Аннотация: Вселенец в обычного пастуха середина 16 века, без сверхвозможностей и "роялей".
Попаданец в пастуха, 1 пол. 16 века.
Много я бурных рек переплыл,
Много хребтов перевалил,
Я людям зла не несу с собой,
Хочу я со Смертью вступить в бой.
И Смерть, которая прячется здесь,
Должен я непременно поймать
И с этой земли навсегда прогнать.
Если этого не сделаю я,
Что будет стоить вся жизнь моя?
Эпос "Урал Батыр"
Ночь. Звёзды. Лежу на траве, связан, всё тело ломит. Рядом человек у костра. Что случилось? Где, я? Ничего не понимаю! Кто связал, почему избит? Что за нафиг? Одни вопросы, но не одного ответа.
Взяли меня явно "недобрые люди", но зачем? Я не бандит, не олигарх - больших денег у меня нет, несметных богатств не имею.
Пытаюсь докричаться:
- Эй, развяжите, до ветру бы сходить?
Вижу, как сидящий у костра человек, встает и идет ко мне. В полумраке замечаю, что одет, он, как узбек на базаре, я по телевизору таких видел. Правда, те так железками обвешаны не были, а в руках палку похожую на копье не держали. Откуда-то в памяти внезапно всплывает - ногаец. Подошёл, замахивается ... Успел удивиться: "Какой ногаец?" и все потухло.
Когда очнулся, изменений в своём положении не обнаружил. Лежу, связан, ощущения те же, теперь и голова раскалывается. Но с ситуацией надо разбираться. Что мы имеем? Так, костер, ногаец. Сидит, оперившись на копьё. Спит, козел! Нормального разговора не захотел, что ж поговорим по-другому. Первое, освободиться от верёвок, а потом думать.
Руки связаны сзади. Хреново! Попробуем растянуть верёвки. Несколько раз напрягаю и расслабляю мышцы, выпрямляю локти и, как можно ближе сведя запястья, поднимаю к голове, потом опускаю, также до упора. И так несколько раз. Ну - ко ещё ... Есть! Всё, руки спереди. Замираю. Смотрю, все ли спокойно. Спишь, соня? Ну и спи.
Пробую зубами развязать узел ... Тьфу! Они что, специально навозом пропитаны? Узел затянут сильно. Нет, это долгая история, так дело не пойдёт. Ползу потихоньку, со связанными-то руками и ногами шустро не попрыгаешь. Наконец добрался до костра. Вот уголёк хороший ...
А-аа-а, ... мать! Больно-то, как! Ожог второй степени обеспечен, зато быстро - полминуты, и свободен.
Теперь решаем, что делать с ногайцем? "Зарезать! Не то он сам нас прибьет",- подсказывает внутренний голос, тот самый, который просветил и о настоящей национальной принадлежности "узбека" с копьём. Угу, чем дальше, тем лучше. Поздравьте, очередной сумасшедший, с тараканами в голове. Крыша едет не спеша!.. Срочно надо сходить к психиатру.
Или не надо?.. На меня хлынул поток воспоминаний...
Воспоминание Урмана.
В тот день на берегах реки Дим мы с Айдаром пасли табун старого Уртас-бия. В этих местах из года в год весною останавливалось на тучных пастбищах наше родовое кочевье. Душа радовалась, когда окидывал взглядом знакомые места! Мягкое ласкающее солнце, земля, еще отдающая прохладой после зимы, но уже цветущая, шибающая в нос ароматом трав сочно-зеленая степь.
Ничего не предвещало беды, когда вечером Айдар пошел отдыхать, чтобы в полночь сменить меня. Выспаться ему так и не пришлось. Внезапно из небольшой рощицы выскочил отряд ногайцев в десяток всадников. Нас спасло только, то, что я в тот момент полез в кустарник, чтобы пройти ближе к берегу и собрать луговой травы.
Быстро собрав табун, конокрады погнали лошадей вслед заходящему солнцу.
Но двое остались. Один направился в мою сторону. Думал, что отсижусь в кустах, но забыл про Турку, который вяло, жевал траву около моего убежища. Всадник, подъехав к кустарникам и увидев тропу, слез с коня, вынул из ножен саблю и направился в мою сторону. Ничего и не оставалось, как только метнуть в него свой нож. Попал в глаз, неплохо учил Ахмет-ага. Быстро вытащив клинок, вытер об одежду убитого. Огляделся, второй ногаец уже тащил связанного Айдара. Подбежал к коню убитого разбойника, выхватил его лук и послал две стрелы в сторону врага. Первая попала в плечо, а вторая прямо в горло. Забрав у ногайца и саблю, вскочил на коня, и поскакал к Айдару. Освободив друга, тут же дал указание, как можно быстрей скакать до Ахмет-аги и рассказать о случившемся. А сам решил идти по следам ногайцев.
Но закончилась затея плохо. Ночью, проехав немного, по следам угнанного табуна, решил отдохнуть, ну и прилег. Проснулся от удара. Хохочущие ногайцы долго били, а затем связали и бросили возле костра.
Уф! Голова раскалывается, тело ломит...
Вот отродье шайтана, точно без мозгов оставил!
Что за хрень?! Попал? Офигеть! Получается, я очередной попаданец? И самое главное, в кого? Что за невезуха! В обычного пастуха 19 лет от роду!!! Обидно. Все попадают в герцогов и королей, ну на худой конец в баронов, а я ...
Ладно, может быть и лучше, чем меньше значимость, тем меньше проблем. С ногайцами-то, что делаем? И вообще, сколько их? Оглядываюсь, слева лежат, завернувшись в плащи двое, справа еще один, итого четверо. Варианты, или они меня или я их. Других не вижу
Часового-козла глушим. Чем? Поленом, вон сколько припасли. Замах, удар... Полежи, злостный нарушитель устава. Тихонько придерживаем. Как бы ни услышали, железа на нем много. Оглядываюсь. Вроде всё спокойно.
Пламя освещало маленькую поляну и людей, спящих у костра. Двух, тех, что слева, бил сильнее, ни о чем не думая. Когда подошел к третьему, вспомнил - это наш десятник. Было видно, что ему сильно досталось. Освобождая Ахмета от пут, понял, что задели ему голову не так тяжело, как казалось на первый взгляд. Но сотрясение обеспечено. Рану бы ему промыть, да нечем. Ладно, потом. Сначала, вяжем ногайцев. Да покрепче. Естественно, предварительно избавив их от поясов с оружием. Да и вообще делиться надо по справедливости. То есть, мне всё, им ничего. Хотя поленом могу и добавить.
М... да, улов небогатый - три сабли да пара ножей, зато на одном, очень даже неплохой доспех похожий на бахтерец. С деньгами не очень, десяток серебряных монет, и несколько медных.
Пока занимался экспроприацией экспроприированного и возмещением своего морального и материального ущерба, начало светать. Блин, про Ахмет- агу то забыл! Как бы он коньки не двинул от потери крови. А ведь десятник единственный из наших имеет воинский опыт, не раз ходил в походы на кайсаков и ногайцев.
Промыть рану. Во чтобы только воду набрать?
Вот отродье шайтана, точно без мозгов оставил!
Оглядываюсь, рядом с костром лежит перевернутый медный котелок. Недалеко, вон в тех кустах, вроде должен быть родник.
По дороге к зарослям, заметил пасущихся коней, голов, так под пятьдесят. Чего так много? Ладно, потом разберемся.
Напившись холодной, до боли в зубах, воды, сразу почувствовал, себя гораздо лучше.
Наполнив котелок и вернувшись к костру, заметил, раненый десятник подаёт признаки жизни.
Хм, явно молитва. Готовиться отойти в мир иной? Не, дяденька, так не пойдет! Хочешь оставить меня одного в степи с этими шакалами? Давай-ка лучше лечиться.
Осмотрел рану. Ага, удар чего-то острого прошел вскользь по черепу, содрав скальп сантиметров, пять, чуть выше правого уха. А так ничего уж серьезного, до свадьбы заживет.
Неожиданно всплывает вопрос:
"Какая свадьба, у него уже есть три жены?"
Ого, целый султан! Сочувствую. Ну ничего, брат, где третья, там и четвертая...
Ножом сбрил волосы вокруг, тщательно прополоскав штанину одного из конокрадов, смочил, только приложил к ранке...
- Унбаши*, это же я - Урман,- пытаюсь, сесть на корточки.
- Тьфу! Шайтан! - выругался Ахмет-ага, - Да, я же чуть было тебя не убил! Давай рассказывай, что произошло?
- После того, как отправил Айнура, с известием о ногайцах, сам поехал по следам конокрадов, попал в засаду. Меня оглушили и, связав, бросили у костра, - коротко доложил.
- Дальше? - потребовал Ахмет.
- Охранник заснул, вот и освободился, - объяснил я и, смутившись, сам задал десятнику интересующий меня вопрос: - А как же Вас, ага, угораздило попасть в плен?
- По глупости! - сплюнул десятник. - Узнав, о нападении, мы быстро собрали йеш егетлерзе и бросились в погоню. А потом я совершил ошибку. Дозорные были, но ты знаешь, что всех ветеранов забрал Уртас-бий, а джигиты не углядели засаду. Меня взяли в плен, а всех остальных перебили...
- Айнур, тоже?.. - глухо поинтересовался я.
-Да. Упокой Аллах его душу, у парня не было шансов, ехал в переднем дозоре.
- Они далеко? - опустив голову, спросил я.
- Нет вон там, Аю йаланында**. Но нет у нас сейчас времени достойно проводить в последний путь наших братьев, они погибли в бою как герои, а мы должны жить, чтобы отомстить за их смерть.
- Ты, Урман, давай, обыщи седельные сумки да состряпай нам что-нибудь поесть.
Мое тело самопроизвольно вскочило, и быстро направилось в сторону табуна лошадей. Отметив про себя, что авторитет десятника для моего реципиента был непререкаем, перед тем как приступить к мародёрствову, решил уточнить один вопрос:
- А...
- А я пока займусь нашими гостями, - зловеще улыбнулся Ахмет. - Люблю гостей принимать! Хорошо с ними за кумысом неспешно побеседовать, мудрые речи послушать... Правда, эти гости незваные явились, значит и разговаривать с ними по-другому буду.
Глянув на хищную улыбку потерявшего свой отряд десятника, даже я, его названный сын, почувствовал себя не совсем хорошо, однако жалеть, а тем более защищать ногайцев мне было не за что, скорее наоборот. Взяли, понимаешь, моду сапогами и копьями по моей голове бить! А ещё они Айнура убили, напомнила "память". Во-во! И это тоже. Вот пусть теперь сами всё прочувствуют. Ибо нефиг!
И даже не оглядываясь на костер, спокойно продолжил осмотр бывшего ногайского имущества.
Быстро проверив сумки, обнаружил целую кучу хабара. Опись, как говорится, прилагается.
Вялено мясо - пять кило, несколько полузасохших лепешек, монет золотых - две штуки, два десятка плетеных щитов, пик и отличных композитных луков с колчанами полных стрел, дюжину неплохих кольчуг и шлемов.
Забрав только немного конины и лепешки, направился в сторону костра, где Ахмет-ага "неспешно беседовал с гостями и слушал их мудрые речи". Только почему-то ногайские "мудрые речи" больше напоминают стоны, мычание и хрипы. Орать они не могли. Если "дорогой гость" степенно и правдиво, как положено воспитанным людям, отвечать отказывался, старый воин, перед тем как прижечь невеже пятки, предусмотрительно затыкал ему рот.
* - десятник
** - медвежья поляна
Названный отец, не обращая внимание на страдание ногайцев, как ни в чем не бывало с аппетитом начал поглощать свой завтрак, вдруг резко бросил мне один из ножей, которым только что кромсал конину и буркнул:
- Отправь этих иблисовых детей к их предкам, заждались, наверное...
Непроизвольно схватив нож на лету, я впал в ступор. Он что, предлагает просто вот взять и зарезать пленных? Некоторое время мое сознание отказывалось воспринимать слова десятника. А как же суд? Тьфу! Какой на хрен суд! Еще бы адвоката вспомнил! Убийство, грабеж, незаконное лишение свободы, побои... Вердикт: виновны. Какие еще вопросы? Тут все просто. Кто сильнее - тот и прав! Или ты его или тебя! Только такие постулаты позволят, выжит в этой эпохе и никакие сантименты по поводу "прирезать безоружного бандита - это зло" здесь не могут быть. Забудь про "дерьмократию"...
Но все-таки как же так? Взять и зарезать, какой бы он не был, но живого человека!?
- Эй, что встал! - окликнул меня ага. - Вообще-то подожди, замараешь его халат, какой-никакой хабар, сейчас покажу, как правильно, но остальных уже сам.
Ненадолго оставив еду Ахмет подошел к пленникам:
- Вот смотри, переворачиваешь его на бок, коленом упираешься в позвоночник, одной рукой берешь за волосы, как барана за рога и ножом по горлу, - принялся объяснять десятник.
Увидев как фонтаном начала бить кровь из несчастного "барана", мой желудок не выдержал...
Хватит там разлеживаться! Тошнит, видете-ли его, лучше бы подумал, что бы с тобой сделал юзбаши* Канмурза, когда тебя притащили бы к нему? Недаром его даже в роду, между собой называют Живодером, есть у него слабость самолично с живых кожу сдирать. Специально для этого даже купил араба-лекаря. Табуна коней не пожалел, лишь бы жертвы раньше времени не умирали. Иди, добей оставшихся, или всю жизнь будешь пасти овец Уртас-бия, и не бывать тебе воином!
* Юзбаши - сотник
Ополоснув лицо и напившись воды из казанка, я вроде пришел в себя и решительно направился к своему "мучению". Про себя повторяя: "Он уже умер, он уже умер..."
Следуя советам мудрого воина, перевернул тело, коленом нажал на позвоночник, одной рукой взял за волосы... Нет, я точно не смогу, лучше воткну нож в шею, небось, и так отойдет... Ну вот опять лежу, рвет, вроде и в желудке ничего не осталось.
Пока, труп убитого ногайца дергался, я по-быстрому решил его освободить от одежды, начал снимать халат... Ну и вони, да тут и "Тайд" со своей морозной свежестью, не поможет. Зачем только понадобилось Ахмету это грязное тряпье? Бомжи постеснялись бы одеть, а он мне - "хабар"!
Со вторым пленным управился гораздо ловчее, просто представив на его месте барана. Получилось хорошо, фантазия у меня богатая. Никаких чувств новое убийство не вызвало, по ходу дела привыкать начал.
- Учись, сынок, на твоем жизненном пути слишком много врагов, чтоб их жалеть! - одобрил мои действия старый воин.
- Унбаши, а что мы будем делать дальше, если я не верну главе рода табун, тогда еще придется лет десять пастухом быть? - поинтересовался я, когда закончил своё неприятное занятие.
- Вообще-то, наше с тобой положения на данный момент не ахти, - вздохнул наставник, - Наш бий, сожри его шайтан, забрал лучших воинов. В поход на урусов его вместе с ногайцами потянуло! Болван! Предупреждал же, этого сына ишака, чтобы не ходил в набег на кяфиров. Все бесполезно! Если верить этим дохлым иблисовым отродьям, то наши воины потерпели сокрушительное поражение. Их ждали. Кованая рать урусов ударила, когда они только подходили к засекам. Если даст Аллах, двое из троих вернуться, и то хорошо.
- Ага, а почему тебя не послушались? - робко спросил я.
- После смерти твоего отца - моего названного брата в 920 году от Хиджры, меня вообще перестали слышать. Ишак самодовольный наш бий! Слова ему против не скажи, вот и оставил меня молодых учить.
- Канмурза со своими нукерами участвовал в том набеге. Но, потеряв половину воинов, не захотел возвращаться в родное стойбище без добычи. Перейдя Итель на Самарской переправе, решил взять конями. Знал, пёс, что наши воины еще не вернулись с похода. Их временный стан сейчас в верховьях Самары, а мелкие отряды по два-три десятка разбойничают на нашей земле, один из них и налетел на ваш табун.
- Так что же делать? - ещё раз спросил я.
- Времени, конечно, мало, однако деваться некуда, надо собрать хотя бы две сотни. Хм, в нашем роду не осталось бойцов, значит, придется, просить помощи. В одном переходе от нас есть стойбище моего побратима юзбаши Карамана, он то - старый лис нукеров своих в набег не дал, сказавшись больным на место сбора не явился. Поедешь к нему гонцом, раскажешь все, в набег идти он не откажется, тем более с ногайцами у него старые счеты. Я же, вернусь и соберу молодых. Выберешь себе одежду поприличнее, и оружие самое лучшее выделю, а все остальное забираю. Дам молодым воинам во временное пользование, даст Аллах полусотню наберу.