Райдо Витич: другие произведения.

Три обзора

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Триммера 2009


   Райдо Витич
  
   Три романа
  
   Взгляд читателя на три романа - участника конкурса Триммера:
   Скворцов "Почти",
   Свидерская "Радуга над теокалли"
   Шушаков "Горошина для принцессы"
  
  
   Романы отдельный слой литературной среды, базовый. Романисты, как создатели романов отдельная статья, отдельная часть писательской массы. Я бы сказал большая, но можно ли причислить к оным тех, кто считает романом текст по количеству набранных в ворде знаков? Нет.
   Создание полноценного романа не просто таинство, отдельный труд, требующий серьезных вложений, как физических, так и моральных. Рассказ можно написать за сутки, можно за неделю, а вот роман менее чем за месяц не создать. Рассказ - короткий отрезок жизни для автора и его гг, и порой первый почти не виден в своем произведении в силу того, что просто не успевает вжиться, прочувствовать так, как это происходит с романистом. Этот вынужден жизнью героев, и раскрывая их, он волей-неволей раскрывает себя, вкладывает в произведение часть своей жизни и личности, своих мыслей, идей, переживаний, впечатлений. Именно так, а не иначе получаются настоящие романы, стоящие больше, чем их цена в рублевом эквиваленте.
   К сожалению ситуация в литературе складывается так, что многие уже не то что не видят разницы, не знают, что отличает роман от повести, повесть от рассказа. И масса ооочень длинных расков ни о чем, валяется на прилавках с гордым грифом "роман", а вот стоящие вещи, действительно произведения, записываются в неформат и лежат на литпорталах, в надежде найти своего читателя.
   Плачевная ситуация для романистов. Их в пору записывать в красную книгу, как вымирающую фауну. А следом и читателей приученных к зрелой литературе, мыслящим авторам.
   Осознавая ситуацию, мы и создали Триммеру, ту самую "красную книгу" для романистов и читателей, где первый и второй без труда находят друг друга. Но автор еще может получить помощь от коллег, общение и понимание "своих". Мало чем может помочь романисту автор рассказов, как романист не сможет помочь ему. У них разные весовые категории, разная "кухня", разные проблемы. Для "рассказистов" существует масса творческих мастерских, а есть ли мастерские для творцов более глобальной категории? Нет. Вот и мучается романист сам со своими проблемами, не находя выход из создавшегося положения, сдает позиции более "мелкому" собрату и важная прослойка литературы, я бы сказал ее фундаментальная часть, мелеет, становится зыбкой и призрачной. Отсюда, в частности, и общие проблемы: многотомные вирши в стиле чукотского вокала на книжных прилавках. Рассказы о героических буднях оркско-эльфийской братии размазанные на нужное издателю количество авторских листов, перепетые на сто ладов до оскомины у читателя. Так и читатель начинает сдавать позиции, уходя в дебри Интернета в поисках чего-то стоящего и в разделы спецлитературы.
   А меж тем есть вещи привлекательные для читателя, ценные по смысловой нагрузке и являющиеся действительно литературой. Их называют просто "неформат" и откидывают точно так же, запросто. И зря. От них много больше пользы для думающего человека.
   Своей нестандартностью на преноминации меня привлекли многие романы, пусть они далеки от совершенства, но они стоят того, чтобы выйти к свету из закоулков СИ.
   Выскажу свое мнение уже не как преноминатора, но как читателя. Надеюсь, мои замечания пригодятся авторам.
   Дифирамбы петь не умею, и все же начну с них:
  
   Скворцов "Почти".
  
   Б. Полевой написал "Повесть о настоящем человеке". Произведение же господина Скворцова я бы назвал "роман о маленьком человеке". На первый взгляд ничего общего меж этими двумя произведениями нет, и все же есть - глубина, объемность, психология, живой персонаж.
   Сегодня очень мало авторов задевают тему среднестатистического человека. Да почти никто. Все нужен скандал, как волна к вершине Олимпа, где издатели, поклонники, большие гонорары. А какая волна может создаться на столь пошлой теме? Кому интересен сегодня маленький человечек с его тревогами и печалями, страхами и чаяньями? ... А кому нужны вы? Кому кроме семьи, очень близкому кругу в лучшем случае, интересны ваши проблемы? Одиночество и неприкаянность - бич современного мира и каждый варится в собственной отверженности и каждый борется со своими монстрами сам, ненужный, неинтересный, и тюкается как слепой щенок ко всем "большим": сектам, учителям, провидцам-ясновидцам... Путь к славе для многих путь ко всему и разом: собственной значимости в первую очередь, решению массы проблем... Бог с вами, умойтесь и очнитесь - ваш Олимп призрак, тот же пропиаренный блендамед или пиво "Клинское". Нашмаляв пургу про веселого эльфа или гламурную "Красную шапочку" вы получите максимум 300 долларов в зубы и месяц бальзама на свою гордыню, а затем прах, тишину и пустоту. И повторите путь гг романа "Почти" в поисках спасительной соломинки.
   "Почти" отображает, словно в кривом зеркале общество и единицу натуры в их взаимосвязи и конфронтации. Роман раскрывает рутинные вещи, обыденность существования маленькой божьей твари - человечка в глыбе общества и его морали. Его взаимодействие, взаимосвязь, влияние, давление и подавление, вечный поиск якобы Бога, на деле себя самого. Вот такая простая и столь же не простая тема.
   И я снимаю шляпу перед автором за его труд. Возможно, для кого-то роман покажется серым и нудным, ну нет в нем де труа в кабаках на Арбате, Коннона сметающего палицей оркскую дивизию, стебающегося воришки, которому море по колено. И моря крови нет и радости наркомании, и блеска бутиков. Банальная жизнь, в которой мучительно идут искания героя: своего места в этой жизни, понимания ее сути, высшего предначертания, своего назначения, взаимосвязи с ситуациями, проблемами. Он недотепа, но хочет думать иначе, что-то представлять из себя, чем-то выделиться....разве не как мы все? Психология толпы и психология личности, суть сект и пророков, пропаганда блестящих девизов и грязь, скрывающаяся под ними, взгляд изнутри и со стороны, обычная личность с ее обычными и понятными метаниями - конек этого произведения. Герой далеко не герой, порой он настолько мелок, жалок, что вызывает неловкость. Но, читая, невольно задумываешься - а кто ты сам? И разве тот, кто кажется тебе "выше", "сильней", действительно значителен, умен и счастлив? И в чем оно, счастье? В чем сила, в чем вера? Во что вообще мы верим, что и от кого хотим?
   Вещь многоплановая и неоднозначная, чтобы понять ее нужно иметь определенную зрелость души. А чтобы рискнуть и написать, взяв за основу столь "нерентабельную" тему нужно иметь остроту ума и зрелость личности.
   Эта вещь как свинг-джаз, рассчитана на очень узкий круг читателей. Но бриллианты тоже привлекают многих, а доступны единицам.
   Однако, и бриллианты нуждаются в огранке.
  
   Пройдем по фактам минусов:
  
      Мне повезло - я позже других почувствовал в себе любовь к нему и, наверное, только поэтому смог не уподобиться другим ученикам
   Тавтология. Уи, ее немало.
   Что-то автор наверняка причислил к нужным повторениям, но не соглашусь. Эти повторения вызывают ощущения нудистики и серьезно засоряют внимание, вызывают отторжение. Так что, даже если и повторения, то вы с ними значительно перебрали. Не на пользу ни себе, ни своему произведению.
   Всё-таки это - стук в дверь. Рука сама собой трусливо мечется от клавиатуры к сетевой кнопке и обратно. Экран вспыхивает и медленно гаснет, оставляя в темноте пульсирующую молочную кляксу. С той стороны двери опять стучат. Стук - просто оглушительный. Или кажется таковым в обступившей со всех сторон вязкой тишине. Стук эхом повторяется в моей башке - снова и снова.
  
  
   Его лицо на секунду озаряется каким-то внутренним открытием (???), и он снова бросается к Григорию.
  
   Почему меня со временем парализует снежный ком знаний, становящихся вдруг до рвоты непонятными
  
   Некорректности.
  
   Я странно цепенею
   Переизбыточность. В данном случае: цепенеть в принципе странно, это же не норма вещей.
  
   Дальше углубляться в память не стоит
   Или все же в воспоминания?
  
   Ты, вот, сам как-нибудь понаблюдай, начни подглядывать за мозгами.
  
   Суть понятна. Непонятно, отчего столь топорно выражена.
  
   Башка, задница, хреново и т.д - жаргонизмы, просторечивости. В литературном произведении со столь глубоким смыслом кой вы вкладываете, они слишком коробят своей переизбыточностью. Раз, два, десять в конце концов на весь роман и для усиления эмоций где необходимо - можно понять, но как норму вещей - не принять. Отвращают. Спотыкаешься и морщишься.
   Если автор взял старт в литературном русле, с заявкой на интеллигентность и интеллектуальность гг, то кой черт он мыслит и говорит, как какой-то неандерталец? Если учесть, что роман писан от первого лица, то складывается естественное впечатление, что это сленг автора. А что хорошего я могу услышать от человека с таким лексиконом?
  
   А тот решительно, одной-двумя прожёванными соплями, дал мне понять, что за пределами прочитанной им программы он - полнейшее ничтожество.
  
   Как оно вам, автор? Не морщит?
   А меня зело. В купе с глистами в заднице, дебилами, кретинами, тупицами, общажностью, дрочить, пятнашками, башкой и неизменными мозгами без всяких вариантов, вообще вызывает недоумение. Вроде зрелые мысли у автора, и излагать он их может вполне на уровне, доступно без всяких словесных распальцовок, и глазу приятно и разуму пользительно, так к чему сие "дивноречие" пристегивает?
  
   Вроде бы мелочь, но сказывается на желании читателя знакомиться с произведением дальше плачевным образом. У меня лично вот из-за таких авторских "выкрутасов" складывалось ощущение, что я читаю Пушкина на фени. Своеобразно.
   Причем любитель Пушкина почтет его без фени, а любитель арго обычно не прикалывается по Пушкину.
   Моя мысль вам понятна, Валерий Юрьевич?
   Далее по ту же тему неоднозначности. Одно, когда такова тема, другое - ее изложение, попытка донести до читателя. И тут автор должен решить на какую аудиторию он рассчитывает. На какую рассчитываете вы? По-моему об этом вы не задумывались. А меж тем вопрос встает в полный рост. Если роман рассчитан на зрелого читателя, то ему не нужны длинные разжевки с повторениями, словесный бред из жаргонизмов, неуместные подробности, совершенно выбивающиеся из канвы романа (пример с поллюциями). Если на мистико -фэнтэзийно воспитанную молодежь, то она в принципе не поймет ваше произведение, абы нет в нем ничего для нее впечатляющего.
   В общем, система проста: нельзя быть хорошим для всех. Отсюда и вытекает, что именно вы хотите. Адаптированную под всех и каждого ерундистику? Тогда убирайте свои мысли, вводите в текст вампиров, оборотней если не в шкурах волков то в шкурах ментов, поножовщину, разборки покровавей, сектантов ака Сатаны, эму, группировки свернутых на Кашпировском, уринотерапии и вудаизме со всем размахом жести, почерней порнухи, до кучи ассортимент наркоты из экологически чистых продуктов: опия, травки и мухоморов.
   Нет?
   Тогда почистите текст, доведя его о ума по канонам той самой литературы, на кою он претендует. Для этого не так много нужно. Вещь в итоге получится эксклюзивная, не для каждого. Но это будет вещь.
  
   Вернемся к примерам стилистических погрешностей:
  
   Этого не найти ни в телевизоре, ни в книгах, ни на улице.
  
   В телевизоре, дорогой мой автор, можно найти до фига теххряни, но вот мыслей и взглядов туда не монтируют. Они в ТV программах обычно проявляются.
  
   Вместо этого бесценные мозги медленно и совершенно без толку переваривают сами себя.
      Забавно, когда эти мозги оказываются в женской голове. Здешних девчонок трудно назвать красавицами, но симпатичных хватает.
  
   Действительно, забавно. И логика во взаимосвязи смысловой нагрузки предложений неповторима.
   Я смотрю в красивые умные глаза и не знаю, что им ответить.
  
   Что-нибудь столь же красивое и умное...
  
   Наконец он сжаливается надо мной
   Хорошо, что не ужаливается.
  
   Повисает корявая пауза.
  
   Подобной корявостью любую вещь испортить можно. А нужно? Это уже решает автор.
  
  
  
   Свидерская "Радуга над теокалли"
  
   Следующая.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   5
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"