Ремез : другие произведения.

Расследование

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Последний раз Рыжий был в музее со школьной экскурсией, и с тех пор там мало что изменилось. Предупреждённый по телефону старичок-смотритель ждал его у входа и сразу повёл в третий зал. По дороге Рыжий машинально прикинул пути отхода грабителя (их было множество), одёрнул себя - какое, к чёрту, ограбление?! - скользнул взглядом по картинам, отметил, что драгоценности на них выглядят нетронутыми, снова призвал себя к порядку и трезвости мыслей, и, наконец, был доставлен на место преступления.

  - Так что, говорите, у вас украли?
  
  Рыжий украдкой зевнул в кулак. После ночного дежурства единственное, чего он жаждал - это поскорее сдать смену и доползти до койки. Но смена запаздывала - известное дело, кто будет спешить подменить новичка-салагу? - а посетитель был чрезвычайно настойчив. Ветхий такой старичок, в чём душа держится, а настырный как коза. И несёт при этом какую-то чушь.
  
  - Виноград? Вы хотите подать заявление о краже кисти винограда?
  
  Да Рыжий сам купил бы ему этот виноград, лишь бы отвязаться. Даром что зарплата таких излишеств не позволяет, да и где найдёшь виноград в марте? Хотя этот вот сморчок откуда-то добыл. Рыжий сел ровнее и постарался сосредоточиться.
  
  - Это - культурная ценность. - неожиданно твёрдо заявил старик.
  - Виноград?!
  - Картина. Исключительной исторической и художественной ценности. Старая фламандская школа.
  
  После некоторых разъяснений оказалось, что старик - смотритель местного музея - требует расследовать кражу кисти винограда с одной из висящих в музее картин. На рациональные вопросы типа "но как вообще можно украсть что-то с картины?!" не отвечает, только твердит, что уехал в отпуск...
  
  - ...первый раз за двадцать лет. Ездил навестить внучку. - Старик заулыбался было, но тут же принял прежний решительный вид. - Вернулся, вышел на работу, обошёл залы. Я весь наш музей наизусть знаю, каждую картину в нём изучил до последнего мазка. Натюрморт предположительно семнадцатого века, висит в третьем боковом зале, - старик неожиданно смутился, - ну как зале, вы же знаете наш музей. Комнатка. Но картины там висят ценные, - рассердился он, - и одной из них за время моего отсутствия был нанесён материальный ущерб. Потрудитесь запротоколировать.
  
  "Если я это запротоколирую," - тоскливо подумал Рыжий, - "тебя тихо скрутят и увезут в психушку". Старика было жалко. Несмотря на навязчивую идею, он выглядел совершенно безобидным.
  
  - А что теперь на месте украденного? Белое пятно? - спросил он деловито. Проще подыграть старику - а там он, глядишь, и сам подостынет.
  - Какое пятно? Стол там. Скатерть.
  - Так, может, нарисовал кто? Нахулиганил? Пробрался ночью, замазал ваш виноград под цвет скатерти... - Рыжему понравилась эта версия, она давала всему происшедшему простое, разумное объяснение, и старика не надо сдавать санитарам. И было бы очень приятно самому поймать хулигана. Но старик возмутился, замахал руками.
  - Да как можно замазать? - почти закричал он. - Там же краски семнадцатого века, слой лака, патина! Таких умельцев раз-два и обчёлся, а за ночь это сделать вообще невозможно!
  - А сунуть руку в картину и вытащить кисть винограда, значит, возможно! - разозлился Рыжий.
  - Что видел, о том и сообщаю, - упёрся старик. - Вы поймите... как вас зовут, юноша?
  - Ну, Александр, - смутился Рыжий. Александром его не звали даже коллеги, сразу же видно: Рыжий и есть. Но предлагать старику пользоваться кличкой было бессмысленно. Не согласится. - Можно звать Сашей.
  - Вы поймите, Александр, - старик не готов был смягчиться даже до Саши, - сегодня преступник обокрал одну картину, завтра покусится на другую, потом уверится в своей безнаказанности и разорит весь музей! Его обязательно нужно остановить.
  
  "И то правда", - подумал Рыжий. - "А вдруг этот вандал на нас только тренируется, а потом украдёт какую-нибудь Мону Лизу прямо из Лувра. Она, небось, и сопротивляться не будет, по выражению глаз видно..." Рыжий дёрнул головой, прогоняя наваждение. Надо же, дурная идея заразительна. Впрочем проверить всё равно стоит: вдруг там и вправду кто-то хулиганит? И даже если нет, если старик-смотритель тихо двинулся умом - может, стоит шепнуть пару слов его начальству. А ну как решит вернуть украденную кисть? Или - да мало ли что может взбрести ему в голову! Рыжий вздохнул, мысленно прощаясь с койкой, и договорился встретиться со смотрителем в музее сразу после окончания дежурства.
  
  ***
  
  Последний раз Рыжий был в музее со школьной экскурсией, и с тех пор там мало что изменилось. Предупреждённый по телефону старичок-смотритель ждал его у входа и сразу повёл в третий зал. По дороге Рыжий машинально прикинул пути отхода грабителя (их было множество), одёрнул себя - какое, к чёрту, ограбление?! - скользнул взглядом по картинам, отметил, что драгоценности на них выглядят нетронутыми, снова призвал себя к порядку и трезвости мыслей, и, наконец, был доставлен на место преступления.
  
  Картина выглядела... обычно. Тёмный фон, светлое пятно скатерти, переполненные фруктами чаши и тушки какой-то мелкой дичи. Винограда на картине было много, он водопадами переливался через края чаш, и был так искусно нарисован, что и правда хотелось отщипнуть ягодку. Рыжий добросовестно осмотрел указанный ему кусок холста, заглянул за изнанку картины, проверил раму. От предложения снять с картины отпечатки пальцев смотритель пришёл в ужас. Больше никаких светлых идей у Рыжего не было, и он откланялся, договорившись со старичком, что тот будет оповещать его о любых изменениях в картине или других необычных происшествиях.
  
  Старик позвонил через два дня и потребовал немедленного присутствия полицейского на месте преступления. Тот вздохнул - вот же угораздило связаться с малахольным! - но послушно попёрся в музей. Причину вызова смотритель сообщать отказался - и по телефону, и встретив Рыжего, как в прошлый раз, у дверей. Привёл его в третий зал, ткнул пальцем в злополучный натюрморт, и застыл безответным соляным столпом.
  
  Картина висела на прежнем месте и выглядела по-прежнему, являя собой образец тяжеловесной фламандской добропорядочности. Хотя... Рыжий присмотрелся внимательней. Одна из роскошных кистей винограда стала чуть худосочней, как будто её слегка общипали. Да, вон и хвостики торчат. Рыжий прикрыл глаза, пытаясь восстановить картинку двухдневной давности. Мысленно обругал себя за то, что не удосужился сфотографировать натюрморт или хотя бы записать число виноградин в каждой кисти, вынудив себя полагаться на нетвёрдую человеческую память. Открыл глаза. Да, винограда определённо стало меньше. Рыжий повернулся к старику, во взгляде которого мелькнуло мрачное торжество. Ситуация требовала немедленных действий.
  
  ***
  
  Одного фонарика явно было недостаточно. Рыжий чертыхнулся, налетев на очередной стул - они будто сами кидались ему под ноги, пытаясь помешать чужаку продвигаться по ночному музею. Но верхний свет включать было нельзя: это могло спугнуть грабителя, а Рыжий собирался поймать его на месте преступления. Место для засады он выбрал ещё днём. Длинные занавеси, скрывающие окна, предоставляли идеальное укрытие, а щель между ними - прекрасный обзор стены с пресловутым натюрмортом. В смысле освещения Рыжий рассчитывал на преступника, надеясь, что тот не обладает ночным зрением и неспособен производить манипуляции с картиной на ощупь. Впрочем, этот способ имел свои недостатки: темнота убаюкивала. Рыжий уже несколько раз клевал носом, и только холодок из приоткрытого за спиной окна не давал ему полностью погрузиться в сон.
  
  Рыжий вздрогнул. Ветерок качнул занавески, и ему почудилось, что в тёмном зале происходит какое-то движение. Послышался отчётливый шорох. Рыжий рывком включил фонарик, направил его на картину и успел увидеть, как с рамы на пол спрыгивает толстая белая мышь, держа в зубах виноградину. Мышь прошуршала по полу, скользнула мимо оцепеневшего полицейского, и юркнула в открытое окно. Рыжий, отмерев, нелепо крикнул "Куда? Стой!", распахнул створки и бросился за ней.
  
  Погоня длилась недолго. За окном музея был старый неухоженный сад, луч фонарика метался, то выхватывая из темноты старательно улепётывающую мышь, то теряя её. Под ноги подворачивались какие-то коряги, ямы, пни. Рыжий сбалансировал раз, другой, потом всё-таки грохнулся, небольно, но досадно; увидел, как совсем рядом белая мышь ныряет в какую-то дырку в земле, прыгнул за ней - и провалился...
  
  ***
  
  - Очнулся через пару часов, почти на рассвете, - рассказывал Рыжий, прихлёбывая чай из щербатой музейной кружки. Старый смотритель сочувственно слушал, кивал, и всё пододвигал Рыжему блюдце с печеньем. - Отделался синяками.
  - Ничего не пропало? - спросил старик.
  - Ничего, я проверил карманы. Даже наоборот, - сказал Рыжий, и выложил на стол потёртую монету.
  
  Старик порылся в ящиках, выкопал из недр одного из них лупу, и внимательно изучил неожиданный трофей.
  
  - Испанский дублон, - наконец сказал он. - Золотой. На наших картинах ничего такого нет, даже в запасниках.
  - Сколько на эти деньги можно купить винограда? - спросил Рыжий.
  - Если он подлинный... вагон? Два? Десять? Это большая ценность, - ответил старик. - Не уникальная, но большая.
  
  Они посмотрели друг на друга и расхохотались.
  
  - Надо же, какая совестливая мышь! - смеялся Рыжий. - Расплатилась сполна!
  - Да, даже мышеловку на неё не поставишь - некрасиво получится, - вторил ему старик.
  - Окна надо закрывать, вот что, - сказал ему Рыжий. - На эти деньги ведь можно установить в музее климат-контроль?
  - Можно наверное, - осторожно сказал старик. Но разве вы не хотели бы оставить их себе?
  - Ну, винограда на них сейчас всё равно не купишь. И потом, это же на самом деле ваш трофей. Вы заметили пропажу, вы следили за картиной. В конце концов, эту порчу музейного имущества надо как-то остановить. Забирайте! - решительно заявил Рыжий и пододвинул старику монетку.
  - Спасибо, Саша, - выдохнул смотритель.
  
  Они помолчали. Рыжий допил чай, повертел в руках пустую кружку, поставил её на стол. Встретился взглядом со стариком.
  
  - А всё-таки, как она умудрялась таскать нарисованный виноград? - спросил он.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"