Редькин Александр Александрович: другие произведения.

Международные валютные отношения, тенденции их развития в современной России.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 6.00*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Коментарии законодательства + немного истории и аналитики. Очень немного. Доклад подготовлен по законодательной базе, актуальной на 2004 год.

   Начало формирования современной системы международных валютных отношений (МВО) обычно относят к концу XIX - началу XX в. В этот период сформировались достаточные объективные предпосылки для непосредственного участия государств в валютных отношениях. Значительные и резкие колебания курсовых соотношений, валютные кризисы стали оказывать весьма ощутимое влияние на национальные и мировую экономики, вызывая серьезные социально-экономические последствия.
   Существенную роль на завершающей стадии этого процесса сыграл постепенный отказ к 30-м годам XX столетия большинства стран мира от применения золотого стандарта как стихийного регулятора валютного курса. Это было связано с негативным влиянием золотого стандарта на процессы международной концентрации и централизации капитала. Кроме того, золото стандарт служил препятствием покрытию всевозрастающих государственных расходов за счет дополнительной необеспеченной эмиссии банкнот для покрытия дефицита бюджетов.
   Дальнейшее прогрессивное развитие МВО, продолжающееся и в наше время, было обусловлено главным образом созданием мирового рынка товаров и услуг, колоссальным увеличением всемирного товарооборота, глобализацией систем связи транспорта, углублением международного разделения труд; и, как следствие, широкой интернационализацией хозяйственных связей и формированием мировой системы хозяйства.
   Одной из знаковых тенденций последних лет стал масштабный рост внешних займов российского бизнеса. Всего за два года приток заемного иностранного капитала в негосударственный сектор увеличился в восемь раз. В 2001 году он составлял 3 млрд. долларов, в 2002-м - уже 12 млрд., а в 2003-м достиг беспрецедентной для России величины - 23 млрд., долларов. Для сравнения: и 2002 году, согласно данным МВФ, совокупный приток заемных средств в негосударственный сектор всех стран с развивающимися рынками составил 59 млрд долларов. Отношение внешнего долга отечественных предприятий и банков к ВВП вышло на уровень 15%, сравнявшись с показателями таких стран, как Мексика и Польша. Вместе с участием в капитале отечественных компаний и реинвестированными доходами накопленный к настоящему времени объем иностранных вложений в российскую экономику достиг 40% ВВП, что соответствует уровню Японии.
   Интенсивное привлечение средств банками и корпорациями привело к тому, что совокупный внешний долг страны начавший было сжиматься в результате фактического отказа государства от новых заимствований, с 2002 года вновь начал расти. За последние два года он вырос на 21%, до 174 млрд долларов. При этом долг частного сектора более чем удвоился (с 29 млрд долларов в 2001 году до 67 млрд на конец 2003 года), а государства - сократился на 6%, до 107 млрд долларов на конец 2003 года.
   В Краснодарский край, за период с 1999-го, по 2002год включительно, инвестировано 217 млрд. рублей. По этому показателю мы на третьем месте после Москвы и Тюмени. Край входит в десятку лучших и по объёмам прямых иностранных инвестиций.
   В настоящее время термином международные валютные отношения обычно обозначают совокупность общественных экономико-правовых отношений, складывающихся в процессе обращения и функционирования валютных ценностей в мировом хозяйстве и опосредующих взаимный обмен результатами деятельности, национальных хозяйств (товарами, работами, услугами, правами на результаты интеллектуальной деятельности), а также инвестиционную деятельность.
   Несмотря на многовековую историю валютных отношений, тема валютного регулирования достаточно нова в науке права. В самом общем смысле под валютным регулированием мы понимаем комплекс целенаправленных действий государства по формированию или изменению сложившихся общественных отношений по поводу валютных ценностей посредством применения юридических и экономических мер воздействия. Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики наряду с рыночным одновременно осуществляется и государственное регулирование международных валютных отношений.
   На валютном рынке формируются спрос и предложение различных валют, и их курсовое соотношение. Рыночное регулирование подчинено закону стоимости, а также закону спроса и предложения. Действие этих законов в условиях конкуренции на валютных рынках обеспечивает относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных валютопотоков потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг и капиталов. Кроме того, посредством ценового механизма и динамики валютных курсов валютный рынок выступает в роли оперативного источника информации о состоянии валютных операций.
   10 декабря 2003 г. был принят Федеральный закон N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон), вступающий в силу в середине текущего года.
   Принятие нового Закона вызвано необходимостью привести валютное законодательство страны в соответствие с требованиями современного международного экономического сотрудничества. В целом Закон представляет собой шаг на пути дальнейшей либерализации государственной валютной политики, хотя валютный контроль в стране по-прежнему сохраняется. Как и в соответствии с Законом от 9.10.92 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 3615-1), он осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.
   Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации. Перечень агентов валютного контроля в новом Законе расширен. Ими являются: уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации; не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг (в том числе держатели реестра), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.
   Функции по осуществлению контроля органами и агентами валютного контроля в соответствии с Законом распределены следующим образом: Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами; федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля осуществляют контроль за совершением валютных операций всеми остальными резидентами и нерезидентами, кроме кредитных организаций и валютных бирж.
   Функции по координации деятельности в области валютного контроля возложены на Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации. Правительство Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти как органов валютного контроля между собой и обеспечивает их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации, а также взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля. Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.
   Изменения по существу в сравнении с Законом N 3615-1 затрагивают следующие направления валютного регулирования.
   1. Из состава валютных ценностей исключены драгоценные металлы и природные драгоценные камни. Согласно Закону к валютным ценностям относятся только иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
   Понятие "внешние ценные бумаги" в Законе N 3615-1 отсутствует. Вместо него использовано другое понятие -"ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте". При этом дается конкретный перечень таких ценных бумаг: платежные документы (чеки, векселя и др.); эмиссионные ценные бумаги (включая акции, облигации); ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки); опционы, дающие право на приобретение ценных бумаг, и долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.
   Такой же перечень ценных бумаг дается при определении понятия "ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации". Вместо понятий "ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации" и "ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте" Закон вводит понятия "внутренние ценные бумаги" и "внешние ценные бумаги".
   К "внутренним ценным бумагам" Законом отнесены эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в России, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации. Все остальные ценные бумаги, в том числе и в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Законом к внутренним, являются внешними ценными бумагами.
  
   2. В связи с изменениями в составе "валютных ценностей" и понятийном аппарате по-другому изложено и понятие "валютные операции". В соответствии с Законом к валютным операциям относятся следующие:
   -приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование резидентами валютных ценностей в качестве средства платежа;
   -приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
   -приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также "использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
   -перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за рубежом, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за рубежом;
   -перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг с одного счета, открытого на территории Российской Федерации, на другой счет, открытый на территории Российской Федерации;
   -ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг .
  
   3. В новом Законе уточнено и более четко сформулировано понятие "резидентство". К резидентам относятся:
   -граждане Российской Федерации, за исключением тех, которые признаются постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации;
   -юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также их филиалы, представительства и иные подразделения, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;
   -находящиеся за пределами территории Российской Федерации дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, консульские учреждения, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
   Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, если их отношения регулируются данным Законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и нормативными правовыми актами. Нерезидентами являются:
   -физические лица, не относящиеся по указанным выше критериям к физическим лицам-резидентам;
   -юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, которые созданы в соответствии с законодательством иностранных государств и имеют местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
   -их филиалы, представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения, находящиеся на территории Российской Федерации;
   -межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
   -аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства этих государств при межгосударственных и межправительственных организациях;
   -иные лица, не относящиеся к тем, которые указаны в перечне резидентов.
  
Оценка: 6.00*5  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com С.Панченко "Warm. Генезис"(Постапокалипсис) М.Юрий "Небесный Трон 3"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность-6"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера: эпоха империй"(ЛитРПГ) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 3, Легион"(ЛитРПГ) Е.Амеличева "Лунная волчица, или Ты попал, оборотень!"(Любовное фэнтези) O.Vel "C176345c"(Антиутопия) Д.Кот "Меж двух миров"(Научная фантастика) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга вторая"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"