Радомысельский : другие произведения.

Платон из глубины веков нас просвещает о ненормативных негодяях

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Платон из глубины веков нас просвещает о ненормативных негодяях. Он так убедительно о том нам говорит, и это часто происходит рядом с нами, что я решил сформулировать закон социологии, назвав именем его.

   Жизнь и имущество людей часто зависят от плохих людей, которые приносят им горе и несчастья. Если они появляются в семьях, то это беда семьи. Если плохой человек становится правителем государства, то от его тиранства может страдать все население.
  
   Вот как описывает Платон в "Диалогах" (347 до н.э.) появление в обществе человека с преступными наклонностями в беседе философа Сократа и его ученика Адиманта.
   Приведу содержание 553 страницы и с 572 страницы по 577 из книги Платон. Диалоги Мысль 1986.
  
  553
  
  - Пусть же этим завершится наш разбор того строя, который называют олигархией: власть в нем основана на имущественном цензе.
  
  "Олигархический" человек
  
  Вслед за тем, давай рассмотрим и соответствующего человека - как он складывается и каковы его свойства.
  - Конечно, это надо рассмотреть.
  - Его переход от тимократического (политический режим, при котором государственная власть находится у привилегированного меньшинства, обладающего высоким имущественным цензом. Пр. а.) склада к олигархическому (вид автократии, при котором официальная власть находится в руках несменяемой малочисленной группы лиц. Пр. а.) совершается главным образом вот как...
  - Как?
  
  - Родившийся у него сын сперва старается подражать отцу (находящемуся на госслужбе. Пр. а.), идет по его следам, а потом видит, что отец во всем том, что у него есть, потерпел крушение, столкнувшись неожиданно с государством, словно с подводной скалой: это может случиться, если отец был стратегом или занимал другую какую-либо высокую должность, а затем попал под суд по навету клеветников и был приговорен к смертной казни, к изгнанию или к лишению гражданских прав и всего имущества... (это возможно при автократии в юстиции. Пр. а.).
  - Естественно.
  
  - Увидев все это, мой друг, пострадав и потеряв состояние, даже испугавшись, думаю я, за свою голову, он в глубине души свергает с престола честолюбие и присущий ему прежде яростный дух. Присмирев из-за бедности, он ударяется в стяжательство, в крайнюю бережливость и своим трудом понемногу копит деньги. Что ж, разве, думаешь ты, такой человек не возведет на тот трон свою алчность и корыстолюбие и не сотворит себе из них Великого царя в тиаре и ожерельях, с коротким мечом за поясом?
  - По-моему, да.
  
  - А у ног этого царя, прямо на земле, он там и сям рассадит в качестве его рабов разумность и яростный дух. Он не допустит никаких иных соображений, имея в виду лишь умножение своих скромных средств. Кроме богатства и богачей, ничто не будет вызывать у него восторга и почитания, а его честолюбие будет направлено лишь на стяжательство и на все то, что к этому ведет.
  
  572
  
  - Так припомни, как мы обрисовали человека, ставшего демократом. Он чуть ли не с рождения, во всяком случае, с малых лет, воспитывался бережливым отцом, который почитал лишь стяжательские вожделения и никакого почета не оказывал тем желаниям, без которых, по его мнению, можно обойтись и которые, как он считал, возникают лишь для забавы и красоты. Не так ли?
  - Да, так.
  - Общаясь с более изысканными людьми, преисполненными вожделений, которые мы только что разбирали, юноша втягивается в их образ жизни и всяческую разнузданность, потому что ему отвратительна отцовская скупость.
  
  Но по своей природе он лучше тех, кто его портит, поэтому он останавливается как бы посредине между обоими этими подходами к жизни: его тянет и в ту, и в другую сторону. Вкушая, как он считает, умеренно от обеих этих жизней, он живет не низменной жизнью и не беззаконной и превращается из человека олигархического (почитавшего лиц, находящихся у власти. Пр. а.) в демократа. (Сторонника народовластия в древних Афинах. Т.е. выступает за большие права и свободы не знатных и не богатых жителей Афин. Пр. а.)
  
  - О подобного рода человеке составилось, да и до сих пор держится именно такое мнение. Тирания и незаконные вожделения.
  
  Образ тирана (продолжение)
  
  - Предположим опять-таки, что у этого человека, когда он станет постарше, будет молодой сын, воспитанный в нравах своего отца.
  - Предположим.
  
  - Предположи еще, что и с ним произойдет то же самое, что с его отцом: его станет тянуть ко всяческому беззаконию, которое его совратители называют полнейшей свободой. Отец и все остальные его близкие поддерживают в нем склонность соблюдать середину, но его совратители этому противодействуют.
  
  573
  
  Когда же эти искусные чародеи и творцы тиранов не надеются как-либо иначе завладеть юношей, они ухитряются внушить ему какую-нибудь страсть, руководящую вожделениями к праздности и к растрате накопленного; такая страсть - прямо-таки огромный крылатый трутень. Или, по-твоему, это нечто иное?
  - По моему, именно так.
  - Вокруг этой страсти ходят ходуном прочие вожделения, за которыми тянется поток благовонных курений и мазей, венков, вин, безудержных наслаждений, обычных при такого рода общениях.
  
  До крайности раздув и вскормив жало похоти, эти вожделения снабжают им трутня, и тогда этот защитник души, охваченный неистовством, жалит. И если он захватит в юноше какое-нибудь мнение или желание, притязающее на порядочность и не лишенное еще стыдливости, он убивает их, выталкивает вон, пока тот совсем не очистится от рассудительности и не преисполнится нахлынувшим на него неистовством.
  - Ты описываешь появление вылитого тирана.
  
  - А разве не из-за всего этого и тому подобного Эрот [2] искони зовется тираном?
  
  - Пожалуй.
  - Да и у пьяного в голове, мой друг, разве происходит не то же, что у тирана?
  
  - Видимо, так.
  - Ну, а кто тронулся в уме и неистовствует, тот надеется справиться не то что с людьми, но даже с богами.
  - Действительно.
  - Человек, мой друг, становится полным тираном тогда, когда он пьян, или слишком влюбчив, или же сошел с ума от разлития черной желчи, - а все это из-за того, что либо такова его натура, либо привычки, либо то и другое.
  - Совершенно верно.
  
  - Видно, вот так и рождается подобный человек. Ну, а как же он живет?
  
  - Есть шутливая поговорка: "Это и ты мне скажешь" [3].
  
  - Скажу. По-моему, после этого пойдут у них празднества, шествия всей ватагой, пирушки, заведутся подружки, ну и так далее: ведь тиран-Эрот, обитающий в их душе, будет править всем, что в ней есть.
  - Это неизбежно.
  - С каждым днем и с каждой ночью будет расцветать много ужаснейших вожделений, предъявляющих непомерные требования.
  - Да, их расцветет много.
  - Значит, доходы, если какие и были, скоро иссякнут.
  - Конечно.
  
  - А за этим последуют заклады имущества и сокращение средств.
  - И что же?
  - Когда все истощится, тогда рой раздувшихся вожделений, угнездившихся в этих людях, начнет жужжать, и люди, словно гонимые стрекалом различных желаний, а особенно Эротом (ведь он ведет за собой все желания, словно телохранителей), станут жалить, высматривая, у кого что есть и что можно отнять с помощью обмана или насилия.
  - Да, конечно.
  
  574
  
  - У них настоятельная потребность грабить, иначе придется терпеть невыносимые муки и страдания.
  - Да, это неизбежно.
  - Все возрастая, стремление такого человека к удовольствиям превосходит его прежние прихоти и их обездоливает; точно так же он сам начинает притязать на превосходство перед своим отцом и матерью, поскольку он их моложе, и, издержав свою долю, он будет присваивать и тратить отцовские деньги.
  - И что же дальше?
  
  - Если родители не допустят этого, разве он не попытается первым делом обокрасть их и обмануть?
  - Непременно.
  - А если бы это было ему невозможно, разве он не ограбил бы их, прибегнув к насилию?
  - Я думаю, да.
  - А если старики окажут сопротивление и вступят с ним в борьбу, разве он пощадит их и остережется поступков, свойственных тиранам?
  - Я не поручусь за участь родителей такого человека.
  
  - Но, ради Зевса, Адимант, неужели из-за какой-то новой своей подружки, без которой он мог бы и обойтись, он станет бить любимую с детства мать? Или ради цветущего юноши, с которым он только что подружился, хотя и без этого можно бы обойтись, он подымет руку на своего родного отца, пусть престарелого и отцветшего, но самого давнишнего из своих друзей? Неужели этот человек отдаст, по-твоему, своих родителей в рабство подобным людям, введя их в свой дом?
  - Отдаст, клянусь Зевсом.
  
  - Великое же счастье родить сына с тираническими наклонностями!
  [4]
  
  - Да, величайшее!
  
  - А что же с ним будет, когда истощатся у него и отцовские, и материнские средства, а между тем в нем скопился целый рой прихотей? Не заставит ли его это сначала покуситься на стены чужого дома либо на плащ запоздалого ночного прохожего, а затем дочиста ограбить какой-нибудь храм? Во всех этих поступках прежние его мнения о том, что прекрасно, а что гадко, усвоенные им с детских лет и считавшиеся правильными, покорятся власти недавно выпущенных на волю желании, сопровождающих Эрота и им возглавляемых.
  
  Раньше, пока человек подчинялся обычаям, законам и своему отцу и внутренне ощущал себя демократом, эти желания высвобождались у него лишь в сновидениях; теперь же, когда его тиранит Эрот, человек навсегда становится таким, каким изредка бывал во сне, - ему не удержаться ни от убийства, ни от обжорства, ни от проступка, как бы ужасно все это ни было: посреди всяческого безначалия и беззакония в нем тиранически живет Эрот.
  
  575
  
  Как единоличный властитель, он доведет объятого им человека, словно подвластное ему государство, до всевозможной дерзости, чтобы любой ценой удовлетворить и себя, и сопровождающую его буйную ватагу, составившуюся из всех тех вожделений, что нахлынули на человека отчасти извне, из его дурного окружения, отчасти же изнутри, от бывших в нем самом такого же рода вожделений, которые он теперь распустил, дав им волю. Разве не такова жизнь подобного человека?
  - Да, такова.
  
  - Когда подобного рода людей в государстве немного, а все прочие мыслят здраво, те уезжают в чужие земли, служат там телохранителями какого-нибудь тирана или в наемных войсках, если где идет война. Когда же подобные вожделения проявляются у них в мирных условиях, то и у себя на родине они творят много зла, хотя и по мелочам.
  - Что ты имеешь в виду?
  - Да то, что они совершают кражи, подкапываются под стены, отрезают кошельки, раздевают прохожих, святотатствуют, продают людей в рабство. Бывает, что они занимаются и доносами, если владеют словом, а то и выступают с ложными показаниями или берут взятки.
  
  - Нечего сказать, по мелочам! Так ведь ты выразился о причиняемом ими зле, когда таких людей немного?
  - Да, по мелочам, потому что сравнительно с великим злом это действительно мелочи: ведь в смысле вреда и несчастья для государства все это лишено, как говорится, того размаха, каким отличается тиран. Когда в государстве наберется много таких людей и их последователей и они ощутят свою многочисленность, то как раз из их среды и рождается тиран, чему способствует безрассудство народа. Это будет тот из них, кто сам в себе, то есть в своей душе, носит самого великого и отъявленного тирана.
  
  - Естественно, ведь такой человек и будет самым большим тираном.
  
  - Если ему уступят без сопротивления; если же государство не допустит этого, тогда, как в недавно упомянутом примере у него поднялась рука на родных мать и отца, точно так же поступит он и со своей родиной, лишь только окажется в состоянии: он покарает ее тем, что введет в нее своих новых сподвижников; в рабстве у них будет содержаться и воспитываться некогда милая ему "родина-мать" [5], как говорят критяне, то есть его отечество. Вот конечная цель вожделений подобного человека.
  
  
   Вот как Платон (Аристокл) описал становление человека с тираническими свойствами. Он приоткрыл нам приоритет стремлений к определённым достижениям (богатствам). Так основатель семьи, как госслужащий стремится иметь высокое социально-политическое значение и, применяя к этому своё честолюбие.
  
   Его сын, при потере статуса отца и материальных благ, стремится к материальным богатствам, отбрасывая честолюбие и любое расточительство.
  
   Его внук, не испытывая первоначальной нищеты отца, и сохраняя нормативно-нравственные основы воспитания, очевидно, занимается каким-то важным делом, но и отдаёт дань духовности и развлечениям.
  
   Его правнук, почувствовав вкус к развлечениям и подпав под влияние безнравственных друзей, пустится со всей страстью в удовольствия, привычные в их компании: "пойдут у них празднества, шествия всей ватагой, пирушки, заведутся подружки, ну и так далее: ведь тиран-Эрот, обитающий в их душе, будет править всем, что в ней есть. ... С каждым днем и с каждой ночью будет расцветать много ужаснейших вожделений, предъявляющих непомерные требования". И эта страсть, в конце концов, приведёт его к потере нравственности и гражданской нормативности.
  
   Спустя 2368 лет после написания Диалогов Платона, мы можем более сжато и точно (как мне кажется), сформулировать свойства людей в зависимости от накопления их семьями "злата", знаний, навыков, нравственности и чувственно-развлекательных впечатлений
  
   Вот список категорий богатств (обращаю Ваше внимание, что это НЕ ПРИОРИТЕТНЫЙ ПО ЗНАЧИМОСТИ список автора):
  1. материальное, 2. физиологическое, 3. нормативно-нравственное, 4. профессионально-творческое, 5. социально-политическое, 6. духовно-значимое, 7. чувственно-развлекательное.
  
   Их накопление и приоритет в семьях не обязательны в порядке указанном автором. Но всем должно быть понятно, что постижение высот знания и духовной нравственности без основ жизнеобеспечения семьи (государства)- невозможно. Поэтому важным этапом в этом развитии в приоритеты семей (государства) должны входить: а. нормативно-нравственный, б. профессионально-творческий, в. социально-политический.
  
   Платон исходил из положения, что становление человека начинается из крайне бедной среды (семьи). Людей этой среды я называю "приземлёнными".
  
   Дети из этого состояния могут стать хорошими работниками (мастерами). Их я именовал "ответственными". Их дети благодаря учёбе и стараниям могут достичь больших успехов. Их я назвал "целеустремлёнными". Таким был основатель семьи, описанной Платоном.
  
   Я основываюсь на том, что в основе любых личностных свойств человека лежит активное воспитание или самовоспитание. Оно основано на накопленных их семьями материальных богатств, знаний, навыков, нравственности и чувственно-развлекательных впечатлений. Я считаю, что оно и создаёт личность ребёнка, а затем и взрослого. При слабых наставниках возникают "эгоистичные гедонисты". Этот процесс я отразил в верлибре "Моё завещание", размещённом в журнале "Самиздат".
  
  Настанет час, я к Богу отойду!
  Я в дыме растворюсь, отдам свой прах земле.
  Такая участь всех, живущих, на Земле!
  
  
  Но, прежде чем к Создателю уйти,
  Я вам простую мысль в наследство оставляю:
  Она так же проста, как "два плюс два".
  Назвал её - "Платоновым Законом".
  
  Суть его проста: Все, что собрали
  Старательные предки,
  Их "славные" потомки всё растратят.
  И как? Да, очень просто!
  
  Причина этого явления:
  В последовательных сменах приоритетов у людей,
  При накоплении ими в семейных закромах
  высокой человечности и злата.
  
  Подробнее опишем это жизни свойство.
  
  
  Толпа людей, жизнь начинающих "с нуля",
  Пытается собрать в копилку жизни,
  Немного знаний, веры и доброты.
  
  Они всего имеют мало. Они - просты, трудолюбивы.
  Земля - их вечная кормилица.
  И "приземлёнными" их будем называть.
  
  Их дети - второе поколение,
  Они не просто копят, но они живут по правилам честной жизни,
  В ответственной и старательной работе.
  "Ответственными" я их нарёк,
  ведь качество труда - их главная забота.
  
  Их дети - третье поколение, в описанных нами семьях.
  Они отвергнут правила своих отцов.
  Благодаря науке и труду они поднимутся над всеми остальными.
  Из-за высоких устремлений, они "витают в облаках".
  Все новое трудами их вершится, неся им славу и почёт.
  Я их назвал "целеустремлёнными",
  так как вся жизнь для них - в их целях.
  
  Их дети - четвертые в чреде, от предков, появившихся на свет,
  Не примут гордого стремления отцов.
  Они лишь только стремятся к равновесию и миру,
  Неся мир и благодать в семью и общество своё.
  
  Я их назвал "благодушными и умиротворяющими",
  Потому что они не видят зла вокруг себя и сами его не создают.
  
  В создании семейного благополучия, от дедов и отцов,
  Накопленное всеми духовное богатство к ним перейдет.
  Это благо.
  Но также и немалый капитал, а вместе с ним гордость
  И возможность жить красиво.
  
  Им суждено стать "нравственной совестью Человечества",
  А их детям - принять судьбу эгоистичных отпрысков
  достойнейших отцов,
  В толпе ничтожных "гедонистов и эгоцентристов",
  избалованных родительской опекой.
  
  Так бывает всегда, из-за обилия даров и чувств,
  Когда детей воспитывает тот, кто
  "слишком покладист и излишне добр".
  Такое баловство на пользу их детям не пойдет.
  
  А дети "благодушных" - это пятое поколение, в данных семьях.
  Всё, что собрали их усердные предки, они растратят без забот.
  Потому что родители их воспитали, как неженок и барчуков.
  
  И учение и нормы, которое им в головы старательно вбили,
  Как кожа от личинки отпадёт,
  Когда она в крылатое создание, по воле рока превратится.
  
  Назвал их я "эгоистичными гедонистами".
  Ведь только об удовольствиях они мечтают и
  к ним всеми силами стремятся эгоистично и беззаботно,
  Всем важным ради них пренебрегая.
  
  Их дети - шестое поколение в нашем списке -
  Это толпа людей, оставшихся без образования и средств.
  Они должны опять копить богатство,
  Чтобы праправнуки могли "красиво жить".
  
  Но так ли уж важно, чтобы в семье у кого-то
  Будут никчемные, избалованные дети.
  В других то семьях - славные ребята!
  
  Все дело в количестве тех и других людей,
  Которые мы с Вами рассмотрели.
  
  Да, вся беда страны, или клана, в том,
  Что стихийный голод, или голод, связанный с войной,
  Повсюду порождает голодных - "приземлённых",
  Толпу людей, жизнь начинающих с нуля.
  А это запускает массовое развитие судеб и свойств людей.
  И массовое, в результате, появление "эгоистичных гедонистов".
  
  Такой порядок динамики свойств человеческих
  Легко в новейшей истории СССР - России проследить.
  Так значит возникновение в Истории человека легкомысленного с низким нормативным поведением - не случайно, а подвержено определённой закономерности, которую я назвал Закон Платона.
  
  Суть его я изложил вот так:
  
   Начало определения Закона Платона
  
   Любой человек, особенно ребёнок, эмоционально воспринимая, "проживая" социальную, нравственную, экономическую... среду, подвержен диалектическому переходу "количества психических переживаний в новое качество" - определённый ПТЛ (Психологический Тип Личности).
  
   ПТЛ определяет целеустремлённость человека на подсознательном уровне. Новое поколение часто имеет качественно новый ПТЛ (который был когда-то детерминирован Платоном, как "рабочая пчела" или "трутень").
  
   Кроме того, в понятие ПТЛ входит и степень альтруизма (коммунарности) / эгоизма. Это существенно для Третьего ПТЛ "целеустремлённых" (пассионарных). Они резко различаются, как "пассионарии - коммунары" и "пассионарии - эгоисты".
  
   Все жестокости в Истории осуществляются крайне эгоистичными людьми "приземлёнными", "целеустремлёнными" и "гедонистами".
  
   Эгоизм с детства возникает у ребёнка, как подражание кому-то,
   или как внушаемое выделение его из всех. Его развеять может лишь всеми уважаемый наставник или крепкое сообщество товарищей -друзей.
  
   Социально значимые общественные группы, диктующие своё воззрение на события и стиль жизни, часто составляют люди близкого (определённого) ПТЛ.
  
   Эти группы могут быть оценены специальным показателем: ПТОГ (психологический тип общественной группы). По сути ПТОГ является социологической суммой ПТЛ людей, входящих в эту группу. При социологическом сложении ПТЛ надо учитывать значимость их носителей для данной группы (социальную силу). Очевидно, что базовые свойства ПТОГ будут совпадать с базовыми свойствами ПТЛ. Отсюда и единство их свойств и названий.
  
   Нарушение сложившегося соотношения количеств носителей определённого ПТЛ в больших группах, таких как страна, приводит к изменению моральных норм, экономическим колебаниям и социальным явлениям: войнам и революциям.
  
   Завершение определения "Закона Платона"
  
  Суть статьи о законе Платона хорошо выразил историк Андрей Иванович Ляпчев: - ""История, как функция свойств поколений". Полностью согласен, что именно так можно рассматривать историю, а вне такого подхода многое [в истории] остается абсолютно непонятным".
  
  Литература:
  Платон. Диалоги Мысль 1986.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"