Раймонс Яна : другие произведения.

Особенности национальной простоты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Психология национального характера по произведениям русской классической литературы

  ТИЛЬ ЧЕСТЕР
  ЯНА РАЙМОНС
  
   ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОСТОТЫ
  
   Очерки национальной психологии
   по произведениям классической русской литературы
  
   Троица простоты
  
  Было у старинушки три сына...Цифра три часто используется в русских сказках и вообще в русской культуре. Она и в фольклоре других народов не редкость, но в русском приобретает сакральный, всеобъемлющий характер. Три девицы под окном. Православный складень - три иконы. Птица - тройка. Тридцать три богатыря. Илья Муромец лежал на печи тридцать лет и три года.
  Вряд ли в какой другой культуре вы найдете эту троицу, которая бы варьировалась в таком навязчивом ритме, охватывала бы все стороны русского сознания и русской жизни. Почему? Да потому, что цифра три ассоциируется с изначальной простотой русского нрава и характера. Три элемента, три основы - остальное исключается. Любимый православный праздник - Троица. Вряд ли в этот день в начале июня кто-то вспоминает Андрея Рублева, Тарковского и труды богословов на эту тему.
  Балалайка - три струны, а ничем не уступает итальянской мандолине, а при высоком мастерстве исполнителя заменяет целый оркестр.
  Еще есть очень знакомый образ в пользу особенностей русской простоты - меч-кладенец. Он прост и прям - без всяких изгибов, это вам не малайский крис, не арабский кривой ятаган, не австралийский бумеранг. Все просто и схоже со скандинавскими клинками, ведь национальные корни у нас с викингами слишком родны: Рюрик, Эрик Рыжий. Просты также и посконные белые русские рубахи с небольшими красными узорами по низу и по краю рукавов.
  А еще символы русского фольклора - Иван-дурак, Иван-царевич, который по легкомыслию и нетерпению сжег лягушечью шкурку, а потом долго и тяжело за это расплачивался. Емеля - гонщик на печи. Главная идея этих героев - а ни о чем размышлять и не надо, сделал абы как, а там как-нибудь само образуется. Такого рода простота вряд ли приближается к святости.
  В новейшей истории - Владимир Ленин, о котором с такой приязнью писали в источниках Общества Рериха: прост, как правда. И народный анекдот: "...а глаза голубые-голубые и добрые-добрые", но хлебушка-то мальчонке не дал.
  И, наконец, русская матрешка. В каждой спрятана матрешка поменьше, в той - еще меньшая, и так далее - в зависимости от размера самой большой можно начинять ее до бесконечности. Это так просто. Но не в этом ли предостережение: в "простом" русском человеке столько человек внутри, и все разные.
  
   ... и великорусское чванство
  
  Теперь посмотрим, какое сочетание безобидной национальной символики, культуры русского народа у появившихся - "простых, как правда" вершителей уже не российской, а советской истории. В начале существования Советской России и затем Советского Союза не очень приветствовалось делать акцент на русском, российском, основой смысла было слово "советский".
  Мало того, "Великий Ленин" на чем свет стоит поносил великорусское чванство. Вот образчик отношения вождя мирового пролетариата к "русскости" из работы Ленина "О национальной гордости великороссов":
  
  "Мы полны чувства национальной гордости, и именно поэтому мы особенно ненавидим свое рабское прошлое (когда помещики дворяне вели на войну мужиков, чтобы душить свободу Венгрии, Польши, Персии, Китая) и свое рабское настоящее, когда те же помещики, споспешествуемые капиталистами, ведут нас на войну, чтобы душить Польшу и Украину, чтобы давить демократическое движение в Персии и в Китае, чтобы усилить позорящую наше великорусское национальное достоинство шайку Романовых, Бобринских, Пуришкевичей.
  Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает свое рабство (например, называет удушение Польши, Украины и т. д. "защитой отечества" великороссов), такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам.
  "Не может быть свободен народ, который угнетает чужие народы" , так говорили величайшие представители последовательной демократии XIX века, Маркс и Энгельс, ставшие учителями революционного пролетариата. И мы, великорусские рабочие, полные чувства национальной гордости, хотим во что бы то ни стало свободной и независимой, самостоятельной, демократической, республиканской, гордой Великороссии, строящей свои отношения к соседям на человеческом принципе равенства, а не на унижающем великую нацию крепостническом принципе привилегий.
  Именно потому, что мы хотим ее, мы говорим: нельзя в XX веке, в Европе (хотя бы и дальневосточной Европе), "защищать отечество" иначе, как борясь всеми революционными средствами против монархии, помещиков и капиталистов своего отечества, т. е. худших врагов нашей родины; - нельзя великороссам "защищать отечество" иначе, как желая поражения во всякой воине царизму, как наименьшего зла для 9/10 населения Великороссии, ибо царизм не только угнетает эти 9/10 населения экономически и политически, но и деморализирует, унижает, обесчещивает, проституирует его, приучая к угнетению чужих народов, приучая прикрывать свой позор лицемерными, якобы патриотическими фразами".
  Вот тебе и честность, простота без предела. А укрепившись у власти, что сделал? Триумфальное шествие советской власти по всем национальным окраинам.
  
   Простота Љ 13
  
  Извините за очень длинную цитату, но она как нельзя более подходит к настоящему моменту, только что фамилию Пуришкевича хочется заменить на другую, начинающуюся с тех же букв - фамилию человека, вообразившего из себя " Романовых, Бобринских и Пуришкевичей" в одном флаконе. И Украина у Ленина упомянута, и Польша, и Венгрия, а вместо Персии можно поставить Сирию.
  Ну, право же, страна "заветов" и "советов" не отошла от ленинской простоты и прямоты с двойным стандартом, и в своей политике она использует уже не ту национально-символическую, ленинскую, хотя бы в словах, очевидную простоту, а простоту другую - под номерами 2 и 3, может быть, даже 13.
  Николай Романов не лез на рожон, а что-либо делал только под сильными пинками закипающей действительности, например, сочинил Манифест 17 октября 1905 года после первого опыта российской свободы на баррикадах Красной Пресни. Мало того, природная слабость его характера привела его к отречению от престола 2 (15) марта 1917 года.
  Тот же патологический пофигизм, бесхитростная простота - проще сказать, глупость просматривается в его последнем дневнике, когда уже готовились известку засыпать над телами его и его безвинной семьи, а он все описывал погоду, бытописательствовал, как будто на курорте и как бы не чувствовал приближения смерти. Тоже был прост. Ну, не охватывал он маленьким умишком, что происходит в его стране и какое пришло время. Нет, не пахнет святостью такая простота, скорее это был клинический идиотизм или, хотя бы, имбецильность.
  Сегодня же наша страна в лице высшей государственной власти гиперактивна, как, опять же, не совсем здоровый ребенок, только в другую сторону: страдающий хроническим перевозбуждением нервной системы и кричит вызов даже самому черту в очко, хотя, ясно, что ведь он не послушает. Игиловский черт явно не будет слушать. Мало того, он будет наказывать, и довольно сурово, за вот эту самую беспардонную простоту Љ 13 - давать советы, кому и как следует и не следует оказывать помощь, находясь в осином гнезде.
  Страшная катастрофа самолета А321, рейс 9268, 31 октября повергла в ступор российский народ, но не российские власти. Перед лицом осиротевших семей в эти дни происходит дьявольская тяжба правительства, которое лезет из кожи, чтобы показать, что это техногенная катастрофа, и оппозиции, которая гневно указывает перстом на то, что это теракт, порожденный безответственным вторжением России в сирийский конфликт. Похоже, американцы были правы, когда сразу сказали, что это приведет только к усугублению конфликта. Страшнее некуда: без ядерной третьей мировой российский Хлестаков превращает локальный сирийский конфликт в глобальный.
  
   Счастье русского человека
  
  Попробуем разобраться, почему и как наивность и простота оборачивается своей другой стороной и становится причиной несчастья.
  Счастье русского человека лучше всего описано Гончаровым в романе "Обломов". Счастье утра и пробуждения у Илюши Обломова - бесспорно, это единственная в русской литературе идиллия. Самобытная простота и ясность. Комната залита светом. О боголюбии не говорится, но оно незримо присутствует во всей жизни этого сельского русского рая. С первых страниц романа - неподкупный образ русской детской наивности каждого персонажа.
  В этой естественной простоте угадывается могучесть духа русского народа.
  Но это впечатление обманчиво. У Гончарова мы видим образ дистиллированной русской действительности, так сказать, ее эталон. А если мы почитаем того же Достоевского, писателя несколько более позднего времени Куприна, и еще ближе к нашим дням любимые русским народом "Даурию", "Тени исчезают в полдень", то там мы никакого Илюшу Обломова не встретим. Там мы найдем пьяные гульбища, буйный кураж, угар ненависти и в семье, и в местном деревенском обществе, убийства, снохачество и насилие.
  Светлый, добрый русский человек, где ты? Где ты, идеал русской жизни Илюша Обломов, постоянно возвращающийся в ребенка - не по уму, а по состоянию души? Это и есть та жемчужина, которую ищет в куче мусора русский человек.
  Мы видим, что в русской литературе и, следовательно, в русской действительности положительному герою отведена роль идиота, маломышленного простеца, странного страдальца с измученной душой или фанфарона. Таковы князь Мышкин, Алеша Карамазов, отчасти Пьер Безухов. Или Петруша Гринев, Чацкий.
  Они вроде бы ближе к действительности, чем Обломов, головы их затуманены бесплодными поисками смысла жизни и истины, они пытаются разобраться в том, что происходит вокруг них, но сами не представляют из себя деятелей.
  
   Ленив, но добр и честен
  
  Деятелей в нашей литературе практически нет. Платон Каратаев - это воплощение народной мудрости, добродушия, нехитрой крестьянской философии, умения приспособиться к любым обстоятельствам. И вот так, во всю силу своей природной гибкости, даже изворотливости, он и будет идти по жизни, не задумываясь о том, кто устанавливает в ней правила игры и справедливы ли эти правила, следует ли на них соглашаться.
  Один деятель есть - в том же романе "Обломов", но он немец Штольц, его активная натура, деловая сметка, энергия вроде бы и принимается сначала Обломовым на гребне влюбленности в женщину его мечты, но потом настрой Ильи Ильича меняется, он "обламывается" об осознание необходимости ежедневных трудов, хлопот, забот, ответственности... Не по-русски это. Не стоит игра свеч, лучше лежать на диване и ни о чем не заботиться.
  Российскими литературными критиками, создавшими школу "вопрекистов", было справедливо сказано, что Илья Ильич Обломов - это положительный образ, потому что он, хотя ленив и бездеятелен, но добр и честен. Добавим от себя, что, удалившись от Штольца, Обломов в услужение нашему современнику Сердюкову никогда не пошел бы, и в этом его главное благородство, честность и доброе имя.
  История еще одного положительного героя русской литературы коротка и бесславна, она потерпела фиаско почти сразу после первых же попыток великого русского писателя дать ему жиизнь. Фамилия у него была задумана Костанжогло - нерусская, да и с заметным привкусом "выжиги" и "прожиги". Это неудавшийся персонаж второго тома "Мертвых душ" Николая Васильевича Гоголя.
  
   Фиаско положительного героя
  
  Как же так -великий Гоголь, создавший галерею портретов основных типов русских бездельников, негодяев, неудачников, самый удачливый из которых мошенник Чичиков, и не мог справиться с литературным сотворением какого-то Костанжогло? Да, не смог. Не смог пойти против правды - не было в гоголевской России деятелей честных и устремленных к позитивной цели. Вот из зародыша этого Костанжогло и выродился позже, через 17 лет, Штольц, чуждый русской душе, русскому счастью и русской действительности.
  И вообще, русская литература и русская культура склонна ловить журавля в небе, без конца рассуждать о высотах духа и глубинах его падения, но никак не об устроительстве сносной жизни для себя и своих сограждан. Есть один писатель, который не только снизошел до этих тем, но и создал вдохновенную прозу о переезде семьи помещика на новые земли, обо всех, связанных с этим переездом, хлопотах землеустройства, возведения жилья и хозяйственных построек, сева, жатвы и тому подобных вроде бы непоэтических вещей.
  Это писатель С.Т.Аксаков с его замечательной книгой "Детские годы Багрова-внука", из которой сделали детскую книжку и некую сусальную картинку, напрочь отбросив ее землепроходческий созидательный пафос. Во-первых, писатель не первого ряда, да и место ему советскими литературознатцами указано в "детском" разделе. И помнят о нем преимущественно то, что был он славянофилом.
  
   Забытые русские
  
  Мы любим Родину с открытыми глазами. Мы любим великую русскую литературу, музыку, живопись, на которой и по сей день паразитируют недобросовестные политики - временщики, действующие по схеме: любите Глинку, Толстого и прочих великих - любите и нас. А с какой стати? Кто вы Гоголю и Толстому, кто вы Достоевскому и Лермонтову?
  То, что сегодня на самом деле несет в себе дух русского народа, для вас не существует. Кто сегодня помнит Виктора Астафьева, которого номенклатура затравила до смерти? Кто сегодня держит в голове Солженицына, которого заманили на родину, как когда-то Горького? Сегодня чиновники от культуры воротят морду от Людмилы Улицкой, от нового Нобелевского лауреата Светланы Алексиевич, потому что они смеют говорить о том, что видят вокруг себя, без реверансов власть имущим.
  Кто помнит сегодня Бориса Покровского, создавшего уникальную фолк-группу, которая доносила до зрителя исконно русские песни и пляски, совсем не похожие на лубочные поделки хора имени Пятницкого или валютной "Березки"?
  Кто знает сегодня знаменитого балалаечника Архиповского? Наверное, он тоже "ненастоящий" русский, раз посмел играть наряду с "Камаринским мужиком" "Дорогу домой" - песню Буркхарта Далвица из американского фильма "Путь домой", где русская балалайка в едином порыве слилась с американской мелодией, и не было стены между американской и русской душой, что сейчас крайне непопулярно.
  Кто сегодня помнит академика Лихачева, написавшего замечательное научное исследование, которое читается на одном дыхании - "Смех в Древней Руси"?
  Нет, сегодня российский высший эшелон власти внушает русскому народу, что русский - только тот, кто преданно служит режиму и беззаветно любит вождей сомнительного качества, а сама русская культура - сгори и пропади, мы сегодня должны, как сказал премьер, защищать русские национальные интересы в Сирии. Неужели еще кому-то не ясно, что будущее - не в изоляции, а во взаимодействии культур?
  
   Айсберг простоты
  
  Есть один момент в романе Достоевского "Подросток": Версилов приносит Софье зимой дорогой букет свежих цветов и признается: "Мне раза три дорогой хотелось бросить его на снег и растоптать ногой. Это, в самом общем виде формула российской национальной простоты. Простота - перевертыш.
  Геометрически ее можно изобразить в виде айсберга. Видимая часть - простота, наивность, слепая вера, глупость, добродушие, внешнее благообразие, а семь восьмых айсберга под ватерлинией - это изворотливость, хитрость, зависть, лень, злобная тупость, агрессивность, желание лезть напролом, нахрапистость, знаменитое российское хамство - то есть, все, что свойственно русскому криминалу. Все это лежит, покоится в глубине, ждет момента, когда айсберг перевернется, и наверх вылезает все омерзительное и страшное, что не хочется называть русским. Но Достоевский обнаружил это явление задолго до нас.
  Об это препятствие, возникшее на пути, могут разбиться или получить опасные повреждения крупные и малые встречные суда, каковыми оказались в начале 20-х годов народы, вовлеченные в орбиту СССР, а после Второй мировой - страны Восточной Европы.
  Вот этот огромный айсберг может в миниатюре гнездиться в человеческой душе самого интеллигентного свойства. Ведь Раскольников был не дворником или грузчиком, он был пытливым студентом, построившим в своей душе настоящий осколок айсберга - оправдание убийства человека.
  А потом, как заурядный урка, он попутно убивает не только старуху-процентщицу, якобы что-то обязанную ему по его теории "кровь по совести", но и случайно появившуюся тетку, свидетельницу преступления. До сих пор стоит у нас в Москве, на Красной площади, языческий мавзолей заказчику самого страшного, того же вида - "кровь по совести" - убийства двадцатого века.
  Русский человек готов, не зная броду, влезть в любую тьмутаракань в поисках счастья и тем самым нажить себе великую беду. Раскольников хоть в конце романа чистосердечно, как говорят юристы, раскаялся, а тут целый народ не собирается раскаиваться за то, что наделал за последние сто лет и продолжает делать сегодня.
  
   Похитители слив
  
  В одном из рассказов Льва Николаевича Толстого, знакомых нам со времен начальной школы и посвященных детям, мальчик съел без спросу сливы, уж очень они аппетитно смотрелись. Строгий отец спросил, обнаружив пропажу: кто съел сливы? Все молчали. Тогда отец сказал: тот, кто съел сливы вместе с косточкой, скоро умрет. И мальчик, желая успокоить отца, воскликнул: а я косточку бросил за окошко! Вот пример изначального простодушия, то есть tabula rasa (чистая доска) - термин, обозначающий чистое сознание изначального человека, в который можно вписывать что угодно.
  И вот уже повзрослевшие мальчики, ставшие дядями. Они не ели слив без спроса и они не боялись строгого отца, который любит, ценит и уважает повзрослевших детей, поэтому они теперь без страха вагонами вывозят из своей страны уже не сливы. Они сливают в оффшоры и просто за рубеж такие потоки валютного добра, которые даже Адольфу Гитлеру и Сталину не снились. Потому что оба они, какими бы живодерами ни были, из своих стран ценностей не вывозили. Они грабили друг у друга оккупированные территории и пытались приумножить богатства своих стран, а не расточить их.
  
   Исход по-российски
  
  Если во время Второй мировой гитлеровцы вывозили в скотных вагонах людей с оккупированных территорий, сейчас никто людей не вывозит - они сами неудержимым потоком направляются в Европу в поисках лучшей доли. Если бы речь шла только о беженцах из арабского мира, раздираемого войной. Недавно РБК посвятила целый вечер новой волне массового исхода людей из России. Цифры убийственно просты. Если в 2010 году выбыли из России 33,5 тысячи человек, то в 2014 году - уже 308.4 тысячи человек.
  Причем, это цифры общие, в них сведены и те, кто уехал, как сейчас говорят, на ПМЖ, и тех, кто просто работает по контракту за пределами России. И еще: люди из России уезжают не только в развитые страны, такие, как Штаты, Германия или Британия, но также в Польшу, Чехию, Югославию и даже в ближнее зарубежье.
  Главное даже не это: вагонами вывозится за рубеж государственная казна и она же, осевшая в частных карманах. Частично - на погубление в Сирию, и полным потоком - на счета сиятельных авторитетов. Вывод: враги, оккупанты, наследники гитлеровцев не Америка, ЕС, нет, они в Кремле, их не надо искать за океаном, они не в рогатых касках с фауст-патронами и ядерными боеголовками. Это чиновники, у которых все схвачено, которые понимают друг друга даже не с полуслова, а с каждой запятой.
  Имена их мы знаем, хотя и не все. И слава Богу: лучше спим и живы до сих пор. Это все простота, быть может, Љ 49, под грифом "секретно". Почему 49? А мы уже и не знаем, какую цифру списка назвать, ибо полный список видов русской простоты, покрывающей русское саморазрушение, известен только булгаковскому Воланду.
  - Профессор, вы не любите пролетариат,- спросила Преображенского дама, одетая мужчиной.
  - Да, я не люблю пролетариат, - ответил профессор Преображенский, и это образец несогласия с темной стороной русской простоты, которая изначально отвергалась мыслящими людьми, но которая сегодня так популярна.
  
   Обряды для людей
  
  Эрих Фромм - один из крупнейших мыслителей современности. Ценность его трудов в том, что он не побоялся исследовать самое острое противоречие современности: слабые и темные места капитализма и крах социалистических экспериментов, которые были призваны, якобы, сменить капитализм на более жизнеспособный социальный строй. Ничего не получилось. В тесных рамках нашего эссе мы не имеем возможности рассмотреть проблему целиком, но остановимся на очень важном моменте социальной психологии.
  Философ очень наглядно показывает, как происходит трансформация идеалов человечества, и вот что он пишет в книге "О неповиновении и другие эссе":
  "Пророки в человеческой истории появляются с перерывами. Они умирают, оставив свое послание. Послание воспринимается миллионами, становится для них дорогим. Именно в этом кроется причина того, что идея начинает эксплуатироваться другими, теми, кто пользуется привязанностью к ней людей, для собственных целей: возможности властвовать, контролировать. Назовем людей, которые используют высказанные пророками идеи, жрецами . Пророки живут в соответствии со своими идеями. Жрецы отправляют обряды для людей, которых идеи привлекают. Идея теряет свою жизненность, превращается в формулу".
  Наше время - это время жрецов. Несмотря на то, что у нас в России есть весьма развитая система православия, события последних лет ясно показывают, что первые лица власти в России, как это было в стране с 1917 года, опять явно присвоили себе религиозные функции.
  Они ни в чем не сомневаются, изъясняются догмами, регулярно участвуют в массовых мероприятиях, где произносят проповеди, построенные, по их мнению, на аксиомах, но в действительности далекие как от первоначальных идей, так и от реальных потребностей общества в данный момент. И невооруженное способностями к критическому восприятию речей большинство, по простоте душевной, принимают проповеди без размышлений, принимая их за догмы, как и предлагается.
  
   Пророки и провидцы
  
  В Библии, книга "Исход", главными фигурами становятся Моисей и его брат Аарон, который почему-то заикался. Видимо, кое-кто в России возомнил себя даже не Моисеем, а самим Богом в Сионе, который может все на земле, или, по меньшей мере, государем-императором всея Руси с послушным, как стадо овец, народом. Но, похоже, ему, все же, больше нравится роль пророка Моисея, который даже не за 40 лет, а раз в 10 быстрее выведет народ из тупика, а страну из экономического кризиса.
  Но на Моисея роптал народ, мол, не туда ведет, не тем путем. У нас же не ропщут. Как будто не учены участью Сталина, Хрущева, Брежнева, которых сами же смачно уже оплевали с позволения верхов. Складывается такое ощущение, что Владимир Владимирович чувствует над собой водительство руки Божией. Только вот проблема, что на место бедных евреев просятся "хохлы", которые хотят уйти от фараоновской России, так что Моисей оказывается совсем в другом месте.
  Вот так и рождаются лжепророки. Самозваный лидер, которого многие считают нелегитимным, - никакой не царь, не Бог и даже не Моисей. Просто приходит очередной президент. Он ничего не говорит о том, что он Бог, как поступали египетские фараоны, или царь или, хотя бы, пророк.
  Но он поступает так, как и должен поступать лжепророк, то есть, говорит одно, ничего не значащее по сути, а делает другого свойства значимые вещи, но тайно. Об этом в Библии говорится: смотрите на дела, ибо дела их злы. По сути, лжепророки - это и есть те самые жрецы, о которых говорит Фромм, потому что действуют ради собственных целей.
  В истории человечества лжепророки, руководившие массами, не брезговали наведением массовых психозов в обществе, о которых писал Бехтерев. Тем самым они приводили свой народ не к духовному прозрению и росту, а к духовному и социальному рабству, и, как следствие этого, - к экономическому и социальному падению.
  
   От кого обороняемся?
  
  Наше правительство вместе со своим закоперщиком, в безотказном расчете на русскую простоту, все время делает вид, что оно как-то борется с кризисом, но это даже не хорошая мина при плохой игре, это хуже: ложь захватила их в свои осминожьи щупальца, и они просто уже не могут вырваться к реальности, если бы даже захотели.
  Нам не нужны их заклинания и обещания. Мы видим будущее страны не из их туманных видений, но из их реальных действий и конкретных планов, которые они не могут, да и не стараются скрывать. Владислав Лукин на оппозиционном сайте "Парнаса" приводит опубликованные цифры бюджета на 2016 год: на "оборону" - от кого обороняемся, кто же на нас напал? - 43 млрд.долларов, на образование - 9.3 млрд., опять же, зеленых, а на медицину и того меньше - 7.6. Комментируя эти данные, Владислав Лукин говорит: это не бюджет, это счет для оплаты услуг ритуальной конторы по погребению страны. Вернее не скажешь.
  И в такой ситуации мы слышим новую дичь из уст предводителя нации: прекратить использование валюты для внутренних расчетов, в том числе для топливно-энергетического комплекса. Это уже было: давно ли мы видели в уголовном кодексе такое преступление, как незаконный внутренний оборот валюты?
   Просто слов нет. Полное впечатление погружения в кукурузные поля, барачный рай и полное господство ватников. Прямо в яблочко попал Профессор Лебединский своим новым клипом о ватниках, взорвавшим Интернет, по мотивам старой песни Майка Науменко. Но, видимо, и гопники, и ватники - это вечная реальность нашей прекрасной родины.
  Стыдно, что страной до сих пор управляют люди с сознанием люмпенов. Они одеты в дорогие костюмы, имеют корочки о депутатской неприкосновенности, они избраны слепым электоратом, но крышуются крестными отцами криминалитета Питера и Москвы. И куда-то задевались те сказки об особенностях национальной простоты в виде трех девиц, трех богатырей, трех сыновей у старинушки. Но есть большая тоска по широкому Чуйскому тракту, по которому когда-то гнали проворовавшихся чиновников в Сибирь.
  Увы, прежнего Чуйского тракта нет, разбойников не клеймят каленым железом, а кандалы вы можете увидеть в краеведческом музее. Зато те, кто заказал Бориса Немцова, Анну Политковскую и других честных людей страны, неугодных режиму, гарцуют в дорогих лакированных иномарках, объявляя по ТВ свою полную и неоспоримую популярность среди 89,9 процентов подвластного ВЦИОМу населения. Цифры этой якобы исследовательской, а на самом деле карманной, организации даже не поражают уже, потому что даже самым неискушенным "простым" людям ясно, что "це пропаhанда и брэхня".
  
   Из жизни рыб
  
  Иногда самая глубокая мудрость действительно присутствует в обычной сказке, занимательной и искренней. Большим мастером таких сказок был Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, который еще больше ста лет назад всех наших Шендеровичей за пояс заткнул. Есть у него две сказки, которые показывают русскую национальную простоту с двух разных сторон.
  Первая сказка - "Премудрый пескарь". В ней рассказана бесславная жизнь мелкой рыбешки, которая хотя и была воспитана в либеральных традициях, но избрала уединенную жизнь отшельника, а в результате Пескарь так и умирает, не оставив в жизни никакого следа. О чем наш великий классик делает такой вывод:
  "Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия... живут, даром место занимают да корм едят".
  Однако, есть у великого писателя и другая сказка, которая называется "Карась - идеалист". Вместе эти две сказки представляют собой неразрешимый коан - известный поучительный жанр дзен-буддизма. Потому что Карась стал полной противоположностью Пескарю: он был безрассудно храбр, ратовал за справедливость и неоднократно вступал в диспуты с местной властительницей водной стихии Щукой. Вот эта Щука своими "демократическими" замашками сильно напоминает Антибиотика из известного фильма "Бандитский Петербург". Щука эта любила порассуждать и в снисходительной манере поощряла к дискуссиям рыбную мелочь. Однажды встретившись с Карасем, она начала выговаривать ему, что, мол, слава о нем дурная, мол, бунтовщик. На что Карась отвечает:
  "- Я, ваше высокостепенство, ничего... это я по простоте.
  - Ладно. Простота хуже воровства, говорят. Ежели дуракам волю дать, так они умных со свету сживут. Наговорили мне о тебе с три короба, а ты карась как карась, - только и всего. И пяти минут я с тобой не разговариваю, а уж до смерти ты мне надоел.
  При этих словах карась вдруг почувствовал, что сердце в нем загорелось. В одно мгновение он подобрал живот, затрепыхался, защелкал по воде остатками хвоста и, глядя щуке прямо в глаза, во всю мочь гаркнул:
  - Знаешь ли ты, что такое добродетель?
  Щука разинула рот от удивления. Машинально потянула она воду и, вовсе не желая проглотить карася, проглотила его".
  Инверсия смыслов. Невольно возникает вопрос: кто здесь дурак, и кто умный? И что есть глупость и что - ум? И по чьим эталонам? И в чьих руках дать волю или нет? Нелепость ситуации убийственная для разума читателя: Щука-то проглотила Карася, даже не желая этого, а только от изумления, что какой-то карась предлагает ей такой вопрос.
  Потому, что в условиях первобытной реальности простота заключается именно в том, что мелкая рыба, с точки зрения Щуки, вообще не может задаваться подобными вопросами, да еще лезть с ними к "умным". Вот эти две сказки вместе заключают в себе формулу нашей национальной простоты, которую нельзя пересказать обычными словами, как в дзен.
  
   В ожидании превращений
  
  Но есть другой вариант приведенной у Щедрина поговорки: "Иная простота хуже воровства". То есть, не всякая. Выходит, в основной массе народа нет естественной простоты, а есть иная? Какая? Мы постоянно мучаем читателя обращениями к литературным источникам, но думаем, читатель понимает, что классическая литература - это истоки мудрости, с которыми мы имеем все основания соизмерять наш сегодняшний день.
  Так вот пример "иной" простоты из фильма по "Декамерону" Боккаччо, правда, несколько отличающийся от первоисточника. Странствующего священника пригрел крестьянин. Священнику приглянулась жена хозяина, и он, так сказать, злоупотребил полномочиями, сказав хозяину, что в его жену вселился бес, на самом деле его жена - кобыла, он может в этом легко убедиться, и предложил проделать процедуру изгнания беса.
  Процедура озадачила крестьянина, потому что это было то самое, чем он занимался с женой каждую ночь. Сильно это все хозяину дома не понравилось, однако он терпел "изгнание беса" по душевной простоте, хотел верить священнику, несмотря на доводы разума, и продолжал навязчиво ожидать, когда его жена превратится в кобылу.
  Сегодня весь наш народ выступает в неприглядной роли этого крестьянина, который готов стать заложником любой лжи, навязанной ему самым циничным образом под фантастическими предлогами. Он заворожено глядит в телевизор, и все ждет, когда его страна превратится в кобылу, одержимую бесом.
  
   Под музыку Глинки
  
  Канал "Культура", лето 2014 года. Как не откликнуться русской душе на великую классическую музыку. На упомянутом канале постоянно звучат произведения Чайковского, Глинки, Мусоргского, Алябьева, а то и Бетховена, Шопена, Паганини - мы же принадлежим мировой культуре! Мы - ценители прекрасного!
  Нам предлагают старые образцы театрального искусства, мы затаив дыхание смотрим то "Грозу" Островского, то "Дачники" Горького, то "Вишневый сад" Чехова... Вот это были пьесы! Вот это были актеры! Ах, как это было все возвышенно и сильно!
  И вот другая картина: на Донбассе, на оккупированной террористами с военными билетами соседнего государства территории идет война. Старушка с внучатами пошла покупать молоко, но шальной снаряд сразил ее на обратном пути, в двух шагах от родного дома. Неважно, чей это прилетел и разорвался снаряд - украинский, российский. Разорванный осколком пакет молока истекает на землю, внучата остолбенели сначала, но потом кинулись со всех ног домой звать мамку. Мамка, простоволосая бежит уже со всех ног, не в силах даже проклинать тех и других.
  А над всей этой растерзанной землей гремит ликующая песнь Глинки с канала "Культура" - "Славься, славься ты Русь моя, славься ты русская наша земля!". На канале "Культура" ничего о войне не знают. Какая война, где? Невольно уже в который раз вспоминаются слова отвергнутого родиной журналиста, символа журналистской совести - Евгения Киселева: "Сегодня стыдно быть русским".
  Актеры, как и раньше, участвуют все в тех же шоу типа "Приют комедиантов", поют в субботнем концерте, ведут долгие беседы в телевизионных гостиных. Как будто ничего не происходит, как будто страна не катится в пропасть. Самоутверждаются, не смотря ни на что - ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не знаю, ничего никому не скажу. А на тех, кто призывает очнуться, смотрят, как у Грибоедова в "Горе от ума" - на Чацкого, а в реальной истории русской литературы смотрели на Чаадаева.
  Как прекрасна российская простота! Уже простота под номером 666, столь любимым мракобесными каналами ТВ, на которых уже хронически идут самые низкопробные сюжеты по изгнанию нечистой силы. Даже Эразм Роттердамский был бы потрясен - неужели целые столетия не изменили человека, не дали ему ума, совести, чести, достоинства?
  
   Информационное ГМО
  
  Мы все боимся ГМО, внимательно разглядываем этикетки продуктов, вникаем в штрихкоды - хотим установить, что за продукт мы собираемся съесть: из чего он состоит, каково его происхождение и нет ли в нем скрытой опасности. Вы не хотите употреблять контрафактную продукцию. Вы хотите вместо лекарства употреблять бады, накрученные неизвестно из чего?
  Если да, то вряд ли они вас вылечат или, хотя бы облегчат ваши проблемы со здоровьем. Был же у нас когда-то в ходу комбижир - сочиненная советской пищевой промышленностью неудобоваримая смесь свиного сала, маргарина и еще разных компонентов, очень напоминающая солидол. Только солидол никто не ел, а комбижиром спасались ради выживания в годы пятилеток.
  Но почему-то вы никогда не думаете об опасности, когда намереваетесь бесконтрольно проглотить информационный комбижир отечественных СМИ. Вы читаете газеты, смотрите теленовости, но почему-то глотаете всю эту продукцию, не задумываясь, что это может оказаться информационным ГМО, бадом и контрафактом, которые, увы, нельзя есть, потому что такой продукт опасен для здоровья и даже жизни.
  Все подвергай сомнению, говорили древние мудрецы, а вслед за ними - Карл Маркс, которого нам пока никто из сиятельных властей не приказал снять с иконостаса. Вы подвергаете сомнению новости НТВ или ТВЦ? Ученые вроде бы определили, что 90 % информации мы усваиваем через зрение, так не боитесь ли вы ослепнуть, сидя у телевизора, если предположить, что из этих 90% вся информация - контрафакт?
  
   Слепые ведут слепых
  
  Конечно, в интересах такого государства, как наше, - чтобы весь народ стал слепым, чтобы его легко можно водить на поводке. Мало того, такие поводыри, как наши СМИ, ведут слепых прямо к очень высокому обрыву. А поскольку вера в порядочность поводырей слепая, и когда сами поводыри слепые и сумасшедшие к тому же, рано или поздно самое безобидное, что может случиться, это коллективное падение в канаву, как на известной картине Питера Брейгеля Старшего.
  О том же самом говорится в 15-й главе Евангелия от Матфея, которое наши соотечественники сегодня должны любить больше Маркса: "...если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму". Выгодно держать на поводке общество ослепших, общество, потерявшее способность к собственным суждениям и к критическому восприятию происходящего.
  Важно быть простым, пустым и незаполненным и не позволять заполнять свое сознание канализационными стоками российского политического безумия. У нас же наоборот: граждане-телезрители питаются информационными продуктами, несовместимыми с совестью. Возьмем уже дважды упомянутый, якобы составленный по науке социологии, опрос ВЦИОМА. Предложенная этим опросом цифра одобрения деятельности президента на уровне 89.9 процента вызвала больше смех, чем гнев. Простите, а нас-то куда вы дели? Несогласных всегда был обязательный минимум около 15 процентов - получается, и мы вас теперь одобряем?
  Профессиональная недобросовестность социологов не так безобидна, как может показаться. Это - вид кодирования, директива. У всех "слепоглухонемых" возникает команда: нас 89.9 процента, и точка. Ненависть к разумному восприятию событий - это "крыша" бесстыжих производителей информационного ГМО на официальных каналах ТВ и сайтах. Откуда-то сверху в информационную корзину положили деревянных "яичичек" - казенный, профессионально изготовленный дубликат истины под грифом святости и непреложности.
  В этом году Нобелевская премия в области экономики досталась британско-американскому ученому Ангусу Дитону из Принстонского университета. Он научно подтвердил общеизвестную истину: благосостояние или бедность страны не зависит только от наличия или отсутствия в стране сырьевой базы и других ресурсов, а от хорошего или плохого управления политическими и экономическими процессами в стране.
  Работы лауреата, основанные на объемном аналитическом материале, показали тесную глубинную взаимосвязь между индивидуальными экономическими решениями и их последствиями для всей экономической системы. В нашей стране, по столетней традиции, политикой и экономикой управляют лица, наделенные способностями к руководству страной на уровне артистов художественной самодеятельности.
  Результат известен, последнее сообщение от Еврокомиссии: прогноз по России ухудшен, страна перешла в стадию глубокой рецессии. Как бы ни старались наши деятели сохранить лицо, манипулируя биржевой стоимостью рубля, тенденция не вызывает сомнений. "Парнасцы" привели только три цифры: 4 ноября 2013 года доллар стоил 31.97, в этот же день 2014 года он уже достиг 41.96, а нынче на 4 ноября составляет уже 63.85 рубля.
  Вот отсюда и проистекают все пристрастие властей к военным кампаниям и информационным ГМО: не было бы Украины и Сирии, может быть народ и призвал уже к ответу самодеятельных политиков, за десять лет сработавших даже хуже Хрущева, но укрепивших союз криминала и государства куда сильнее, чем Брежнев.
  При этом благосостояние россиян в долларовом эквиваленте упало до уровня 2005 года, сообщает тот же "Парнас", зато в рублях оно повысилось на 13 процентов, которые можно отнести только на счет девальвации и инфляции.
   К сволочи доверчивы
  
  А народ уже в нерешительности. От сплошного "одобрям-с!" назревает переход к глухому недовольству. Особенно отрезвила авиакатастрофа над Синайским полуостровом. Никому не хочется жить на Каширском шоссе. Конечно, зачем, на самом деле, думать, когда думают за тебя? Патриотично оставаться простым русским Емелей, которому в сказке всегда везет. Только в сказке везет, но не в жизни. В жизни как раз все наоборот. Сказки нет, есть жестокий обезьянник истории, только попадают в него не те, кто надо, как в перестроечном фильме "Кружовник".
  Все предельно просто и жестоко - по законам той же самой простоты, которая хуже воровства. "К сволочи доверчивое", как у Шевчука в песне, большинство обкрадывает само себя в то время, как отцы-наставники вытаскивают у него из карманов последние копейки на свои военные авантюры. Как в надоевшем анекдоте: веревки свои брать?
  Просто не верится: как малограмотный учитель начальных классов, великое ничтожество с тихим пафосным визгом восклицает: да вы хоть понимаете, что такое ИГИЛ? То ли только проснулся, то ли, как Макар Нагульнов, опьянен своей жаждой познания? И "народ" в волнении переводит дух: "Как он их отделал!".
  В результате не протест, а отупение "простых людей" достигает критической массы. Получается, что какой-нибудь Чикатило народу ближе, чем несогласный с пантеоном современных властей Макаревич или постановщики оперы "Тангейзер". Против Чикатило не было православных стояний, а против "Тангейзера" было.
  Примитивное "одобрение" действий высшей власти и ненависть к Обаме на кухнях россиян идут вперебой с домашними разговорами о способах консервирования помидоров и огурцов. А в это время остаются совершенно незамеченными дыры в карманах государственного бюджета, сквозь которые снуют государственные крысы и куда утекают последние ожидания россиян на лучшую жизнь.
  Мы, большинство, сильны своими помидорами в банках, своей ненавистью к цивилизованным странам, которые "не с нами", и мы гордимся своими ворами. Подобно Шуре Балаганову: ему сколько ни дай, а они будут воровать еще больше. А мы - мы будем все так же просты и наивны, как три копейки,как старый оловянный грош, на каждый призыв властей будем радостно пулять петардами над триколором, едва прикрывая свой голый финансовый зад.
  И опора нашей власти - электорат, в большинстве своем состоящий из глупых кухоных теток, все также будет ругать Меркель, пополняя погреба трехлитровыми банками засоленной на зиму капусты, чтобы хоть как-нибудь выжить в семье, где меньше работающих, чем стариков, детей и просто безработных. И никто не думает, что трехлитровые банки с капустой - ничто по сравнению с сильной мировой экономикой, тягаться с которой бесполезно и опасно.
  Контрастно с этой болотистой топью смотрится состоявшийся в Петербурге Марш против ненависти, который собрал 2 ноября три сотни честных и мужественных людей. Они уже одиннадцатый год проводят этот марш в память об убитом националистами ученом-этнографе Николае Гиренко, но, как говорит одна из его организаторов, Ольга Смирнова, направлен против любой ненависти. Действительно, ненависть к кому и чему угодно у нас не дефицит. В этом году марш впервые не получил санкции на проведение, но все равно состоялся.
  
   Из наивности вырастает монстр
  
  Что бы там ни говорили духовные отцы об истине как недвойственной ценности, но мы живем в дуальном мире. Из наивности вырастает монстр. Если веками Россия лежала на диване, как Илья Ильич Обломов, и не противилась злу насилием, как князь Мышкин, то из этого и обернулся монстр неудержимого насилия и протеста в 1917 году.
  Если представить себе пунктуального немца и чопорного англичанина, то невольно вспоминается мысль, вычитанная у одного из философов: протестант христианского толка помещает полицейского прямо в свое сердце, наверное, поэтому западная цивилизация добивается того, что зло пресекается в самом начале, в самом его зародыше.
  Свойственная западному человеку методичность, пунктуальность, исполнительность в отношении слова и даже буквы закона, решает в обществе все. Никакой наивности, детскости, лежания на диване. Жесткость в принятии судьбоносных решений, может, где-то и переходящая в жестокость. Когда мы, русские, видим это, нам это слишком уж чуждо - быть частью отлаженного металлического механизма. Зато этот механизм работает: и дороги ровные, и суды прозрачные, и зарплаты чиновников белые. Да Бог с ними - странами белых воротничков! То ли дело у нас!
  Диван Обломова, подгнившее крыльцо его дома, да крысы в государственных постройках - вот вся печальная идиллия, растянувшаяся, увы, до самого горизонта. И еще... счастье, пьяное счастье опоившего себя иллюзиями русского народа. Ванька Жуков - вот весь наш народ, готовый писать о своих бедах безадресному дедушке - забитый, обиженный, вечно голосующий за компартию и Единую Россию.
  
   По-русски, под шумок
  
  Прекрасный театр под длинным названием "Могучая, необъятная, бесконечно широкая Русь!". Вечно открывающаяся перед зрителем сцена. А все потому, что любой драматизм, любой идиотизм и прочий ...-изм, разыгрываемый перед вечно юным зрителем российской истории, ничего не имеет общего с реалиями обычной неприкрытой шлакоблочной российской действительности.
  Крым - всего лишь фарс. Не был он нужен никогда кремлевским режиссерам и постановщикам спектакля. Как не нужна была Финская война и сегодняшняя Сирия. Ничего им не нужно, кроме демонстрации своей мнимой значимости и силы. Ради этого делается повседневный информационный мониторинг планеты в ракурсе хронического вранья, и при этом обвиняется во лжи весь остальной мир.
  Ни Обама, ни Меркель, ни Олланд, сегодняшним временщикам России не нужны, хотя Белковский настойчиво считает, что Путин ищет и жаждет любви Запада. На наш взгляд, все гораздо проще и совсем не по Фрейду. Им нужен только шум, который они перманентно устраивают, используя простое человеческое любопытство или негодование - именно на этих двух чувствах строится любое театральное действо и его интрига.
  Так для чего же все это? - спросите вы. Именно работая под прикрытием наивных чувств "юного зрителя", который то любопытствует, то негодует, то просто устраивает "шум в зале", крестные отцы российской посткоммунистической номенклатуры, вся эта политико-криминальная пирамида руководящих крыс беспрепятственно вывозит из страны последние капиталы.
  Внимание народа отвлечено на якобы животрепещущие темы - несуществующие ЛНР - ДНР, защита каких-то мифических национальных интересов в Сирии. Согласитесь, это классический прием карманника и вора любой специальности. И не задавайтесь вопросом, как можно обокрасть собственный народ. Операция удалась на славу и успешно продолжается. Такой классически простой схеме позавидовал бы сам Аль Капоне.
  Это можно сравнить и с мародерством: по телевидению объявить, что на землю падает из космоса огромнейший астероид, народ в панике бежит незнамо куда, а организованные группы "благородных экспроприаторов", каким был Сталин в молодости, зачищают покинутое имущества без труда. Может, это некорректное сравнение, но оно отражает суть процесса. Великая империя гибнет, разрушается, а государственные крысы бегут с тонущего "Титаника", хватая по пути все, что только можно. Как говорится у Исаака Бабеля: это, граждане, не факт, а на самом деле было. Добавим: было и есть.
  Нет для России обычного государственного правосудия. Ее судит только Бог, и, как всегда, с большим опозданием.
  
   Да здравствует аршин!
  
  Еще о преступной российской простоте, которая хуже воровства. Вот так, между делом, раздается от первого лица государства призыв ( так было сказано в СМИ: "призывает") отказаться во внутренних расчетах от валюты, в том числе в отношении топливно-энергетического комплекса. Заикания подобного рода уже были около года назад, сейчас они опять возобновились.
  Давайте, конечно, откажемся от остатков разума, способности мыслить, выбирать, анализировать происходящее, давайте опустимся до последней степени рабского и скотского уровня жизни. Вдумайтесь: президент предложил выбросить ту ось, на которой держится распадающаяся на куски "антилопа гну" российской экономики. А для себя они опять откроют валютные "Березки" - так, надо полагать?
  Если последовать призыву кремлевского "мудреца", это будет утратой последнего утешительного свойства российской валюты - ее конвертируемости. Давайте сделаем это и окончательно доломаем нашу безмозглую ситуацию.
  Во что только не рядится российская простота - то в шутовской костюм с бубенчиками, то в ряженые свиные рыла в калашном ряду, то в камуфляж спецназа, которому уже все равно, куда идти - Крым захватывать, разбивать снарядами до основания Донецкий аэропорт или защищать Асада, который не хуже ИГИЛа пожирает свой собственный народ. И мы, в патриотическом порыве, будем одобрять, одобрять, поддерживать свою безбашенную власть и ненавидеть Запад.
  А что - зачем нам какой-то Резерфорд, Макс Планк, Энрике Ферми и даже Карл Маркс? Выкинем всю мировую литературу, сожжем все книги, как поступал Гитлер. И давайте выкинем к черту не только доллар, но и международную систему мер, на фиг метр, да здравствует аршин! Да и рубль в сто копеек зачем эта американщина, а вернем семишник, который почему то означал 2 копейки.
  И насчет одежды. Давайте опять объявим оттепель, как в 60-е годы 20-го века, а под благодушные лозунги о дружбе народов, пошлем спецназ линчевать тех, кто в импортной одежде, выстригать у них полосками волосы из причесок, сдирать с людей джинсы и полуголых с синяками стиляг сбрасывать штабелями в обезьянники?
  
   Повторяется все
  
  Вообще, странный у нас сегодня интернационализм получается: в Сирию премся воевать с исламскими террористами, мечети строим по всей Руси и даже в столице, а в свои школы девочек в хиджабах не пускаем. Не отличаем в простоте, где терроризм, а где национальная одежда.
  Наверное, прав Фрейд был в одном: человек складывается к пяти годам, и дальше с ним уже ничего не сделаешь. Тот факт, что у поколения, которое сейчас у власти, было трудное детство с деревянными игрушками, которые сегодня в их руках, растущих не из того места, превратились в деревянные рубли - вот еще одно объяснение российской простоты.
  К сожалению, в России все повторяется. Повторяются Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский, а также Горький со своими свинцовыми мерзостями жизни и Бунин с его окаянными днями. Но не повторяются Неклюдовы и Катюши Масловы, и даже Раскольниковы - если учесть, что в конце романа он тоже раскаялся и робко и нерешительно начал новую жизнь. Эти литературные герои смогли все же понять себя и возжелать искупления, но у нас не раскаялся никто, и нет воскресенья из липучей грязи Гулага и Беломорканала.
  Мы говорим не только об отдельных людях, по которым правосудие плачет. Мы уже в который раз напоминаем, что народ Германии действительно раскаялся перед всей планетой в том, что вскормил Гитлера. Но у нас никто не собирается каяться, несмотря на страстный призыв Тенгиза Абуладзе в перестроечные годы, - ни в цареубийстве, ни в геноциде по классовому признаку, ни в глобальной лжи, которая до сих пор смрадным смогом стоит над страной.
  А классики литературы у нас теперь новые, например, Захар Прилепин. Прост, как "Правда". Понял, что стать Салтыковым-Щедриным или Дмитрием Быковым с их талантами ему не светит, и прилепился к подолу мантии сегодняшнего царя, что с такого шута возьмешь? Совсем не юродивый, которого боялся сам Иван Грозный, а очень даже умненький и благоразумненький, как Буратино. Даже про Донбасс что-то нечленораздельное лепечет.
  
  
   Мечты рабочего Хренова
  
  Весь этот российский кураж глобального масштаба получается из простодушного желания показать, что мы можем все - можем куда угодно влезть, с Украиной воевать неизвестно за что, можем и Аляску отобрать, как отобрали Карелию и Крым.
  Вот это простая русская широта души - якобы ради добра. А то, если не отобрали бы Крым, как когда-то Карелию, не полезли бы в Сирию - хуже было бы, да. А куда хуже, кому, в чем? Ни одна извилина не шевелится. Хуже, и все. Да, мы могли бы, могли бы куда угодно...бормотание все тише... но завтра, сегодня не получается, надо грандиозные перемены в экономике... как-нибудь во сне...осуществить... там, импортозамещение, инновационную политику...
  Манилов, по крайней мере, сидел у себя дома, никуда не лез и никого не спасал удушением и бомбежками, а просто мечтал. У нас же по Марксу - разделение "труда": одни лезут, куда не надо, ухарство свое показать, а другие - мечтают, что, как рабочий Хренов у Маяковского, "через четыре года здесь будет город-сад".
  Нет города-сада. Есть дьявольское информационно-пропагандистское телешоу нового маркиза де Сада, который русскую простоту перевернул в садистское созерцание лжи и насилия в каком-то непрекращающемся политического порно. Смотрится оно в некоем смущении, но со сладострастным сопереживанием непристойного зрелища, как в "Декамероне", и никто не хочет проснуться от длительной оргии и попросить рассола.
  7 ноября 2015 года.
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"