Рашевский Михаил: другие произведения.

Классификация графоманов от Гоблина Михи

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Аудиокниги БОРИСА КРИГЕРА
Peклaмa
  • Аннотация:
    Версия 1.2


Классификация графоманов от Гоблина Михи

Версия 1.2

  

"Графоманология или Трактат о Существах Бесполезных (Grafomanus non erectus vulgaris), но Плодовитых Весьма, Обретающихся в Паутине и Слова Дефекирующие, а так же Вреде, Котором с Них Поиметь Можно, о Способах Экзорцизма и Борьбы с Оными. Составлено Гоблином вон Мыхом"

(с) Deathwisher

"Графоман (от графомания, греч. - болезненное пристрастие к сочинительству, писанию) - писатель, получающий удовольствие от самого процесса сочинительства и не ставящий перед собой художественных задач. Как следствие, произведения графомана обладают весьма низкими литературными достоинствами"

  
   Сайт "Самиздат" идеально подходит для графоманов. Он для них и организован. 99 процентов жителей СИ - графоманы. В той или иной ипостаси.
   Я решил сделать попытку систематизировать графоманскую братию СИ. Да, в принципе, и не только нашего сайта. Ведь графоман универсален по внутренней своей сути, ключевым поведенческим признакам и влиянию на окружение. Главные выводы буду делать на основе взаимоотношений и поведения людей, чьи разделы находятся непосредственно на "Самиздате". Конечно, классификация не претендует на что-то знаковое. Это абсолютно моё личное ИМХО. Но один, либо с вашей, читательской помощью, планирую довести всё нижеследующее до более-менее стройного вида.
  
   В начале-начал и во главе угла стоит базис - графоман обыкновенный. Таких подавляющее большинство. Человек любого возраста и пола, любой религии и воспитания. Графоман обыкновенный (сокращённо - гроб) пишет либо прозу, либо поэзию. Нередко встречаются такие, кто сочиняет произведения как в стихотворной, так и не в стихотворной формах. Однако в этом случае яркие, запоминающиеся работы у них явно отсутствуют. Гробы - в большинстве своём в литературном плане от сырых новичков до крепких середнячков. Они - постоянная броуновская школа. Спустя год-полтора, новички-гробы определяются, находят свою нишу, жанр, направление литературы и стиль. Большинство из них так и остаётся графоманом обыкновенным, выполняя роль компоста для одиночек-отщепенцев.
  
   Как подвид графомана обыкновенного, на СИ обретаются графоманы житейско-бытовые. Эти люди пришли на СИ ради общения. Несколько произведений, в большинстве своём - мемуарные, житейская проза, статьи, лёгкая фантазия, ни на что не претендующие стихи. Их работы - не главное, а, скорее, ширма. Главное для таких людей - общение, тусовка. Литературный "жизненный журнал". Околоконкурсная кухня, главные дискуссионные клубы сайта, отдельные гостевые "своих" - там их можно встретить. Иногда они занимаются общественной работой на сайте, но основное их времяпровождение на СИ - бесконечные дискуссии на бесконечные темы.
  
   Смесь графомана обыкновенного и графомана житейско-бытового - графоман профессии. Это люди, которые довольно долгое время прозанимались одним делом, либо работали в одной сфере деятельности. Свои жизненные истории, опыт, случаи из практики они упаковывают в произведения. Сюжеты таких работ - в чётко профессиональной канве, пропитаны спецификой рода занятий. Такие графоманы довольно быстро находят единомышленников, объединяются в сообщества, кланы. Наиболее яркий пример: Art of War.
  
   Нередко на СИ можно встретить разделы графоманов-конкурсоманов. Это люди, которые присутствуют на СИ только во время и на время наиболее многолюдных, брендовых, известных конкурсов. Либо на время наиболее денежных, призовых конкурсов. Графоман-конкурсоман активный участвует не только в наиболее известных СИшных литературных соревнованиях, но и на тех, тема или условия которых ему привлекательны. Нередко за никами этих людей скрываются известные писатели, не желающие светить своей известностью, но желающие поучаствовать в драйве и адреналине конкурса. Однако чаще всего это всё же гробы.
  
   Существуют и другие ответвления гробов. Графоман временный существует не больше года. Появившись на СИ, такой человек либо незаметно сидит в ракушке раздела, так же незаметно исчезая, либо развивает бурную деятельность с целью добиться всего и сразу, но быстро разуверивается в своём хобби - и уходит с СИ. Графоман инкогнито - человек, который создаёт временный раздел, либо зеркальный раздел, в который помещает конкурсные вещи, либо вещи в не свойственном для гроба жанре. Вариант: в одном разделе прозаические произведения, а во втором - поэтические. Впоследствии новая маска может настолько понравиться "родителю", что он оставляет страничку надолго. Бывает и так, что новая ипостась перетягивает первоначальную. Графоман графоманистый - человек, который достиг установленной для себя наивысшей планки развития писательского дара. Отчаявшись её преодолеть, он убеждает себя в мысли, что дальнейшие пути для развития отсутствуют. Такой человек находит успокоение в том, что уверяет себя и окружающих в мелкости своих произведений, уничижается. Впоследствии такие графоманы свыкаются с этой мыслью и находятся на СИ по инерции, т.к. прижились. Графоманы-старожилы - это люди, которые давно ничего нового не сочиняют, но по привычке принимают участие в окололитературной жизни СИ. Подвиды предыдущего ответвления - графоманы-технари и графоманы-шутники. Первые находят своё предназначение в том, что помогают молодёжи, новичкам разобраться в навигации сайта, его тонкостям и заморочкам, а также в организации и проведении литературных мероприятий, помогают редактировать и приглаживать тексты. Вторые предпочитают безвинные или, наоборот, довольно циничные психологические или литературные эксперименты в рамках отдельного раздела или всего СИ в целом. Они потешаются над литературой как таковой и отдельными её аспектами, графоманией в целом или конкретными личностями. В-общем, шутят по-всякому.
  
   Если человек не останавливается на достигнутом литературном уровне, дальнейшее развитие графомании я вижу по двум разветвляющимся направлениям. Назовём условно их "синяя линия" и "красная линия". Или "что такое хорошо" и "что такое плохо". Как вам будет угодно. Сущность не в названии группы, а в пути её развития.
  
   Синюю линию открывает графоман обучающийся. Такой же гроб, но с осуществляемым желанием расти в литературном плане. Что интересно - абсолютно неважно, сколько по времени такой графоман занимается писательством. Важно то, что он учится на своих и чужих ошибках, не воротит нос от конструктивной критики, без негатива к указывающему на ляпы правит свои тексты. Растёт в литературном плане из года в год. Девиз такого человека: "я добьюсь признания моего таланта через свои тексты!" Признаки того, что графоман является графоманом обучающимся видны в основном по его произведениям. Также - по отношению к критике на его произведения и по его собственным комментариям к произведениям других графоманов.
  
   Подвидом графомана обучающегося является графоман-критик. Не путать с графоманом критиканским, об этом типе будет ниже. Заниматься критикой чужих произведений может любой автор СИ, но стать графоманом-критиком дано не каждому. Чтобы заслужить такое звание, следует писать грамотные обзоры произведений, в которых помимо (или вместо) орфографических и пунктуационных ошибок указывать и логические неувязки, и сюжетные выверты. А также производить всесторонний анализ рассматриваемого произведения, либо описывать своё видение данной работы. При этом критика преподносится без унижений и оскорблений, без перехода на личности, максимально конструктивно. Даже при экспрессивности подачи материала, эта информация должна нести максимальную пользу автору произведения. Подобное удаётся немногим, и это как раз отличает критика от критикана. Графоман-критик учится не только на ошибках, но и на преимуществах рассматриваемых работ, особо выделяя оные в своих обзорах. Впрочем, наличие литобзора не существенно важно. Достаточно грамотных комментариев, советов и дискуссий на форумах обсуждаемых работ.
  
   При достижении автором определённого литературного уровня произведений графоман обучающийся переходит на следующую ступеньку - молодой талантливый автор (МТА). Возраст человека при этом не играет особой роли, чего не скажешь о "возрасте уровня произведений". "Уровень произведений" определяется множеством факторов и не имеет чёткого описания. В него обязательно входят такие составляющие как восприятие работ читателями (наиболее ярко результат виден на конкурсах литературных произведений), критиками (там же, а также на форумах данных работ). Также - интерес к произведениям МТА со стороны литературных агентов, редакторов журналов и издательств. Также - стабильный или повышающийся уровень произведений, наличие новинок в разделе автора. Работы МТА отличаются новизной взглядов, искусной обработкой сюжетов, качественностью, интересностью и постоянной востребованностью читателями. Обычно графоманы, достигнув уровня МТА, не снижают уровень своих произведений. Активно публикуются, причём для них не особо важно, гонорарный будет журнал или безгонорарный: МТА набивает портфолио.
  
   Естественным развитием линии МТА следует считать начинающего писателя. На данном уровне само понятие "графоман" неприемлемо. Достигшие "звания" начинающего писателя люди уже не считают целесообразным возвращаться на более низкие уровни писательского мастерства. Начинающие писатели работают профессионально на читателя. Их произведения ориентированы на признание не только и не столько в сетературе. Публикации в газетах, журналах, книги с их произведениями - вот основная цель начинающих писателей. Они активно принимают участие в сетевых конкурсах только в том случае, если победителю "грозит" публикация в гонорарном (подчёркиваю - гонорарном) журнале или сборнике произведений престижного издательства, или когда в качестве приза - достаточно большая сумма денег. Портфолио его уже набрано, когда он был МТА. Теперь же ему нужна известность, деньги, позитивный пиар.
  
   Даже некоторые "вошедшие в тираж" общепризнанные писатели имеют свои странички на СИ. Их мало, но они есть. То ли забыли удалить (птенцы гнезда СИшного!), то ли держат страничку только для двух вещей - анонса и пиара очередной книги и обратной связи с бета-тестерами и читателями.
  
   Всё. Дальше некуда в позитивной ветви графомании. Выше писателя не прыгнешь.
  
   Писатели-таланты, Гении, Классики При Жизни также присутствуют в сети, но на СИ они не представлены, а посему не имеют права быть отображёнными в данной классификации.
  
   Теперь о негативной "красной" ветви графомании.
   Именно "благодаря" представителям этой ветви термин "графоман" воспринимается как нечто отталкивающее, плохое, гадкое. Однако, как вы могли прочесть выше, графоман - это всего лишь человек, которому нравится выражать свои мысли, чувства и эмоции при помощи литературы. Конечно, как и во всех сферах жизни, и в графомании есть свои паразиты.
  
   Графоман безразличный глух к чужому мнению. Он не воспринимает подсказки и дружеские советы. Не читает мнения на свои произведения, или, если это мнение негативное, хамит критику, настаивая на неадекватности его оценки. Девиз графомана безразличного: "существуют две точки зрения: моя и неправильная". Нередко такие графоманы сочиняют очень много, "гонят объём", но их произведения откровенно слабы и невостребованы читателем. Позитивная черта такого графомана в том, что они не задерживаются надолго в неприятном ему по отношению к его произведению месту. То есть такие графоманы не ввязываются в дискуссии, предпочитая отделаться коротким "сам дурак!" и отправляются на очередной конкурс или в свою компанию. Из всей "красной" ветки графоман безразличный "самый безобидный", то есть от общения с ним остаётся меньше всего негатива. Подвид графомана безразличного - графоман занудствующий (гразуд). Такие люди имеют обыкновение долго "сидеть на человеке", мнение которого зацепило его текст или мнение которого он хочет услышать в приемлемом ему самому виде. Графоман занудствующий обычно не хамит, живо интересуется мнением окружающих. Но если это мнение его не устраивает, он пытается уговорами, цитатами, полемикой, флудом и флеймом выудить из собеседника ожидаемые реплики и слова. Настаивает на бесконечных уточнениях и подтверждениях. Более или менее приличных аргументов не приводит. Нудота и бубнёж может продолжаться до тех пор, пока гразуда не забанят или не "признают его правоту" только лишь для того, чтобы этот персонаж отцепился.
  
   Графоманы критиканствующие появляются в основном во время литературных конкурсов, хотя могут существовать и вне конкурсной кухни. Отличие критиканствующих от критиков состоит в том, что первым нужен пиар и ничего кроме пиара, тогда как вторые посредством критики пытаются публично учиться и учить. Обзоры критиканствующих - это краткое перечисление замеченных грубых пунктуационных ошибок, краткое содержание сюжета и личное эмоциональное мнение о прочитанном. Практически всё, что автор может узнать из таких обзоров - это понравилось ли его произведение конкретному индивидууму или нет. Если в обзоре существуют более серьёзные придирки, связанные с сюжетом или стилистикой, то попытки опровергнуть эти придирки или защитить авторскую точку зрения обычно приводят к экспрессивной эмоциональной дискуссии. Критиканствующие не стесняются в словах, экспрессивных выражениях, нередко прибегают к "помощи зала" ("чёрные ники"-клоны или друзья по СИ, нападающие на оппонента). При серьёзном противостоянии в очень редких случаях критиканствующий может пойти на попятную, но не извинится. Часто прибегает к помощи бана. Оскорбления оппонента или его работы - обыденное действие для критикана. Худший случай - не привязанный к конкурсу критиканствующий графоман. Такие графоманы предпочитают появляться на форумах к активно обсуждаемым произведениям и ввязываться в дискуссию. При этом обсуждаемое произведение не изучается, либо прочитывается "по диагонали". Цель критиканствующего - ввязать в дискуссию автора и его гостей, спровоцировать на ответы его собственных комментариев и заставить посетить его произведения. Другая цель - завязывание знакомств и приятельских отношений, создание собственного клана.
  
   Помесь безразличного и критиканствующего графоманов плюс человеческие недостатки порождают воинствующего графомана. Стяжательство, кликушество, злоба, агрессивность, экспрессия, мстительность, конфликтность, клановость - отличительные черты воинствующего графомана (вогра). Такой человек активно и с охотой ввязывается в конфликт даже и особенно не на своей территории. Грубит, хамит, но свои ошибки не признаёт, за свои слова не отвечает. "Слава" воинствующего графомана "завоёвывается" несколькими способами. Главный - общение. В гостевых своих разделов, чужих разделов, общих дискуссионных клубов, гостевых и в околоконкурсной кухне. Общение с таким человеком обычно происходит на повышенных тонах, с использованием ненормативной лексики. Аргументация в пользу пострадавшего от нападок вогра им самим не воспринимается. Конфликт и нападки обидчивого воинствующего могут длиться месяцами. Причём форма мести может варьироваться от негативных оценок до нападения "клана" таких же воинствующих графоманов, от сочинения гадких пасквилей или заметок до откровенной лжи на общесайтовских форумах, от угроз физической расправы до электронных писем с компьютерными вирусами внутри. Воинствующие графоманы не терпят критики в адрес своих произведений. За не соответствующую по меркам самого вогра оценку или мнение могут последовать ответные меры - искусственное занижение оценок на произведения оппонента, оскорбления, скандал. Воинствующие держатся кланом, или имеют приближённых в виде "банд", "шаек", "стай", заранее ассоциируя себя и своих приближённых с хищными животными. Вогр любит известность, публичность своего раздела. Для достижения этой цели он идёт на любые ухищрения: скандалы, пиар произведений, критиканствующие обзоры, хамские провоцирующие высказывания, хамские провоцирующие произведения.
  
   Наиболее отрицательная ипостась графомана на СИ - это графоманское чудовище. Эти люди не останавливаются ни перед чем для достижения поставленных амбициозных целей. Для того, чтобы посадить оппонента в лужу, могут придумать и организовать лживое/ложное событие, обвинив в организации этого события оппонента. Например, поставить своим произведениям отрицательные оценки, а работам оппонента - положительные, и тут же раскрутить скандал, обвинив оппонента в подтасовке оценок. Для того, чтобы выставить конкурента в отрицательном свете, могут идти на подлость, грязную ложь, насаждать неправдивое мнение, организовать многоходовую травлю. Мораль и нравственность для таких людей - относительны. Например, для них ничего не стоит оскорбить память умерших родных хозяина раздела или своими провокационными высказываниями обидеть целую расу или нацию. Для того, чтобы собственное произведение победило в конкурсе, могут даже организовать конкурс и подтасовывать результаты. Таким людям очень важно, чтобы их имена были на слуху. Неважно, какой рейтинг они зарабатывают - чёрный, серый. Главное для них - результат. Статистика посещаемости - первая страница, куда они заходят при появлении на СИ. Количество комментариев на собственные произведения или на собственные высказывания - тоже один из показателей. Неважно, какие комментарии - скандальные, ничего не значащие, отрицательные, гневные. Главное - на их произведения. Если общаться с таким человеком не хотят в силу его "славы", то быстро находят выход в "беседе клонов", то есть с самим собой, постепенно вовлекая в перепалку других людей. У чудовищ обычно несколько разделов-клонов. Для повышения интереса к собственным произведениям могут комментировать самих себя. То же относится к выставлению оценок. Злопамятны. Могут травить автора, поругавшегося с самим чудовищем несколько лет назад. Воинственны. Недалёки. Беспощадны. Подвидом графоманского чудовища является графоман-террорист. Это экстремист, который может проводить спам-атаку на сайт и его "жителей", при помощи спам-робота наводнять бессмысленными коммами форумы, массово бомбить вирусами сервер, взламывать защиту и коды сайта и оставлять провокационные посты от имени своих недругов.
  
   Феномены и редкости на СИ.
   Как ни странно, наибольшей редкостью на СИ является настоящий читатель. То есть человек, прочитывающий произведения авторов СИ и высказывающий по поводу них свою точку зрения. Я не имею в виду людей, чьи изречения выглядят вроде "аффтар жжот" или "выпей йаду". Настоящий читатель обычно воспроизводит вполне нормальные человеческие реплики и суждения, свою точку зрения, высказывает согласие-несогласие с темой произведения, причём с аргументацией. Вот именно таких людей на СИ можно встретить очень редко.
   Двояким раздражительно-полезным феноменом можно считать сетевых мосек. Термин, введённый в постоянный обиход Доктором Зло, может характеризовать как стаю воинствующих графоманов, напавших на произведение с целью травли его автора; так и группу случайных читателей и авторов СИ, рьяно и весело обсуждающую между собой и автором произведения его преимущества и недостатки. Разница между первыми и вторыми заключается в характере и тональности диалога, а также в аргументированности высказываемых суждений. Чаще всего эта разница видна невооружённым взглядом, лучше всего - посторонними, не принимающими активное участие в дискуссии, авторами.
   Неприятным феноменом на СИ можно считать МТА и начинающих писателей, которые формируют свою армию почитателей и поклонников, искусственно насаждая свои стереотипы писательства, свои литературные правила и традиции. Причём их видение и традиции зачастую противоречат общепринятым, но не каноническим правилам и законам. Такие "графоманы-эксперты" могут представлять издательства газет, журналов, книжные издательства, могут представляться активно печатающимися авторами издательства N. Своими советами и насаждениями правил они устанавливают границы для почитателей и "учеников", формируя шаблонную для определённого издателя стилистику и сюжетную направленность текстов. Это ведёт к закостенению, отуплению гробов и графоманов обучающихся, что весьма опасно.
  
   Это как по мне, так основные типы графоманов и их разновидностей на СИ. Конечно, не всё так просто. Каждый человек может совмещать в себе несколько типов и разновидностей. Например, обучающийся легко может на время превратиться в воинствующего, затем в критиканствующего, и вдруг вылететь в МТА. Или житейско-бытовой преобразоваться в безразличного.
   В любом случае, как себя называть, выбирает сам писатель. Опытный, неопытный, графоман или нет - это решать читателям.
  
   Да и вообще, в принципе, люди, не следует очень уж серьёзно воспринимать данную статью как что-то в последней инстанции. Конечно, вы понимаете, что это стопроцентное ИМХО и попытка сделать что-то вроде исследования. Ну разве можно типизовать пишущую братию? Вряд ли.
   А вот поиграть терминами можно.
   Может, подключитесь и подскажите, кого и чего тут не хватает?
   Ведь пока это версия 1.2.
  
  
  


Популярное на LitNet.com С.Волкова "Игрушка Верховного Мага"(Любовное фэнтези) В.Казначеев "Искин. Игрушка"(Киберпанк) В.Василенко "Смертный"(Боевое фэнтези) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) Д.Черепанов "Собиратель Том 3"(ЛитРПГ) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 1"(Киберпанк) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2"(Боевик) А.Емельянов "Мир Карика 8. Братство обмана"(ЛитРПГ) Wisinkala "Я есть игра! #4 "Ни сегодня! Ни завтра! Никогда!""(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"