Рапницкий Станислав : другие произведения.

Психологические аспекты занятий единоборствами в России

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   В этой статье мы предлагаем поговорить о различных психологических феноменах и клише, получивших широкое распространение в среде практикующих боевые искусства в нашей стране.
  
   В принципе, сложившиеся стереотипы можно условно разбить на три группы: традиции, заблуждения и психологические феномены.
  
   К первой группе предлагаем отнести устоявшиеся годами / веками воззрения, независимо от их практической составляющей в настоящее время, а также привнесенные извне традиционные подходы к предмету, перекочевавшие и ассимилировавшиеся на конкретной территории / в конкретной сфере жизни.
  
   Вторую группу стереотипов по нашему мнению составляют простые заблуждения (такие, как элементы массового сознания, создаваемые СМИ; ошибочные представления, берущие начало в страхах, панических настроениях, случайном негативном опыте, во владении устаревшей информацией; неоднозначные трактовки, неудачные переводы и толкования и т.п.).
  
   К третьей группе мы отнесли явления, черпающие силу из первых двух групп, но по разным причинам прошедшие ряд изменений и уже затем трансформировавшиеся в новые устойчивые тенденции.
  
   Поговорим о перечисленных стереотипах подробнее и применительно к боевым искусствам.
  
   Традиции
  
   Локальные (местечковые, деревенские, районные) традиции, безусловно, пересекаются с теми, которые основаны на климатических (см. ниже), инфраструктурных, межконфессиональных и межнациональных стереотипах, возникающих в той или иной местности. Например, в нашей стране есть деревни, где конфликтные ситуации в основном принято решать при помощи дрекольев, дубин и прочего подобного. Есть такие, где принято выяснять отношения на ножах и топорах (отчего конфликты становятся более редкими, но и более жестокими) или "на кулачках"; где-то считают необходимым носить тяжелые сапоги, чтобы воспользоваться ими при случае. Подобные явления характерны для всех стран. Скажем, на территории Китая южные направления единоборств имеют множество отличий от северных; один и тот же стиль по-разному применяется (а то и выглядит) в разных местностях. Такого рода ситуация возникает в силу определенных особенностей преемственности, удаленности от прочих населенных пунктов или, наоборот, в силу слияния традиций в густонаселенных городах и областях. Существуют устойчивые армейские традиции (в драке пользуются ремнями или, например, табуретками).
  
   Народные традиции также накладывают свой неповторимый отпечаток на понимание верного пути в боевых искусствах. Скажем, кавказским народам ближе единоборства с элементами борьбы, североевропейским и афроамериканским (афроевропейским) - с элементами английского бокса, южноамериканским ближе капоэйра и т.д. Здесь, очевидно, следует заметить, что, с одной стороны, считается неоправданным и опасным уклоняться от традиционных воззрений на применимость и эффективность тех или иных видов единоборств, а с другой стороны, как раз устойчивые тенденции являются менее гибкими, а следовательно, более уязвимыми. Благодаря этому совсем недавно восточные боевые искусства прочно завоевали внимание Европы и Нового света как возможность взглянуть на сражение с другой, зачастую диаметрально противоположной, точки зрения.
  
   Традиции, основанные на климатических особенностях. Известно, что с древних времен в жарких странах в качестве элементов боевого искусства применяли легкие луки, копья, палки и т.п. - все, что может минимизировать приложение физических сил. В более "щадящих" широтах бойцы использовали как холодное оружие, так и возможности собственного тела, что спровоцировало появление боевых искусств как мы их знаем. В северных странах в рукопашной схватке почти не использовали удары ногами (поскольку тяжелая теплая одежда сильно ограничивала движения, а снег и лед под ногами делали эти техники малоприменимыми). Кроме того, густая населенность той или иной области вынуждала создавать законы, направленные на поддержание общественного порядка и безопасность правящей элиты. Этим объясняются такие особенности, как нераспространение или специфическая трансформация рукопашных единоборств в северных районах: если проживающих немного, то и конфликты возникают реже. При большой плотности населения растет интенсивность жизни, следовательно, становится неудобным и дорогим удовольствием всегда при себе иметь оружие, а законодательство, естественно, запрещает его применение.
  
   В связи с упомянутым фактором легитимности / запрета на практику отдельных видов боевых искусств в разных странах, заметим: там, где действовали или действуют запреты на ношение и применение оружия, на прикосновенность к представителям определенных слоев общества, на сопротивление представителям власти, где сильна криминальная составляющая, интерес к единоборствам безусловно, значительно выше. Так, например, обстояло дело в средневековой Японии, в Китае, а позже - в Латинской Америке и России.
  
   Традиции школ / направлений единоборств. Об этом, наверное, не следует долго распространяться. Заметим только, что любая школа или вид боевых искусств со временем в большой мере формализует методы обучения, что, в свою очередь, имеет как позитивные результаты, так и негативные.
  
   Традиции, основанные на таких понятиях, как: честь, достоинство, "честные" боевые действия, правила проведения схваток и боевых действий, условия победы и поражения. Эти тенденции могут сильно отличаться в разных единоборствах. В качестве примера напомним, что есть стили борьбы, считающие победой падение противника, и есть такие, которые полагают, что продолжать бой в положении лежа не только можно, но и нужно. Где-то запрещается добивать упавшего оппонента, где-то полагают, что вести бой лежа или полулежа - удобно и эффективно (дзю-дзюцу, китайские боевые искусства); где-то считают, что хороший захват - половина победы, где-то утверждают, что захват - путь к поражению (например, в разделе китайских боевых искусств цинь-на) и т.д.
  
   Из сказанного выше напрашивается вывод о том, что не всякая традиция легко переносится на новую почву и "ассимилируется" в новых условиях.
  
   К этому можно добавить и то, что в разных странах и у разных народов веками складывалось представление о эффективности боевой подготовки, во главу угла которой положен основной психологический настрой или принцип. Для японских боевых искусств, например, такой характерной особенностью является понятие "воинского духа" и ответственности перед обществом (которая, к сожалению, в силу ряда причин забыта или пропущена в преподавании чисто японских единоборств на Западе и в нашей стране). В Европе, скажем, всегда существовало мнение о благородстве и достойном ведении сражения, отчего даже европейские версии восточных боевых искусств изобилуют правилами и запретами. Хотя и благородство, и достоинство также забывались, если ситуация этого требовала, почему в рамках Европы стихийно возникали направления, подобные французскому савату, впрочем, сейчас тоже сильно формализованному и как бы выхолощенному. В Китае, напротив, уделяли большое внимание стратегии и тактике боя, которые позволяют малыми силами одолевать большие, что нашло свое отражение в "Искусстве войны" Сунь-Цзы. Упомянутый стратег, например, утверждал, что война - искусство обмана (надеемся, что читатель понимает слово "обман" здесь в более широком, не бытовом смысле). По этой причине китайские боевые искусства в основном опираются на положение, что силу следует одолевать не силой, а умением, что противоборство истощает обе стороны сражения и что, собственно, сама сила - результат не физического тотального напряжения, а как минимум ловкости и взаимной слаженности действий. Если в данном контексте упомянуть о России, то следует напомнить о такой особенности, как массовая идеология, неизменно находящая своих приверженцев и в области единоборств. Россиянину всегда есть с кем (с чем) сражаться, но за неимением средств, возможностей и легитимности подобных сражений, он бьется с первым попавшимся оппонентом: в очереди в кассу, в автобусе, на рынке, на матчах и в ночных клубах, в отдаленном московском районе и т.д., благодаря чему боевые искусства у нас пользуются такой популярностью.
  
   Здесь, естественно, мы переходим ко второй группе стереотипов, описанных выше, а именно - к заблуждениям.
  
   Заблуждения
  
   Как уже указывалось, эту группу составляют суеверия; элементы массового сознания, создаваемые СМИ; ошибочные представления, берущие начало в страхах, панических настроениях, случайном негативном опыте, во владении устаревшей информацией; неоднозначные трактовки, неудачные переводы и толкования и т.п. Частично мы упоминали о заблуждениях в предыдущих статьях ("Вопрос выбора в боевых искусствах", "Мягкое и жесткое в боевых искусствах и этапы обучения" и т.д.). Поэтому упомянем только об издаваемой литературе по теме "единоборства". В данной сфере имеются проблемы перевода, проблемы толкования, проблемы издания литературы (некачественные иллюстрации и пояснения, недобросовестный перевод на русский язык, сильная радикальная позиция и субъективность мнения автора / переводчика). Благодаря некоторым изданиям и передачам на телевидении часто реальное положение вещей заменяется вымышленным, а вымысел, приобретая своих последователей, становится частью реальности, предлагая ее в искаженном виде. И если лет двадцать-тридцать назад мы слышали байки о том, что "каратист побеждает двадцать человек", "мауаши-гери пробивает любую защиту" и "кун-фу - высшая ступень каратэ", то теперь мы сталкиваемся с еще более нелепыми утверждениями и суждениями о превосходстве того или иного направления боевых искусств, тех или иных исключительных техник. Впрочем, при всем изобилии предлагаемых единоборств на поверку Россия получает всего как бы восемь основных направлений в широком доступе:
      -- борьба во всех ее проявлениях (направления, где не приветствуется ударная техника)
      -- так называемые "смешанные стили" (ударная техника в произвольном порядке смешана с бросковой), в т.ч. школы самообороны, опирающиеся на сочетание техники английского бокса с техникой ударов ногами)
      -- кик-боксинг, к которому с легкостью можно отнести большинство школ т.н. "тайского бокса"; множество школ каратэ, практикующих все тот же кик-боксинг при японском антураже, символике, терминологии и традиционной тренировочной одежде; и, собственно, сам кик-боксинг в разных версиях
      -- бокс в классическом понимании
      -- малоприменимые в столкновении техники околобоевых направлений
      -- каратэ как таковое, наиболее близкое к традиционному
      -- "доморощенные" виды единоборств, созданные недавно и, как говорится, "из того, что было" (заметим: иногда довольно удачные, но в основном сомнительные)
      -- т.н. "у-шу", представленное в основном тремя направлениями: оздоровительным, спортивным (у-шу саньда, в котором, как известно, имеется два раздела - таолу (на сегодняшний день практически полностью гимнастический и акробатический раздел) и собственно саньда, как спарринговая дисциплина, по арсеналу и набору технических средств снова относимая скорее к упомянутому выше кик-боксингу), а также боевым разделом (в котором лидирующие позиции сохраняют разные версии вин-чунь, версии Шаолиньского направления и, наконец, прочие стили китайских боевых искусств)
      -- школы, использующие холодное оружие (ножи, палки, традиционное восточное оружие и т.п.).
  
   В свете сказанного возникает закономерный вопрос: чем вызвано и чем поддерживается такая унификация и единообразие распространенных направлений боевых искусств в России и на Западе при колоссально широком спектре и выборе единоборств на Востоке? Ответить на этот вопрос мы предлагаем самому читателю. Напомним только, что причины несложно отыскать в современном состоянии общества, основанном на средствах массовых информации, финансовой и политической заинтересованности отдельных лиц и государств, на массовой идеологии стран бывшего СССР и т.д. И, продолжая перечень причин, предлагаем перейти к третьей группе устойчивых стереотипов в области единоборств, к психологическим феноменам и клише.
  
   Психологические феномены
  
   Во-первых, заметим, что всякая массовая тенденция опирается на явное и ярко выраженное проявление какой-нибудь острой эмоции или потребности. Причем и то, и другое можно не только использовать, но и искусственно создать или инициировать. Примерами могут служить рекламные кампании фаст-фуда, производителей бытовой техники, шампуней и т.д., криминальные хроники и сюжеты СМИ и прочее. Подобным образом обстоит дело и в области единоборств. Существуют давно сформировавшиеся клише и стереотипы, поставляющие людей, подверженных внушению (подробнее о внушении - "Психология и бизнес", ссылка: http://www.psycho.ru/library/209), в определенные области социальной структуры и ранжирующие таких людей по признакам социальной, национальной и потребительской принадлежности. В частности, в последнее время получили широкое распространение школы т.н. "ножевого боя", притягательность которых обусловлена отчасти страхом и боязливым почтением перед криминальной составляющей российской культуры наряду с запретом на ношение и использование холодного оружия (а запреты в нашей стране всегда стимулировали ажиотаж вокруг запрещенного явления).
  
   Или другой пример: кик-боксинг в широком смысле (см. выше). Простота освоения базового технического арсенала этой дисциплины привлекает к ней публику. За полгода-год при добросовестном отношении ученик вполне может овладеть предлагаемой ударной и защитной техникой, что, конечно, еще не будет свидетельствовать об ученике, как о хорошем бойце (под хорошим бойцом мы подразумеваем человека, подготовленного не к кратковременному нападению на неподготовленную жертву, а как минимум технически, тактически, эмоционально и морально готовому дать серьезный отпор как раз нападающим независимо от их подготовки, числа, физических данных и наличия холодного оружия). Кроме того, за долгие годы пропаганды бокса в нашей стране и на Западе это направление единоборств заняло прочную позицию "на рынке", и кик-боксинг, как удачное дополнение и развитие бокса, вошел "в нишу" чрезвычайно гладко.
  
   Поясним сказанное, взглянув на явление с другой точки зрения. Известен такой феномен: человек, находящийся в состоянии подавленного страха перед каким-нибудь социальным явлением и порицающий это явление, не имея возможности и времени (а часто и терпения), чтобы правильно оценить угрозу, сам становится представителем и носителем того зла, против которого, казалось бы, пытался выступить. Например, примыкает к хулиганской или криминальной группировке, поступает на работу в отделение милиции, славящееся незаконными притеснениями граждан и т.п. Подобным образом с нашей точки зрения обстоит дело и с "ножевым боем", и с направлениями, сообразными кик-боксингу.
  
   Понятно, что в описанных случаях не может идти речь о высоком уровне подготовки бойца. Во-первых, потому что с самого начала стимулом для него являлся страх (который, соответственно, теперь закреплен занятиями) и отсутствие мало-мальски сознательного и самостоятельно сделанного выбора, во-вторых, по причине все той же унификации преподавания, предложения "единого размера всякому покупателю". Однако в силу различия психических и физических особенностей индивидуумов, просто не всякий способен добиться сколько-нибудь значимых и высоких результатов в общей для всех дисциплине.
  
   Существует и такой феномен, как "равнение на худшего". В качестве иллюстрации приведем давно известный факт: в рабочей бригаде, где все получают одинаковую зарплату, постепенно производительность труда каждого работника стремится к минимальной. Психология простая: стоит надрываться, если сосед работает меньше, а получает столько же? Подобное наблюдается и в среде бойцов: стоит ли тратить время и силы на длительный процесс обучения, когда можно "поставить" один-два удара и с их помощью решать все конфликтные ситуации? Осмелимся возразить: стоит! Поскольку:
      -- качество освоения (а даже не преподавания) в указанном случае оставляет желать лучшего, как уже говорилось выше;
      -- если боец хочет быть одним из многих, то, конечно, может идти по пути, по которому прошли многие (впрочем, с большим отставанием от них); если Вы, напротив, ставите цель добиться большего, то, естественно, станете искать альтернативные возможности;
      -- более-менее ощутимых результатов в конечном итоге добиваются единицы, прочие же покидают школу в разочаровании и искусственно поддерживаемой уверенности, что если нужно, в критической ситуации они проявят себя настоящими бойцами, хотя, думается, многие из них могли бы утверждать подобное и до начала обучения единоборствам;
      -- поиск, терпение и намерение попробовать на себе преимущества той или иной школы в конце концов обычно увенчиваются нахождением того направления, которое в наибольшей степени подходит именно Вам в соответствии с поставленными целями.
  
   От вышесказанного легко можно перейти к следующему феномену - следования за лидером. Если кто-то добился высоких показателей, результатов, возможностей, то следует разобраться, сколько кандидатов на это достижение было вначале. Скажем, если олимпийским чемпионом от страны может стать один из восьми тысяч, занимающихся спортом в этой стране, то в мировом масштабе вероятность получения первого места на олимпиаде еще ниже 1 / 8000. Следует искать свой путь, сообразуясь с конкретными прикладными, только Вами определенными целями.
  
   Феномен отставания и, как антипод, феномен следования за модой. Оба эти явления имеют одну основную причину - инертность сознания больших социальных групп. Применительно к занятиям боевыми искусствами можно сказать: мода - материя крайне переменчивая, и принимать решение о начале занятий каким-либо видом единоборств исходя из моды - дело неблагодарное и не дающее практических результатов. Также не следует делать свой выбор на основе устоявшейся тенденции: вы рискуете опоздать и оказаться, как говорится, "в хвосте поезда". Достаточно вспомнить, например, что массовый приток денежных средств в паевые фонды обозначился, когда уже поздно было нести свои скудные сбережения в управляющие компании. Подобным образом поздно, с нашей точки зрения, начинать заниматься боевыми искусствами, чрезвычайно популяризированными в СМИ, поскольку "поточный" метод обучения и "усреднение" подхода к этому обучению реализуются явно не в Вашу пользу. Хотя, конечно, если у школы достаточно средств для проведения PR-компании, то она, очевидно, имеет и хорошее помещение, и "парадное" оборудование.
  
   Продолжая развивать тему феномена инертности сознания, перейдем к частностям. Выше уже говорилось о предубеждении по поводу использования техники ударов ногами в конфликтной ситуации "на улице". До сих пор является устойчивым утверждение, что в нашем климате это малоприменимо по причине ярко выраженного зимнего сезона. Заметим однако, что, во-первых, не весь год у нас стоит зима. Во-вторых, как мы знаем, зимы в европейской части России уже не те и становятся более теплыми менее продолжительными с каждым годом. Кроме того, обильные снегопады редки, а гололед, особенно в городской среде, - вообще нечастое явление. Что касается теплой одежды, стесняющей движения, то сейчас ее производят из современных материалов, легких и тонких. Так что причин для отказа от такого действенного оружия, как удары ногами, не сегодняшний день нет. Кроме того, если обратиться ко временам, когда восточные единоборства только проникали в Россию, мы знали немало примеров того, как бойцы, серьезно практикующие боевые искусства, зимой намеренно занимались на улице, на снегу и льду отрабатывая технику ударов ногами наряду с другими действиями.
  
   Еще одно стойкое предубеждение: в западном мире и России упоминание о конфликтной ситуации неизменно вызывает ассоциацию с применением кулака, в то время как в восточных единоборствах кулак используется реже, чем, скажем, ладонь или другие "технические средства" (исключение, пожалуй, составляют направления, адаптированные под "вкусы" россиян). При этом, как замечено, не всякая школа способна научить своих последователей пользоваться кулаком, не деформируя и не травмируя костей и сухожилий. Применяются перчатки, протекторы, бандажи - всё, чтобы уберечь кисти рук от... укрепления, а занимающихся от умения контролировать свои действия. Бывает, что кулаком пользуются из опасения повредить пальцы (которые, естественно меньше подвержены травмам, будучи сжатыми в кулак), но, как мы видим, при этом сторонники такого подхода готовы пожертвовать всей кистью руки. Не умеют пользоваться ладонью, локтями, пальцами, считая это странным, однако не умеют применить и кулак.
  
   Еще один аспект, достойный внимания - феномен повышения самооценки, который всегда служил поводом для того, чтобы начать тренировки, и желательно в известной школе / направлении боевых искусств. Собственно, сама цель определяет и дальнейший путь такого бойца: известная школа, известный учитель, почетное звание и т.д. Обычная карьера (в лучшем случае), не имеющая почти ничего общего с боевым искусством.
  
   "Строить легче, чем перестраивать". Это известное правило справедливо и для "построения" своих бойцовских навыков. Если кому-то повезло, и они сразу удачно начали обучение единоборствам, оказавшись, как говорят, "в нужное время в нужном месте", то множество бойцов спустя несколько лет занятий начинают жалеть об утраченном времени и возможностях, о том, что если бы они могли "начать всё сначала", то выбрали бы для себя другое боевое искусство. В итоге часто у такого бойца не хватает мужества действительно "начать с нуля", а упрямства и честолюбия всегда достаточно, чтобы попросту "перемешать" и элементы разных боевых систем, превращая уже полученные навыки в хаос и разочаровываясь еще больше (хотя не все настолько последовательны; бывает, что обходится без разочарований, как впрочем, и без значимых результатов).
  
   Ошибочное определение целей. Нередко бывает, что некто делает свой выбор по принципу "боевого и прикладного аспекта", при этом недостаточно хорошо сообразуя свои физические данные и психологические особенности с теми требованиями, которые рано или поздно предъявляет конкретное направление / школа единоборств. Для кого-то важным аспектом на первом же этапе является спарринговая работа, для кого-то такая ситуация неприемлема. В одних школах большое внимание уделяется т.н. физподготовке, в других занимаются исключительно боевой практикой. Где-то зал выглядит, что называется, парадно и нет недостатка в красивом и новом оборудовании, где-то не обращают внимания на перечисленное. Где-то обязательным условием спарринговой работы является наличие защитной экипировки, где-то, напротив, полагают, что подобная амуниция будет препятствием для адекватного представления о реальной боевой ситуации. Отношения между бойцами могут варьироваться в разных школах от дружеского до насмешливо-высокомерного, а между учеником и инструктором - от пренебрежительного или равнодушного до заискивающего. Где-то на тренировке присутствует одновременно большое число учеников, где-то состав групп сохраняется немногочисленным. В какие-то школы обращаться бывает страшно по причине жесткости тренировок, в какие-то идти не хочется, поскольку кажется, что ничему серьезному там не научат. Где-то преподавание осуществляется от лица известного и нашумевшего направления / стиля, где-то - от малораспространенного. Какие-то школы сознательно воспитывают в учениках агрессию, в других миролюбие сочетается с высокой боевой эффективностью. Где-то "лицом школы" является авторитетный и завоевавший популярность учитель, где-то - малоизвестный. В общем, в любом случае выбор остается за самим учеником, однако ему следует в самом начале определиться со своими целями. Мы все хорошо знаем, например, что популярность еще не показатель качества, и наоборот, не получившие широкого распространения и огласки направления легко могут оказаться более эффективными.
  
  
   В заключении скажем, что перечень подобных психологических феноменов можно продолжать если не бесконечно, то долго. Предлагаем ограничиться перечисленными и сделать основные выводы на их основе.
  
   Выводы
  
      -- Для кого-то традиция - показатель надежности школы боевых искусств, у кого-то это понятие вызывает усмешку или отторжение, а сама традиция представляется чем-то недейственным и малоэффективным. Однако в любом случае следует помнить, что "традиционный" подход претерпевает изменения в стране преподавания единоборств, и мы имеем дело с адаптированной версией (с такой, как суши в Москве или блины в Японии).
      -- В современном мире обмен информацией становится все интенсивнее, и сегодня можно по крайней мере составить представление о той или иной традиционной школе боевых искусств не выходя из дома, обратившись к интернету.
      -- Стереотипы, бытующие в обществе, в особенности касающиеся боевых искусств, часто возникают и закрепляются в сознании во многом благодаря отсутствию желания у людей владеть полной информацией, благодаря домыслам, слухам, доверию некомпетентному мнению и т.д., а также исходя из особенностей восприятия единоборств в той или иной местности.
      -- Прежде чем определиться с выбором того или иного направления / школы боевых искусств, необходимо сформировать:
        -- Собственное, независимое представление о них
        -- Четко определить свои цели по отношению к предстоящим тренировкам и результатам обучения
        -- Побывать хотя бы в нескольких школах на открытых тренировках или семинарах.
  
  
   От себя можем пожелать состоявшимся и начинающим бойцам успехов и достижений в области изучения боевых искусств.
  
  
  
   Подготовлено по материалам http://vk.com/club64244888
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список