Асгард - мифическая страна богов, Миргард - Земля.
Б
Борть - улей с пчёлами устроенный в дупле дерева.
Бортник - занимающийся пчёлами.
Безмен - 240 золотников, 1022 грамма.
Бич - ударяющая по злакам часть цепа.
Било - металлический брус подвешенный к дереву и имеющий прямоугольную или слегка изогнутую форму, в который ударяли клепалом(колотушкой). Било издавало довольно сильный, протяжный звон.
Бить баклуши - по сравнению с другими операциями: вытачиванием, обшкуриванием, росписью, обжигом, вытесывать баклушу (бить баклушу) - самое простое дело, практически - безделье. Поэтому и прижилось, бить баклуши - бездельничать.
В
Велес - В древнеславянских источниках Велес называется "скотьим богом" и сравнивается с эллинским богом Дикой природы и лесов Паном. Так, в "Повести временных лет" летописец Нестор называет Велеса "скотьим богом", покровителем домашних животных.
В Слове о полку Игореве древний песнотворец Боян называется "Велесовым внуком". Этот эпитет может говорить о функции Велеса как бога поэзии и обрядовой песни (издатели "Слова" усматривали здесь параллель со "скотьими" функциями Велеса и делали вывод о культе священного поэтического животного, подобного Пегасу).
Сельскохозяйственные функции Велеса прослеживаются в обычае оставлять ему в дар несжатыми т. н. волоти, несколько стеблей злаков. Эта жертва называется "Волосовой бородкой".
Векша - скорее всего не отдельная монета как таковая, а одна шестая часть куны. При мелких расчётах куну "ломали" с помощью специальных щипцов. "Ломаная" пополам, или обрезанная по окружности до определённого веса(в свою половину)куна, называлась Резаной.
Верста - равнялась 750 саженям и ее длина в метрах составляла 1140 м.
Вервь - первоначально родовая, а в последствии соседская община; она могла охватывать и несколько деревень. Мы не знаем точных соответствий, но можно думать, что погост и был центром верви.
Вира -- мера наказания за преступление, выражавшаяся во взыскании с виновника денежного возмещения.
Весь - поселение свободных людей-общинников, свободных людинов.
Волхвы - (древнерусск. "кудесники", "волшебники", "гадатели") -- мудрецы, или маги (санскр. -- mah, клинописное -- magush, латинское -- magis, русское -- жрец), пользовавшиеся большим влиянием в древности. Мудрость и сила их заключалась в приписываемых им знаниях различных тайн, недоступных обыкновенным людям. Помимо волхвов, колдовскими действиями занимались и женщины ведуньи-ведьмы, "чаровницы", "обавницы", "потворницы", "наузницы". Существовал и женский род от слова волхв - "вълхва".
Волхв-"хранильник" - изготовитель оберегов и амулетов.
Веять зерно - бросают хлебной лопаткой зерно против ветра. Мякину относит порывом ветра, а лучшие зерна ложатся дальше от вороха.
Вено - плата от жениха за невесту; выводное, окуп, выкуп, платился роду невесты или общине.
Во оружии - вооружены.
Г
Голомень - каждая плоская сторона клинка называлась "голомень", или "голомя", а острия - "лезвиями".
Гривна (мера веса) = 96 золотников = 0,41 кг. По всей видимости она же фунт.
Головник - убийца, Головою клепати - обвинять в убийстве.
Гривная утварь - ожерелья, украшения шеи и груди.
Гарда(перекрестие) - специальный элемент, отделяющий рукоять от клинка и предназначенный для защиты руки от ударов оружия соперника.
Гумно -- огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зёрен хлеба. В гумне может стоять деревянное сооружение, называемое рига или овин, в котором сушатся снопы сена и молотится зерно.
Домовина - Над сожженным прахом каждого умершего строилась деревянная "домовина" ("столп"); в эти миниатюрные дома и приносили угощение предкам весной и осенью.
Десница - правая рука.
Дикая вира - общая, уплачиваемая коллективно; от слов "дикий" или "дивий" в смысле "общий, никому не принадлежащий" (ср. "дикий мед", "дикое поле", "дикий зверь" и пр.).
Дымари - вытяжные трубы печей.
Доля - сестра Недоли, помощница Макоши, небесная пряха, прядущая добрую, благодатную нить жизни человека. У Доли течет с веретена ровная золотистая нить, тогда как у Недоли получается неровная и непрочная.
Дый Вышний - другое имя Сварога.
Е
Ж
Желя - вестница мертвых, богиня скорби и жалости, похоронного плача, провожающая на погребальный костер. Сестра Карны. Дочь Мары и Кощея.
З
Знамена - (знаменные борти), маленькие знамёна со знаками владельца бортей.
Зазор - позор.
Зозуля - кукушка.
Заложный покойник - люди, умершие "неправильной" смертью - упыри, русалки, кикиморы, шуликуны и т. д. Под неправильной смертью понимается такая смерть, когда человек умирает "не изжив" срока, определенного ему.
И
Имовитые - богатые, имовито - богато.
Истовый - настоящий.
К
Куна - серебрянный дирхем, чеканившийся в Арабском халифате, и являвшийся в 10 веке основной денежной единицей в Киевской Руси. По большинству источников вес монеты был 2,73 грамма.
Коварство - слово происходит от древнего глагола "ковать", изготавливать нечто из металла, сегодня употребляется только в переносном смысле, а в свое время означало: мудрость, уменье, замысловатость (греческие соответствия: panourgos - мудрый; mechanikoi - умелые). "Корень премудрости, кому открылся, и коварство (премудрости), кто уразуме".
Коливо - кутья из пшеницы, яблок, чернослива, меда, различных плодов и орехов.
Кичка - утка.
Кузнь - тонкое изделие из металла.
Кокошник - (от "кокошь" - петух, кур), головной убор, под которым замужние женщины полностью скрывали свои волосы.
Кветень - сев-рус. название мая.
Кибить - деревянная основа лука, в сложных луках состояла из склеенных меж собой можжевеловой и берёзовой планок.
Княж муж - княжеский слуга, дружинник.
Кощунствовать - говорить о Богах, рассказывать о их жизни, передавать их слова.
Кмети -- витязи, дружинники.
Кайма - основная часть внешней поверхности щита, между умбоном и окованным краем, так называемым "венцом".
Карна(Карина) - славянская - богиня плакальщица, сопровождает погребальные обряды, витает над полями сражений, тоскуют в местах упокоения усопших вместе с Желей, своей сестрой.
Крыж - крест, перекрестие.
Крошня - плетеная из прутьев или корней корзина, кошница, плетенка.
Кутырь - большой желудок жвачных животных.
Л
Людин, люди - свободные земледельцы-общинники, платившие только единоразовую и установленную (урок)годовую дань во время полюдья.
Мирской бык - выкормленный "всем миром" - всей весью.
Мара(Марена, Морана, Смерть) - богиня смерти, зимы и ночи. Имя Мара (Морана) родственно таким словам, как "мор", "морок", "мрак", "марево", "морочить".
Н
Не лажены - улей с сотами и пчелами цел.
Ногата - денежная единица, 1/20 гривны.
Неделя -воскресенье, по неделе(здесь - в понедельник).
Находники - разбойные отряды степняков, или варягов, приходившие(находившие) ради грабежа.
Навья - вид заложного покойника. Женская душа, нападающая на путников.
О
Олек - самая голова улья, или почин сотов.
Обры - Авары, племена Хионитов, пришедшие из низовий Сыр-Дарьи, и создавшие на короткое время Аварский каганат. Были полностью уничтожены франками. Свою лепту в их гибель внесли и полабские славяне.
Ошуюю, ошую - по левую руку, по левую сторону, одесную - по правую.
Овамо-сямо - туда-сюда.
Оковки - крепёж по краю щита.
П
Полоть -половинатуши мяса, говядины или свинины.
Погост - место куда свозилась дань из близлежащих весей.
Почадить - признать чадом, ребёнком, неспособным отвечать за свои поступки самостоятельно. Вернуть статус взрослого, полноправного людина можно спустя какое-то время, доказав своими поступками право на это или пройдя обряд инициации.
Поток -(от поточити, заточити) - арест.
Полюдье -- ежегодный объезд "светлым князем" всей подвластной
территории, целью которого был сбор дани.
Перунов День(20-го липня) - великий праздник всех воинов-защитников родной Земли, а так же всех честных земледельцев-пахарей. По народным поверьям, дождём в этот день смываются злые чары - "лихие призоры" (сглазы и порчи) и многие болезни.
Поильменье - территории вокруг озера Ильмень.
Подол - низменная часть поселения, под насыпью, обычно у реки.
Р
Рогатина- копьё, имело ширину пера от 5 до 6,5 см и длину лавроволистного наконечника до 60 см.
Разбой без свады - предумышленное убийство с захватом чужого имущества.
Рясны - вертикальные полосы, идущие от кокошника вниз (до груди или даже до пояса). В металлических изделиях этого типа часты изображения птиц.
Рота - клятва.
Посолонь - по солнцу, противосолонь - против солнца(совр. против часовой стрелки).
С
Сажень простая - 152 см. Расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки, до большого пальца другой.
Сажень косая - 248 см, расстояние между подошвой левой ноги и концом среднего пальца вытянутой вверх правой руки.
Сажень мерная - или как ее называли "маховая" равнялась 176 см., здесь учитывалось расстояние с кончика пальцев одной руки до конца пальцев другой.
Смерды - это не все крестьянское население(которое именовалось "людьми"), а определенная часть его, близко связанная с княжеским доменом, подчиненная непосредственно князю, в какой-то мере защищаемая князем (смерда нельзя мучить "без княжья слова") и обязанная нести определенные повинности в пользу князя. Смерды платили дань. Наиболее почетной обязанностью смердов
была военная служба в княжеской коннице, ставившая смердов на одну ступень выше обыкновенных крестьян-общинников.
Село - от "сидеть", поселение смердов, посаженных князем на землю. Скорее всего, земля тоже относилась к личному княжескому имуществу. В сёлах часто были расположены погосты, куда во время полюдья свозили дань из близлежащих весей.
Сеногной - мелкий, но продолжительный дождь.
Свада - ссора, столкновение, драка, вражда.
Событие - совместно быть, что-либо общенародное, например, вече или праздничные гуляния.
Скора - пушнина.
Спожинки - 15 августа (серпеня, жнивеня) отмечается праздник окончания жатвы, который в народе называется Спожинки. В этот день благодарят Дажьбога Трисветлого и Мать Сыру-Землю за урожай, приносят требы Макоши (Матери Урожая) и заплетают на поле из последних колосьев "бороду" Велесу. К 9 августа на большей части Земли Славянской заканчивается жатва, отсюда и название праздника - Спожинки (дожинки, обжимки).
Свиля - защита телом от атакующих действий противника, основанная в славяно-горицкой борьбе.
Совня - разновидность рогатины, имевшая кривую полосу с одним лезвием, слегка изогнутым на конце, которое насаживалось на длинное древко.
Сулица - происходит от глагола "сулить", первоначально имевшего значение "метать". Можно говорить, что сулица - это нечто среднее между копьем и стрелой. Длина древка ее - 1,2-1,5 м.
Сварог -- хозяин неба, покровитель ремёсел -- на определённом этапе становления древней славянской религии играл важнейшую роль. Имя его носит общий для индоевропейских народов характер и связано с индийским словом сварга -- небо.
Сурожское - Азовское море.
Страва - поминальный пир по умершим.
Сурья - хмельной напиток, который пьют боги.
Т
Татьба - воровство, тать - вор. Лицо - поличное.
Тигли - горшки из огнеупорных материалов, в которых "варили" металлы и сплавы.
Томары стрельные - стрелы с тупыми наконечниками, применявшиеся для охоты на пушного зверя, чтобы не повреждать ценную шкурку.
Тысячьский (тысяцкий) - княжеский воевода, предводитель городского ополчения ("тысящи"), ведавший в мирное время делами городского управления.
Тул - футляр для стрел. Смысл этого слова - "вместилище", "укрытие".
Тризна - боевые игры, ристания, особые обряды, призванные отгонять смерть от оставшихся в живых, демонстрировавшие их жизнеспособность.
У
Усерязь - височные кольца. Нижняя кромка древнего кокошника снабжалась y висков несколькими кольцами ("заушницами"), получившими кабинетное наименование височных колец. Возможно, что к ним должно быть отнесено древнерусское слово "усерязь". Семилучевые и семилопастные кольца прочно ассоциируются с летописными Радимичами и Вятичами; спиральные - с Северянами, браслето-образные - с Кривичами, ромбощитковые - со Словенами.
Урок - норма уплаты дани, годовая норма
Умбон - (от лат. umbo, родительный падеж umbonis), железная серединная бляха щита, служившая для защиты руки воина. Имел полусферическую или коническую форму. Под умбоном находилась перекладина, за которую воин держал щит.
Х
Хытрец(стар. рус.) - мастер.
Хвалисское - Каспийское море.
Ц
Цветень -май (юж-рус.).
Цеп (чеп, молотило) -- примитивное орудие для обмолота, состоит из двух подвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м) рукоятка и более короткая (до 0,8 м) рабочая часть, ударяющая по злакам.
Ч
Челядь, челядин(ед. число) - древнее славянское название рабов, сменившееся в середине 11-го века на - холоп.
Чадь - семья.
Чело - (здесь) передовой отряд, первая линия отряда.
Ш
Шихта - сырец залаживаемый в тигель*, в котором его "варят" с добавлением различных элементов, чтобы получить требуемый сплав.
Шуйца, шуя - левая рука.
Щ
Э
Ю
Я
Яблоко(навершие) - головка эфеса, предназначенная для удержания, чаще всего шаровидной формы.