Расторгуев Александр : другие произведения.

Подойдите к нам, Виктор Алексеевич!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  РЕПОРТАЖ ИЗ ПРОШЛОГО
  
    []
  
  Начало девяностых годов прошлого столетия. Март, пять часов вечера, на небе - этюд в багровых тонах.
  
  Четвёртый этаж нового корпуса Вычислительного центра Объединенного института ядерных исследований. Зал терминалов, подключённых к базовой ЭВМ ЕС-1061. Горстка пользователей, вперившись в зеленоватые экраны, стучит по клавишам...
  
  Из коридора доносятся звонкие голоса, топот, и в зал врывается толпа школьников, пришедших на практику по программированию. В считанные секунды зал оказывается переполнен. Вбегает запыхавшийся учитель; сражение за рабочие места в полном разгаре.
  
  - По двое! Садимся по двое!
  
  Наконец терминалы поделены. Опомнившись, школьники смотрят на учителя.
  
  - Виктор Алексеевич!
  
  - Задания всем даны, можно приступать!
  
  В зал, волоча за собой стул, входит сослуживец Стельмах.
  
  - Развёл тут... Стул у меня стащили...
  
  Через полчаса появляются первые программы. Два молодца молча взирают на то, как из работающей программы, как из рога изобилия, на монитор сыплются бесконечные ошибки. Мальчики ошеломлены. Вот-вот случится что-то непоправимое...
  
  - Зови этого...
  
  Учитель, как добрый чародей из восточной сказки, странствует от одного терминала к другому, находит ошибки, спрашивает, отвечает и отпускает комментарии.
  
  - Виктор Алексеевич, подойдите к нам! - слышится то по одну, то по другую сторону фанерной перегородки, разделяющей терминальный зал надвое.
  
  - Та-ак, что это у вас? И вы утверждаете, что этот алгоритм будет работать?
  
  Ученицы встревожено смотрят на учителя.
  
  - Нет, мы этого не утверждаем.
  
  - Та-ак...Что это у вас?
  
  Ученицы, робко:
  
  - Куры.
  
  - Я спрашиваю, что это у вас за величины?
  
  - Четыре и пять.
  
  - Что "четыре и пять"?
  
  - Четверо поросят и пять кур.
  
  - Какие это величины, я спрашиваю? Интеджэ или риал?
  
  - Виктор Алексеевич! - орут с противоположного конца зала.
  
  - Подумайте, - говорит Виктор Алексеевич и направляется к двум рослым отрокам у окна. Один отрешённо смотрит в окно, другой - в монитор, на котором ничего нет.
  
  - Так, что у вас? - строго спрашивает учитель.
  
  - У нас не работает.
  
  - Не работает, - удовлетворённо повторяет учитель. - А что вы делали?
  
  Он мог бы сразу обратить их внимание на то, что терминал не включён, но он должен научить их мыслить самостоятельно.
  
  - Вы делали что-нибудь?
  
  - Нет.
  
  - А как же он у вас будет работать! Вы думаете, что он сам включится, увидев что вы сели? Или о чём вы думаете?
  
  Мальчики молчат, предпочитая не говорить, о чём они думают. Виктор Алексеевич нажимает волшебную клавишу POWER, и монитор оживает. Учитель выразительно смотрит на своих нерадивых учеников. Те опускают головы. Один рассматривает на томящиеся под столом ноги. Другой упирается взглядом в пол, пряча издевательскую улыбку.
  
  - Почему вы не включили?
  
  - Мы не знали.
  
  - Чего вы не знали?
  
  По всему видно, что ничего они не знали, но не хотят в этом признаваться.
  
  - Ну вот, - говорит учитель. - Вот тут всё и выясняется. Кто работал на уроке, а кто...
  
  Не закончив фразы, он идёт к девочкам. На лице его появляется отеческая улыбка.
  
  - Так, что у вас? - добрым голосом спрашивает он.
  
  - Программа, - слышится в ответ чудесный щебет.
  
  - Я вижу, что программа, - стараясь придать голосу строгость, говорит учитель. - Я хочу знать, что это за программа. Понять логику этой программы...
  
  Девочки с изумлением переглядываются.
  
  - Это программа, которую вы нам задавали.
  
  - Вот тут у вас ошибка... В таком виде ваша программа работать не будет. Посмотрите внимательнее. Козлов!
  
  - Что, Виктор Алексеевич?
  
  - Чем смеяться, сходили бы лучше, посмотрели олимпиадные задачи.
  
  - Какие задачи?
  
  - Хорошие задачи. Повышенной трудности. Которые Тувакин из Москвы привёз.
  
  - Какой Тувакин?
  
  - Такой Тувакин, - рассеянно отвечает учитель. - Победитель олимпиады по программированию... Нашли?
  
  - Что нашли?
  
  - Ошибку.
  
  - Нет ещё.
  
  - Ищите. Впрочем... - Исправив ошибку сам, Виктор Алексеевич спешит дальше.
  
  - Виктор Алексеевич!
  
  - Подождите... Не все сразу, - уже изрядно измочаленный, отзывается учитель. - Та-ак... Значит, от голов вы отнимаете ноги и получаете... что? Поросят? Так?
  
  - Нет!
  
  - А почему тогда...
  
  - Виктор Алексеевич!
  
  - Что?
  
  - Что такое ошибка 230?
  
  - Это ошибка такая.
  
  - Какая?
  
  - Это надо книжку читать.
  
  - Какую книжку?
  
  - Хорошую книжку.
  
  - А где достать эту хорошую книжку?
  
  - В комнате у системщиков. В общем, неважно, где. Вам её там всё равно не дадут...
  
  Наконец Виктор Алексеевич распрямляется, смотрит на часы и объявляет:
  
  - Заканчиваем! Наше время истекло. Уходим!
  
  - Давно пора, - ворчит сослуживец.
  
  Терминальный зал стремительно пустеет и наступает благословенная тишина.
  
  
  
   Рисунок Сергея Расторгуева
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"