Радов Анатолий Анатольевич: другие произведения.

Глоссарий к "Язычнику"

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Глоссарий к "Язычнику"
  
   А
   Аки - как.
   Абы - чтобы
   Асгард - мифическая страна богов, Миргард - Земля.
   Б
   Борть - улей с пчёлами устроенный в дупле дерева.
   Бортник - занимающийся пчёлами.
   Безмен - 240 золотников, 1022 грамма.
   Бич - ударяющая по злакам часть цепа.
   Било - металлический брус подвешенный к дереву и имеющий прямоугольную или слегка изогнутую форму, в который ударяли клепалом(колотушкой). Било издавало довольно сильный, протяжный звон.
   Бить баклуши - по сравнению с другими операциями: вытачиванием, обшкуриванием, росписью, обжигом, вытесывать баклушу (бить баклушу) - самое простое дело, практически - безделье. Поэтому и прижилось, бить баклуши - бездельничать.
   В
   Велес - В древнеславянских источниках Велес называется "скотьим богом" и сравнивается с эллинским богом Дикой природы и лесов Паном. Так, в "Повести временных лет" летописец Нестор называет Велеса "скотьим богом", покровителем домашних животных.
   В Слове о полку Игореве древний песнотворец Боян называется "Велесовым внуком". Этот эпитет может говорить о функции Велеса как бога поэзии и обрядовой песни (издатели "Слова" усматривали здесь параллель со "скотьими" функциями Велеса и делали вывод о культе священного поэтического животного, подобного Пегасу).
   Сельскохозяйственные функции Велеса прослеживаются в обычае оставлять ему в дар несжатыми т. н. волоти, несколько стеблей злаков. Эта жертва называется "Волосовой бородкой".
   Векша - скорее всего не отдельная монета как таковая, а одна шестая часть куны. При мелких расчётах куну "ломали" с помощью специальных щипцов. "Ломаная" пополам, или обрезанная по окружности до определённого веса(в свою половину)куна, называлась Резаной.
   Верста - равнялась 750 саженям и ее длина в метрах составляла 1140 м.
   Вервь - первоначально родовая, а в последствии соседская община; она могла охватывать и несколько деревень. Мы не знаем точных соответствий, но можно думать, что погост и был центром верви.
   Вира -- мера наказания за преступление, выражавшаяся во взыскании с виновника денежного возмещения.
   Весь - поселение свободных людей-общинников, свободных людинов.
   Волхвы - (древнерусск. "кудесники", "волшебники", "гадатели") -- мудрецы, или маги (санскр. -- mah, клинописное -- magush, латинское -- magis, русское -- жрец), пользовавшиеся большим влиянием в древности. Мудрость и сила их заключалась в приписываемых им знаниях различных тайн, недоступных обыкновенным людям. Помимо волхвов, колдовскими действиями занимались и женщины ведуньи-ведьмы, "чаровницы", "обавницы", "потворницы", "наузницы". Существовал и женский род от слова волхв - "вълхва".
   Волхв-"хранильник" - изготовитель оберегов и амулетов.
   Веять зерно - бросают хлебной лопаткой зерно против ветра. Мякину относит порывом ветра, а лучшие зерна ложатся дальше от вороха.
   Вено - плата от жениха за невесту; выводное, окуп, выкуп, платился роду невесты или общине.
   Во оружии - вооружены.
   Г
   Голомень - каждая плоская сторона клинка называлась "голомень", или "голомя", а острия - "лезвиями".
   Гривна (мера веса) = 96 золотников = 0,41 кг. По всей видимости она же фунт.
   Головник - убийца, Головою клепати - обвинять в убийстве.
   Гривная утварь - ожерелья, украшения шеи и груди.
   Гарда(перекрестие) - специальный элемент, отделяющий рукоять от клинка и предназначенный для защиты руки от ударов оружия соперника.
   Гумно -- огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зёрен хлеба. В гумне может стоять деревянное сооружение, называемое рига или овин, в котором сушатся снопы сена и молотится зерно.
   Гридень - телохранитель княжий, воин отборной дружины, гвардеец, нукер.
   Д
   Домовина - Над сожженным прахом каждого умершего строилась деревянная "домовина" ("столп"); в эти миниатюрные дома и приносили угощение предкам весной и осенью.
   Десница - правая рука.
   Дикая вира - общая, уплачиваемая коллективно; от слов "дикий" или "дивий" в смысле "общий, никому не принадлежащий" (ср. "дикий мед", "дикое поле", "дикий зверь" и пр.).
   Дымари - вытяжные трубы печей.
   Доля - сестра Недоли, помощница Макоши, небесная пряха, прядущая добрую, благодатную нить жизни человека. У Доли течет с веретена ровная золотистая нить, тогда как у Недоли получается неровная и непрочная.
   Дый Вышний - другое имя Сварога.
   Е
   Ж
   Желя - вестница мертвых, богиня скорби и жалости, похоронного плача, провожающая на погребальный костер. Сестра Карны. Дочь Мары и Кощея.
   З
   Знамена - (знаменные борти), маленькие знамёна со знаками владельца бортей.
   Зазор - позор.
   Зозуля - кукушка.
   Заложный покойник - люди, умершие "неправильной" смертью - упыри, русалки, кикиморы, шуликуны и т. д. Под неправильной смертью понимается такая смерть, когда человек умирает "не изжив" срока, определенного ему.
   И
   Имовитые - богатые, имовито - богато.
   Истовый - настоящий.
   К
   Куна - серебрянный дирхем, чеканившийся в Арабском халифате, и являвшийся в 10 веке основной денежной единицей в Киевской Руси. По большинству источников вес монеты был 2,73 грамма.
   Коварство - слово происходит от древнего глагола "ковать", изготавливать нечто из металла, сегодня употребляется только в переносном смысле, а в свое время означало: мудрость, уменье, замысловатость (греческие соответствия: panourgos - мудрый; mechanikoi - умелые). "Корень премудрости, кому открылся, и коварство (премудрости), кто уразуме".
   Коливо - кутья из пшеницы, яблок, чернослива, меда, различных плодов и орехов.
   Кичка - утка.
   Кузнь - тонкое изделие из металла.
   Кокошник - (от "кокошь" - петух, кур), головной убор, под которым замужние женщины полностью скрывали свои волосы.
   Кветень - сев-рус. название мая.
   Кибить - деревянная основа лука, в сложных луках состояла из склеенных меж собой можжевеловой и берёзовой планок.
   Княж муж - княжеский слуга, дружинник.
   Кощунствовать - говорить о Богах, рассказывать о их жизни, передавать их слова.
   Кмети -- витязи, дружинники.
   Кайма - основная часть внешней поверхности щита, между умбоном и окованным краем, так называемым "венцом".
   Карна(Карина) - славянская - богиня плакальщица, сопровождает погребальные обряды, витает над полями сражений, тоскуют в местах упокоения усопших вместе с Желей, своей сестрой.
   Крыж - крест, перекрестие.
   Крошня - плетеная из прутьев или корней корзина, кошница, плетенка.
   Кутырь - большой желудок жвачных животных.
   Л
   Людин, люди - свободные земледельцы-общинники, платившие только единоразовую и установленную (урок)годовую дань во время полюдья.
   Липень - июль.
   Лунница - (полумесяц, обращенный рогами вниз) девичье украшение.
   Лихва - прибыль.
   М
   Мирской бык - выкормленный "всем миром" - всей весью.
   Мара(Марена, Морана, Смерть) - богиня смерти, зимы и ночи. Имя Мара (Морана) родственно таким словам, как "мор", "морок", "мрак", "марево", "морочить".
   Н
   Не лажены - улей с сотами и пчелами цел.
   Ногата - денежная единица, 1/20 гривны.
   Неделя - воскресенье, по неделе(здесь - в понедельник).
   Находники - разбойные отряды степняков, или варягов, приходившие(находившие) ради грабежа.
   Налучь - сумка для ношения лука.
   Недоля(Нужа, Нужда) - богиня, помощница Макоши, ткет несчастливую судьбу.
   Навья - вид заложного покойника. Женская душа, нападающая на путников.
   О
   Олек - самая голова улья, или почин сотов.
   Обры - Авары, племена Хионитов, пришедшие из низовий Сыр-Дарьи, и создавшие на короткое время Аварский каганат. Были полностью уничтожены франками. Свою лепту в их гибель внесли и полабские славяне.
   Ошуюю, ошую - по левую руку, по левую сторону, одесную - по правую.
   Овамо-сямо - туда-сюда.
   Оковки - крепёж по краю щита.
   П
   Полоть - половина туши мяса, говядины или свинины.
   Погост - место куда свозилась дань из близлежащих весей.
   Потвор, потворство - чародейство, колдовство; потворник - знахарь.
   Почадить - признать чадом, ребёнком, неспособным отвечать за свои поступки самостоятельно. Вернуть статус взрослого, полноправного людина можно спустя какое-то время, доказав своими поступками право на это или пройдя обряд инициации.
   Поток -(от поточити, заточити) - арест.
   Полюдье -- ежегодный объезд "светлым князем" всей подвластной
   территории, целью которого был сбор дани.
   Перунов День(20-го липня) - великий праздник всех воинов-защитников родной Земли, а так же всех честных земледельцев-пахарей. По народным поверьям, дождём в этот день смываются злые чары - "лихие призоры" (сглазы и порчи) и многие болезни.
   Поильменье - территории вокруг озера Ильмень.
   Подол - низменная часть поселения, под насыпью, обычно у реки.
   Р
   Рогатина - копьё, имело ширину пера от 5 до 6,5 см и длину лавроволистного наконечника до 60 см.
   Разбой без свады - предумышленное убийство с захватом чужого имущества.
   Рясны - вертикальные полосы, идущие от кокошника вниз (до груди или даже до пояса). В металлических изделиях этого типа часты изображения птиц.
   Рота - клятва.
   Посолонь - по солнцу, противосолонь - против солнца(совр. против часовой стрелки).
   С
   Сажень простая - 152 см. Расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки, до большого пальца другой.
   Сажень косая - 248 см, расстояние между подошвой левой ноги и концом среднего пальца вытянутой вверх правой руки.
   Сажень мерная - или как ее называли "маховая" равнялась 176 см., здесь учитывалось расстояние с кончика пальцев одной руки до конца пальцев другой.
   Смерды - это не все крестьянское население(которое именовалось "людьми"), а определенная часть его, близко связанная с княжеским доменом, подчиненная непосредственно князю, в какой-то мере защищаемая князем (смерда нельзя мучить "без княжья слова") и обязанная нести определенные повинности в пользу князя. Смерды платили дань. Наиболее почетной обязанностью смердов
   была военная служба в княжеской коннице, ставившая смердов на одну ступень выше обыкновенных крестьян-общинников.
   Село - от "сидеть", поселение смердов, посаженных князем на землю. Скорее всего, земля тоже относилась к личному княжескому имуществу. В сёлах часто были расположены погосты, куда во время полюдья свозили дань из близлежащих весей.
   Сеногной - мелкий, но продолжительный дождь.
   Свада - ссора, столкновение, драка, вражда.
   Событие - совместно быть, что-либо общенародное, например, вече или праздничные гуляния.
   Скора - пушнина.
   Спожинки - 15 августа (серпеня, жнивеня) отмечается праздник окончания жатвы, который в народе называется Спожинки. В этот день благодарят Дажьбога Трисветлого и Мать Сыру-Землю за урожай, приносят требы Макоши (Матери Урожая) и заплетают на поле из последних колосьев "бороду" Велесу. К 9 августа на большей части Земли Славянской заканчивается жатва, отсюда и название праздника - Спожинки (дожинки, обжимки).
   Свиля - защита телом от атакующих действий противника, основанная в славяно-горицкой борьбе.
   Совня - разновидность рогатины, имевшая кривую полосу с одним лезвием, слегка изогнутым на конце, которое насаживалось на длинное древко.
   Сулица - происходит от глагола "сулить", первоначально имевшего значение "метать". Можно говорить, что сулица - это нечто среднее между копьем и стрелой. Длина древка ее - 1,2-1,5 м.
   Сварог -- хозяин неба, покровитель ремёсел -- на определённом этапе становления древней славянской религии играл важнейшую роль. Имя его носит общий для индоевропейских народов характер и связано с индийским словом сварга -- небо.
   Сурожское - Азовское море.
   Страва - поминальный пир по умершим.
   Сурья - хмельной напиток, который пьют боги.
   Т
   Татьба - воровство, тать - вор. Лицо - поличное.
   Тигли - горшки из огнеупорных материалов, в которых "варили" металлы и сплавы.
   Томары стрельные - стрелы с тупыми наконечниками, применявшиеся для охоты на пушного зверя, чтобы не повреждать ценную шкурку.
   Тысячьский (тысяцкий) - княжеский воевода, предводитель городского ополчения ("тысящи"), ведавший в мирное время делами городского управления.
   Тул - футляр для стрел. Смысл этого слова - "вместилище", "укрытие".
   Тризна - боевые игры, ристания, особые обряды, призванные отгонять смерть от оставшихся в живых, демонстрировавшие их жизнеспособность.
   У
   Усерязь - височные кольца. Нижняя кромка древнего кокошника снабжалась y висков несколькими кольцами ("заушницами"), получившими кабинетное наименование височных колец. Возможно, что к ним должно быть отнесено древнерусское слово "усерязь". Семилучевые и семилопастные кольца прочно ассоциируются с летописными Радимичами и Вятичами; спиральные - с Северянами, браслето-образные - с Кривичами, ромбощитковые - со Словенами.
   Урок - норма уплаты дани, годовая норма
   Умбон - (от лат. umbo, родительный падеж umbonis), железная серединная бляха щита, служившая для защиты руки воина. Имел полусферическую или коническую форму. Под умбоном находилась перекладина, за которую воин держал щит.
   Х
   Хытрец(стар. рус.) - мастер.
   Хвалисское - Каспийское море.
   Ц
   Цветень - май (юж-рус.).
   Цеп (чеп, молотило) -- примитивное орудие для обмолота, состоит из двух подвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м) рукоятка и более короткая (до 0,8 м) рабочая часть, ударяющая по злакам.
   Ч
   Челядь, челядин(ед. число) - древнее славянское название рабов, сменившееся в середине 11-го века на - холоп.
   Чадь - семья.
   Чело - (здесь) передовой отряд, первая линия отряда.
   Ш
   Шихта - сырец залаживаемый в тигель*, в котором его "варят" с добавлением различных элементов, чтобы получить требуемый сплав.
   Шуйца, шуя - левая рука.
   Щ
   Э
   Ю
   Я
   Яблоко(навершие) - головка эфеса, предназначенная для удержания, чаще всего шаровидной формы.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"