Один брат любит птиц и делает голубятню, другой никогда не летал во сне и сворачивает братиным голубям шею. Любитель птиц - не дурак выпить, вообще шебутной, да и в жизни всего лишь электрик. А не летавший во сне - во всём умерен, тих и считается гораздо более толковым, чем брат, всё таки инженерно технический работник (и даже лейтенант в запасе). И всем-то Аркадий казался людям лучше Михаила, да вот только Михаил прожил всю жизнь с одной женщиной, нарожал детей, и всегда чем-то увлекался (то рыбалкой, то птицеводством, то чтением). А Аркадий остался холостяком, да и на работе не продвинулся дальше начальника снабжения, и отчего-то всё время брату завидовал, а может на завидовал, а так... просто не понимал что к чему.
Александр Чуманов называет повесть "Брат птеродактиля", потому что этот самый Аркадий Фёдорович, человек ниже травы, тише воды, человек без пристрастий, без неприятных особенностей характера, покорный, тихий, не что иное, как птеродактиль - архаическое пресмыкающееся с жёлтыми дерматиновыми крыльями. Потому что этот обычный Аркадий Фёдорович для автора совершенно неприемлем, несмотря на свою обычность и повсеместное распространение, потому что птеродактиль никого не любит. Потому что невозможно понять и почувствовать: как же это получилось, как же так вышло, что он существует, что он стал таким, каким стал и умрёт таким же, в сущности, каким родился, гадом.
Брат же птеродактиля Михаил Фёдорович - тоже ничем не выдающийся пролетарий, не чуждый бездельно порассуждать о судьбах человечества, безжалостно "зашитый" от алкоголя по настоянию доброй, пусть осточертевшей к старости, женой Машей. Этот брат таки оказывается не птеродактилем, потому что была в его жизни и любовь и страсть, была какая-никакая мысль в его жизни. И была даже, уже совсем какая-нибудь, вера в Бога.
Повесть совсем не сложная, по жанру, пожалуй, бытописательная: есть перечисление основных жизненных событий в хронологическом порядке, есть очень простой "народный" юмор и внятная авторская ирония, есть добрая мысль о жизни, о том пути, который каждому из нас приходится проходить, хотим мы того или нет: пути от безотчётного младенческого крика, до полного отчёта во всём перед лицом смерти, чем бы она ни оказалась.