Взгляд читателя на три романа - участника конкурса Триммера:
Скворцов "Почти",
Свидерская "Радуга над теокалли"
Шушаков "Горошина для принцессы"
Романы отдельный слой литературной среды, базовый. Романисты, как создатели романов отдельная статья, отдельная часть писательской массы. Я бы сказал большая, но можно ли причислить к оным тех, кто считает романом текст по количеству набранных в ворде знаков? Нет.
Создание полноценного романа не просто таинство, отдельный труд, требующий серьезных вложений, как физических, так и моральных. Рассказ можно написать за сутки, можно за неделю, а вот роман менее чем за месяц не создать. Рассказ - короткий отрезок жизни для автора и его гг, и порой первый почти не виден в своем произведении в силу того, что просто не успевает вжиться, прочувствовать так, как это происходит с романистом. Этот вынужден жизнью героев, и раскрывая их, он волей-неволей раскрывает себя, вкладывает в произведение часть своей жизни и личности, своих мыслей, идей, переживаний, впечатлений. Именно так, а не иначе получаются настоящие романы, стоящие больше, чем их цена в рублевом эквиваленте.
К сожалению ситуация в литературе складывается так, что многие уже не то что не видят разницы, не знают, что отличает роман от повести, повесть от рассказа. И масса ооочень длинных расков ни о чем, валяется на прилавках с гордым грифом "роман", а вот стоящие вещи, действительно произведения, записываются в неформат и лежат на литпорталах, в надежде найти своего читателя.
Плачевная ситуация для романистов. Их в пору записывать в красную книгу, как вымирающую фауну. А следом и читателей приученных к зрелой литературе, мыслящим авторам.
Осознавая ситуацию, мы и создали Триммеру, ту самую "красную книгу" для романистов и читателей, где первый и второй без труда находят друг друга. Но автор еще может получить помощь от коллег, общение и понимание "своих". Мало чем может помочь романисту автор рассказов, как романист не сможет помочь ему. У них разные весовые категории, разная "кухня", разные проблемы. Для "рассказистов" существует масса творческих мастерских, а есть ли мастерские для творцов более глобальной категории? Нет. Вот и мучается романист сам со своими проблемами, не находя выход из создавшегося положения, сдает позиции более "мелкому" собрату и важная прослойка литературы, я бы сказал ее фундаментальная часть, мелеет, становится зыбкой и призрачной. Отсюда, в частности, и общие проблемы: многотомные вирши в стиле чукотского вокала на книжных прилавках. Рассказы о героических буднях оркско-эльфийской братии размазанные на нужное издателю количество авторских листов, перепетые на сто ладов до оскомины у читателя. Так и читатель начинает сдавать позиции, уходя в дебри Интернета в поисках чего-то стоящего и в разделы спецлитературы.
А меж тем есть вещи привлекательные для читателя, ценные по смысловой нагрузке и являющиеся действительно литературой. Их называют просто "неформат" и откидывают точно так же, запросто. И зря. От них много больше пользы для думающего человека.
Своей нестандартностью на преноминации меня привлекли многие романы, пусть они далеки от совершенства, но они стоят того, чтобы выйти к свету из закоулков СИ.
Выскажу свое мнение уже не как преноминатора, но как читателя. Надеюсь, мои замечания пригодятся авторам.
Дифирамбы петь не умею, и все же начну с них:
Скворцов "Почти".
Б. Полевой написал "Повесть о настоящем человеке". Произведение же господина Скворцова я бы назвал "роман о маленьком человеке". На первый взгляд ничего общего меж этими двумя произведениями нет, и все же есть - глубина, объемность, психология, живой персонаж.
Сегодня очень мало авторов задевают тему среднестатистического человека. Да почти никто. Все нужен скандал, как волна к вершине Олимпа, где издатели, поклонники, большие гонорары. А какая волна может создаться на столь пошлой теме? Кому интересен сегодня маленький человечек с его тревогами и печалями, страхами и чаяньями? ... А кому нужны вы? Кому кроме семьи, очень близкому кругу в лучшем случае, интересны ваши проблемы? Одиночество и неприкаянность - бич современного мира и каждый варится в собственной отверженности и каждый борется со своими монстрами сам, ненужный, неинтересный, и тюкается как слепой щенок ко всем "большим": сектам, учителям, провидцам-ясновидцам... Путь к славе для многих путь ко всему и разом: собственной значимости в первую очередь, решению массы проблем... Бог с вами, умойтесь и очнитесь - ваш Олимп призрак, тот же пропиаренный блендамед или пиво "Клинское". Нашмаляв пургу про веселого эльфа или гламурную "Красную шапочку" вы получите максимум 300 долларов в зубы и месяц бальзама на свою гордыню, а затем прах, тишину и пустоту. И повторите путь гг романа "Почти" в поисках спасительной соломинки.
"Почти" отображает, словно в кривом зеркале общество и единицу натуры в их взаимосвязи и конфронтации. Роман раскрывает рутинные вещи, обыденность существования маленькой божьей твари - человечка в глыбе общества и его морали. Его взаимодействие, взаимосвязь, влияние, давление и подавление, вечный поиск якобы Бога, на деле себя самого. Вот такая простая и столь же не простая тема.
И я снимаю шляпу перед автором за его труд. Возможно, для кого-то роман покажется серым и нудным, ну нет в нем де труа в кабаках на Арбате, Коннона сметающего палицей оркскую дивизию, стебающегося воришки, которому море по колено. И моря крови нет и радости наркомании, и блеска бутиков. Банальная жизнь, в которой мучительно идут искания героя: своего места в этой жизни, понимания ее сути, высшего предначертания, своего назначения, взаимосвязи с ситуациями, проблемами. Он недотепа, но хочет думать иначе, что-то представлять из себя, чем-то выделиться....разве не как мы все? Психология толпы и психология личности, суть сект и пророков, пропаганда блестящих девизов и грязь, скрывающаяся под ними, взгляд изнутри и со стороны, обычная личность с ее обычными и понятными метаниями - конек этого произведения. Герой далеко не герой, порой он настолько мелок, жалок, что вызывает неловкость. Но, читая, невольно задумываешься - а кто ты сам? И разве тот, кто кажется тебе "выше", "сильней", действительно значителен, умен и счастлив? И в чем оно, счастье? В чем сила, в чем вера? Во что вообще мы верим, что и от кого хотим?
Вещь многоплановая и неоднозначная, чтобы понять ее нужно иметь определенную зрелость души. А чтобы рискнуть и написать, взяв за основу столь "нерентабельную" тему нужно иметь остроту ума и зрелость личности.
Эта вещь как свинг-джаз, рассчитана на очень узкий круг читателей. Но бриллианты тоже привлекают многих, а доступны единицам.
Однако, и бриллианты нуждаются в огранке.
Пройдем по фактам минусов:
Мне повезло - я позже других почувствовал в себе любовь к нему и, наверное, только поэтому смог не уподобиться другим ученикам
Тавтология. Уи, ее немало.
Что-то автор наверняка причислил к нужным повторениям, но не соглашусь. Эти повторения вызывают ощущения нудистики и серьезно засоряют внимание, вызывают отторжение. Так что, даже если и повторения, то вы с ними значительно перебрали. Не на пользу ни себе, ни своему произведению.
Всё-таки это - стук в дверь. Рука сама собой трусливо мечется от клавиатуры к сетевой кнопке и обратно. Экран вспыхивает и медленно гаснет, оставляя в темноте пульсирующую молочную кляксу. С той стороны двери опять стучат. Стук - просто оглушительный. Или кажется таковым в обступившей со всех сторон вязкой тишине. Стук эхом повторяется в моей башке - снова и снова.
Его лицо на секунду озаряется каким-то внутренним открытием(???), и он снова бросается к Григорию.
Почему меня со временем парализует снежный ком знаний, становящихся вдруг до рвоты непонятными
Некорректности.
Я странно цепенею
Переизбыточность. В данном случае: цепенеть в принципе странно, это же не норма вещей.
Дальше углубляться в память не стоит
Или все же в воспоминания?
Ты, вот, сам как-нибудь понаблюдай, начни подглядывать за мозгами.
Суть понятна. Непонятно, отчего столь топорно выражена.
Башка, задница, хреново и т.д - жаргонизмы, просторечивости. В литературном произведении со столь глубоким смыслом кой вы вкладываете, они слишком коробят своей переизбыточностью. Раз, два, десять в конце концов на весь роман и для усиления эмоций где необходимо - можно понять, но как норму вещей - не принять. Отвращают. Спотыкаешься и морщишься.
Если автор взял старт в литературном русле, с заявкой на интеллигентность и интеллектуальность гг, то кой черт он мыслит и говорит, как какой-то неандерталец? Если учесть, что роман писан от первого лица, то складывается естественное впечатление, что это сленг автора. А что хорошего я могу услышать от человека с таким лексиконом?
А тот решительно, одной-двумя прожёванными соплями, дал мне понять, что за пределами прочитанной им программы он - полнейшее ничтожество.
Как оно вам, автор? Не морщит?
А меня зело. В купе с глистами в заднице, дебилами, кретинами, тупицами, общажностью, дрочить, пятнашками, башкой и неизменными мозгами без всяких вариантов, вообще вызывает недоумение. Вроде зрелые мысли у автора, и излагать он их может вполне на уровне, доступно без всяких словесных распальцовок, и глазу приятно и разуму пользительно, так к чему сие "дивноречие" пристегивает?
Вроде бы мелочь, но сказывается на желании читателя знакомиться с произведением дальше плачевным образом. У меня лично вот из-за таких авторских "выкрутасов" складывалось ощущение, что я читаю Пушкина на фени. Своеобразно.
Причем любитель Пушкина почтет его без фени, а любитель арго обычно не прикалывается по Пушкину.
Моя мысль вам понятна, Валерий Юрьевич?
Далее по ту же тему неоднозначности. Одно, когда такова тема, другое - ее изложение, попытка донести до читателя. И тут автор должен решить на какую аудиторию он рассчитывает. На какую рассчитываете вы? По-моему об этом вы не задумывались. А меж тем вопрос встает в полный рост. Если роман рассчитан на зрелого читателя, то ему не нужны длинные разжевки с повторениями, словесный бред из жаргонизмов, неуместные подробности, совершенно выбивающиеся из канвы романа (пример с поллюциями). Если на мистико -фэнтэзийно воспитанную молодежь, то она в принципе не поймет ваше произведение, абы нет в нем ничего для нее впечатляющего.
В общем, система проста: нельзя быть хорошим для всех. Отсюда и вытекает, что именно вы хотите. Адаптированную под всех и каждого ерундистику? Тогда убирайте свои мысли, вводите в текст вампиров, оборотней если не в шкурах волков то в шкурах ментов, поножовщину, разборки покровавей, сектантов ака Сатаны, эму, группировки свернутых на Кашпировском, уринотерапии и вудаизме со всем размахом жести, почерней порнухи, до кучи ассортимент наркоты из экологически чистых продуктов: опия, травки и мухоморов.
Нет?
Тогда почистите текст, доведя его о ума по канонам той самой литературы, на кою он претендует. Для этого не так много нужно. Вещь в итоге получится эксклюзивная, не для каждого. Но это будет вещь.
Вернемся к примерам стилистических погрешностей:
Этого не найти ни в телевизоре, ни в книгах, ни на улице.
В телевизоре, дорогой мой автор, можно найти до фига теххряни, но вот мыслей и взглядов туда не монтируют. Они в ТV программах обычно проявляются.
Вместо этого бесценные мозги медленно и совершенно без толку переваривают сами себя.
Забавно, когда эти мозги оказываются в женской голове. Здешних девчонок трудно назвать красавицами, но симпатичных хватает.
Действительно, забавно. И логика во взаимосвязи смысловой нагрузки предложений неповторима.
Я смотрю в красивые умные глаза и не знаю, что им ответить.
Что-нибудь столь же красивое и умное...
Наконец он сжаливается надо мной
Хорошо, что не ужаливается.
Повисает корявая пауза.
Подобной корявостью любую вещь испортить можно. А нужно? Это уже решает автор.