Аннотация: Платон из глубины веков нас просвещает о ненормативных негодяях. Он так убедительно о том нам говорит, и это часто происходит рядом с нами, что я решил сформулировать закон социологии, назвав именем его.
Жизнь и имущество людей часто зависят от плохих людей, которые приносят им горе и несчастья. Если они появляются в семьях, то это беда семьи. Если плохой человек становится правителем государства, то от его тиранства может страдать все население.
Вот как описывает Платон в "Диалогах" (347 до н.э.) появление в обществе человека с преступными наклонностями в беседе философа Сократа и его ученика Адиманта.
Приведу содержание 553 страницы и с 572 страницы по 577 из книги Платон. Диалоги Мысль 1986.
553
- Пусть же этим завершится наш разбор того строя, который называют олигархией: власть в нем основана на имущественном цензе.
"Олигархический" человек
Вслед за тем, давай рассмотрим и соответствующего человека - как он складывается и каковы его свойства.
- Конечно, это надо рассмотреть.
- Его переход от тимократического (политический режим, при котором государственная власть находится у привилегированного меньшинства, обладающего высоким имущественным цензом. Пр. а.) склада к олигархическому (вид автократии, при котором официальная власть находится в руках несменяемой малочисленной группы лиц. Пр. а.) совершается главным образом вот как...
- Как?
- Родившийся у него сын сперва старается подражать отцу (находящемуся на госслужбе. Пр. а.), идет по его следам, а потом видит, что отец во всем том, что у него есть, потерпел крушение, столкнувшись неожиданно с государством, словно с подводной скалой: это может случиться, если отец был стратегом или занимал другую какую-либо высокую должность, а затем попал под суд по навету клеветников и был приговорен к смертной казни, к изгнанию или к лишению гражданских прав и всего имущества... (это возможно при автократии в юстиции. Пр. а.).
- Естественно.
- Увидев все это, мой друг, пострадав и потеряв состояние, даже испугавшись, думаю я, за свою голову, он в глубине души свергает с престола честолюбие и присущий ему прежде яростный дух. Присмирев из-за бедности, он ударяется в стяжательство, в крайнюю бережливость и своим трудом понемногу копит деньги. Что ж, разве, думаешь ты, такой человек не возведет на тот трон свою алчность и корыстолюбие и не сотворит себе из них Великого царя в тиаре и ожерельях, с коротким мечом за поясом?
- По-моему, да.
- А у ног этого царя, прямо на земле, он там и сям рассадит в качестве его рабов разумность и яростный дух. Он не допустит никаких иных соображений, имея в виду лишь умножение своих скромных средств. Кроме богатства и богачей, ничто не будет вызывать у него восторга и почитания, а его честолюбие будет направлено лишь на стяжательство и на все то, что к этому ведет.
572
- Так припомни, как мы обрисовали человека, ставшего демократом. Он чуть ли не с рождения, во всяком случае, с малых лет, воспитывался бережливым отцом, который почитал лишь стяжательские вожделения и никакого почета не оказывал тем желаниям, без которых, по его мнению, можно обойтись и которые, как он считал, возникают лишь для забавы и красоты. Не так ли?
- Да, так.
- Общаясь с более изысканными людьми, преисполненными вожделений, которые мы только что разбирали, юноша втягивается в их образ жизни и всяческую разнузданность, потому что ему отвратительна отцовская скупость.
Но по своей природе он лучше тех, кто его портит, поэтому он останавливается как бы посредине между обоими этими подходами к жизни: его тянет и в ту, и в другую сторону. Вкушая, как он считает, умеренно от обеих этих жизней, он живет не низменной жизнью и не беззаконной и превращается из человека олигархического (почитавшего лиц, находящихся у власти. Пр. а.) в демократа. (Сторонника народовластия в древних Афинах. Т.е. выступает за большие права и свободы не знатных и не богатых жителей Афин. Пр. а.)
- О подобного рода человеке составилось, да и до сих пор держится именно такое мнение. Тирания и незаконные вожделения.
Образ тирана (продолжение)
- Предположим опять-таки, что у этого человека, когда он станет постарше, будет молодой сын, воспитанный в нравах своего отца.
- Предположим.
- Предположи еще, что и с ним произойдет то же самое, что с его отцом: его станет тянуть ко всяческому беззаконию, которое его совратители называют полнейшей свободой. Отец и все остальные его близкие поддерживают в нем склонность соблюдать середину, но его совратители этому противодействуют.
573
Когда же эти искусные чародеи и творцы тиранов не надеются как-либо иначе завладеть юношей, они ухитряются внушить ему какую-нибудь страсть, руководящую вожделениями к праздности и к растрате накопленного; такая страсть - прямо-таки огромный крылатый трутень. Или, по-твоему, это нечто иное?
- По моему, именно так.
- Вокруг этой страсти ходят ходуном прочие вожделения, за которыми тянется поток благовонных курений и мазей, венков, вин, безудержных наслаждений, обычных при такого рода общениях.
До крайности раздув и вскормив жало похоти, эти вожделения снабжают им трутня, и тогда этот защитник души, охваченный неистовством, жалит. И если он захватит в юноше какое-нибудь мнение или желание, притязающее на порядочность и не лишенное еще стыдливости, он убивает их, выталкивает вон, пока тот совсем не очистится от рассудительности и не преисполнится нахлынувшим на него неистовством.
- Ты описываешь появление вылитого тирана.
- А разве не из-за всего этого и тому подобного Эрот [2] искони зовется тираном?
- Пожалуй.
- Да и у пьяного в голове, мой друг, разве происходит не то же, что у тирана?
- Видимо, так.
- Ну, а кто тронулся в уме и неистовствует, тот надеется справиться не то что с людьми, но даже с богами.
- Действительно.
- Человек, мой друг, становится полным тираном тогда, когда он пьян, или слишком влюбчив, или же сошел с ума от разлития черной желчи, - а все это из-за того, что либо такова его натура, либо привычки, либо то и другое.
- Совершенно верно.
- Видно, вот так и рождается подобный человек. Ну, а как же он живет?
- Есть шутливая поговорка: "Это и ты мне скажешь" [3].
- Скажу. По-моему, после этого пойдут у них празднества, шествия всей ватагой, пирушки, заведутся подружки, ну и так далее: ведь тиран-Эрот, обитающий в их душе, будет править всем, что в ней есть.
- Это неизбежно.
- С каждым днем и с каждой ночью будет расцветать много ужаснейших вожделений, предъявляющих непомерные требования.
- Да, их расцветет много.
- Значит, доходы, если какие и были, скоро иссякнут.
- Конечно.
- А за этим последуют заклады имущества и сокращение средств.
- И что же?
- Когда все истощится, тогда рой раздувшихся вожделений, угнездившихся в этих людях, начнет жужжать, и люди, словно гонимые стрекалом различных желаний, а особенно Эротом (ведь он ведет за собой все желания, словно телохранителей), станут жалить, высматривая, у кого что есть и что можно отнять с помощью обмана или насилия.
- Да, конечно.
574
- У них настоятельная потребность грабить, иначе придется терпеть невыносимые муки и страдания.
- Да, это неизбежно.
- Все возрастая, стремление такого человека к удовольствиям превосходит его прежние прихоти и их обездоливает; точно так же он сам начинает притязать на превосходство перед своим отцом и матерью, поскольку он их моложе, и, издержав свою долю, он будет присваивать и тратить отцовские деньги.
- И что же дальше?
- Если родители не допустят этого, разве он не попытается первым делом обокрасть их и обмануть?
- Непременно.
- А если бы это было ему невозможно, разве он не ограбил бы их, прибегнув к насилию?
- Я думаю, да.
- А если старики окажут сопротивление и вступят с ним в борьбу, разве он пощадит их и остережется поступков, свойственных тиранам?
- Я не поручусь за участь родителей такого человека.
- Но, ради Зевса, Адимант, неужели из-за какой-то новой своей подружки, без которой он мог бы и обойтись, он станет бить любимую с детства мать? Или ради цветущего юноши, с которым он только что подружился, хотя и без этого можно бы обойтись, он подымет руку на своего родного отца, пусть престарелого и отцветшего, но самого давнишнего из своих друзей? Неужели этот человек отдаст, по-твоему, своих родителей в рабство подобным людям, введя их в свой дом?
- Отдаст, клянусь Зевсом.
- Великое же счастье родить сына с тираническими наклонностями!
[4]
- Да, величайшее!
- А что же с ним будет, когда истощатся у него и отцовские, и материнские средства, а между тем в нем скопился целый рой прихотей? Не заставит ли его это сначала покуситься на стены чужого дома либо на плащ запоздалого ночного прохожего, а затем дочиста ограбить какой-нибудь храм? Во всех этих поступках прежние его мнения о том, что прекрасно, а что гадко, усвоенные им с детских лет и считавшиеся правильными, покорятся власти недавно выпущенных на волю желании, сопровождающих Эрота и им возглавляемых.
Раньше, пока человек подчинялся обычаям, законам и своему отцу и внутренне ощущал себя демократом, эти желания высвобождались у него лишь в сновидениях; теперь же, когда его тиранит Эрот, человек навсегда становится таким, каким изредка бывал во сне, - ему не удержаться ни от убийства, ни от обжорства, ни от проступка, как бы ужасно все это ни было: посреди всяческого безначалия и беззакония в нем тиранически живет Эрот.
575
Как единоличный властитель, он доведет объятого им человека, словно подвластное ему государство, до всевозможной дерзости, чтобы любой ценой удовлетворить и себя, и сопровождающую его буйную ватагу, составившуюся из всех тех вожделений, что нахлынули на человека отчасти извне, из его дурного окружения, отчасти же изнутри, от бывших в нем самом такого же рода вожделений, которые он теперь распустил, дав им волю. Разве не такова жизнь подобного человека?
- Да, такова.
- Когда подобного рода людей в государстве немного, а все прочие мыслят здраво, те уезжают в чужие земли, служат там телохранителями какого-нибудь тирана или в наемных войсках, если где идет война. Когда же подобные вожделения проявляются у них в мирных условиях, то и у себя на родине они творят много зла, хотя и по мелочам.
- Что ты имеешь в виду?
- Да то, что они совершают кражи, подкапываются под стены, отрезают кошельки, раздевают прохожих, святотатствуют, продают людей в рабство. Бывает, что они занимаются и доносами, если владеют словом, а то и выступают с ложными показаниями или берут взятки.
- Нечего сказать, по мелочам! Так ведь ты выразился о причиняемом ими зле, когда таких людей немного?
- Да, по мелочам, потому что сравнительно с великим злом это действительно мелочи: ведь в смысле вреда и несчастья для государства все это лишено, как говорится, того размаха, каким отличается тиран. Когда в государстве наберется много таких людей и их последователей и они ощутят свою многочисленность, то как раз из их среды и рождается тиран, чему способствует безрассудство народа. Это будет тот из них, кто сам в себе, то есть в своей душе, носит самого великого и отъявленного тирана.
- Естественно, ведь такой человек и будет самым большим тираном.
- Если ему уступят без сопротивления; если же государство не допустит этого, тогда, как в недавно упомянутом примере у него поднялась рука на родных мать и отца, точно так же поступит он и со своей родиной, лишь только окажется в состоянии: он покарает ее тем, что введет в нее своих новых сподвижников; в рабстве у них будет содержаться и воспитываться некогда милая ему "родина-мать" [5], как говорят критяне, то есть его отечество. Вот конечная цель вожделений подобного человека.
Вот как Платон (Аристокл) описал становление человека с тираническими свойствами. Он приоткрыл нам приоритет стремлений к определённым достижениям (богатствам). Так основатель семьи, как госслужащий стремится иметь высокое социально-политическое значение и, применяя к этому своё честолюбие.
Его сын, при потере статуса отца и материальных благ, стремится к материальным богатствам, отбрасывая честолюбие и любое расточительство.
Его внук, не испытывая первоначальной нищеты отца, и сохраняя нормативно-нравственные основы воспитания, очевидно, занимается каким-то важным делом, но и отдаёт дань духовности и развлечениям.
Его правнук, почувствовав вкус к развлечениям и подпав под влияние безнравственных друзей, пустится со всей страстью в удовольствия, привычные в их компании: "пойдут у них празднества, шествия всей ватагой, пирушки, заведутся подружки, ну и так далее: ведь тиран-Эрот, обитающий в их душе, будет править всем, что в ней есть. ... С каждым днем и с каждой ночью будет расцветать много ужаснейших вожделений, предъявляющих непомерные требования". И эта страсть, в конце концов, приведёт его к потере нравственности и гражданской нормативности.
Спустя 2368 лет после написания Диалогов Платона, мы можем более сжато и точно (как мне кажется), сформулировать свойства людей в зависимости от накопления их семьями "злата", знаний, навыков, нравственности и чувственно-развлекательных впечатлений
Вот список категорий богатств (обращаю Ваше внимание, что это НЕ ПРИОРИТЕТНЫЙ ПО ЗНАЧИМОСТИ список автора):
Их накопление и приоритет в семьях не обязательны в порядке указанном автором. Но всем должно быть понятно, что постижение высот знания и духовной нравственности без основ жизнеобеспечения семьи (государства)- невозможно. Поэтому важным этапом в этом развитии в приоритеты семей (государства) должны входить: а. нормативно-нравственный, б. профессионально-творческий, в. социально-политический.
Платон исходил из положения, что становление человека начинается из крайне бедной среды (семьи). Людей этой среды я называю "приземлёнными".
Дети из этого состояния могут стать хорошими работниками (мастерами). Их я именовал "ответственными". Их дети благодаря учёбе и стараниям могут достичь больших успехов. Их я назвал "целеустремлёнными". Таким был основатель семьи, описанной Платоном.
Я основываюсь на том, что в основе любых личностных свойств человека лежит активное воспитание или самовоспитание. Оно основано на накопленных их семьями материальных богатств, знаний, навыков, нравственности и чувственно-развлекательных впечатлений. Я считаю, что оно и создаёт личность ребёнка, а затем и взрослого. При слабых наставниках возникают "эгоистичные гедонисты". Этот процесс я отразил в верлибре "Моё завещание", размещённом в журнале "Самиздат".
Настанет час, я к Богу отойду!
Я в дыме растворюсь, отдам свой прах земле.
Такая участь всех, живущих, на Земле!
Но, прежде чем к Создателю уйти,
Я вам простую мысль в наследство оставляю:
Она так же проста, как "два плюс два".
Назвал её - "Платоновым Законом".
Суть его проста: Все, что собрали
Старательные предки,
Их "славные" потомки всё растратят.
И как? Да, очень просто!
Причина этого явления:
В последовательных сменах приоритетов у людей,
При накоплении ими в семейных закромах
высокой человечности и злата.
Подробнее опишем это жизни свойство.
Толпа людей, жизнь начинающих "с нуля",
Пытается собрать в копилку жизни,
Немного знаний, веры и доброты.
Они всего имеют мало. Они - просты, трудолюбивы.
Земля - их вечная кормилица.
И "приземлёнными" их будем называть.
Их дети - второе поколение,
Они не просто копят, но они живут по правилам честной жизни,
В ответственной и старательной работе.
"Ответственными" я их нарёк,
ведь качество труда - их главная забота.
Их дети - третье поколение, в описанных нами семьях.
Они отвергнут правила своих отцов.
Благодаря науке и труду они поднимутся над всеми остальными.
Из-за высоких устремлений, они "витают в облаках".
Все новое трудами их вершится, неся им славу и почёт.
Я их назвал "целеустремлёнными",
так как вся жизнь для них - в их целях.
Их дети - четвертые в чреде, от предков, появившихся на свет,
Не примут гордого стремления отцов.
Они лишь только стремятся к равновесию и миру,
Неся мир и благодать в семью и общество своё.
Я их назвал "благодушными и умиротворяющими",
Потому что они не видят зла вокруг себя и сами его не создают.
В создании семейного благополучия, от дедов и отцов,
Накопленное всеми духовное богатство к ним перейдет.
Это благо.
Но также и немалый капитал, а вместе с ним гордость
И возможность жить красиво.
Им суждено стать "нравственной совестью Человечества",
А их детям - принять судьбу эгоистичных отпрысков
достойнейших отцов,
В толпе ничтожных "гедонистов и эгоцентристов",
избалованных родительской опекой.
Так бывает всегда, из-за обилия даров и чувств,
Когда детей воспитывает тот, кто
"слишком покладист и излишне добр".
Такое баловство на пользу их детям не пойдет.
А дети "благодушных" - это пятое поколение, в данных семьях.
Всё, что собрали их усердные предки, они растратят без забот.
Потому что родители их воспитали, как неженок и барчуков.
И учение и нормы, которое им в головы старательно вбили,
Как кожа от личинки отпадёт,
Когда она в крылатое создание, по воле рока превратится.
Назвал их я "эгоистичными гедонистами".
Ведь только об удовольствиях они мечтают и
к ним всеми силами стремятся эгоистично и беззаботно,
Всем важным ради них пренебрегая.
Их дети - шестое поколение в нашем списке -
Это толпа людей, оставшихся без образования и средств.
Они должны опять копить богатство,
Чтобы праправнуки могли "красиво жить".
Но так ли уж важно, чтобы в семье у кого-то
Будут никчемные, избалованные дети.
В других то семьях - славные ребята!
Все дело в количестве тех и других людей,
Которые мы с Вами рассмотрели.
Да, вся беда страны, или клана, в том,
Что стихийный голод, или голод, связанный с войной,
Повсюду порождает голодных - "приземлённых",
Толпу людей, жизнь начинающих с нуля.
А это запускает массовое развитие судеб и свойств людей.
И массовое, в результате, появление "эгоистичных гедонистов".
Такой порядок динамики свойств человеческих
Легко в новейшей истории СССР - России проследить.
Так значит возникновение в Истории человека легкомысленного с низким нормативным поведением - не случайно, а подвержено определённой закономерности, которую я назвал Закон Платона.
Суть его я изложил вот так:
Начало определения Закона Платона
Любой человек, особенно ребёнок, эмоционально воспринимая, "проживая" социальную, нравственную, экономическую... среду, подвержен диалектическому переходу "количества психических переживаний в новое качество" - определённый ПТЛ (Психологический Тип Личности).
ПТЛ определяет целеустремлённость человека на подсознательном уровне. Новое поколение часто имеет качественно новый ПТЛ (который был когда-то детерминирован Платоном, как "рабочая пчела" или "трутень").