Реквием Амёбо: другие произведения.

Фэнтэзы

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ФэнтЭзы-ФэнтЭзы! Налетай!

  Об этих временах известно немного. Некоторые эксперты предполагают, что тогда и вовсе ничего не было. На самом деле фэнтези, конечно, было, только в таком виде, в котором нынешний читатель уже не разжуёт. Годный пример - легенды о короле Артуре, которые отличаются от нынешнего героического фэнтези чуть более, чем названиями и именами.
  
  Некоторые наивно полагают, что средневековые эпосы и рыцарские романы отличаются от фэнтези тем, что авторы верили в реальность своих героев. На самом деле, для своего времени Кретьен де Труа и Томас Мэлори были такими же борзописцами и киломэтрами, как сейчас Боб Сальваторе с тёмным эльфом Дриззтом. Кретьен, например, когда строгал сериалы, выдумывал новых героев, тупо заменяя имена и названия в старых романах (даже чужих). По некоторым данным, даже Эдды, предмет обожания долбоверцев, писались христианами, ни на грош в языческих богов не верившими. А уж "Калевала" - точно.
  
  Первым же каноничным, то есть признанным литературоведами, жившими на сто лет позже, писателем современного фэнтези считается Эдвард Дансени (1878-1957), напейсавший бесчисленные сборники рассказов о фантастических мирах. А Ходжсон с его эпической "Ночной землёй" и вовсе считается повлиявшим не только на более тёмную сторону сабжа, но и на жанр ужасов в целом. Есть мнение, что в близкой для фэнтези манере писали также такие бумагомаратели, как Эдгар Райс Берроуз, Артур Мейчен и даже Майринк. II. Древняя эпоха
  
  
  Коран. Так все начиналось...
  
  Но первое по-настоящему известное и современное фэнтези сваял не кто иной, как Роберт Говард, современник Лавкрафта (который подкидывал немало идей своему другу-неофиту). В те годы жанр ещё не получил красивого ярлычка Fantasy, а прозывался менее эстетичным, но более метким, тэгом Sword & Sorcery. Рассказы Говарда о Конане-варваре ещё в тридцатые годы прошлого века стали популярны, хотя настоящая слава к автору пришла после смерти. Всё это писалось для журналов, поэтому допускались только рассказы на одно приключение. Говард уже издал было по частям первый полноразмерный текст про Конана-варвара "Час дракона". Самое забавное, что по сюжету это вылитый "Властелин колец", только на десять лет раньше: Конан в роли Фродо, Ксальтотун в роли Саурона и Сердце Аримана в роли Кольца. Но тут автор невовремя впал в депрессию и выбил себе мозги.
  
  Поэтому каноны жанра пришёл устанавливать всем известный филолог Толкин с "Властелином колец". Тёмный Властелин, Главный Артефакт, эльфы-гномы-орки, брождения по карте вымышленного мира с кучей странных названий, три пухлых тома непрерывного сюжета с войнушками и колдунством. Истинный культ.
  
  Толкин заодно совершил прорыв в расширении целевой аудитории. В то время все книжки строго делились на взрослые и детские, и угадайте, в какой категории издавались истории про гномов и колдунов? Например, в то же время друг Толкина Льюис создал свою "Нарнию", и её иначе как детскую не рассматривали, несмотря на философские глубины и умелый пиар христианства. Толкину же удалось протолкнуть своё творение как "для взрослых". За счёт этого, дети её всё равно читали, но и взрослым было не стыдно читать то же, что и их дети. Результат - триумф инфантильно-подростковой литературы "для детей и взрослых", потом выразившийся в "семейном кино" и в большей части приключенческой фантастики. Даже "Нарния" переехала из детской литературы в разряд "общей". Одно время высоколобые мужи, испытывая зуд от того, что им нравится детская книжка, пытались даже вытащить Толкина из фэнтези в боллитру, используя несокрушимую логику "фэнтези - говно, а Толкин - нет". Но с выходом кинотрилогии, игр по её мотивам и пластиковых Леголасов в Happy Meal они вздохнули и признали Профессора попсой, которую можно клеймить.
  
  Были в те старинные годы ещё и Мервин Пик с заунывным "Горменгастом", и Теренс Уайт с переделками Артурианы (замечательная тетралогия "Король былого и грядущего"), и Лайон Спрэг де Камп, и другие самобытные авторы, но кто их помнит? В основном, нынешняя фэнтезня - это приключения аля Говард в декорациях аля Толкин. Их и будем считать отцами-основателями. III. Profitable
  
  
  Слева направо: Пендальф и его борода, Конан и ярость топора, негроэльф Дриззт и его кошка, Элрик и его чёрный фаллический символ, Артур и его корона, Робин Гуд и его нэко-уши.
  
  После внезапного успеха покетбукового издания "Властелина" в США и переиздания силами Лайона Спрэга де Кампа работ о Конане вдруг выяснилось, что на фэнтези можно стричь купоны. Издатели, прежде считавшие все эти "сказки" литературой для детей (что было недалеко от истины), начали массово выпускать фэнтезню. Поначалу, в шестидесятые, этим занимались фантасты крупного калибра: Урсула Ле Гуин, Майкл Муркок, Роджер Желязны и иже с ними. Для них, это было не постоянным жанром для извлечения долларов, а свежим непаханным полем, поэтому многие из их книг являются дикой помесью НФ, фэнтези, альтернативной истории и ЛСД, без малейшего следа Говарда или Толкина. Но потихоньку стало ясно, что такое напряжение умишка читателя не так уж и необходимо.
  
  В 1975 году злодей Гарри Гигакс изобрёл настольную игру Dungeons & Dragons, чем увековечил в золоте своё имя для настольных и компьютерных игр и походя почти погубил фэнтези. Следующее поколение авторов, выросших на настолках, уже считало, что для написания крутого эпика на двести томов достаточно в своей жизни прочитать "ВК" Толкина и поиграть в "D&D".
  
  С конца семидесятых эльфы, тёмные властелины и главные артефакты потекли широкой рекой. И если, например, Уэйс, Хикмен и Боб Сальваторе честно устроились в отдел игровых новеллизаций и не скрывали, что описывают игроту в книжном виде, то ещё большее число борзописцев занимались тем же самым без лицензии. У таких киломэтров, как Терри Брукс, Гудкайнд или отечественные Перумов и Пехов, от D&D отличаются разве что имена, названия и 1-2 уникальных юнита расы. Именно в то время и укрепилось мнение, что фэнтези - это некошерно. IV. Время пресыщения
  
  
  Естественно, что долго это безобразие продолжаться не могло, и к концу двадцатого века всё больше читателей смотрели на фэнтези как на говно. Поэтому традиционный эпос про Бобро и Осло с эльфами и драконами начал потихоньку издыхать. А на смену ему пришла целая куча новых разновидностей:
  "Исторически достоверные" фэнтезисты - Мартин, Сапковский, Уильямс, Глен Кук, Камша, Аберкромби. От прочих отличаются тем, что прекрасные принцессы и благородные рыцари здесь "реалистично" ругаются матом и подтирают задницу чуть ли не на балу, а главный герой может вместо спасения мира предаваться забуханиям и половой ебле. Очень ценятся реконструкторами за знание матчасти и атмосферу "настоящего" грязного-вонючего-потного-кровавого прошлого. По сравнению с категорией новелизаторов, доставляют намного больше, хотя бы не такими предсказуемыми сюжетами.
  New Weird - Мьевиль, Гейман, Пулман, Сюзанна Кларк, иже с ними. Основные критерии - максимально возможный отход от канонов жанра (Мьевиль, например, ненавидит Толкина), как можно больше глубинного смысла™, мир максимально логичен, но, как правило, логика своеобразная. Чем больше постмодерна, тем лучше. А ещё там будет гомосексуальная ёбля, биологические основания появления вампиров, компьютеры на волшебных кристаллах etc. Мир получается, кстати, не особо приятным. Описывая роман в стиле New Weird, грамотный критик обязательно употребит слово "кафкианский". К слову, поздний Пратчетт плавно переходит в New Weird.
  Юмористы, то есть люди, отнесшиеся ко всей этой вакханалии с иронией и извлекшие из этого профит. По крайней мере, самый известный из них, Терри Пратчетт, имеет состояние немногим уступающее Тёте Ро. А ещё у них был Роберт Асприн! В этой стране представлены, к сожалению, Беляниным и ему подобными литературными аналогами Аншлага.
  Прозевавшие Поворот Истории - как ни странно, живут и не жалуются, штампуют все тех же тёмных властелинов и девочек-волшебниц с небольшими модернизациями (например, поменяв Бобро и Осло местами), и неплохо их продают. Вышеупомянутые Роулинг, Джордан (уже не живёт), Перумов, Пехов, тысячи их.
  Женское фэнтези - поджанр, пишущийся бабами для баб же. Зачастую сюжет о противостоянии Бобра и Осла отодвинут на второй план, а ведущее место оставлено для духовных терзаний главной героини в деле поиска ебыря Принца На Белом Коне™. Квинтэссенция подобного бреда наглядно представлена в печальноизвестном высере Сумерки.
  
  В Этой Стране существует ещё особый поджанр "славянское фэнтези", состоящий из долбославия, гой-еси языка псевдобылинного, и Конана с бородой и в лаптях. Волкодава вы уже узнали, но по уровню долбославности, евроазиатства и просто фимоза Юрий Никитин даст Семёновой сто очков форы. В этой категории встречаются годные книжки, но как правило, тем они годнее, чем меньше в них остается собственно фэнтези. Семёнова это поняла и пишет исторические романы с капелькой мистики; Никитин не понял и никогда не поймет. V. Будущее?
  
  
  Очень смутно и туманно, но пока существуют такие писатели, как Сапковский, Пратчетт, Мартин и ещё несколько, жанр не скатится в говно полностью. Любимый жанр графоманов
  "
  Неизбежный закон фэнтези: всю книгу все куда-то идут. "
  
  
  Sad, but true. Сейчас любой школьник, сыгравший в пару РПГ, начитавшийся того же Толкиена и насмотревшийся говноаниме, начинает мнить себя эрудитом в области фэнтези, способным что-либо написать.
  
  Помимо школьников, писательство фэнтези популярно у духовно-богатых дев. Судя по всему, так они хотят убежать от серой действительности, где все парни мудаки, преподы в школе или институте - козлы, а подруги - дуры. Их героини, чаще всего, являются стереотипными мэрисьюхами. Подобные барышни, самое смешное, отличаются куда большей плодовитостью на текст, чем школьники, и способны высирать целые многомегабайтные талмуды. Гнездом непуганых дур является печально известный сайт "Самиздат". Там можно видеть кучи хвалебных комментов от читателей мужского пола, но что-то нам подсказывает, что их интересует сам автор, а не её потуги про очередную эльфийскую воительницу. Однако попробуйте оставить негативный отзыв и получите тонны ненависти от автора и ее хомяков.
  
  Винрарная пародия на женское фэнтези.
  
  К сожалению, практика показывает, что знание формы ушей у эльфов, "эльфийского" языка и техники метания фаерболов не только не помогает, а ещё и мешает при написании хорошей книги.
  
  Понятно, что для того, чтобы хоть что-нибудь написать в относительно серьезном жанре, просто необходим настоящий ОБВМ и хоть какое-то знание предмета дела. И эти знания, увы, из игрушек и книжек почерпнуть достаточно трудно. Как написать говнофэнтези
  
  
  Специально для вас, графоманов, созданы несколько документов с инструкциями. Следуйте им в точности - и получится... Ну, свое ведь не пахнет, правда?
  Малый типовой набор для создания гениальных произведений в стиле фэнтези
  Генератор фэнтези
  КАК НАЗВАТЬ СВОЮ КНИГУ? Советы начинающему фантасту
  
  Но, увы, документы эти не новы, датируются они девяностыми годами, и устарели в главном: теперь полученные с их помощью книги не то, что не издадут, а и читать не станут. Никто. Даже самая нетребовательная аудитория.
  
  Соответствующая статья в педивикии, что доставляет, описывает во многом именно говнофэнтези. Обратите внимание на обязательное присутствие "квеста" и "борьбы тьмы и света" Как написать НЕ говнофэнтези
  
  
  Это страшная тайна, хранимая ZOG пейсателями, не желающими конкуренции.
  
  НО, к радости Анонимуса, таки существует способ однозначно выявить полное говно.
  Вот он! [показать]
  
   Фагготрия
  
  
  А что вы думали? Помимо графоманов, есть у сабжа и яростные поклонники. Фаги банальные
  
  
  Есть такой особый тип людей, которые не могут читать ничего, кроме фэнтези. Описывать их долго и скучно, лучшее определение они дают уже сами себе:
  Мне про наш мир читать как-то неинтересно...
  
  
  Nuff said. Фаги извращенные
  
  
  Поклонники одного конкретного писателя (лучший пример - Толкиенисты).
  
  Именно эти милые личности способны до умопомрачения заебывать аффтаров, других фагов и просто несчастных людей, которым не повезло оказаться рядом, рассуждениями о любой антинаучной хуйне, и о том, что в той книге борода гнома изображена неправильно.
  
  Более тяжелая форма заболевания - неприятие книг, написанных не данным конкретным автором.
  
  Лучший способ общения - не лезть. Заебут. Ролевики
  
  Основная статья: Ролевики
  
  В принципе личности довольно безобидные, хотя чаще всего также входят и в одну из предыдущих групп. Реконструкторы
  
  Основная статья: Реконструкторы
  
  Собственно любителями жанра не являются, притом мня себя великими его ценителями. Так же, как и фаги извращенные, способны часами сраться о соответствии книги действительности (правда, споры ведутся уже не о гномах и эльфах, а о двуручных мечах за спиной, конных арбалетчиках и соответствии изображенной в тексте катаны реальной). Игрушки
  
  Основная статья: RPG
  
  Некоторые компьютерные игры считаются принадлежащими к сабжу. К сожалению, здесь разграничение фэнтези/не фэнтези ведется именно по признаку: есть эльфы (гномы, феи, колдунство) или нет их. Иного разграниченния и быть не может, ибо "Сюжет в игре - как сюжет в порнофильме. Он должен быть, но совершенно не важен" љ Джон Кармак. И хоть говорил он о шутерах, возникает впечатление, что все игроделы подхватили этот клич и устроили соревнование "кто напишет самый говняный сюжет".
  
  Но если в игре сюжет ещё можно компенсировать геймплеем, то что сказать о высерах, слепленных по мотивам? Что хорошего?
  
  
  Слюни подбери, быдло.
  
  А что же действительно хорошего в сабже?
  
  Во-первых, как место обучения писателей, он очень даже годен.
  
  Во-вторых, безграничный простор для творчества. Не нравятся эльфы? Напиши своё фэнтези, где вместо эльфов какая-нибудь Тау. Есть шанс, правда, вызвать этим бурление говн, но и это не так уж плохо.
  
  В-третьих, быдло таки может насладиться описанием секса с эльфийкой, и тихо пускать слюни.
  
  В-четвертых, небыдло, жаждущее философии, очень часто может отыскать в книге какую-нибудь великую мысль.
   И наконец: это же просто классно. Это такой же жанр, как и остальные, в нем полно годной литературы. Чего ж вам ещё надо?
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com К.О'меил "Свалилась, как снег на голову"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) С.Панченко "Ветер: Начало Времен"(Постапокалипсис) А.Тополян "Механист 2. Темный континент"(Боевик) Т.Мух "Падальщик 3. Разумный Химерит"(Боевая фантастика) К.Демина "Вдова Его Величества"(Любовное фэнтези) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"