N.B. По техническим причинам в первый раз книгу я читала из битого файла, где она обрывалась раньше, чем на самом деле должна. Но на довольно удачном месте. Получился очень интересный опыт: сначала прочитать текст с практически нуарной "концовкой", написать на него отзыв. А потом дочитать с концовкой настоящей, куда более... другой. Поэтому обзор пришлось отредактировать.
Жанр "Алракцитового сердца" обозначен как "героическое фэнтези", но героического фэнтези в традиционном смысле здесь, конечно, нет. В целом, роман вообще воспринимается не как фэнтези, хоть соответствующие атрибуты и присутствуют. В нем довольно много реализма, а сверхъестественное служит, скорее, декорацией для жизненных перипетий персонажей.
События романа разворачиваются как в настоящем, так и в прошлом: предыстория занимает значительную его часть. Это неудивительно: один главных героев - древний чародей, внезапно являющийся из небытия. И это небытие требует объяснения, как в глазах читателей, так и в глазах другого героя - простого (насколько только может себе позволить основной персонаж) деревенского жителя Деяна, которому выпадает сопровождать его в путешествии. Путешествие их тоже происходит, условно говоря, вовсе не в одной плоскости, по ходу действия героев изменяя.
С романом я познакомилась практически случайно - решила все-таки просмотреть синопсисы конкурса и поняла, что если читать, то его. И не прогадала. Сама потом себе удивляясь, весь его приличный объем (почти весь))) прочитала за неполных три дня.
Это притом, что текст к таким скоростям не особенно располагает. Беря начало в глухой деревне, история неторопливо - с остановками и отступлениями - продвигается к более обитаемым местам. Язык тоже не слишком способствует быстрому чтению. Удачно, но, к счастью, не чересчур тщательно, стилизованный под старину, он все-таки немного пространен.
И, однако же, с какого-то момента текст держит крепче некуда.
Это довольно сумрачная история. Изначальный сеттинг дремучего "альтернативного Закарпатья" сменяется ничуть не более привлекательным "Большим миром", в котором идёт война. Героев терзают нездоровье и непогода, и, кажется, в тексте очень мало красивого, однако это не так. И всё-таки, практически до самой концовки, он безысходен достаточно.
С середины, за счёт этой уже оформившейся безысходности, "Алракцитовое сердце" заводит себе отличнейший холодный драйв. Казалось бы, происходит мало что - нет ни масштабных сражений, ни красочной магии, ни даже обычных драк - но события ложатся с убийственной беспощадностью. Очень классное ощущение.
Большое место в тексте отведено взаимоотношениям персонажей и их личным трагедиям. И, хоть иногда психологической достоверности как будто чуть-чуть не хватает, чтобы сказать: "Верю!" - некоторые повороты и элементы внутренней механики поступков удивительно верибельны и притом небанальны.
Рибен Ригич, тот самый древний чародей, получился отлично. Все это сочетание масштабных свершений и простой человеческой дури, через которую невозможно переступить, даже овладев запредельными знаниями, которое и привело героя к ситуации в начале романа, делают его, несомненно, фигурой трагической - но, что гораздо лучше, фигурой яркой. И особенно радует, что в конце кое-что из этого все-таки разрешится.
В последней главе автор вообще очень удачно подбирает все линии, и с героями мы расстаемся, в известной мере, спокойно. Хочется верить, что дальше все у них сложится лучше, чем складывалось на протяжении эфирного времени текста.
Но есть у романа и недостатки. Деревенская часть истории, после конфликта со старостой, провисает. А ведь она не так далеко от начала, и роман длинный. После хорошего вступления начинаешь сомневаться, стоит ли читать дальше - а то впереди ещё вон сколько. В принципе, этот "деревенский" фрагмент до отбытия можно бы сократить: в нем стало бы больше драйва, а какие-то не очень убедительные моменты тогда бы ушли.
Начало путешествия тоже довольно, как будто по инерции, размазанное: характер Деяна словно бы разваливается, он внутренне мечется и за всем этим не видно цельного персонажа. С одной стороны, все его чувства понятны, но четкого "узнавания", на котором строится сопереживание (или, наоборот, неприятие), нет.
То есть, по сути, вторая четверть романа выглядит слабее всего остального текста.
Ну и в эпизоде в городе Нелове немного чересчур много совпадений в линии горожан, но это, в принципе не так страшно.
И все-таки, в целом, роман набирает очень хорошую высоту, пусть иногда, на бытовых моментах, с нее и спускаясь. Возможно, кое-где эту историю можно было бы рассказать лучше, но сама по себе она цепляет - и имеет узнаваемое лицо. Это штучная работа. И если некоторая монотонность и мрачность при наличии хорошей "приглушенной" драмы вас не смущают, читать "Алракцитовое сердце" определенно стоит.