Продолжаю находить шедевры в самых банальных местах, о которых раньше даже не задумывался.
Кинематограф Советского Союза был одним из лучших. А лучшим он был не из-за спецэффектов, не из-за больших финансовых вложений и не из-за знаменитых актёров, хотя всё это тоже присутствовало. Советская кинематография была одной из сильнейших в мире из-за глубоких, порой многослойных, скрытых друг в друге идей и из-за великолепнейшей игры актёрского состава. Слаженный коллектив играл труднейшие роли, и играл их на "отлично". Другой мощной стороной советского кино было написание превосходных сценариев, составленных по хорошим качественным книгам. Чем мне нравился Союз - так это тем, что не допускал к бумаге не то что слабые романы, но даже романы средней руки, про ошибки я уж и не говорю, редактура была профессиональная, корректорская работа - на высоком уровне. Суррогаты и сублимации творческого либидо к изданию не принимались.
По следам советского кино можно найти множество качественной, оригинальной и интересной литературы. Сейчас модно писать о любви, о подвигах. Жанр - любовный роман очень популярен, но и несколько десятилетий назад он также был популярен, люди зачитывались подобной литературой, и, поверьте мне, книги советских времён намного интереснее нынешних. Для любителей фантастики и утопий/антиутопий - советские литературные закрома вообще кладезь бездонный, так как книги тех времён для современной молодёжи, наверное, будут казаться чем-то фантастическим и невероятным, хотя тогда были обыденными.
Таким замечательным наследием "ужасного" прошлого и стала книга Бориса Бедного "Девчата", по которой также был снят одноимённый, всем полюбившийся художественный фильм. Я не буду много рассказывать о сюжете этой книги, кинолента достаточно подробно пересказывает повесть, а остановлюсь подробнее на тех моментах, которые фильм не затронул.
Автор мастерски владеет словом, каждая строчка - необходимый кусочек в понимании той или иной ситуации, каждое слово на своём месте отражает суть преподносимой мысли, натуру персонажей.
В повести на самом деле центральную линию занимают не взаимоотношения Тоси и Ильи, а несколько параллелей, любовных линий, так сказать. Герои первого плана - это, естественно, передовик Илья и новоприбывшая в лесозаготовительный участок Тося Кислицына. Им противопоставляется другая пара - телефонистка Анфиса и новый технорук Деметьев. Здесь стоит описать героев и их антиподов.
Сначала, я чётко разделял две любовные линии и противопоставлял их друг другу, изначально деля всё на чёрное и белое, но Борис Бедный меня достаточно быстро урезонил, и я стал более пристально присматриваться к взаимоотношениям Анфисы и Дементьева.
Анфиса, холодная красавица, королева лесозаготовительного участка. Она знает, что красива и этим пользуется. Довольствуется малым, любит красивые наряды и другие женские "штучки". В начале повести она показана эдакой вульгарной и надменной женщиной, доступной для смелых мужчин. Репутация её "подмочена", поэтому Анфиса не старается выглядеть лучше, чем она есть. В тоже время, есть у неё и ряд положительных качеств. Девушка не лишена вкуса, аккуратна и домовита, но всё это тонет под грузом лени и неусидчивости. У неё нет ни желания, ни мотивации. Видишь эту женщину на страницах повести и думаешь, что она пропащая, что ничего уже ей не поможет, но вот к ней приходит любовь, и читатель не узнаёт прежнюю Анфису. Нет в ней, оказывается, лени, нет в ней надменности, а лишь маска, не пускающая чужих людей в душу. Девушка не лишена тяги к прекрасному, не чужда ей любовь к порядку и уюту, и вся она такая нежная и трепетная, что даже не верится. Поздно пришла любовь к Анфисе, поздно встретился ей Дементьев, больно читать последние строчки развернувшейся трагедии, хотя, конечно, нежное чувство к новому начальнику для Анфисы не пройдёт даром, слишком сильно засел он ей в душу, открыл неведомые и немыслимые горизонты, и тем более становится тяжёлой жертва, которую принесла Анфиса своей первой любви. Ведь любовь - это когда отдаёшь безвозмездно, когда греешь кого-то в лучах своего чувства. В фильме, к сожалению, эта героиня совсем не раскрыта, нет в киноленте и приятных, нежных встреч двух возлюбленных.
На другом конце стоит Илья. Он зеркальное отражение Анфисы. Хозяйственный и работящий, этот парень ещё и красив, по-мужски красив, по-настоящему. Крупный и сильный, он покорил женские сердца всего посёлка. Илья ветреный, бабник и весельчак, но и это всего лишь маска, которую он снимет только перед Тосей, девушке неопытной и взбалмошной. Легкомысленный Илья окажется серьёзным и чутким мужчиной. На самом деле, он таким был всегда, но только Тося раскрыла его полностью. Но, на мой взгляд, эта любовь для Ильи больше во вред, чем на пользу, так как она сломала его, сделала мягким. Не таким я представляю настоящего мужчину.
Другие два отражения - это Дементьев и Тося. Оба они неопытны в любви, оба романтики и наивны, как дети. Но, если Дементьев на пути к становлению настоящим мужчиной, хочет им быть, стремится быть надёжным и правильным, то Тося так и остается легкомысленной девчонкой. Да, она мила и открыта, в чём-то идеалистка, стремящаяся к правде и справедливости, но Тося - единственная из книги, кому любовь ничего не дала. Взбалмошной была, взбалмошной и осталась. Тося - пустышка. У неё печальная судьба детдомовского ребёнка. Она больше похожа на котёнка, чем на взрослого человека. Непосредственность ребёнка покоряет сердца её более старших подруг, но за милой непринуждённостью нет морального роста. С течением времени, Тося никак не выросла и создается ощущение, что и в дальнейшем она останется такой же, доброй, милой, но пустой.
На фоне разворачивающихся романов контрастом выступают две другие линии: Ксан Ксаныч и Надя, и Катя и Сашка. Про Катю нельзя ничего сказать в дополнение к фильму, всё можно выразить цитатой из повести: "Я же не виноватая, что у нас с Сашкой все гладко идет; встретились - полюбили, комнату дадут - поженимся..." Стандартная история с банальным, но счастливым концом. Эти два персонажа, наверное, единственные "белые", почти без пятнышка обычные хорошие люди. А вот Ксан Ксаныч и Надя заслуживают отдельного разговора.
Могу сказать, что для меня самым положительным был Ксан Ксаныч. Он в книге совершенно другой, нежели показанный в фильме. Нежный и чуткий, Ксан Ксаныч впечатлил меня своей хозяйственностью, мастерством. Такой человек - идеальный муж, идеальный хозяин в доме. Он, всю жизнь мечтающий о собственном доме и семье, так и остался бирюком. Надя к Ксан Ксанычу холодна и тешит себя надеждой ощутить любовь, которая бурлит вокруг неё. И автор мягко подводит читателя, что некрасивая двадцатисемилетняя Надя, возможно, так и останется вековухой. На мой взгляд, немолодой уже Ксан Ксаныч слишком уж заботливый, настолько идеален, до пресноты, что на его фоне другие либо блекнут, либо, наоборот, кажутся глотком свежего воздуха. Видимо, поэтому он всё ещё одинок.
Отдельно хочется уделить внимание и мастерству автора в использовании эпитетов и сравнений. Нет ни банальщины, ни клише. Описания невероятно красивы и оригинальны. Я получил большое удовольствие при чтении. Не могу для примера не вставить цитаты: "Лыжи скользили легко, чистый снег празднично сверкал под солнцем, и мороз сегодня настроен был миролюбиво: он лишь покусывал, не давал стоять на месте, а на ходу не трогал и угадывался лишь по отвердевшим чужеватым губам и струйкам пара, вылетающим изо рта".
Про повесть Бедного "Девчата" остаётся добавить только, что это такая книга, в которой нельзя пропускать даже отдельные слова, настолько она цельна и монолитна, каждое слово хватается за предыдущее, мысль многогранна. Классический сюжет представлен необычно и интересно, мастерски преподнесены характеры героев и их моральный рост, ведь в этой книге даже Филька, хулиган и скандалист, взрослеет. Может быть, я не полностью раскрыл героев и где-то, возможно, увидел в другом свете отдельные характеры, но это лишь говорит о том, что они неоднозначны, и каждый прочитавший повесть найдёт в ней свои любимые моменты.