Первая стадия в развитии - это многобожие. Боги похожи на правящих вождей/князей/царей/императоров, обладают всеми человеческими качествами, но просто стоят над миром людей. Скажем так: боги - "лучшие из людей", "наиболее влиятельные из людей". Отсюда вытекают такие вещи:
- Боги ограничены в своих личных качествах, в своих желаниях и поступках. Если люди будут исполнять эти желания, или очень правдоподобно создавать видимость такого исполнения, то боги оставят их в покое и позволят быть самими собой. Если же бог меняет человека, то это обязательно наказание за несоблюдение его воли.
- Если один бог несправедлив, или наоборот излишне принципиален, то на него всегда можно найти управу, обратившись к другим богам или к вышестоящему богу.
Вторая стадия - это монотеизм. Бог кардинальным образом отличается от людей, и к тому же он один. От человека он требует всегда предельных усилий и, в отличие от языческих богов, всегда человека переделывает - не позволяет ему пребывать в неизменном состоянии, какие бы жертвы ему ни приносились и какие бы молитвы ни совершались. Не человек сам для себя определяет, что ему хорошо и что правильно, а бог дает ему какие-то предписания и наблюдает, чтобы человек прилагал усилия для исполнения этих предписаний, "сознательно" менялся в предписанном направлении. И мотивируется это не произволом, а любовью!
Казалось бы, куда уж дальше совершенствоваться? Ан нет. У монотеистических религий оказались как минимум два серьезных изъяна:
a) Существует несогласованность между утверждениями, что "все происходит по воле божьей" и что "бог добр и только добр". То есть единый бог внутренне противоречив.
б) Единый бог все же предсказуем в каких-то деталях. Известно, как его зовут, известно, какие молитвы он с благосклонностью воспринимает и какой жизненный путь человеку предписывает. Если человек соблюдает все эти предписания, то у него все равно возникнет излишняя самоуверенность, излишняя убежденность в своей правоте. А уж о священнослужителях в периоды теократии и говорить не приходится: они начинают вести себя как боги, как иерархия языческих богов. И поэтому монотеистическая религия во многих случаях дает сбои: перестает играть роль социального регулятора и развращает людей.
Третья стадия: на место монотеистических религий уверенно заступают принципиально новые религии - вообще без бога. Т.е. наступает третья стадия совершенствования. На практике это видно очень хорошо. Сколько прихожан у христианства, ислама, иудаизма? В отсталых обществах оценку дать сложно, т.к. там многие демонстрируют формальную религиозность просто чтобы не считаться ущербными, а на деле - плюют на все эти "божественные" дела. Но в самых развитых обществах картина очень четкая: верующих-монотеистов в лучшем случае 10%, а обычно даже меньше. И кто эти 10%? Социально дезадаптированные люди, психи, и т.п. А также те, кому хочется этими психами командовать. В то же время, практически каждый является приверженцем той или иной социальной теории: либерализма, социализма, анархизма, и т.п. У каждого есть представление об "истинной природе человека" и об "объективных законах", всем управляющих. (Причем эти представления у всех разные.) Вот это и есть религии третьей стадии развития, религии без бога.
Так почему же религия без бога совершеннее монотеистических религий? Да просто потому, что некие высшие силы, действующие на человека, есть, а личностей, персонифицирующих эти силы, нет. Если божество никак не определено, оно ничем не ограничено. Его нельзя задобрить, оно не предписывает никакого единственно правильного жизненного пути, следуя по которому человек может "обожиться", "спастись" и т.п. Просто некие безликие высшие силы. Не почитать, не бояться, не следовать их предписаниям - опасно; а кого и как почитать, чего именно бояться, куда именно следовать - неизвестно. И ведь вот в чем штука: если такая социальная теория всего одна, то у всех (кроме самого-самого высшего лица в гос.иерархии) возникает ощущение, что на них действуют не высшие силы, а объективные неизменные законы - как бы часто на практике эти "законы" ни менялись. А если таких теорий много, то видно, что каждая из них говорит совсем о разных высших силах, о разных "объективных законах", о разной "истинной природе человека". И в результате выходит, что религия без бога служит наиболее серьезным, наиболее прочным социальным регулятором на сегодняшний момент.