Райтаровский Анатодий Мефодьевич : другие произведения.

Cтаринные афоризмы с современными комментариями и вариациями

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
  
  
  
   анатолий
   райтаровский
  
  
  
  
  
  
   С ТА РИННЫЕ АФ О Р И З М Ы
  
   ( Цицерон - Сенека - Лукреций - Ювеналий - и др)
  
   С СОВРЕМЕННЫМИ
   ДОПОЛНЕНИЯМИ
   И ВАРИАЦИЯМИ
  
  
  
  
  
  
  
   Санкт-Петербург
  
   2013
  
  
  
  

О ПРИРОДЕ

1

   Природа предоставила нам временное
   пристанище, но не постоянное жильё
   Цицерон
   , поэтому мы с ним и обходимся хуже, чем со
   съёмной квартирой
  
   ПРИРОДА ПРЕДОСТАВИЛА НАМ ВРЕМЕННОЕ
   ПРИСТАНИЩЕ...А МЫ ВОЗОМНИЛИ СЕБЯ ЕГО
   ХОЗЯЕВАМИ
   2
   Всё лучшее в природе принадлежит
   всем вместе
   Петроний
   , а самое лучшее - приватизируется
  
   ВСЁ ЛУЧШЕЕ В ПРИРОДЕ ПРИНАДЛЕЖИТ...ЕЙ
   ОДНОЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЛЮДИ
  
   3
   Ежедневно сама природа напоминает нам, в сколь немногих , в сколь малых
   вещах она нуждается
   Цицерон, т.е. в нас (при нашем самомнении) вообще не
   нуждается
   ЕЖЕДНЕВНО САМА ПРИРОДА НАПОМИНАЕТ ... ЧТО ПОРА БЫ НАМ И ПОУМНЕТЬ
   4
   Из ничего ничто не происходит
   Лукреций
   , кроме ссоры влюблённых
  
   ИЗ НИЧЕГО...У НАС МОЖНО ПОЛУЧИТЬ
   ТОЛЬКО ПРИБЫЛЬ ИЛИ НЕПРИЯТНОСТИ
  
   5
   Мировой организм есть непрерывное
   целое
   Цицерон
   , раздираемое на куски некоторыми своими
   частями
  
   МИРОВОЙ ОРГАНИЗМ ЕСТЬ...ЗДОРОВАЯ
   СИСТЕМА, СЛАБЫМ ЗВЕНОМ КОТОРОЙ
   ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕЛОВЕК
   6
   Природа наделила человека стремлением к
   поиску истины
   Цицерон
   и способностями к её искажению
   ПРИРОДА НАДЕЛИЛА ЧЕЛОВЕКА... РАЗУМОМ
   НЕ ДЛЯ ТОГО,ЧТОБЫ ОН ПОСТУПАЛ, КАК
   ИМБЕЦИЛ
   7
   Что естественно, то не постыдно.
   Естественное не безобразно.
   Сенека
   , поэтому не имеющие стыда считают своё
   поведение естественным
   ЧТО ЕСТЕСТВЕННО, ТО...ЕСЛИ НЕ
   ПРЕКРАСНО, ТАК ПРОСТИТЕЛЬНО
   8
   Трудно изменить природу
   Сенека
   , особенно, если это природа человека
   ТРУДНО ИЗМЕНИТЬ...СЕБЯ, ДРУГИХ, КАЖЕТСЯ,
   ПРОЩЕ
   9
   Нет ничего более упорядоченного, чем
   природа
   Цицерон
   , которой не касался человек
   НЕТ НИЧЕГО БОЛЕЕ УПОРЯДОЧЕННОГО...ЧЕМ
   АРМЕЙСКИЙ, УСТАВ, А ПОРЯДКА ДАЖЕ В
   АРМИИ ДАВНО НЕТ
   10
   Нет ничего более изобретательного, чем
   природа
   Цицерон
   , - достаточно взглянуть в зеркало
   НЕТ НИЧЕГО БОЛЕЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОГО,
   ЧЕМ... ДЕПУТАТ
   , ЗАПОЛНЯЮЩИЙ ДЕКЛАРАЦИЮ О ДОХОДАХ
   11
   Природа породила и создала нас для
   каких-то более значительных дел
   Цицерон
   , чем бесплодное умствование
  
   ПРИРОДА ПОРОДИЛА И СОЗДАЛА НАС... СЕБЕ
   НА ГОЛОВУ
   12
   Лечит болезни врач, а исцеляет природа
   Гиппократ
   , т.е. медицина всегда недолечивает
   ЛЕЧИТ БОЛЕЗНИ ВРАЧ...НЕСПОСОБНЫЙ
   ИСЦЕЛИТЬ СЕБЯ САМОГО
   13
   Природа питает всю Вселенную
   Макроний
   , каковой таковая и является
   ПРИРОДА ПИТАЕТ...САМОЮ СЕБЯ, ВКЛЮЧАЯ
   ПАРАЗИТОВ
  
   14
   Солнце светит всем
   Петроний
   , но не всем одинаково
   СОЛНЦЕ СВЕТИТ...И ГРЕЕТ, КАК
   ДЕМОКРАТИЯ - НЕ ВСЕМ РАВНОМЕРНО
  
  
   О ЛЮДЯХ
  
   15
   Превосходно, если мы сами в состоянии
   управлять собой
   Цицерон
   , но недурно, если и кое-кому иногда удаётся
   управлять нами по согласию
   ПРЕВОСХОДНО, ЕСЛИ МЫ САМИ В
   СОСТОЯНИИ УПРАВЛЯТЬ... СВОИМ
   СОСТОЯНИЕМ
   16
   Человек не ценит того, что у него есть
   Манилий
   , зато склонен переоценивать то, что есть
   у других
   ЧЕЛОВЕК НЕ ЦЕНИТ ТОГО, ЧТО У НЕГО
   ЕСТЬ...ПОКА НЕ ЛИШИТСЯ
   17
   Я человек и считаю, что ничто
   человеческое мне не чуждо
   Теренций,
   хотя кое-кто в этом сомневается
   Я ЧЕЛОВЕК И СЧИТАЮ...ДО 10
   ПРАКТИЧЕСКИ БЕЗ ОШИБОК
  
   18
   Всё несовершенное неизбежно приходит в
   упадок и гибнет
   Сенека
   , а несовершенно всё сущее
   ВСЁ НЕСОВЕРШЕННОЕ... МНИТ СЕБЯ
   СОВЕРШЕНСТВОМ
   19
   Каждый человек - отражение своего
   внутреннего мира. Как человек мыслит,
   таков он и есть в жизни
   Цицерон
   , а если думает одно, но делает другое -
   тогда он её зеркальное отражение
   КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК... ПРОИЗОШЁЛ ОТ
   СПЕРМАТОЗОИДА,
   НО КАК МАЛО ОН НА НЕГО ПОХОЖ
  
  
   20
   Человек мал, а дом его - мир!
   Варрон
   , точнее, мир - коммунальная квартира, где человек - ответственный квартиросъёмщик
   ЧЕЛОВЕК МАЛ...НО САМОМНЕНИЕ ЕГО -
   ГРОМАДНО!
   21
   Если бы то, чего человеку достаточно,
   удовлетворило его, он был бы вполне
   обеспечен
   Лукреций
   , но не по его мнению
   ЕСЛИ БЫ ТО, ЧЕГО ЧЕЛОВЕКУ
   ДОСТАТОЧНО...БЫЛО ИМ ОСОЗНАНО,
   А ТО ВЕДЬ ЖЕЛАНИЯ - КАК
   ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ ОПУХОЛЬ: РАСТУТ !
  
   22
   Человек по своей природе - животное
   чистое и изящное
   Сенека
   , как, например, воспитанник Сенеки Нерон
   ЧЕЛОВЕК ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ - ЖИВОТНОЕ,..
   НЕ ОБЛАДАЮЩЕЕ ЧУВСТВОМ МЕРЫ
  
   23
   Тем, чем мы были и чем являемся,
   завтра уже не будем
   Овидий
   , если вообще завтра будем
   ТЕМ, ЧЕМ МЫ БЫЛИ И ЧЕМ
   ЯВЛЯЕМСЯ...ГОРДИТЬСЯ НЕ ПРИХОДИТСЯ
   24
   Всякий человек хрупок, как и все прочие: никто не уверен в своём завтрашнем
   дне
   Сенека
   , а не уверен - не обгоняй время
   ВСЯКИЙ ЧЕЛОВЕК ТАК ЖЕ ХРУПОК...
   ИЛИ КРЕПОК, КАК ЕГО СОВЕСТЬ
  
   25
  
   Никто не становится хорошим человеком
   случайно
   Платон
   , хотя все мы людьми оказались случайно
   НИКТО НЕ СТАНОВИТСЯ ХОРОШИМ ЧЕЛОВЕКОМ... НЕ ПОБЫВ СЛУЧАЙНО ПЛОХИМ
   26
   Нет ничего более жалкого и более
   великолепного, чем человек
   Плиний Старший
   , и часто именно его великолепие вызывает
   жалость
   НЕТ НИЧЕГО БОЛЕЕ ЖАЛКОГО И БОЛЕЕ ВЕЛИКОЛЕПНОГО, ЧЕМ... ТО, ЧТО ЧЕЛОВЕК ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ, И ТО, ЧТО ОН О СЕБЕ
   ПРЕДСТАВЛЯЕТ
  
   27
   Много ли людей, которые озабочены своим
   нравственным достоинством наедине с
   собой так же, как и на людях ?
   Плиний Младший
   и которые озабочены собственной
   нравственностью более,чем чужой
  
   МНОГО ЛИ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ
   ОЗАБОЧЕНЫ СВОИМ НРАВСТВЕННЫМ ДОСТОИНСТВОМ... КАК МАТЕРИАЛЬНЫМ
   ДОСТОЯНИЕМ?
  
  
   28
  
   Не видим ли мы, что человек сам не знает, чего он хочет
   и постоянно ищет перемены мест, будто
   это может избавит его от бремени
   Лукреций
   , тогда как, хочешь избавиться от бремени -
   роди !
   НЕ ВИДИМ ЛИ МЫ, ЧТО ЧЕЛОВЕК САМ
   НЕ ЗНАЕТ... НЕ ОБЕРНЁТСЯ ЛИ ВО ВРЕД ЕМУ ТО, ЧТО ОН ЖЕЛАЛ НА ПОЛЬЗУ СЕБЕ
  
   29
  
   Достиг всеобщего одобрения тот, кто
   соединил полезное с приятным
   Гораций
   , но достиг соединения - зачем ему
   одобрение?
   ДОСТИГ ВСЕОБЩЕГО ОДОБРЕНИЯ ТОТ...,
   А ВПРОЧЕМ, ВСЕОБЩЕГО ОДОБРЕНИЯ
   НЕ БЫВАЕТ
  
   30
   Человек не в состоянии предусмотреть,
   чего ему должно избегать в то или иное
   мгновение
   Гораций
   , особенно - в приятные моменты
   ЧЕЛОВЕК НЕ В СОСТОЯНИИ
   ПРЕДУСМОТРЕТЬ...ВСЕХ ПОСЛЕДСТВИЙ НЕ
   ТОЛЬКО ДУРНЫХ, НО И ХОРОШИХ
   СВОИХ ПОСТУПКОВ
   31
   Сколько людей, столько и мнений
   Теренций
   , включая не имеющих своего мнения
   СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ...А МНЕНИЙ ЕЩЁ БОЛЬШЕ
   32
   Следует жить в соответствии с природой
   Цицерон
   , но никто, кроме Цицерона, не знает, что
   это означает
   СЛЕДУЕТ ЖИТЬ...КАК В
   СООТВЕТСТВИИ С ПРИРОДНЫМИ
   РЕФЛЕКСАМИ, ТАК И С
   МОРАЛЬНЫМ КОДЕКСОМ ОБЩЕСТВА, ОГРАНИЧИВАЮЩИМ ИХ ДО ПОЛНОГО
   ПОДАВЛЕНИЯ ИЛИ ИЗВРАЩЕНИЯ
  
   33
  
   Люди, родившиеся в одно и то же мгновение, имеют и природу и судьбу
   несходную
   Цицерон
   реже, чем родившиеся в разное время
   ЛЮДИ, РОДИВШИЕСЯ В ОДНО И ТО ЖЕ
   МГНОВЕНИЕ...НЕ СТОЛЬ РАЗЛИЧНЫ, КАК
   УМЕРШИЕ ОДНОВРЕМЕННО
   34
   Пожнут твои плоды потомки
   Вергилий
   , но, возможно, не твои потомки
   ПОЖНУТ ТВОИ ПЛОДЫ...И СПАСИБО НЕ
   СКАЖУТ
   35
   К ребёнку следует относиться с
   величайшим уважением
   Ювеналий
   , нето он в вас пойдёт
   К РЕБЁНКУ СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬСЯ...КАК К
   ПОСЛАНЦУ ИЗ БУДУЩЕГО
   36
   Если ты рассчитываешь на потомков, то
   для них недоделанное - то же самое, что
   неначатое
   Плиний Младший
   , хотя неначатое часто лучше
   недоделанного
   ЕСЛИ ТЫ РАССЧИТЫВАЕШЬ НА ПОТОМКОВ,
   ТО...К СОЖАЛЕНИЮ, ТЫ - ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ
   ОПТИМИСТ
   37
   Не по дому следует почитать хозяина, а
   дом по хозяину
   Цицерон
   , т.е. сознание первично, а материя
   вторична
   НЕ ПО ДОМУ СЛЕДУЕТ ПОЧИТАТЬ ХОЗЯИНА...
   ХОТЯ, ЕСЛИ ОН ВЫСТРОИЛ ЕГО СВОИМИ
   РУКАМИ - ТО И ПО ДОМУ
  
  
   38
   Преданность негодяев так же ненадёжна,
   как они сами
   Плиний Младший
   , но в предательстве их можно быть
   вполне уверенным
   ПРЕДАННОСТЬ НЕГОДЯЕВ...КОГДА
   СЛУЧАЕТСЯ, ВЫЗЫВАЕТ УМИЛЕНИЕ
   БОЛЬШЕЕ, ЧЕМ ПРЕДАННОСТЬ
   ПОРЯДОЧНЫХ ЛЮДЕЙ
   39
   Узнай характер друга, чтобы не
   возненавидеть его
   Гораций
   слишком поздно
   УЗНАЙ ХАРАКТЕР ДРУГА...А ЕЩЁ ВАЖНЕЕ - БУДУЩЕЙ ЖЕНЫ, ИБО ЕЁ ХАРАКТЕР ЛУЧШЕ
   ЗАМАСКИРОВАН
   40
   Истинный друг познаётся в беде
   Энний
   , ложный - тоже
   ИСТИННЫЙ ДРУГ ПОЗНАЁТСЯ...ИНОГДА
   СЛУЧАЙНО
   41
   Потерять друга - величайшая из потерь
   Публий Сир
   , обрести - редчайшее счастье
   ПОТЕРЯТЬ ДРУГА... - ПОТЕРЯТЬ ЧАСТЬ СЕБЯ
   САМОГО
   42
   Быть любимым и дорогим - приятно
   Цицерон
   , в особенности - взаимно
   БЫТЬ ЛЮБИМЫМ И ДОРОГИМ...- ОГРОМНАЯ
   ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
   43
   Не счесть друзей, пока благоденствуешь.
   Если же небо твоё хмурится, ты одинок
   Овидий
   , значит, ты ошибался в друзьях
   НЕ СЧЕСТЬ ДРУЗЕЙ...И НЕ НАДО: БЕЗ ОШИБКИ
   МОЖНО СОСЧИТАТЬ ТОЛЬКО ДО ТРЁХ
   44
   От смерти и любви никто не скроется
   Публий Сир
   , от любви обычно не скрываются, а от её
   плодов некоторые скрываются до смерти
   ОТ СМЕРТИ И ЛЮБВИ...НЕТ ПРОТИВОЯДИЯ,
   КРОМЕ: ОТ СМЕРТИ - ЛЮБОВЬ,
   ОТ ЛЮБВИ - СМЕРТЬ
   45
   Не бей по камню, чтобы не остаться без
   руки
   Плавт
   , бей, на здоровье, но возьми молот
   НЕ БЕЙ ПО КАМНЮ...ЕСЛИ ЛОБ НЕ
   ЧУГУННЫЙ
   46
   Вместе тесно, порознь тошно
   Марциал
   , не придумаешь нарочно
   ТОШНО ВМЕСТЕ ТЕСНО...КАК В ЕВРОСОЮЗЕ, ПОРОЗНЬ ТОШНО ...КАК В
   СНГ
   47
   С кем поведёшься, от того и наберёшься
   Сенека
   , поэтому водись с тем, с кем можно
   набраться
  
   С КЕМ ПОВЕДЁШЬСЯ...С ТЕМ И
   РАЗВЕДЁШЬСЯ
   48
   С годами мы умнеем
   Теренций
   , пока не слишком заживаемся на свете
   С ГОДАМИ МЫ УМНЕЕМ...ПОКА НЕ
   ЗАМЕЧАЕМ, ЧТО ДЕТИ УМНЕЕ НАС
  
   О ЖИЗНИ И СМЕРТИ
  
   49
   Старость крепка благодаря основам,
   заложенным в молодости
   Цицерон
   , и не разрушенным в зрелости
   СТАРОСТЬ КРЕПКА БЛАГОДАРЯ...
   ОКРУЖАЮЩЕЙ ЕЁ МОЛОДОСТИ
   50
   Все хотят дожить до старости, а когда
   доживут, жалуются на неё
   Цицерон
   , как женщины: все хотят замуж, а выйдут
   - и жалуются
   ВСЕ ХОТЯТ ДОЖИТЬ ДО СТАРОСТИ...НО
   НЕ ДО ДРЯХЛОСТИ
  
   51
   Мы незаметно старимся
   Овидий
   , незаметно для себя
   МЫ НЕЗАМЕТНО СТАРИМСЯ...И
   СМИРЯЕМСЯ С РАНЕЕ НЕПРИЕМЛЕМЫМ
   52
   Пользуйся юностью, жизнь быстро
   проходит: последующие радости не будут
   столь же прекрасны, как первые
   Овидий
   , а возможно, будут лучше, поскольку ты
   сумеешь их оценить
   ПОДЬЗУЙСЯ ЮНОСТЬЮ...ДЛЯ
   НАКОПЛЕНИЯ, ЗНАНИЙ И УМА,
   А ТО, О ЧЕМ ПОДУМАЛ,
   ПРИДЁТ ПОЗДНЕЕ
  
  
   53
   Я считаю жизнь единственным благом
   Сенека
   , данным от Бога, остальные - от лукавого
   Я СЧИТАЮ ЖИЗНЬ...ПОДОБНОЙ
   ЖЕНЩИНЕ: ВНАЧАЛЕ ОЧАРОВАТЕЛЬНА ,
   НО ВПОСЛЕДСТВИИ РЕДКО НЕ
   РАЗОЧАРОВЫВАЕТ
   54
   Лишь один раз приходится совершать
   смертный путь
   Гораций
   , и то без удовольствия
   ЛИШЬ ОДИН РАЗ ПРИХОДИТСЯ...СОЖАЛЕТЬ ОБ УПУЩЕННОМ: СЧАСТЬЕ ДУРАКАМ ДВАЖДЫ
   НЕ УЛЫБАЕТСЯ
   55
   Я мыслю, следовательно, я существую
   Декарт
   , я существую, а не живу, следовательно, я
   плохо умею мыслить
   Я МЫСЛЮ...НО В ЖИЗНИ НИЧЕГО НЕ
   СМЫСЛЮ
   56
   Я ем, чтобы жить, а не живу, чтобы
   есть
   Квинтилиан
   , и всё же, размышлять о жизни особенно
   приятно после еды
   Я ЕМ, ЧТОБЫ ЖИТЬ...И ПОЭТОМУ
   ТЩАТЕЛЬНО ПЕРЕ ЖЁВЫВАЮ ПИЩУ
   57
   Прекрасно умереть - позорно рабствовать
   Публий Сир
   , что Эзоп доказал своим выбором
   ПРЕКРАСНО УМЕРЕТЬ...СВОЕВРЕМЕННО
   И БЫСТРО
   58
   Всё рождённое обречено на исчезновение
   Саллюстий
   , или на преображение, как гусеница -
   в бабочку
   ВСЁ РОЖДЁННОЕ...НЕБЕЗУПРЕЧНО И
   ЗНАЧИТ - СМЕРТНО
  
   59
   Такова жизнь
   Петроний
   ,что жить не хочется
   ТАКОВА ЖИЗНЬ...КАКОВЫ МЫ
   60
   Жизнь коротка, искусство долговечно,
   время быстротечно, опыт опасен, суд
   труден
   Гиппократ
   , а всё вместе - суета сует
   ЖИЗНЬ... ПРЕКРАСНА,
   ИСКУССТВО...МЕНЕЕ ПРЕКРАСНО
   , ВРЕМЯ... - ПОНЯТИЕ СМУТНОЕ,
   ОПЫТ...ПОЛОЖИТЕЛЕН ВСЕГДА, А
   СУД...НЕ ВСЕГДА СПРАВЕДЛИВ, ДАЖЕ
   ЕСЛИ ЗАКОНЕН
   61
   Живи, помня, как коротка жизнь
   Гораций
   , и не испытаешь от неё никакого
   удовольствия
  
   ЖИВИ, ПОМНЯ...ЧТО ПОСЛЕ ТЕБЯ
   ПОТОПА НЕ БУДЕТ
  
   О НРАВАХ И ПРИВЫЧКАХ
   62
   Привычка к благополучию - наихудшая
   привычка
   Публий Сир
   , но она лучше, чем привычка к неблаго-
   получию - как в России на протяжении
   тысячелетия
   ПРИВЫЧКА К БЛАГОПОЛУЧИЮ...
   ЕСТЕСТВЕННА , КАК ДЛЯ МЛАДЕНЦА
   СОСАНИЕ СОСКИ
   63
   Привычка - вторая натура
   Цицерон
   , соответствующая первой
   ПРИВЫЧКА...- ЯРЧАЙШАЯ
   ХАРАКТЕРИСТИКА НАТУРЫ
   64
   Почести изменяют нравы
   Плутарх
   , лучшие - к худшему, худшие - не к лучшему
   ПОЧЕСТИ...БЫВАЮТ НУЖНЫ НЕ СТОЛЬКО ТОМУ, КОМУ ИХ ОК АЗЫВАЮТ, СКОЛЬКО ТЕМ, КОИМИ ОКАЗЫВАЮТСЯ
   65
   Что значат законы без нравов, что значат
   нравы без веры ?
   Гораций
   - то же, что любовь без веры, вера без
   надежды
   ЧТО ЗНАЧАТ ЗАКОНЫ...ПО СРАВНЕНИЮ С
   "КРЫШЕЙ"?
   66
   Добрые нравы важнее добрых законов
   Тацит
   , т.е. лучше жить по понятиям
   ДОБРЫЕ НРАВЫ...- ПОРОЖДЕНИЕ ДОБРОЙ
   ЖИЗНИ
   67
   Каждому человеку его судьбу создают
   его собственные нравы
   Непот
   , дарованные ему судьбой
   КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ ЕГО СУДЬБУ...ЛУЧШЕ
   НЕ ЗНАТЬ
  
   68
   У каждого свой нрав
   Теренций
   , даже у безнравственных
   У КАЖДОГО СВОЙ... БЗИК, БЕЗ БЗИКА
   ЧЕЛОВЕК УЩЕРБЕН
  
   69
   К неизвестному нет влечения
   Овидий
   , зато к непознанному - огромное
   К НЕИЗВЕСТНОМУ...ЧЕЛОВЕКУ МОЖЕТ
   ВСПЫХНУТЬ БОЛЬШОЕ ВЛЕЧЕНИЕ
   70
   Вся моя надежда на себя самого
   Теренций
   , оттого она и невелика
   ВСЯ НАДЕЖДА...- РАЗНОВИДНОСТЬ
   ОБРЕЧЁННОГО ОПТИМИЗМА
  
   71
   Кто меньше хочет, в меньшем и
   нуждается
   Публий Сир
   , но по малой нужде хочется сильнее, чем по
   большой
   КТО МЕНЬШЕ ХОЧЕТ...ТОТ БОЛЬШЕ
   ПОЛУЧИТ
   72
   Мы всегда стремимся к запретному и
   желаем недозволенного
   Овидий
   , поскольку пошли в маму Еву
   МЫ ВСЕГДА СТРЕМИМСЯ...ВВЫСЬ И
   ПРИХОДИМ В СЕБЯ НА ЗЕМЛЕ
   73
   Пока человек жив, он должен надеяться
   на всё лучшее
   Сенека
   и рассчитывать на худшее
   ПОКА ЧЕЛОВЕК ЖИВ...ЕГО МОЖНО РУГАТЬ,
   НО ЕСЛИ ОН ВЛАСТЕЛИН - ТОЛЬКО ПОСЛЕ
   СМЕРТИ
   74
   Всякая надежда, основанная на заслуге,
   законна
   Овидий
   , значит, надежда на долголетие незаконна
   ВСЯКАЯ НАДЕЖДА, ОСНОВАННАЯ...НА
   ВЕРЕ, ЛЮБВИ И МУДРОСТИ НЕ ТОЛЬКО
   ЗАКОННА НО И ДОСТОЙНА
  
   75
  
   Кто желает съесть ядро, должен
   разбить орех
   Плавт
   и не раздражаться, если оно окажется
   гнилым
   КТО ЖЕЛАЕТ СЪЕСТЬ ЯДРО...ЦАРЬ-ПУШКИ, ПУСТЬ ПОПРОСИТ ВЫСТРЕЛИТЬ ИЗ НЕЁ СЕБЕ
   В РОТ
   76
   Сдерживать далеко идущую надежду в соответствии с кратковременностью жизни
   Гораций
   , а ещё лучше - в соответствии со здравым
   смыслом
   СДЕРЖИВАТЬ ДАЛЕКО ИДУЩУЮ НАДЕЖДУ ...СЛЕДУЕТ НЕ В НАЧАЛЕ ЕЁ ПУТИ - НАДЕЖДЕ
   НУЖЕН РАЗБЕГ
   77
   Надежда всегда твердит, что в будущем
   будет легче
   Тибулл
   , а опыт - что надежда права бывает
   лишь изредка
   НАДЕЖДА ВСЕГДА...ПОЧИТАЕТСЯ КАК
   ДОЛГОЖИТЕЛЬНИЦА
   78
   Пусть не хватает сил, но желание всё же
   похвально
   Овидий
   , сказал( извините) импотент, застёгивая
   ширинку
   ПУСТЬ НЕ ХВАТАЕТ СИЛ, НО...ПОПЫТКА
   - НЕ ПЫТКА
  
  
  
  
  
   О ДУХЕ И ДУШЕ
   79
   Одни живые существа имеют дух, другие
   только душу
   Сенека
   , а третьи - ни того, ни другого
   ОДНИ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА ИМЕЮТ
   ДУХ... ПОСТОЯННО, ДРУГИЕ ЕГО
   ПЕРИОДИЧЕСКИ ИСПУСКАЮТ
   80
   Душа помнит о прошедшем, зрит
   настоящее предвидит будущее
   Цицерон
   , поэтому в ней такое смятение
   ДУША ПОМНИТ О ПРОШЕДШЕМ ... САМОЕ ЛУЧШЕЕ И СТАРАЕТСЯ ЗАБЫТЬ
   ПЛОХОЕ
   81
   Лук ломается от напряжения , дух - от
   расслабления
   Публий Сир
   , поэтому учитесь расслабляться
  
   ЛУК...ДРОЖИТ ОТ НАПРЯЖЕНИЯ,
   ДУХ - ОТ СЛАБОСТИ
   82
   Когда дух колеблется, можно любой малостью склонить его в ту или иную
   сторону
   Теренций
   , чаще - не в ту
   КОГДА ДУХ КОЛЕБЛЕТСЯ...ЭТО
   МОЖЕТ ЗАКОЛЕБАТЬ ЛЮБОГО
   83
   Больная душа не может вынести ничего
   тягостного
   Овидий
   ,да и здоровой, по правде, тягостное в
   тягость
   БОЛЬНАЯ ДУША НЕ МОЖЕТ
   ВЫНЕСТИ...ИНОГДА ДАЖЕ РАДОСТИ
   84
   Ничто так не сближает, как сходство
   характеров
   Цицерон
   , разве только их противоположность
   НИЧТО ТАК НЕ СБЛИЖАЕТ, КАК...ПОЕЗДКА В
   ЧАС ПИК В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
   85
   Ничто не сравнится в быстроте с
   душевной деятельностью
   Цицерон
   , особенно у женщин: сперва эмоции,
   потом соображение
   НИЧТО НЕ СРАВНИТСЯ В БЫСТРОТЕ...С
   ИЗМЕНЕНИЕМ МНЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ
  
   О СОВЕСТИ И ЗЛЕ
   86
   Рубец на совести - та же рана
   Публий Сир
   , но уже зарубцевавшаяся
   РУБЕЦ НА СОВЕСТИ...ХУЖЕ ШРАМА НА ЛИЦЕ
   87
   Правда, законность, добродетель,
   справедливость, кротость - могут быть
   объединены в понятии " честность"
   Квинтиллиан
   , хотя случается честность без кротости
   ПРАВДА, ЗАКОННОСТЬ, ДОБРОДЕТЕЛЬ,
   СПРАВЕДЛИВОСТЬ, КРОТОСТЬ - СЛОВА,
   КОТОРЫЕ НУЖНО ПОВТОРЯТЬ ЧАЩЕ,
   ИНАЧЕ ПОТОМКИ ВСКОРЕ ПОНЯТИЯ НЕ
   БУДУТ ИМЕТЬ ОБ ЭТИХ ПОНЯТИЯХ
   88
   Молвы боятся многие, совести - кое-кто
   Плиний Младший
   , даже из тех, у кого она есть
   МОЛВЫ БОЯТСЯ МНОГИЕ...БЕЗМОЛВИЯ
   - ВСЕ
  
   89
   Чем лучше человек, тем труднее ему
   подозревать других в бесчестии
   Цицерон
   , чем другие и пользуются
   ЧЕМ ЛУЧШЕ ЧЕЛОВЕК... ТЕМ МЕНЬШЕ
   ЭТО БРОСАЕТСЯ В ГЛАЗА
   90
   Честную душу сдерживает совестливость,
   а негодяй крепнет от своей дерзости
   Плиний Младший
   , то есть, хочешь укрепить душу - стань
   негодяем ?
   ЧЕСТНУЮ ДУШУ СДЕРЖИВАЕТ
   СОВЕСТЛИВОСТЬ, НЕЧЕСТНУЮ - СТРАХ
   91
   Несправедливость достигается двумя способами: либо насилием, либо обманом
   Цицерон
   , а также глупостью, роль которой часто
   исполняет доверчивость
   НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ ДОСТИГАЕТСЯ... ТРЕМЯ СПОСОБАМИ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ ЖЕ НЕ НАЙТИ ДАЖЕ ТАМ, ГДЕ ЕЙ ПОЛОЖЕНО БЫТЬ - В СУДЕ
   92
   Сокрытие зла питает и оживляет его
   Вергилий
   , не потому ли кино и ТВ так им
   насыщены?
   СОКРЫТИЕ ЗЛА... ПОДОБНО
   ЗАГЛАТЫВАНИЮ ОТРАВЫ
   93
   Из зол надо выбирать наименьшее
   Цицерон
   , как и поступили римляне, избрав
   Цицерона консулом
   ИЗ ЗОЛ НАДО ВЫБИРАТЬ,,,ЕСЛИ ЕСТЬ ВЫБОР
   94
   Дурное начало - дурной конец
   Теренций
   , или наоборот: дурной конец...
   ДУРНОЕ НАЧАЛО...МОБИЛИЗУЕТ
   СИЛЬНЫХ
   95
   Нет худа без добра
   Плиний Старший
   , учись извлекать пользу из неудач
   НЕТ,... ХУДО БЕЗ ДОБРА
   96
   Всякое зло легко подавить в зародыше
   Сенека
   , как и добро
   ВСЯКОЕ ЗЛО...НЕ СЛУЧАЙНО ПРИПОЛЗЛО
   97
   Не делать зла - и то благодеяние
   Публий Сир
   , но безделье может обернуться злом
   НЕ ДЕЛАТЬ ЗЛА...НЕ ЖЕЛАЯ ЕГО,
   ВСЕГДА НЕВОЗМОЖНО ДАЖЕ ДЛЯ
   СВЯТОГО
   98
   Подобно тому, как бывает милосердие, которое наказывает, так бывает жестокость,
   которая щадит
   Августин
   и медицина, которая калечит
  
   КАК БЫВАЕТ МИЛОСЕРДИЕ, КОТОРОЕ
   НАКАЗЫВАЕТ...ТАК БЫВАЕТ И
   УСЕРДИЕ, ЗА КОТОРОЕ НАКАЗЫВАЮТ
  
   О ДОБРОДЕТЕЛЯХ, ЖАДНОСТИ,
   ЗАВИСТИ
   99
   Не все восхищаются одним и тем же и
   не все любят одно и то же
   Гораций
   , потому о вкусах не спорят
   НЕ ВСЕ ВОСХИЩАЮТСЯ ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ... НО ЧАСТО ДЕЛАЮТ ТАКОЙ ВИД
   100
   Рождённым в лачугах о дворцах мечтать
   не пристало
   Петроний
   , рождённым в дворцах мечтать о них ни
   к чему - кому же мечтать о дворцах?
   РОЖДЁННЫМ В ЛАЧУГАХ... НЕ ХОЧЕТСЯ
   В НИХ УМЕРЕТЬ
   101
   Всякого влечёт своя страсть
   Вергилий
   и привлекает чужая
   ВСЯКОГО ВЛЕЧЁТ...НО НЕ ВСЯКИЙ
   ОКАЗЫВАЕТСЯ ВЛЕКОМЫМ
   102
   Лиса меняет шкуру, но не нрав
   Светоний
   , хоть нам по нраву её шкура, но не нрав
   ЛИСА МЕНЯЕТ ШКУРУ, НО НЕ НРАВ... ЧЕЛОВЕК - НРАВ, ЧТОБЫ СПАСТИ
   ШКУРУ
  
  
   103
   Блаженство - не награда за добродетель,
   но сама добродетель
   Спиноза
   , что заметно по блаженным
   БЛАЖЕНСТВО - ЖЕНСКАЯ БЛАЖЬ
   104
   Никто из смертных не бывает всякий
   час благоразумен
   Плиний Старший
   , зато почти ежеминутно готов к
   неблагоразумию
   НИКТО ИЗ СМЕРТНЫХ НЕ БЫВАЕТ...
   СКОЛЬ НИБУДЬ ДОЛГО СЧАСТЛИВ
   105
   Всегда почётно быть добродетельным
   человеком
   Цицерон
   , но добродетель не нуждается в почёте,
   иначе это тщеславие, а не добродетель
   ВСЕГДА ПОЧЁТНО БЫТЬ
   ДОБРОДЕТЕЛБНЫМ ...
   ТОЛЬКО НЫНЧЕ НЕ ВСЕ ЗНАЮТ ЧТО
   ТАКОЕ ДОБРОДЕТЕЛЬ
   106
   Добродетелен кто же? Тот, кто решенья
   отцов, законы, права охраняет
   Гораций
   , то есть полицейские
   ДОБРОДЕТЕЛЕН...ТОТ, КТО ОГРАНИЧЕН
   107
   Смелым судьба помогает
   Теренций
   , раз уж их наградила смелостью
   СМЕЛЫМ СУДЬБА...УЛЫБАЕТСЯ,
   ИНОГДА КРИВО
   108
   Мужествен тот, кто беду терпит достойно
   свою
   Марциал
   то есть женщины мужественны чаще
   мужчин
   МУЖЕСТВЕН ТОТ, КТО... ЗАГОДЯ
   МУЖЕСТВОМ НЕ ПОХВАЛЯЕТСЯ
  
  
   109
   Праздность всегда порождает в душе
   непостоянство
   Лукиан
   , либо порождается им
   ПРАЗДНОСТЬ ВСЕГДА... ПОРИЦАЮТ, НО
   ИЗРЕДКА БАЛУЮТ СЕБЯ ЕЮ
   110
   Теряет своё тот, кто желает чужого
   Федр
   , как думали раньше, а сейчас: не удержишь
   своё, если не прихватишь чужого
   ТЕРЯЕТ СВОЁ...ЛИЦО, КТО ЕГО ИМЕЕТ,
   МНОГИМ ЖЕ ТЕРЯТЬ НЕЧЕГО
   111
   Богатство не уменьшает жадности
   Саллюстий
   , ибо опасается уменьшиться само
   БОГАТСТВО...УВЕЛИЧИВАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ, НО НЕ СПОСОБНОСТИ
  
  
  
   112
   В чём смысл старческой скупости - не
   понимаю
   Цицерон
   , а оказывается - в надежде долго
   прожить
   В ЧЁМ СМЫСЛ СТАРЧЕСКОЙ СКУПОСТИ
   ...МОЖНО УЗНАТЬ, ДОЖИВ ДО ПЕНСИИ
   И ЖИВЯ НА НЕЁ
   113
   Жадного деньги возбуждают, а не
   насыщают
   Публий Сир
   , как бабника женщины
   ЖАДНОГО ДЕНЬГИ ВОЗБУЖДАЮТ... НО
   НЕ УДОВЛЕТВОРЯЮТ
   114
   Скупой ничего не делает полезного,
   разве что когда умирает
   Публий Сир
   , своевременно
   СКУПОЙ ...- ЭТО ФАНАТ БЕРЕЖЛИВОСТИ
   115
   Чем больше нам дано, тем больше мы
   желаем
   Сенека
   , но для фраеров это опасно - жадность их
   губит
   ЧЕМ БОЛЬШЕ НАМ ДАНО...ТЕМ СКУЧНЕЕ
   ЖИЗНЬ
   116
   Зависть терзает и сама терзается
   Овидий
   , прямо - как ревность
   ЗАВИСТЬ... - РЕВНОСТЬ К ЧУЖОМУ УСПЕХУ
   117
   Для печали есть предел, для страха - нет
   Плиний Младший
   , если не считать, что предел обоих -
   смерть
  
   ДЛЯ ПЕЧАЛИ...ВСЕГДА ЕСТЬ ПРИЧИНА,
   ДЛЯ СТРАХА - МОЖЕТ НЕ БЫТЬ
  
  
   118
   В страхе больше зла, чем в том, чего
   боятся
   Цицерон
   , так как зло страха плюсуется со злом его
   истока
   В СТРАХЕ...НЕТ ПОСТЫДНОСТИ, ЕСЛИ
   ОН ПРЕОДОЛЁН
   119
   Неизвестная беда всегда внушает больше
   страха
   Публий Сир
   , тому, у кого больше воображения
   НЕИЗВЕСТНАЯ БЕДА - НЕ БЕДА, А
   СТРАХ ПЕРЕД БЕДОЙ
   120
   Осуждают то, чего не понимают
   Квинтиллиан
   или понимают очень хорошо
   ОСУЖДАЮТ ТО... ЧЕМУ ЗАВИДУЮТ
  
  
  
   О ГЛУПОСТИ И ПРОЧИХ НЕДОСТАТКАХ
  
   121
   Глупости свойственно видеть чужие
   пороки а о своих забывать
   Цицерон
   , поэтому гордыня - та же глупость
   ГЛУПОСТИ СВОЙСТВЕННО...ГРОМКО
   СУДИТЬ ОБО ВСЁМ
  
   122
   Считаю крайней глупостью выбирать
   для подражания не самое лучшее
   Плиний Младший
   , а бескрайней - строить жизнь на
   подражаниях
   СЧИТАЮ КРАЙНЕЙ ГЛУПОСТЬЮ...
   ПОДРАЖАНИЕ ЛИЧНОСТЯМ, ДАЖЕ
   ЛУЧШИМ
   123
   Кто глуп, тому не в прок советы умного
   Публий Сир
   , но умные глупцам советов не дают
  
  
   КТО ГЛУП...ТОМУ НАДО БОЛЬШЕ СПАТЬ,
   ЧТОБЫ ОСТАВАЛОСЬ МЕНЬШЕ
   ВРЕМЕНИ ДЛЯ ГЛУПОСТЕЙ НАЯВУ
   124
   Мелочи прельщают легкомысленных
   Овидий
   и удовлетворяют недалёких
   МЕЛОЧИ...УСЛАДА МЕЛКОГО УМА
   125
   Лишь в гневе нам полезно промедленье
   Публий Сир
   , но именно тогда оно куда-то исчезает
   ЛИШЬ В ГНЕВЕ...И ЛЮБВИ УМНЫЙ
ВЫГЛЯДИТ ГЛУП
ЦОМ
   126
   Никакое притворство не может
   продолжаться долго
   Цицерон
   ,о мудрейший, тебе видней
   НИКАКОЕ ПРИТВОРСТВО НЕ МОЖЕТ...
   БЫТЬ УБЕДИТЕЛЬНЕЙ САМООБМАНА
   127
   Легковерие никогда до добра не доводит
   Петроний
   , а если доводит, то случайно
   ЛЕГКОВЕРИЕ, по Марксу, САМЫЙ
   ПРОСТИТЕЛЬНЫЙ НЕДОСТАТОК
   128
   Лучше поздно, чем никогда
   Ливий
   придёт Апокалипсис?
   ЛУЧШЕ ПОЗДНО...РАЗВЕСТИСЬ, ЧЕМ НИКОГДА
   НЕ ЖЕНИТЬСЯ
   129
   Поздно быть бережливым, когда всё
   растрачено
   Сенека
   , но "лучше поздно..." (см N128)
  
   ПОЗДНО БЫТЬ БЕРЕЖЛИВой...КОГДА
   "БЕРЕЖЛИВОСТЬ" ДАВНО ВЫШЛА ИЗ МОДЫ
   130
   Обиду легче стерпит слух, чем зрение
   Публий Сир
   , но неужели кукиш лучше, чем "дурак"?
   ОБИДУ ЛЕГЧЕ...ПРОГЛОТИТЬ, НЕ
   ПЕРЕЖЁВЫВАЯ
  
   131
   Простив проступок, побуждаешь к
   худшему
   Публий Сир
   , а Христос учил иначе
  
   ПРОСТИВ ПРОСТУПОК...ИМЕЕМ ДВОЙНОЕ
   УДОВЛЕТВОРЕНИЕ - ПРОСТИВШЕГО И
   ПРОЩЁННОГО
  
   132
   Грешить никому не полагается
   Цицерон
   , но кое-кому позволяется
   ГРЕШИТЬ...ХОЧЕТСЯ ВСЕМ, НО НЕ ВСЕМ
   УДАЁТСЯ
   133
   Каждому человеку свойственно ошибаться, но только глупцу свойственно
   упорствовать в своей ошибке
   Цицерон
   , поскольку не ошибаться ему
   не свойственно
   КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ СВОЙСТВЕННО
   ОШИБАТЬСЯ...НО ЗАМЕЧАТЬ ТОЛЬКО ЧУЖИЕ
   ОШИБКИ
   134
   Кто не стыдится, того я считаю заслуживающим не только порицания, но и
   наказания
   Цицерон
   , естественно - если штаны свалились
   ,задница заслуживает ремня
   КТО НЕ СТЫДИТСЯ...ТОТ ЛИБО
   НУДИСТ, ЛИБО ЗАНуДИСТ
   135
   Пороки праздности следует преодолевать
   трудом
   Сенека
   , пусть даже и с трудом
   ПОРОКИ ПРАЗДНОСТИ...ПОРОЖДАЮТ ПОРОКИ
   В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  
   136
   Лучше давать повод к смеху, чем к
   насмешкам
   Петроний
   , т.е. не стоит затевать великих дел, ибо
   от великого до смешного - один шаг
   ЛУЧШЕ ДАВАТЬ ПОВОД...К НЕНАВИСТИ, ЧЕМ
   К ЖАЛОСТИ
  
   137
   Стремление к деятельности крепнет с
   годами
   Цицерон
   , с годами же и проходит
   СТРЕМЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ... ПОХВАЛЬНО
   ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА ПОДКРЕПЛЕНО
   УМОМ
   138
   Мы восхищаемся древностью, но живём
   современностью
   Овидий
   , которой потом будут тоже восхищаться
   МЫ ВОСХИЩАЕМСЯ ДРЕВНОСТЬЮ...ПОТОМУ
   ЧТО СЛИШКОМ ВЫСОКОГО МНЕНИЯ О СЕБЕ -
   КАК ЭТО ОНИ ,ОТСТАЛЫЕ, МОГЛИ ТАКОЕ ?
  
  
   139
   Мы должны здраво оценивать, что нам
   несёт грядущий день
   Цицерон
   , но "...его мой взор напрасно ловит, в
   глубокой тьме таится он"
   МЫ ДОЛЖНЫ ЗДРАВО ОЦЕНИВАТЬ...ЧУЖИЕ
   ВОЗМОЖНОСТИ, ПОСКОЛЬКУ СВОИ
   ВРЯД ЛИ ОЦЕНИМ ЗДРАВО
  
   О СЧАСТЬИ СВОБОДЕ И СИЛЕ
  
   140
   На редкость счастливое время, когда можно думать, что хочешь и говорить, что
   думаешь
   Тацит
   , вообще-то думать никогда не
   возбранялось, было бы чем
   НА РЕДКОСТЬ СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ...
   ПОЧЕМУ-ТО ВСЕГДА - ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ
   141
   Истина сама себя защищает
   Цицерон
   , потому часто и бывает избитой
   ИСТИНА БЫВАЕТ ИЗБИТОЙ ДВАЖДЫ -
   КОГДА ОНА СТАРАЯ И КОГДА НОВАЯ
   142
   Приняв услугу, расстаешься с
   вольностью
   Публий Сир
   , а хочется и влезть на ёлку и не
   уколоться
   ПРИНЯВ УСЛУГУ...БЕРЁШЬ В ДОЛГ
   143
   Мы - рабы законов, чтобы считаться
   свободными
   Цицерон
   , но это было давно и у вас, а для нас закон
   - не указ
   МЫ РАБЫ ЗАКОНОВ... СОСТАВЛЕННЫХ
   РАБАМИ ДЛЯ "СВОБОДНЫХ ЛЮДЕЙ"
   144
   Воспоминание неволи делает свободу ещё
   сладостнее
   Цицерон
   , особенно - после развода
   ВОСПОМИНАНИЕ НЕВОЛИ...МОЖЕТ БЫТЬ
   ПРИЯТНЫМ, - НАПРИМЕР, ПОСЛЕ
   РЕВОЛЮЦИИ ИЛИ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ
   145
   Многое прощая, сильный становится ещё
   сильнее
   Публий Сир
   , чтобы стерпеть новую обиду
   МНОГОЕ ПРОЩАЯ...ЗАБЫВАЙ НЕМНОГОЕ
   146
   Наибольшей властью обладает тот, кто
   имеет власть над собой
   Сенека
   , хотя и не все президенты с этим
   согласятся
   НАИБОЛЬШЕЙ ВЛАСТЬЮ ОБЛАДАЕТ...
   ЖЕНЩИНА
  
   147
   Сильнее тот, кто первый
   Гораций
   пролез к кормушке
   СИЛЬНЕЕ ТОТ, КТО... МОЖЕТ ПОЗВОЛИТЬ
   СЕБЕ БЫТЬ НЕПРАВЫМ
   148
   Каждый чувствует, каковы его силы, на
   которые он может рассчитывать
   Лукреций
   , а когда не чувствует, потом ищет
   оправдания
   КАЖДЫЙ ЧУВСТВУЕТ, КАКОВЫ ЕГО СИЛЫ...
   НО ОДИН ПРИ ЭТОМ ПЕССИМИСТ, А
   ДРУГОЙ ОПТИМИСТ
   149
   Сила, лишённая разума, рушится сама
   собой
   Гораций
   , как СССР под руководством Политбюро
   СИЛА, ЛИШЁННАЯ РАЗУМА... САМОДОСТАТОЧНА
   ( СИЛА ЕСТЬ - УМА НЕ НАДО)
  
   150
   Легко стать мудрым тому, кто научился
   на чужой беде
   Плавт
   , значит - уже был мудр
   ЛЕГКО СТАТЬ МУДРЫМ, ИМЕЯ
   ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ
  
   151
  
   Счастье легче найти, чем сохранить
   Публий Сир как и деньги ( хотя- не в деньгах счастье )
   СЧАСТЬЕ ЛЕГЧЕ НАЙТИ...БЕЗ СУЕТЫ
   152
   Позорит человека лишь то наказание,
   которое он сам заслужил
   Плавт
   , но редкий преступник считает наказание
   заслуженным ПОЗОРИТ ЧЕЛОВЕКА...НЕЗАСЛУЖЕННЫЙ
   ПОЧЁТ
  
  
   153
   Тяжело не перенести горе, а переносить
   его всё время
   Сенека
   , но за " всё время" можно привыкнуть
   ТЯЖЕЛО НЕ ПЕРЕНЕСТИ ГОРЕ, А
   ПЕРЕНОСИТЬ ЕГО... НЕРАЗДЕЛЁННЫМ
   154
   Ни у кого не бывает постоянного счастья
   Плавт
   , кроме как у имбециллов
   НИ У КОГО НЕ БЫВАЕТ ПОСТОЯННОГО...
   УСПЕХА ИЛИ ПОСТОЯННОЙ НЕУДАЧИ,
   ДАЖЕ У НЕУДАЧНИКОВ
   155
   Всякое благо делает счастливым того,
   кто им обладает
   Сенека
   , счастливым настолько, насколько оно не
   "всякое"
   ВСЯКОЕ БЛАГО ДЕЛАЕТ...БЛАЖЕННЫМ ТОГО,
   КТО ИМ ОБЛАДАЕТ
  
   156
   Счастье нуждается в верности, несчастье
   не может обойтись без неё
   Сенека
   , т.е. для полного счастья допускается
   неверность
   СЧАСТЬЕ НУЖДАЕТСЯ...В СТАБИЛЬНОСТИ,
   НЕСЧАСТЬЕ - В СТОЙКОСТИ
   157
   В беде уже поздно совета спрашивать
   Публий Сир
   , но дадут его обязательно
   В БЕДЕ...СОВЕТЫ ХОРОШИ, НО ПОМОЩЬ
   ДЕЛОМ ЛУЧШЕ
   158
   Сущность счастливой жизни я целиком
   усматриваю в силе духа
   Цицерон
   , желательно бы не целиком, а с н некоторыми длбавками
   СУЩНОСТЬ СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ...В
   ОБЛАДАНИИ ЗДОРОВЬЕМ, ЛЮБОВЬЮ,
   ПРОСТЫМИ ВЕЩАМИ И УМЕРЕННЫМИ
   ЖЕЛАНИЯМИ
  
   О БОГАТСТВЕ И БЕДНОСТИ
   159
   С ростом богатства растут и заботы
   Гораций
   , в том числе приятные
   С РОСТОМ БОГАТСТВА РАСТУТ...АППЕТИТЫ
   И ОПАСЕНИЯ
   160
   Плод богатства - обилие, признак обилия
   - довольство
   Цицерон
   , а рядом - самодовольство, признак
   обильной деформации личности
   ПЛОД БОГАТСТВА - ...ЗАВИСТЬ К БОЛЬШОМУ
   БОГАТСТВУ
   161
   Богатством не изменишь происхождения
   Гораций
   , а зачем его менять, если оно позволило
   стать богатым?
   БОГАТСТВОМ НЕ ИЗМЕНИШЬ... КОЛИЧЕСТВА
   ИЗВИЛИН
   162
   Нелегко подняться тем, чьи способности
   скованы нуждой
   Ювеналий
   , не то, что тем, у кого нет ни нужды, ни
   способностей
   НЕЛЕГКО ПОДНЯТЬСЯ ТЕМ,...КОМУ НЕ НА ЧТО
   ОПЕРЕТЬСЯ
   163
   Кто многого добивается, тому многого
   недостаёт
   Гораций
   , но не под волосами
   КТО МНОГОГО ДОБИВАЕТСЯ,... ТОТ ДОЛЖЕН
   ПОНИМАТЬ, КАК МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ УДАЧИ
   164
   Не понимаю, как это бедность может
   сестрой высокого ума
   Петроний
   , да так же, как богатство не всегда его
   брат
   НЕ ПОНИМАЮ, КАК ЭТО БЕДНОСТЬ МОЖЕТ...
   НЕ ЗАДЕВАТЬ САМОЛЮБИЯ
   165
   Нужда всему научит тех, кого она
   коснётся
   Плавт
   , "коржи з маком йисты" - да, а как её
   избежать - тоже?
   НУЖДА ВСЕМУ НАУЧИТ...НЕ ТОЛЬКО
   ХОРОШЕМУ
   166
   Деньгами надо управлять,а не служить им
   Сенека
   , а управление и есть служба с обоюдной
   пользой
   ДЕНЬГАМИ НАДО УПРАВЛЯТЬ...И ЧЕМ ИХ
   МЕНЬШЕ, ТЕМ СЛОЖНЕЕ ЭТО ДЕЛАТЬ
  
   О ВЕРЕ И ДОВЕРИИ
   167
   Оказанное доверие обычно вызывает
   ответную верность
   Ливий
   , но от доверия до верности больше одного
   интервала
   ОКАЗАННОЕ ДОВЕРИЕ...ОБЯЗЫВАЕТ
   168
   Люди охотно верят тому, чему желают
   верить
   Цезарь
   , как Цезарь Бруту
   ЛЮДИ ОХОТНО ВЕРЯТ,,, ПЛОХОМУ О ДРУГИХ
   169
   Кто поверит нам на слово?
   Петроний
   , может, потомки, не современники же
   КТО ПОВЕРИТ НАМ НА СЛОВО... - ТОТ НЕ
   РАСКАЕТСЯ
   170
   Любой слух может быть причиной беды
   Публий Сир
   , а чтобы избежать беды, не вешай уши
   без нужды
   ЛЮБОЙ СЛУХ... НАВОЗ ДЛЯ ФАНТАЗИИ
   171
   Добрая слава лучше богатства
   Публий Сир
   , особенно для тех, у кого оно уже есть
   ДОБРАЯ СЛАВА ЛУЧШЕ...НО КОРОЧЕ
   172
   Приятно получить похвалу от человека,
   достойного похвалы
   Невий
   , а любой похваливший становится
   достойным ответной похвалы
   ПРИЯТНО ПОЛУЧИТЬ ПОХВАЛУ...ДАЖЕ
   ОТ НЕПРИЯТНОГО ЧЕЛОВЕКА
   173
   Почести меняют нравы, но редко в
   лучшую сторону
   Плутарх
   , а по правде - никогда
   ПОЧЕСТИ МЕНЯЮТ...ПРЕЖДЕ ВСЕГО
   САМООЦЕНКУ
   174
   Нет ничего невозможного для смертных
   Гораций
   , даже - достижения бессмертия
   НЕТ НИЧЕГО НЕВОЗМОЖНОГО ДЛЯ...
   ВЛЮБЛЁННЫХ И ДУРАКОВ
  
   175
   На кого не действуют ни слова, ни
   опасности, того бесполезно уговаривать
   Саллюстий
   , ведь определённый сорт людей учится на
   своих ошибках
   НА КОГО НЕ ДЕЙСТВУЕТ...КРАСОТА - ТОТ
   ИНВАЛИД
   176
   В грязный сосуд, что ни влей,
   непременно прокиснет
   Гораций
   , так и мозги прокисают от грязных мыслей
   В ГРЯЗНЫЙ СОСУД... И ПЛЮНУТЬ НЕ
   ЗАХОЧЕТСЯ
   177
   Долог путь поучений, краток и успешен
   путь примеров
   Сенека
   , особенно - дурных
   ДОЛОГ ПУТЬ ПОУЧЕНИЙ...И ЗАКАНЧИВАЕТСЯ
   ОБЫЧНО ТУПИКОМ
  
   О СЛУЧАЙНОСТИ И ЗАКОНОМЕРОСТИ
   178
   Ничто так не противоречит рассудку и
   порядку, как случайность
   Цицерон
   , но истинный рассудок учитывает великую
   роль случайности
   НИЧТО ТАК НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ РАССУДКУ...
   КАК СТРЕМЛЕНИЕ ВСЁ ОБЪЯСНИТЬ НА
   ОСНОВЕ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ
   179
   Никогда не считай счастливым того, кто
   зависит от счастливых случайностей
   Сенека
   , но он счастлив, а ты не завидуй
   НИКОГДА НЕ СЧИТАЙ СЧАСТЛИВЫМ...
   ДРУГОГО, СЧИТАЙ СЕБЯ
   180
   Упущенный случай редко повторяется
   Публий Сир
   , ибо счастье дуракам дважды не
   улыбается
   УПУЩЕННЫЙ СЛУЧАЙ...НЕ ВОСПРИНИМАЙ
   КАК ТРАГЕДИЮ, НО ВТОРОГО СЛУЧАЯ НЕ
   УПУСКАЙ
   181
   Что у кого болит, тот о том и говорит
   Сенека
   , ещё и других вынуждает о том же
   говорить
  
   ЧТО У КОГО БОЛИТ...ТО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО
   НУЖДАЕТСЯ В ЛЕЧЕНИИ
   182
   Ничто так не обязательно всему роду
   человеческому как медицина
   Квинтиллиан
   , и чем дальше, тем больше, но вскоре и она
   не поможет
   НИЧТО ТАК НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСЕМУ РОДУ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ... КАК УВАЖЕНИЕ К
   ПРОШЛОМУ
   183
   Ссора - всегда наихудший аргумент
   Публий Сир
   , но женщины им ловко пользуются
   ССОРА...ВЫЯВЛЯЕТ НЕ СУТЬ ДЕЛА, А СУТЬ
   ЛИЧНОСТИ
   184
   Молчание равносильно признанию
   Сенека
   , только не в любви
   МОЛЧАНИЕ...НЕУМЕСТНО ТОЛЬКО НА
   ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ
  
   185
   Там, где законы в силе, и народ силён
   Публий Сир
   , то есть, слабый народ не может иметь
   сильную власть
   ТАМ, ГДЕ ЗАКОНЫ В СИЛЕ,...
   СОВЕРШНСТВОВАТЬ ИХ ОПАСНО
   186
   Законы для того и даны, чтобы урезать
   власть сильнейшего
   Овидий
   , слабым права он урежет сам
   ЗАКОНЫ ДЛЯ ТОГО И ДАНЫ...ЧТОБЫ НАРОД
НЕ ДРЕМАЛ ПОД ИХ СЕНЬЮ
  
   187
   Законам мы подчиняемся, чтобы быть
   свободными
   Цицерон
   , т.е., по Гегелю , свобода - осознанная
   необходимость
   ЗАКОНАМ МЫ ПОДЧИНЯЕМСЯ...ПОНЕВОЛЕ,
   НАРУШАЕМ ИХ - ПО ПРИВЫЧКЕ
  
   188
   По справедливости, можно сказать,
   что начальникесть говорящий закон, а
   закон - немой начальник
   Цицерон
   , точнее - не мой начальник
   ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ, МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО
НАЧАЛЬНИК ЕСТЬ...
   НЕ ТОЛЬКО ГРОМОВЕРЖЕЦ, НО И ГРОМООТВОД
   189
   Незнание - не довод
   Спиноза
   , а лишь печальный факт
   НЕЗНАНИЕ...НЕ ХУЖЕ ЗНАНИЯ БЕЗ ПОНИМАНИЯ
   190
   За преступлением следует наказание
   Гораций
   , но не всегда его догоняет
   ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕМ...ТЕПЕРЬ ДАЛЕКО ХОДИТЬ НЕ НАДО
   191
   Кто раскаивается в своём прегрешении, тот уже почти и невиновен
   Сенека
   и готов к новым прегрешениям
   КТО РАСКАИВАЕТСЯ В СВОЁМ ПРЕГРЕШЕНИ... ЧАЩЕ ВСЕГО ЛИБО
   ТРУСЛИВ, ЛИБО ЛУКАВ
  
  
   О ДЕЛАХ, УЧЕНИИ И МУДРОСТИ
  
   192
   Лучше не начинать, чем остановиться на
   полпути
   Сенека
   , но лучше иметь хотя бы начальное образование, чем не начинать учиться вообще
   ЛУЧШЕ НЕ НАЧИНАТЬ... ЧЕМ НАЧИНАТЬ ДВАЖДЫ
   1 93
   Не уклоняйся от дела, но и не суетись
   чрезмерно
   Гораций
   , а суета и есть способ уклонения
   НЕ УКЛОНЯЙСЯ ОТ ДЕЛА...НО И НЕ ДЕЛАЙ
   ВИД, ЧТО ДО ДЕЛА НЕТ ДЕЛА
   194
   Без большого труда жизнь ничего не
   даёт смертным
   Гораций
   , разве что. по наследству
   БЕЗ БОЛЬШОГО ТРУДА ...ОТ ЖИЗНИ МОЖНО
   ПОЛУЧИТЬ ТОЛЬКО ПОДАЧКИ
   195
   Что посеешь, то и пожнёшь
   Цицерон
   , при старании - с добавкой
   ЧТО ПОСЕЕШЬ...ТО И ПРОПОЛОТЬ НАДО
  
  
   196
   Учиться дозволено и у врача
   Овидий
   , если от его лечения была польза
   УЧИТЬСЯ ДОЗВОЛЕНО...И УМНЫМ И ГЛУПЫМ,
   А ПОЛЕЗНО - ТОЛЬКО О ДНИМ
  
   197
   Чему бы ты ни учил, будь краток
   Гораций
   , иначе возникнет сомнение, понимаешь ли
   сам то, чему учишь
   ЧЕМУ БЫ ТЫ НИ УЧИЛ...НЕ БУДЬ
   НАЗОЙЛИВЫМ
   198
   Приятнее, если ты поумнел от опыта
   других, чем другие от твоего
   Плавт
   , т.е. приятнее учиться, чем учить?
   ПРИЯТНЕЕ, ЕСЛИ ТЫ ПОУМНЕЛ...НЕЖЕЛИ
   ДРУГИЕ ПОГЛУПЕЛИ
  
  
   199
   С болтливыми не состязайся в словах:
   речь дана всем, ум - удел немногих
   Катон Младший
   , хоть и Младший, а мудр!
   С БОЛТЛИВЫМИ НЕ СОСТЯЗАЙСЯ В СЛОВАХ:
   ... УТОНЕШЬ В БОЛОТЕ БОЛТОВНИ
   200
   Несчастных прежде всего оставляет
   разум
   Овидий
   , а постоянно счастливы, известно, глупцы
  
   НЕСЧАСТНЫХ ПРЕЖДЕ ВСЕГО
   ОСТАВЛЯЕТ...БОГ
   201
   Предвидение будущего должно опираться
   не на предсказания и приметы, а на
   мудрость
   Цицерон
   , то-то предсказание погоды не требует
   мудрости, так как основывается на
   приметах
   ПРЕДВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО...ОПИРАЕТСЯ
   СКОРЕЕ НА ОЗАРЕНИЕ, ЧЕМ НА РАЗУМ
   202
   Мудрый соблюдает меру и в достойных
   делах
   Ювенал
   , и в недостойных, но значительно строже
   МУДРЫЙ СОБЛЮДАЕТ... МОЛЧАНИЕ ВСЕГДА,
   ЕСЛИ НЕТ КРАЙНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ
   ВЫСКАЗАТЬСЯ
   203
   Необходимо не только овладевать мудростью, но и уметь пользоваться ею
   Цицерон
   , а ныне "овладевать" и "пользоваться" - синонимы
   МУДРОСТЬ - НЕ ЗНАНИЯ, ЕЮ НЕ ОВЛАДЕЕШЬ
   204
   Всем умным людям следует находиться
   во взаимном общении
   Плавт
   , но почему-то это больше свойственно
   глупцам
  
  
   ВСЕМ УМНЫМ ЛЮДЯМ
   СЛЕДУЕТ...СТОРОНИТЬСЯ ГЛУПЦОВ -
   ГЛУПОСТЬ ЗАРАЗИТЕЛЬНА
   205
   Более поздние мысли обычно и более
   разумные
   Цицерон
   , в более точном переводе: умная мысля
   приходит опосля
   БОЛЕЕ ПОЗДНИЕ МЫСЛИ...КАК БОЛЕЕ
   ПОЗДНИЕ ДЕТИ - СМЫШЛЁННЕЕ РАННИХ
   206
   Красота редко сочетается с мудростью
   Петроний
   , о как прекрасны женщины!
   КРАСОТА РЕДКО СОЧЕТАЕТСЯ...С ИНЫМИ
   ДОСТОИНСТВАМИ
   207
   Дерзай быть мудрым!
   Гораций
   , и глупость твоя станет всеобщим
   достоянием
   ДЕРЗАЙ...И ПОЛУЧИШЬ ПО ЗАСЛУГАМ!
   208
   Кто мудр, тот и в счастье будет умён, и в
   несчастье бодр и твёрд
   Варрон
   , но мудрость и характер не всегда
   сопутствуют
   КТО МУДР, ТОТ И В СЧАСТЬИ...НЕ ПЕРЕМУДРИТ ,И В НЕСЧАСТЬИ НЕ РАСТЕРЯЕТСЯ
   209
   На просьбу вежливый отказ - молчание
   Публий Сир
   , оно же - знак согласия
   НА ПРОСЬБУ...НЕВЕЖЛИВО СОГЛАСИЕ С
   ОТВЕТНОЙ ПРОСЬБОЙ
   210
   Мудрость освобождает умы от тщеславия
   Сенека
   , ибо "каждый тщеславен настолько,
   насколько ему не хватает ума" (Ницше)
   МУДРОСТЬ...ЧАСТО ПРОСТА, НО ЕСЛИ
   НЕ ХУЖЕ ВОРОВСТВА
  
   211
   Дар речи дан всем, душевная мудрость -
   немногим
   Катон Младший
   , как и ум
   ДАР РЕЧИ ДАН ВСЕМ,... А ГОВОРИТЬ УМЕЮТ
НЕМНОГИЕ
   212
   Чем кто учёнее (умнее), тем он скромнее
   Цицерон
   , перенесём скобки левее
   ЧЕМ КТО УМНЕЕ...ТЕМ С НИМ ТРУДНЕЕ,
   НО НЕ НАСТОЛЬКО. КАК С ГЛУПЦОМ
   213
   Есть разница, кто с виду, кто по сути
   мудр
   Публий Сир
   , вот эта фраза - с виду
   ЕСТЬ РАЗНИЦА...В ОДЕССЕ ДАЖЕ ДВЕ,
   ПРИТОМ БОЛЬШИЕ
   214
   Хорошо учит говорить тот, кто учит хорошо делать С Сенека
   , ибо дела говорят сами за себя, а за речи
   ещё должны сказать слово дела
   ХОРОШО УЧИТ ТОТ...КТО УМЕЕТ ХОРОШО
   ДЕЛАТЬ
   О РЕЧАХ
   215
   Сказано - сделано
   Теренций
   , нашей бы власти слова эти в уши, чтобы
   власть стала лучше
   СДЕЛАНО - СКАЗАНО
   216
   Трудно по-своему выразить общеизвестные
   вещи
   Гораций
   , тогда, может, попытаться сказать нечто
   оригинальное?
   ТРУДНО... БЫТЬ ОРИГИНАЛЬНЫМ БЕЗ
   ОРИГИНАЛЬНИЧАНИЯ
   217
   Красноречие заключается в искусстве
   хорошо говорить
   Цицерон
   , не важно что ?
   КРАСНОРЕЧИЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ИСКУССТВЕ...
   ВОЗДЕЙСТВИЯ НЕ НА ГОЛОВНОЙ,
   А НА СПИННОЙ МОЗГ
   218
   У человека всегда на языке одно, а на
   уме другое
   Публий Сир
   , что доказывает независимость языка от
   мозга
  
   У ЧЕЛОВЕКА ВСЕГДА НА ЯЗЫКЕ...ОДНА
   ПРАВДА, А НА УМЕ ДРУГАЯ, ПРИТОМ У
   КАЖДОГО СВОЯ
   219
   Слезам присуща подчас сила слова
   Овидий
   , и даже крепкого слова
   СЛЕЗАМ ПРИСУЩА ПОДЧАС...СЛАДОСТЬ, А НЕ
   СОЛЁНОСТЬ
   220
   Выпущенное слово не поймаешь
   Гораций
   , но схлопотать можешь
   ВЫПУЩЕННОЕ СЛОВО... НЕ ВОРОБЕЙ, МОЖЕТ
   ВЕРНУТЬСЯ В ТАКОМ ВИДЕ, ЧТО НЕ
   УЗНАЕШЬ
   221
   Ничего нельзя сказать такого, что не
   было бы сказано раньше
   Теренций
   , то есть, ещё с языческих времён мы
   говорим одни банальности
   банальности
   НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ ТАКОГО, ЧТО...БЫ
   ВСЕМ ПОНРАВИЛОСЬ
   222
   Нет ничего такого, чего нельзя было бы
   извратить плохим пересказом
   Теренций
   , особенно - сознательно
   НЕТ НИЧЕГО ТАКОГО...ЧТО НЕЛЬЗЯ НЕ
   ОПРАВДАТЬ БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ
  
  
  
   223
   Сжатость речи не должна быть лишена
   изящества, иначе она будет груба
   Квинтиллиан
   , как и пространность должна быть изящной, иначе речь не будет восприниматься
   СЖАТОСТЬ РЕЧИ НЕ ДОЛЖНА...УПРОЩАТЬ
   СМЫСЛ ДО УРОВНЯ ТРИВИАЛЬНОСТИ
   224
   Всякое слово где-нибудь да оказывается
   подходящим
   Квинтиллиан
   , говори везде одно и то же, где-нибудь
   да окажется к месту
   ВСЯКОЕ СЛОВО...СООБЩАЕТ НЕЧТО ОТ
   СКАЗАВШЕГО И КОЕ-ЧТО О НЁМ
   225
   Каков человек, такова и его речь
   Сенека
   , но суди о человеке не по речам, а по
   делам его
   КАКОВ ЧЕЛОВЕК... ТАКОВЫ И ДРУЗЬЯ ЕГО
  
   226
   Овладевай предметом, а слова найдутся
   Гораций даже если речь идёт о предмете страсти?
   ОВЛАДЕВАЙ ПРЕДМЕТОМ... ПО
   СПЕЦИАЛЬНОСТИ, КАК ПРЕДМЕТОМ СТРАСТИ
   227
   Письменные упражнения шлифуют речь,
   а упражнения в речах оживляют
   письменный стиль
   Квинтиллиан
   , так мат из устной речи перешёл в
   литературу
   ПИСЬМЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ...ВЫЯВЛЯЮТ
   НЕДОСТАТКИ МЫШЛЕНИЯ БОЛЕЕ ЯРКО, ЧЕМ
   УСТНЫЕ
   228
   Факты важнее слов
   Саллюстий
   , поскольку они фиксируют состоявшееся, а не
   прокламируемое
   ФАКТЫ...ТОЛКУЮТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
   ИНТЕРЕСОВ
  
   229
   Бумага не краснеет
   Цицерон
   , не то половина современной литературы
   была бы на цветной бумаге
   БУМАГА... ПОДВЕРГАЕТСЯ НАСИЛИЮ ЧАЩЕ,
   ЧЕМ КТО-ЛИБО
  
   О НАУКЕ И ИСКУССТВЕ
   230
   Искусства полезны лишь в том случае,
   если они развивают ум, а не отвлекают
   Сенека
   , но польза - понятие не однозначное
   ИСКУССТВА ПОЛЕЗНЫ...КАК ЛЕКАРСТВА - БЕЗ
   ПОДДЕЛКИ И ПЕРЕДОЗИРОВКИ
   231
   Наука, это сокровище, и искусство
   никогда не умирают
   Петроний
   , т.е. их создатели могут оказаться безвестными, но оставаться бессмертными
   НАУКА... - ЭТО ОСОБОЕ ИСКУССТВО
   МЫШЛЕНИЯ
   232
   С помощью искусства природа творит
   чудеса
   Линней
   , т.е. природа сотворила чудо - человека,
   человек сотворил чудеса искусства, а
   искусство помогает природе
   совершенствовать человека ?
   С ПОМОЩЬЮ ИСКУСТВА... МИР
   ТРАКТУЕТСЯ, С ПОМОЩЬЮ НАУКИ -
   ПОЗНАЁТСЯ
  
   233
   Всякое искусство есть подражание
   природе
   Сенека
   , либо натуре, что не одно и то же
   ВСЯКОЕ ИСКУССТВО... ОТРАЖАЕТ ПРИРОДУ
   И ВЫРАЖАЕТ ЛИЧНОСТЬ АВТОРА
   234
   Серьёзное произведение есть настоящая
   радость
   Сенека
   , серьёзная радость?
   СЕРЬЁЗНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ... НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО
   СЕРЬЁЗНО
   235
   Жизнь коротка, а искусство безгранично
   Гиппократ
   , ибо чем ценнее нечто, тем более оно
   скоротечно
   ЖИЗНЬ КОРОТКА...И ЭТО ЛИШЬ ОДНО ИЗ ЕЁ
   ДОСТОИНСТВ
  
  
   О ПОВЕДЕНИИ В РАЗЛИЧНЫХ
   ОБСТОЯТЕЛСТВАХ
   236
   Жди от другого того, что другому сам
   сделал
   Публий Сир
   , за исключением добра
   ЖДИ ОТ ДРУГОГО...НЕ ЧЕГО-НИБУДЬ
   ДРУГОГО, А ТО, ЧТО ДРУГОМУ
   УДРУЖИЛ
  
   237
   И в затруднительных обстоятельствах
   старайся сохранить присутствие духа
   Гораций
   , в избытке проявленного в облегчённых
   И В ЗАТРУДНИТЕЛЬНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
СТАРАЙСЯ...НАЙТИ ПОЛЕЗНЫЕ СТОРОНЫ
   238
   Если нужно сделать, надо на это
   решиться
   Ливий
   , а безвыходность - стимулятор
   решительности
   ЕСЛИ НУЖНО СДЕЛАТЬ...- НЕ ТЯНИ
   239
   Следует осмотрительно делать то, что
   делаешь
   Цицерон
   , ещё лучше быть осмотрительным до
   начала дела
   СЛЕДУЕТ ОСМОТРИТЕЛЬНО ДЕЛАТЬ...НО
   ДЕЛАТЬ БЕЗ СОМНЕНИЙ
  
   240
   Если хочешь, чтобы о чём-то молчали -
   молчи первый
   Сенека
   , второй - не молчун
   ЕСЛИ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ О ЧЁМ-ТО...ГОВОРИЛИ
   - СКАЖИ ПО СЕКРЕТУ ХОТЯ БЫ ОДНОМУ
   241
   Управляй своим настроением, ибо оно,
   если не повинуется, то повелевает
   Гораций
   , как женщина
   УПРАВЛЯЙ СВОИМ НАСТРОЕНИЕМ...КАК
   ЖЕНОЙ: ПОДДАШЬСЯ - ВЗНУЗДАЕТ
   242
   Учись довольствоваться малым
   Сенека
   , сказал он ей
   УЧИСЬ ДОВОЛЬСТВОВАТЬСЯ МАЛЫМ...НО
   ДОБРЫМ МАЛЫМ
   243
   Трудитесь, пока позволяют силы и годы
   Овидий
   , а размер пенсии вдохновит тебя
   ТРУДИТЕСЬ...И, АВОСЬ, ВОЗДАСТСЯ ВАМ ПО
   ТРУДАМ
   244
   Забудь покой, кто вздумал править
   женщиной
   Публий Сир
   , а лучше - забудь женщину
   ЗАБУДЬ ПОКОЙ, КТО ВЗДУМАЛ...ЗАИМЕТЬ
   ЖЕНУ
   245
   Умей прощать, и мощь твоя умножится
   Публий Сир
   , но не становись всепрощенцем -
   обессилишь
   УМЕЙ ПРОЩАТЬ...И СТАНЕШЬ СПОКОЙНЫМ
   246
   Не навязывай услуг против воли
   Гомер
   , особенно - в интимной сфере
  
   НЕ НАВЯЗЫВАЙ УСЛУГ...И НЕ ПРИЕМЛИ ИХ
   БЕЗ КРАЙНЕЙ НУЖДЫ
   247
   Живи в мире с людьми, веди борьбу с их
   пороками
   Публий Сир
   - удачный совет, когда люди живут
   отдельно от своих пороков
   ЖИВИ В МИРЕ...СО СВОЕЙ СОВЕСТЬЮ
   248
   Важнее сохранить приобретённое, чем
   обрести новое
   Клавдивиан
   , то есть: завёл жену - не беги на сторону
  
   ВАЖНЕЕ СОХРАНИТЬ...ДОСТОИНСТВО, ЧЕМ
   ПРИУМНОЖИТЬ ПОЧЁТ
   249
   Останься с собой наедине и увидишь,
   как ты беден духом
   Персий Флакп
   , если хватит духа признать это
   ОСТАНЬСЯ НАЕДИНЕ С СОБОЙ - И ВРЯД ЛИ
   ОБРАДУЕШЬСЯ ТАКОМУ ОБЩЕСТВУ
  
   250
   Отрадно предаться безумию там, где это
   уместно
   Гораций
   , т.е. в психушке
   ОТРАДНО ПРЕДАТЬСЯ БЕЗУМИЮ...ВДВОЁМ
   251
   Всякого прими радушно
   Гораций
   и проводи с радостью
   ВСЯКОГО ПРИМИ...НО НЕ ОТ ВСЯКОГО ВСЁ
   ПРИНИМАЙ
   252
   Нечего опасаться, что самое большое
   чувство станет чрезмерным
   Плиний Младший
   , ибо опасность не в размерах, а в
   неразумности
   НЕЧЕГО ОПАСАТЬСЯ...КРОМЕ ВОЗМОЖНОСТИ
   БОЛЬШОГО ЧУВСТВА СТАТЬ ЧРЕЗМЕРНЫМ
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   88
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"