Радченко Владимир Ильич : другие произведения.

Административное право как отрасль права и как наука

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  1. Административное право как отрасль права
  
   Административное право, наряду с конституционным и гражданским правом, является ведущей отраслью в системе российского права, относится к публичному праву и играет в правовой системе системообразующую роль:
   Во-первых, оно представляет и выражает один из двух главных методов правового регулирования - императивный, повелительный. Другой базовый метод - диспозитивный - олицетворяется нормами гражданского права. Своеобразное объединение в треугольник "конституционное право - административное право - гражданское право", формирующий фундамент всей системы российского права, показывает административное право как фундаментальную базовую отрасль права.
   Во-вторых, административное право служит своего рода "материнской отраслью" для отраслей публичного права. Положения административного права о компетенции органов исполнительной власти находят свое отражение и воплощение в финансовом, налоговом и других отраслей права. Императивный подход административного права наиболее эффективно применяется, например, в экологическом праве как наиболее эффективный способ борьбы в настоящее время с правонарушениями в этой области общественных отношений.
   В основе административного права лежат принципы, которые раскрывают его сущность:
   = Федерализм (единство и разграничение полномочий);
   = Законность (деятельность на основании, в рамках и по исполнению закона);
   = Равенство граждан перед законом и перед правоприменителем;
   = Взаимная ответственность государства и личности;
   = Справедливость (соответствие между поведением субъекта и юридическими последствиями);
   = Демократизм (непосредственное и опосредованное участие населения в правотворчестве и подконтрольность деятельности органов исполнительной власти представительным органам).
   Указанные принципы закрепляются в законодательстве двумя способами: титульный (в конкретной норме права, статье закона) исмысловой (вытекает из анализа содержания нормативного акта).
   В административном праве публичные интересы закрепляются, обеспечиваются и реализуются с помощью различных правовых средств:
  a) нормативное фиксирование публичного интереса и его признаков;
  b) закрепление видов публичных интересов;
  c) признание приоритета публичных интересов;
  d) установление порядка и гарантий обеспечения публичных интересов;
  e) определение способов защиты публичных интересов и мер административной ответственности за их нарушение.
  
   Административное право регулирует вопросы, связанные с порядком формирования органов исполнительной власти, определения их структуры и компетенции, формы и методы их деятельности и др. Административное право выступает как средство реализации государственной воли в отношениях "исполнительная власть - частное лицо" и как средство защиты частных лиц от возможного произвола государственной администрации. Задачей административного права является обеспечение баланса интересов в отношениях "государство - частное лицо", включая те, которые принимают конфликтную форму.
   Самостоятельность административного права обусловлена целями, системным характером содержания и построения, собственным предметом и специфическим методом регулирования общественных отношений в сфере государственного управления, а также собственной нормативной базы.
   Предметом административного права, как и любой другой отрасли права, являются общественные отношения. Специфика предметазаключается в том, что регулируются только общественные отношения, которые складываются по поводу и в связи с осуществлением исполнительной власти в процессе государственного управления, наиболее важные и нуждающиеся в правовом регулировании.
   Границы сферы государственного управления, в которой возникают административно-правовые отношения, определяются наличием специальных субъектов - органов исполнительной власти. Административное право регулирует отношения с участием субъектов исполнительной власти, которые складываются по поводу осуществления управленческих функций.
   Общественные отношения в сфере государственного управления, можно классифицировать по различным основаниям или признакам:
  a. по составу субъектов участвующих в отношениях:
  • вертикальные отношения - между соподчиненными субъектами исполнительной власти;
  • горизонтальные отношения - между субъектами исполнительной власти не являющимися соподчиненными;
  • между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями и т. д.;
  • между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
  • между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
  • между субъектами исполнительной власти и гражданами;
  • между субъектами исполнительной власти и иными субъектами.
  b. в зависимости от государственно-территориального устройства:
  - между исполнительными органами федерального уровня и субъектов федерации;
  - между исполнительными органами субъектов федерации одного уровня;
  - между исполнительными органами субъектов федерации разного уровня;
  c. по направленности воздействия:
  = внутренние, внутриорганизационные, внутрисистемные;
  = внешние, внесистемные;
  d. по характеру юридических фактов:
  • порождаемые правомерными действиями;
  • порождаемые неправомерными действиями;
  e. по содержанию:
  • материальные - отношения, регулируемые материальными нормами административного права;
  • процессуальные - отношения, складывающиеся в сфере управления в связи с разрешением конкретных дел, регулируемых административно-процессуальными нормами.
   В предмет административного права входят также отношения, возникающие в связи с осуществлением органами исполнительной власти функции контроля, который можно разделить на внутренний и внешний.
   Внутренний контроль (административный) - он осуществляется внутри системы исполнительной власти её органами.
   Внешний контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется со стороны двух других ветвей - судебной и законодательной.
   Важнейшей составной частью предмета административного права является совокупность отношений органов исполнительной власти с физическими лицами.
   Если категория "предмет права" определяет сферу правового регулирования, то понятие "метод права" устанавливает и раскрывает средства этого регулирования, обозначает совокупность приемов и способов воздействия на поведение участников отношений.
   В теории права различают два противоположных метода правового регулирования:
   Авторитарный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Субъекты правоотношений вправе совершать только разрешенные действия, следуя правилу "запрещено все, кроме прямо дозволенного".
   Метод автономии предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. Стороны выступают как равные субъекты и добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, в соответствии с принципом "дозволено всё, кроме прямо запрещенного" или "разрешено все, что не запрещено законом".
   Административное право как любая отрасль права использует в качестве средства правового регулирования три юридические возможности:
   - предписание - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовыми нормами;
   - запрет (фактически также предписание, но иного характера) - возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовыми нормами;
   - дозволение - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовыми нормами, те или иные действия, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению.
   Административно-правовое регулирование - форма юридического опосредования отношений, которые предполагают подчинение воли управляемых единой управляющей воле. Административно-правовое регулирование рассчитано, прежде всего, на такие общественные отношения, в которых исключается равенство участников.
   Выделяют следующие особенности административно-правового регулирования:
  - использование таких правовых средств распорядительного типа, как предписания, находящих выражение в том, что одной стороне регулируемых
  отношений предоставлен объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне, которая обязана им подчиняться;
  - односторонность юридически властного волеизъявления одного из участников отношений;
  - специфическая взаимосвязь между управляющими.
   Содержание и цели методов административно-правового регулирования управленческими общественными отношениями может быть сведена к следующему:
   а) установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренными данной административно-правовой нормой;
   б) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия;
   в) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой - "жесткий" вариант дозволения;
   г) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т. е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях - "мягкий" вариант дозволения.
   Среди методов используемых административным правом можно выделить следующие:
   a) императивный метод (метод властных предписаний) предполагает:
  • строгое, неукоснительное соблюдение предписаний административно-правовых норм;
  • построение отношений на основе безусловного подчинения управляемого объекта воле управляющего субъекта.
   b) диспозитивный метод (автономный) - способ воздействия, предоставляющий субъектам воздействия возможность урегулирования отношений в рамках (пределах) закона;
   c) поощрительный метод - стимулируется вариант поведения выгодный для общества путем предоставления каких-либо льгот;
   d) рекомендательный метод - предлагается наиболее целесообразный вариант поведения с позиций действующего законодательства; e) согласование (координация) - используется, как правило, между субъектами не находящимися в прямом подчинении между собой.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"