всю землю, были восприняты всеми людьми по-разному. По мнению верующих, это пришел судный час, конец света, и они стали молиться и петь, и славить каждый своего бога. Но вскоре выяснилось, что час этот судный весьма затянулся. Сперва на недели, а потом и на месяцы. Да и не было никакого суда, как потом выяснилось, и объяснили ученые. Просто природа взбесилась, ось земная сменилась, и земля стала вращаться по-другому. Причем, произошло это не в первый раз, как утверждала наука. Изменились полюса земли, изменился климат. Туда, где было лето круглый год, пришли длительные и холодные зимы. И наоборот. И надо было что-то делать: приспосабливаться. И большинство простых людей так и поступили. Там, где похолодало, начали строить более теплые жилища, и отапливать их. Начали заготавливать пищу на зиму, выращивать другие агрокультуры. И только религиозные фанатики продолжали петь песни, и молиться. Ждали второго пришествия, и переселения в лучший из миров. А никто их никуда не брал и не звал. Ни жизни у них не отбирал, но и жизни-то не было - одни мытарства. Ни судьи, ни мессии не появилось. Петь и молиться надоело. Надо было чем-то питаться, и где-то мыться, и как-то греться. Морозы пришли сибирские.
***
В жарких странах, на экваторе, где была благодать господня, стало холодать: настоящая зима приходила уже в октябре, морозная и со снежными метелями. А там, где была Россия, особенно в Сибири, стало тепло: лето начиналось уже в марте, и продолжалось до ноября. Зима стала недолгой, и, скорее, походила на осень. И стали сибиряки жить припеваючи: фрукты разные у них вызревают, а за год по три урожая собирать стали. Почти весь год ходят в легкой одежде. Появилось время и настроение карнавалы устраивать. Могли ли они считать происшедшее изменение климата стихийным бедствием? Конечно же, нет. Это было для них подарком судьбы. Или вознаграждением за многовековую борьбу за выживание. Но у многих людей было противоположное понимание создавшейся ситуации. Изменение климата и сдвиг земной оси были признаны стихийным бедствием, т.к. вызвали наводнение и похолодание. Миллионы людей прослышали, что на месте России теперь райское место, и стали изыскивать способы, и основания для переселения туда. Они доказывали, что всегда жили в жарких странах, и теперь их местом жительства должны стать те географические места, где жарко. Т.е. теперь, по их мнению, они должны жить на территории Сибири. Ну, а сибиряков, полагали они, со своих земель надо переселить туда, где морозы. И те, к кому пришли бедствия на их землю, стали готовиться к переселению в Россию. Правительство России, которое с коммунистической эпохи привыкло радеть за весь мир, и быть щедрым за счет обкрадывания своего народа, согласилось признать изменившийся, в связи с потеплением, климат земли - стихийным бедствием, и взяло на себя обязательства безвозмездно помогать всем, кто попал в зону бедствия. А попали в эту зону все крупнейшие портовые города, и все жаркие страны. Там стало жить трудно, или невозможно: где-то стало очень холодно, где-то - затопило все земли. И хотя для сибиряков не было никакого бедствия в том, что на их земле стало тепло, но правительство, которое было подкуплено на много лет вперед, должно было выполнять навязанные ему обязательства. И на территорию России готовились переселяться миллионы людей со всего мира. Обсуждался пока только вопрос о том, где, и как обустроить места, в которые прибудут переселенцы. Подготовить им лишь палатки, или сразу отстраивать для них новые города и поселки. Правительство России решало этот вопрос, и изыскивало средства для приема переселенцев. Предлагалось выделить кредит для России на эти цели. А настроения в государственной думе отражал такой, подслушанный там разговор:
Два русских депутата получают зарплату долларами, говорят на английском языке, ездят на японских машинах, едят китайскую лапшу. Один другому говорит: "Вчера в американском конгрессе признали, что Сибирь была открыта американцами, и потому принадлежит Соединенным Штатам. Наша дума согласилась с этим, но остается вопрос: откуда там взялись люди, которых называют сибиряками, и которые говорят на русском языке? И куда теперь девать этих людей?"
А пока все это готовилось, перемены в Сибири произошли огромные. У той самой женщины, звали ее Марья, и у мужа ее - Ивана, жизнь стала заметно улучшаться. И жить бы им, поживать, да добра наживать, но узнают они из новостей, что готовится к ним в Сибирь великое переселение народов: и негров, и китайцев, и американцев. Украине российское правительство готовилось подарить Урал в связи с происшедшими катаклизмами. А Крым Украина возвращала теперь России, так как его затопило полностью. В это время архангел собрался уже возвращаться на небеса с докладом, что сделано все, как надо, по велению господа. Но перед самым отъездом успел его Иван остановить, и сказал:
- Ты посмотри, уважаемый, что происходит. Ведь все случится совсем не к нашему благу, и не по велению господа, а как раз наоборот. По другому сценарию. И будет здесь вместо рая Содом и Гоморра. Ведь со всей земли с согласия нашего правительства сюда переселяются многочисленные народы. И скоро они понаедут сюда. И когда они прибудут, нам тут места не останется. Помогай, посланец божий, а не то мы погибнем от твоих же благих перемен.
И осмотрелся архангел, и увидел, что это так. Что все его деяния должны закончиться плачевно для семьи Ивана да Марьи. Да, и для всех россиян. И сделал он следующее. В решении по переселению, которое было подписано правительством России, появилось первое, и непременное условие: все руководители переселяющихся народов со своими семьями, и обслугой селятся в домах и усадьбах членов российского правительства, и берут затем власть над всей страной, которая будет уже не Россией, а новым американским штатом. Только после этого начинается переселение народов. И сразу же, как про это узнали российские власти, они задумались. И начали отстаивать необходимость совсем других мероприятий в связи с изменением климата, но только не переселение народов. И признавать происшедшие катаклизмы стихийным бедствием отказались.