Раймонс Яна : другие произведения.

Крик птеродактиля

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Из истории государственных гимнов

   ТИЛЬ ЧЕСТЕР
   ЯНА РАЙМОНС
  
   КРИК ПТЕРОДАКТИЛЯ
  
  
  Вопрос: Чем отличается птеродактиль от репродуктора?
  Ответ: Скажите, вас птеродактиль когда-нибудь в шесть
   утра будил - "Га-а-а-а-а!!!" ?
   (Из обихода КВН 70-х годов)
  
   ВВЕДЕНИЕ
  
  Несколько комментариев к эпиграфу: "Га-а-а-а-а!!!" - это было саркастическое вокальное изображение кавеэнщиком вступительного аккорда к Гимну Советского Союза, который был вместо будильника для людей, желающих встать на работу в шесть утра и оставивших на время ночного перерыва репродуктор (динамик) на полную громкость.
  Пояснение для молодежи 21 века: репродуктор - это радиоприемное устройство из черного виброкартона диаметром, может быть, 30 см в виде тарелки, на которое передавался только один канал информации, исходящей исключительно из Москвы через местную ретрансляционную сеть. Динамик - это почти то же самое устройство, но с более прогрессивным дизайном - в виде уже прямоугольного параллелепипеда с теми же техническими данными.
  Очень важно, что в течение длительного времени - начиная от зари советской власти, репродуктор или динамик для миллионов семей были единственным источником официальной информации для населения. При этом информация всегда была только официальной, независимо от содержания. Так "Последние известия" или любимая народом песня "На закате ходит па-а-арень возле дома моего..." обладали одним статусом - их разрешено было слушать без ограничений.
  Правда, уже в пятидесятых годах в продаже имелись радиоприемники, на которых можно было слушать не только длинные волны для народа - родную Москву, но и короткие, а это очень сильно глушимые, но иногда пробивающиеся сквозь глушилку "Голос Америки" и "Радио Свобода". Поэтому радиоприемники хоть и продавались всем, но покупали их только смелые люди с диссидентским душком, им мало было динамика, они хотели слушать нечто другое.
  Те, кто потрусоватее, слушали приемники на комнатной антенне, зацепленной за батарею - сигнал был слабее и заглушка глушила лучше. А вот самые наглые, как бы сейчас сказали, "нацпредатели", устанавливали наружные антенны, поднимающиеся металлической метелкой повыше к небу. С такой антенной можно было гораздо лучше слушать разные антисоветские голоса. Именно поэтому такая антенна над домом была неопровержимым доказательством неблагонадежности установившего ее субъекта.
  Вот, дорогие граждане, сейчас вы свободно лезете в Интернет, а там есть и просоветские, и антисоветские сайты, и религиозные, и прозападные, и профашистские, и вольные, и крепостные, и правдивые и честные, и правдивые и честные частично, и те, про которые премьер Украины Яценюк презрительно сказал на родном языке: "Це пропаhанда и брэхня!".
  Из краткого введения ясно, что мы и на этот раз будем стараться соединять в своем повествовании не очень далекое прошлое и самое что ни на есть настоящее.
  
   1. Краткий курс российского гимноведения
  
   а) До нашей эры ( до 1917 года)
  
  Потребность в торжественном переживании сопричастности со своей Родиной свойственна любому человеку. Для удовлетворения этой потребности и сложился с древности специфический жанр гимна - воспевания, восхваления и своего рода клятвы в верности. В России первым, хотя и неофициальным гимном страны стало в 1791 году сочинение Гавриила Державина на музыку Осипа Козловского, отчасти известное нам из художественной литературы.
  
  Гром победы, раздавайся!
  Веселися, храбрый Росс!
  Звучной славой украшайся,
  Магомета ты потрёс!
  
  И далее - услаждающий слух великоросса перечень: воды быстрые Дуная, Тавр, Кавказ - все под нами, и уже не могут орды Крыма (с таких-то пор!!!) рушить наш покой. И стон Синая раздается, зависть и вражда мятется и терзается в себе (ага-а-а-а?). И над всем этим благолепием - "Славься сим, Екатерина,\ Славься, нежная нам мать!" - это припев после каждой строфы.
  В конце 1816 года появляется державная молитва, которую должно было исполнять при торжественных встречах общества с императором. Слова Василия Жуковского - "Боже, царя храни!". Из текста ясно, что Царь - это слабых хранитель, а гордых смиритель, в конце народу предписывается в счастье смиряться, а в скорби - терпеть.
  Параллельно с этим гимном использовалась также песнь "Сколь славен наш господь в Сионе", но это совсем не о царе, о котором писал Станислав Белковский, а о торжестве православия. Для царя с 1833 по 1917 год оставался главным и непререкаемым государственный гимн империи - уже упомянутая песнь с призывом к Богу хранить Царя. На том, собственно, одна империя кончилась и началась вторая, большевистская.
  
   б) Заря коммунизма
  
  После февральской революции надо было чем-то заполнить вакуум, образовавшийся с отречением царя от престола. На первое место выдвинулся патриотический "Преображенский марш", который стал использоваться для немногих парадных случаев, но его скоро оттеснила "Марсельеза" - отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног. Главное в песне было - о ненависти к царским чертогам, проклятья злодеям - словом, раздался клич мести народной, подгоняющий все вперед, вперед и вперед.
  Недолго прожил гимн на стихи Бальмонта - да здравствует Россия, свободная страна, мы вольны и счастливы, для нас горит заря. Скоро стало ясно, что свобода как раз и не понадобилась. На многие десятилетия на престоле социалистической республики царствовал ритуальный сакральный гимн "Интернационал", которому страна, где его поют, была глубоко безразлична, однако же, он стал официальным гимном страны с 1918 по 1943 год.
  Надо же было устрашать "паразитов, псов и палачей" - каким образом? Да ничем иным, как созданием своих собственных паразитов, псов и палачей из числа призванных к власти Шариковых, описанных незабываемым Булгаковым. На этот раз для великой армии труда уже не только горела заря, но и солнце стало сиять огнем своих лучей. Главным смыслом, заложенном в "партийном гимне", было то, что "это есть наш последний и решительный бой", который должен длиться вечно.
  
   в) Торжество великой Руси
  
  Хотя Троцкого и убили как врага, но он остался жить в своем учении о перманентной революции. Сталин оказался верным троцкистом, когда сказал, что по мере приближения к коммунизму классовая борьба будет обостряться. Как?! Ведь врагов вроде должно становиться все меньше - просто естественным путем, они же будут просто вымирать? Не беспокойтесь, кем-кем, а врагами мы вас обеспечим, сказала партия.
  Трепетная коммунистическая душа все же искала чего-то возвышенного, вдохновляющего. В 1922 году успешно завершилось триумфальное шествие советской власти, на российский штык были прочно нанизаны все народы-братья. Ну как тут не спеть гимн! Перебиваться на Интернационале стало как-то недостаточно, точил незавершенный гештальт. Но ждать рождения гимна пришлось еще долго.
  И вот, когда несокрушимая сила СССР была уже испытана в схватке с Гитлером, и оказалось, что даже Гитлеру слабО воевать с одной шестой частью суши, после Сталинградской битвы, родился, наконец, этот всесокрущающий аккорд "Га-а-а-а-а!" Союз нерушимый республик свободных ( это, конечно, утопическое было суждение), но что сплотила на штыках хотя бы на 70 лет великая Русь, - это истинная правда, оплаченная слишком дорогой ценой.
  Авторами этого сервилистского шедевра были: Сергей Михалков, к нему довеском был приставлен, чтобы не было сомнений в воле братских народов, Георгий Эль-Регистан, фамилия, безусловно, красивая и завораживающая восточным колоритом ( настоящее имя Габриэль, все равно красиво, но Аркадьевич, и Уреклян), а вечную эту музыку сочинил Григорий Александров.
  
  
  
  Гимн Советского Союза. Текст 1943 года.
  
  Союз нерушимый республик свободных
  Сплотила навеки великая Русь.
  Да здравствует созданный волей народов
  Единый, могучий Советский Союз!
  
  Припев:
  Славься, Отечество наше свободное,
  Дружбы народов надёжный оплот!
  Знамя советское, знамя народное
  Пусть от победы к победе ведёт!
  
  Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
  И Ленин великий нам путь озарил.
  Нас вырастил Сталин - на верность народу,
  На труд и на подвиги нас вдохновил.
  Припев.
  
  Мы армию нашу растили в сраженьях,
  Захватчиков подлых с дороги сметём!
  Мы в битвах решаем судьбу поколений,
  Мы к славе Отчизну свою поведём!
  Припев.
  
  Солнце, как в Интернационале, сияло, но сквозь грозы, это надо понять. Безусловно, эпицентр здесь - вторая строфа: немеркнущее дело Ленина - Сталина. Когда последний ни с того ни с сего был разоблачен с легкой руки Никиты Сергеевича (не МихАлкова, конечно), вышла заминка. Случайным образом вместе с культом личности Сталина пострадал и культ личности Ленина, потому что закралась сразу крамольная мысль в сердца маскировавшейся "пятой колонны": раз этот был культ, так и тот точно был такой же... Но для капээсэса признать это - лучше было сдохнуть.
  В 1956 - 1977 годах гимн просто исполнялся без слов, но, ясно, это был временный вариант, надо было что-то делать, одна музыка, без пропагандистского заряда - это было как-то неполноценно. Михалков и Эль-Регистан были под рукой, они маленько подкорректировали вторую строфу, Сталина убрали, Ленина оставили, но привесили к нему уже партию, которая с момента изобретения термина "развитого социализма" и принятия Брежневской конституции стала "руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций".
  То есть, с того времени партия стала посильнее самого Ленина, тем более в целлофановой обертке "силы народной". И в гимне было уточнено: партия не просто ведет от победы к победе, а к торжеству коммунизма, который был обещан вычеркнутым из текста Сталиным уже "нынешнему поколению людей". Отечество так и оставалось "дружбы народов надежным оплотом". Куда надежнее - с ядерным щитом.
  
   г) Возрождение империи
  
  Так и до Ельцина дожили. Десяток лет просуществовал ельцинский гимн - опять без слов: музыка вроде бы Глинки, а насчет слов было неясно до тех пор, пока не появился новый император. Он резонно подумал: на кой черт обветшалый Глинка какой-то, когда великий гимнописец еще трясет порохом в своих пороховницах. Достали старый гимн, советский, пыль протерли и Сергей Михалков легко и вдохновенно приложился к святому тексту, бросив на холст вековой славы рещающие последние мазки. Вот этот окончательный шедевр.
  
   Гимн России. Текст 2001 года
  
  Россия - священная наша держава,
  Россия - любимая наша страна.
  Могучая воля, великая слава -
  Твоё достоянье на все времена!
  
  Припев: Славься, Отечество наше свободное,
  Братских народов союз вековой,
  Предками данная мудрость народная!
  Славься, страна! Мы гордимся тобой!
  
  От южных морей до полярного края
  Раскинулись наши леса и поля.
  Одна ты на свете! Одна ты такая -
  Хранимая Богом родная земля!
  Припев.
  
  Широкий простор для мечты и для жизни
  Грядущие нам открывают года.
  Нам силу даёт наша верность Отчизне.
  Так было, так есть и так будет всегда!
  Припев.
  
  А слог какой! Только слепой не заметит поэтических достоинств! "Одна ты на свете ( нет никакой Европы и Америки)! Одна ты такая (это уж точно) - хранимая Богом родная земля!". Ладно уже, Богу потачку дали. Вместо "знамя советское, знамя народное" и более позднего "партия Ленина - сила народная" - уж какие душевные и проникновенные слова: " предками данная мудрость народная"!
  А в конце намек: "нам силу дает наша верность Отчизне". Значит, не труд от темна дотемна, а верность - главный феодальный принцип вассалитета. И, наконец, прямая угроза: "Так было, так есть и так будет всегда!". Значитца, и рыпаться нечего, не надо нам процветаниев ихних и просперитяв, была бы верность вождям.
  Сказано: широкий простор для мечты и для жизни. Не в пример даже Интернационалу, про паразитов ничего уже не говорится, как и о великой армии труда. Потому что сама собой возникла, сомкнувшись после кругов по воде, великая армия паразитов, которая подмяла под себя весь "новый" мир, родившийся, якобы в 1917 году, и ничего больше строить не надо, нечего пуп надрывать. Кто был ничем, тот и так уже стал всем.
  
   2. Жажда римейка
  
   Золотая лодка
  
  А теперь посмотрим: как чистая страна из гимна претворилась в реальную жизнь. Есть трансмиф Древнего Египта: когда праведник достигает неба, он попадает в в золотую лодку Ра, на которой вместе с названным богом плывет в вечность. Уже давно известно, что в России "Бога нет, царя не надо", но потребность в религиозных ценностях в человеческом сознании не иссякает, ну, хочется быть причастным к великому и время от времени хотя бы петь гимны со вставанием и во все горло. В связи с изгнанием богов здесь должна была сложиться какая-то другая религиозная ценность, и она сложилась.
  Временем ее рождения можно считать 1917 год, когда традиционные ценности цивилизации были попраны и был официально установлен культ "товарища маузера". Окончательно этот культ силы, замешанный на пропагандистской смеси якобы высоких идей "освобождения труда", а в действительности освобождения от труда, освобождения от совести, утвердился зверским убийством царской семьи.
  Из золотой лодки был окончательно выброшен не только Бог Ра, но и все остальные божества, и помазанники божьи. На ее борту воцарился паноптикум человеческого сброда, который был одержим одной идеей - устроить "мировой пожар" и перекроить весь миропорядок ценой огромного количества человеческой крови. Именно эта команда взялась решать, кому разрешено жить с поджатым хвостом и выполнять приказы, а кого следует безжалостно отбраковывать. Один к одному - гитлеровская идея создания сверхчеловека на кладбище всей предшествовавшей мировой цивилизации.
  Отныне в лодке Ра обосновались служители системы, которой было чуждо все человеческое, хотя Маркс о себе утверждал обратное, мол, ничто человеческое ему не чуждо. Да, они отреклись, но не от всего человеческого, а только от всего хорошего, что есть в человеке, а все самые гнусные качества человеческого рода: склонность к насилию, злоупотребление властью, подлость, лицемерие и ложь оставили себе. Вот весь набор идеалов псевдолюдей, которые властвуют над Россией последние сто лет.
  Итак, они заняли золотую лодку власти. При этом сами собой определились с местами - кто у руля, кто в авангарде, кто на подхвате. Это основа политической системы паханата. Конечно, язык как-то не поворачивается называть этих существ политиками, но приходится. Ну, во-первых, политика - вообще грязное дело, этого никто не будет отрицать. Но если считать, что все задумки и дела коминтерна - это обычная политическая грязь, то политика запада - это просто святая водичка. Лодка Ра быстро превратилась в СССР в челн Стеньки Разина.
  Политик в системе паханата - заложник этой неразборчивой в средствах среды. Шаг в сторону равняется побег, в один момент можно вылететь за борт. И если остатки человеческого мешают безоговорочной преданности криминального сообщества, надо эти остатки поглубже спрятать и не выставлять, иначе - приговор исполняется мгновенно. Может быть, в глубине души появляется протест, задето что-то личное, главное, значит - убей в себе это.
  Не все способны на полный отказ от себя, прямо сказать, мало таких, кто на это способен. Поэтому первый принцип выживания в разинском челне - это лицемерие. Выйти нельзя - синдикат не пускает на волю живым никого. На минуту представим, что это лодка крылатая и вспомним название книжки Эфраима Севелы - "Остановите самолет - я слезу!". Слезть с этой лодки, как и с самолета, невозможно. Выбросишься за борт - пуля в затылок.
  
   Несвободное падение
  
  Почему-то в народе до сих пор живет неосознанное представление о том, что путь наверх - это обязательно к власти или, если не получить власть, то хотя бы примазаться к ней. Иного понимания карьеры просто не существует. Достижения, постижения и прочих духовных благ по примеру Серафима Саровского или тибетских монахов для большинства людей не существует. И, собственно, не надо никого в этом винить - каждому свое.
  Роман Клауса Манна "Мефисто: история одной карьеры", 1936 год, и фильм Иштвана Сабо по этому роману отражают классическую картину падения художника перед тоталитарной властью. Не просто отвлеченно и умозрительно писатель построил эту драматическую историю: прототипом актера Хендрика Хофгена стал его ближайший друг, знаменитый актер Густав Грюндгенс, которому гитлеровские власти предоставили под его начало Государственный театр в Берлине.
  Хофген был талантлив, полон свежих идей. Он устремлен к славе, успеху, деньгам и полному признанию своих творческих заслуг. За это он продаёт свою душу нацистам. Постепенно, через подачки, через лесть о гениальности актера гитлеровские приспешники заманивают в свои сети талантливого человека для того, чтобы создать фашистской клике ореол любителей и ценителей прекрасного, гуманистов и благородных рыцарей.
  Сначала друзья осторожно, чтобы не задеть самолюбия, предостерегают актера от неразборчивости в знакомствах и приобретении новых друзей, но через какое-то время замечают, что он уже совсем чужой им, он уже полностью идет на поводу у нацистской пропаганды, отметает их призывы одуматься и разорвать связь с фашистской камарильей. От него уходит жена, и даже это не останавливает Хендрика на пути предательства гуманистических ценностей и братания с античеловеческой идеологией.
  И что же он говорит друзьям, которые хотели вернуть его к разуму и к совести художника? Он говорит, что он - всего лишь актер, он просто занят своим профессиональным ростом, он этим живет и дышит, ему плевать, кто у власти, это не имеет для него значения. И только позже, когда новые "друзья" стали заявлять свои права на его имя, заставлять его прямо и безоговорочно работать на гитлеровские идеи, он понял, куда попал, но оказалось, что спасаться уже поздно.
  То же самое происходит в России сегодня. Сначала актеры, писатели просто грелись в лучах благосклонности Единой России - вот, признают их таланты, вот, дают им ордена, дают должности. А потом пришлось за эти ордена и должности расплачиваться - этот незабываемый столбец подписей "деятелей культуры" под обращением "Крымнаш" весной этого года.
  Мы не верим в то, что львиная доля людей, подписавшихся под гнусным обращением, не испытывает дискомфорта и простого стыда за свою слабость и беспринципность. Конечно, там есть несколько имен патентованных подонков и мерзавцев, которые "сраму не имут", но большинство влипли в такую ситуацию, о которой говорил Булгаков: хороший человек делает подлости неохотно.
  
   Я всего лишь актер...
  
  Плачемся дел наших горько. Так же, как и немецкий актер, герой "Мефисто", каждый россиянин говорит, даже с чувством оскорбленного достоинства: "Я просто врач, я лечу людей. Или: я просто учитель, я учу детей. Или: я просто бухгалтер, делаю отчеты предприятия. Или: я строитель, я железнодорожник - мне плевать, кто стоит у власти, что власть делает, кто зашел на Украину - российские военные или НАТО, мне надо кормить детей и т.д. Собственно, никто даже и вопросами этими не задается. Все привыкли быть безликой массой, жить стадом, которое считает, что правитель всегда прав и его воля - загонять свои войска в чужую страну, его воля - посылать парней на убой, ничего не поделаешь. Уже в страну пришли, по меньшей мере, 8 000 единиц "груза 200", а проще - цинковых гробов с известным содержимым.
  Как говорил Лев Толстой - доколе?!! В наших городах и селах продолжают тихо колыхаться бессловесные "патриоты", которые "любят свою Родину", любят, уже без кавычек, своих оголтелых вождей, которые на глазах всего мира попирают международное право, все человеческие ценности, возвели в культ ненависть и презрение к другим народам и странам.
  Общество негодяев вырастает не сразу. Постепенно люди отворачиваются от своих насущных проблем, в своих бедах они начинают винить не собственную недееспособность, пассивность и лень, не безответственность и авантюризм правителей, а каких-то "врагов" вроде Госдепа США или Совета Европы. Свою изоляцию от внешнего мира они считают не позорной, а почетной.
  Не внешний враг виноват, а тот самый внутренний раб, убивать которого в себе призывал великий Чехов. Актеры-то актеры, сцена-то сцена, но куда же делись подлецы, если вокруг одни патриоты? Как папуасы на яркие стекляшки, люди набрасываются на пропагандистскую бижутерию, плюют в сторону вольнодумцев, пятой колонны.
  Такой образ бытия можно сравнивать со скотским, потому что "скот" - это животные, предназначенные на убой. Но еще больше люди без совести, чести, без ответственности за судьбы страны, за действия избранных ими вождей похожи на овощи, убийство которых даже не осознается кулинарами от политики, их просто режут на мелкие части и забрасывают в варево к пушечному мясу.
  
   Белоснежный барашек
  
  Кто из старшего поколения не помнит облетевшего мир снимка - наш дорогой Никита Сергеевич прижал к своей груди ослепительно белого барашка, подаренного Генсеку КПСС французской девочкой? Ах, это умиление в адрес Хрущева, достигшее в то время международных масштабов! Этот человек впервые в истории СССР распахнул железный занавес, отправился в зарубежное турне и показал, что он может вот так запросто гутарить с иностранцами у них дома, принимать от них подарки, улыбаться во всю физиономию. Вот он я, можно руками потрогать, не бойтесь, не укушу! И мы все в СССР такие добрые и милые, зря вы нас боитесь.
  Европа ликовала - все, конец железному занавесу, мир и дружба. И никто не думал, что человек с барашком на руках - это тот человек, который активнейшее участие принял в Гражданской войне и буквально топил в крови малейшее сопротивление народа новой власти. В свое время он сильно приложил руку к организации самой жёсткой в послевоенный период антирелигиозной кампании, практически создал в стране карательную психиатрию, его самоличное решение - расстрел рабочих в Новочеркасске, и результат его политической безответственности - Карибский кризис, поставивший мир на грань третьей мировой войны.
  Это было уже далеко в прошлом, за пределами видимости, а здесь, рядом - милый, добрейший человек с барашком на руках. И все-таки добавим: несмотря на то, что Хрущев был кровь от крови и плоть от плоти большевистской партии, спасибо ему за то, что успел открыть правду об одном из самых кровавых тиранов 20 века.
  Мягкий и нежный барашек в руках жестких, вероломных пастырей. Не это ли вечная проблема всех времен и народов? Что объединяет эту неразлучную пару? Натура человека - подчиняться гипнозу сильной руки, полное отсутствие осознания - кто перед тобой, чего он хочет, куда он тебя ведет? Вот в этом - причина нескончаемой нестабильности в государствах незрелых и слабых. Так уж устроены баращки, что готовы обливаться слезами умиления на спектаклях, которые устраивают для них безжалостные пастыри, которые больше похожи на волков.
  
   Синдром Брукса
  
  Есть такой американский фильм - "Побег из Шоушенка", а в нем - такой характерный персонаж - тюремный библиотекарь Брукс. Он просидел 60 лет, и тюрьма стала его единственной реальностью. Наконец, выйдя на волю, он получил работу в супермаркете, поселился в гостинице, кормил голубей в парке в свободное время.
  Все, что было у него настоящего, реального, он оставил в тюрьме, и новая жизнь никак ему не подходила. Ему казалось, что он видит какой-то сон, который ему совсем не интересен и его никак не касается. Вся его душа жила естественными воспоминаниями о днях, которые он провел за решеткой. Так и повесился Брукс от тоски по своему прошлому в номере гостиницы. Наплевать, что это была тюрьма, но в тюрьме прошла его молодость, там остались его друзья, его мечты и упования.
  Не так ли многие из нас тоскуют о своей молодости, прожитой в тюрьме народов? За город вышел - и зона, а в больших городах может оказаться тюрьма и в центре города. В каждой семье есть или сват, или брат, или дед, которые были или зэками, на худой конец, сосланными или спецпереселенцами.
  И нет мысли, что жизнь у тебя украли, а, наоборот, хочется утром проснуться от гимна Советского союза, выйти на простор из своего барака, увидеть в трех метрах от себя портрет любимого вождя. Пусть будет режим, маленькая зарплата, но все будет опять так просто, потому что за все отвечает вождь, а я - никто, я - человек маленький. Ностальгия каналья, как называется одна неаполитанская песня.
  Россиянин не хочет жить так, как живет американец, датчанин, норвежец, поляк. Ему не нужно никакое освобождение, никакая "Солидарность". Он хочет вернуться в зону, которую ему создали кумачовые предки. Куда ему прикажут идти, туда он и пойдет без раздумий. Скажут ему пойти убивать украинцев - он и пойдет, а если потом окажется, что опять был культ или режим, да и икс-игрек с ним, пусть там наверху разбираются.
  Вот это синдром Брукса, не способного адаптироваться на воле и не желающего вести свободную жизнь. Отсюда желание вернуть Волгограду имя Сталина, желание охранить памятники Ленину, то есть, вернуть СССР, даже не заботясь о том, возможно ли это сейчас вообще. Отсюда - державные комментарии к истории очередного постсоветского понтифика и переписывание учебников.
  
   Заложники системы
  
  И Николай Второй, и нынешний царь - заложники исторического потока, который гнал их вперед и вперед и не давал остановиться. Они не могли, не умели, не хотели идти в ногу со временем, которое казалось им чужим и непонятным. Неадекватные действия правителя могут казаться жутью, но проблема не только в нем. Царя делает свита сатрапов, каждый из которых не хочет упустить своего куска от пирога власти. Как это ни прискорбно, исторический поток только с виду пенится какими-то идеями. Глянешь вглубь - а поток-то финансовый, точнее, денежный.
  Воспротивится человек - ну, брошу я эту свою грязную службу - головенку ему тотчас отвернут. Раньше роль мафии, которая одна судила и миловала, играло политбюро ЦК КПСС. Но и сейчас "есть такая партия", она теперь занимается тем же самым. Нет, это не Единая Россия - в ней опять статисты, которые не ведают, что творят. Мы не видим "главного бога", который контролирует денежные потоки, скорее это такой же групповой орган, как и умершее политбюро.
  И этого российского поместного "бога" не понимает ни Запад, ни наша довольно слабая оппозиция. Интересы денежных потоков, на стремнине которых в виде завихрения или омута образовалась украинская воронка, не просматриваются, мы не можем отчетливо понять, кто в этой войне чего хочет. Причем, мы имеем в виду не завихрение глобальных потоков, нет, проблемой являются подводные течения двух этих стран - России и Украины, в которых никогда и ничто не было ни ясным, ни прямым, ни честным, ни благим.
  Ведь это страшно подумать, какая прорва денег сливается сейчас из России в воронку этой неправой войны. Похоже, что был заказ: вернуть этот полигон ловли рыбы в мутной воде - постсоветскую Украину. Сделаем предположение: отозвался исполнитель, который сказал, что он сделает это в два счета. Пообещал, словом. За неделю повязать всю Украину. Не получается. Потом пообещал за три дня взять символ украинской непокорности - аэропорт. Не выходит уже почти три месяца. Коготок увяз, вся птичка под угрозой.
  Заказчики мудростью не блещут, они только отсчитывают деньги и хотят выполнения заказа. И, по старинке, считают только деньги, всеобщий измеритель ресурсов - количество, скорость потоков, русло. Но по своей природной глупости они не учитывают человеческого фактора. Они его презирают. И вот тут они впервые за 25 лет обломились. Они никак не ожидали, что устроив украинское национальное бедствие, они неожиданно затронули самосознание украинского народа, который вдруг понял: с кем он целый век братался и что ему предоставлен последний шанс, чтобы от этого брата-Каина освободиться.
  
   Ты хитер, а я востер
  
  От Европы и Америки-то как раз они ожидали, что ничего им доброго не будет, не привыкать к холодной войне. А вот от хохлов, что они вдруг почувствуют "собственную гордость", прямо по Маяковскому, и на москалей глянут свысока - вот тут они крепко просчитались, лоцманы беспредела. Криминальная российская среда забыла хорошую русскую поговорку: ты хитер, а я востер. Вот эту "востроту" следует ожидать и от замедленного Запада - слишком его сковали тормоза гуманизма. Запад уже понял, что приходится ему собирать силы, потому что не одна Украина попала под наводнение раздувшейся безмерно российской криминальной опары. Все европейские, все с трудом завоеванные демократические ценности глобального свойства поставлены под угрозу. Время настоятельно требует дать отпор очередной вспышке международного терроризма - или будет непростительно поздно.
  Вот эта самая криминальная закваска гибнущей империи сильно перестоялась. Расплодившиеся в ней паразитические микробы уже настолько изъели всю квашню, что она вот-вот опадет и совсем ссохнется. Или еще одно сравнение из биологии: иногда паразиты настолько заселяют организм хозяина, что ресурс все же не бесконечен, питание кончается, хозяин гибнет, а вместе с ним и паразиты.
  Муки России обусловлены еще и тем, что крайний беспредел, который сейчас охватил ее сердцевину, возможен только в стране, которая успела получить и "прививки" демократии: оттепель, перестройка. Они захлебнулись, вроде бы. Но иммунокоректор свободы также бродит по стране и собирает армию здоровых сил. Ох, как это медленно идет после ленинско-сталинской прополки, но явно процесс этот нарастает. Криминальное месиво не подконтрольно правительству, но еще слабые силы протеста все заметнее распрямляются и поднимают голову.
  Абсолютно дико, но приходит мысль, что на каком-то витке эти два потока, не взаимопроникающие, могут соединиться вот в чем. Как и остатки здоровых сил народа, так и имеющие в них потребность криминальные сообщества, могут вдруг одновременно понять, что так дальше существовать нельзя. Творческим силам надо есть, чтобы жить, а криминальным анклавам надо жить, чтобы есть. Еды уже не остается, миллиарды рублей сливаются в воронку войны, которая не справляется с поставленной заказчиком задачей, внутренняя нищета России становится так остра - рубль все катится под откос, давя на своем пути последние ростки экономики.
  Заказ на убийство Украины срывается, исполнитель со своими обещаниями обанкротился. В конце концов, каждому хочется, наконец, зажить нормально, без падения рубля, без угрозы неуправляемой инфляции. Ну, не выходит, не складывается. Не пора ли сворачивать проект?
  
  
   Политическое амикошонство
  
  Это благородный рыцарь, сильный человек может в своем заблуждении остановиться. Но этот подвиг не доступен слабым и бездарным. Всем нам известна шутка, получившая хождение в среде русской интеллигенции, да и в народе после революции 1905 года: царь испугался, издал манифест: мертвым свободу - живых под арест.
  То есть, царь сделал вид, что испугался: нам известно, что у обоих интересующих нас царей пониженное чувство опасности, что мешает им адекватно оценивать риски и угрозы. Оба царя безответственно играют и с демократией, и с тиранией. Демократия, якобы, в полном ходу, но своеобразная, в духе царской - что-то весьма поощряется, а что-то, наоборот, весьма активно подавляется.
  Например, для Дмитрия Киселева, кому за профессиональное сумасшествие дарят более высокие должности, демократия вполне ощутима. А для Макаревича, Арбениной, Шевчука, чьи концерты запрещают проводить, для Шендеровича, чьи спектакли закрывают, а книжки запрещают продавать, для Венедиктова, наконец, - демократия что-то в дефиците. То есть предоставляют гражданам свободу весьма избирательно: кому-то предоставляют весьма громкий рупор, а кому затыкают рот.
  А иногда под видом демократичности нам предлагается нечто вызывающе бесцеремонное. Представьте себе: идет спектакль. Его постановщик, латвийский режиссер Херманис внесен "органами" в черный список - раз демократия - просто так посадить, как в тридцать восьмом году, затруднительно.
  В доску демократ, "свой парень" - первое лицо государства по-свойски, приходит на спектакль, а после спектакля выходит на сцену - вот причуда милая, и начинает говорить речь, в которой расставляются акценты. Мол, вот, ты спектакль по Шукшину ставишь, а он принадлежит не вам, "пятой колонне", а нам, Шукшин приветствовал бы героев "ДНР" и "ЛНР", и также "ваш" Высоцкий был бы наш, и Пушкин нам бы послужил с удовольствием. Мол, вы тут не забывайтесь, можем Лугандон и тут устроить.
  
  
   Зачищают своих
  
  Атмосфера пограничного состояния: вроде все тут психически здоровы? Кому-то сильно хочется, чтобы была война. Вопрос: кому хочется? Нам - нет. Нашим соседям - тоже. Соседям наших соседей - ну никак не хочется. А хочется тем существам, которых людьми-то грешно назвать, которые решили в свое время обосноваться во всех восьми комнатах профессора Преображенского. Всем этим Швондерам, Гиркиным, Плотницким, Захарченкам. Вот этим люмпенам, безусловно, хочется повоевать, ну, скучно им жить в мире. Да к тому же там деньги плотют за героизьм и за убивство. Вот там - точно вроде все свои. Но нет, и там, оказывается, уже есть неугодные.
  Появляется информация: российские спецслужбы нейтрализовали банду Игоря Безлера, которая только вчера ходила в героях Лугандона, а сегодня - неугодна! А про самого Безлера пошла такая сказка, что его совсем ликвидировали, потому что он стал высказываться в сетях, что он устал от войны, Лугандона не хочет, а считает эту территорию украинской, и что совсем уже ни в какие ворота не лезет - готов идти на компромисс с Киевом.
  Теперь уже и Безлер - предатель, если насмотрелся на дела "освободителей" русскоязычного населения и пришел в человеческое сознание? Нет, не беспокойтесь, Бес жив, это был фейк. Ну, ляпнул что-то где-то. Устал человек, как устают загнанные лошади, которых, согласно известному американскому фильму, пристреливают. Ведь загнанные лошади все равно умрут, они не жильцы. Бандиты тоже устают, не только лошади.
  
   Шизофренические фуги
  
  За последние недели границу Украины пересекли с российской стороны немало армейских подразделений - не менее 15 -20 тысяч российских солдат и офицеров. Естественно, они пришли в чужую страну не умиротворять, а воевать. Некоторые действия российской армии могут быть истолкованы ложно-утопически - когда они "нейтрализуют" или прямо уничтожают банду "Оплот" или подразделение Игоря Безлера, или Беса. Среди некоторых укросочувственников раздался мечтательный вздох: ах, они пришли как миротворцы! Ага. Они просто уничтожают боевиков с партизанскими замашками, не желающих вливаться в железный армейский строй.
  Мы уже видим, как идет зачистка сцены для дальнейшего спектакля, разворачивающегося перед нашими глазами и глазами всего мира. Страшный спектакль, где люди гибнут по правде, по-настоящему. Ни Станиславский, ни Немирович-Данченко, ни звезды постмодернистской режиссуры не одобрили бы такого спектакля, после которого остаются смерть, разруха, голод.
  В то же время вроде бы не видно, что именно российские военные штурмуют какой-то объект или город. Видимо, для кого-то до энуреза хочется, чтобы весь мир сидел, затаив дыхание, и ждал, когда, наконец, российские подразделения обозначатся в каком-нибудь штурме. А вот ждите, затаенно смеется он. А мы на штурм, может, пойдем, а может - нет.
  Или вот летают российские истребители на грани воздушного пространства Британии, даже к Португалии залетают. Зачем? Разве это шутки? Нет, это не шутки, это шизофренические фуги больного сознания, на которые с отвращением смотрит весь мир, а исполнитель их явно получает от этого уже упомянутый экстатический энурез .
  Как сказал наш Спаситель из Назарета, мельничный жернов повесить бы на шею таким забавникам и режиссерам кровавых жертвоприношений и утопить бы их на середине пруда.
  И уже вся Россия, и даже обычный театр, где люди просто смотрят спектакль хорошего режиссера по рассказам Василия Шукшина, постепенно превращается в театр абсурда, где в финале выходит Джокер и готовит зрителей к своему новому чудовищному представлению.
  
   Пограничное состояние
  
  Не только Россия, но и весь мир сегодня приближается к пограничному состоянию между разумом и безумием. Это не значит, что все в панике трясутся от страха и готовы бежать спасаться, куда ни попадя. Все приличные люди сохраняют видимость спокойствия, но невольно допускают, что в следующий миг может произойти нечто невообразимое, что в один миг повернет жизнь к кошмару. Неизвестно, что произойдет. Может, опять выстрел в Сараево. Или заблудший истребитель врежется "случайно" во вражеские пределы?
  Может, российская армия вся как есть пойдет парадным шагом через Изварино оккупировать всю Украину. Может, Рогозин случайно откроет ядерный чемоданчик, а может, не Рогозин, а тот, на кого этот чемоданчик отписан по закону. Может, заговор. А может, бунт. А может, чемпионат мира по футболу... А может, войска будут стоять гарантами бандитского беспредела, но, в то же время будут с любовным вниманием наблюдать уничтожение своих подопечных до последнего бандита, чтобы, наконец, оказаться один на один с силовиками? И что тогда?
  Просто не поддается разуму, что эту всю нестабильность устроил один человек, перед которым пасует вся мировая система мировой коллективной безопасности. Как будто в комнату залетела шаровая молния, и надо ползком выбраться из помещения, чтоб ее не задеть и не притянуть...
  В такое время в человеке, даже самом порядочном и духовном, начинают подниматься со дна первобытные инстинкты - страх и инстинкт самосохранения. Томительное ожидание. Кажется, вот-вот раздастся призывный крик птеродактиля - команда барашкам превращаться в волков. Но разве все вокруг оборотни? Ведь на земле еще есть люди. Неужели они не успеют придумать, что надо сделать, чтобы не было очередного глобального кошмара? Почему бы не найти один-единственный жернов и один-единственный пруд? 9 ноября 2014.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"