В последнее время меня мучает вопрос - кто прав в этой жизни?
Понимаю - проще жить, не касаясь взаимоотношений с людьми. Но так не бывает. Все мы живем среди людей, даже если работаем с животными. И у каждого своя правда, свои представления о жизни, своё "я" или своё "Я".
Существует золотое правило нравственности - общее этическое правило, которое можно сформулировать так: не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили.
Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий: авраамических, дхармических, конфуцианства и античной философии и является основополагающим мировым этическим принципом.
Сейчас люди так много говорят о Боге. Так часто ходят в церковь. Читают Библию. В Новом Завете эта заповедь неоднократно повторялась Иисусом Христом.
- В Евангелии от Матфея: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки" (Мф. 7:12), "люби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 19:18-20), "Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22:38-40)
- В Евангелии от Марка: "любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв" (Мк. 12:32-34).
- В Евангелии от Луки: "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" (Лук. 6:31).
Также это правило неоднократно повторяли Апостолы Иисуса Христа.
- В Послании к Римлянам апостола Павла: "Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя" (Рим. 13:8-10).
- В Послании к Галатам апостола Павла: "весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя" (Гал. 5:13-15).
- В Послании Иакова: "закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого" (Иак. 2:7-9).
- В Деяниях Апостолов: "Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы" (Деян. 15:28,29).
Блаженный Августин писал о золотом правиле в "Исповеди" в 1-й книге (гл. 18) в негативной трактовке: "И, конечно, знание грамматики живёт не глубже в сердце, чем запечатленное в нём сознание, что ты делаешь другому то, чего сам терпеть не пожелаешь"[5].
Папа Григорий Девятый в 1233 году в письме к французскому епископу указывал: "Est autem Judæis a Christianis exhibenda benignitas quam Christianis in Paganismo existentibus cupimus exhiberi" ("Христианам следует относиться к иудеям так же, как они хотели бы, чтобы относились к ним самим в языческих землях").
И в иудаизме об этом же, и в исламе, и в индуизме, и так далее. Во всех религиях говорится об одном и том же.
А кто об этом помнит? И почему так часто бывают распри и войны именно на религиозной почве?
Почему никто не слушает и не слышит Льва Николаевича Толстого с его:
"Если сказать, что птицы, лошади, собаки, обезьяны совсем чужие нам, то почему же не сказать, что и дикие, чёрные и жёлтые люди чужие нам? А если признать таких людей чужими, то с таким же правом могут чёрные и жёлтые люди признать чужими белых. Кто же ближний? На это есть только один ответ: не спрашивай, кто ближний, а делай всему живому то, что хочешь, чтобы тебе делали."
Наблюдаю людей. Казалось бы - самых близких и когда-то родных людей. И вижу - не работает это. Вижу, как рушатся отношения по причинам громадного эгоизма, личных "Я", нелюбви и недобра. И не представляю, что с этим делать.
Люди позиционируют себя верующими, посещают церковь, но, на мой взгляд, всё бесполезно, коли жизни их начинают измеряться только материальным. Уходит самое главное из отношений. Уходит любовь. И, похоже, навсегда.
И в то же самое время ведь всем нам известна история, Библейская, про двух братьев - Каина и Авеля, сыновей Адама и Евы.
Согласно Книге Бытия, Каин был первым в истории убийцей, а Авель - первой жертвой убийства. Еврейское имя Каин обнаруживает сходство с глаголом "кана" (производить на свет), употребленным Евой, сказавшей: "произвела я человека" (Быт 4:1), а также со словами "каин" (кузнец) и "кана" (ревнивый). Имя Авель (по-еврейски Хевель) возможно восходит к еврейскому слову "хевель" (дыхание).
Рассказ о Каине и Авеле приводится в 4 главе Книги Бытия и больше нигде в еврейской Библии не упоминается. Авель был скотоводом, Каин - земледельцем. Каин принес в дар Богу от плодов земли, Авель же принес в жертву первородных животных своего стада. Каин, рассердившись, что Бог отдал предпочтение жертве Авеля, убил своего брата. Когда Бог спросил его: "где Авель, брат твой?" - он ответил: "разве я сторож брату моему?" (Быт 4:9). Бог наказывает Каина проклятием: "ты будешь изгнанником и скитальцем на земле" (Быт 4:12), но при этом метит его "Каиновой печатью", чтобы никто его не убил. Каин уходит в "землю Нод" (страну скитания), к востоку от Эдема.
Когда Каин начинает завидовать брату, Бог говорит ему: "Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним" (Быт 4:7). Это первое появление слова "грех" ("хет") в Библии. Грех Каина особенно поражает воображение, потому что это не просто убийство, но братоубийство.
Так что..... получается, ничто не ново на земле, под небесами.....
И просто ли так в наших жизнях возникают неоднозначные, сложные ситуации. Думаю - совсем не просто так..... и становится иногда так больно и так грустно, что мать тебе больше не мать, а брат не брат. Но и так бывает в жизни. Теперь знаю об этом.
Есть люди, которых никто никогда не заменил и не заменит. Близкие, дорогие, любимые люди. И даже если они уже ушли из жизни, то всё-равно вспоминаешь о них с любовью и нежностью и теплотой, словно бы они так и остались рядом, совсем близко.
И есть те, которые словно как попутчики. Даже если являются твоими ближайшими родственниками. Ничего, кроме боли, не причиняют. И общаться с ними не хочется.
Рассматриваю старые фотографии. Показала некоторые Нэжле. Те, на которых моя прабабка Мария Яковлевна.
Нэжла спрашивает - до скольких лет она дожила?
Отвечаю - до семидесяти шести.
Нэжла - до семидесяти шести??? А почему же она так выглядит? Много старше своих лет и вся исхудавшая.
Рассказываю вкратце историю жизни Марии Яковлевны. У нее было одиннадцать человек детей, из которых выжили только четверо. Остальные умерли в младенчестве и были погребены на погосте при храме Покрова Пресвятой Богородицы, который находился в дореволюционные времена совсем не там, где ныне.
Тогда храм находился поблизости от того места, где впоследствии была построена дача Алексея Николаевича Толстого, известного всем нам по произведениям "Петр I", "Хождение по мукам", "Золотой ключик" и так далее.
Не удалось отстоять тот храм, хоть та же Мария Яковлевна, как человек грамотный и глубоко верующий, принимала самое активное участие. На месте разрушенного храма и погоста при храме были построены дачи...
Ну а Мария Яковлевна пережила первую мировую войну, на которой погиб её муж. Гражданскую войну. Раскулачивание (семья когда-то считалась зажиточной). Сама подняла четверых детей - трех дочерей и сына, организовав красную чайную. Сама вела всё хозяйство. Не только чайной занимаясь, но и огородом, лошадью, коровой, овцами, курами. А была она женщиной когда-то очень интересной внешне. Более того - грамотной, с образованием. Но нужно было выживать. Нужно было растить и учить детей.
Церкви местные отстаивала вместе с другими местными активистами. Когда церкви разрушать начали. Возила петиции фронтовому другу её мужа Семёну Ивановичу Аралову, чтобы тот передал их дальше, чтобы до Ленина дошли. Но всё-равно в итоге местные храмы были разрушены. И вторую мировую войну пережила Мария Яковлевна. Но к тому времени дети уже выросли, внуки появились.
Человек фактически всю жизнь трудился не покладая рук. И все дети её отзывались о ней только с любовью. Конечно, не застала я свою прабабку. Но её дочери (моя бабушка и её сестры) всегда говорили - лучше нашей мамочки никого не было и нет. Золотым человеком она была.
И я верю этому. Знаю, что так оно и есть. От хорошей яблони и яблоки хорошие родятся. Примером для детей ведь была собственная мать. Прожившая невероятно тяжелую жизнь. Очень достойно. И все всегда были дружны в нашем семействе.
И мне очень больно наблюдать, насколько всё изменилось за последние годы. Притом, изменилось настолько, что едва ли уже возможно исправить ситуацию. Для исправления ситуации необходим диалог, шаги навстречу друг другу. Нужны теплота душевная, любовь, забота. А не только материальные интересы, завладевшие сейчас душами когда-то близких людей.
Все связи разрушаются, и я чувствую себя теперь взрослой и ответственной за саму себя. Детства больше нет. Детство моё осталось позади, с папой и бабушкой. Происходящее и больно, и неприятно, и как-то очень грязно ощущается. Единственное что мне хочется - самой не залезать во всю эту грязь. В конце концов, Бог есть на самом деле. Могу сказать об этом наверняка, даже если и в церквях бываю не так часто. И что толку? Некоторые бывают еженедельно.... но....... Бог нам всем судья.