Раймонс Яна : другие произведения.

Президент Тануки. Часть 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Об исторической памяти

  ТИЛЬ ЧЕСТЕР
  ЯНА РАЙМОНС
  
   ПРЕЗИДЕНТ ТАНУКИ
  
   Часть 1. Танец памяти
  
   Необходимое предисловие
  
   1.
  
  Тануки - это традиционные японские звери-оборотни, символизирующие счастье и благополучие. Оборотнями могут быть лишь тануки, лисы и кошки. На русский язык "тануки" переводится как "енот-оборотень", а с точки зрения биологов это енотовидная собака. В сказках и песнях тануки часто присутствуют как добродушные, хитрые и веселые создания, они просто наводняют японские анимационные фильмы. Образ Тануки становится мировым брендом: в российской Перми уже вовсю с 1997 года работает сеть ресторанов "Тануки", размахнулась она и в Москве-столице, и в целом по России.
  В то же время Тануки в культуре Японии - это и духи - животные, наделенные сверхъестественными полномочиями и злонамеренными повадками. Тануки человек-птица считался в фольклоре лесных и горных народов Японии убийцей из тщеславия и гордости.
  Как известно, Восток отличается отказом от дуализма, неразличением начал добра и зла - совсем не так, как в западной религиозной и мистической традиции. Уже давно сказано о том, что русская национальная культура находится где-то в пограничной зоне между Востоком и Западом. Развитие исторических событий в России в двадцатом и двадцать первом веках показывает, что в русской культуре также господствует понимание единства и неразделимости добра и зла.
  Этот неписанный закон присутствует в национальном геноме и определяет господствующую линию жизни как верхних эшелонов власти, так и народных масс, принимающих условия игры, предлагаемые политической элитой. Например, Иван Грозный и Сталин - одновременно отцы народов и их неукротимые палачи. Это считается естественным и непререкаемым. В последнее время это снова ярко выражается в сознании постсоветского российского большинства как потребность обожествления Сталина, который считается уже почти национальным "святым".
  Осуществленный им геноцид народа собственной страны не только, почти прощен, а признан многими людьми - "простыми", а также облеченными высокими постами - необходимым, обоснованным и даже справедливым. Мало того, при огромном скоплении народа на "Антимайдане" было без всякого стеснения озвучено ярко выраженное чаяние народа начать снова, как в сталинскую эпоху, преследование и дальнейшее искоренение "пятой колонны". Это оскорбительное название объединяет всех, кто не затронут пропагандистским гипнозом и продолжает сохранять способность иметь свое собственное мнение, а не продиктованное сверху.
  В то же время, в противовес всем приобретенным человечеством за две тысячи лет ценностям, беззаконной аннексии Крыма и покрытой беззастенчивой ложью агрессии против украинского народа придается даже какое-то сакральное значение. Вся мыслящая планета и умом и душой восприняла российский "Антимайдан", не только как разовую "черную мессу", но и как пугающую массовую тенденцию развития российского общества.
   2.
  Как всегда, тревожное начало столетия. Карта мира изъязвлена жирными точками межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Несмотря на это, а, может быть, и именно поэтому, начало 21 века отмечено высокой востребованностью во всех слоях населения духовной культуры и главных гуманитарных наук - философии и психологии.
  В связи с этим хочется обратить внимание на то, что неслучайно западная наука психология, в частности, гештальт, и восточное учение северного - Тибетского буддизма, эти форпосты планетарного просвещения и просветления - сошлись в одном. В том, что единственную и главную ценность человеческого сознания (и осознания) составляет пребывание человека только в "здесь и сейчас".
  Честные с самими собой и с внешним миром люди, даже не зная о том, учатся главному закону буддизма, собственно религией не являющегося, а сочетающего черты религии и учения, - закону причинно-следственной связи. Основной смысл этого закона в том, что наше будущее зависит от нас самих: прошлые мысли, слова и действия стали нашим сегодняшним миром, и сейчас мы засеваем семена будущего.
  На те же истины опирается гештальт, одна из самых авторитетных школ в психологии. Это не случайное сближение и совпадение: в работах гештальт-психологов, например, у Клаудио Наранхо, нередко прямо присутствуют ссылки на Хинаяну и Махаяну. И это не единственный пример пересечения путей честной науки и не запятнанной политическими интересами религии.
  Ценность сегодняшнего дня, полного трудов и открытий, признается и христианской религией. "...не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы". Здесь не призыв к легкомыслию, а указание на то, что сегодня ты должен заботиться о своих делах полной мерой, а не завтра и не вчера.
  
  
  
  
  
   Кодекс собаки на сене
  
  Перейдем к более привычным областям познания жизни. Есть общеизвестная песня Александра Зацепина на слова Леонида Дербенева из фильма "Земля Санникова:
   Призрачно все в этом мире бушующем.
   Есть только миг, за него и держись.
   Есть только миг между прошлым и будущим,
   Именно он называется жизнь.
  
  В этих четырех строках, по сути, заключается вся буддийская доктрина. Когда слушаешь эту песню в исполнении Олега Анофриева, ее щемящая правда достигает сердца, но, к сожалению, ненадолго остается в нем. Песня прозвучала, ушла, и мы снова остаемся снова в призрачном мире, где есть манящее былыми успехами вчера и богатое на обещания завтра.
  Все-таки прагматичный Запад живет ближе к истине в том смысле, что вот эта их хватка, эта привязанность к сегодняшнему дню, желание взять от него все, что можно, и помогла создать величайшие достижения материальной культуры Европы и Нового Света.
  Не то в России. Весьма употребительна была в коммунистические времена поговорка-приговор, употребляемый в отношении легковесных, по мнению коммунистических идеологов, людей: "Живет сегодняшним днем", что было равносильно глубочайшему моральному падению.
  Жить полагалось светлым коммунистическим завтра, а сегодня материальных благ требовать могли только люди, зараженные буржуазными предрассудками. А поскольку работать надо как раз сегодня, то постепенно укоренялось неозвученное, но крепко засевшее в подсознание убеждение: вот завтра и будем работать.
  Это убеждение господствует в России и сегодня, хотя уже и не у всех. Как раз обычные люди быстро сжились с тем, что надо устраивать жизнь именно сегодня, чтобы завтра жить лучше. А вот действующие в России власти, представляющие из себя клон коммунистического прошлого, как раз не смогли так быстро перестроиться. Главное - не захотели. Они по-прежнему живут только прошлым и будущим, а настоящее им просто не по зубам.
  Всякого, кто с ними не согласен, они либо гипнотизируют заклинаниями о величии советского прошлого, либо обещаниями великого будущего, которые развеваются над Россией, как знамя, уже целый век. Тех, кто гипнозу телепортации из прошлого прямиком в будущее не поддается, с помощью пропаганды определяют в "пятую колонну национал-предателей", могут в кутузку определить, а то и в иной мир пристроить, как это случилось с Немцовым. Как говорится в русской же поговорке" "Сам не ам и другим не дам" в противовес западному правилу "Живи и дай жить другим" - на этом основан кодекс собаки на сене.
  
   Страна без настоящего
  
  Россия - страна, в которой нет настоящего. Только освященное легендами героическое прошлое, и опять же разукрашенное прожектами "светлое" будущее. Полностью выпадает стадия сегодня - времени засевания сегодняшних полей бытия семенами будущего. Это возможно только в настоящем, а настоящего-то у нас и нет. И не предвидится. А знаете, почему? Потому что посевной материал у нас нежизнеспособен от долгого хранения, мало того, что сев у нас идет, по хорошей коммунистической традиции, не по знакам климата и реальной погоды, а по приказам и маниловским мечтаниям презирающих "сегодня" властей.
  Презирают они сегодняшние заботы по простой причине - люди стоят у штурвала российского корабля негодные, невежественные и нечестные. Вот относительно чего они живут полноценно сегодняшним днем - только в отношении собственного кармана, который стараются сделать как можно более тугим и выпуклым именно сегодня, а то завтра их могут и попереть, чего побаивался еще любимец партии Бухарчик (см. "Двуглавый василиск"). Момент ловли рыбы в мутной воде может и неожиданно кончиться. Кредо временщиков, авантюристов и просто аферистов.
  
  
   Вторая мировая
  
   По традиции в последние годы чуть ли не с начала года СМИ начинает готовить сознание россиян к празднованию Дня Победы. Голос Левитана имитируется даже на дебильных FM - радиоволнах. Попутно идет насаждение военного психоза, ненависти к другим народам.
  Во время Второй мировой войны Илья Эренбург в своих выступлениях по радио создавал науку ненависти к фашистам, нагнетал ее всеми доступными средствами - это было понятно: ненависть адресована была агрессорам, с которыми страна была в состоянии войны. А сейчас нагнетается ненависть россиян к братскому народу, в пределы земель которого вторглись бывшие антифашисты, сами переродившиеся в агрессоров.
  В последнее время многие люди, не подверженные гипноза "патриотизма против всего мира" отмечают, что память о Великой Отечественной войне и о Победе над врагом превращается в официальную религию. Послевоенное поколение людей Запада осознало мерзость войны, во имя чего бы она ни начиналась. Тот, кто начинает - агрессор и преступник. Кто обороняется, тот под защитой мировой общественности.
   Целое поколение писателей вроде Ремарка, Хемингуэя, Дос Пассоса прямо показывали войну как крайнее выражение бесчеловечности, ненависти, самоуничтожения и уничтожения народов. Они раскрывали безжалостно античеловеческий характер войны, фальшь разжигающего ее патриотизма, подчеркивали ее анти-человеческий и противоестественный характер.
  Надо сказать, Вторая мировая война, как бы ненароком, помогла Советскому Союзу, который сделал "железный занавес" и "холодную войну" основными принципами существования во враждебном мире, затесаться в сообщество цивилизованных стран. Это когда бы Рузвельт, Черчилль и Сталин оказались за одним столом, если бы не узы союзничества?
  Часто наши СМИ критикуют молодых американцев за то, что они считают, что войну выиграли Америка, Англия и прочие, а русские были там в самом конце и на задворках. Это конечно, не так - русские приняли на себя основную массу фашистских войск, и этого у них не отнять.
   Но не менее нечестно и глупо думать, что Вторую мировую войну выиграли только русские, а на задворках и только в самом конце войны были все остальные. Мы уже писали в других очерках о лендлизе, но не в нем основная суть. Помимо восточного фронта существовали еще тихоокеанский американский фронт, массированные военные действия англо-американских войск в Юго-Восточной Азии. В 1942 году они же сражались в Индии и Северной Африке.
   Всего во Второй мировой войне участвовали 72 государства, состав воюющих войск достигал 110 миллионов человек. Погибло на всех фронтах около 62 млн.человек, в том числе свыше 27 млн.советских граждан. Никто не спорит, вклад советского народа в победу над Гитлеровской коалицией огромен, но нельзя сказать, что мы - единственные герои в этой войне. И именно результаты Второй мировой войны и, в частности, Потсдамский мир, сделал возможным существование Советского Союза как равного среди равных мировых держав.
  
  
   Политическая филология
  
   Нашлись интересные "изыскания", которые наглядно показали: если раньше политической наукой делали биологию и кибернетику, то сейчас уже филология становится таковой.
  Некто Андрей Карпов взялся сопоставлять значение слова "победа" в украинском и русском языках. Надо же, не стал сравнивать с английским, французским, китайским, а пальцем ткнул в список языков и неожиданно попал в украинский, совершенно случайно. И вот что он пишет на одном из сайтов:
  "В русском - ПОБЕДИТЬ. В украинском -ПЕРЕМОГТИ. Смысл украинского слова понятен - взять верх, одолеть, "перемочь". То есть - сила на силу, и - чья возьмёт. Перемiг - одержал победу. Твоя сила оказалась сильнее.
  С русским словом сложнее. Этимологические словари возводят "победить" к старославянскому "бъдити" ("убеждать"). То есть победить - убедить, добиться признания твоей правоты.
  Речь идет уже не о простом господстве грубой силы. Истинная победа - это победа истины. Победа того, кто не прав (или иначе - победа голой силы, а не убеждения), не достойна этого слова".
  Угадайте с первого раза, чья победа хорошая, а чья плохая.
  
   В кино и в жизни
  
  Эстафета по-БЕДЫ. Эстафета беды. Специфика по-БЕДЫ по-русски в том, что, к сожалению, после победы над германским фашизмом в России ничего не изменилось, и завоеванную победу преследует неотвратимо и неотступно тень беды. Совсем небезобидные строчки из стихотворения вдохновленного революцией и кокаином Блока "И вечный бой, покой нам только снится" буквально завладели умами миллионов россиян. Все эти праздничные лозунги, голос Левитана, лавина фильмов об Отечественной войне почти на всех каналах ТВ бередят сознание людей, которые этой большой войны, по сути, уже не видели, не знают о ней ничего, кроме этих фильмов цвета хаки.
  Причем, если в старых советских фильмах - нельзя этого у них отнять и не надо - присутствовала художественная ценность, основанная на идее справедливой оборонительной войны, то современные малобюджетные поделки ничего, кроме отвращения у мыслящих людей, не вызывают. Но мыслящие люди этих фильмов более десяти минут не смотрят. Не упрощение и опрощение тому виной, а опошление и дешевизна сюжета и всего киноматериала. Уже набила оскомину эта кинематографическая халтура, даже у не очень требовательных зрителей, языком современной молодежи, которую уже не так легко обмануть и заболтать, она "не канает".
  Участников Великой Отечественной войны, которые видели своими глазами, как это было, становится с каждым годом все меньше. Сколько их, все же? Говорят, Интернет знает все. Да, только если ты сам способен отобрать из этой кучи сведений наиболее правдоподобные. Например, на Livejournal.com Герман Пятов насчитал по своим источникам и методикам 900 тысяч человек.
  Тут же в столбце сайтов обретается цифра 11.6 млн. ныне живущих ветеранов ВОВ, а, мол, тех, кто воевал, 1 млн.21 тысяча человек. Это как? А кто такие тогда еще 10 млн.? Вроде ветераны и вроде не воевали? По данным Пенсионного фонда России в РФ живут сегодня около 3 млн. инвалидов, ветеранов ВОВ, в это число входят и члены семей погибших на войне и умерших впоследствии, после Победы, ветеранов.
  Хотя члену Правительства РФ верить рискованно, как-то более всего в наших глазах, в сопоставлении с другой информацией, заслуживают доверия данные, предоставленные главой Минздравсоцразвития Голиковой: на сегодня в России осталось 3.4 млн ветеранов ВОВ, из них 32 % - люди старше 80 лет, а 503 человека уже имеют возраст более 100 лет.
  
  
   Боль памяти
  
  Ничего не хотим сказать плохого о пожилых людях вообще, а о ветеранах войны особенно, но прошедшие после войны 70 лет, конечно, что-то стерли из памяти о реальных событиях, а что-то, наоборот, привнесли. Может, это и хорошо. Потому что жить 70 лет военными воспоминаниями в их полной ясности - это, наверное, не по силам никакому герою, разве только, мифическому сверхчеловеку.
  В память одного из нас врезался "круглый стол", который проводился к 40-летию Победы в районной газете. Журналисты, в основном, рожденные после войны, а "самому старому" в 45-м году было 15 лет, от чистого сердца взялись за проведение этой ответственной встречи. Так вот, мы быстро поняли, что бегом прибежали в редакцию всего двое: один из, как мы потом узнали, похоронной бригады: мертвых героев, конечно, насмотрелся сверх меры; другой - тоже обретался где-то в обслуге на окраинах фронта.
  Остальных пришлось буквально уговаривать, улещивать, упрашивать прийти на круглый стол. Мы поняли тогда: это пропаганда, что ветераны купаются в славе и гордо несут по жизни ее бремя. Нет. Ветераны, которые по-настоящему хлебнули крови и лиха, не хотят вспоминать о войне лишний раз.
  Потому что не упоение победой приходит из памяти, а фронтовые кошмары. Вопрос: кто раздувает сегодня пафос Победы как религиозный символ? Именно те, которые, слава, конечно Богу, но пороха не нюхали даже близко. Потому что те, кто реально встречался и разговаривал с ветеранами войны, поняли: безнравственно извлекать из памяти людей события, которые не под силу пережить снова даже в воспоминаниях, а тем более - делать из страшной памяти культ.
  ...На том "круглом столе" - он был газетный, а не телевизионный, - нам пришлось с одним ветераном по-настоящему отваживаться: он в ходе воспоминаний погрузился в состояние, близкое к истерике. Отделались мы легким испугом, даже без "скорой помощи".
  
   "...приравненные к ним"
  
  Есть у нас в законодательстве и в идеологии такое понятие, как ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним ветераны боевых действий и вооруженных конфликтов в стране и за ее пределами. Казалось бы, ничего несправедливого в этом нет - и здесь, и там люди были под пулями и снарядами, а то и отдавали свои жизни.
  Приравненные. Они не могли отказаться, потому что в армии основа основ - исполнение приказа, иначе - воинское преступление. Но вот вопрос: в 41 - 45 годах солдаты и офицеры защищали свою землю, свои семьи от вражеских армад. А в Афганистане, Вьетнаме и Анголе они что защищали? За что отдавали свои единственные жизни? За политический покер верхов?
  Люди войны в современной России - это, в основном, ветераны Афгана и Чечни. Есть еще, и их не так много, солдаты и офицеры, которые побывали во время службы в Армии в сороковых - в Польше, затем в Китае и Корее. Позже, в пятидесятых - в Венгрии, Чехословакии, и далее - во Вьетнаме, Анголе, на Кубе, даже в Лаосе и Северном Йемене - всего они участвовали в 15 больших и малых вооруженных конфликтах за пределами своей страны.
  А теперь к этому списку прибавилась и Украина, о которой без всякой совести власти России на весь мир врут, что их военных в Украине не было и нет. Даже Канаду проняло, и ее представители заявили, что "ложь России о конфликте на Донбассе оскорбляет разум всего мира". А у нас - ничего, никого эта ложь не оскорбляет. Тем более ничей разум не оскорбляет. Видимо, это потому, что разума в России мало осталось. Безумие настигает страну.
  26 декабря 1997 года в России было создано общественное движение ветеранов локальных войн и военных конфликтов "Боевое братство". Занимается оно наградной деятельностью - чтобы каждого героя нашла заслуженная награда, а не менее важное дело - соцзащита ветеранов, инвалидов боевых действий, членов их семей и семей погибших воинов, патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодого поколения, проведение встреч и разных мероприятий. Основатель и бессменный глава этого общественного движения - Борис Громов, который выводил последних поборников "интернационального долга" из Афганистана через Грозовые ворота.
  Большинство воевавших в Афгане и Чечне стараются об этой части своей биографии либо совсем не вспоминать, либо вспоминают в таких тонах и выражениях, которые не звучат на публичных мероприятиях. Потому что в их-то войнах, в отличие от Великой Отечественной, справедливой самозащиты и самообороны не было. Люди прошли через кровь и гарь, через слезы и потери друзей и товарищей, через ранения и увечья. Но ради чего?
  Война - это не совсем то и даже совсем не то, что показывают в кино и по ТВ. Это то, что невозможно себе представить людям, которые сидят дома перед экраном, смотрят "военный" фильм, пережевывая пищу. И возвеличивание любой войны, приравнивание справедливой оборонительной войны к военно-политическим авантюрам бесчестно и безнравственно.
  
   Кем были мы вчера
  
  Жизнь - не кино. Это то, чем мы дорожим, что боимся потерять именно сегодня. Поэтому страшно победу и вечное взятие Рейхстага превращать в вечный поиск врага. Это хорошо поняли немцы. Сегодня они уже не те воинственные тевтоны, которые в фашистском угаре лезли "нах остен". Сегодня они - строители мирной жизни, работящие, скрупулезные в профессиях - каждый на своем рабочем месте. Педантичные, аккуратные, как механизм добротных часов. Они умеют и работать, и отдыхать.
  К счастью, немцы отвергли фашизм не на словах, а на деле, в хорошо осознанной реальности. Победа союзных войск над фашистской Германией и милитаристской Японией в 1945 году полностью изменила германское и японское общество. Это в послевоенное время два самых динамично развивающихся общества, создавших демократические государства с неуклонно развивающейся экономикой, наукой, передовыми технологиями. Люди этих двух стран вложили весь имеющийся у них потенциал в достижение общеполезных глобальных целей.
  Все, чем мы сейчас пользуемся в быту - это японская и немецкая бытовая техника, автомобили. Ни одна страна в мире без них не обходится. Поражение в неправедной войне Германии и Японии преобразовало эти две страны, но вместе с ними преобразовало и весь нынешний мир.
  И вот незадача - у них не звучит голос Левитана, не раздается звон орденов, никто со слезами на глазах не слушает свою "Катюшу" или порождающий нечеловеческий энтузиазм нацистский марш. Вы скажете: так с их стороны война была несправедливой - что им вспоминать, о чем петь? А знали они в сорок первом, что они исторически неправы и что их война - преступление против человечности?
  А в тридцать восьмом русские знали, что их война в Финляндии несправедлива? Не знали. Но если сегодняшние немцы знают, кто они были в сорок первом, то русские и сегодня не знают, кто они были в Финляндии, в Афганистане, во Вьетнаме и во всех точках "интернационального долга", заканчивая сегодняшней Украиной.
  
   Барабанная дробь вместо хлеба
  
  Ни немцы, ни японцы сегодня не сидят на груде оружия и никому не грозят войной. Они не разжигают в своих странах милитаристский и реваншистский дух. Какая метаморфоза могла случиться в огромной стране России, если реванша сегодня хочет - ну, полный абсурд! - страна-победитель. И что может быть следующим шагом - полное безумие или спасение нас от самих себя, от того, какими мы стали?
  Настало время задать этот вопрос каждому россиянину: хочет он жить в стране тоталитаризма или нет? Хочет ли он постоянно измышлять орды агрессивно настроенных врагов вокруг своей страны, которых в действительности нет? Или пора убрать войну из своего сознания нам, россиянам - тем, у которых в груди все еще бьется средневековое тевтонское сердце?
  В одном из старых советских фильмов женщины разговаривают между собой:
  - У тебя муж вернулся?
  - Вернулся, без ноги, но хоть такой, живым пришел.
  - А что твой, - спрашивают они третью.
  - А у моего война все еще не кончилась. Ранен в голову войной: ничего не понимает, мочится под себя. Глаза дикие, кричит все время и куда-то рвется...
  Такое ощущение, что вся наша страна - такая же жертва войны, наподобие этого раненного в голову бойца, который не ощущает себя, своего тела, а только видит перед собой вечного врага. Ведь многие вернулись покалеченными, но живыми. Не требуя права на отдых, они взялись восстанавливать порушенные города и села, строить новую жизнь - фабрики, заводы, а их по сей день толкают в прошлое - в грязные окопы, где они вынесли нечеловеческие испытания.
  А ведь Василий Гроссман в своем искореженном цензурой романе "Жизнь и судьба" с горечью пишет о том, что народ, прошедший огни и воды и медные трубы войны, сильно надеялся на то, что он вернется с фронта в другую страну, где будет можно, как на земле Европы, просто жить, своими руками строить свое благополучие в самом буквальном смысле - добротные коровники, как на западе, чистые уютные дворы, а рядом дом - полная чаша, как в Германии, Польши, Чехии...
  А вернулись опять в свое Улыбино с грязным правлением колхоза, с тощими животными в облупленных коровниках , дожившими до Победы инвалидами первой группы. В кино изображается все это пафосно, а в действительности это было преступление коммунистов, которые никогда еще после семнадцатого года - целых сто лет - просто не давали народу права обычным образом, без подвига, заработать свой не только кусок хлеба, а обильный стол. Раздолбанная пятилетками страна опять требовала фронтового фанатизма и безропотной преданности бесплодной и паразитической КПСС.
  И вот этим солдатам, которым уже за восемьдесят, а то и за сто лет, не дают успокоиться - им ежесекундно напоминают и напоминают о самых нечеловеческих четырех годах жизни и заставляют эти годы считать святыми. Святое - а оно действительно было! - это отчаянный, близкий к фанатизму подвиг освобождения родины от коричневой чумы. Это на самом деле свято. Но можно, наконец, понять, что частое-частое упоминание святого подвига, ежесекундная долбежка, как дробь барабана на эшафоте, обесценивает святыню, лишает ее смысла, превращает в лживое, циничное и лицемерное мероприятие.
  
  
   Контузия Победой
  
  А ведь, если сказать честно, участники Великой Отечественной войны за свой подвиг не получили ничего. Они в мирное послевоенное время ни одного дня, ни одного года не жили ни на рубль лучше, чем остальные граждане государства, победившего фашизм. Мы же жили и живем рядом с этими ветеранами и видим, что эти так называемые льготы настолько были с самого начала оскорбительно ничтожны, что они, по сути, не только ничего не прибавляли человеку в выживании здесь, но оскорбляли память о его военном подвиге.
  Вдумайтесь в лицемерный характер дежурной надписи в разных учреждениях и магазинах: "Ветераны ВОВ обслуживаются без очереди". Хотелось взять за галстук эту партийно-чиновническую мразь, которая выдумала такое, шарахнуть ее об стенку и спросить: " А ты почему за 30, 40, 50 лет не сделал здесь такую страну, где нет очередей?".
  Давно ли у нас закрылись магазины для участников ВОВ, где - по предъявлении документов! - людям, грудью защитившим страну, выдавали за деньги мизерные дозы продуктов, которые были здесь в хроническом дефиците - мясо, колбасу, икру, красную рыбу - все то, что в развитых странах просто не имеет никакого значения.
  И сегодня большинство населения, а вместе с ним ветераны войны, даже не приблизилось к уровню жизни, который мог бы считаться достойным человека и который в остальном мире - простая обыденность.
  Не потому ли не стихает истерическое прославление героев войны, закончивших свой ратный труд 70 лет назад, чтобы отвлечь их внимание от сегодняшнего дня, в котором по-прежнему все по-идиотски? Все скудно и паскудно?
  Такое ощущение, что весь народ России стоит на этом эшафоте, оглушаемый барабанной дробью, как контуженный победой боец из упомянутого фильма.
  
   Тогда давайте помнить все
  
  Если пропагандисты Единой России так жаждут сакральной памяти, почему они не празднуют окончание Первой мировой войны, что неким образом повлияло на развитие социальной революции в России? Разве солдаты царской России не защитили Родину от кайзеровской Германии? Нет этой памяти. А ведь Россия вроде та же самая, да и Германия тоже. Почему не вспоминаем, что тогда русские, как и во Второй мировой, вместе с теми же союзниками - англичанами и американцами, разбили немцев и остановили агрессию мирового масштаба.
  Почему в этом году российские коммунисты, опьяненные украинской кровью, 18 марта не закатывали глаза восторженно в память о Парижской Коммуне, которая, собственно, дала им жизнь? Если они так любят все помнить? Почему тогда не отмечается победа над Наполеоном? Где, в каком Кодексе истории говорится о том, что надо помнить только последнее? Или только назначенное к вспоминанию властями? Что-то мы не видим на каждом шагу обелисков Кутузову. Давайте же тогда помнить все войны и всех героев. Если уж на то пошло, поставьте памятник хотя бы тому же Кутузову, а не победившему советский народ заодно с немцами Сталину. Если вы так любите все русское.
  Весь смысл по-беды лишь в том, чтобы после войны, после ее ужасов и всех потерь, научиться жить, не ища беды, не создавая беды. Просто научиться жить вместе со всеми людьми на земле, чтобы не было ни иудея, ни эллина, ни русского, ни немца, ни американца. Из телевизора мы знаем, что мы, русские, чрезвычайно добросердечны. Правда, в жизни это не так сильно ощущается. Хотите пример? Когда был общеизвестный теракт в Домодедово, то российские таксисты, пользуясь ажиотажным спросом на их услуги, мгновенно повысили плату. А когда в Штатах рухнули небоскребы-близнецы, американские таксисты возили людей бесплатно.
  Если мы, русские, так великодушны и такие интернационалисты, если не делим мир на наш и не наш, что же тогда недавно Правительство Москвы не выдало даже разрешение на возведение памятника Джону Леннону, а встретило проект в штыки? Он же все-таки не Обама и даже не Кэмерон? Не на государственные же деньги люди хотели памятник этот поставить. Чем же Леннон хуже Ленина, статуями которого вы затыкали все города и села страны? Леннон, по крайней мере, не строил лагерей и никого не расстреливал. Может, это, как раз, и его недостаток, и с этим недостатком он против Сталина, памятниками которому коммунисты мечтают снова загадить всю Россию, просто никто.
  
   Память черная и белая
  
  Память коварна. Это касается и официальной, официозной памяти, и памяти народов, памяти человечества. Одна память взывает к славе и гордости за свой народ, свою родину, и она приветствуется. Другая память, которая повергает в стыд и от которой прошибает холодный пот, - ее предписывается загнать поглубже. Но с этим ничего нельзя сделать. Помнить надо все. Как говорится в одном коммерческом фильме, где никак нельзя было этих мыслей ожидать, герой говорит: тот, кто не помнит прошлого, обречен на его повторение.
  Есть, наверное, еще в Британии ветераны колониальной эпохи. Рассказывали ли они молодежи, как они обдирали золото с храмов в Индии и Бирме? А ветераны американской работорговли - они хотя бы в позапрошлом и прошлом веках вели патриотическое воспитание молодежи? А американские ветераны Вьетнама? Они есть символ государственности Англии или Америки? Или там все же совсем другие люди представляют общественную ценность?
  Все же президент Франклин Рузвельт и премьер Уинстон Черчилль ни в каких экспроприациях во имя революции не участвовали и никаких списков на массовые расстрелы не подписывали. И вместе с ними судьбы их стран решали не капээсэсовские мурзилки, а люди с чистыми руками, и руководствовались они интересами своих стран, а не своих оффшорных счетов.
  А у нас светочами национальной гордости и патриотического воспитания молодежи были многие годы люди, которые пошли на пенсию с лагерных вышек, в лучшем случае из столичных застенков НКВД и ГБ. Некоторые ветераны вводили танки в мятежную Венгрию и Чехословакию, насаждали своих марионеток в Афганистан. И эти люди мешают свою черную славу в одном котле со славой солдат Великой Отечественной. И нет никакой гарантии, что через несколько лет в наших школах не будут вести патриотическое воспитание Стрелков, Захарченко, Плотницкий, а тем более философ Бородай.
  
   Дважды оболган
  
  Мы хотим напомнить сегодня о герое Советского Союза Александре Матросове. Ему удалось из зэков попасть в герои. Причем, как выясняется, он и зэком-то настоящим не был, то есть он совершил преступление, которого нет и не было ни в одном уголовном кодексе мира. Такое преступление было только в СССР. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР 5 мая 1967 года приговор отменила. Поздновато, прямо сказать.
  Родился Александр 5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск - центр одноименной области Украины). Русский. Рано лишился родителей. С 1935 года воспитывался в Ивановском режимном детском доме Ульяновская области - видимо, был "трудным подростком", там же окончил 7 классов.
  В 1939 году, в 15 лет, был направлен на вагоноремонтный завод в городе Куйбышеве (ныне Самара), но вскоре оттуда сбежал. Приговором народного суда 3-го участка Фрунзенского района города Саратова от 8 октября 1940 года, в 16 лет, Александр Матросов был осуждён по статье 192 УК РСФСР к двум годам лишения свободы за нарушение паспортного режима. Отбывал срок в Уфимской детской трудовой колонии.
  С началом Великой Отечественной войны бомбардировал начальство заявлениями, просил отправить его на фронт, наконец, добился своего:
  в Красную Армию призван Кировским райвоенкоматом города Уфы Башкирской АССР в сентябре 1942 года и в октябре направлен в Краснохолмское пехотное училище. Вскоре большую часть курсантов направили на Калининский фронт.
  Далее все известно. По сути, Матросов был оболган дважды - сначала советской властью, сделавшей его уголовником за то, что рос в стране, где в начале двадцатых уже был порушен большевиками весь семейный уклад и миллионы людей были согнаны с мест, разлучены с детьми, обречены на голод и вымирание. В 16 лет - уже клеймо нарушителя режима. Паспортный, вроде бы административный режим, уже был тогда политическим.
  А второй раз Матросов был оболган уже в ходе перестройки, когда люди вылавливали из мутного потока информации что ни попадя, и произносили с ухмылкой: ха, герой Советского Союза - зэк, штрафник. Гнусная наука - российская история, поистине продажная девка коммунизма, и гнусны ее приговоры. Которые впоследствии могут и отмениться, но очень нескоро.
  
  
   Без права кричать "Ура-а-а!!!"
  
  За что спасибо "перестройке", так это за гласность. Честные представители всех видов искусств накинулись на эту гласность, как голодные волки на овечье стадо. Но волками, были, наоборот, те, кто десятилетиями прятал от народа страшную правду. В 1989 году кинорежиссер Вилен Новак поставил фильм "Гу-га!". Сегодня - в эпоху победившей "Единой России" - вряд ли это ему удалось бы.
  Вот большая цитата из журнала "Советский экран":
  
  "Странно-игривое название расшифровывается просто и страшно: "Гу-га!" - так вместо "Ура!" кричали штрафники, поднимаясь в атаку. Это будет рассказ о штрафниках Великой Отечественной, о батальонах и ротах смертников. О них молодым было известно разве что по песне В. Высоцкого, а в "Дружбе народов" Љ 8 за 1987 год появилась повесть М. Семашко - писателя, служившего в военное время в штрафбате. Ее герой - парнишка-одессит, провинившийся в летном училище и посланный под пули "искупать вину", во многом похож на самого автора. О многом мы не знали... О том, как штабисты-выдвиженцы свои тактические ошибки заливали кровью штрафников. Как подстегивали обреченных людей стоявшие в леске за передовой заградотряды. Как страшно жили и умирали воинские формирования из заключенных, проштрафившихся солдат регулярных частей и пацанов-лейтенантов, отосланных на фронт за мальчишеские провинности.
  - Только у нас в государстве существовало правило: ошибки искупи кровью. Варварский принцип! - рассказывал режиссер Вилен Новак, когда мы на следующий день встретились в его студийном кабинете.- Людей посылали на убой, прикрываясь якобы гуманным расчетом: месяц службы в штрафбате приравнивался к десяти годам тюрьмы. Но может ли кто-то так распоряжаться человеческой жизнью, решать, имеет ли право на жизнь другой?".
  Прокляли и пытаются убить память о великом писателе современности Викторе Астафьеве за его роман "Прокляты и убиты", где говорится о том, как призывали в армию в годы войны парней, здоровых, "кровь с молоком", помещали их в лагеря, якобы, предварительной военной подготовки, а через несколько месяцев, после бессмысленной проволочки и муштры отправляли их на фронт уже дистрофиками-дизентериками.
  Какая вонь поднялась после публикации романа со стороны белоглазых "патриотов любой ценой"! Хотя писатель и получил за роман Государственную премию России - еще не опустился тогда над страной новый сумрак лжи и фальши. Ровесник Александра Матросова и с таким же сиротским детством, писатель не выдержал травли за "очернительство советской истории", а по сути - за правдивое и честное изложение событий и в 2001 году умер - признанный во всем мире как совесть эпохи и очерненный на родине за непочтительность к властям, как Радищев.
   Штукатурка памяти
  
  Память иногда играет роль штукатурки, которая сглаживает все неровности, замазывает дыры и другие пороки строительной конструкции. А лучше сказать - замазывает глаза. Гладкая поверхность безобидна до поры до времени, но иногда штукатурка прячет опасные изъяны стен дома, которые могут неожиданно обнаружиться и привести к обвалу. То же самое в государстве. Экономика России сродни потемкинским деревням, где коррупция продолжает напирать полным потоком, а власти скрывают это штукатуркой, драпировками, макияжем.
  А чтобы никто до изъянов конструкции не докапывался, сделаем жизнь сплошным праздником. Один праздник, другой, третий, вереницей. Вместо хлеба людей пичкают сплошными зрелищами. Определенные слои общества самым примитивным образом прикармливаются. Чиновники, например. Или ветераны чего угодно. Или простые, вроде бы, безобидные бюджетники. Которых в случае надобности можно легко набрать тысяч сто пятьдесят - и загрузить непосредственно от канцелярских столов, а разгрузить прямо на Антимайдане.
  Это верные люди. Они получают несколько побольше, чем, скажем, персонал на дохлых малых предприятиях. И безработица им грозит только в случае, если они не будут любить родину, или по особо важному решению правительства, как случилось у московских медиков. Ничего, и это вынесут, зато "Крым наш". В фильме Марка Захарова "Убить дракона" есть незабываемый момент: Ланселот идет по людной улице с персонажем Леонова, спрашивает: "Это народ?" - "Хуже, - отвечает Леонов, - это лучшие люди города!".
  Вот это опора власти сегодня - как в средние века. Личная преданность. Прикормленные псы выполнят любую команду без промедления. Для них делаются календарные праздники, а мы чужие на этих праздниках жизни - статисты. Им все равно, что конструкция власти держится на гипсокартоне и задрапирована триколорами. А государство не эволюционирует, за фасадом - заброшенные старосоветские заводские цеха. Ткни - и развалится, как говорил Ленин. Зато память...Какая память! Награды, демонстрации, премии, соцпакет! Такой человек запомнит все, что ему прикажут, и будет свою память любить и пестовать.
  И никому не надо знать, что сильная страна - это страна с сильной экономикой, с хорошими доходами населения, а не та, где много праздников, которые неустанно реконструируют, реконструируют прошлое. Странно, здесь прошлое никогда не проходит, оно ходит по кругу и беззастенчиво просачивается в будущее, минуя настоящее. Построили же Ленин и Сталин социализм непосредственно из феодализма, минуя капитализм. Только что это нам сегодня на голову падает, после развитого социализма? Да тот самый капитализм, причем пещерный, не удалось миновать-то.
  Момент упущен. Это страшно: Россия опять не идет вместе со всем миром, да еще хвалится этим. Опять и опять праздник оборачивается таким лихолетьем. Лучше бы память хранить без шума и фанфар, не доводить ее до паранойи. Мы вовсе не говорим, что нужно память перечеркивать и вытеснять из жизни. Но нельзя памятью подменять жизнь, наше настоящее, наше сегодня. Иначе и завтра получим только оштукатуренную память, и только.
  3 мая 2015 года.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"