Многие мои сограждане, узнав о том, что я два года жил и работал во Вьетнаме, в качестве советского специалиста по судоремонту, просят о том рассказать. Когда-то советские читатели просили газету "Правда" подробнее рассказывать о работе наших специалистов за рубежом. Материалы такого характера цензурой не приветствовались. После возвращения из Вьетнама я делал попытки рассказать о нашей работе и жизни там, но мне вежливо отказали в публикации. То был 1980 год. Время всевозможных запретов прошло. Пользуясь возможностью, предлагаю вашему вниманию свою повесть "Банановая даль".
До призыва в Армию я политикой не интересовался, даже газет не читал, а телевиденья в начале пятидесятых годов не было. В 1952 году меня призвали в ВВС, после принятия присяги учился на авиамеханика. Здесь мы проходили ежедневные слушанья - политзанятия. Тогда я узнал о военных действиях США в Корее и во Вьетнаме. Тогда же ходил анекдот о сбитом американском ассе над Кореей. Пилот не погиб. Он удивлён превосходством иностранного пилота. Просит корейцев познакомить его со своим противником. Они в том отказали, лишь назвали фамилию - Ли-Си- Цин. Американец
возражает: " А почему он говорил на русском языке: Ваня, прикрой мне хвост, я его ё...?"
С тех пор я следил за событиями в Корее и во Вьетнаме. Корея, разделенная на два государства, смирилась с американцами, а Вьетнамцы продолжали воевать до победного конца. 30 лет войны полностью разорили страну. СССР постоянно помогал и существенно, героическому народу Вьетнама.
НЕОЖИДАННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
1978 год, конец марта. Я с семьёй жил в Находке, работал на Приморском судоремонтном заводе. Окончил Мореходное училище на вечернем отделении, сделал дипломный проект, в апреле будет защита его. Работаю мастером корпусных работ, т.е. ремонтируем корпуса судов. Начинал осваивать эту специальность с рядового рабочего; достиг высшего разряда; поступил в местную мореходку, после чего был назначен мастером.
Работаю на совесть, что не устраивает руководство цеха. От меня требуют приписок к выполнению плана - задания. Я коммунист, в моём понятии - чистая совесть, протестую. Появилась возможность вежливо избавиться от меня. Пригласил начальник цеха:
- Михаил, есть необходимость, честь, если хочешь, поехать в командировку во Вьетнам.
- Моя задача?
- Там нужны высоко квалифицированные специалисты судоремонта, а я тебя таковым считаю. Будете учить вьетнамцев ремонтировать суда.
- Срок?
- Восемь месяцев. Оплата: твой средний заработок семья будет получать здесь. Там будет отдельная плата, а какая - я не знаю. Скажут в Москве в Рыбзагранпоставке.
- Заманчиво, но мой средний заработок низкий. Я месяц сидел на половине оклада с дипломным проектом.
- Не нужно прибедняться. Тебе представляется такая честь! Посоветуйся в семье и ко мне. Кроме того - ты коммунист, а это ... сам понимаешь - уверенность в твоей совести.
- А как с защитой дипломной работы?
- Это тоже оговорено с парткомом. Организуем тебе досрочную защиту. Вечернее отделение наше, заводское, значит, всё решает завод. Сделаем.
Обстановка во Вьетнаме сложная. Верховодит в Азии Китай. Кампучия ведёт на границе с Вьетнамом провокационные военные действия. Иногда им позволяют углубиться в территорию Вьетнама до подходов к городу Хошимин. Ежедневные радио и телевизионные сводки говорят о политической напряжённости, чреватой крупными военными действиями. Жена моя, друзья, просто знакомые ехать в такую обстановку не советуют: " Жить, что ли надоело? Едешь в нищету. Оттуда и подарков хороших не привезёшь, да и оплата мизерная. Вот если бы в кап страну, тогда другое дело!"
Встретился с кандидатами на командировку, они полны оптимизма:
- По телевизору сто лет, ежедневно, по нескольку раз показывают Вьетнам, хоть одним глазом посмотреть, прочувствовать ...
- Не так страшен чёрт, как его малюют, - говорит другой.
Руководителем группы назначен Степан Ефимович Пинчук - инженер механик из технического отдела завода. Он побывал в СРВ, в Хайфоне провёл осмотр двух рыболовных средних морозильных траулеров, в дальнейшем изложении - СРТМ; составил техническую документацию. Нам рассказывает:
- Вьетнамцы просят эти суда отремонтировать в Находке, здесь они их, в качестве подарка, получали в 1964 году. Ремонт большой. Наше правительство стремится оказать политическое влияние на Вьетнам, а он дружит с Китаем. У нас с Китаем напряжённая обстановка, сами знаете о военных действиях на острове Даманском. Чем больше наших специалистов будет во Вьетнаме, тем прочнее мы будем с ним дружить. Иметь военную морскую базу в Азии - защита от нападения со стороны Америки, а она ничем не брезгует. Устанавливает демократию с бомбардировщиков Б-52. Китай претендует на весь азиатский континент вместе с Россией по Уральские горы! Во Вьетнаме нет ремонтной базы и специалистов. Такая база есть в Хошимине. Это бывшая, Сайгонская база США. Там, в Хошимине, есть большая диаспора китайцев - торгаши. Их около 50 тысяч. Они образовали город спутник Сайгона, а теперь Хошимина. Если на Юг пустить китайцев, они могут образовать сговор с китайцами в пригороде Шалон, плохо управляемый нынешней властью. Может сложиться опасная, провокационная обстановка. Если пустить наших специалистов на Юг - обидят китайцев. Суда без действия стоять не должны. Если они нас, нашу группу пустят на Юг, то мы тогда должны показать себя по чистой совести. Позорить Россию не дам. Нарушитель домой поедет не через Москву, а через Магадан.
- А как к тебе вьетнамцы относились?
- Ооочень дружелюбно! Нищенствуют, но живут с надеждой на лучшее. Теперь Юг объединён с Севером - одно государство. Не бойтесь, смелее в "бой".
Мне организовали досрочную защиту дипломного проекта. Сдал государственный экзамен на четвёрку. Гоняли меня по полной программе. Мол, Вьетнаму нужны специалисты, а не просто дипломники.
Проходим медицинскую комиссию, КГБ проверяет документы на нашу надёжность. Вопросы, допросы о себе и всех родственников: адреса живых, их телефоны, адреса могил умерших родителей.
Супруга моя говорит мне:
- И куда тебя черти несут в политическое и военное пекло! Мне это не надо!
- Не единым хлебом сыт человек, хочется и за кордоном побывать. Проверить своё мужество.
ПОЕХАЛИ.
В конце февраля 1978 года вылетаем в Москву. На прощание выслушиваем наставления, напутствия жён, друзей, руководящих работников. На душе "кошки скребут", а тут шутки не приятные:
- Там на "винт" не намотайте!
- Муж уехал во Вьетнам, приходите в гости к нам!?
В столице свои процедуры: посещение Минрыбхоза,
Рыбзагранпоставки, ЦК Профсоюза, ЦК КПСС.
Запомнилась короткая беседа в ЦК партии: "Вьетнам страна бедная, можно сказать - нищая. Вам будет больно смотреть на это, но никаких инициатив и обещаний в оказании помощи. У нас у самих не жирно. В политическом плане покажите кто их друг. Ведите себя культурно, разумно. Не позорьте советского человека, страну, Россию". Коротко и понятно.
Наконец получили заграничные паспорта, билеты на самолёт. Второго мата,- завтра, вылетаем в Ханой. Гуляем по Москве. В центральном универмаге встали в очередь на покупку гитары, но они вскоре были разобраны, нам не досталось. Хотели взять с собой. Со мной баян и самоучитель игры на нём. Достался он мне в счёт долга от члена моей бригады, Владимира Титко. Должен он был мне 50 рублей, баян трёх рядный, цена ему выше ста рублей. Доплату он с меня не взял. Говорит мне: " Если я баян оставлю, то совсем сопьюсь. Меня очень часто приглашают на вечеринки, свадьбы. Какая русская свадьба без баяна. После накормят, напоят, и на похмелье в руку денег вложат. Мне нравится с тобой работать, но ты не терпишь людей с запахом перегара ...". Пришлось выручить парня. Что делать в выходные дни в командировке - буду учиться игре на баяне. Дома мне играть супруга не разрешала: " Целыми днями работаем в шумном цехе, а дома ты скрипишь ..." Она права.
С собой деньги брать не разрешается, только 25 рублей на обратную дорогу от аэропорта до Москвы. Расходуем лишние. Хорошо посидели вечером в номере Пинчука.
Второго марта Степана Ефимовича пригласили в Рыбзагранпоставку. Там ему дали телеграмму из Вьетнама, от Министерства море продуктов: " С вылетом специалистов придержите. Мы не готовы их принять".
- Домой? Без денег?
- Я такой позор в заводе не выдержу.
- Боже, какой позор! Что скажешь, командир?
- Беру "огонь" на себя: " я телеграмму не видел. Кому она послана, с тех пусть и спрашивают".
- Годится! - радостно отвечаем хором.
- Вьетнамцы темнят, а нам страдать, за их не решительность в действиях с Китаем. Мы привыкли на производстве смело решать головоломки. Одобряете? - поехали!
- Ускорим им решить проблему своим приездом.
- Оно так, - сомневается Николай Сопин - специалист радиотехник, мой одногодок, - но рискованно.
- Кто не рискует, тот не пьёт благородное вино. Поехали!
- Правильно. Мы не политики, практики. Надо - значит надо и нечего тут финтить, - поддерживаем руководителя нашей группы.
ПЕРЕЛЁТ.
Вечером, ещё засветло, в аэропорту Шереметьево прошли все формальности, в ресторане поужинали на последние рубли и в ночь, ИЛ-62м увёз нас в звёздную, морозную темень. Притихли, присмирели, осматриваем салон, я около иллюминатора. Самолёт набирает высоту над нескончаемой Москвой. Наблюдаю в иллюминатор Землю. Полёты мне не в новость. Внизу темень и только огни от ламп каления показывают хаотично места расположения поселений, городов. Лёгкий шум, с посвистом, турбин.
Мои коллеги играют в карты на тему - "угадай". При каждом ответе -взрыв смеха! Загрузка салонов не большая, пассажиры иностранцы ушли подальше от шумной компании. Делаю коллегам замечание, но нарвался на грубость.
На земле красные огни, часть неоновых ламп, показывают знакомые мне очертания. Вон мост через Волгу с неоновым освещением. Далее похоже на расположение Целлюлозного комбината. Отблеск Волги от водной глади - неужели Астрахань? Мой город?! Очень похоже. Вон то - Красный яр, затем Володарский. После него моё родное село Нововасильево, далее темень, оно и понятно - Каспий. Вот так, пролётом, побывал над родиной малой. В душе волнение.
Потом шли над Ереваном, затем Иран, как нас информирует бортовое радио. Наблюдаю смену границ! Если сказать кому о том, что я ночью, с самолёта наблюдал смену границ - засмеют: " Днём не различишь с высоты 11 километров, а ночью тем паче!" Всё очень просто: в СССР ночью горят очень затратные лампы каления, а в "загнивающем капитализме" освещение неоновое, менее затратное. Граница смены цветности огней, да извещение в динамике - совпадают. В Иране от нефтедобычи горят факелы. Их шлейфы направлены с запада на восток - таково сейчас направление ветра.
Над Союзом хаос освещённости. В Иране, как на карте, строгие очертания улиц, перекрёстков, даже в малых поселениях.
В проёме двери, из салона в салон, появилась красивая бортпроводница с торговым лотком на колёсах. Позвякивают бутылки с напитками.
- Угости нас, миледи, - просит наш механик.
- Пожалуйста, что будим пить? - мило улыбается девица.
- Мне вот эту, - показывает на бутылку с красивой этикеткой - инженер - механик Николай Мисюра.
- А мне вот это.
- Мне, пожалуйста, то.
Подала, предъявила счёт:
- С вас 23 доллара, 80 центов.
- Чтоооо?! А рубли?
- Извините, у нас цены, как за границей, в долларах. Рубли приберегите на обратную дорогу.
Парни притихли, вернули покупки, извинились. После этого уселись в креслах с расчётом уснуть. Не успели заснуть, как предложили еду. Средина ночи, значит - обед. Он оказался для нас шикарным: первое, второе блюдо, десерт, фужер хорошего вина. Одно слово - международный класс обслуживания. Ай да Аэрофлот, хитрющий! На внутренних линиях теснота меж кресел. Колени ног в подбородок. Питанье скромное и леденец стеклянный, который сосёшь от Владивостока до Москвы, как старый зуб. Так, что для нас заграница началась с салона самолёта.
Через восемь часов, с довеском, слышим объявление: " Пристегнуть ремни, идём на посадку в Бомбее. Температура за бортом + 22 градуса С.".
За восемь часов перебрались из зимы в лето. Тёплые куртки упаковываем в чемоданы и надолго. Заканчивается ночь. Город хорошо освещён неоновым светом. Чёткая цепочка огней обрисовывает морские причалы. На рейде, как замершие фейерверки освещены стоящие на якорях суда.
Наш лайнер приземлился мягко. Приятно себя ощущать на таком красавце с мыслью: и мы не лыком шиты, когда очень нужно.
БОМБЕЙ.
Здесь меняется экипаж, проводится техническое обслуживание самолёта. Нам предложено переждать на вокзале - " 50 минут".
Выходим по трапу с крышей от дождя и солнца; лицо омывает тёплый летний воздух. Запах его не знакомый: густой, от незнакомой растительности, неприятный. Портовая суета людей и техники. Подали старый, с облезлой краской автобус, грубой формы, копчёный. Водитель почти в центре салона, держит правой рукой длинный рычаг включения передач.
В зале местных авиалиний тесно от пассажиров. Тусклый свет освещает смуглые лица. Вид их нищенский, измождённый ночью. Смотрят на нас бледнолицых с любопытством. " Из снежной Сибири, по - всему видно", - думают. Нас, всех пассажиров десятка три - четыре.
Много читал про Индию, фильмы их любил, теперь и побывать пришлось. Входим в зал для иностранцев. Вспомнился фильм Шукшина: " Печки - лавочки". Там его супруга говорит: " Мечтаю хоть один раз побыть иностранкой!"
Информация даётся по радио часто, на английском языке с помехой и плохой акустикой. Учили нас в школе иностранным языкам, а мы не старались его запоминать, считали для себя лишней нагрузкой. С нами нет переводчика. Ловим знакомые слова. А вдруг свою посадку прослушаем?! Представилась такая ситуация и жутко стало! Спрашиваю своих коллег:
- А как мы узнаем о посадке в свой самолёт?
- А хрен его знает! Нужно шефа спросить, он здесь бывал и на английском языке хорошо говорит, - отвечает Владимир Галай. Очень брюхатый мужчина лет под сорок ему. Лицо смуглое, огромные глаза, выпуклые. Копна чёрных, кучерявых волос. Шея у него будто из чугуна отлита, не поворотливая. Говорит Пинчуку:
- Ифимыч, чо там язык чешишь? Када садица в самолёт будим?!
- Не ори. Сказали 50 минут, значит, на часы смотри. Слушай слово "Ханой". Прошло всего 15 минут.
В баре нам предложили, бесплатно, коричневый напиток - кока - кола. Пробую впервые: съедобно, но можно и без него существовать. Реклама на неё назойливая.
Показали нам короткометражный филь на русском языке о взаимовыгодных связях СССР с Индией. Показали строительство советскими специалистами огромного металлургического комбината.
Прошли 50 минут, слышим приглашение на самолёт. Всё понято чётко.
Идём через таможенный проход. Индус-верзила в военном мундире бежевого цвета ощупывает мужчин от плеча до колен. Подхожу и я к нему, улыбаюсь и руки вверх. Он мне тоже улыбнулся, пожимает плечами, мол, служба такая. Ощупал, вежливо пропустил.
Женщин досматривает миловидная, статная индианка, тоже в военной форме, но в женской: - богиня Афродита! Длиннополое платье с перехлёстом на плече, сверху маленький погончик. Тот же цвет формы - бежевый.
С удовольствием сажусь на своё сидение в самолёте. До Ханоя пять с половиной часов. Нужно выспаться.
На старт самолёт выруливает на рассвете. При развороте на старте сквозь иллюминатор видны странные жилищные постройки из подручных материалов: фанера, картон, жесть ... Палатки, навесы. Это пригородный бедняцкий квартал. Уже ходят голые дети, подростки, взрослые умываются, поливая на руки воду из банок. Там и собаки, кошки. Изгои общества. Здесь оглушающий рёв самолётных турбин с ужасающим свистом. Люди вынуждены с этим соседствовать.
Взлётели, идём над городом. Он уже проснулся. Как муравьи спешат автомобили при левостороннем движении. Идём на восток, набирая высоту.
Для меня Индия - сплошные джунгли со слонами, а под нами холмистая низменность, со скудной растительностью на красной почве. Впереди виднеется зелёный континент. Там Бангладеж - Бенгалия, Пакистан, Лаос и только тогда Вьетнам.
Однообразие за бортом утомляет; глаза смыкаются сами, мозг отключается. Иногда просыпаюсь и снова в иллюминатор. Равнину сменяет холмистость, потом молодые, покрытые зеленью, горы; не высокие хребты до самого Вьетнама. До этого полёта мне казалось: азиатский континент густо заселён, теперь я так не думаю. Глядя с высоты 11 тысяч метров, вижу редкие поселения. Когда одна страна сменяет другую не понять.
От Бомбея до границы с Вьетнамом не было ни облачка.
- О! - подал голос Пинчук, - тучки появились, значит, скоро будет Ханой.
- Тучки эти здесь, что ли привязаны? - удивляется Галай.
- Внизу сплошные рисовые чеки с водой. Идёт гигантское испарение. Тропики! В Ханое климат сырой весь год. На географии в школе - мух ловил?! - возмущается Степан.
ВЬЕТНАМ.
Поселения сгущаются. Равнинный ландшафт в "оспах" от воронок после бомбёжек. Многочисленные дамбы ирригационных сооружений особенно жестоко бомбили американские демократы, дабы лишить население житницы. Так много лет! Не просто было пережить все ужасы войны. Я наблюдаю жестоко израненную Землю. Рождается чувство сострадания, уважение к её обитателям.
Тучи закрыли небо. В салоне самолёта темно. Идём на посадку; испытываю душевное волнение от не известного будущего.
В порту лачужки: толи из самана, толи из другого бросового материала. Мельтешит аэродромная обслуга. Турбины сбросили обороты, потом увеличили их на торможение.
Подруливаем к аэровокзалу, глохнут двигатели.
На аэродроме наша техника: - старые грузовики "ЗИС"; потрёпанные джипы "УАЗ"; легковые "Москвичи", "Жигули". Выстроены в ряд наши лайнеры "ТУ", а там вдали наши истребители "МИГи". Впечатление такое будто мы приземлились где-то в Казахстане, лица вьетнамцев похожие на казахские. Такое сочетание меня успокаивает. Дорожка проторена, бояться нечего.
В таможне к нам отнеслись с доверием.
Выходим на привокзальную площадь. Сам вокзал казарменного типа, одноэтажный, смонтированный из щитов. Не видно что бы кто-то нас встречал. Степан Ефимович шарит глазами по местному люду, а мы, с неба свалившиеся, тоже беспомощно озираемся.
Наконец-то Пинчук увидел кого-то, окликнул и пригласил к себе.
К нам подходит вьетнамец лет сорока, крепкого телосложения, даже с брюхом на перевес через ремень:
- Вы разве не получили нашу телеграмму?!
- Какую телеграмму, когда, куда послана??- искренне удивляется Пинчук, - в Москве и разговора о ней не было. Значит, после нашего отъёзда пришла. А о чём она? Купить что-нибудь из гостинца?
- Но мы же ..., здравствуйте, ребята, - говорит хорошо по-русски, почти без акцента. Подходит к нам, подаёт руку.
- Мужики, знакомьтесь. Это товарищ Кон - наш "родной отец" по работе здесь, из Министерства морепродуктов, - знакомит командир.
Без трепета, Кон смотрит, слушает представления " специалистов, прибывших для оказания братской помощи дружественному Вьетнаму".
- Это мой заместитель, инженер-механик Константин Мисюра. Это старший инженер корпусных работ Сергей Кононенко; его помощник - Михаил Реутин. Николай Сопин - специалист радио установок; дизелист Виктор Сабодаж; Попков Анатолий - электрика; Владимир Братищев, молод, но большой специалист по винтам с регулируемым шагом; Владимир Клёва - валовая линия; Василий Грань - "кровеносные сосуды" кораблей - трубы. Он хоть и за сто килограмм весом, но добродушный, - Василий улыбается, показав зубы под золотыми коронками, - вот ещё один Володя, Володя Галай - холодильные установки, - холодильщик еле дышит от тугого живота, но улыбнулся.
- Где ты, Степан, гераклов собрал?- рассмеялся вьетнамец.
- Да ты тоже не мосол, - обхватил под мышки и еле поднял Степан Кона.
Подход простецкий, но смягчает представителя Министерства.
К нам подошёл русский мужчина лет пятидесяти, высокого роста, с кудрями седеющих волос. Наш представитель от Государственного комитета экономических связей в Ханое, сокращённо ГКЭС. Тоже наш куратор. Он выдал нам аванс - вьетнамские донги. Купюры больших размеров, что вызвало у нас улыбку. Купюра достоинством в 50 донгов в квадрате 12х 20 сантиметров! Василий Грань рассматривает деньги:
- Ни хрена себе тугрики!
- Какая тебе разница, было бы, что покупать на них, - успокаивает Сопин.
Подали автобус "ПАЗ". Выглянуло солнце из-за туч. С шумом садимся в автобус со своим багажом, садимся - где кому удобно.
Кроме своих чемоданов везём техническую документацию: чертежи, каталоги, Правила Регистра СССР и прочее.
Снова туча закрыла солнце. Дождя нет, но воздух сырой, как в бане и температура его + 24. Запахи не знакомые, цветочные.
Автобус тронулся, и поехали мы "колесить" по стране загадочной: рисовой, ананасовой, банановой. Началась новая жизнь с массой впечатлений.
Я поделюсь с вами, уважаемый читатель, на бытовом фоне: что, где, когда и почём ...
За окном сплошь ирригационные сооружения, равнина, в промежутках,
в чеках, рис. На валах сочная растительность. Здесь банановые пальмы, кустарник, тростник и всё, что произрастает на этом континенте. Иногда в плантациях, иногда в самостоятельном проросте.
Я не ботаник, описывать растения не берусь.
Вдоль трассы асфальтированной опушка леса. Он лиственных пород. Некоторые деревья цветут, другие уже с плодами. По растительности времена года не определить, потому в тропиках два годовых сезона: сезон дождей и сухой сезон. Жителей это вполне устраивает.
Рис, рис, рис! Одни чеки густо засеяны, другие прорежены, третьи прокошены, четвёртые пропахиваются, в пятых чеках высаживается рисовая рассада. Здесь нет сезонных посадок, обработка конвейерная. Вся работа ведётся в воде. Адский труд по выращиванию риса ложится в основном на женские плечи. Мужчины, начиная с подростков - воюют. Мужчин берегут. Они одеты в военные формы. На босых ногах сандалии, на головах пробковые каски. Они лёгкие, хорошо защищают от солнечного пекла.
Пашут рисовые чеки вместе с водой - сохами, в буйволовой упряжи. С сохой всегда мужчины.
Отдыхающих буйволов пасут дети. Можно наблюдать такую картину: на валу пасётся вол, а на его спине сидит подросток, читает книгу или делает школьное задание. Даже есть в картинной галерее картина: " Читающий мальчик".
У нас в России рис выращивают по другой технологии: вспахивают землю, сеют зёрна, дают им прорости, потом заливают водой. Здесь
сборка риса ручная: выкос в воде; отбивание снопиков от зерна; сушка риса на асфальтовых трассах и на брезенте. Трудно бывает водителям автомобилей, разойтись на трассах, не наехав на россыпь.
Рис на асфальте встречается круглогодично.
Поселения бедные, в основном из лачуг, но есть и добротные дома кирпичной кладки.
Женщины низкорослые крепышки. На ногах сандалии, чаще самодельные, брючки из саржи, белая сорочка и конусная шляпа на голове - нон. Любая одежда называется - ао. Женское платье - ао зяй. Походка своеобразная - вихляющая. Мужчины нон не носят. Иногда можно увидеть мужчину в гражданской одежде, но тоже саржевые шаровары, белая сорочка и шлем армейский.
Чем ближе к Ханою, тем заселённость плотнее. Настроение у людей доброе, не отягощённое бывшей войной. На дорожных трассах грузовые "ЗИС", "ЗИЛ", "КРАЗ", "МАЗ", "ФОРД", "ТОЙОТА" и другие. С миру по "нитки". Все эти транспортные средства объединяет один признак: заезженность, выгоревшая, облупившаяся краска. Над моторами навесы для защиты от дождя и солнца. Если мотор на старом транспорте выходит из строя, тогда впрягают волов и покатили кузов на дело.
Мы были тронуты по отношению к нам населения. Как только увидят наш автобус, так начинают махать, приветствуя нас с выкриком: " Ленсо"! Или: " Ленин совьетик." Детвора бежит за нашим автобусом и машет нам ладошками.
От аэропорта до Ханоя часа три-четыре езды.
Вот и пригород столицы. Снова моросит мелкий дождь, окутывает округу туманом. Вокруг серость, убогость. Большая плотность поселения. Страна залечивает раны. Дорога сворачивает влево и на мост через широкую реку с мутной водой. Мост, на вьетнамском языке
- Кау. Он старый, построен в восемнадцатом столетии французскими колонизаторами - клёпаной сборки. На нём автотранспорту тесно, движение регулируют постовые милиционеры. Эту службу вьетнамцы тоже называют милицией, как и у нас. Плотность движения удивительна! Тут не только транспорт, но и пешеходы плотной толпой. Стоит людской гомон, громкие звуки клаксонов сливаются в сплошной гул. В салон автобуса вплывает дым от выхлопных газов. Наблюдаю сюжет: двое вьетнамцев несут свинью килограмм под 80 на бамбуковой палке, продетой через связанные ноги. Голова её провисла. Она молчит, смотрит на меня, мигая белыми ресницами. Едет худощавый вьетнамец на велосипеде. Поперёк заднего багажника метровая палка. На ней 5 курей продетых палкой меж связанных ног. Куры висят вниз головами, моргают глазами - живые! Василий Грань эту картину так охарактеризовал:
- Вот, черти! Мудрецы! Не церемонятся с животными. Живых несут!
Вот и сама, одноэтажная, серая столица. Подача звуковых сигналов здесь не запрещена, машины звуком широко пользуются, отчего стоит звуковая какофония. Население по улице движется, как кому нравится, не соблюдая правил движения. Сплошная кишащая масса людей техники, упряжки, велосипедов .... На улице плюс 24, а старики в ватных фуфайках, на головах шапки советских солдат: на ногах босых - сандалии. Здесь не принято носить носки даже высоко поставленными чинами.
Ближе к центру движение регулируется. В центре перекрёстка девушка толстушка, в бежевой форме стоит на пьедестале с жезлом. Мановение её руки - строг. На голове пробковый шлем с красной звёздочкой. Здесь и звуки от машин реже, порядка больше и здания солиднее французского дизайна древних лет.
Увидев в автобусе русские лица, милицейская девушка улыбнулась, отдала честь, отвесила поклон.
Душно от сырости, как в бане. Майка липнет к телу.
Всматриваюсь в жилища, где не везде в окнах стёкла. Видна скромная домашняя утварь: табуреты, кровати с циновками вместо привычной постели, полога, столы. У каждого жилья врыт столбик на высоту пояса, где покоится домашний, культовый храмик. Здесь чашечка с пластилином, куда втыкаются коптящие сандаловые палочки, как у христиан свечи. Пришедшие в жилище мимо святыни не проходят: кто-то палочку " прикурит", кто-то просто помолится, сложа ладони у лба. Буддийское вероисповедание.
Центр столицы. В основном отсюда наши тележурналисты ведут свои репортажи. Видим знакомые очертания зданий, площадей. Улицы опрятные, ухоженные, не засоренные. Густая декоративная растительность
- Ну, что, - обращается Хоанг Кон, - устали, товарищи? Уже подъезжаем. Вот улица Ким Ли Ен. Названа в честь селенья где родился наш уважаемый, теперь покойный президент Хо Ши Минь. А вот, слева, городок с одноимённым названием: Ким Ли Ен. Здесь вам скучно не будет. Живут тут ваши коллеги из социалистических стран, кроме китайцев. У них свой квартал. Разместим мы вас в этом гостиничном комплексе. Здесь столовая, спортивные площадки, клуб, кинозал
Въезжаем в ажурные, стальные ворота, чёрного окраса. За ними роща из огромных, разлапистых деревьев, чреда пальм кокосовых, гостиничные корпуса. Они невзрачны, двух этажные, окружены лесом. Много автотранспорта легкового, советского производства. Очень пасмурно и темнеет. Хочется поскорее на отдых.
Ким Ли Ен.
Хоанг Кон разместил нас по два, три человека на одну комнату, пожелал всего доброго и отбыл.
Я в одной комнате со своим одногодком - Николаем Сопиным. Комната мрачная, на первом этаже, на потолке вентилятор. Два облезлых платяных шкафа, такой же стол меж наших кроватей. Сели на кровати, осматриваемся. В ноги впиваются комары - изголодались нас ожидая.
- Ну что, Коля, помыться бы с дороги?
- Да не мешало бы, но где?
- Нужно самим поискать, можно и спросить.
Нашли общественную ванную комнату, но горячей воды нет. Она, как выяснилось, подаётся по расписанию. Что поделаешь, не от излишества такое ограничение. Послевоенная разруха, сплошь и во многом нужда давит.
Ищем столовую. Здания прячет растительность. Детишки не известной национальности гоняются на трёх колёсных велосипедах. Около корпусов масса легковушек: одни приезжают, другие - уезжают. Утихает к вечеру деловая жизнь. Уже стемнело, включили освещение улиц. Освещённые кроны деревьев смотрятся сказочно.
Вот и одно этажное здание столовой.
Она внутри хорошо освещённая; столы под белыми скатертями, гомон людской у буфета, за столами. Очень величаво, медленно ходят официантки. У буфета разноязычная толпа. Здесь покупают талоны, напитки и за стол ожидать подношений согласно купленного ассортимента. Знакомая, почти родная очередь. Знакомое: " Уже кончилось"; нудное ожидание за столом.
В меню свинина и очень жирная. Сопин приехал с больной печенью. Как пропустила медицина?! С собой привёз грелку, сахар рафинад. На него капает красную жидкость из маленького пузырька.
Официанты носят заказ, многоэтажно уложив тарелки. На наши просьбы не обращают внимания, или, мельком, скажут - "ЕС". Не похоже на азиатскую почтительность. Один из немцев не выдержал такой медлительности, неучтивости, с громкой руганью покинул зал.
Дошла и до нас очередь, взяли талоны и снова долго ждём. Рассматриваем разноязычную публику, прислушиваюсь к речи.
В торце столовой отдельный зал - гостевой. Там занято - дым коромыслом, торжественно вручаются награды, Розовые лица, запах дорогих сигарет.
Подали ужин, дождались таки! После ужина уходим в свой "бивуак".
Включаем свет. На столе гостили мыши, видно по помёту. На потолке у плафона прилипли три ящерицы. На освещение слетаются насекомые, ящерки их отлавливают длинным языком. На лапках у них присоски, потому и обитают на потолке.
Не приятное соседство. Нужно ящериц запечатлеть на фото, но свет слабый и вспышки к фотоаппарату "Старт" не имею. Потом, в Хошимине я сделал фотографию с ящерицами у люстры.
С улицы слышится чей-то говор, весёлый, шумный. Немцы что-то празднуют. На освещённых деревьях скрипят цикады. Они очень похожи на сверчка, но не чёрные, а коричневые. Свистят жабы в болотцах милицейским свистком. От этого гама, стрекота и свиста, при открытых окнах уснуть трудно.
Душно, Николай включил вентилятор. Мощная струя воздуха с потолка дует на наши головы. Не прошло и нескольких минут у меня заложило носовое дыхание. Выключаю вентилятор с разрешения Сопина. За пологом гул комариный. Усталость пересиливает шумы, засыпаем.
Просыпаемся на рассвете от громких голосов вьетнамских уборщиц.
Небо чистое, голубое. Вьетнамки пренебрегают покой жильцов гостиничного комплекса. Имена женщин не звучные, потому, для усиления крика добавляют приставку - ай. Если женщину зовут, скажем, Хай (два в переводе), то при вызове: "Хай ааай"!!! Или: Ден (чёрная) ааай!!! Иностранные специалисты постоянно жалуются на это дикарство, но им с усмешкой: "Вы приехали работать, а не спать. Спать домой поедете. Мы их поругаем".
Спозаранку успеваем искупаться в душе.
Солнце спряталось за тучи, асфальт не успел просохнуть.
После завтрака собираемся в комнате нашего руководителя. У них условия проживания не лучше. Делимся своими впечатлениями.
Смеялись над Виктором Сабодаж: он сел на кровать, а она под ним рухнула. Спал на полу. Утром уборщица удивилась:
- Викторрр, пасемууу?
- "Пасему, пасему". Таких, как я вас нужно троих! По весу. "Пасему".
- Ну что ...братия, - обращается Степан Ефимович, - донгов у нас мало, но они есть. Сегодня воскресенье, выходной день у них. Чем займёмся?
- В город пойдём, пошляемся, - предлагает деловой Василий Грань.
- Может, сначала проведём кое-какие формальности?
- Какие ещё формальности?
- У нас нет партгрупорга, профорга, - продолжает Степан.
- Есть предложение парторгом избрать Костю Мисюру, - предлагает Николай Сопин.
- Ты што, милый, я беспартийный!
- Женим, - шутит Сабодаж.
- Партком завода просил избрать Реутина, - говорит Пинчук.
- Я против, - возразил Сабодаж. - Он любит дисциплину, а мне хочется пожить без неё. Хочу хоть здесь расслабиться. Предлагаю избрать Сопина Николая Савельевича.
Загудели мужички в обсуждении:
- У меня тоже такое мнение, - соглашается руководитель группы.
- А я согласился бы с парткомом, Михаил - мужик справедливый, а без дисциплины, в загранке, распускаться нельзя - предложил стеснительно Владимир Братищев.
- Меня, парни, устраивает нейтралитет, - говорю, - голосуйте по-своему. Я согласен на кандидатуру Сопина. Он мой годок, серьёзный мужчина.
Принято единогласно - партгрупорг Сопин.
- У меня есть просьба, - поднял руку Сопин, - уберите от меня Реутина. Он не любит вентилятор.
Событие не очень важное, но последствия оказались не приятными.
Профоргом избран молчун Анатолий Попков. Избранным пожали руки, пошли в город на экскурсию.
За воротами Ким Ли Ена трасса. За ней речка с мутной водой и без течения. На её берегу два фургона - телеги с высокими бортами в буйволовой упряжке. Вьетнамцы подводят фуры задом в реку. Черпаками грузят донный ил для удобрения. От туда навевает запах гнили донной. Идём по трассе в город, впереди виден овощной рынок.
СТОЛИЦА.
С рынка овощного и начали знакомство. Здесь прилавков мало, в большинстве своём торгуют с пола. Вот помидоры "бычье сердце", как и наши, мясистые, крупные. Морковь, капуста кочанная, капуста цветная, капуста кольраби. Вон огурцы, лук. Не вижу редиску, фруктов наших: яблоки, абрикосы, виноград. Значит, не выращивают. Зато в изобилии, по бросовой цене бананы, ананасы. Бананы по цене за килограмм равны цене булочки-саечки - 3 донга. За наш рубль приходится 1,8 дога.
Услышав русскую речь, к нам подошёл молодой вьетнамец, худощавый, среднего роста. Бывший студент, какого - то Московского ВУЗа. Он рад оказать нам помощь в качестве переводчика:
- Сначала, товарищи, нужно научиться считать, - советует новый друг по имени Май, это не сложно. Запомните первый десяток: мот, хай, ба, бон, нам, сау, бай, там, тинь, мыой. Потом к десяти прибавляем очередную цифру: мыой мот, мыой хай, мыой ба и т.д. Потом : "два десятка и один" - хай мыой мот, хай мыой хай и тд. Сто - чам. Понятно?
- А как спросить: "сколько стоит"?
- Бао нью тьен.
- Пробуем прицениваться на вьетнамском языке, со смехом, но нас понимают! Значит, голодными не будим!
- Слова у вас слитные, одно мяуканье!
- Любой язык сначала не понятен. Наш язык, как мелодия.
- Май, походи с нами, если время позволяет?
- Сочту за честь!
Проходим рыбный ряд. Рыба разнообразна, океаническая и прудовая. Много креветки, лангуста, ракушек. Разнообразие ракушек удивляет. Сидит дама средних лет, срезает ножом крышку ракушки, чуть соли и живьём отсасывает содержимое. Причмокивает, соблазняя покупателя. Здесь речные и морские в ладонь - мидии, улитки травяные и все съедобные! У нас желания такого не появилось. Рядом продают лягушек, они очень большие! Продавец этих амфибий настраивает курительную трубку из бамбука, в диаметре 40 м.м. , длиной сантиметров 25. Закрытое донышко, в трубке вода. Сбоку пристроен дымокур. Прижигая спичкой табак, дым отсасывает через воду. Соснёт несколько раз, задержит дыхание, потом выдыхает облако густого дыма. Всей группой смотрим на курильщика с улыбкой, улыбается и он нам. Предлагает затяжку.
- Ноу, ноу,- говорю на английском языке, - сау бол, - говорю по-казахски.
Он протягивает мне трубку:
- Хут, синь мой!?- (курни, пожалуйста).
Затянулся дед смачно и выдал очередной, дымный "выхлоп"!
- Михайла, - обращается ко мне Галай,- ты куришь туберкулёзные палочки. Курить, так курить - купи у него енту самоварную трубу.
- Мужики, глядите, как собака связана, лежит.
На полу лежит собачка, ноги заведены за спину, связаны по парно.
- Вот черти, - возмущается Грань, - ей же больно. Май, это необходимо?
- Она продаётся, как продукт. Всё равно резать.
- Вообще - то, говорят, собачье мясо, как баранина, только кости рёбер круглые. А вон макака также связана.
- Тоже на мясо, - утверждает Май.
Молодая женщина продаёт пяток голубых ящериц связанных пачкой через брюшки. Они длиной сантиметров по двадцать.
- Этих тоже едят? - удивляется Галай.
- Они идут на вторые блюда, - отвечает Май,- у разных народностей, разные предметы пищи.
- Такого разнообразия на наших рынках не увидеть.
Женщины с европейским обличием купили живого гуся. Мы купили цветную капусту, капусту кольраби на салат. В авоськи наложили крупных помидор, огурцов.
Вещевой рынок. Здесь посмотреть не на что - нищета. Много сандалий, очков защитных от яркого света; крохотные бюстгальтеры, не для россиянок. Разная галантерейная мелочь.
- Пойдёмте на шёлковый рынок, - предлагает Пинчук.
Вьетнамец Май с извинением оставил нас.
- Что там интересного?
- Ничего особенного, зато будете знать что где и почём.
- Лучше пойдём по магазинам.
- Там пустые полки, - говорит Степан, - завтра в ГКЭСе возьмём Потребительскую книжку, и всё что нужно купим в дипломатическом магазине. Пойдёмте на городское озеро.
Идём к озеру толпой. Город живёт своей шумной, деловой жизнью. Звучная перекличка автомобильного транспорта. Трамвай пересекает нам путь. Катится к железнодорожному вокзалу. Окна вагона без стёкол, дверные проёмы без дверей. Катится не быстро, давая возможность входа и выхода не останавливаясь. Покрашен был лишь при его постройке. Сейчас трудно определить первоначальный цвет покраски. Солдатик без погон выдаёт билеты входящим пассажирам. Два мальчика едут на узле задней сцепки.
Вот и озеро в центре города. Называется оно - Озеро возвращённого меча. На средине его островок с буддийским храмом. По ветхости его можно судить о много вековом существовании. В воде наблюдаем довольно крупных рыб не известной нам породы. Вылов рыбы запрещён, но вездесущие мальчишки умудряются обмануть дежурную милицию. Выгнали их с одного берега, а они уже на другом и забрасывают блёсна. Смотрим с любопытством на снасть. Леска наматывается на жестяную банку. Она на кулаке правой руки, левой рукой направляет леску для смотки на банку. Левая рука не подвижна, а правая работает и ловко круговыми движениями. Забрасывая блесну, леска легко скользит с банки.
- Ты посмотри, как ловко и быстро мальчишки работают!!
- Ага! Вот бесенята!
Я направляю объектив на рыболовов, но они, мгновенно бросают улов в воду и спрятались. Не только мальчишки, но и все северяне избегают объективы фото камер, особенно если они у иностранцев.
Уходим в парк. Вижу идущего по аллеи пожилого вьетнамца с папками под мышкой. На его голове соломенная шляпа с полями. За ним, шагах в пяти, семенит старушонка, тоже костлявая. На плечах у неё прямое коромысло с подвешенными корзинами почти до пола. Стоит мужчине замедлить шаги или остановиться, она вторит ему, не приближаясь. Культ мужчины? Рабыни?
- Парни, давайте сходим в универмаг, может, гитару купим? - Просит Володя Братищев.
- Пошли, что делать. Где он?
- Пошли, - соглашается Степан Ефимович, - я покажу.
Вот и он, тоже в центре города. Здесь старинный двух этажный квартал, французского построя. Пасмурно, туман. На нижнем этаже хозяйственные товары, их можно по пальцам перечесть: тазы, мочалки, мыло и всё по талонам. Так же было и в СССР после войны с Германией. Пустые полки, скучающие продавцы.