Доносились звуки гонга. Всех, собравшихся в храме на церемонии, накрыла звуковая волна, уводя от хаоса и бесконечной мыслительной суеты. Время словно приостановилось, наступило состояние безмолвия, состояние присутствия в настоящем, состояние покоя и блаженства.
Как здесь не проникнуться ощущением теснейшего взаимодействия мира земного, профанного и божественного, сакрального?
Переход божественного в земное и земного в божественное возможен в любой точке пространства и в любой момент времени: так повседневная рутинность бытия возвышается до уровня божественной вселенской вечности. Местом, где подобные метаморфозы особенно эффективны, и сакральность достигает максимальной концентрации, является храм. Традиция подобного восприятия сакрального пространства прослеживается со времён Древней Индии (Прото-Индийская цивилизация).
Гонг появился около 3000 года до нашей эры.
Гонг принято считать древнекитайским инструментом, но аналогичные инструменты встречаются в храмах и других стран Юго-Восточной Азии. Использовался этот инструмент в ритуальных целях. Люди верили, что звуки гонга отгоняют злых духов, настраивают душу и ум на особый лад.
Кроме того, инструмент играл роль колокола, созывал людей, оповещал о важных событиях, сопровождал поездку высокопоставленных лиц. Позднее гонг стали использовать для театральных представлений, сопровождения борьбы. Появляются "оперные гонги", используемые до сих пор в традиционном китайском театре.
********************************
А в это время на Руси в одном из храмов тоже собрались люди. Доносился звук било. Тогда еще не было колоколов. То было дохристианское время. Позже появились колокола в христианских храмах, как напоминание верующим о присутствии церкви и её влиянии на повседневную жизнь. То есть опять как напоминание о теснейшем взаимодействии мира земного и мира божественного.
Колокола на Руси появились в десятом веке вместе с принятием христианства, но широко распространились с конца 16 века.
До 15 века во всех монастырях Руси звонили в било - один из самых древних и самых простых инструментов. Било делали из металла, сухого дерева и даже камня, особенно в тех местах, где кроме камня не было другого материала.
Колокола и их предшественники являлись во многих культурах как музыкальными инструментами, так и символами культа, звон которых сзывал вместе сверхъестественное и людей.
При ассирийских раскопках были найдены бронзовые колокольчики; изображения своеобразных колоколов уже встречались на древних рисунках Египта, Китая и Греции. Самые древние колокола и колокольчики, найденные на территории Японии и Китая, относятся к третьему тысячелетию до нашей эры. Колокол - один самых древних музыкальных инструментов!
Несколько позже они появились в Корее, Вьетнаме, Бирме, Индии и в других странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Как считается в буддизме, звонкий и глубокий звук колокола пробуждает заблудших в море скорби людей.
"Если есть храм, то обязательно должен быть колокол. Если нет колокола, то это не храм."
**************************
А в это время мусульмане совсем по-иному относились к музыке и звукам музыкальных инструментов, хотя в Коране и нет прямых указаний на запрет музыкального творчества.
Но откуда-то издавна в исламском мире появился миф о греховности музыки. Поэтому никаких музыкальных инструментов в мечетях нет!
Но как исполняется призыв к всеобщей молитве мусульман (азан)! Ну разве это не музыка, исполняемая человеческим голосом ?? Точнее - человеческой душой.
Азан тоже стирает грань между мирским и божественным.
**************************
А на рубеже 2 и 3 тысячелетий в Азии (да и в Греции) появились бубны.
Таинственные шаманы были самыми уважаемыми людьми в племени. Без ритуальных танцев с участием шамана с бубном не обходилось ни одно важное событие в жизни человека - ни рождение, ни охота, ни свадьба, ни похороны.
То есть опять и снова - сей музыкальный инструмент связывал мирское и божественное.
Наибольшую популярность инструмент получил в странах Ближнего Востока, а оттуда, во время первых крестовых походов, перебрался и в Европу, вплоть до Английских островов, а также до Северной Ирландии.
***************************
Ну а что происходило в древнем Израиле?
В отличие от других культур, о еврейской музыке в древнем Израиле можно судить не только по археологическим находкам, но и по письменным свидетельствам.
Несмотря на скупость упоминаний музыки в эпоху Первого Храма (Первый Храм, также Храм Соломона (950-586 год до н. э.) - еврейский храм в Иерусалиме, название Иерусалимского храма до его разрушения войсками Навуходоносора II в 586 году до н. э. ), на основании библейских источников можно говорить о важной роли, которую она играла в культуре древнего Израиля, основание которого примерно датируется 1030 годом до нашей эры.
Уже в Книге Бытия упоминается Иувал (Ювал), сын Ламеха, который "был отец всех играющих на гуслях и свирели" (Быт.4:21). Всего в Ветхом Завете упоминаются как минимум 24 различных музыкальных инструмента, относящихся к четырём основным группам, хотя в большинстве случаев соответствие современным инструментам только предположительно:
- идиофоны (ударные музыкальные инструменты, в которых источником звука служит сам корпус, - кимвалы, систры, колокольчики, погремушки);
- мембранофоны (ударные инструменты с натянутой кожей - барабаны или бубны);
- духовые музыкальные инструменты (свирель-угав, свистулька, труба-хацоцра, рожок и шофар, дошедший до современности в своём историческом виде; в эпоху Второго Храма были регламентированы три способа извлечения звуков из шофара при отправлении религиозных обрядов);
- струнные музыкальные инструменты (лира-киннор, арфа-невель, а позже, в эллинистический период, также псантрин, игра на котором, видимо, напоминала игру на гуслях; среди неидентифицированных инструментов - десятиструнный асор и семиструнный киннор, который принято считать родственным скрипке).
По-видимому, основной задачей музыкальных инструментов был аккомпанемент при исполнении песен и мелодий голосом, а также при чтении священных текстов.
Следовательно, опять музыка связывала мирское с сакральным.
*************************
Можно вспомнить и про Древний Египет - систр, менат, арфа, флейта, тамбурин.
Можно и дальше искать взаимосвязь между музыкальными инструментами и невидимым миром.
*************************
А еще можно выйти за дверь и отправиться в лес... И ощутить взаимосвязь с божественным там.
Существует множество способов, путей.
************************
Да и Господь, что-то мне кажется, наблюдал за происходящим на нашей Земле и думал: эх.... люди, люди.... сколько вы всего напридумывали! А ведь всё значительно проще! Но вы так привыкли усложнять....