Упитанная муха, забранная в блестящую с прозеленью броню, грелась в лучах предзакатного солнца на гранитной плите Мавсолея. Тепло, скопившееся за день в плите и солнечные лучи разбудили в мухе летучую сущность, и она взвилась в воздух.
Покружив над Сенатской башней, муха устремилась к огромному зелёному треугольнику в надежде припасть к душистому одуванчику и вывалять своё тело в золотистой пыльце, но то, что муха приняла за обширный луг, оказалось огромной жестяной крышей, крашеной малахитовой краской. Убедившись в ошибке, муха уж было устремилась прочь, но мощный поток подхватил её и повлёк к раструбу, втягивавшему в себя воздух с неодолимой силой. Пару секунд муха отчаянно боролась с потоком, а затем её втянуло в воздуховод и повлекло куда-то вниз, вниз…
Провалившись единым махом метров на триста под землю и счастливо миновав лопасти вентилятора, муха оказалась в амфитеатре, на устройстве которого остановимся подробнее: под огромным куполом без единой опоры располагалось шесть трибун с рядами каменных скамей, больше похожих на приземистые надгробия на еврейском кладбище. Под некоторыми местами были прикреплены медные таблички с именем и должностью владельца, например: «Пер. зам. Мин. Обороны РФ Бабахин А.В.», или «Член Сов. Фед. от Рес. Татарстан Алтынбаев Вагиз Василович».
Стены подземного амфитеатра были изукрашены гипсовыми барельефами, изображавшими неких абстрактных тружеников Города и Села, державших в руках серпы, молоты, снопы, поросят и прочие атрибуты Труда. Однако труженики эти были лишь фоном для колоссальных, вырезанных из каррарского мрамора скульптур, изображавших Учёных и Инженеров в образе если и не богов, то героев. Руки их сжимали чертежи, логарифмические линейки и окуляры микроскопов, а взгляды их были устремлены в умозрительную даль, за которой скрывался, быть может, коммунизм… Лики их были светлы и лишены и тени интеллектуальных усилий, ибо они достигли Великой Цели и ныне пребывали, видимо, в Эмпирее. Не в пример безымянным труженикам под каждой скульптурой было выбито имя героя, род его деятельности, научные звания, полученные премии и правительственные награды. Ещё были выбиты годы жизни, из коих следовало, что всё это мертвецы, покинувшие зримый мир не позже начала девяностых дряхлыми старцами, но в мраморе они остались в вечной молодости или зрелости, как насекомые в янтаре.
Среди этих истуканов выделялась своими размерами и отделкой статуя, снабжённая надписью:
Феофан Никонович Глухарь
1901 – 1983
Член РКП(б) с 1921г
Доктор технических наук, профессор
Академик АН СССР
Научный руководитель НИИ электронно – механических систем
и искусственного интеллекта им. С.Н. Корсакова
Лауреат Ленинской премии и премии СССР в области науки и техники
Основатель и бессменный руководитель проекта ГПН – 646 УР (Озирис)
На постаменте застыл в позе величавого спокойствия муж средних лет с высоким лбом, отмеченным лёгкими залысинами. Грубо проработанная на грани схематизма одежда представляла не то греческий хитон, не то римскую тогу. Пояс был изукрашен символами диодов, транзисторов и конденсаторов, сплетёнными в абстрактный узор. Правая рука его застыла на полпути к указующему жесту, а в левой он сжимал обрывок многожильного кабеля, перевитого в виде анкха. Ногой он попирал булыжник, при ближайшем рассмотрении являвший собой крышу черепа с частью глазницы.
Исполин в безразличии, а может быть и с лёгким презрением оглядывал трибуны, залитые солнечным светом из световодов, выходивших из купола. Каждая из шести трибун располагалась на различной высоте относительно других. Первые ряды самой утопленной трибуны были ниже арены, а самая высокая из трибун отграничивалась от арены десятиметровой стеной, так что вкупе трибуны представляли виток улитки.
На нижней трибуне расположилась малопочтенная публика вроде руководства «а-нашистов», активистов «Нарфронта», главредов изданий типа «АиФ» и генеральных цензоров тлеканалов, глав благотворительных фондов, самых бойких из журналистов и «общественных» деятелей. Публика эта, пока на арене ничего не происходило, лузгала семечки, ела беляши с рыбой, хихикала над анекдотами, почёсывалась и исподтишка плевала в соседей из трубочек жёваную бумагу - это была ритуально установленная форма поведения. Вот старец, живо напоминающий армянизированного Горбачёва, только без «кляксы», щиплет за копчёную ляжку соседку - смуглую брюнетку не первой свежести в квадратных очках, скрывающих круги под глазами. Крися хихикает и отмахивается, а в глазах усталость - затрахали, мол… С другой стороны от щипаной брюнетки сидит бородатый журналист по кавказским делам, прославившийся крикливостью и наездами на ведущих прямо в эфире на «Эхе» - этот щиплет Крисю за сиську:
- Отъебись, Леонардыч!
На следующей трибуне, той, что повыше, расположились деятели наук и искусств: увядшие во всех смыслах звёзды эстрады, киноактёры из тех, что светятся в каждом втором фильме и актёры из тех, что уже не снимались лет тридцать, зато въелись в подкорку «старшему поколению».
Здесь же, образовав отдельное скопище, сидели музыканты, дирижёры и балетмейстеры с подопечными. Старейшиной этого кружка выступал один очень известный, но плохо бритый дирижёр, некогда спустившийся с гор с курдючным бараном на плечах.
На задних рядах в чёрных костюмах, словно стая истощённых грифов, сидели академики - некоторые из них, будучи ещё аспирантами, ходили посмотреть в столовку на «знатного» академика Лысенко. Среди этих только и разговоров было, что «уйдём, и кто науку двигать будет?». Под сиденьями академиков были именные таблички, а под musculus gluteus им полагались плоские красные подушечки с золотыми кисточками.
В следующем секторе, не смешиваясь, сидели военные и моряки – все при мундирах. Эти разговаривали мало и даже почти не двигались – вот «откамлают», тогда и разомнутся!
Далее расположились жрецы различных культов, религий и конфессий – больше всех тут было «черноночнушечников». Была тут, кроме раввинов и муфтиев, и более экзотическая публика - в сторонке щурил узенькие глазки пастор Церкви Муна, а локоть его упирался в сплошь покрытого белыми татуировками негра-вудуиста, единственную одежду которого составлял бамбуковый пенал для пениса – этому приходилось особенно туго, поскольку подушечки под зад ему не полагалось.
Среди попов, справедливо полагавших, что если бы не они, сидеть бы остальным в «болоте», считалось за хорошую шутку предложить соседям из раввинов и муфтиев кусочек сала с чесночинкой или грудинки – тем было отказываться не с руки.
В следующем секторе расположились ФСБэшники, бывшие КГБэшники, ГРУшники, оберполицаи и чёрт лысый в ступе, должностные обязанности коего были никому неизвестны. Была даже парочка отставных генералов СМЕРШа – в глазах этих столетних иссохших ящеров с проваленными ртами застыла более чем полувековая тоска по человечине.
Наконец, в верхнем секторе расположились высшие функционеры и кураторы ПЖиВ, близкие к «телу» бизнесмены, министры с замами, матриарх, самые бойкие из госдумят, сенаторы, газовые генералы, банкиры из «семейных» и губернаторы. Среди тех немногих, кто здесь обходился без подушечки, был юрист-блюдолиз, стяжавший славу в передаче «Что? Где? Почём?», а рядом сидел «сын юриста» - чтобы совсем уж не заговаривался в прямом эфире, для острастки у него отобрали табличку и подушечку, так что перед «камланием» он натянул на себя пять трико, и теперь его раздувшиеся брюки казались деталью от скафандра.
Оставим сей паноптикум, ибо муха наша, облетев трибуны, устремилась на арену.
В центре ровной площадки, засыпанной песком, высилось странное сооружение: из вертикально поставленного в центре толстенного бревна, добытого, не иначе, от ствола секвойи, радиально отходили спицы, представлявшие собою брёвна потоньше. Осевое бревно не было вкопано в центре площадки неподвижно, но уходило вниз, под арену. В целом можно сказать, что на арене лежало опрокинутое колесо невозможных размеров. Что бы это могло быть?
Кабестан – вот что это такое. Древнейшее устройство для отбора жизненной силы рабов и превращения её в работу, полезную хозяину. Кабестан использовали ещё египтяне в додинастические времена. И кто знает, когда вообще придумали эту штуку? Вполне возможно, на следующий день после изобретения рабства.
На площадке, расположенной над выходом на арену, стояли седобородые жрецы в чёрных одеждах, напоминающих балахоны магов, изукрашенные, однако, не звёздами, солнцами и месяцами, а молниями, пронзающими черепа – такие можно видеть на электрощитках.
Внезапно раздался могучий рёв из рога, бывшего некогда бивнем мамонта, и всё погрузилось в кромешную тьму. Несколько мгновений стояла полнейшая тишина, а потом тьму и тишину пронзили неясные стоны и бормотания с хоров – звуки эти долженствовали означить человечество, блуждающее во мраке дикости и животных инстинктов. По куполу пробегали огненные сполохи и неясный, но зловещий хор становился всё более отчётливым и громким. Постепенно звуки раздираемой плоти и заживо пожираемых жертв достигли апогея, но через хаос из всхлипываний, стонов и рычаний всё более явственно проступали призывные вопли, наконец сложившиеся в клич: «Прииди! Прииди!»
Поверх плотоядного Хаоса полилась тихая, почти неуловимая свирельная музыка, как бы шептавшая: «Надежда есть и спасение придёт!». Вослед музыке слабый, но нарастающий свет проник под купол и в этом свете над ареной, ещё неясно различимая, появилась фигура настоящего исполина, ростом не менее чем в три человеческих роста.
Могучий голос с сочными обертонами начал повествование:
- Издревле человечеству, погрязшему в невежестве и грехе, приходили на помощь ВЫСШИЕ СИЛЫ – они присылали людям своего посланца, нёсшего знания и мораль. Имена, под которыми он приходил к первочеловечеству, потеряны в глубине тысячелетий. Но это он изготовил первый каменный топор, это он построил первый шалаш из веток и шкур, это он внушил дикарям отвращение к каннибализму и посеял в их низких черепах мысль о том, что самок в стае надо делить – так зародился институт брака. И наконец, когда человек уже мало походил на недокормленную гориллу, он пришёл под именем Прометея.
В этот момент мрак, окутывавший фигуру над ареной, окончательно рассеялся и взорам предстал могучий титан в набедренной повязке, как его рисуют канонические гравюры, – это голографическое изображение долженствовало олицетворять Прометея. Голос, идущий отовсюду, поведал о даровании человечеству огня, искусств и ремёсел. Прометей дал людям гончарное дело, научил пахать, сеять и жать, одел их в ткани вместо звериных шкур. Наступил золотой век!
- Но не всем нравилось есть хлеб вместо червей, спать под крышей тёплого дома вместо ветки на дереве и жить с женой вместо беспорядочных половых связей. Эти отщепенцы рода людского, враги разума и развития, подали Прометею отравленные мёд и молоко. Великий герой умер, ибо яд разрушил его печень, но перед смертью предал суровой, но справедливой казни своих отравителей, – горечь и гнев сочились в уши сидевших на трибуне.
Далее сообщалось, что Высшие Силы не оставили человечество без попечения, на смену Прометею пришли новые воплощения Благого Вестника ; Зороастр и Будда, Моисей и Христос, Лао-Цзы и Мани, Нанак и Мухаммед (над сценой шла череда голографических изображений поименованных). Все эти воплощения Великого Посланца наставляли на путь истинный и принесли на Землю неисчислимые блага, но конец у них был один – их убивали более или менее изощрённым способом изверги рода людского.
Разумеется, Великий Посланец не мог ограничиться лишь религиозными наставлениями, он же принёс на Землю и множество научных истин. Аристотель и Платон, Галилей и Ньютон, Кант и Гегель, Фарадей и Тесла, Яблочков и Эйнштейн – вот лишь очень немногие из его воплощений.
Наконец, умудрённый чередой воплощений, Великий Посланец приступил к созданию идеального общества – он воплотился сразу в Карле Марксе и Фридрихе Энгельсе с тем, чтобы дать страждущему человечеству всеобъемлющее наставление по устройству нового мира – мира счастья и справедливости. Так был написан «Капитал».
Но мало было написать инструкцию, ; требовалось воплотить её в жизнь! И тогда Великий Посланец решил совершить Последнее Воплощение с тем, чтобы, построив рай на Земле, более уже не обременять себя воплощениями, но смотреть на счастие человечества из Эмпирея. Вершиной череды воплощений стал Владимир Ильич Ленин, основатель Советского государства и строитель всемирного коммунизма. План коренной перестройки общества был уже почти реализован, но выродки не дремали и не дали довести Ленину дело до конца. Руками мерзкой старухи Фанни Каплан Ильичу было нанесено страшное ранение, от которого он уже не оправился и умер к великой скорби подавляющей части человечества. Ужас положения был не в том, что, хотя и существовал Советский Союз, всемирный коммунизм построен не был. Ужас был том, что решение Высших Сил о прекращении череды перерождений Великого Посланца было окончательным, а без его гения построение коммунизма оказалось под угрозой.
Всю эту белиберду в зависимости от момента сопровождали то ангельское пение, то завывания, плач и треск выдираемых волос. Солнечный свет, уходя, оставлял густую кровавую жижу, стекавшую по лицам зрителей. Над сценой шёл видеоряд: Энгельс склонился с пером над листами, а рядом расхаживает Маркс и что-то диктует; Ленин выступает на Финляндском вокзале с броневика, а мужеподобная старуха в пенсне на крючковатом носу пробирается через толпу рабочих, чтобы пырнуть Ильича отравленным кинжалом.
Беспросветная тоска вливалась публике не то чтобы в уши, а напрямую в подкорку:
- Стон и скрежет зубовный стояли над страной – так велика была скорбь трудящихся. Матери не могли кормить младенцев, ибо у них пропало молоко, старцы до срока сходили в могилы, ибо пред их взорами расстилался лишь мрак без лучика света. Даже природа впала в тоску и печаль – стаи перелётных птиц бросались на скалы, белки и бурундуки вешались в развилках ветвей и листья с деревьев опадали до срока.
Но не все впали в беспросветное отчаяние, не все погрузились в пучину скорби. Наука пролила живительную влагу на ссохшиеся от горя сердца – молодой коммунист и учёный Феофан Никонович Глухарь решил воскресить Ленина! Это он подал вождям партии идею превратить тело Ленина в мумию и законсервировать в машинном масле мозг гениального мыслителя и революционера. Это он настоял на создании научного проекта ГПН – 646 УР, направленного на выпытывание тайн природы, знание которых необходимо для того, чтобы воззвать к жизни вождя пролетариата и Друга человечества.
Вся страна, весь народ приняли деятельное участие в этой работе. Сотни учёных и целые институты посвятили себя работе над проектом «Озирис» и все их усилия направлял и согласовывал Феофан Никонович Глухарь, поставленный ПАРТИЕЙ во главе этой великой работы. Фактически «Озирис» состоял не из одного, а из множества направлений работы. В ходе исследований была отвергнута идея пересадки мозга Ленина в тело человека (или даже слона – для лучшего кровоснабжения), не удалось клонировать тело Ленина с тем, чтобы затем закачать в мозг клона мысли и идеи из сохранённого мозга Ильича. В итоге Феофан Никонович Глухарь, вся деятельность которого озарялась отблесками жизней Великого Посланца, пришел к гениальному выводу, что и тело, и мозг нового воплощения Ленина должны быть механическими и в соответствии с планом ГОЭЛРО одухотворяемы электричеством. Лишь мысли, идеи и гениальная способность к комбинаторике должны были перейти в это сверхсущество из мозга Ленина.
К мысли о полной искусственности возрождённого вождя Глухарь пришёл ещё тогда, когда микроэлектроника даже не зародилась, самая маленькая электронная лампа была размером с кулак, а человекоподобные роботы встречались лишь в фантастических романах. Казалось бы, это неразрешимый тупик? Но нет таких препятствий, которые остановили бы коммуниста! Глухарь принимает решение строить мозг и тело отдельно друг от друга, а в единое целое соединить их с помощью радиосвязи.
Благодаря этому решению мозг мог быть любых размеров и, будучи помещён глубоко под землёй в бетонной камере, становился недоступен врагам – поистине, возрождённый Ильич становился абсолютно неуязвим для врагов, ибо они могли добраться лишь до его тела, заменить которое было легко.
В результате титанических усилий целого коллектива инженеров, программистов и нейрофизиологов к середине шестидесятых годов мозг был построен, и в него была заселена личность Ленина. Уже тогда, будучи лишь потоком электронов в лампах, Ильич подавал ценнейшие советы по управлению государством.
К сожалению, к тому времени руководство партии сильно измельчало, вера в Великого Посланца выхолостилась, и новые руководители не всегда принимали и даже выслушивали советы, подаваемые из глубин Земли новым (гораздо мощнее прежнего!), мозгом Ильича. Так, например, проанализировав калорийность и урожайность кукурузы, Ильич выступил против её массовой посадки в колхозах, предлагая взамен батат и маниоку, но Хрущёв не внял совету. Из своего бункера Ильич предупреждал, что советские люди не будут добровольно кушать крилевую пасту «Океан», для продвижения продукта следует продавать её в нагрузку к колбасе и сыру, а так же подмешивать пасту в сосиски и конфеты, но снова не был услышан.
Чтобы направить развитие государства в верном направлении, необходимо было личное присутствие Ильича на поверхности, но из-за отсутствия в СССР качественного пластика построение антропоморфного аватара тормозилось, интерес руководителей СССР к проекту угасал, а Брежнев и вовсе урезал финансирование проекта.
Не дожив до окончательной реализации своих идей, умер Ф.Н. Глухарь. До последней своей минуты он сжимал в хладеющей руке телефонную трубку, получая утешение в общении с Ильичём.
Великий проект был на грани срыва, судьба человечества и Вселенной оказалась под вопросом, но тут в дело вступил сам Ильич: благодаря своим великим способностям в комбинаторике он выиграл рекордный «джек-пот» в Национальную лотерею США и на полученную валюту закупил необходимые материалы для окончательной реинкарнации.
К великому сожалению, окончательная реинкарнация свершилась тогда, когда страна наша вошла в череду тяжёлых испытаний: погиб Советский Союз, и самоё имя Ленина было предано врагами анафеме. Но, будучи закалённым борцом, Ленин не отчаялся и, приняв новое, более соответствующие эпохе имя и биографию умершего от скоротечного коклюша сотрудника КГБ, предпринял трудное и опасное восхождение по карьерной лестнице к вершинам власти Российской Федерации. Ныне он занимает пост Президента Российской Федерации, и под его руководством сейчас Россия, а в недалёком будущем и весь мир пойдут по пути прогресса и созидания к светлому будущему!
Голос помолодел, стал выше и звонче, в обертонах его теперь слышалось экстатическое ликование, солнечный свет заливал каждый уголок амфитеатра с такой силой, будто пролился с греческого неба:
- Кто дарует нам надежду?! - вопрошал голос.
Над ещё не разогретыми трибунами разносилось: «Только он!»
- Но кто именно?! - в голосе появились подозрительные нотки, – Знаете ли вы? Уверены ли вы?!
- Тогда узрите его! - над ареной давно уже сгустилось фосфорически светящееся облако и теперь оно распадалось на клочья, открывая взорам человека тройного роста в костюме от «Бриони», ботинках «Джон Лоб» и с «лучезарным» ликом, знакомым каждому, кто хоть раз в полгода заглядывает в телевизор, и не обязательно в России. Удивительным образом перед ним материализовалась и трибунка, на которую он вальяжно опирался.
- Я так полагаю, что не узнавших меня тут нет? – Владимир Владимирович улыбнулся с хитрым «ленинским» прищуром и по рядам прокатился смех.
- Оч-чень хорошо! Я знал, что с юмором у присутствующих всё в порядке. Но всё-таки, может человека два или три тут оказались случайно? Может, какой правозащитник-грантоед адрес перепутал? (Смех по трибунам.) Не надо стесняться – мы тут никого насильно не держим! – Владимир Владимирович цвёл подобно майской сирени.
В этот момент кто-то из «а-нашистов» пробрался за спину к Миронову и с криком ткнул его под рёбра – от неожиданности тот взвизгнул и подскочил. «А-нашисты» тут же подняли вой:
- Вот он, вот он – грантоед затесавшийся! Пинка ему под жопу!
- Оставьте Сергея Михайловича, я точно осведомлён, на какие талоны он питается! – Путин ткнул пальцем Миронову на место, – Очень рад, что все свои. Надеюсь, до всех уже дошло, какого масштаба деятель у вас тут на должность национального лидера подрядился. Если кто сомневается, то самое время эти сомнения отбросить… или ещё куда деть! Вы от меня, как от кочегара паровозного получаете – по полной. Я же от вас жду всего лишь по возможностям. И здесь, и тем более там! – Путин ткнул пальцем в купол.
Повисла неловкая пауза, отпущенная на осознание того, что каждый из присутствующих даёт не «по полной», и даже не «по возможностям».
- Кажется, фитнесс у присутствующих не слишком популярен? - Владимир Владимирович смилостивился над публикой.
- Так ведь это херь из Гейропы! – подала голос обезьяна из «болота».
- Напрасно вы, товарищ, так узко на Европу смотрите. Я вот, к примеру, каждое утро под «Аббу» гантели тягаю. Ну да ладно, мы ведь сейчас это исправим?! – Владимир Владимирович в упор посмотрел на обезьяну, и та в немом ужасе скорчилась под лавкой.
- Прямо скажу – сердечная компания тут у вас собралась. Но честное слово – на смену пора. Там Дмитрий Анатольевич за государственными рычагами от усталости валится. (Смех на трибунах.) Так что успехов всем присутствующим в работе, начинаниях и до встречи! – с этими словами Владимир Владимирович под вой и аплодисменты публики прошествовал через трибуны и растворился в камне стен.
- Так докажем верность и любовь к вождю усердием, наляжем на священные рукояти, выработаем для мозга и тела Великого Посланца живительное электричество! - снова ожил голос из ниоткуда.
Вслед за этим призывом толпа хлынула на арену, и множество рук налегло на рычаги кабестана. Однако не так-то просто было раскрутить генератор – у рабов на арене от натуги вздулись жилы на лбах и ступни ног зарылись в песок. Но всё новые и новые рабы стекались на арену, где-то под полом арены раздались скрипы, и кабестан стронулся с места, разгоняясь всё быстрее. Более всего в раскручивании динамомашины оказались полезны моряки с военными - среди них много было немолодых, но крепких, коренастых мужиков. Артистическая братия попросту путалась под ногами, а академики по большей части остались на трибунах – как обладателям именных табличек, им можно было и пофилонить. Что касается «болота», то журналисты с телевизионщиками попросту ходили по кругу, а «а-нашисты», словно макаки, повскакивали на рычаги кабестана и плевали из трубочек жёваную бумагу в тех, кто не проявлял должного усердия.
Подбадривала «трудящихся» Алла Пугачёва, исполнившая «Всё могут короли». Затем «Татушки» потрясли телесами, уверяя, что «нас не догонят». Но особенно духоподъёмно прозвучала песня Стаса Намина:
Богатырское наше правило -
Надо другу в беде помочь,
Отстоять в борьбе дело правое,
Силой силушку превозмочь!
Эх, да надобно жить красиво,
Эх, да надо нам жить раздольно,
Богатырская наша сила,
Сила духа и сила воли.
Раздался рёв мамонтового рога, публика попадала на арену - кто с облегчением, кто в изнеможении. Большинство выходило из амфитеатра в приподнятом настроении – их ждал бесплатный буфет с бутербродами с икрой минтая и советским шампанским (по спецталонам мазали-наливали и чего получше).
Амфитеатр опустел, и только на арене, щерясь имплантами в бетонное небо, остался лежать затоптанный в песок труп режиссёра Смехалкова.
PS: Читатель, тебе интересна судьба электричества, выработанного рабами в этом языческом капище? Так вот, если бы ты прошёл вдоль мятых проводов, небрежно проброшенных от динамомашины, скрипевшей под полом арены несмазанными подшипниками, то оказался бы в каморке с заплесневелыми стенами, под потолком которой прерывисто горело с десяток ламп накаливания. В углу были свалены вёдра, швабры и тряпки, а единственными обитателями этой каморки были слепые мокрицы.